Научная статья на тему 'Историко-источниковедческий обзор отчетов ревизии сенатора К. К. Палена'

Историко-источниковедческий обзор отчетов ревизии сенатора К. К. Палена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1019
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВИЗИЯ / К. К. ПАЛЕН / ТУРКЕСТАН / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ШАРИАТ / ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМСТВО / АДМИНИСТРАЦИЯ / REVISION / K. K. PAHLEN / TURKESTAN / EDUCATION / MANAGEMENT / SHARIAH / HOUSEHOLD / ZEMSTVO / ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудова Нигора Баротовна

Статья посвящена краткому историко-источниковедческому обзору отчетов ревизии Туркестанского края, проведенной под руководством сенатора К. К. Палена в 1908-1909 гг., на основе привлечения результатов ревизии, оформленных в виде 20 книг отчетов, изданных в Санкт-Петербурге и Ташкенте в 1910-1911 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Махмудова Нигора Баротовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND SOURCE STUDY OF REPORTS PREPARED BY SENATOR K. K. PAHLEN’S REVISION

This article is dedicated to the brief history and sources study of the review of Turkestan region, conducted under the management of Senator K. K. Pahlen in 1908-1909. The research was conducted on the basis of revision results of 20 booksreports, published in Saint Petersburg and Tashkent in 1910-1911 that was composed of almost 6000 pages of typographical text. Senator K. K. Pahlen in a short period of time (little more than six months) successfully completed the task conveyed to him and presented a thorough report on all the aspects of the region’s internal life and its problems. Each report contained an insight into a defnite issue. It is worth mentioning that the revision report has not been the subject of reseach so far. Partially it could be explained by the fact that in the libraries and CSA of the Republic of Uzbekistan there are only several volumes of Senator K. K. Pahlen’s revision reports. All of them are kept in Saint Petersburg in the Russian Historical Archive, where the “Revision of Senator K. K. Pahlen” composes a special fund. What makes the published results of the revision unique is the fact that all of them were created at the same period of time and all the reports were united with the same task and completed under the aegis of Chief-Senator K. K. Pahlen. They form a single unit, being the same document, where each book is an independent fnished analysis of the defnite question, but simultaneously the reports are parts of the single document, combining all the aspects in the same government report.

Текст научной работы на тему «Историко-источниковедческий обзор отчетов ревизии сенатора К. К. Палена»

УДК 94 (575.1)

Махмудова Н. Б.

ИСТОРИКО-ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТЧЕТОВ РЕВИЗИИ СЕНАТОРА К. К. ПАЛЕНА

Статья посвящена краткому историко-источниковедческому обзору отчетов ревизии Туркестанского края, проведенной под руководством сенатора К. К. Палена в 1908-1909 гг., на основе привлечения результатов ревизии, оформленных в виде 20 книг отчетов, изданных в Санкт-Петербурге и Ташкенте в 1910-1911 гг.

Ключевые слова: ревизия, К. К. Пален, Туркестан, образование, управление, шариат, хозяйство, земство, администрация.

Завоевание в середине XIX в. большей части территорий среднеазиатских государств и создание из них новой административной единицы — Туркестанского генерал-губернаторства, имело для Российской империи большое не только политическое, но и экономическое значение, поскольку она приобрела необходимые торгово-промышленному капиталу источники сырья и рынки сбыта. В течение второй половины

XIX в. в Туркестане шел процесс становления колониальной системы власти. В 1886 г. было окончательно принято «Положение об управлении Туркестанским краем». Но к началу

XX в. это Положение начало устаревать по целому ряду причин: в Туркестане произошли значительные территориальные преобразования, которые требовали изменения системы управления; стала усиливаться тенденция сужения функций колониальной администрации (прежде всего, в лице генерал-губернатора) в вопросах управления экономикой из-за активного вторжения в эту сферу административных структур из центра; открыто проявлялось недовольство промышленных магнатов подчинением Туркестана исключительно Военному министерству. Все больше укреплялось мнение, что эту далекую окраину империи нужно включить в единую систему управления российскими губерниями, т. е. передать в ведение Министерства внутренних дел. В связи с этим встал вопрос о необходимости принятия нового Положения об управлении Туркестанским краем.

В вицу этих обстоятельств Николай II 8 марта 1908 г. принял решение о проведении новой ревизии Туркестанского края. Особым указом от 18 июня того же года ее руководителем был назначен опытный государственный чиновник сенатор граф Константин Константинович Пален.

Согласно выданной К. К. Палену инструкции, ревизия должна была всесторонне осветить положение края на начало ХХ в., его систему административного управления, подготовить материалы для составления нового Положения об управлении краем и для обсуждения возможности, условий и порядка передачи его из подчинения Военному министерству в Министерство внутренних дел, а также обратить особое внимание на злоупотребления властью местной администрацией. Для этого ревизующим были предоставлены широкие полномочия. Кроме того, утвержденное императором «Особое наставление», регламентировавшее деятельность комиссии К. К. Палена, содержало перечень вопросов из 26 пунктов, на которые его ревизия должна была обратить особое внимание и дать исчерпывающие ответы.

Сенатор К. К. Пален, будучи опытным управленцем, за короткий срок (чуть больше полугода) успешно справился с поставленной перед ним задачей и представил царю подробный отчет обо всех сторонах внутренней жизни края и ее проблемах. Всего комиссией, проводившей ревизию, было подготовлено 20 книг отчетов. Они были изданы в Санкт-Петербурге в 1910-1911 гг. (19 отчетов издано было в 1910 и один отчет — в 1911 гг.) и составили почти 6000 страниц типографского текста. Каждый отчет содержал подробные сведения по какому-то определенному вопросу.

Особая ценность опубликованных итогов ревизии обусловливается такими факторами, как синхронность происхождения (поскольку все они создавались в одно и то же время), объединение отчетов общей задачей и их выполнение под единым руководством. Все они, таким образом, составляют единую систему, являясь разделами одного документа, в котором каждая книга — это законченное и относительно самостоятельное исследование определенного вопроса. Необходимо отметить, что комиссия К. К. Палена была не первой такой инспекцией, проведенной на территории российского Туркестана; ей предшествовала деятельность нескольких ко-

миссий, из которых самой известной была комиссия, проведенная в 1882-1883 гг. под руководством сенатора Федора Карловича Гирса. Однако, как отмечает американский ученый А. Моррисон, «Гирс провел мало времени в регионе и едва путешествовал за пределы Ташкента, а его доклад составил только один том [что не помешало ему стать основой для нового Положения в 1886 г. — Н. М. ]. Кроме того, независимость этой комиссии была обманчивой, поскольку Гирс эффективно работал с новым генерал-губернатором М. Г. Черняевым, чтобы подготовить доклад, который бы дискредитировал его ненавистного предшественника К. П. фон Кауфмана1. В отличие от комиссии Гирса, ревизия К. К. Палена была действительно независима от местной администрации, и подготовленный ею многотомный отчет является фундаментальным источником для нашего понимания системы функционирования колониальной администрации в Туркестане накануне революции 1917 г.2

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день интересная и разноплановая информация этого источника учеными Узбекистана еще не оценена по достоинству3. Отчасти это можно объяснить тем, что в библиотеках и ЦГА Республики Узбекистан имеется только

1 См.: Morrison A. The Pahlen Commission and the Re-Establishment of Rectitude in Transcaspia, 1908-1909 // Monde(s). Histoire, Espaces, Relations. 2013. No 4. P. 48. Ann. 4.

2 Ibid.

3 Хотя вопросы, связанные с историей осуществленных на территории Туркестанского края ревизий, становлением здесь административной системы исследовались учеными Республики Узбекистан (см. напр.: Абдурахимова Н. А. Колониальная система власти в Туркестане (вторая половина XIX начало ХХ в.). Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Ташкент, 1994; Ураков Д. Ж. Официальные отчеты российской администрации в Туркестане как исторический источник (конец XIX — начало XX вв.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2005; Пуговкина О. Г. История Туркестана в наследии российской историографии середины XIX — начала XX века (политические и экономические аспекты). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2006; Сугуралиева Ф. У. История становления, эволюции и деятельности хозяйственных госучреждений колониального Туркестана (18671917 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2006 и др.), однако отчет ревизии К. К. Палена — наиболее фундаментальный из всех документов такого рода — привлекался явно недостаточно.

несколько отдельных отчетов ревизии Сенатора К. К. Палена. Полный их корпус находится в Санкт-Петербурге, в Российском Государственном историческом архиве (РГИА, бывший ЦГИА.), где хранится и специальный фонд «Ревизии Сенатора К. К. Палена».

Ниже приведена характеристика содержания полного текста отчета комиссии К. К. Палена. Материал структурирован нами по томам и входящим в них главам, разбитым на параграфы. Стиль изложения источника и содержащиеся в нем формулировки нами по возможности сохранены.

Т. 1. «Краевое управление. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К Паленым».

Данный отчет состоит из восьми глав: 1) образование Туркестанского генерал-губернаторства (исторический очерк); 2) Туркестанский генерал-губернатор; 3) помощник Туркестанского генерал-губернатора; 4) личная деятельность Туркестанских генерал-губернаторов; 5) чиновники особых поручений при Туркестанском генерал-губернаторе; 6) канцелярия туркестанского генерал-губернатора; 7) учреждения, состоящие в ведении канцелярии генерал-губернатора; 8) Совет при Туркестанском генерал-губернаторе. Объем основной части тома — 250 страниц. Том дополнен двумя приложениями (с. 251-270): 1) перечень законодательных и по общему управлению дел, рассмотренных Советом при Туркестанском генерал-губернаторе в течение 1904-1908 гг.; 2) сведения о делах, по которым Совет высказался против заключения канцелярии генерал-губернатора за время 1904-1908 гг.

В данном отчете предоставлена информация об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, о правах и обязанностях генерал-губернатора. Рассмотрена деятельность Туркестанских генерал-губернаторов, циркуляры, изданные ими, поездки по областям и контроль за ними, который был, как отмечала ревизия, не качественным, т. к. поездки были кратковременными и осуществлялись в основном в крупные центры, в связи с чем, как отмечала ревизия, они вынуждены были знакомиться с положением в областях только через предоставленную информацию канцелярией Туркестанского генерал-губернаторства. В указанном отчете освещена деятельность канцелярии, ее учреждение. Освещен вопрос о составе

штата канцелярии и о профессиональном уровне ее служащих, в связи с которым К. К. Пален отмечал, что «невысокий уровень образовательного ценза чинов канцелярии несомненным образом отражается на качестве и продуктивности деятельности канцелярии»4. Также рассмотрена деятельность учреждений, состоящих в введении канцелярии газет «Туркестанские Ведомости» и «Туркестанская туземная газета», Туркестанской публичной библиотека и музея в Ташкенте. Освещена деятельность Совета при генерал-губернаторе.

Т. 2. «Областное правление. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Данный отчет изложен на 318 страницах. В нем рассмотрено управление коренными областями Туркестанского края: Сырдарьинской, Самаркандской и Ферганской, выделенными в соответствии с Положением 1886 г. В отдельности рассмотрено областное управление в Закаспийской и Семиреченской областях. В отчете предоставлена информация о строительном и дорожном деле, рассмотрена деятельность областных Статистических комитетов. Имеются приложения, изложенные на с. 318-353. Содержанием данного отчета является рассмотрение деятельности областной администрации туркестанского генерал-губернаторства: военных губернаторов, областных правлений и начальника Закаспийской области с состоящей при ней канцелярией, заменяющей областное правление.

Т. 3. «Уездные управления. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Отчет состоит из семи глав, изложенных на 168 страницах: 1) исторический очерк; 2) территория и население уездов; 3) уездные начальники и их помощники; 4) канцелярии уездных начальников; 5) производство дознаний по должностным преступлениям; 6) уездное управление в Закаспийской области; 7) общие выводы. Отчет дополнен приложениями. В данный отчет включены сведения о территории уездов, их населении, о компетенции уездных чинов администрации и распределении обязанностей между ними, о деятельности канцелярий уездных начальников. Сенатором К. К. Паленом были сделаны предложения о «желательных преобразованиях

4 Пален К. К. Краевое управление. СПб., 1910. С. 152.

129

в управлении уездами». Это было связано с тем, что, как указывал К. К. Пален, «уездный начальник исполняет в коренных областях функции следующих лиц и установлений: исправника, полицмейстера, земского начальника, городского головы, городской управы, председателя поземельно-податного присутствия, председателя больничного комитета, председательствующего директора тюремного отделения. А в Семиречье и начальника тюрьмы, председателя уездного и городского комитетов общественного здравия, председателя уездной и городской санитарно-исполнительных комиссий и председателя комиссии по ежемесячной ревизии казначейства. Помимо всего на него возложено наблюдение за народным судом и за вакуфами. Заведывание ирригациею и участие в образовании переселенческих участков. В Семиреченской области уездный начальник является так же председателем уездного по воинским делам присутствия»5. В данном отчете особое внимание уделено деятельности уездных управлений в Закаспийской области.

Т. 4. «Городское управление. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Данный отчет состоит из исторической справки, четырех глав (1) город Ташкент; 2) города коренных областей; 3) города Семиреченской области; 4) города Закаспийской области) и приложений; все это изложено на 483 страницах. В данном отчете показано заведывание городским хозяйством, рассмотрен в отдельности город Ташкент, выборная система, городская управа, городские предприятия, благоустройство города, городские имущества и оброчные статьи, доходы и расходы города, Ташкентский сиротский суд. Описываются города коренных областей, их образование, население, планы городов, учреждения и лица, ведающие городским хозяйством, охарактеризована деятельность городских депутатов. Рассмотрены города Семиреченской области, их образование и положение, сиротские суды в городах Верном, Лепсинске, Копальске, Пишпеке, Пржевальске и Джаркенте. Представлена информация о городах Закаспийской области, результаты ревизии городских дел в канцелярии начальника области, освещена деятельность городских управлений в населенных пунктах.

5 Пален К. К. Уездное управление. СПб., 1910. С. 156.

130

Т. 5. «Налоги и пошлины. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Данный отчет объемом 298 страниц состоит из трех отделов: 1) «Окладные сборы и пошлины»; 2) «Обложение торговли и промышленности», 3) «Органы финансового управления». В данном отчете указано, что «в областях Сыр-дарьинской, Самаркандской и Ферганской взимаются с населения следующие окладные сборы: кибиточная подать с кочевого населения, поземельные сборы разного наименования с оседлого населения и частных землевладельцев — временная государственная оброчная подать с сельского русского и инородческого нетуземного населения и государственный налог с городских недвижимых имуществ. А так же взыскиваются и земские сборы, кроме этого, в нужных случаях население уплачивает в доход казны гербовый сбор»6.

Т. 6. «Учебное дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Данный отчет состоит из двух глав: «Исторический очерк правительственных мероприятий» и «Современная законодательная и фактическая постановка учебного дела». Глава вторая состоит из семи параграфов: 1) органы управления; 2) результаты ревизии средних учебных заведений; 3) низшие учебные заведения; 4) русско-туземные училища; 5) положение инородческого образования (медресе и мактабы); 6) средства, ассигнуемые на народное образование; 7) общие выводы и приложения. Материал изложен на 177 страницах. В указанном отчете освещены результаты ревизии средних учебных заведений: мужских и женских гимназий, коммерческого училища, Туркестанской учительской семинарии, Ташкентского Мариинского училища. Так же предоставлены данные проведенной ревизии в низших учебных заведениях: городские училища по положению 1872 г., начальные училища, железнодорожные училища, частные учебные заведения, Ташкентское ремесленное училище. Рассмотрено положение в русско-туземных и конфессиональных (медресе и мактабы) школах. Ревизией были рассмотрены учебно-методическая часть, материальная база и финансирование учебных заведений со стороны государства или частных лиц.

6 Пален К. К. Налоги и пошлины.СПб., 1910. С. 5.

Т. 7. «Государственные имущества (Управление. Оброчные статьи. Лесное дело. Сельскохозяйственные учреждения). Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Материал изложен на 264 страницах. В отчете указаны данные об организации управления государственными иму-ществами, заведывание государственными имуществами в областях и уездах. К данным об управлении государственными имуществами имеются приложения: 1) Выписка из Высочайше утвержденных правил 2 июня 1897 г.; 2) Записка к проекту изменений инструкции 6 марта 1902 г.; 3) Доклад по Канцелярии Генерал-губернатора; 4) Расходы по Управлению Земледелия и Государственных Имуществ за 1901-1908 гг. Рассмотрены оброчные статьи в Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской и Семиреченской областях, их доходность. Рассмотрено лесное дело и его значение в коренных областях, в Семиреченской области и в Закаспийской области. Приложения: 1. Правила изъятия в пользование и распоряжение казны лесов Туркестанского края; 2. Лесные доходы за 1898-1908 гг. по трем коренным областям Туркестанского края; 3. Приказы по заведыванию лесной частью в Закаспийской области; 4. Проект правил лесного хозяйства в Закаспийской области. Рассмотрено положение и деятельность сельскохозяйственных учреждений, к которым относятся сельскохозяйственные школы (Верненская школа садоводства, Копальская школа, Прежевальская школа, Самаркандская школа садоводства, виноградарства и виноделия), опытное поле в Голодной степи, Самаркандская контрольная для грены станция, Аулитинское отделение Ташкентского казенного сельскохозяйственного склада и Верненский казенный сельскохозяйственный склад.

Т. 8. «Полиция безопасности. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленом».

Данный отчет состоит из восьми глав:

I глава — исторический очерк, состоящий из двух параграфов: полиция до издания Степного положений 1886 г. и полиция по Степному положению 1886 г.

II глава посвящена городской полиции и состоит из семи параграфов, рассматривающих 1) деятельность полиции города Ташкента, 2) полиции областных городов и Старого

Маргелана, 3) состав городских полицейских команд, 4) помещения городских полицейских управлений, 5) вооружение чинов полиции, 6) сыскное дело и 7) желательные изменения в организации полиции городов.

III глава — уездная полиция; состоит из параграфов:

1) распределение уездов на участки; 2) местные условия, затрудняющие полицейскую службу; 3) права и обязанности уездных начальников и приставов; 4) право изложения административных взысканий.

IV глава — Постановка делопроизводства полицейских учреждений.

V глава — Производство дознаний и борьба с преступностью; состоит из параграфов: 1) личное участие высших чинов полиции в производстве дознаний и надзор за приставами,

2) нарушения, обнаруженные ревизией; 3) неудовлетворительность постановки органов дознания; 4) законодательная постановка сельской полиции; 5) борьба с разбоями и скотокрадством; 6) мероприятия, желательные для правильной постановки уездной полиции.

VI глава — Общие выводы.

VII глава — Полиция Закаспийской области состоит из двух параграфов: 1) городская полиция и 2) уездная полиция.

VIII глава — Приложения.

Материалы отчета изложены на 221 странице. В рамках этого отчета рассмотрены данные о положении и деятельности городской и уездной полиции. Ревизией указаны нарушения в проведении дознаний и борьбе с преступностью. При освещении вопроса о законодательной стороне постановке сельской полиции отмечено отсутствие в законе указаний об устройстве сельской полиции. Ревизией внесены предложения по проведению мероприятий для эффективной организации деятельности уездной полиции.

Т. 9. «Земское хозяйство. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Данный отчет состоит из трех глав. Первая глава («Земское хозяйство») состоит из отделов: А — земские повинности трех коренных областей Туркестанского края (§1 — областные денежные земские повинности; §2 — натуральные повинности; §3 — общественные (частные) земские повинности; §4 —

штрафной капитал трех коренных областей Туркестанского края и Ферганской контрибуционный капитал; Б — Земское хозяйство в Семиреченской области; В — Земское хозяйство в Закаспийской области.

Вторая глава — медицинская часть; включает материалы о состоянии медицинского дела в коренных областях, в Семи-реченской и Закаспийской областях.

Третья глава — ветеринарная часть; состоит из двух параграфов: 1) организация заведывания ветеринарной частью в генерал-губернаторстве и Семиреченской области и 2) в Закаспийской части.

Отчет снабжен приложениями, состоящими из отделов: 1) три коренные области; 2) Закаспийская область; 3) народное продовольствие.

Материалы отчета изложены на 515 страницах, приложения изложены на 206 страницах, в целом весь материал занимает 721 страницу. В материалах освещено состояние лечебниц, их обеспечение, медицинский персонал; указано, какие условия созданы для больных. В отчете приведены сравнительные ведомости по заболеваемости инфекционными болезнями в Закаспийской области за период с 1904 по 1907 гг. В отношении постановки ветеринарного дела в отчете указана неправильная постановка ветеринарного дела в уездах: при врачах не имеется фельдшеров. В Закаспийской области уездным ветеринарным врачам приходится нести обязанности войсковых врачей.

Т. 10. «Горное дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Данный отчет состоит их двух частей. Первая часть включает введение, описание географии края и полезных ископаемых, заключение. Вторая часть состоит из трех глав. Первая глава состоит из трех параграфов: 1) замежевание за населением разведочных площадей; 2) история на недра. Вторая глава состоит из данных о выдаче дозволительных свидетельств, деятельности горнопромышленников, желательной реорганизация правил постановки разведочных знаков. Третья глава рассматривает горный надзор Туркестанского края, некоторые статистические данные о горном промысле в Туркестане и общие выводы. Рассмотрены данные о Зака-

спийской области, о правах туркмен на землю о. Челекена, жалобы туркмен, результаты ревизии и желательная реорганизация дела. К отчету прилагаются приложения. Весь материал по горному делу изложен на 366 страницах. В данном отчете представлена информация об обилии полезных ископаемых Туркестанского края, но до завоевания края русскими горная промышленность в крае не представляла значительной отрасли хозяйства. В колониальные годы проделаны следующие работы по изучению края: геологические исследования геологами Мушкетовым и Романовским, исследования нефтяных месторождений и каменноугольных залежей. К. К. Пален в предложениях о развитии нефтяного промысла предлагал сдавать участки нефтеносной земли под разработку частным лицам. Ревизором отмечались богатые источники на острове Челекен и в Ферганской области. В отчете содержатся предложения относительно правовой постановки вопроса о недрах земель, занятых населением Туркестанского края.

Т. 11. «Народные суды. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Отчет состоит из введения и семи глав: 1 глава — народный суд оседлого населения, включающий в себя исторический очерк и современное положение; 2 глава — народный суд кочевого населения, рассматривающий его историю, настоящее устройство и содержащиеся в эредже7 правила судопроизводства и назначения наказаний; 3 глава — нотариальная деятельность народных судей; 4 глава — протесты прокурорского надзора на решения народного суда; 5 глава — народный суд Закаспийской области, включающий в себя исторический очерк, современное положение и приложения;

7 Пален К. К. Народные суды. СПБ., 1910. С. 50. Эредже — сборник правил для руководства судьям на чрезвычайном съезде (особая судебная инстанция народного суда у кочевников), при предстоящем рассмотрении предъявленных съезду жалоб и претензий. В этих эредже устанавливаются не только судопроизводственные правила, но и нормы материального обычного права, как уголовного, так и гражданского; определяется, например, количество вознаграждения, которое должно взыскиваться по более распространенным в киргизском быту преступлениям — за кражу скота, за причиненные увечья, указываются наследственные доли вдов, правила взыскания и возврата калыма, определяются сроки давности и т. д.).

6 глава — основные начала реорганизации народного суда;

7 глава — статистические сведения о деятельности народных судов. Материал изложен на 309 страницах. В материалах отчета раскрыт механизм функционирования народного суда в Туркестанском крае, имевшего три разновидности: 1) для оседлого населения Сырдарьинской, Самаркандской, Ферганской и Семиреченской областей, 2) для кочевого населения тех же областей и 3) для населения Закаспийской области.

Т. 12. «Правовой быт. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Отчет содержит введение, краткий обзор истории мусульманского права, описание Ташкентского съезда и его результатов, рассмотрение обычного права кочевников (адат) и заключение. Материалы отчета изложены на 125 страницах. Сенатором были рассмотрены решения народного суда и выявлены недостатки последнего. Следует напомнить, что царизм придерживался политики невмешательства и игнорирования мусульманского права и духовенства; даже в Положении 1886 г. составители не решились дать в руководство народным судьям кодекс русского права, а ограничились изданием статьи 210, «уполномочивающей народные суды, как кочевого, так и оседлого населения, решать дела "на основании обычаев", совершенно упустив из виду, что у оседлого населения правовых обычаев не существует, так как они поглощены всецело писанными правилами мусульманского права — шариата»8.

В связи с этим сенатором был созван съезд для обсуждения и перевода сборника мусульманского права (шариата). Для обсуждения статей были приглашены 15 лиц местной администрации, 8 человек из судебного, 4 — из учебного ведомства и 29 представителей коренного населения из числа ученых казиев и преподавателей высших туземных школ. В отношении адата у кочевого населения в ходе проведения съезда было выявлено, что «чистый киргизский адат предков не сохранился и вылился в современное обычное право киргизов, представляющие смесь правил адата и шариата»9.

8 Пален К. К. Правовой быт. СПб., 1910. С. 6.

9 Там же. С. 80.

Т. 13. «Шариатные статьи с переводом на русский язык о правовых отношениях мусульманского населения Туркестанского края, извлеченные из коренного, действующего арабского изложения, по вопросам, предложенным Сенатором графом К. К. Паленом на обсуждении комиссии ученых туземцев, созванных из трех областей края в Ташкенте».

Данный материал состоит из трех книг: первая книга (на 31 странице) — о браках, совершаемых среди мусульман; вторая книга (на 26 страницах) — о наследствах, остающихся после умерших мусульман; третья книга (на 20 страницах) — о дарении предметов и шафаате. В указанных материалах освещена деятельность Ташкентского съезда, созванного Сенатором К. К. Паленом для обсуждения и ознакомления с нормами, регулирующими правовую жизнь оседлого населения края. Целью Ташкентского съезда являлся так же перевод на русский язык мусульманского свода правил — шариата — для наблюдения со стороны русской администрации за правильностью в решении основных вопросов туземного гражданского-правового быта.

Т. 14. «Орошение в Туркестане. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Указанный отчет состоит из введения, где представлены общие географические и статистические сведения о Туркестанском крае, и пяти глав: 1 глава состоит из отделов: водопользование в областях Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской и водная администрация; 2 глава состоит из отделов: орошение в Семиреченской области и водная администрация; 3 глава — из отделов: орошение в Закаспийской области, где рассмотрены правила пользования водой, правила наделения землею и водою женатых малолетних10, водная

10 Пален К. К. Орошение. СПб., 1910. С. 384-388. В частности, К. К. Пален пишет: «Закаспийская область: Асхабадский уезд, здесь наделение женатых младенцев землею и водою происходит при первом же совершение никаха, независимо от водворения новобрачной в дом мужа. Младенцев разрешается женить не ранее достижения ими 40-дневного возраста, таким образом, богатые семьи посредством никаха младенцев, захватывают в свои руки большую часть земель, а бедные не имеющие средств для выплаты калыма, даже по достижении совершеннолетия остаются на положении безземельных батраков, или же, в лучшем случае, арендаторов земель, предоставленных женатым

администрация и споры из-за пользования оросительною водою; 4 глава — соображения о желательной постановке оросительного дела в Туркестане; 5 глава — работы по орошению Голодной степи (Ходжентский уезд Самаркандской области) путем строительства магистрального канала для орошения 45 000 десятин земли в Голодной степи и канала Императора Николая I. К отчету даны приложения и карта Туркестана с показанием районов орошенных земель, составленная по распоряжению К. К. Палена.

Отчет изложен на 478 страницах, приложения занимают 137 страниц; в целом весь материал составлен на 615 страницах. В данном отчете освещены общие географические и статистические сведения о Туркестанском крае. Так же ревизией было исследовано водопользование в областях Сыр-дарьинской, Ферганской и Самаркандской. В данном отчете освещены данные об орошении в Семиреченской области и в Закаспийской области. Рассмотрены правила пользования водой, правила надела землей и водой. Приведены сведения об обычаях водопользования. В материалах указаны источники орошения и важнейшие оросительные каналы в крае, описаны ирригационные сооружения, построенные русскими.

младенцам. В Тедженском уезде, в каждом районе свои порядки по наделению водою и землею, например в в некоторых аулах Атекского приставства наделы получают женатые мужчины, достигшие 12-летнего возраста; в Серахском приставстве водою и землею наделяется каждый туркмен, независимо от того, женат он или холост, но при условии. Что он владеет кибиткой и занимается хозяйством. А женатые младенцы не наделяются землею и водою, до тех пор, пока они не в состоянии сами обрабатывать землю. Во Внеприставском районе, каждому женатому туземцу предоставляется вода, независимо от того взрослый он или малолетний, а предоставлять воду одинокому холостому человеку общество не признает для себя выгодным потому, что холостой человек не в состоянии исправно вносить подати и нести повинности. В Красноводском уезде, лишь в одном Джазирском обществе, в Каракалинском приставстве, существует обычай наделять водою и землею исключительно женатых туземцев, даже если они и младенцы, в других приставствах наделение водою и землею происходит после достижения совершеннолетия. В Мервском уезде, в Иолотанском районе, наделяется землею и водою каждый юноша, достигший 20-летнего возраста; в Отамышском и Тохтамышском районах наделы получают только женатые; в Пендинском приставстве наделяются все вступившие в брак и даже младенцы».

Т. 15. «Сельское управление. Русское и туземное. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Данный отчет состоит из двух глав, посвященных, соответственно, туземному сельскому управлению и сельскому управлению русского населения. К данному отчету имеются приложения. Материал изложен на 226 страницах. В рамках данного отчета были подсчитаны в крае и подвергнуты ревизии 269 кочевых волостей и 205 волостей с оседлым населением11. В отчете предоставлены ведомости, таблицы о распределении населения края по народностям, о составе кочевых волостей и волостей с оседлым населением. Рассмотрены юридические признаки, определяющие принадлежность к административной сельской единице; рассмотрены формы управления у оседлого населения и у кочевников. Так же рассмотрено сельское управление русского населения, где проанализировано образование сельских и волостных общин согласно ст. 116 Положения 1886 г. К. К. Пален предлагает «соединить русские селения в административном отношении с туземными волостями, во главе этой организации поставить назначаемого правительственной властью русского волостного старшину»12. В отчете предоставлен перечень вопросов для ревизии волостных и сельских управлений.

Т. 16. Судебные учреждения, действующие в Туркестане на основании судебных уставов Императора Александра II. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К Паленом.

Данный отчет состоит из исторической справки и рассматривает деятельность ташкентской судебной Палаты. Рассмотрена деятельность Ташкентского, Самаркандского, Ново-Маргеланского, Асхабадского и Верненского окружных судей, деятельность судебных следователей Ташкентского окружного суда и мировых судей Сырдарьинской области, деятельность судебных следователей Самаркандского окружного суда и Асхабадского окружного суда, мировых судей Самаркандской, Закаспийской, Ферганской и Семиреченской областей. Рассмотрены деятельность прокуроров, исполнение судебных решений и приговоров, приведены общие выводы

11 Пален К. К. Сельское управление. СПб., 1910. С. 67.

12 Там же. С. 199.

по ревизии. Отчет имеет приложения. Материал изложен на 193 страницах. В отчете освещается деятельность народных судов. Ревизия обратила внимание и на деятельность тех русских судебных органов, которые были поставлены в непосредственную связь с наиболее широкими слоями населения, т. е. мировых судей. Рассмотрена деятельность нотариальная и судебно-исполнительная. К. К. Пален поддержал пожелание председателей всех судов округа об учреждении должности старшего нотариуса.

Т. 17. Тюремное дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

В рамках данного отчета рассмотрены места заключения в Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской Семире-ченской и Закаспийской областях, условия содержания в них арестантов. Рассмотрены деятельность тюремной инспекции, проблемы организации каторжных работ и высылки осужденных в Европейскую Россию. Имеются приложения. Материал изложен на 141 странице. Рассмотрена так же проблема политических заключенных, отправленных в Туркестанский край на каторжные работы, причем ставится вопрос: следует ли их использовать на оросительных работах в Голодной Степи, и разумно ли вообще содержать каторжников-поселенцев на территории края? К. К. Пален высказывался по этому поводу так: «По вопросу о том, возможно ли вообще допускать оставление в крае каторжных на время отбывание ими тюремного срока, поселение же их в крае в качестве поднадзорных безусловно нежелательно, в виду того, что на землях не орошенных ведение хозяйства невозможно, а орошенные земли представляют собой слишком большую ценность. Кроме того, с одной стороны, близость пограничных владений, а с другой, легкость сообщения с внутренней Россией создают условия, при которых Туркестанский край едва ли может быть признан надлежащим местом для поселенцев»13.

Т. 18. «Переселенческое дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым».

Материалы этого тома отчета состоят из введения, пяти глав: 1 глава — переселенческое дело в Семиречье; 2 глава —

13 Пален К. К. Тюремное дело. СПб., 1910. С. 124.

140

переселенческое дело в Туркестанском крае; 3 глава — переселенческое дело в Закаспийской области; 4 глава — общее заведывание переселенческим делом в Туркестане; 5 глава — соображения о желательной постановке колонизационного дела в Туркестане. Объем тома — 430 страниц. В материалах отмечается, что родоначальником переселенческого дела являлся Семиреченский военный генерал Копальский, предложивший в 1869 г. проект об устройстве переселенцев. В 1883 г. им был предложен проект об устройстве в Семиреченской области сельских обывателей. Именно Копальский, по чьей инициативе были образованны первые русские поселения, предпринял меры по развитию среди новоселов садоводства и пчеловодства, им же были построены первые церкви и школы в Семиреченской области. Последующие начальники области ограничивались заботами о земельном фонде Семире-ченского Казачьего войска. Сенатор К. К. Пален отмечал, что на территории края до 1909 г. действовали три различных кодекса, изданных и дополненных в разное время, при отсутствии определенной политической или аграрной политики. Поэтому вопрос об определении юридических отношений туземного населения к землям, на которых оно проживало, не получил одинакового для всего края решения, и законы различались как по редакции, так и по содержанию. К. К. Пален в данном отчете критически относился к тому, что вся территория Семиречья, занятая кочевниками, принадлежит государству, и органы ведомства по Землеустройству вправе, действуя под контролем Туркестанского генерал-губернатора, оставить местному населению то количество земли, которое, по мнению чинов администрации и Переселенческого Управления, необходимо для обеспечения его быта. Наглядно был показан факт изъятия обработанных земель жителями Семиреченской области в пользу переселенцев. В Закаспийской области земельные права местного населения законом и вовсе были не установлены. Говоря об общем заведывании переселенческим делом в Туркестанском крае, ревизор заметил: «Одной из причин столь неблагоприятного для интересов русской власти явления служит, по моему мнению, полная невозможность вести сложное колонизационное дело непосредственно из Пе-тербурга14».

14 Пален К. К. Переселенческое дело. СПб., 1910. С. 406.

141

Т. 19. «Всеподданнейшая записка, содержащая главнейшие выводы отчета о произведенной в 1908-1909 гг. по Высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленом ревизии Туркестанского края» (1-2 части).

В данном отчете К. К. Пален подвел итоги ревизии, где описал общие черты административного управления Туркестаном. Он отмечал, что «показателем силы, жизненности и мощности государства служит проявление деятельности его органов управления»15. Особое внимание уделено деятельности трех генерал-губернаторов: Колпаковского, Кауфмана и Куропаткина. К. К. Пален указывал, что управляющие канцелярии приобрели более влиятельное, чем помощник генерал-губернатора, положение. Им был проанализирован и персональный состав канцелярии. В выводах рассмотрены областное, уездное и городское управление, учебное дело, сельское управление и ряд других вопросов. К. К. Паленом были предложены преобразования в административном управлении края16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Пален К. К. Всеподданнейшая записка, содержащая, главнейшие выводы отчета о произведенной в 1908-1909 гг. по Высочайшему повелению, Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленом ревизии Туркестанского края. Ч. 1-2. СПб., 1910. С. 3.

16 «Данные административного управления, требуют преобразования, в основу которого были бы положены следующие положения: 1) Сосредоточение всех основных вопросов направления краевой политики и, в частности, определение отношения окраинного управления к общеимперскому в руках одного центрального самостоятельного органа, представитель которого являлся бы полноправным членом Совета Министров. 2) Усиление власти Главного Начальника края до пределов таковой наместника Вашего Императорского Величества и учреждение должности его по гражданской части. 3) Ограничение компетенции Совета при Туркестанском Генерал-губернаторе, предоставлением ему лишь в вопросах утверждения смет решающего значения, а по всем остальным — исключительно совещательного. 4) Расширение власти начальников областей, путем передачи в ведение губернских властей (особых присутствий областных правлений и комитетов) земского и городского хозяйств, ослабление их зависимости от канцелярии Генерал-губернатора и освобождение их помощников от обязанностей по заведыванию государственными имуществами. 5) Восстановление положения уездных начальников в отношении административного управления уездами в пределах такового уездных предводителей дворянства, возложение чисто полицейских обязанностей на специальные органы, уменьшение размеров,

Т. 20. Материалы к характеристике народного хозяйства в Туркестане. 1-2 части.

Материалы к характеристике народного хозяйства начинается с введения (территория, население, землевладение и землепользование), разбитого на параграфы: 1) обеспечение хозяйств рабочей силой; 2) площадь землепользования; 3) скот рабочий и «пользовательный»; 4) способы эксплуатации земли и организация труда в сельском хозяйстве; 5) система и техника полеводства; 6) состав посевной площади по культурам; 7) хозяйство на богарных землях; 8) посев и урожай; 9) использование продуктов полеводства; 10) доходность полеводства; 11) заключение. Введение изложено на 12 страницах, остальной материал — на 419 страницах. Указанные материалы характеризуют состояние сельскохозяйственного производства в Туркестане. Отмечается, что экономическая политика в крае направлена на развитие местного хлопководства, способного обеспечить волокном русскую хлопчатобумажную промышленность. В материалах отмечается ухудшение положения земледелия в связи с увеличением территорий земель под хлопок, приведены сведения о нехватке плугов, борон, молотилок, веялок, селекционных хозяйств для получения хлопковых семян и семян зерновых культур. Сенатор отмечал, что население нуждается в организации кредитов17, без которых невозможно внедрение в хозяйство улучшений, связанных с единовременными и значительными затратами.

Следует отметить, что отчеты отличались большим объемом (что свидетельствует об их добротности), носили сугубо практический, деловой характер и были предназначены для ознакомления императора Николая II с реальным положением дел в крае. Все предыдущие ревизии — ревизия тайного советника Ф. К. Гирса (1882-1883), чиновника особых поручений

как уездных, так и приставских участков и увеличение состава низших исполнительных органов. 6) Распространение на города действия правил Городового Положения 1892 г., преимущественно, упрощенного типа. 7) Учреждение особых органов, ведающих сельским населением, как русским, так и туземным» (Пален К. К. Всеподданнейшая записка, содержащая, главнейшие выводы отчета о произведенной в 1908-1909 гг. по Высочайшему повелению, Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленом ревизии Туркестанского края. Ч. 2. С. 51-52).

17 Пален К. К. Материалы к характеристике по народному хозяйству в Туркестане. СПб., 1911. С. 419.

при Министерстве внутренних дел А. А. Половцова (18961897), военного министра А. Н. Куропаткина (1901), кроме неопубликованного отчета ревизии генерал адъютанта графа Н. П. Игнатьева (1884), — имели во много раз меньший объем и были малоинформативны.

Материалы ревизии сенатора К. К. Палена как исторический источник ценны своей многоплановостью, поскольку не только дают исследователю информацию об отдельных событиях и фактах, но и позволяют увидеть последствия колониальной политики России, изменения в хозяйственной и культурной жизни края в результате его включения в состав метрополии, развития товарно-денежных отношений, освоения его богатств. Все эти процессы раскрываются К. К. Паленом как с позитивной, так и с негативной сторон. Сам сенатор писал, что в материалах его ревизии дается подробнейшая «оценка окраины с точки зрения колонизационной политики, причем, окраины обширной, но очень далекой и мало изученной»18.

Задача, поставленная царским правительством перед ревизией сенатора К. К. Палена, — предоставить материалы для подготовки нового проекта «Положения об управлении Туркестанским краем», обусловила тот факт, что в этих материалах значительное место занимает анализ действующей в крае системы управления, поэтому мы и располагаем очень подробными сведениями о работе всех ступеней колониальной власти в регионе. Завершая ревизию административной системы колониальной власти в Туркестане, сенатор К. К. Пален в итоговом отчете на вопрос, поставленный перед ним Николаем II, — есть ли необходимость изменить подчинение Туркестанского края и передать его из Военного министерства в Министерство внутренних дел? — ответил, что проверка края привела его к твердому убеждению о нецелесообразности принятия такого решения. К. К. Пален писал: «Раньше, чем подвергать управление Туркестанским краем из центра коренной ломке и разъединять сосредоточенную в одних руках Военного министерства военную и гражданскую власть, надо укрепить эффективность всех ступеней колониальной власти в крае, приспособить ее к требованиям постоянно развиваю-

18 Пален К. К. Материалы к характеристике народного хозяйства. С. IV, XII.

щейся жизни»19. Для этого сенатор предлагал усилить власть генерал-губернатора, придав ему статус Наместника Императорского Величества; ограничить компетентность Совета при генерал-губернаторе, предоставив ему решающий голос только в вопросах утверждения смет решающего значения, а по всем остальным вопросам оставить ему только право совещательного голоса; усилить положение уездных начальников; уменьшить размеры уездов и участков; распространить на все города края правила управления городами России20.

Материалы ревизии являются комплексным источником по истории колониального Туркестана начала ХХ в., который особенно ценен тем, что является носителем информации о событиях, происходивших в то время, когда создавался сам этот источник. Они обладают высоким информационным потенциалом, позволяющим изучить влияние колонизации на экономику, культуру, социальные процессы и традиционный образ жизни коренного населения Туркестана. Материалы ревизии К. К. Палена обогащают знания историков и составляют неотъемлемую часть источниковой базы изучения истории Узбекистана.

Источники

Краевое управление. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. Областное правление. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910., 353 с. Уездные управления. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 168 с. Городское управление. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 483 с. Сельское управление. Русское и туземное. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 226 с.

19 Пален К. К. Всеподданнейшая записка. С. 53.

20 Там же. С. 52.

Полиция безопасности. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 221 с.

Тюремное дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 141 с.

Судебные учреждения, действующие в Туркестане на основании судебных уставов Императора Александра II. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 193 с.

Народные суды. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 309 с.

Правовой быт туземного населения. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 125 с.

Налоги и пошлины. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 298 с.

Государственные имущества. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 264 с.

Земское хозяйство. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 721 с.

Горное дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 366 с.

Орошение в Туркестане. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 615 с.

Переселенческое дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 430 с.

Учебное дело. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым. СПб., 1910. 177 с.

Всеподданнейшая записка, содержащая главнейшие выводы отчета о произведенной в 1908-1909 гг. по высочайшему повелению Сенатором Гофмейстером графом К. К. Паленым ревизии Туркестанского края». 1-2 части. СПб., 1910. 53 с.

Материалы к характеристике народного хозяйства в Туркестане. 1-2 части. СПб., 1911. 431 с.

Шариатные статьи с переводом на русский язык о правовых отношениях мусульманского населения Туркестанского края, извлеченные из коренного, действующего арабского изложения, по вопросам, предложенным Сенатором графом К. К. Паленым на обсуждении комиссии ученых туземцев, созванных из трех областей края в Ташкенте. Ташкент, 1910. 79 с.

Литература

Абдурахимова Н. А. Колониальная система власти в Туркестане (вторая половина XIX — начало ХХ вв.). Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Ташкент, 1994.

Ураков Д. Ж. Официальные отчеты российской администрации в Туркестане как исторический источник (конец XIX — начало XX вв.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2005.

Пуговкина О. Г. История Туркестана в наследии российской историографии середины XIX — начала XX века (политические и экономические аспекты). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2006.

Сугуралиева Ф. У. История становления, эволюции и деятельности хозяйственных госучреждений колониального Туркестана (1867-1917 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2006.

Morrison A. The Pahlen Commission and the Re-Establishment of Rectitude in Transcaspia, 1908-1909 // Monde(s). Histoire, Espaces, Relations. 2013. No 4. P. 45-64.

Махмудова Нигора Баротовна, преподаватель (Бухарский государственный университет, Бухара, Узбекистан); эл. почта: nigoratittojon2009@rambler.ru.

Historical and Source Study of Reports Prepared by Senator K. K. Pahlen's Revision

This article is dedicated to the brief history and sources study of the review of Turkestan region, conducted under the management of Senator K. K. Pahlen in 1908-1909. The research was conducted on the basis of revision results of 20 books-reports, published in Saint Petersburg and Tashkent in 1910-1911 that was composed of almost 6000 pages of typographical text.

Senator K. K. Pahlen in a short period of time (little more than six months) successfully completed the task conveyed to him and presented a thorough report on all the aspects of the region's internal life and its problems. Each report contained an insight into a definite issue.

It is worth mentioning that the revision report has not been the subject of reseach so far. Partially it could be explained by the fact that in the libraries and CSA of the Republic of Uzbekistan there are only several volumes of Senator K. K. Pahlen's revision reports. All of them are kept in Saint Petersburg in the Russian Historical Archive, where the "Revision of Senator K. K. Pahlen" composes a special fund.

What makes the published results of the revision unique is the fact that all of them were created at the same period of time and all the reports were united with the same task and completed under the aegis of Chief-Senator K. K. Pahlen. They form a single unit, being the same document, where each book is an independent finished analysis of the definite question, but simultaneously the reports are parts of the single document, combining all the aspects in the same government report.

Key words: revision, K. K. Pahlen, Turkestan, education, management, Shariah, household, zemstvo, administration.

Nigora Makhmudova, Lecturer (Bukhara State University, Bukhara, Uzbekistan); e-mail: nigoratillojon2009@rambler.ru.

References Primary Sources

Kraevoe upravlenie. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 1910.

Oblastnoepravlenie. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb. 1910., 353 s.

Uezdnye upravleniia. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 1910. 168 s.

Gorodskoe upravlenie. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom

Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 483 s.

Selskoe upravlenie. Russkoe i tuzemnoe. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 22б s.

Politsiia bezopasnosti. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 221 s.

Tiuremnoe delo. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 141 s.

Sudebnye uchrezhdeniia, deistvuiushchie v Turkestane na osnovanii sudebnykh ustavov Imperatora Aleksandra II. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 193 s.

Narodnye sudy. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 3Q9 s.

Pravovoi byt tuzemnogo naseleniia. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 125 s.

Nalogi i poshliny. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 298 s.

Gosudarstvennye imushchestva. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 2б4 s.

Zemskoe khoziaistvo. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 721 s.

Gornoe delo. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 3бб s.

Oroshenie v Turkestane. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. б15 s.

Pereselencheskoe delo. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 43Q s.

Uchebnoe delo. Otchet po revizii Turkestanskogo kraia, proizvedennoi po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym. SPb., 191Q. 177 s.

Vsepoddanneishaia zapiska, soderzhashchaia glavneishie vyvody otcheta o proizvedennoi v 19Q8-19Q9 gg. po vysochaishemu poveleniiu Senatorom Gofmeisterom grafom K. K. Palenym revizii Turkestanskogo kraia». 1-2 chasti. SPb., 191Q. 53 s.

Materialy k kharakteristike narodnogo khoziaistva v Turkestane. 1-2 chasti. SPb., 1911. 431 s.

Shariatnye stati s perevodom na russkii iazyk o pravovykh otnosheniiakh musulmanskogo naseleniia Turkestanskogo kraia, izvlechennye iz korennogo, deistvuiushchego arabskogo izlozheniia, po voprosam, predlozhennym Senatorom grafom K. K. Palenym na obsuzhdenii komissii uchenykh tuzemtsev, sozvannykh iz trekh oblastei kraia v Tashkente. Tashkent, 1910. 79 s.

Secondary Sources Abdurakhimova N. A. Kolonialnaia sistema vlasti v Turkestane (vtoraia polovina XIX — nachalo XX vv.). Avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk. Tashkent, 1994.

Urakov D. Zh. Ofitsialnye otchety rossiiskoi administratsii v Turkestane kak istoricheskii istochnik (konets XIX — nachalo XX vv.). Avtoref. dis. . kand. ist. nauk. Tashkent, 2005.

Pugovkina O. G. Istoriia Turkestana v nasledii rossiiskoi istoriografii serediny XIXh — nachala XX veka (politicheskie i ekonomicheskie aspekty). Avtoref. dis. . kand. ist. nauk. Tashkent, 2006.

Suguralieva F. U. Istoriia stanovleniia, evoliutsii i deiatelnosti khoziaistvennykh gosuchrezhdenii kolonialnogo Turkestana (18671917 gg.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Tashkent, 2006.

Morrison A. The Pahlen Commission and the Re-Establishment of Rectitude in Transcaspia, 1908-1909 // Monde(s). Histoire, Espaces, Relations. 2013. No 4. P. 45-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.