Научная статья на тему '«ОЧЕРК БЫТА ЖЕНЩИНЫ ОСЕДЛОГО ТУЗЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ ФЕРГАНЫ» В.П. И М.В. НАЛИВКИНЫХ. Неопубликованные рецензии'

«ОЧЕРК БЫТА ЖЕНЩИНЫ ОСЕДЛОГО ТУЗЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ ФЕРГАНЫ» В.П. И М.В. НАЛИВКИНЫХ. Неопубликованные рецензии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
691
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ОЧЕРК БЫТА ЖЕНЩИНЫ ОСЕДЛОГО ТУЗЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ ФЕРГАНЫ» В.П. И М.В. НАЛИВКИНЫХ. Неопубликованные рецензии»

-о£>

<$о-

Т.В. Котюкова

«ОЧЕРК БЫТА ЖЕНЩИНЫ ОСЕДЛОГО ТУЗЕМНОГО НАСЕЛЕНИЯ ФЕРГАНЫ» В.П. И М.В. НАЛИВКИНЫХ Неопубликованные рецензии

На страницах журнала «Восточный ар- ского уезда Ферганской области. Здесь он

хив» в 2010 г. мы уже знакомили читателей с воспоминаниями о В.П. Наливкине его внука, дочери и снохи1. В 2015 г. Издательским домом «Марджани» была опубликована книга, посвящённая выдающемуся русскому этнографу и туркестановеду Владимиру Петровичу Наливкину «Полвека в Туркестане. В.П. Наливкин: биография, документы, труды»2, в которую авторскому коллективу, помимо переиздания самых известных работ, удалось включить много новых архивных материалов, проливающих свет на неоднозначные и даже порой скандальные страницы биографии Наливкина.

Но как это нередко бывает, когда книга была полностью готова и находилась в типографии, в архивах были обнаружены ранее не публиковавшиеся рецензии на, пожалуй, самую важную и уникальную работу Владимира Петровича, написанную в соавторстве с женой Марией Владимировной, «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы», изданную в 1886 г. в Казани. Эти рецензии не вошли в новую книгу, но мы хотим познакомить с ними читателей журнал «Восточный архив».

Владимир Петрович и Мария Владимировна Наливкины, учёные-самоучки, прожили в Туркестане без малого полвека (в 18701918 гг.). После падения Временного правительства их жизни трагически оборвались, но остались их научные и публицистические труды о Средней Азии.

Под началом генерала М.Д. Скобелева В.П. Наливкин участвовал в Хивинском и Кокандском военных походах 1873-1875 гг. Суровая проза жизни быстро развеяла его юношеские иллюзии. Простившегося с военной службой в 1876 г. Наливкина назначили помощником начальника Наманган-

столкнулся с рядом трудностей в связи с незнанием языка, быта, истории края и хотел восполнить эти пробелы, несмотря на отсутствие специального востоковедческого образования. В 1878 г., оставив карьеру чиновника, вместе с женой Марией Владимировной Наливкин поселился в урочище Радван среди кипчаков, а затем в небольшом кишлаке Нанай, где чета Наливкиных прожила шесть лет. Результатом этого «хождения в народ» стало создание двух уникальных для своего времени работ: «Русско-сартовского и сартовско-русского словаря» и «Очерка быта женщины оседлого туземного населения Ферганы», высоко оценённых Русским Императорским географическим обществом. Наливкин быстро завоевал репутацию человека, обладающего обширными знаниями о Туркестане, причём не только среди чиновников краевой администрации, но и среди выдающихся отечественных востоковедов того времени.

Первый публикуемый ниже документ -отзыв академика Николая Ивановича Весе-ловского на книгу супругов Наливкиных «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы», изданную в 1886 г. в Казани. Несмотря на то, что в заглавии отзыва в качестве автора упоминается только Владимир Петрович Наливкин, Веселовский подчеркивает огромный вклад в написание книги Марии Владимировны Наливкиной. Веселовский называл Марию Владимировну «первой русской женщиной-этнографом» и считал её не только соратницей и помощницей, а полноценным соавтором Владимира Петровича. Отмечая не только научное, но и практическое значение «Очерка», Веселовский рекомендует «вполне сознательно» использовать его в системе администрирова-

ния для улучшения управления Туркестаном.

Вторая рецензия принадлежит некоему Лебедеву. Кто это - мы сейчас можем только гадать, поскольку в самом документе и исторической справке к фонду, имеющейся в АРГО, отсутствует какая-либо дополнительная информация, включая инициалы. Позволим себе предположить, что это Н.А. Лебедев, в 1910 г. временно исполнявший обязанности начальника Капальского уезда Семиреченской области. В архиве сохранилось небольшое этнографическое исследование Лебедева «Киргизская песня, записанная в Каркалинском уезде Семиреченской области»3. Из текста рецензии понятно, что автор очень хорошо был знаком с туркестанскими реалиями и жизнью коренного населения края. Так же, как Веселовский, Лебедев отдельно отмечает вклад Марии Владимировны в подготовку «Очерка».

Рукопись рецензии академика Веселов-ского хранится в Архиве Института истории материальной культуры РАН (ИИМК) в Санкт-Петербурге в личном фонде Н.И. Ве-селовского. Рецензия Лебедева - в Архиве Русского географического общества (РГО) в фонде (разряде) «Ферганская губерния».

Публикуется с учётом современных правил орфографии.

№ 1

Отзыв о работе Наливкина «Очерк быта женщины оседлого туземного населения» (черновой и не закончено)

Вследствие известных особенностей строя семейного быта у мусульман мужское население мало привязано к домашнему очагу, а потому улица и базар имеют для него очень много заманчивого. Описанию этой уличной жизни и посвящены первые главы труда г.г. Наливкиных. Описание картинное, точное. Особенно удалось базаров городского и сельского.

Авторы не только излагают основные начала семейного быта у оседлых турке-станцев, но после везде стараются объяс-

нить причину происхождения того или иного явления их религиозных постановлений. Такие, по-видимому, мелочи, как походка женщины, вся одежда - объясняется из предписаний самого Мухаммеда, а не есть результат личных желаний или капризов.

В «Очерке» представлена вся жизнь среднеазиатской женщины (у оседлых) от колыбели до могилы, жизнь со всеми её тревогами, радостями, надеждами, жизнь во всей её неприглядности, обусловленной обычаем многожёнства. Действительно, положение женщины в Средней Азии крайне печально. За весьма редким исключением, которые не могут идти в счёт, женщина до выхода замуж - раба своих домашних, замужем - она раба мужа, но никогда не подруга жизни, хотя Мухаммед и рекомендовал советоваться со своими жёнами.

Угнетённое положение развило в туземной женщине Средней Азии коварство, лицемерие, страсть к сплетням и другие составляющие... [неразборчиво] черты характера; а ненормальность семейных отношений побудили её искать удовлетворение своих сердечных влечений на стороне, чему способствует и сам костюм женщины. Отчего нравственность их сильно расшатана, а есть места, как Наманган, которые известны необыкновенной лёгкостью поведения прекрасного пола.

Всё это подробно описано и объяснено в книге г.г. Наливкиных.

Относительная свобода получается женщиной путём развода, который у мусульман весьма лёгок, или вдовством. Но так неблагополучно сложилась для женщины жизнь в Средней Азии, что она не знает, что ей делать с этой свободой, и потому всегда готова опять выйти замуж и снова и снова попасть в кабалу.

Как поддерживалась нравственность (собственно наружная) в Фергане до прихода русских, мы можем видеть из этого труда.

В очерке следующие главы: наружность женщины и её одежда, занятия и пища; характер женщины, её привычки, занятия и поведение в отношении окружающих, бере-

менность и роды, детский возраст девочки, сватовство и брак, многожёнство, развод, вдовство и смерть женщины, проституция.

Самые интересные это: характер женщины и пр. (узнаём интимную, самую сокровенную сторону мусульманской женщины); её суеверия, её развлечения и т.д.; затем положение детей дома, воспитание их, их игры, забавы и т.п.

Брак разобран очень подробно.

В ряде книг и трудов по этнографии обращает на себя внимание «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы» (Казань, 1886 г. 244 стр.) В. Наливкина и М. Наливкиной. Под этим заглавием представлен в главных чертах быт всего оседлого населения мусульман Средней Азии, а потому этот труд имеет для нас двоякое значение: научное и практическое. В названной книге мы знакомимся с понятиями и взглядами наших инородцев Туркестанского края на их частную и общественную жизнь и узнаём строй этой жизни, основанной, с одной стороны, на религиозных постановлениях, а с другой - выработанной историческими событиями в течение многих и многих столетий, а ознакомившись, можем действовать по отношению к этим нашим подданным уже не наугад и не по ощущению, как прежде, а вполне сознательно.

Труд, в роде названного, был нам давно необходим. И если для описания быта мужского населения сделано несколько попыток, более или менее удачных, то быт женщины был известен нам скорее понаслышке, чем путём личного изучения. И это понятно. Проникнуть на женскую половину и приподнять скрывающую её завесу может только женщина. У оседлых мусульман семейная жизнь скрыта от посторонних, т.е. скрыта от мужчин.

Чтобы изучить быт женщины - нужно немало. Нужно знание местных языков, а этим знанием обладают весьма немногие, даже из старожилов, свидетелей взятия Ташкента или близких к тому времени. Госпожа Наливкина объясняется с туземцами вполне свободно, как на родном языке. Дальше нужна наблюдательность и время

для наблюдений. Умение же наблюдать и подмечать характерные черты обнаруживаются на каждой странице книги, что касается до времени, то очерк мы в этом случае не можем назвать работой скороспелой.

Он оказывается результатом девятилетних наблюдений, причём авторы несколько лет прожили вместе с туземцами, следовательно, наблюдали предмет не издали, а у самого источника.

Н.И. Веселовский

Архив ИИМК РАН. Ф. 18. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-2об.

Подлинник. Рукопись.

№ 2

Отзыв на г.г. Наливкиных

Из ряда книг и трудов по этнографии обращает на себя особое внимание «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы», В. Наливкина и М. Наливки-ной (Казань. 1886 г.)

Под этим названием представлен в главных чертах быт всего оседлого населения мусульман Средней Азии, а потому, кроме научного значения, он имеет ещё и практическое. В названной книге мы знакомимся с понятиями и взглядами наших инородцев Туркестанского края на свою частную и общественную жизнь. Из неё узнаём строй этой жизни, основанной с одной стороны на религиозных постановлениях, а с другой -выработанной историческими событиями в течение многих и многих столетий; а ознакомившись с этим строем, можем действовать по отношению к нашим среднеазиатским подданным уже не наугад, не ощупью, как прежде, а вполне осознанно. Труд вроде названного был нам давно необходим, но осуществить его было нелегко. Если для описания быта мужского населения сделано несколько попыток более или менее удачных, то быт женщин был нам известен скорее понаслышке, чем путём личного изучения. И это понятно. Проникнуть на женскую половину и заглянуть за скрывающую её завесу может только женщина. У оседлых му-

сульман семейная жизнь скрыта от посторонних мужчин, а потому наши исследователи в крае, при всём своём добром желании, не имели никакой возможности близко узнать эту жизнь.

Чтобы изучить быт женщины туземного населения, требуется знание местных языков, способность наблюдать и время для наблюдений. Г-жа Наливкина объяснялась с туземцами вполне свободно, умение же наблюдать и подмечать характерные черты обнаруживается на каждой странице книги, а что касается до времени, то «Очерк» никак нельзя назвать скороспелой работой: он является результатом 9-летних наблюдений, причём авторы несколько лет прожили вместе с туземцами, следовательно, наблюдали предмет не издали, а у самого источника.

Вследствие известных особенностей строя семейного быта у мусульман мужское население их весьма мало привязано к домашнему очагу, а потому улица и базар имеют для мужской половины очень много заманчивого. Описанию этой уличной жизни отведено в книге г.г. Наливкиных довольно значительное место. Описание всегда картинное и совершенно верное. Особенно удачно описание базаров сельского и городского. Общественная жизнь изложена вполне удовлетворительно. Здесь же мы знакомимся с занятиями туземцев, ремёслами, торговлей со всеми её особенностями, с пищей и одеждой оседлого населения, с его религиозным состоянием.

Это можно назвать первою частью «очерка». Во второй речь идёт о женщине. Здесь представлена вся жизнь среднеазиатской (оседлого населения) женщины от колыбели до могилы; жизнь со всеми её тревогами, радостями, надеждами; жизнь во всей её неприглядности, обусловленной обычаем многожёнства. Действительно, положение женщины в Средней Азии крайне печально. За весьма редкими исключениями, которые не могут идти в счёт, девочкой она раба своих родителей, которые могут продать её замуж за кого угодно, лишь бы это было им выгодно, замужем она раба своего мужа, но никогда не подруга его, хотя Мухаммед и

рекомендовал мужьям советоваться со своими жёнами. Такое униженное положение развило в туземной женщине Средней Азии коварство, лицемерие, страсть к сплетням и другие непривлекательные черты характера; а ненормальность семейных отношений побудила её искать удовлетворения своим сердечным влечениям на стороне, чему немало способствует и сам костюм женщины, для всех одинакового покроя и почти одинаковой материи с густою сеткою на лице. Оттого нравственность их не очень высока, а есть города, как Наманган, которые далеко известны необыкновенною лёгкостью поведения прекрасного пола.

Относительную свободу женщина получает или путём развода, который у мусульман весьма лёгок, или вдовством. Но так неблагоприятно сложилась в Средней Азии жизнь для туземной женщины, что она зачастую не знает, что ей делать с этой свободой, и потому всегда готова снова выйти замуж, чтобы снова попасть в кабалу.

Авторы не только излагают основные начала семейного быта у оседлых турке-станцев, но почти везде стараются объяснить причину происхождения того или другого явления из религиозных постановлений. Такие, по-видимому, мелочи, как походка женщины, её одежда объясняются из предписаний Корана, а не есть результат личных желаний или личного каприза.

Вдаваться в подробности я не буду; перечислю только, что в «Очерке» описываются: наружность женщины и её одежда, занятия и пища, характер женщины, её привычки, занятия и поведение в отношении окружающих, беременность и роды, детский возраст, сватовство и брак, многожёнство, развод, вдовство и смерть женщины, проституция. Все эти главы представляют большой интерес, знакомят нас с новыми особенностями туземного быта, но едва ли не самой интересной следует признать главу: характер женщины, её привычки, занятия и поведение в отношении окружающих. Здесь нам раскрывается самая сокровенная, интимная сторона мусульманской женщины, её суеверия, развлечения, умственный кругозор и

т.д. В следующей главе знакомимся с положением детей вообще, их домашним воспитанием, их играми, забавами и т.п. Брак описан очень подробно и приведены статьи шариата, на которых он заключается.

Словом, «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы» принадлежит к числу таких трудов, которые именно и желательны от наших деятелей на окраинах; им и только им и могут быть доступны подобные труды. «Очерк» же г.г. На-ливкиных займёт почётное место в нашей литературе о Востоке.

Лебедев

Архив РГО. Разряд 74. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-

Рукопись. Подлинник.

Примечания

1 Котюкова Т.В. Антипод «человека в футляре». Воспоминания о В.П. Наливкине // Восточный архив. 2010. №. 1 (24).

2 Полвека в Туркестане. В.П. Наливкин: биография, документы, труды. М., 2015.

3 Архив РГО. Разряд 70. Оп. 1. Д. 120 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.