ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
УДК 616.1/.4(092)
В.П. Пузырев
E-mail: [email protected]
ОЧЕРК О В.П. КАЗНАЧЕЕВЕ,
АКАДЕМИКЕ РАМН
Учреждение РАМН НИИ медицинской генетики СО РАМН, г Томск
Влаиль Петрович Казначеев - первый Ученый, которого я, вчерашний школьник из дальнего заполярного поселка, став студентом Новосибирского мединститута, увидел, как говорится, «живьем». Было это в 1965 году. В Большом актовом зале института на Фрунзе он держал приветственное слово перед новоиспеченными студентами. Запомнилось из содержания немного, вероятно, потому что не было должной подготовки к восприятию излагаемого. Но эмоциональная, чувственная компонента речи, образный язык и яркость приводимых примеров трогали сердце. А главное - родились ощущение и уверенность в правильном выборе и специальности, и института.
Это были 1960-е годы, когда у молодого ректора мединститута В.П. Казначеева, за плечами которого уже была Великая Отечественная, вызревали планы по организации академической медицинской науки в Сибири. И в этих планах была медицинская генетика. Недавно я нашел документальные тому свидетельства - письма известного отечественного генетика В.П. Эфроимсона*. Будучи в Новосибирске с чтением курса лекций в Институте цитологии и генетики СО РАН, он пишет своей жене 19 февраля 1966 года: «Вчера сюда приезжал ректор туземного
* Письма к жене 1957-1966 гг. Природа. 2008. № 11, С. 61-71. Время борьбы и утрат. К 100-летию со дня рождения В.П. Эфроимсона.
СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 32009 (выпуск 1)
(Новосибирского) медицинского института со своим помом, и мы имели квартет. Керкис высказал свое, дир - свое, я - свое, пом - записывал. В общем, они хотят организовать медико-генетическую группу в Новосибирске при институте и кафедру. Просили меня быть куратором, на что я согласился. Просили прочитать лекцию ...» Лекция им была прочитана, ее открывал В.П. Казначеев, и я побывал на ней.
Именно с этого 1966 года в Сибири стала зарождаться медико-генетическая служба, на кафедре факультетской терапии открылись курс лекций по медицинской генетике для студентов и студенческий научный кружок. Уже позднее (1979 год) в ИКЭМе СО РАМН по инициативе В.П. Казначеева была организована Лаборатория медицинской генетики, возглавлять которую он пригласил меня. В Москве также в 60-е годы шло обсуждение вопросов организации медико-генетической службы в государственном масштабе. В 1969 году Н.П. Бочков организовал Институт медицинской генетики АМН СССР.
Из студенческих лет помню восхитительные лекции Влаиля Петровича. Мне кажется, что его любимыми лекциями были «Методология клинического диагноза», «Ревматизм», «Бронхиальная астма». Их помню до сих пор. В проблеме дифференциального диагноза он выстраивал логику шагов от простого созерцания к практике и прогнозу. Этот путь, им предложенный, имеет убедительное эпистемологическое обоснование. В лекциях по конкретным формам патологии он никогда не излагает материал по залаженной схеме, всегда есть свое истолкование материала, самородная мысль. Это я заметил для себя в те годы, отмечаю, слушая его лекции, сегодня. Разноаспект-ность рассмотрения любой проблемы, неожиданность суждений. Ему заниматься только одной проблемой, одной темой так же странно, как есть один хрен. У него генетически детерминированное свойство характера - неприятие нормативной науки и медицины.
Как-то довелось мне поработать в домашней библиотеке Влаиля Петровича, в коттедже в Академгородке. Он тогда обдумывал, в том числе, два аспекта экологии человека. Во-первых, особенности генофондов «проточных» популяций в реакциях на сибирские условия. Во-вторых, он искал обоснование родившейся у него концепции экологического утомления и, как части последнего, генетического утомления и напряжения. Меня в течение десятка дней привозили на авто в коттедж, я работал с литературой, в том числе с книгами, статьями, в которых были его пометки, закладки, выписки по этим проблемам. Вечером приезжал Влаиль Петрович, подходили еще сотрудники. Шло обсуждение и дискуссии. Складывался текст. Это яркий дар у Влаиля Петровича -предложить точный и яркий термин. «Проточная популяция» и «генетическое утомление» - это не просто термины, в них усматривается концептуальность. Недавно Влаиль Петрович предложил термин «генетический дефолт» как истощившуюся способность
генома современного человека адекватно реагировать на «сумасшедшую» сегодняшнюю жизнь. В одном из его стихотворений - «В России вечный шторм в открытом море» - проблема сформулирована. Есть пути решения. Кто возьмется?
Есть такая гносеологическая концепция - концепция личностного знания, предложенная английским философом М. Полани (1981-1976). В ней есть тезис, что в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности. Это важный элемент познания, и обладающий этим даром (а он присущ, имплицитен Влаилю Петровичу), как правило, успешен в науке и поразительно притягательно интересен коллегам. Феномен этот не разгадан, он очень «человеческий», его нельзя смоделировать на ЭВМ. И феномен академика В.П. Казначеева - это загадка, таинство. Это данное, его так просто не объяснишь. Его надо принимать по-окуджавски:
Так природа захотела.
Почему?Не наше дело.
Для чего?Не нам судить.
Люблю казначеевское рукопожатие при встрече: крепкое, задерживающее твою руку на время, достаточное для того, чтобы успеть выпалить тебе то, что его волнует сейчас. И ты, ошеломленный, не способный сразу воспринять высказанную мысль, успеваешь ее лишь запомнить, обдумывая ее потом, сидя в машине, летящей в Томск, на родину Влаиля Петровича.
Академик РАМН, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.П. Пузырев
УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ РУКОПИСЕЙ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В «СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ»!
С целью повышения оперативности взаимодействия между редакцией «СМЖ» и авторами с 2003 г. в каждой рукописи должен указываться электронный адрес (e-mail) лица, ответственного за переписку с редакцией «СМЖ».
Обработка рукописей без e-mail задерживает её публикацию в очередных номерах.
Приоритет в публикации рукописей отдается авторам, имеющим текущую годовую подписку на «СМЖ».
Переписка с авторами осуществляется по e-mail: [email protected]