Научная статья на тему 'ОБЗОРЫ ОБЛАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТЕЙ СТЕПНОГО КРАЯ И ТУРКЕСТАНА)'

ОБЗОРЫ ОБЛАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТЕЙ СТЕПНОГО КРАЯ И ТУРКЕСТАНА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЛОЖЕНИЯ К ВСЕПОДДАННЕЙШИМ ОТЧЕТАМ ГУБЕРНАТОРОВ (ОБЗОРЫ ГУБЕРНИЙ) / СТЕПНОЙ КРАЙ / ТУРКЕСТАНСКОЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО / ОКРАИННЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыгалова Мария Владимировна

Обзоры губерний и областей Российской империи (приложения к Всеподданнейшим отчетам губернаторов) являются комплексным источником по истории регионов. Однако они неоднозначно оцениваются историками с точки зрения достоверности содержащихся в них данных. Вместе с тем сопоставление сведений обзоров с другими источниками, а также их критический анализ позволяют исследователям считать их репрезентативным источником. В статье приводится общая характеристика раздела, посвященного системе образования. Анализируется источниковедческий потенциал обзоров как источника по истории образования и развития окраинных территорий Российской империи. Выделяется комплекс вопросов, которые целесообразно рассматривать, используя данные обзоров в качестве самостоятельного или вспомогательного источника (количественный рост учебных заведений, учащихся, процесс становления и развития сети учебных заведений, ее структура, особенности). Несмотря на то, что еще в начале XIX в. были установлены требования к формуляру губернаторских отчетов и приложений к ним, структура и представленная в них информация существенно отличается в зависимости от года или области. Сопоставление информации с другими разделами источника, исторический контекст рассматриваемого периода позволяют сделать вывод о высокой информативности обзоров в части раздела образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEWS OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE AS A HISTORICAL SOURCE ON THE HISTORY OF EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE REGIONS OF THE STEPPE TERRITORY AND TURKESTAN)

Reviews of the provinces and regions of the Russian Empire (appendices to the reports of governors) are a comprehensive source on the history of the regions. As the official statistical publication, the reviews are controversially assessed by historians for the reliability of the data. However, comparisons with other sources, as well as critical analysis, allow researchers to view the survey as a representative source. The article analyzes the source potential of reviews as a source on the history of the development of education in the outskirts territories of the Russian Empire. The characteristics of the information contained in the source on the development of education are given. As a result of working with the source, a set of issues in the field of education development that should be considered using the survey data as an independent or auxiliary source (quantitative growth of educational institutions, students, development of the network of educational institutions, its structure, features). The requirements for the structure of gubernatorial reports and their appendices were established at the beginning of the 19th century. However, the structure of reviews and the information presented in them differs significantly depending on the year or region. Matching of the information with other sections of the source and the historical context of the period under review allow us to conclude that the reviews in the education section are highly informative.

Текст научной работы на тему «ОБЗОРЫ ОБЛАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТЕЙ СТЕПНОГО КРАЯ И ТУРКЕСТАНА)»

УДК 930.2 ББК 63.211

Обзоры областей Российской империи как источник по истории образования (на примере областей Степного края и Туркестана)*

М.В. Рыгалова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Reviews of the Regions of the Russian Empire as a Historical Source on the History of Education (on the Example of the Regions of the Steppe Territory and Turkestan)

M.V. Rygalova

Altai State University (Barnaul, Russia)

Обзоры губерний и областей Российской империи (приложения к Всеподданнейшим отчетам губернаторов) являются комплексным источником по истории регионов. Однако они неоднозначно оцениваются историками с точки зрения достоверности содержащихся в них данных. Вместе с тем сопоставление сведений обзоров с другими источниками, а также их критический анализ позволяют исследователям считать их репрезентативным источником. В статье приводится общая характеристика раздела, посвященного системе образования. Анализируется источниковедческий потенциал обзоров как источника по истории образования и развития окраинных территорий Российской империи. Выделяется комплекс вопросов, которые целесообразно рассматривать, используя данные обзоров в качестве самостоятельного или вспомогательного источника (количественный рост учебных заведений, учащихся, процесс становления и развития сети учебных заведений, ее структура, особенности). Несмотря на то, что еще в начале XIX в. были установлены требования к формуляру губернаторских отчетов и приложений к ним, структура и представленная в них информация существенно отличается в зависимости от года или области. Сопоставление информации с другими разделами источника, исторический контекст рассматриваемого периода позволяют сделать вывод о высокой информативности обзоров в части раздела образования.

Ключевые слова: приложения к Всеподданнейшим отчетам губернаторов (обзоры губерний), Степной край, Туркестанское генерал-губернаторство, окраинные территории России, система образования, учебное заведение.

Reviews of the provinces and regions of the Russian Empire (appendices to the reports of governors) are a comprehensive source on the history of the regions. As the official statistical publication, the reviews are controversially assessed by historians for the reliability of the data. However, comparisons with other sources, as well as critical analysis, allow researchers to view the survey as a representative source. The article analyzes the source potential of reviews as a source on the history of the development of education in the outskirts territories of the Russian Empire. The characteristics of the information contained in the source on the development of education are given. As a result of working with the source, a set of issues in the field of education development that should be considered using the survey data as an independent or auxiliary source (quantitative growth of educational institutions, students, development of the network of educational institutions, its structure, features). The requirements for the structure of gubernatorial reports and their appendices were established at the beginning of the 19th century. However, the structure of reviews and the information presented in them differs significantly depending on the year or region. Matching of the information with other sections of the source and the historical context of the period under review allow us to conclude that the reviews in the education section are highly informative.

Key words: appendices to the all-subject reports of governors (reviews of provinces), the Steppe Territory, Turkestan General Governorship, outlying territories of Russia, education system, educational institution.

DOI: 10.14258/izvasu(2021)2-10

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00180).

Обзоры губерний и областей Российской империи являются приложением к Всеподданнейшим отчетам, которые ежегодно предоставлялись губернаторами. Отчет составлялся на основе различных аналитических и описательных документов, находящихся в распоряжении губернии (отчеты учреждений и ведомств, городов), под контролем Министерства внутренних дел (МВД) [1, с. 168].

Отчеты с приложениями являются подробными источниками сведений обо всех сферах жизни конкретного региона, содержат информацию о населении, его составе, социальном развитии, экономике, промышленности, сельском хозяйстве. Циркуляр МВД 1804 г. установил единообразную структуру отчета, состоявшего из описательной части и табличных форм, в которые вносились основные статистические данные по региону [2, с. 8-9].

Преимущество этого источника в том, что он является доступным (оцифрованные копии изданий представлены на сайте Государственной публичной исторической библиотеки России — ГПИБ), а также позволяет в хронологическом срезе проанализировать развитие территории (области), целого региона, отдельных направлений и сфер деятельности. Полный комплект отчетов хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА).

По классификации источников Всеподданнейшие отчеты относятся к массовым источникам по их однотипной структуре, повторяемости сведений, относительной стандартизации и наличии формуляра [3, с. 7-8]. Несмотря на то, что губернаторские отчеты и приложения к ним являются востребованным источником в изучении отдельных направлений и территорий Российской империи, их источниковедческий потенциал не исчерпан [4].

Целью данного исследования является анализ источниковедческого потенциала обзоров областей Степного края и Туркестанского генерал-губернаторства за 1880-1910-е гг. в части изучения вопросов развития системы образования.

Исследование базируется на структурно-историческом методе, методах обобщения, системного анализа. Принцип объективности позволяет представить результаты, основываясь на критике источников, их сопоставлении с другими источниками и ранее проводимыми исследованиями по изучению различных исторических аспектов Степного края и Туркестана конца XIX — начала XX в.

Обзор современного состояния проблемы

Как любой исторический источник, обзоры нуждаются в источниковедческом анализе и критике, тем более, что среди исследователей нет однозначного мнения по вопросу их достоверности. Большинство исследователей отмечают полноту и достоверность

сведений обзоров в области социально-экономической деятельности [4, с. 50; 5, с. 6].

Отчеты губернаторов и приложения к ним являются источником официального происхождения. Однако многие исследователи, подчеркивая этот статус, говорят об их недостоверности, фальсификации части сведений с целью улучшения показателей региона. Например, авторитетные специалисты в области исторического источниковедения И.Д. Ковальченко и Б.Г. Литвак выделяют уникальные особенности этого источника в части ежегодной подачи информации, структурированности сведений, уровне подробности данных, однако все же призывают к их тщательной критике [3, с. 58-59; 6, с. 144]. Историки обращаются к обзорам как основному или вспомогательному источнику в изучении различных аспектов истории регионов: внешней политики [7], системы самоуправления [8], а также в изучении отдельных территорий [9-11].

Структура обзоров

Структурно в обзорах выделяются разделы, которые состоят из описательной характеристики конкретного направления развития (здравоохранение, промышленность, народонаселение). Раздел, посвященный народному образованию (просвещению), чаще всего размещали в самом конце, перед табличными формами. Описательная часть раздела год от года менялась: часто в 1880-1890-е гг. можно встретить краткие сведения, где лишь перечислены учебные заведения. В начале XX в. раздел, характеризующий сферу образования, расширяется за счет более подробных сведений об учебных заведениях (приводятся данные о времени открытия, иногда — об обстоятельствах, предшествующих или способствующих этому, сведения о подчиненности, описание помещений, численный, сословный и конфессиональный состав учащихся, условия содержания — государственное, частная плата, стипендии, уровень образования учителей). Однако описательные статьи охватывали не все учебные заведения, преимущественно средние и сельскохозяйственные. Подробные сведения о цер-ковно-приходских школах, мусульманских учебных заведениях отсутствуют.

Информационный потенциал и репрезентативность источника

Проанализировав структуру и содержание обзоров 9 губерний Степного края и Туркестана за 1885-1914 гг., представим полученные сведения об источниковедческом потенциале этого источника в изучении системы образования региона. Поскольку отсутствовала единая ведомственная принадлежность учебных заведений, информация и статистические данные поступали из Министерства народного просвещения, Министерства торговли и промышленности, департамента земледелия и землеустрой-

ства, Синода. Отметим, что информация в обзорах по областям и годам представлена неравномерно. По большей части территории удается анализировать данные только на следующем уровне: областной город, уездные города в совокупности, уезды (сельские территории в совокупности), реже — до уровня уездов (такие данные фрагментарно представлены по Уральской, Ферганской, Закаспийской областям). В Тургайской области в 1891-1907 гг. велась отдельная статистика учащихся в учебных заведениях русского и туземного населения.

Данные по учебным заведениям областей представлены в следующем виде: количество школ (училищ) конкретного вида, учащиеся школы (училища) мужского и женского пола. Города как центры образовательной жизни охарактеризованы в обзорах более подробно: каждому среднему учебному заведению в разделе «Образование» посвящена описательная статья с указанием количества учащихся, их сословного и конфессионального состава, а также количества учителей с характеристикой уровня их образования.

Зачастую описательная часть является более информативной, чем статистическое приложение к обзору. Так, например, за некоторые годы представлена информация о количестве обучающихся с разделением на классы, о стипендиях и количестве учащихся, которые обучаются на них, об учащихся, обучающихся за свой счет. Кроме того, в обзорах представлены сведения о ежегодных тратах на образование по видам бюджета (государственная казна, ведомственный, местный бюджет или городское (сельское) общество). Однако такая подробная информация представляется не системно, преимущественно по учебным заведениям, подведомственным Министерству народного просвещения.

Анализ источников позволяет распределить учебные заведения, функционирующие в областях, по группам в зависимости от уровня образования и получаемых навыков: профессиональные; средние (гимназии и прогимназии, реальные училища, мариинские училища); начальные, включая русско-казахские и аульные школы, церковно-приходские и школы грамоты; мусульманские учебные заведения (мектебе и медресе).

Отдельный интерес вызывает процесс развития женского образования на рассматриваемой территории, источники позволяют выделить мужские и женские учебные заведения. Например, к первым относились кадетские корпуса, реальные училища, отдельно мальчики и девочки обучались в гимназиях и прогимназиях. Непосредственно женскими учебными заведениями являлись мариинские училища. Часто одно-, двух-, трех-, четырех- и пятиклассные училища функционировали также с разделением по гендерному признаку, однако существовали и смешанные образовательные учреждения.

Примечательно, что данные обзоров позволяют анализировать состояние различных отраслей народного хозяйства в контексте сведений об образовании. Это связано с тем, что социально-экономические процессы развития территории во многом сопровождались необходимостью в подготовке кадров в развивающихся областях. Например, в конце XIX — начале XX в. значительно увеличивается спрос на техническое образование. В 1897 г. в техническом училище Асхабада обучался 121 человек, в 1900 г. — 160 человек, 905 из них составляли дети железнодорожников [12, с. 236]. В 1905 г. спрос на техническое образование был столь высок, что училище не вмещало всех желающих [13, с. 126]. В Асхабаде находилось управление Закаспийской железной дороги, что и обусловило столь высокий спрос на образование данного профиля.

Для обеспечения квалифицированными кадрами Среднеазиатской железной дороги в 1908-1913 гг. в Сыр-Дарьинской области открыты пять железнодорожных училищ. В этот период количество обучающихся возросло с 73 до 718 человек [14, с. 68; 15, с. 149-158].

Параллельные процессы можно наблюдать в расширении сети педагогических учебных заведений и росте количества школ. В связи с необходимостью подготовки кадров для работы в инородческих школах появляются педагогические классы, в том числе при гимназиях [16, с. 719].

По сведениям об образовании можно проследить политику государства относительно мусульманских учебных заведений, а также процесс распространения образования среди туземного населения. Часть обзоров по всем областям содержит подробные сведения о развитии национальных учебных заведений. Отдельные факты свидетельствуют об интересе к развитию мусульманских школ со стороны местных национальных обществ [17, с. 27].

Неоднократно в обзорах подчеркивается неудовлетворительное состояние обучения коренного населения, его неэффективность. Например, с 1886 г. Наманганской и Чустской школам удалось сделать первый выпуск лишь в 1910 г. по 10 человек [18, с. 181-183]. Неудовлетворительное состояние обучения и низкий уровень грамотности населения подтверждаются данными Всеобщей переписи населения 1897 г., по результатам которой процент грамотных в Ферганской области составил лишь 2,9 % [19, с. 103].

Информация обзоров позволяет проанализировать отношение местного населения к развитию образования, строительству школ. Кроме нежелания инородцев обучаться и их низкой успеваемости, имелись и прецеденты крупных пожертвований на образование, в том числе со стороны инородческого населения. Например, в 1896 г. на сред-

ства киргиза Яманчанова открыта аульная школа. Кроме того, киргизы Актюбинского уезда выделили 17194 рубля на стипендии для обучения инородцев в Московском сельскохозяйственном институте [20, с. 47-49]. Некоторые обзоры содержат подробные сведения о развитии системы образования. Например, объясняются причины непопулярности интернатов при начальных школах [21, с. 83].

Анализ обзоров отдельных областей позволяет отметить те направления, которые лучше представлены в источнике. Например, в обзорах Сыр-Дарьинской области приводится отдельная характеристика русских и туземных школ. В обзорах Уральской области часто указывались аналитические данные, показывающие число жителей на одно учебное заведение, жителей на одного учащегося, а также данные о расходовании выделенных на школы средств. В обзорах Акмолинской области присутствует сравнение данных с предшествующим годом, указывается разница (в количестве вновь открытых школ, числе учащихся). В обзорах Тургайской области в 1880-е гг. информация представлена очень кратко, с 1890-х гг. появляются подробные описательные статьи. Самыми подробными являются обзоры за 1914-1915 гг., в них описывается врачебно-санитарное состояние учебных заведений, указывается на нехватку педагогических кадров в связи с Первой мировой войной.

Выводы

Изучение и анализ источников позволяют выявить информацию по показателям, которые можно обобщить: типы учебных заведений (низшие, средние, профессиональные, этноконфессиональные (русско-киргизские, русско-татарские, киргизские, татарские, русские классы при медрессе и проч.)). Типы подразделяются на конкретные виды (сельские училища, одно-, двух-, трех-, четырех- и пятиклассные училища, гимназии и проч.), с указанием их числа, количества учащихся с разделением по гендерно-му признаку. Отдельный подробный анализ аульных, русско-туземных школ, вечерних школ для распространения грамотности позволяет проследить процесс развития грамотности среди инородческого населения, выявить основные тенденции и затруд-

нения, связанные с интеграцией коренного населения в общероссийскую образовательную систему.

Выборочно данные обзоров позволяют анализировать сословную, конфессиональную принадлежность, образовательную миграцию (обучение жителей Степного края и Туркестана за пределами региона на стипендии, которые выделяли местные общества).

Важным недостатком обзоров являются неточности статистических сведений, отсутствие или фрагментарность информации за отдельные периоды. В некоторых источниках есть прямое указание на то, что сведения не были поданы, например, по мусульманским школам [22, с. 125]. Отсюда возникает проблема структурирования информации с целью анализа за конкретные периоды. Часть данных, которые представлены в обзорах, остаются неохваченными статистическим анализом в связи с их обрывочным представлением (число учебных заведений и процент учащихся в общем числе местных жителей, сословная и конфессиональная принадлежность учащихся по некоторым учебным заведениям и проч.).

Описательная статья и статистическая информация обзора не дублируют друг друга, а наоборот, дополняют (например, вероисповедание или сословие указывается по тексту в описательной части обзора и отсутствует в таблицах), что придает источнику информационную ценность, а исследователям возможность сопоставления данных по описанию и статистике. Опечатки или неправильные подсчеты в источниках встречаются нечасто, однако имеются случаи расхождения информации в сводных таблицах приложения к обзору и в их описательной части.

Таким образом, данные обзоров областей Степного края и Туркестана позволяют комплексно исследовать проблему развития образования региона, выявить особенности, закономерности и проблемы. Кроме того, анализ обзоров как источника с формальной точки зрения показывает отсутствие единообразия в оформлении и представлении информации, что, в свою очередь, может характеризовать уровень развития российской статистики в рассматриваемый период.

Библиографический список

1. Минаков А.С. Губернаторский корпус пореформенной России в современной историографии // Вопросы истории. 2009. № 7.

2. История российской государственной статистики: 1811-2011. М., 2013.

3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

4. Кискидосова Т.А. Губернаторские годовые отчеты как источник по изучению городского населения Восточной Сибири 1850-1880-е гг. // Вестник Томского гос. ун-та. 2016. № 412.

5. Минаков А.С. Всеподданнейшие отчеты губернаторов Российской империи: современные проблемы историографии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 2.

6. Литвак Б.Г. О достоверности сведений губернаторских отчетов XIX в. // Источниковедение отечественной истории. М., 1977.

7. Пономарева Е.Л. Внешнеполитическая деятельность генерал-губернаторов Восточной Сибири на Дальнем Востоке в 50-80- х гг. XIX в. (по материалам всеподданнейших отчетов генерал-губернаторов Восточной Сибири // Известия Иркутского гос. ун-та. 2017. Т. 22. URL: http://izvestiahist.isu.ru/ru/article/file?id=321 (дата обращения: 01.12.2020).

8. Ярцев А.А. Губернаторские отчеты как источник самоуправления в Российской империи // Калининградские архивы. 2015. № 12.

9. Архипова А.И. Якутская область в общеимперском пространстве (по материалам всеподданнейших отчетов губернаторов (конец XIX — начало XX в.) // История и историки в контексте времени. 2011. Вып. 8.

10. Гермизеева В.В., Глазунова Г.В. Отражение проблем социально-экономического развития Степного края в отчетах генерал-губернаторов начала XX в. // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 5. DOI: 10/30853/manuscript.2019.5.4.

11. Иванов А.А., Курас С.Л. Всеподданнейшие отчеты иркутских генерал-губернаторов конца XIX — начала XX в. как источник изучения сибирской политической

ссылки // Известия Иркутского гос. ун-та. 2019. Т. 27. URL : http://izvestiahist.isu.ru/en/article?id=507 (дата обращения 01.12.2020). DOI: 10.26516/2222-9124.2019.27.99.

12. Обзор Закаспийской области за 1898 год. Асхабад, 1900.

13. Обзор Закаспийской области за 1905 год. Асхабад, 1907.

14. Обзор Сыр-Дарьинской области за 1908 год. Ташкент, 1909.

15. Обзор Сыр-Дарьинской области за 1913 год. Ташкент, 1916.

16. Садыкова А.К., Сайфулмаликова С.С. Подготовка педагогических кадров для Степного и Туркестанского края в учебных округах Российской империи // Былые годы. 2019. Т. 52, вып. 2.

17. Обзор Тургайской области за 1888 год. Оренбург, 1889.

18. Обзор Ферганской области за 1911 г. Скобелев, 1914.

19. Обзор Ферганской области за 1904 год. Новый Маргелан, 1904.

20. Обзор Тургайской области за 1896 год. Оренбург, 1897.

21. Статистический обзор Ферганской области за 1911 г. Скобелев, 1914.

22. Обзор Семипалатинской области за 1887 год. Семипалатинск, 1888.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.