Научная статья на тему 'ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВУЗАХ'

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой университет / цифровое образование / высшее образование / цифровизация / трансформация высшего образования / digital university / digital education / higher education / digitalization / transformation of higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д С. Бурцев, Д И. Афанасьева, М Е. Коваленко

Цифровая трансформация отрасли высшего образования и науки становится ключевым элементов развития высших учебных заведений (вузов) благодаря возможностям, которые открывают новые технологии. При этом недостаточность методической базы, сложность выработки унифицированных подходов, а также ограниченность ресурсов для проведения трансформации отягощают и значительно замедляют данный процесс. Целью данной статьи является обзор тенденций и практик цифровой трансформации отечественных и зарубежных вузов для формирования основных закономерностей в подходах к цифровой трансформации. Данное исследование может стать основой для формирования сценариев трансформации вузов, а также для планирования изменений с опорой на существующий российский и мировой опыт. В статье были проанализированы основные тенденции и направления цифровой трансформации ведущих вузов России и мира, а также проведена классификация рассмотренных направлений с точки зрения этапов цифровой трансформации. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта позволил сформулировать основные закономерности, присущие опыту определенных групп вузов, а также выявить основные различия среди подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д С. Бурцев, Д И. Афанасьева, М Е. Коваленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF FOREIGN AND DOMESTIC PRACTICES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS PROCESSES IN UNIVERSITIES

The digital transformation of higher education is becoming a crucial element in the development of higher education institutions (HEIs), thanks to the opportunities offered by new technologies. However, the lack of a solid methodological basis, the difficulty of developing unified approaches, and limited resources for the transformation all contribute to making this process slow and challenging. The purpose of this paper is to review current trends and practices in the digital transformation of both domestic and foreign universities, in order to identify common patterns and approaches. This study can serve as a basis for creating scenarios for university transformation, as well as planning changes based on the existing Russian and international experiences. The article analyzes the main trends and directions of the digital transformation of leading universities in Russia and around the world. It also classifies these directions according to the stages of digitalization. A comparative analysis of both domestic and foreign experiences has made it possible to identify the main patterns in the experience of different groups of universities as well as the main differences in their approaches.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВУЗАХ»

EDN: BNESKL

Д.С. Бурцев - кс.-х.н, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

D.S. Burtsev - candidate of agricultural sciences, associate professor on faculty of technological management and innovations, ITMO University, St. Petersburg, Russia;

Д.И. Афанасьева - обучающаяся, Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

D.I. Afanaseva - student, ITMO University, St. Petersburg, Russia;

М.Е. Коваленко - обучающийся, Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

M.E. Kovalenko - student, ITMO University, St. Petersburg, Russia.

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВУЗАХ REVIEW OF FOREIGN AND DOMESTIC PRACTICES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS PROCESSES IN UNIVERSITIES

Аннотация. Цифровая трансформация отрасли высшего образования и науки становится ключевым элементов развития высших учебных заведений (вузов) благодаря возможностям, которые открывают новые технологии. При этом недостаточность методической базы, сложность выработки унифицированных подходов, а также ограниченность ресурсов для проведения трансформации отягощают и значительно замедляют данный процесс. Целью данной статьи является обзор тенденций и практик цифровой трансформации отечественных и зарубежных вузов для формирования основных закономерностей в подходах к цифровой трансформации. Данное исследование может стать основой для формирования сценариев трансформации вузов, а также для планирования изменений с опорой на существующий российский и мировой опыт. В статье были проанализированы основные тенденции и направления цифровой трансформации ведущих вузов России и мира, а также проведена классификация рассмотренных направлений с точки зрения этапов цифровой трансформации. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта позволил сформулировать основные закономерности, присущие опыту определенных групп вузов, а также выявить основные различия среди подходов.

Abstract. The digital transformation of higher education is becoming a crucial element in the development of higher education institutions (HEIs), thanks to the opportunities offered by new technologies. However, the lack of a solid methodological basis, the difficulty of developing unified approaches, and limited resources for the transformation all contribute to making this process slow and challenging. The purpose of this paper is to review current trends and practices in the digital transformation of both domestic and foreign universities, in order to identify common patterns and approaches. This study can serve as a basis for creating scenarios for university transformation, as well as planning changes based on the existing Russian and international experiences. The article analyzes the main trends and directions of the digital transformation of leading universities in Russia and around the world. It also classifies these directions according to the stages of digitalization. A comparative analysis of both domestic and foreign experiences has made it possible to identify the main patterns in the experience of different groups of universities as well as the main differences in their approaches.

Ключевые слова: цифровой университет, цифровое образование, высшее образование, цифровизация, трансформация высшего образования.

Keywords: digital university, digital education, higher education, digitalization, transformation of higher education.

Введение

Высшие учебные заведения в России и за рубежом переживают значительные перемены в связи с широким распространением цифровых технологий, обеспечивающих возможность цифровизации и цифровой трансформации (далее - ЦТ) различных процессов и областей. Интеграция подобных технологий становится не просто желательной, но и необходимой ступенью развития вузов для повышения эффективности преподавания, проведения научных и практико ориентированных исследований и оптимизации административных функций в университетах. Несмотря на увеличение интенсивности инициации и реализации ЦТ среди вузов всего мира, по данным EDUCASE лишь 13 % колледжей и университетов сегодня участвуют в ЦТ, 32 % разрабатывают стратегию ЦТ, а еще 38 % высших учебных заведений изучают возможности ЦТ [1].

ЦТ вузов может базироваться на использовании различных подходов и внедрении инструментов. Так, благодаря интеграции цифровых и информационных технологий вузы могут расширить доступ к образованию, охватив более широкую аудиторию учащихся независимо от географических ограничений. Платформы электронного обучения, в свою очередь, обеспечивают дистанционное образование, позволяя студентам получать доступ к учебному контенту удаленно и в удобное для них время. Помимо доступности, цифровые преобразования повышают качество и эффективность преподавания и обучения, позволяя применять интерактивные и персонализированные подходы. Стоит отметить, что существенный вклад в повышение эффективности реализации основных бизнес-процессов вуза привносит трансформация административных процессов и внедрение новых подходов принятия управленческих решений (например, data driven подход). Таким образом, в основном выделяется четыре основные цели проведения ЦТ вузов: улучшение условий обучения студентов, повышение операционной эффективности образовательных программ, обеспечение необходимой вычислительной мощности для проведения передовых исследований и стимулирование применения инновационных подходов в образовательном процессе [2].

При этом ЦТ сферы высшего образования не может существовать и рассматриваться обособленно от общей стратегии цифрового развития конкретной страны. Тенденции и особенности внедрения цифровых технологий в различные отрасли экономики, специфичные для каждой страны, а также потребности и глобальные задачи, стоящие перед соответствующей сферой, создают уникальную среду для реализации трансформации. Именно поэтому изучение практик ЦТ вузов разных стран и анализ корреляции данных практик с социально-экономическим, нормативным и другими фонами может обеспечить глубинное представление о наиболее успешных примерах реализации трансформации и возможных направлениях ее проведения.

Целью данной работы является проведение обзора отечественных и зарубежных практик цифровой трансформации учреждений высшего образования с целью обобщения основных тенденций и особенностей, присущих отечественным и зарубежным вузам. Задачи исследования:

1. Определить ключевые направления и тенденции ЦТ вузов в РФ и зарубежных вузов.

2. Проанализировать текущий опыт ЦТ вузов в РФ.

3. Определить, на каком этапе цифровой зрелости находятся сейчас вузы РФ.

4. Сделать обзор опыта зарубежных вузов на основании открытых источников.

5. Определить, на каком уровне цифровой зрелости находятся зарубежные вузы.

6. Сделать вывод на основе сравнительного анализа выявленных закономерностей.

Таким образом, в статье будут рассмотрены практики ЦТ отечественных и зарубежных вузов с точки зрения ключевых направлений проведения трансформации, вызовов, стоящих перед вузами, а также реализуемых практик. Предполагается, что сравнительный анализ процесса ЦТ вузов России и мира поможет выявить возможные сценарии трансформации, что, в свою очередь, может стать основой формирования рекомендаций, фреймворков и методических подходов к инициации и проведению ЦТ.

Материалы и методы

Контент-анализ, дискурс-анализ. Источники: академические публикации, материалы СМИ и медиапространства.

Результаты

В России осознанный старт цифровой трансформации социально-экономической инфраструктуры можно ассоциировать со стартом национального проекта «Цифровая экономика» в 2019 году. Основными целями проекта являются:

- создание правовой базы регулирования цифровой экономики;

- создание конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;

- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;

- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства [3].

Остальные цели направлены на стимулирование создания отечественных технологий и создание комплексной системы финансирования проектов, связанных с цифровой трансформацией.

С точки зрения нормативных актов непосредственно сферы высшего образования цифровая трансформация рассмотрена, например, в Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (далее - Стратегия), выпущенная в 2021 году. Данная Стратегия определяет основные подходы и траектории достижения «цифровой зрелости» отрасли. Сформулированные в Стратегии основные вызовы и проблемы отрасли высшего образования и науки распределены по четырем основным направлениям: развитие цифровых сервисов, модернизация инфраструктуры, управление данными и управление кадровым потенциалом [4]. При этом на данный момент ведется актуализация Стратегии с учетом текущей внешнеэкономической ситуации и новых направлений развития государства [5].

Значительная часть работы по цифровой трансформации вузов ведется в рамках национальных и федеральных программ и проектов. Так, например, в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет 2030" более 100 отечественных вузов-участников сформировали собственные стратегии и политики в области цифровой трансформации [6]. Основной задачей цифровизации процессов, по мнению экспертов, становится обеспечение радикально новых возможностей для вузов, в том числе, для реализации передовых мировых трендов в области образования и интеграции новых технологий в бизнес-процессы вузов [7].

Таким образом, на основании стратегических документов и представленных университетами стратегий цифровой трансформации может быть представлено широкое понимание об обобщенных основных направлениях и тенденциях ее проведения в отечественных вузах (рисунок 1). В анализе были использованы программы развития (разделы, посвященные стратегии цифровой трансформации) 15 ведущих вузов России - лидеров программы "Приоритет 2030", а также вузов-лидеров по трекам "Исследовательское лидерство" и "Территориальное/Отраслевое лидерство" по итогам 2023 года (ВШЭ, СПбМТУ, Смоленский ГМУ, ПИМУ, РНИМУ им. Пирогова, МФТИ, НИЯУ "МИФИ", Университет ИТМО, МИСИС, Томский государственный университет, СамГМУ, МАИ, ТУСУР, БФУ им. И. Канта).

Основные направления и тенденции цифровой трансформации отечественных вузов могут быть сгруппированы по принципу направленности действия:

1) трансформация бизнес-процессов, касающихся образовательной деятельности;

2) трансформация бизнес-процессов, касающихся научной деятельности;

3) трансформация бизнес-процессов по управлению кадрами;

4) трансформация сервисных бизнес-процессов.

При этом совокупность выделенных бизнес-процессов формирует единую модель, условно обозначенную на схеме названием "Цифровой университет". Уже сейчас ведущие вузы РФ объявляют об открытии цифровых кампусов, которые, в свою очередь, становятся важным этапом для обеспечения базы, на которой будет реализована концепция цифрового университета. Так, в 2023 году о создании цифрового кампуса объявила Высшая школа экономики (НИУ "ВШЭ"), отметив, что цифровой кампус является "порталом выхода в большое образовательное онлайн-пространство, позволяющим решать задачи, стоящие перед университетом, по распространению нового знания и новых технологий" [8].

Рисунок 1 - Основные направления и тенденции цифровой трансформации отечественных вузов

(составлено авторами)

При этом совокупность выделенных бизнес-процессов формирует единую модель, условно обозначенную на схеме названием "Цифровой университет". Уже сейчас ведущие вузы РФ объявляют об открытии цифровых кампусов, которые, в свою очередь, становятся важным этапом для обеспечения базы, на которой будет реализована концепция цифрового университета. Так, в 2023 году о создании цифрового кампуса объявила Высшая школа экономики (НИУ "ВШЭ"), отметив, что цифровой кампус является "порталом выхода в большое образовательное онлайн-пространство, позволяющим решать задачи, стоящие перед университетом, по распространению нового знания и новых технологий" [8].

Данные направления, с другой точки зрения, могут быть проанализированы и оценены относительно уровня цифровой зрелости вузов. Данная оценка важна, так как стратегии вузов в области цифровой трансформации не являются идентичными: практики, внедряемые в вузах, цифровая зрелость которых выше, будут отличаться от практик вузов с низким уровнем цифровой зрелости. Таким образом, соотнесение двух аспектов может стать важным критерием для масштабирования практик, а также стратегического планирования трансформации.

Для определения этапов цифровой зрелости вузов может быть использована работа Немецкой академии технических наук, широко распространенная для использования в практическом применении среди компаний реального сектора экономики, при условии, что понятия цифровой трансформации и Индустрии 4.0 будут использованы в качестве синонимов. В работе Acatech рассмотрены 6 этапов на пути к цифровой трансформации, каждый из которых основывается на предыдущем и включает необходимые для его достижения характеристики [9]. При этом, учитывая, что работа Acatech имеет большую спецификацию на трансформации промышленных предприятий, в данной статье авторами предложена адаптация для отрасли высшего образования и науки. В таблице 1 приведены этапы цифровой зрелости и присущие им характеристики, а также возможные маркеры перехода на соответствующий уровень, специфичные для выбранной отрасли.

Таким образом, основываясь на данных таблицы, можно сказать, что основной целью цифровой трансформации бизнес-процессов вузов может быть стать переход от подготовительного этапа оцифровки к конечному этапу интеграции процессов в общий контур системы управления, основанной на предиктивных моделях и обеспеченной автоматизированным выполнением некоторых шагов процесса.

Таблица 1 - Этапы цифровой зрелости организации отрасли высшего образования и науки,

(составлена авторами на основании материалов Немецкой академии технических наук)

Этап Описание этапа и характеристики, обозначенные Аса1есИ [9] Специфичные характеристики для отрасли высшего образования и науки

1. Информатизация Начальный этап и основа цифровизации процессов. Предполагает использование различных информационных технологий раздельно друг от друга и используется для эффективного выполнения рутинных и повторяющихся задач. Основная особенность - используемые технологии не связаны и не агрегируются в едином инструменте. Основной подготовительный этап, включающий в себя подготовку инфраструктуры и оцифровку преимущественно сервисных и административных бизнес-процессов. В различных подразделениях внедряются обособленные информационные и цифровые инструменты и сервисы.

2. Связанность Используемые инструменты становятся взаимосвязанными. Этап подразумевает: отражение ключевых бизнес-процессов через информационные и цифровые приложения; обеспечение связности и взаимодействия части приложений; внедрение новых систем, подразумевающих дальнейшее их включение в общий контур. Этап повсеместной цифровизации основных процессов и начальное формирование единых агрегирующих систем. Процесс не заканчивается на конкретном структурном подразделении, становится возможным формирование сквозных механик его цифровизации, управления и анализа.

Продолжение таблицы

1 2 3

3. Наглядность Основной итог данного этапа - создание цифровой модели, которое обеспечивается сбором и аналитикой данных на разных этапах реализации процесса. Обязательным условием становится предоставление общих прав на получение данных и их производные материалы для всех стейкхолдеров процессов. Этап подразумевает создание цифровой модели с минимально возможным набором основных бизнес-процессов вуза. Модель не насыщена возможностью сбора и аналитики данных по всей деятельности вуза, однако становится неотъемлемой частью системы принятия управленческих решений. Сама система управления также перестраивается для обеспечения возможности развития и масштабирования цифровой модели.

4. Проницаемость Основной итог этапа - наполнение цифровой модели взаимосвязями между процессами, событиями и предполагаемыми результатами. Ключевыми технологиями данного этапа становятся технологии больших данных, искусственного интеллекта и использование предиктивной аналитики. Цифровая модель переходит к виду цифрового двойника вуза. С ее помощью собираются данные, обеспечивающие возможность полноценного data driven управления. Кроме того, модель становится интегрирована со внешней средой, непосредственно и наиболее сильно влияющей на основные бизнес-процессы вузов (например, ведется аналитика рынка труда для составления предложений по управлению набором образовательных программ вуза).

5. Предсказуемость На данном этапе происходит моделирование будущей цифровой модели. Становится возможным моделирование различных сценариев и определение наиболее вероятных. Цифровая модель становится источником принятия не только тактических, но и стратегических решений относительно развития вуза. Деятельность производится согласно спроектированным сценариям, обеспечивается гибкость и устойчивость модели управления благодаря возможности быстрого реагирования на изменяющиеся внешний и внутренний контуры вуза.

6. Самокоррекция Этап наступает тогда, когда становится возможным использование цифровой модели для принятия решений и автоматизированного выполнения некоторых необходимых для достижения данного решения функций. Цифровая модель вуза охватывает все процессы и используется не только для управленческой системы, но также и для сквозных бизнес-процессов, которые, в свою очередь, могут выполняться без участия сотрудников в зависимости от сценариев.

Основные направления цифровой трансформации отечественных вузов, отмеченные на рисунке 1, могут быть распределены по уровням, представленным в таблице 1 (таблица 2). Таким образом, данный анализ позволит определить, к какому уровню цифровой зрелости относятся укрупненные направления инициатив в области цифровой трансформации. Это, в свою очередь, позволит сделать вывод о возможных дальнейших путях развития, а также о пробелах, существующих у вузов России на данный момент.

Таблица 2 - Распределение основных направлений цифровой трансформации отечественных вузов по уровням цифровой зрелости (составлено авторами)

1 2 3 4 5 6

Внедрение новых цифровых инструментов и технологий в программы подготовки, в т.ч. создание собственных цифровых сред x x x x x x

Использование цифровых технологий и мультимедиа платформ, симуляционных центров в рамках обучения x x x x x x

Внедрение data driven подхода регулярного мониторинга рынка труда для подстройки образовательных программ x x x x

Распространение системы управления ИОТ и формирование персонализированных траекторий x x x x x

Создание цифровых ресурсов для управления научными группами и исследовательскими проектами x x x x x x

Создание центров развития новых цифровых технологий, тестовых полигонов, тренажеров x x x x x

Создание цифровых двойников исследовательской инфраструктуры x x x x

Создание цифровых инновационных кластеров x x x x x

Обеспечение научных групп инфраструктурой для реализации проектов с ИИ x x x x x

Перевод в электронный формат административных услуг и сервисов x x x x x x

Внедрение инструментов информационного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса x x x x x

Создание системы поддержки принятия управленческих решений x x x x

Интеграция системы предиктивной аналитики бизнес-процессов x x x

Создание интеллектуальной системы управления формирования и оценки компетенций обучающихся x x x

Использование системы предиктивной аналитики цифровых портфолио обучающихся x x x

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. На текущий момент можно говорить о переходе вузов с этапа информатизации к этапу связности. При этом часть вузов-лидеров по цифровой трансформации уже сейчас внедряют элементы этапа наглядности, например, создавая цифровые кампусы.

2. Основными тенденциями в стратегическом планировании становится переход к виду цифрового университета, который, однако, не является окончательным этапом цифровой трансформации, представленным в указанной классификации.

3. На текущий момент присутствуют черты разрозненного подхода к внедрению технологий и проведению трансформации, что не позволяет вузам полноценно «заполнять» каждый из уровней. Зачастую трансформация касается отдельных направлений и бизнес-процессов, однако, как видно по Таблице 1, именно системный подход позволит полноценно проходить через все этапы цифровой трансформации.

Зарубежный опыт цифровой трансформации объединяет концепция «Цифровой университет». Каждой стране присущи разная интерпретация данного подхода, поэтому для раскрытия темы имеет смысл рассмотреть вопрос через призму опыта отдельных регионов: США, Европы и Азии.

Так, в США для раскрытия подхода к концепции Цифрового университета необходимо ввести два термина: «умный кампус» и «цифровая образовательная платформа».

«Умный кампус» - это концепция, подразумевающая повсеместную интеграцию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (1оТ) в систему управления университетом [10].

«Цифровая образовательная платформа» - информационное пространство, посредством которого студент может получить доступ к учебным курсам, материалам, осуществлять мониторинг прогресса обучения и формировать аналитику [10].

Цифровой университет - это сочетание «умного кампуса» и «цифровых платформ».

Опрос EDUCAUSE в США показал, что высшее образование в целом считает цифровую трансформацию жизненно важной, но есть расхождение в приоритетах. В то время как 73 % технических руководителей кампусов считают это критически важным, только 51 % институциональных лидеров согласны с этим. ИТ-директора на Западе (88 %) уделяют этому больше внимания, чем на Юге (65 %) и Среднем Западе (63 %) [11].

Что касается фокуса, учебные заведения делают акцент на успехах учащихся на основе данных (78 %), использовании данных учащихся для лучшего обучения (75 %) и улучшении преподавания (64 %).

Государственные учреждения (85 %) уделяют больше внимания успеху работы с данными, чем частные (69 %). Проблемы включают в себя сопротивление персонала и финансовые ограничения, при этом меньшее число людей сталкивается с проблемами координации или невыполненными целями [10].

Законодательное регулирование отличается от штата к штату. Чаще всего на уровне каждого штата формируется рабочая группа, в которую входят руководители учебных учреждений. Финансирование также разнится в зависимости от вида учреждений: государственные финансируется из местного бюджета (штата), а частные университеты находят средства финансирования самостоятельно.

В странах Европы концепция «Цифрового университета» трактуется как:

- развитие цифровой инфраструктуры;

- развитие цифровых образовательных платформ для допуска к учебным материалам и администрирование учебного процесса;

- развитие цифровую компетентность преподавателей и студентов;

- фокус на индустрию 4.0 [12].

Законодательное регулирование отличается от страны к стране. Финансирование также определяется на уровне бюджета страны.

Пример азиатских стран стоит рассматривать на технологически развитых стран (например: Китай, Сингапур и Южная Корея). В этих странах акцент в понимании концепции «Цифрового университета» склоняется в сторону увеличения технического превосходства [13]. Поэтому, фокус делается в сторону технической модернизации инфраструктуры (с целью обеспечения доступа к технологиям всем слоям населения) и повышения технологической грамотности населения. Страны учитывают успешный опыт стран Европы и ведущих университетов США и активно привлекают иностранных специалистов. Государство стимулирует учреждения к активной цифровой трансформации через гранты и доп. финансирование. Также, государства поощряют исследования в сфере ИИ и других передовых технологий.

Обзор программ по цифровизации и цифровой трансформации.

Программы и стратегии цифровой трансформации вузов коррелируют с вызовами и целями, которые обозначены в Стратегиях цифровой трансформации конкретной страны. Для того, чтобы определить уровень цифровой зрелости сферы высшего образования необходимо посмотреть какие общие цели ставятся. Обзор стратегий представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Обзор основных положений стратегий цифровой трансформации зарубежных вузов,

_(составлен авторами на основании опубликованных в открытом доступе материалов [14])_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Наименование стратегии Основные направления программы

1 2 3

Германия Digital Strategy 2025 1. Создание гигабитной волоконно-оптической сети в Германии. 2. Запуск программы "New Start-up Era" для оказания помощи стартапам и поощрение сотрудничества между молодыми компаниями и представителями бизнеса. 3. Создание нормативно-правовой базы для увеличения инвестиций и инноваций. 4. Поощрение "умных сетей" в ключевых областях коммерческой инфраструктуры экономики. 5. Укрепление безопасности данных и развитие информационной автономии. 6. Внедрение новых бизнес-моделей для малых и средних предприятий, сектора квалифицированных кадров и услуг. 7. Использование индустрии 4.0 для модернизации Германии как места производства. 8. Достижение совершенства в исследованиях, разработках и инновациях в области цифровых технологий. 9. Внедрение цифрового образования на всех этапах жизни. 10. Создание цифрового агентства как современного центра передового опыта.

Венгрия Digital Education Strategy of Hungary 1. Модернизация регулирования и внешнего обеспечения качества для повышения гибкости, инноваций и цифровизации. 2. Переориентация процессов аккредитации для усиления институциональной ответственности за качество. 3. Укрепление институциональной поддержки для повышения качества цифрового преподавания и обучения.

Стратегия цифрового образования на 2023-2027 годы направлена на решение нескольких задач:

1. Укреплять сотрудничество между заинтересованными сторонами в области образования на национальном и местном уровнях в рамках педагогических проектов, мобилизуя цифровые технологии там, где это уместно; 2. Развивать цифровые навыки учащихся, т.е. во-первых, обучать их цифровому гражданству, развивая критическое мышление и укрепляя медийно-информационную грамотность; во-вторых, дать им основу для усиления цифровых навыков; Наконец, способствовать повышению привлекательности специальностей и бакалаврских степеней, ведущих к цифровым профессиям 3. Предоставить учителям четкое предложение, сочетающее цифровые инструменты и ресурсы, чтобы поставить цифровые технологии на службу успеху учащихся; поощрять их использование, предлагая дополнительное обучение и поддержку, чтобы учителя могли использовать их легко и наиболее актуальным способом 4. Развивать надежность, безопасность, доступность, качество и экологическую ответственность ИТ-инструментов Министерства, чтобы упростить работу агентов и, таким образом, повысить качество предоставляемых услуг.

Франция Stratégie du numérique pour l'éducation 2023-2027 1. Экосистема, приверженная общей государственной политике -Укреплять цифровое управление образованием на национальном и местном уровнях. -Обмен показателями для целей мониторинга и оценки. -Определите типовое индивидуальное оборудование для учащегося (средняя и старшая школа). 2. Цифровое образование, развивающее цифровое гражданство и навыки -Обеспечьте приобретение цифровых навыков на протяжении всей школьной карьеры. -Расширение прав и возможностей учащихся для того, чтобы они могли стать информированными гражданами в цифровую эпоху. 3. Образовательное сообщество, поддерживаемое обоснованным, устойчивым и инклюзивным цифровым предложением -Поддержка развития цифрового достояния. -Упростите доступ к цифровым услугам, создав «учетную запись ресурса». -Поставить цифровые технологии на службу инклюзивным школам. -Лучше обучать педагогические команды с помощью цифровых технологий. -Поддержка учителей в цифровом образовании. -Организуйте цифровые образовательные сервисы в соответствии с логикой интероперабельной платформы. -Мобилизация данных на благо Школы. 4. Новые правила игры ведомственной информационной системы на службе у пользователей -Ускорьте цифровую трансформацию. -Повысьте эффективность за счет усиления и поддержки пулинга. -Обеспечьте гибкость и качество за счет интеграции принципов гибкости и пользовательского опыта. -Развивайте экологическую ответственность.

Продолжение таблицы

1 2 3

1. Основы цифровой эпохи для всех 1.1. Инфраструктура, универсальная и значимая связь 1.2. Цифровые навыки и компетенции 1.3. Управление, безопасность и благоприятная среда

Латинская америка Digital Economy Agenda for Latin America and the Caribbean 2. Продуктивная и устойчивая цифровая трансформация 2.1. Цифровая экономика, предпринимательство и инновации 2.2. Цифровизация для устойчивого развития 3.Цифровая трансформация для благополучия 3.1. Цифровая инклюзивность для равных возможностей 3.2. Государственные инновации и цифровая трансформация государства 4. Новые цифровые партнерства ради процветания 4.1. Региональное цифровое сотрудничество и интеграция

Китай The digital China and education power strategy 1. Цифровая трансформация, направленная на модернизацию китайского образования, повышения качества (высшего) образования и достижение равенства в образование через: инвестиции в строительство цифровой инфраструктуры, наращивание потенциала, обучение с использованием технологий преподавание, а также разработка и совместное использование высококачественных образовательных ресурсов. 2. Строительства цифровой инфраструктуры, в том числе онлайн-платформ. 3. Кибербезопасность. 4. Среда совместного использования ресурсов, средства обмена данными, мобильность. 5. Локальное управление и структуры поддержки (через офисы управления цифровизацией, он же Офис информатизации, в каждом вузе). 6. Институциональный контроль качества.

Сингапур "Transforming Education through Technology" Master Plan 2030 1. Индивидуализация и кастомизация обучающих программ. 2. Усиление развития цифровой грамотности и технических компетенций учащихся. 3. Расширение программ для освоения навыков 21 века. 4. Укрепление культуры сотрудничества и практик EdTech в школах и университетах. 5. Укрепления практик EdTech для учителей.

Южная Корея Master plan for ICT in education 1. Развитие платформы обучения, для обеспечения непрерывного образования. 2. Разработка "цифрового учебника". 3. База знаний. 4. Разработка Центра сотрудничества образования и индустрии. 5. Внедрение цифровых технологий в образование.

В таблице 4 представлены результаты по определению стадии цифровой зрелости сферы высшего образования в рассматриваемых странах. Выводы сделаны на основании анализа стратегий цифровой трансформации ключевых отраслей страны (в том числе и высшего образования) и открытой информации.

Таблица 4 - Анализ стадии цифровой зрелости сферы высшего образования в зарубежных странах.

Страны Стадии цифровизации

Информатизация Связанность Наглядность Проницаемость Предсказуемость Само коррекция

Германия x x x +-

Венгрия x x

Франция x x x x

Латинская Америка x x

Китай x x x x

Сингапур x x x x

Южная Корея x x x x +-

Мировой опыт, разумеется, не однороден, общие тенденции цифровой трансформации сферы высшего образования стран, которые не входят в список технологически развитых, сфокусированы на подготовке и обновлении инфраструктуры, обеспечении доступа к технологиям более широким массам людей. Те страны, которые решили вопрос с инфраструктурой (или достигли приемлемого уровня) фокусируют свои стратегии вокруг содержания учебных программ (например, ориентируя их на Индустрию 4.0). Общей тенденцией можно назвать ориентирование на студента и возрастающую персонализацию обучения для обеспечения конкурентного преимущества более адаптированных к цифровой повестке вузов.

Выводы

На текущем этапе развития отечественных вузов основной упор с точки зрения цифровой трансформации у подавляющего большинства делается на внутреннюю трансформацию, в частности, на трансформацию системы управления университетом. Очевидным трендом цифровой трансформации отечественных вузов становится использование искусственного интеллекта для поддержки принятия управленческих решений.

Важным аспектом для реализации цифровой трансформации становится обеспечение необходимого уровня цифровой зрелости: вузы отмечают в политиках цифровой трансформации необходимость модернизации существующих систем и сервисов, а также модернизацию технологической инфраструктуры. Примечательно, что в программе развития лишь 1 вуза из 10 прослеживается тенденция к переходу на отечественные решения в области информационных технологий и программного обеспечения.

Несмотря на стремление отечественных вузов к персонализации обучения и построению сквозных траекторий развития, недостаточность подготовленности процессов к изменениям такого масштаба приводит к замедлению этого процесса.

При этом стоит отметить, что вузам России удается внедрять решения, присущие более высоким ступеням цифровой зрелости, что, в свою очередь, может интенсифицировать процесс цифровой трансформации, так как начнут появляться ощутимые результаты изменений.

Тенденции цифровой трансформации зарубежных вузов, во многом, схожи с тенденциями отечественных. Широкое применение аналитики данных на разных уровнях, персонализация образования - данные направления прослеживаются и в зарубежных университетах.

Зарубежные вузы активно внедряют новые технологии и методы обучения, чтобы улучшить качество образования и сделать его более доступным для студентов. Вместе с тем, важно помнить, что каждый вуз уникален

(даже в рамках одной страны) и имеет свои особенности, поэтому нельзя найти единого (правильного) подхода к цифровой трансформации. Важно учитывать потребности и возможности каждого учебного заведения, а также готовить специалистов, способных работать в новой цифровой среде. Только таким образом можно достичь успеха в этом направлении и сделать учреждение высшего образования более конкурентоспособным.

Источники:

1. Educase Review/How Colleges and Universities Are Driving to Digital Transformation Today [Электронный ресурс] - https://er.educause.edu/articles/ 2020/1/how-colleges-and-universities-are-driving-to-digital-transformation-today.

2. Alenezi, Mamdouh. (2021). Deep Dive into Digital Transformation in Higher Education Institutions. Education Sciences. 11. 10.3390/educsci11120770 [Электронный ресурс] - https://www.researchgate.net/publication/356604515_Deep_Dive_into_Digital_ Transformation_in_Higher_Education_Institutions.

3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] - https://digital.gov.ru/ru/ activity/directions/858/#section-docs.

4. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс] - https://www.minobrnauki.gov.ru/ upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf

5. Минобрнауки России/Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования [Электронный ресурс] - https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/68596/.

6. Минобрнауки России/Цифровизация входит в задачи всех участников программы "Приоритет 2030" [Электронный ресурс] - https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/52314/.

7. Коммерсантъ/Review Цифровизация образования [Электронный ресурс] - https://www.kommersant.ru/doc/4828808.

8. Новости образования в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] - https://www.hse.ru/news/edu/835550011.html.

9. Индекс зрелости Индустрии 4.0. Управление цифровым преобразованием Компаний. Исследование acatech [Электронный ресурс] -https://www.acatech.de/wp-content/ acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB. Pdf.

10. Ernández, A., Gómez, B., Binjaku, K. et al. Digital transformation initiatives in higher education institutions: A multivocal literature review. Educ Inf Technol 28, 12351-12382 (2023) [Электронный ресурс] - https://doi.org/10.1007/s10639-022-11544-0.

11. EDUCAUSE (Association). 2022 EDUCAUSE Horizon Report: Teaching and Learning Edition. — Boulder, CO: EDUCAUSE, 2022 [Электронный ресурс] - https://library.educause.edu/-/media/files/library/2022/4/2022hrteachinglearning.pdf.

12. "Briefing blueprint," Universities of the Future, Aug.2021. [Online]. Available: https://universitiesofthefuture.eu/wp-content/uploads/2021/08/Briefing-Blueprint-UoF.pdf.

13. Неборский, Е. В. Цифровой университет: сравнительный анализ стратегий США, Германии и Китая / Е. В. Неборский // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 8(88). - С. 186-191. - DOI 10.24158/spp.2021.8.27. - EDN AWPHIK.

14. Шишкова, А. В. Китайский опыт цифровизации образования в постпандемическом мире / А. В. Шишкова // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2023 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2023. - С. 109-116. - DOI 10.34755/IROK.2023.83.79.096. - EDN YYPWFE.

EDN: JPLWZL

А.С. Васильчук - аспирант, АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия, [email protected],

A.S. Vasilchuk - postgraduate student, ANOO VO Central Union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation", Mytishchi, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ FORMATION OF A MODEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация. Исследование посвящено рассмотрению технологий создания моделей экономической безопасности региона. Предложено построить капсулу экономической безопасности региона, включающую три контура. Внешний контур капсулы экономической безопасности региона направлен на достижение эталонных критериев и пороговых значений достижения национальных целей, как основных показателей развития региональной экономики. Максимальное достижение эталонных значений позволяет констатировать, что достижение оптимальных показателей экономической безопасности региона на уровне национальных целей и задач, достигнуто. Внутренний контур капсулы экономической безопасности региона ориентирован на минимизацию рисков и угроз, присущих особенностям региональной экономики. В состав модели предложено включить показатели непрерывности деятельности хозяйствующих субъектов региона. Изучить объекты с повышенным уровнем риска, включить в стратегии экономической безопасности регионов, мероприятия, направленные на минимизацию угроз постороннего вмешательства. Констатируется, что объекты критической инфраструктуры должны быть обеспечены средствами защиты, позволяющими не допустить аварийных ситуаций в регионе, которые могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровью граждан РФ. Особое внимание уделено цифровизации процессов обеспечения экономической безопасности региона. Для объединения внешнего и внутреннего контуров капсулы экономической безопасности региона в модель включен информационно-цифровой контур.

Abstract. The study is devoted to the consideration of technologies for creating models of economic security of the region. It is proposed to build a capsule for the economic security of the region, including three circuits. The outer contour of the capsule of economic security of the region is aimed at achieving reference criteria and threshold values for achieving national goals, as the main indicators of the development of the regional economy. The maximum achievement of reference values allows us to state that the achievement of optimal indicators of economic security of the region at the level of national goals and objectives has been achieved. The internal contour of the regional economic security capsule is focused on minimizing the risks and threats inherent in the characteristics of the regional economy. It is proposed to include indicators of the continuity of activity of economic entities in the region in the model. Study objects with a high level of risk, and include in regional economic security strategies measures aimed at minimizing the threat of outside interference. It is stated that critical infrastructure facilities must be provided with protective equipment to prevent emergency situations in the region that could pose a threat to the life and health of citizens of the Russian Federation. Particular attention is paid to the digitalization of processes to ensure the economic security of the region. To combine the external and internal contours of the region's economic security capsule, an information-digital circuit is included in the model.

Ключевые слова: Экономическая безопасность региона, устойчивая и динамичная экономика, цифровая экономика, цифровая трансформация.

Keywords: Economic security of the region, sustainable and dynamic economy, digital economy, digital transformation.

Исследованиям, направленным на изучение экономической безопасности регионов, посвящены работы многих ученых в течение последних десятилетий. В нормативных документах и публикациях экономистов излагается многовариантное содержание дефиниции «Экономическая безопасность». Многие исследователи: Банк С.В. [12,27], Берлин С.И. [14,23], Васильева Н.К. [16], Мельник М.В. [18], Суглобов А.Е. [18,24,25], Про-няева Л.И. [19,20], Серебрякова Т.Ю. [21,22], Хмелев С.А. [25,26,27] и другие, раскрывают содержание дефиниции «Экономическая безопасность» с учетом риск-ориентированного мониторинга показателей экономической безопасности, и учета факторов, обусловленных изменением геополитической обстановки. За основу, в большинстве случаев, принимают определение, представленное В Стратегии экономической безопасности Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.