Гусейнова Айгуль Агаларовна
ОЧЕРК КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО ЖУРНАЛА "С?ЕМБИК?" / "СЮЮМБИКЕ")
В статье анализируются особенности развития жанра очерка в татарской журналистике. На примере публикаций журнала "С?ембик?" / "Сююмбике" рассматриваются выразительные средства очерка, выявляются общие закономерности формирования жанра современной татарской журналистики. Обосновывается мысль о том, что изучение теории жанров является одним из определяющих условий мастерства журналиста. Такой взгляд будет интересен специалистам в области филологии и журналистики. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/4-2/2.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 2. C. 18-20. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
39. д'Удин Ж. Искусство и жест: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков / пер. с франц. С. Волконского. М.: Книжный дом Либроком, 2012. 266 с. (Сер. Школа сценического мастерства).
40. Фолькельт Йоханнес Современные вопросы эстетики / пер. с нем. Н. М. Штрупа. СПб.: Изд-е редакции журнала «Образование»; типография А. Лейферта, Большая Морская, № 65, 1900. 248 с.
41. Чулков Г. И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. 607 с.
42. Шайтанов И. О. Зачем сравнивать? Компаративистика и/или поэтика // Проблемы современной компаративистики / сост.: Е. Луценко, И. Шайтанов. М. - СПб.: Журнал «Вопросы Литературы»; Центр Гуманитарных Инициатив, 2011. С. 11-30. (Сер. Университетская библиотека журнала «Вопросы Литературы»).
43. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М.: Прометей, 1989. 260 с.
44. Шиффер Д. C. Философия дендизма. Эстетика души и тела (Кьеркегор, Уайльд, Ницше, Бодлер). М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2011. 296 с.
45. Эстетика немецких романтиков: сб. текстов / ведущий ред. С. Я. Левит; пер., сост. и коммент. А. В. Михайлов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 576 с.
46. Эткинд А. М. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 644 с.
47. Benjamin W. Paris, capitale du XIXe siècle: Le livre des Passages. Paris: Cerf, 1989. 972 p.
48. Croce B. Estética come scienza dell'espressione e lingüistica generale. Bari: Laterza, 1903. 587 p.
49. Fechner G. T. Vorschule der Aesthetik. 2 Bände. Leipzig: Breitkopf & Huartel, Lipsia, 1876. V. 1. 602 p.
50. Huysmans J. K. Croquis parisiens. A Vau l'Eau. Un Dilemme. Paris: Tresse & Stock, 1905. 346 p.
51. Iser W. Prospecting: From Reader Response to Literary Anthropology. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1993. 328 p.
52. Jakobowski L. Die Anfänge der Poesie. Grundlegung zu einer realistischen Entwicklungsgeschichte der Poesie. Dresden -Leipzig: E. Pierson's Verlag, 1891. 141 p.
53. Paul H. Grundriss der Germanischen Philologie. Strassburg: Karl J. Trubner, 1891. 102 p.
54. Paulhan Fr. Le mensonge de l'art. Paris: Bibliotheque de philosophie contemporaine, 1907. 380 p.
55. Strehlow C. Die Aranda- und Loritja-Stämme in Zentral-Australien. Frankfurt am Main: J. Baer, 1907-1920. Vol. 5. 56 p.
56. Vaihinger H. Die Philosophie des Als Ob. System der theoretischen, praktischen und religiösen Fiktionen der Menschheit auf Grund eines idealistischen Positivismus. Miteinem Anhangüber Kant und Nietzsche. Berlin: Reuther & Reichard, 1911. 804 p.
57. Velde van de Н. С. Déblaiement d'Art. Brussels: Editions Des Archives d'Architecture Moderne, 1895. 207 p.
DISSERTATIO DEMETHODO BY ALEKSANDR EVLAKHOV: "COBWEB OF A SOPHISTICATED MIND" OR "A WAY TO THE DIVINE FOREKNOWLEDGE"?
Astashchenko Elena Vasil'evna, Ph. D. in Philology Peoples' Friendship University of Russia gedda@inbox. ru
Applying to A. M. Evlakhov's heritage is relevant due to his attempt to synthesize the formalists' immanentism and "organic" criticism which studies the origin of art from the life. Developed among the philologists at the turn of the XIX-XX centuries self-confident recognition of incompleteness of such terms as neo-romanticism, symbolism, decadence, modernism results in the necessity to identify the formal specifics and internal practicability of the phenomena called so differently, interpreted in a different way, referred to the different time periods and at the same time with a perception and understanding of an attitude which P. N. Sakulin considered their common essence, type of artistic thinking and creativity and called irrealism, and Evlakhov adopted to the philological analysis methodology.
Key words and phrases: irrealism; ideal-realism; fictionalism; modernism; decadence; aestheticism; escapism; allusions; synes-thesia; artistic synthesis.
УДК 8.80
В статье анализируются особенности развития жанра очерка в татарской журналистике. На примере публикаций журнала «Свембикэ» / «Сююмбике» рассматриваются выразительные средства очерка, выявляются общие закономерности формирования жанра современной татарской журналистики. Обосновывается мысль о том, что изучение теории жанров является одним из определяющих условий мастерства журналиста. Такой взгляд будет интересен специалистам в области филологии и журналистики.
Ключевые слова и фразы: очерк; выразительные средства языка; татарская журналистика; периодическая печать; публицистический стиль.
Гусейнова Айгуль Агаларовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет aigel24@mail. ги
ОЧЕРК КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО ЖУРНАЛА «С6ЕМБИКЭ» / «СЮЮМБИКЕ»)
Тема родного языка в журналистике всегда занимала свое место в науке. Современные читатели татарских СМИ имеют возможность проследить и изучить развитие родного языка и журналистского жанра через труды ученых. Значительный вклад в изучение данного вопроса внесли такие видные языковеды, как Г. Ибрагимов, Г. Алпаров. В своей кандидатской диссертации А. Ишмуратов изучил особенности языка и стиля газеты «Урал».
10.01.00 Литературоведение
19
После Великой Отечественной войны Ш. Рамазанов осветил тему языковых особенностей газеты «Кызыл Татарстан» того времени. Данные факты говорят, о том, что эта тема в науке изучается глубоко и последовательно. Выступления таких языковедов, как В. Хангильдин, С. Ибрагимов, Р. Сибагатов, Ф. Сафиуллина, Р. Юсупов, литераторов И. Гази, Г. Баширов, Х. Сарьян и др., затронувших тему особенностей речи периодической печати и ее перевода, также внесли огромный вклад в область изучения публицистического стиля татарского языка.
За последние двадцать лет татарская филологическая наука особенно активизировалась в этом направлении. Защищены кандидатские и докторские диссертации (И. Низамов, В. Гарифуллин и др.), которые выявили изменения и закономерности, происходящие в языке современной печати и средствах массовой информации.
Целью и задачами этой работы является ответ на вопрос: существует ли в современной татарской журналистике жанр очерка, соответствующий требованиям, каково его сегодняшнее состояние и будущее?
В периодической печати жанр определяется как тип журналистского произведения, исторически возникший и обладающий устойчивыми свойствами. Периодом возникновения татарской печати, в том числе и формирования основных жанров газет и журналов, считается начало ХХ века, годы первой русской революции. В эти годы особенно широко развиваются такие жанры, как отчет, статья, рецензия, обозрение, а также сатирические жанры. Развитию многих жанров татарской периодической печати способствовали писатели и журналисты К. Насири, И. Гаспринский, Г. Исхаки, Г. Тукай, Ф. Амирхан, Г. Кулахметов, Г. Ибрагимов, Ф. Бурнаш, В. Шафигуллин, Г. Килдебеков, Ш. Ахмадиев, Ф. Сайфи-Казанлы и др. Понятно, что в целом журналистские жанры (очерк, зарисовка, памфлет) возникли и развивались под воздействием художественной литературы.
Жанры периодической печати находятся в постоянном развитии. Изменения в общественной жизни, новые тенденции в средствах массовой информации не могут не отражаться и на системе жанров. Перед журналистикой стоит целый ряд задач. В одном случае необходимо информировать о каком-либо событии или факте, во втором нужно объяснить его значимость, проанализировать и дать оценку, а в третьем случае, важно рассказать в эмоционально-экспрессивной форме о каком-либо событии или человеке, который имеет к нему непосредственное отношение. Исходя из задач и функций, жанры периодической печати можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
Основная функция таких жанров, как новость, отчет, репортаж и интервью, которые входят в информационную группу, - оперативно довести до читателя общественно-значимую новость. Главная цель аналитических жанров (в эту группу входят корреспонденция, статья, письмо, рецензия, обозрение) - поиск путей решения какой-либо проблемы, анализ событий, явлений. Художественно-публицистические жанры (зарисовка, очерк, этюд, фельетон, памфлет) обладают огромной обобщающей силой, они служат как эмоциональное размышление об отдельных явлениях нашей жизни, раскрывая человеческий характер, саркастически высмеивая его недостатки.
Очерк является одним из видов художественно-публицистического жанра. В качестве самостоятельного жанра очерк сформировался в конце ХХ века, тогда же была заложена основа теории очерка. Очерку были даны разные определения. Один из основателей теории татарского очерка Гази Кашшаф говорил, что очерк -это жанр, который при помощи изобразительных средств отражает действительность, повседневные события, людей. М. Горький считал, что очерк - это жанр, стоящий между рассказом и расследованием.
Основными признаками очерка являются документальность, образное изображение действительности, обобщение, а также то, что решение проблемы осуществляется через описание характера.
Основа документальности - факт. В информационном жанре - факт освещается; в аналитическом - анализируется; в художественно-публицистическом - факт это выразительное средство.
Средствами достижения выразительности также являются сюжет, композиция, пейзаж, портрет. Но главными особенностями очерка являются его язык и стиль. Будучи документальным произведением, неотъемлемыми языковыми компонентами очерка на татарском языке являются даты, человек, организация, наименования мест, термины.
В татарской журналистике жанры возникли и развивались под воздействием художественной литературы. Как известно, очерк входит в блок художественно-публицистических жанров. По названию блока в первую очередь определяется художественность. Поэтому целесообразно рассмотреть анализ очерка в контексте образных изображений и выразительных средств.
В формировании современных источников информации в обществе татарский журнал «Сеембикэ» / «Сююмбике» играет важную роль. Особенностью журнала является освещение тем и вопросов, касающихся современных татарских женщин, матерей, детей, проблемы воспитания и национальной культуры. В освещении этих вопросов от автора материала требуется уместное использование подходящего жанра, такого как очерк. Поэтому материалы журнала богаты выразительными языковыми средствами.
Рассмотрим, некоторые примеры очерка на материалах, опубликованных в номерах за последние годы журнала «Сеембикэ» / «Сююмбике».
Так, в материале Розы Камалетдиновой «Тэзкирэ» / «Тазкира» наблюдаются аспекты документального и выразительного анализа, что свидетельствует об отнесенности данного журналистского текста к жанру очерка: документальность (фактический материал - даты, цифры), образность (средство влияния - убеждение, внушение, тропы, метафоры, синтаксические фигуры и т.д.).
В то же время автор уместно использует такие средства выразительности, как гипербола («Аягы тигэн щиргэ тия, тимэгэненэ юк, оча гына Тэзкирэ, щиде чакрым араны ничек йвгереп кайтканын сизми дэ» [5, б. 39]. / Летит Тазкира, не замечая землю под ногами, преодолела семь верст пути), градация («Щэен тамак хакына Буанъщ хэллерэк кешелэренэ вй юыша, бэрэцгеутыртыша - вешэ, утын кисешэ» [Ibidem]. / Летом за кусок хлеба помогает убираться в домах, сажать и полоть картошку, напилить дров живущим в среднем достатке жителям Буинска), фразеологизмы, поговорки («Баш очында болытлар куерудан вркеп, авылына кайтмый
хэтта ки, юл эйлэнеч, кайтсац, китеп булмый, дип аклана», «Квзен уку елы башлануга аныц аяк астында янэдэн щирубыла башлый» [Ibidem]. / Опасаясь угрозы, нависшей над головой, даже в деревне не появляется, оправдываясь тем, что, якобы, если приедешь, никак не сможешь уехать. С началом учебы, осенью, у него опять земля уходит из-под ног). Широко используются риторические обращения и вопросительные предложения («Сузгэ ышана торган заманмы!?», «Ялгызы двнья йвге свйрэYче энисе нинди ^чтэнэч щибэр-сен?!», «Тэзкирэ туганым, щэннэт бит бу, кадерен бел, тырышыпукы!» [Ibidem]. / Разве, можно сейчас верить кому-то!? Какие гостинцы может отправить мать, которая одна еле сводит концы с концами?! Родная, Тазкира, это же рай, цени, учись старательно!) и т.д.
Следующая публикация, богатая на языковые средства, - это очерк Мидхата Садыйкова «Ялгыз каен» / «Одинокая берёза». Строки из одноименной песни используются в очерке в качестве выразительного средства. («Ялгыз каен булмый, дилэр, Ялгыз каен Yрлэрдэ лэ, Ялгыз каен Yрлэрдэ. Ялгыз каеннардай ялгыз Минем кебек кемнэрдер» [10, б. 48]. / Говорят, не бывает одинокой берёзы, Одинокая берёза на горе, Как одинокая берёза, Кто еще более одинок).
Автор в очерке использует сравнения: («Рэшэ дулкыннары сыман тирбэлеп туган авыл, туган щир, Ну-рищамал эби куз алдына килеп баса» [Ibidem]. / Как волны миража предстает перед глазами родная деревня, родная земля, Нурижамал Аби ); литоты: («Торган щире-йорты мунча зурлыгындагы бер вй» [Ibidem]. / Живет в домике, напоминающем баню); риторические вопросы: («Ул чагында нигэ соц бу сылукайныц исемен щыр-ларга кушып щырлыйлар?» [Ibidem, б. 50]. / В таком случае, почему об имени этой красавицы поется в песне?).
Объединяющими признаками всех публицистических произведений являются документальность, точность и объективность. В то же время необходимо отметить и выразительные средства, которые уместно используются при создании материалов в жанре очерка в татарской печати. Поскольку в них затрагиваются самые актуальные и резонансные проблемы повседневности, в очерке на татарском языке бесспорно участвуют все лексические и грамматические средства родного языка: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, жаргоны (арго), диалекты, профессионализмы, заимствованные слова и т.д. Очерк невозможно представить без выразительных средств языка, таких как эпитеты, фразеологизмы, тропы (метафора, метонимия, сравнение, гипербола, литота, элементы юмора и сатиры), пословицы, афоризмы. Выразительность очерков на татарском языке зачастую достигается фонетическими средствами и синтаксическими фигурами (риторический вопрос, восклицание, обращение, градация, параллелизм, инверсия, антитеза и т.д.).
Несмотря на то что объектами нашего исследования послужили очерки, опубликованные в журнале «Сеембикэ» / «Сююмбике», можно утверждать, что для этого жанра в татарской прессе присуща художественная подача материала.
Развитие жанров - это результат поиска и творческого подхода к работе в том или ином жанре. Какими бы устойчивыми признаками не обладали журналистские жанры, если автор творчески не усвоил их особенности и закономерности и не смог отразить индивидуальность в своем тексте, он не сможет заинтересовать читателя. Поэтому изучение теории жанров является одним из определяющих условий мастерства журналиста.
Список литературы
1. Гази Кашшаф - язучы-журналист, педагог, галим. Очерк hэм эссе: Югары уку йортларыныц журналистика бYлеге студентларына "Эдэби-публицистик жанрлар" курсыннан уку ярдэмлеге. Казан: Казан дэYлэт ун-ты нэшр., 2008. 62 б.
2. Гарифуллин В. З. Композиционно-речевая и модельно-темпоральная структура текстов информационных жанров: на материале газеты «Социалистик Татарстан»: дисс. ... к. филол. н. Казань, 1989. 216 с.
3. Гарифуллин В. З. Лингвистическая система татарского газетного текста: дисс. ... д. филол. н. Казань, 1998. 427 с.
4. Ишмуратов А. Г. Некоторые языковые и стилистические особенности большевистской газеты «Урал»: автореф. дисс. ... к. филол. н. Казань, 1956. 15 с.
5. Камалетдинова Р. Тэзкирэ // Сеембикэ. 2007. № 1. Б. 38-40.
6. Низамов И. М. Очерк. Татар очеркы: кичэ, буген, иртэгэ: «Эдэби-публицистик жанрлар» курсыннан журналистика факультеты студентларына hэм аспирантларына уку кулланмасы. Казан - Яр Чаллы: КДУ филиалы, полиграфия ла-бораториясе, 2003. 71 б.
7. Низамов И. М. Функционирование и развитие татарской речевой системы в массовой коммуникации: автореф. дисс. ... д. филол. н. Казань, 1996. 50 с.
8. Низамов И. М. Язык современной татарской периодической печати: дисс. ... к. филол. н. Казань, 1980. 182 с.
9. Рамазанов Ш. А. Татар теле буенча очерклар. Казан: Татар. кит. нэшр., 1954. 200 б.
10. Садыйков М. Ялгыз каен // Сеембикэ. 2004. № 11. Б. 48-50.
ESSAY AS ONE OF THE TYPES OF THE ARTISTIC AND PUBLICISTIC GENRE (BY THE EXAMPLE OF THE TATAR JOURNAL "SYUYUMBIKE")
Guseinova Aigul' Agalarovna
Kazan (Volga region) Federal University aigel24@mail. ru
The article analyzes the developmental specifics of an essay genre in the Tatar journalism. By the example of the journal "Syuyumbike" publications the author examines the expressive means of an essay, identifies the general principles for the formation of the modern Tatar journalism genre. The author argues for the thesis that studying the theory of genres is one of the crucial provisions for the journalist's competence formation. Such an approach will be of interest for the specialists in the sphere of philology and journalism.
Key words and phrases: essay; linguistic expressive means; Tatar journalism; periodical press; publicistic style.