Научная статья на тему 'ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО И МОСКОВСКОГО ОПЫТА РЕНОВАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ'

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО И МОСКОВСКОГО ОПЫТА РЕНОВАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
САНАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА РЕНОВАЦИИ / ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА / ПАНЕЛЬНЫЕ ДОМА / ЖИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колобова Светлана Витальевна

Введение. Проблема санации, модернизации панельных жилых зданий охватила многие европейские страны в девяностые годы. Программа реновации стартовала в Москве в 2017 г. Несмотря на типовое панельное массовое жилищное строительство в европейских странах и в России, имеются многие градостроительные, архитектурные и строительные различия, а поэтому были приняты разные методы реновации жилой застройки. За прошедший период накопился значительный как положительный, так и отрицательный строительный опыт, который следует учесть для распространения реновации на российские регионы. Материалы и методы. Выполнен анализ социально-экономических методов санации и модернизации жилых домов в ряде европейских стран, подробно изучен опыт реновации жилой застройки в Москве. Исследованы организационные и финансовые условия реализации программ санации и реновации жилой застройки и отмечен ряд особенностей. Результаты. На основе изученных методов реализации программ по санации, модернизации и реновации в европейских городах и в Москве составлена таблица с позитивными и негативными факторами. С учетом этих факторов разработана блок-схема по выбору метода реновации применительно к конкретной застроенной территории. Предложен социально-экономический вектор программы реновации по управлению жилищно-коммунальным комплексом. Выводы. При выборе метода реновации жилой застройки необходимо учитывать интересы жителей и хозяйствующих субъектов. Для мегаполисов, где численность и плотность населения велика, может быть предпочтительнее московская модель реновации с учетом положительного и отрицательного опыта. Для малых городов России, где малоэтажная застройка представляет историческую и архитектурную ценность и небольшая плотность населения, можно применить европейский опыт реновации. При разработке программ реновации важно соблюдать баланс между новым строительством и сохранением исторически сложившейся городской застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF INTERNATIONAL AND MOSCOW EXPERIENCE IN URBAN RENOVATION

Introduction. The problem of rehabilitation and modernization of panel residential buildings covered many European countries in the nineties. The renovation programme started in Moscow in 2017. Despite the typical panel mass housing construction in European countries and in Russia, there are still many urban planning, architectural and construction differences, and therefore different methods of residential renovation have been adopted. Considerable positive and negative construction experience has been accumulated over the past period which should be taken into account for the extension of the renovation to Russian regions. Materials and methods. The analysis of socio-economic methods of rehabilitation and modernization of residential buildings in several European countries was carried out, and the experience of residential buildings renovation in Moscow was studied in detail. The organizational and financial conditions for the implementation of residential rehabilitation and renovation programs have been studied and a number of features have been noted. Results. Based on the studied methods of implementation of rehabilitation, modernization and renovation programs in European cities and in Moscow, a table with positive and negative factors was compiled. Considering these factors, a flowchart for the choice of renovation method in relation to the specific built-up area was developed. The socio-economic vector ofthe renovation programme on the management of the housing and communal services has been proposed. Conclusions. When choosing a method of renovation of residential buildings, it is necessary to consider the interests of residents and business entities. For megacities where the number and density of the population is high, the Moscow model of renovation may be preferable, taking into account positive and negative experience. For small cities in Russia, where low-rise buildings are of historical and architectural value and a population density is low, the European renovation experience can be applied. When developing renovation programs, it is important to maintain a balance between new construction and the preservation of historically established urban development.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО И МОСКОВСКОГО ОПЫТА РЕНОВАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ»

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 332.82

DOI: 10.22227/1997-0935.2023.5.757-770

Обзор зарубежного и московского опыта реновации

городской застройки

Светлана Витальевна Колобова

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУМГСУ); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Проблема санации, модернизации панельных жилых зданий охватила многие европейские страны в девяностые годы. Программа реновации стартовала в Москве в 2017 г. Несмотря на типовое панельное массовое жилищное строительство в европейских странах и в России, имеются многие градостроительные, архитектурные и строительные различия, а поэтому были приняты разные методы реновации жилой застройки. За прошедший период накопился значительный как положительный, так и отрицательный строительный опыт, который следует учесть для распространения реновации на российские регионы.

Материалы и методы. Выполнен анализ социально-экономических методов санации и модернизации жилых домов в ряде европейских стран, подробно изучен опыт реновации жилой застройки в Москве. Исследованы организаци- S ® онные и финансовые условия реализации программ санации и реновации жилой застройки и отмечен ряд особен- n т ностей. k и

Результаты. На основе изученных методов реализации программ по санации, модернизации и реновации в _ к

Автор, ответственный за переписку: Светлана Витальевна Колобова, KolobovaSV@mgsu.ru.

Overview of international and Moscow experience in urban renovation

< П

о

европейских городах и в Москве составлена таблица с позитивными и негативными факторами. С учетом этих факторов разработана блок-схема по выбору метода реновации применительно к конкретной застроенной тер- (д ритории. Предложен социально-экономический вектор программы реновации по управлению жилищно-комму- С ^ нальным комплексом. M I

Выводы. При выборе метода реновации жилой застройки необходимо учитывать интересы жителей и хозяйству- о S ющих субъектов. Для мегаполисов, где численность и плотность населения велика, может быть предпочтительнее h z московская модель реновации с учетом положительного и отрицательного опыта. Для малых городов России, где J 9 малоэтажная застройка представляет историческую и архитектурную ценность и небольшая плотность населения, о 7 можно применить европейский опыт реновации. При разработке программ реновации важно соблюдать баланс меж- 0 0 ду новым строительством и сохранением исторически сложившейся городской застройки. i 3

о z

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: санация, модернизация, программа реновации, жилая застройка, панельные дома, жители C rr

0 t

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Колобова С.В. Обзор зарубежного и московского опыта реновации городской застройки // t I Вестник МГСУ. 2023. Т. 18. Вып. 5. С. 757-770. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.5.757-770 ° S

Q 41

n м Г œ

cd cd

Svetlana V. Kolobova < .

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); Moscow, 1 0

Russian Federation | 1

<D

00

ABSTRACT » n

■ B"

Introduction. The problem of rehabilitation and modernization of panel residential buildings covered many European

countries in the nineties. The renovation programme started in Moscow in 2017. Despite the typical panel mass housing u C

construction in European countries and in Russia, there are still many urban planning, architectural and construction (D DD

differences, and therefore different methods of residential renovation have been adopted. Considerable positive and WW

negative construction experience has been accumulated over the past period which should be taken into account for the 2 2 extension of the renovation to Russian regions.

Materials and methods. The analysis of socio-economic methods of rehabilitation and modernization of residential 3 3 buildings in several European countries was carried out, and the experience of residential buildings renovation in Moscow

© С.В. Колобова, 2023

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

was studied in detail. The organizational and financial conditions for the implementation of residential rehabilitation and renovation programs have been studied and a number of features have been noted.

Results. Based on the studied methods of implementation of rehabilitation, modernization and renovation programs in European cities and in Moscow, a table with positive and negative factors was compiled. Considering these factors, a flowchart for the choice of renovation method in relation to the specific built-up area was developed. The socio-economic vector of the renovation programme on the management of the housing and communal services has been proposed. Conclusions. When choosing a method of renovation of residential buildings, it is necessary to consider the interests of residents and business entities. For megacities where the number and density of the population is high, the Moscow model of renovation may be preferable, taking into account positive and negative experience. For small cities in Russia, where low-rise buildings are of historical and architectural value and a population density is low, the European renovation experience can be applied. When developing renovation programs, it is important to maintain a balance between new construction and the preservation of historically established urban development.

KEYWORDS: rehabilitation, modernization, renovation programme, residential development, panel houses, residents

FOR CITATION: Kolobova S.V. Overview of international and Moscow experience in urban renovation. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2023; 18(5):757-770. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.5.757-770 (rus.).

Corresponding author: Svetlana V. Kolobova, KolobovaSV@mgsu.ru.

W (0

N N

О О

N РЧ

Ii? 10 ¡É ф U 3

> (Л

с и

to eg

. г

во щ

и

ф ф

о í¿

о

о о

СО <г ™ §

(Л "

« Ü ел с

£= о

CL ° ^ с ю о

со « о Е

СП ^ т- ^

ВВЕДЕНИЕ

Основные задачи программы реновации сложившейся городской застройки — это повышение качества жизни, приведение жилища к современным стандартам качества и достижение энергоэффективности жилых кварталов. За прошедшие семьдесят лет в европейских странах накопился значительный опыт реновации панельного многоквартирного фонда [1-3].

В пятидесятые годы прошлого века практика строительства типовых блочных и панельных жилых домов, называемых «хрущевками», распространилась на страны Варшавского договора. В ГДР с 1955 до 1990 гг. построено около 6,35 млн квартир и около 2,1 млн квартир в многоквартирных панельных домах. В Восточном Берлине была возведена почти четверть миллиона квартир в панельных домах. В 1999 г. завершены проекты реновации панельного жилья в немецком Лайнефельде-Ворбис, земля Тюрингия, а в 2010 г. в г. Галле, земля Сак-сония-Анхальт. За эти проекты архитектурное бюро Stefan Forster Architekten получило различные архитектурные премии1.

Германия столкнулась с проблемой наступившего физического и морального износа панельного жилого фонда и необходимостью проведения его санации в 1990-2000 гг. В Федеративной Республике Германии до 1990-го г., до объединения ГДР и ФРГ, около двух миллионов человек проживали примерно в 500-600 тыс. квартирах в панельных домах в крупных населенных пунктах. В Восточном Берлине 700 тыс. человек проживали в новостройках послевоенного периода в 273 тыс. панельных квартирах в 17 крупных населенных пунктах2.

В Берлине по причине экономической целесообразности было принято решение не сносить,

а санировать и модернизировать панельные массивы [4]. Предполагалось, что обновленное жилье будет приносить в будущем отдачу и доходы. Общая сумма санации панельного жилого фонда Берлина составляла 13 млрд немецких марок для 273 тыс. квартир на период с 1993 по 1997 гг. Программу санации панельных жилых зданий поддержали в федеральном кредитном учреждении Германии. Строительно-эксплуатационным организациям, занимающимся санацией и модернизацией панельного жилого фонда, выделена в общей сложности ссуда в размере 70 млрд немецких марок под низкие проценты. Процентные ставки составляли 1,5-2,5 %, т.е. ниже, чем на рынке капитала, кредитов и займов. По условиям кредитования первые пять лет строительно-эксплуатационные организации были освобождены от погашения кредита. Поэтому первые пять лет программа имела большую экономическую ценность3.

Во многих европейских странах были разработаны государственные программы реновации, санации и модернизации индустриального домостроения. Проблема санации панельных жилых зданий охватила также страны Средней и Восточной Европы. Несмотря на типовое панельное массовое жилищное строительство, в этих странах имеются многие градостроительные, архитектурные и строительные различия, а поэтому были приняты разные методы санации панельных домов.

В странах Средней и Восточной Европы различия касались относительно времени возведения, расположения типовых домов, их размеров, их типов, используемых строительных материалов и конструкций, а также качества строительства. Также различия были в размере сегмента рынка жилья, сроке службы и качестве жилищно-коммунальных

С «Я

El

о о ta >

1 Hannemann C. Die Platte Industrialisierter Wohnungsbau in der DDR. Braunschweig, Wiesbaden : Friedr. Vieweg & Sohn Verlagsgesellschaft mbH, 1996. Pp. 25, 46. DOI: 10.1007/978-3-322-91762-1

2 HenslerF. Investitionsanalyse bei Hochbauten: Wirtschaftlichkeits- u. Risikoanalyse von Investitionen in Büro- u. Geschäftsgebäude. Wiesbaden : Bauverlag, 1986. Pp. 2, 63-68, 97-100.

3 Kalleya E., Flämig D. (Hrsg.) Panel repair: repair, urban development and financing. 1. Problem Berlin; Heidelberg; New York; Barselona; Hong Kong; London; Milan; Paris; Singapore; Tokyo; Springer 1999. Pp. 3, 6, 121-144, 150.

услуг, демографических условиях, потребности в жилье, различных общественно-политических и социально-экономических целях, особенностях законодательных, институциональных и финансовых основ, темпов реализации социально-экономических программ развития страны.

Для управления многоквартирными домами в странах Центральной и Восточной Европы была принята программа приватизации жилья, которая оказала влияние на решение вопроса санации панельных массивов. Однако темпы приватизации оставались разными. В то время как, например, в таких странах, как Болгария и Румыния, уже в начале 90-х гг. приватизация завершилась, она продолжалась в Чехии, Словакии и Польше4.

Приватизация жилья повлекла за собой ряд проблемных последствий5:

• резкое снижение доли арендного жилья за счет быстрой продажи квартир муниципалитетами и последующего дефицита социального жилья;

• удорожание арендной платы;

• нехватка денег на ремонт и техническое содержание у собственников;

• появление новой категории собственников жилья, не имеющих опыта собственности и правового понимания ответственности за содержание, эксплуатацию и ремонт своих квартир, а также общедомовых помещений;

• новые владельцы жилья в основном мало знали о своих правах и обязанностях, что также приводило к вседозволенности и ухудшению добрососедских отношений;

• незнание новых соседей — собственников жилья, фактического строительного состояния их квартир;

• собственники разных квартир не могли производить единовременные платежи за ремонт;

• различное имущественное положение разных собственников затрудняло получение кредитов на ремонт и реконструкцию домов;

• различные правовые отношения собственности (арендаторы и собственники жилья) создавали трудности в едином подходе к финансированию реконструкции.

Такие страны, как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Словения взяли социальное направление на создание или восстановление доступного и эффективного рынка арендного жилья. Одним из приоритетов этой политики жилищного строительства являлось строительство нового жилья, прежде всего строительство социального жилья и увеличение количества арендуемого жилья для молодых семей,

инвалидов и социально не защищенных категорий населения. В Словении, например, была принята Национальная программа жилищного строительства, согласно которой увеличивалось количество нового жилья (за счет строительства и реконструкции) с 6000 квартир (2000 квартир в год) до 11 000 квартир в 2009 г.6

На основе исследований опыта реновации панельных зданий в странах Восточной Европы были выведены определенные тенденции, способствующие достижению экономического и социального эффекта при реновации. Перед выполнением строительных мероприятий требуется тесное взаимодействие с жителями, проведение опроса населения с целью выявления актуальных потребностей и современных требований к качеству жилья в данном регионе. Так как осуществляется реновация жилого фонда, в большей степени находящегося в собственности граждан в результате приватизации, то необходимо повышение грамотности населения в сфере управления жилищными объектами и объектами жилищно-коммунального комплекса. Жители должны быть заинтересованы в проведении реновации физически и морально устаревшего жилого фонда, в котором они проживают; доверять органам исполнительной власти и местного самоуправления, сотрудничать с девелоперами и управляющими компаниями. Процесс реновации должен быть прозрачным и подотчетным гражданам. Таким образом, возникает вопрос управления потребительской активностью жителей региона [5, 6].

Реализация программы реновации в регионах возможна при поддержке государства и региональных властей, что предполагает не только бюджетное, но и внебюджетное финансирование строительных мероприятий, создание благоприятных экономических условий девелоперам: льготное кредитование, налоговые преференции и т.п. [7-9].

Основная задача программы реновации Москвы — не допустить массового появления аварийного жилищного фонда в городе и одновременно скорректировать полученные за предыдущие десятилетия диспропорции развития города, сформировать городскую среду принципиально нового качества.

Реновация жилищного фонда осуществляется с учетом совершенствования сети объектов инфраструктуры, создания дополнительных условий для развития человеческого потенциала, экологии, что обеспечивает комплексное развитие территории в соответствии с современными требованиями к городской среде [10-13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e е

(D (D

t О

iH

G Г

S С

0 со

n CO

1 i

У 1

J to

u-

^ I

n о

i 3 о

=! ( n

q

CO CO

о

4 Pfeiffer H.G. Notwendige gesetzliche Rahmenbedingungen fur die Entstehung einer leistungsfähigen Wohnungswirtschaft und Wohnungsfinanzierung in der Slowakei. Immobilienforschung in Mittel-Ost- und Sudost-Europa. Tagungsband. Hg. von der For-schungsgesellschaft fLir Wohnen, Bauen und Planen. Wien. 2004.

5 OECD (Hg.). Slovenian Country Note. 02.03.2004.

6 European Academy of the Urban Environment (EAUE) 2004.

n i

r 6

о о

С о

ф ) f*

f 8 л ' . DO

■ г

s □

s У с о <D *

01 Ol

2 2 О О 10 10 U W

о (О

N N

о о

N РЧ 10 10 ¡г <и и 3

> (Л

с и

2 ""„

Ш 09

. г

00 щ

II

Ф <и

О ё

о

о о

СО <г ™ §

(Л "

41 Л

ся с

£= о

£ ° ^ с

ю о & «

о Е

СП ^ т- ^

С «Я

¡ЕЛ

и >

При реализации программы реновации также планируется решение следующих задач:

• оптимизация транспортной инфраструктуры;

• создание новой городской среды, приспособленной для комфортного проживания, отдыха и работы;

• строительство энергоэффективных многоквартирных домов, приводящих к снижению затрат на их эксплуатацию;

• улучшение экологической ситуации жилой застройки;

• обновление и модернизация инженерной инфраструктуры;

• формирование современного архитектурного облика города.

В крупных городах, таких как Москва, достаточно бюджетных средств для проведения реновации. В регионах России, где имеется дефицит бюджетирования социально ориентированных программ, необходимо разработать организационно-экономический механизм привлечения частных инвестиций в программу реновации жилого фонда. В каждом регионе следует учитывать особенности работы такого механизма. Стоит проанализировать имеющийся опыт государственно-частного партнерства по инвестированию строительных жилищных программ и проектов и применить взаимовыгодные условия сторон в основе механизма.

Процесс реновации начал распространяться на российские регионы. Поэтому важно учесть проблемы, с которыми столкнулись исполнители московской программы реновации за пять лет с 2017 г.

К таким проблемам относится увеличение сроков строительства, связанное с проектированием организации строительства с момента получения задания и его сдачей заказчику [14-16].

Проект организации строительства выполняется на стадии «Проектная документация» и, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», входит в ее состав. Помимо обязательной государственной экспертизы проекты реновации оцениваются также Московским фондом реновации. Требования и замечания госструктур могут повторяться.

С начала реализации столичной программы реновации у строителей накопился опыт прохождения обязательных инстанций, было выявлено, что у Фонда реновации и у государственной экспертизы дублируются замечания, на которые проектировщику необходимо уделять много внимания. Получается двойной контроль, так как после прохождения экспертизы могут быть обнаружены новые недостатки Фондом реновации, которые необходимо исправить. Вследствие чего увеличиваются сроки сдачи проектной документации и, соответственно, стоимость проекта [17].

Срок проведения государственной экспертизы устанавливается законодательством и по По-

становлению Правительства от 31.12.2019 № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» не должен превышать более сорока двух рабочих дней с возможностью продления срока не более чем на двадцать рабочих дней. Фонд реновации придерживается возможности получения положительного заключения с первого раза. Однако из-за срыва сроков Фонд теряет время, а это для государственных объектов имеет важное значение. Бесплатно проект полностью может отправляться на экспертизу не более трех раз, далее обязует проектную организацию оплачивать каждое согласование, но только в том случае, если эти серьезные сдвиги сроков или дополнительных согласований не связаны с требованиями по изменениям исходных данных самого фонда.

Так, был проведен анализ проблемных зон строительной организацией, которая занимается реновацией городской застройки. В результате чего выявлены повторяющиеся замечания как Московской государственной экспертизы, так и Московского фонда реновации по следующим позициям: продолжительность строительства; установка строительных машин и механизмов; организационно-технологические схемы; организация мониторинга; конструкция котлована; календарный план и график потребности в строительных машинах и механизмах; требования Московского фонда реновации; согласующие службы; стесненные условия; недостающая информация проекта организации строительства; внесение изменений в нормативно-правовые акты.

Причем и у Московского фонда реновации, и у Московской государственной экспертизы наибольшее количество нареканий имеется по увеличению сроков строительства, организационно-технологической схеме и требованиям Фонда реновации, которые прописаны на официальном сайте. Для того чтобы процесс сдачи проектной документации занимал меньше времени, следует качественно на начальном этапе прорабатывать документацию, чтобы не тратить в дальнейшем время на устранение замечаний. Возможно, необходима и выработка алгоритма согласованности действий проверяющих структур. Таким образом, есть резерв для сокращения продолжительности реализации проекта [18].

К числу недостатков относится и нехватка вновь создаваемых парковочных мест в больших городах, мегаполисах.

Проблемным является дефицит финансовых средств в малых и средних городах России на новое строительство и переселение жителей, отсутствие специальных предприятий по утилизации строительного мусора после сноса ветхого и аварийного жилья. Очевидно, потребуется распространение за-

кона о реновации не только на Московский регион, но и на другие регионы [19].

Важной социальной причиной негативного отношения к реновации остается настороженность жителей, в основном пожилого возраста, ветхих пятиэтажек, связанных с переездом с обжитого места на новое неизвестное место. Люди консервативны и не хотят волноваться и разочаровываться. Ведь новая инфраструктура может оказаться менее удобной, по их мнению. Вызывает беспокойство также появление большого числа новых жителей с их требованиями и устоями [20].

Риски с потерей налаженного бизнеса возникают также у предпринимателей, которые при переезде могут потерять своих клиентов. Тем более, что компенсации за переезд получают только собственники, а бизнесменам-арендаторам выплаты не полагаются.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В 2018 г. в Европарламенте рассматривался вопрос о долгосрочной, рассчитанной до 2050 г., программе реновации панельных домов с целью повышения их энергоэффективности, доходности и привлекательности7.

Французская лаборатория провела исследования расходов на энергоэффективные программы. Расчеты показали, что средняя стоимость ремонта здания равна €316/м2 для жилья в многоквартирном доме и €374/м2 для индивидуального жилищного строительства.

Стоимость ремонта домов по проектам, финансируемым Евросоюзом, превышает €1200/м2.

По расчетам французской лаборатории достижения энергоэффективности можно достичь при следующих обстоятельствах:

• финансовая помощь Евросоюза;

• проведение реновации в установленные сроки;

• определение норматива потребления энергии;

• выделение бюджета для достижения показателя;

• применение льгот, таких как уменьшенный НДС, уменьшенный налог на имущество, льготы по зарплате;

• предоставление прозрачной отчетности строительными компаниями по освоению бюджетных средств, включая работы и услуги субподрядчиков.

Возможная рентабельность инвестиций при соблюдении таких условий выше 5 %, что нормально для крупных европейских проектов и позволяет привлечь частные инвестиции. В настоящее время такое инвестирование отсутствует по причине убыточности, компенсируемой налогоплательщиками Европы. Поэтому многомиллиардная государственная программа реновации в ЕС финансируется из бюджета.

В ФРГ санация и модернизация панельных массивов инициировалась муниципалитетами. Строительные организации, жилищные компании и собственники жилья выработали и реализовали собственные стратегии реновации как возможность повышения конкурентоспособности на рынке недвижимости. Успехом в реализации программы реновации становится объединение усилий всех участников рынка недвижимости и их ресурсов: государственных средств (до 65 % денежных средств финансирование из федерального бюджета); муниципальных средств (примерно 30 %); средств инвесторов и мелкого бизнеса при долевом участии мелких частных собственников (2-5 %) [21].

В Берлине был застроен многоквартирными панельными домами район Марцан-Хелерсдорф в 1975-1985 гг. В 1990-е гг. началась модернизация и санация таких домов. Строительные мероприятия проводились без отселения жильцов. Для России подобный опыт реконструкции без выселения жителей возможен при соблюдении ряда условий: «субъектом» таких работ должны быть товарищество собственников жилья и органы местного самоуправления (см. Федеральный закон РФ от 06.10.2013 № 131-Ф3, ред. от 03.07.2016) и необходимо, чтобы реконструкция была включена в государственную программу и финансировалась в долевом участии (Правительство РФ — 70 %, региональный бюджет — 20 %, местный бюджет — 8 %, органы местного самоуправления — 2 %) [22].

В России еще предстоит законодательно прорабатывать возможности совместного государственно-частного финансирования таких проектов. Может быть, понадобится принятие федеральной программы реновации ветхого жилищного фонда в регионах. Кроме того, муниципалитеты не обладают возможностями для реализации подобных программ, потому что 85 % денежных средств у них изымается в федеральный бюджет, а потом возвращается лишь частично (в объеме 20-30 %) целевым образом (субвенции) на реализацию только инфраструктурных (транспортная сеть, объекты транспортной инфраструктуры, общегородские инженерные сооружения) или уникальных социальных объектов общегородского назначения (например, спортивных) [23].

Основные принципы проведения реновации в столице: добровольность; закрытость перечня домов — участников программы; право отказа от участия в программе; возможность получения в собственность по выбору равнозначной или равноценной квартиры с отделкой комфорткласса в своем районе или денежной компенсации; улучшение жилищных условий очередников; освобождение от взносов на капитальный ремонт; помощь в переезде льготным категориям граждан; расселение

e е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(D (D t О

i G Г

S С

0 со

n СО

1 i

y 1

J со

u-

^ I

n о

i 3 о

=! ( n

q

CO CO

q

7 Davor Mikulic, Suncana Slijepcevic, Goran Buturac. Energy renovation of multi apartment buildings: Contributions to economy and climate changes // Energy and Buildings. 2020. Vol. 224. P. 110247. DOI: 10.1016/j.enbuild.2020.110247

n i

r 6

о о

С о

ф ) [[ ® «

л ' Ю DO ■ T

s У с о (D Ж 01 01

M 2 О О 10 10 U W

о о

N N О О N РЧ

1П 10

¡г <v

U 3 > (Л С И 2

HD 09 . r

00 Щ

ф ф

О ig

о

о о

СО <г ™ §

(Л "

41 Ü

ся

С

£= о

CL ° ^ с ю о

со ¡1 о Е

со ^

И «Я ■8

il

Ф CD CO >

коммуналок; решение проблем ипотечных квартир; гарантия от выселения; бесплатная регистрация недвижимости; право увеличения жилплощади; право сохранения договора аренды или выкупа в собственность арендуемого помещения; публичное обсуждение с жителями предлагаемых проектов.

В Москве пилотным проектом реновации района проспекта Вернадского явился реновационный проект консорциума российского архитектурно-градостроительного бюро MASTER'SPLAN и испанского архитектора Рикардо Бофилла, который, по мнению жителей, стал лучшим. По выводам архитекторов, у района было несколько недостатков, которые нужно было исправлять. Это слабая внутренняя система пешеходных связей, огромное количество замкнутых территорий, зоны слишком плотной застройки, плохо развитая социальная инфраструктура. Так, в результате реализации проекта реновации экономический потенциал района увеличился почти вдвое — со 173 до 309 млрд руб., а средняя плотность застройки выросла только в 1,7 раза. Вновь созданная транспортная развязка открыла возможности для разнообразных услуг, в том числе и для малого бизнеса, ежегодный доход составит примерно 7 млрд руб. Прирост населения, инвестиционная привлекательность территории и активизация предпринимательских структур позволят увеличить доходность городского бюджета втрое, до 1 млрд руб. в год, уже за вычетом расходов на содержание новой инфраструктуры и благоустройства, которые составят порядка 0,4 млрд руб. в год.

Жилищные условия граждан существенно улучшились — площадь возросла с 19 м2 на человека до 27 м2 на человека. Таким образом решается важнейшая городская проблема обеспеченности граждан жильем по современным нормативам. Согласно статистике, в Москве количество квартир на 15 % меньше количества семей. В рамках данной концепции эти показатели сбалансированы.

Распространение накопленного опыта московской реновации городской застройки возможно и в других регионах страны, в первую очередь в городах-миллионниках. По мнению авторов статьи [24], комплексная реконструкция территорий затруднена по причине отсутствия в большинстве российских городов плана развития территории. Первоначально девелоперы находят территорию и составляют план ее развития, так как занимаются подготовкой всех коммуникаций. Европейский опыт, напротив, показывает, что муниципальные службы проводят инженерные коммуникации. Были выделены следующие организационные параметры: логистика, обеспечение работой генподрядчика, ох-

рана труда и защита окружающей среды, пожарная безопасность, система управления строительством, планирование, влияние уже имеющихся на территории объектов на строительство, состояние строительной площадки, транспортные условия внутри комплекса, трудовые ресурсы, утилизация отходов, контроль сроков и качества выполнения работ. Технологические параметры: геологические условия, воздействия от соседних зданий, машины и механизмы, инженерные сети, технология возведения зданий, строительные материалы, работы с грунтом.

В Московской области также уделяется пристальное внимание проблемам комплексного территориального планирования и развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. В научной статье автором показаны основные направления индустриального развития региона, включая географию и состав проектируемых и строящихся индустриальных парков. Развивается малоэтажное индивидуальное строительство. Московской областью подготовлена нормативная база для реализации проекта о комплексном развитии территорий, включая введение мастер-плана, корректировку региональных норм градостроительного проектирования и др. [25].

По данным ЦИАН, крупнейшего интернет-сервиса для покупателей и арендаторов жилья, обладателя самой большой и актуальной базы объявлений, потенциальные участники всероссийской реновации расположены в Волгограде (35 %), Красноярске (34 %), Челябинске (32 %) и Казани (32 %). Эти города развивались в советское время как крупные промышленные центры, для обеспечения жильем индустриальных гигантов в них активно строились большие микрорайоны панельных пятиэтажек8.

Особенности московской реновации также обусловлены социально-демографическими характеристиками столицы. К ним можно отнести: высокую плотность населения (по официальным данным Росстата, на 01.01.2020 плотность населения Москвы составляет 4883,43 чел. на км2)9.

Для сравнения, численность постоянного населения Волгограда на 01.01.2020 составляет 1 008 998 чел. (согласно оперативным данным Росстата от 23.04.2020 «Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 01.01.2020 г.», самый населенный городской район Волгограда на 2020 г. — Дзержинский с численностью постоянного населения 181 185 человек)10.

Общее количество населения Москвы продолжает увеличиваться с каждым годом и в 2021 г. составило более 13 млн чел. Всероссийская перепись

8 Соколова Е. Первый в очереди на снос. Волгоград назвали потенциальным участником всероссийской реновации. URL: https://v1.ru/text/gorod/66468880/

9 Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики.

10 Население Волгограда по районам. URL: http://www.statdata.ru/naselenie/gorod/volgograd

населения проведена с 15 октября по 14 ноября 2021 г. и, по данным Росстата, население Москвы составляет 13 010 112 человек11.

В настоящее время большинство российских регионов характеризуются низкой плотностью населения и ежегодным снижением численности населения.

Исследования показывают, что реновация по московскому методу в малых городах, численностью до одного миллиона жителей, нецелесообразна по причине низкой плотности населения и ежегодного снижения его численности. Поэтому нет необходимости возводить многоэтажные жилые дома в пятиэтажных микрорайонах, так как с высокой вероятностью спроса на них не будет. В этих условиях для проработки механизма реновации в регионах особо пристальное внимание стоит уделить европейскому опыту реновации, который во многих аспектах противоположен московскому.

Некоторые ученые считают, что в малых европейских городах, во-первых, старый жилой фонд не разрушается; отсутствуют затраты на утилизацию строительного мусора от сноса здания; во-вторых, в реконструируемом доме большая часть строительных конструкций уже имеется (фундаменты, перекрытия, лестницы, наружные стены); в-третьих, отсутствует потребность в новых земельных участках под застройку [26-30].

Однако следует отметить, что качество строительства и последующей эксплуатации панельных многоквартирных жилых домов в европейских странах оказалось лучше российских аналогов. К моменту инвентаризации жилого фонда и оценки состояния индустриальных жилых домов выяснилось, что большинство домов находятся в аварийном состоянии, либо приближаются к нему.

Таким образом, накопленный опыт освоения программы реновации в России имеет как позитивные, так и негативные моменты. Основой реновации является снос ветхого, достигшего физического и морального износа, жилья, затем строительство новых зданий на освободившейся территории и переселение жителей в новостройки в своем же районе, в отличие от ранее описанной системы реновации в Европе, которая направлена на устранение морального износа за счет потери количества квартир, повышения энергоэффективности [31].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Можно обобщить передовой опыт европейских стран и пятилетний столичный опыт реновации жилой застройки.

В городах Германии, сохраняя первоначальную планировочную структуру территории, властями проводилась реновация, нацеленная на эффективное управление жилым массивом в будущем. Проводились такие мероприятия, как: изменение функцио-

нала фрагментов территорий; перепрофилирование общественных зданий; изменение планировочной структуры квартир с увеличением площади; устройство современных ярких подъездов и расширение входных пространств; утепление, декоративное оформление и украшение фасадов; расширение и озеленение зон благоустройства; в ряде случаев снижение этажности домов и обустройства общественных мест отдыха на крышах; устройство детских площадок и площадок для выгула животных.

В процессе реновации в Москве появляются «умные дома» со считывающим оборудованием, выводящим информацию на диспетчерские службы; оптимизируется пространство: проектируются подземные паркинги, надземные многоэтажные гаражи, парковочные места для специального транспорта, аварийно-спасательных служб; предусматриваются обязательные пандусы, подъемники, проходы в домах для маломобильных групп населения, что обеспечит жителям безопасную среду жизнедеятельности.

При реализации программы реновации в регионах планируется решение следующих социально-экономических задач: оптимизация транспортных развязок; создание городской безбарьерной среды, доступной для маломобильных групп населения, приспособленной для комфортного проживания, отдыха и работы; строительство современных энергоэффективных многоквартирных жилых домов, снижение эксплуатационных затрат; улучшение экологической ситуации жилой застройки; обновление и модернизация инженерной инфраструктуры с применением цифровых технологий; формирование современного архитектурного облика городов.

Таким образом, можно выделить позитивные и негативные факторы, полученные в результате пятилетней реализации московской программы реновации. Полученный в ходе реализации программы реновации опыт приведен на рис. 1.

Перед началом проведения строительных мероприятий необходимо тесное взаимодействие с жителями, организация социологического опроса населения с целью выявления актуальных потребностей жителей и современных требований к качеству жилья в данном регионе. Органам исполнительной власти и местного самоуправления требуется заручиться поддержкой жителей, так как программа направлена, прежде всего, на улучшение качества их жизнедеятельности. Так как осуществляется реновация жилого фонда, в большей степени находящегося в собственности граждан в результате приватизации, то необходимо повышение грамотности населения в сфере управления жилищными объектами и объектами жилищно-коммунального комплекса.

е е

® ф

¡Я с

= н

о Г

М С

о со

п СО У 1

о со

и-

^ I о

з (

о?

о п

о

СО СО

о

О ю

2 6

Г 6 о о

С О

ф ) [[ ® «

л '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю п ■ г

(Л п Л у с о Ф X „01 „01

2 2 О О 2 2 Ы Ы

Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/56580

S *

iE Л

ф Ф со >

Позитивные факторы

^■ЗЯВмиПиЯваВиВи^^Я

Освоение бюджета Budget development

Привлечение частных инвесторов в развитие территории

Attraction of private investors to the development of the area

Увеличение количества жилой площади, обеспеченность семей жильем по новым стандартам Increase in the living space, provision of families with housing according to new standards Разгрузка транспортной инфраструктуры Transportation infrastructure unloading Создание новой городской среды, приспособленной для комфортного проживания, отдыха и работы

Creation of new urban environment adapted for comfortable living, recreation and work Строительство энергоэффективных многоквартирных домов, приводящих к снижению затрат на их эксплуатацию

Construction of energy efficient multi-apartment houses leading to reduction of maintenance costs Улучшение экологической ситуации жилой застройки

Improving the environmental situation of residential buildings

Обновление и модернизация инженерной инфраструктуры с применением BIM-технологий Renovation and modernization of engineering infrastructure with the use of BIM-technologies Формирование современного архитектурного облика города

Formation of the modern architectural appearance of the city

Создание рабочих мест, снижение напряженности с трудовой занятостью населения Creating jobs, reducing the tension with employment of the population

Активное взаимодействие с населением по реализации реновации и обустройству новостроек Active interaction with the population on the implementation of renovation and redevelopment

Негативные факторы

^^NgatuEifSuos^H

Нехватка финансовых средств в малых и средних городах России на новое строительство и переселение жителей

Lack of financial resources in small and medium-sized Russian cities for new construction and resettlement

Настороженность жителей к новациям и переселению в другое жилье Residents' reluctance towards innovation and resettlement to other housing Отсутствие специальных предприятий по утилизации строительного мусора после сноса ветхого и аварийного жилья Lack of special facilities for disposal of construction waste after demolition of old and dilapidated housing

Недостаточное количество вновь создаваемых парковочных мест

Insufficient number of newly created parking spaces

Строительство в стесненных условиях Construction in cramped conditions Увеличение сроков строительства домов для переселения из ветхого жилья, в том числе по причине пандемии

Longer timeframe for construction of houses for resettlement from dilapidated housing, including due to pandemic

Изменение проектной документации в процессе строительства

Changes in project documentation during construction

Двойной контроль Ростехнадзора и Фонда реновации за качеством строительства Dual control by Rostechnadzor and the Renovation Fund over construction quality

Рис. 1. Опыт реализации программы реновации городской застройки (авторская разработка) Fig. 1. Experience in implementing the urban development renovation program (author's development)

На основе исследований опыта реновации панельных зданий в европейских странах, а также московского опыта были выведены определенные тенденции, способствующие достижению экономического и социального эффекта при проведении реновации. Социально-экономический вектор про-

граммы реновации заключается в тесном сотрудничестве органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с жителями. На рис. 2 представлен вектор развития взаимодействия власти и населения по управлению жилищно-коммунальным комплексом.

Рис. 2. Социально-экономический вектор взаимодействия власти и населения (авторская разработка) Fig. 2. Socio-economic vector of interaction between the government and the population (author's development)

Жители должны быть заинтересованы в проведении реновации физически и морально устаревшего жилого фонда, в котором они проживают. Население должно доверять органам исполнительной власти и местного самоуправления, сотрудничать с девелоперами и управляющими компаниями. Процесс осуществления реновации предполагает прозрачность и подотчетность гражданам. Таким образом, возникает вопрос управления потребительской активностью жителей региона.

Принятие органами исполнительной власти решения о реновации застроенной территории должно быть совместно с жителями. Для этого проводятся публичные слушания или общественные обсуждения

путем голосования на портале услуг. Предварительно по специальным методикам проводится аналитическая работа по определению величин физического и морального износа, расчеты по численности и плотности населения, стоимости земельного участка. Оцениваются финансовые возможности местного и регионального бюджета, а также привлечения внебюджетных средств и частного капитала. Только после определения всех составляющих можно выбрать метод реновации. В результате расчетов и данных опроса населения готовится проект нормативно-правового акта о реализации программы реновации в регионе. Графически блок-схема принятия решения по выбору метода реновации в регионах показана на рис. 3.

e е

(D (D

(Л t 3

3 О S

с

0 со

n СО

1 2 У 1

J CD

u-

^ I

n о

2 3 о

3 ( о?

n

q

CO CO

n

2 6 r 6

о о

С О

cd cd

О

l С

3

<D

Ю DO

■ T

s У с о <D X tntn

2 2 О О 2 2 W W

Обсуждение вопроса о реновации территории Discussion on the renovation of the area

CO ^

CO CO

s *

il ф ф

ta >

Физический износ жилого фонда Physical deterioration of the housing stock

Техническое

состояние домов требует реновации Technical condition of the houses requires renovation

Моральный износ жилого фонда Depreciation of the housing stock

Численность и плотность населения

Number and density of population

Высокая стоимость земельного участка High land cost

Достаточность бюджетных

средств Sufficiency of budgetary funds

Жилье не соответствует стандартам качества и нет возможности перехода на цифровые технологии Housing quality standards are not met and digitization is not possible

Выбор способа реновации по европейскому или по московскому методу Choosing the renovation method according to the European or Moscow method

Экономическая целесообразность сноса ветхого жилья и новое строительство Economic feasibility of demolition of dilapidated housing and new construction

Возможность привлечения внебюджетных средств города, а также частного капитала Possibility of attracting extra-budgetary funds from the city, as well as private capital

Выпуск нормативно-правового акта о реновации территории Issuance of a legal act on renovation of the area

Рис. 3. Принятие решения о реновации территории (авторская разработка) Fig. 3. Making a decision on the renovation of the territory (author's development)

Большинство

жителей голосуют за выбранный метод реновации Majority of residents

vote for the chosen method of renovation

Итогом принятия решения является выпуск нормативно-правового акта по реализации программы реновации по методу, выбранному властями совместно с населением. В таком документе должны быть определены основные задачи реновации, участники программы, порядок и способ реализации, сроки выполнения, виды финансирования, а также закреплена юридическая ответственность сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Подводя итоги, можно отметить, что успешная реализация программы реновации зависит от грамотной политики взаимодействия органов власти с населением и хозяйствующими субъектами на территории, а также от правильно выбранного метода реновации для данного конкретного региона, города.

Для мегаполисов, городов-миллионников возможно предпочтительнее выбрать московскую модель реновации с учетом положительного и отрицательного опыта за прошедшие пять лет с начала реализации столичной реновации.

Для малых городов России, составляющих историческую и архитектурную ценность, при разработке программ реновации важно сохранение рационального сочетания между архитектурными нововведениями и сохранением культурно-исторического наследия. Возможно применить в малых городах европейский опыт реновации застроенной территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования показали, что эффективность программы реновации достигается при условии соблюдения следующих факторов:

• активное взаимодействие с жителями;

• создание условий инвестиционной привлекательности реновации;

• формирование условий эффективного использования производственных ресурсов;

• налаживание тесного научно-техническое сотрудничества с передовыми компаниями;

• поощрение инновационной деятельности в строительстве;

• осуществление финансирования перспективных проектов;

• предоставление правовых гарантий инвесторам;

• создание и развитие инновационной инфраструктуры;

• проведение грамотной инвестиционной политики через применение различных методов стимулирования (льготы, субсидии, кредиты, уменьшение налоговых ставок);

• наличие заинтересованности предпринимателей в реновации;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса;

• предоставление открытой информации о хозяйственной деятельности субъектов;

• привлечение отраслевых институтов и научно-производственных организаций для применения высокотехнологичной продукции в процессе реновации;

• разработка и принятие мер по прямому и косвенному субсидированию убыточных социальных объектов;

• создание условий для добросовестной конкуренции.

e е

(D (D

t О

iH

G Г

S С

со со

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Поляков В.Г., Чебанова С.А., Князев А.Б., Попов Д.А. Опыт реновации в России и восточноевропейских странах // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2020. № 4 (81). С. 283-292.

2. Kolobova S.V. A review of the experience of major repairs and reconstruction of multi-apartment, industrial, residential buildings in European countries and in Russia and its future prospects // IV International Scientific and Practical Conference. 2021. DOI: 10.1145/3487757.3490795

3. Колобова С.В. Опыт санации панельных зданий в странах Средней и Восточной Европы // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 825-829.

4. Колобова С.В. Инвестиционное планирование мероприятий по санации индустриальной жилой застройки Берлина на основе имитационных моделей // Вестник МГСУ. 2020. Т. 15. № 2. С. 257270. DOI: 10.22227/1997-0935.2020.2.257-270

5. Коренькова Г.В., Митякина Н.А., Белых Т.В., Дорохова Е.И. Зарождение реновационных процес-

сов в жилищной сфере крупных городов России (на примере города Белгорода) // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2022. № 1. С. 60-69. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-7-1-60-69. EDN XSYTWI

6. Меркурьева К.Р. Девелопмент урбанизированных территорий: развитие реновации и опыт ее реализации на примере города Тюмени // International Agricultural Journal. 2022. Т. 65. № 2. DOI: 10.55186/25876740_2022_6_2_32. EDN QKMUBH

7. Самойлова Н.В., Кошелева О.Ю., Каза-нова Н.В. Проблемы и сценарные стратегии градостроительного роста Волгограда в аспекте устойчивого экологического развития // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2022. № 3. С. 61-70. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-7-3-61-70 EDN UJBGJV

8. Байгулов Р.М., Корсакова И.В. Современная инвестиционная политика субъектов РФ // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 3. С. 11-18. DOI: 10.37691/2311-53512021-0-3-11-18. EDN ROEAXB

y ->■ J CD

u-

^ I

n °

i 3

о i

zs ( O?

о n

q

CO CO

о

n w i

Г 6

О О

С о

ф ) [[

® 8 л ' . DO

■ T

s У с о <D Ж 01 01

2 2 О О 10 10 U W

о о

N N О О N РЧ

liî 10 ¡É ф U 3 > (Л С И

to eg

. г

со щ

Î]

ф ф

О ё

о

о о СО <г

s

Si §

(Л "

« ü ся

С

£= О

CL ° ^ с ю о

S ¡I

о Е

СП ^ т- ^

С «Я

il

о iS со >

9. Инсафутдинов А.Р., Кудинов А.В., Топчий Д.В. Формирование организационно-технических параметров реализации проектов комплексной застройки городской среды // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 151-153.

10. Kedir F., Hall D.M. Resource efficiency in industrialized housing construction — A systematic review of current performance and future opportunities // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 286. P. 125443. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.125443

11. Maalsen S. Smart housing: the political and market responses of the intersections between housing, new sharing economies and smart cities // Cities. 2019. Vol. 84. Pp. 1-7. DOI: 10.1016/j.cities.2018.06.025

12. Ylipulli J., Luusua A. Smart cities with a Nordic twist? Public sector digitalization in Finnish data-rich cities // Telematics and Informatics. 2020. Vol. 55. P. 101457. DOI: 10.1016/j.tele.2020.101457

13. Serrano-Jiménez A., Femenías P., Thuvander L., Barrios-Padura Á. A multi-criteria decision support method towards selecting feasible and sustainable housing renovation strategies // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 278. P. 123588. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.123588

14. Ильичева Е.Д., Кузьмина Т.К. Особенности и слабые стороны проекта организации строительства в условиях реновации // Инженерный вестник Дона. 2021. № 5. URL: http://www.ivdon.ru/ru/maga-zine/archive/n5y2021/6991

15. Цопа Н.В., Карпушкин А.С., Горин А.К. Нормативные и законодательные особенности российской и европейской систем согласования изменений в рабочей документации при бюджетном финансировании строительного проекта // Экономика строительства и природопользования. 2019. № 3 (72). С. 131-141.

16. Цопа Н.В., Карпушкин А.С., Горин А.К. Исследование теоретических и методических особенностей процедуры проведения строительного контроля // Экономика строительства и природопользования. 2019. № 4 (73). С. 91-101.

17. Топчий Д.В., Юргайтис А.Ю., Попова А.Д., Юргайтис Ю.С. Формирование объектной топологии для гармонизации прохождения экспертизы проектной документации объектов перепрофилирования // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. 2019. Т. 10. № 4. С. 92-104. DOI: 10.15593/2224-9826/2019.4.09

18. Лукьянова А.О., Рязанова Г.Н. Разработка алгоритма реновации жилья на региональном уровне // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре : сб. ст. 77-й Всерос. науч.-техн. конф. Самара, 2020. С. 108-111.

19. Хабибуллин Р.Т., Дмитриева Е.О. Анализ реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» муниципальной программы Ленинского внутригородского района городского округа Самара «Комфортная городская среда» на 2018-2022 годы: обратная связь с населе-

нием. ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» // Научно-практические исследования. 2020. № 3-3 (26). С. 68-72.

20. Колобова С.В. От реновации к модернизации застроенной среды с учетом цифровизации строительства // Управленческий учет. 2022. № 9-1. С. 63-70. DOI: 10.25806/uu9-12022

21. Меерович М.Г., Малько А.В., Козлова Л.В., Гладкова Е.А. Реновация панельной застройки 1960-1980-х гг. в Германии // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1 (20). С. 111-119

22. Меерович М.Г., Францева Ю.В. Проблемы комплексной регенерации жилой среды районов крупнопанельной застройки. Возможность адаптации германского опыта к социально-экономическим и правовым условиям стран СНГ // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1 (20). C. 120-130.

23. Максимов Р.И. Проблемы строительства зданий и сооружений в условиях плотной городской застройки // Интерактивная наука. 2021. № 7 (62). С. 24-26. DOI: 10.21661/r-554649

24. Фесенко Д. Дмитрий Климов о перспективах развития Московской области — от транспортной инфраструктуры до КРТ (интервью) // Архитектурный вестник. 2021. № 2 (179). С. 36-41. EDN RVPYFF.

25. Chebanova S.A., Polykov V.G., Azarov A.V. Designing of organizational and technological solutions for construction in constrained urban environments // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 687. Issue 4. P. 044004. DOI: 10.1088/1757-899X/687/4/044004

26. Чебанова C.А., Азаров В.Н., Азаров А.В., Поляков В.Г. Влияние организационно-технологических решений строительства в стесненных городских условиях на окружающую среду // Инженерный вестник Дона. 2018. № 1. URL: http://www. ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4790

27. Поляков В.Г., Чебанова C.А., Антонов А.Д. Организационно-технологические проблемы при строительстве в стесненных городских условиях // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2020. № 2 (79). C. 113-118.

28. Azarov V.N., Burlachenko O.V., Chebanova SA., Seimova G.V. Consideration of the effect of flue gas emissions into the atmosphere when selecting construction sites // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 698. Issue 7. P. 077057. DOI: 10.1088/1757-899X/698/7/077057

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Чебанова C.А., Азаров А.В., Беккер М.Е. Особенности и проблемы организационно-технологических решений строительства в стесненных условиях // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2019. № 4 (77). C. 146-152.

30. Ryzhova O., KhrichenkovA. Principles of renovation the territory of residential buildings dating from 1960s to 1970s: coping with modern housing crisis // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 481. P. 012024. DOI: 10.1088/1757-899X/481/1/012024

Поступила в редакцию 21 ноября 2022 г. Принята в доработанном виде 11 апреля 2023 г. Одобрена для публикации 19 апреля 2023 г.

31. Фурсина Ю.В., Иванова С.О., Леонова А.Н. Опыт реконструкции зданий в странах Европы и сравнение с реновацией в России // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 5. С. 241-246. DOI: 10.33619/2414-2948/42/32

Об авторе: Светлана Витальевна Колобова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; SPIN-код: 9062-2255, Scopus: 57190853602, ResearcherID: AAA-4778-2019, ORCID: 0000-0003-2551-7404; KolobovaSV@mgsu.ru.

REFERENCES

1. Polyakov V.G., Chebanova S.A., Knyazev A.B., Popov D.A. Renovation experience in Russia and eastern European countries. Bulletin of the Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture. 2020; 4(81):283-292. (rus.).

2. Kolobova S.V. A review of the experience of major repairs and reconstruction of multi-apartment, industrial, residential buildings in European countries and in Russia and its future prospects. IV International Scientific and Practical Conference. 2021. DOI: 10.1145/3487757.3490795

3. Kolobova S.V. Experience in rehabilitation of panel buildings in central and eastern Europe. Journal of Economy and Entrepreneurship. 2019; 11(112):825-829. (rus.).

4. Kolobova S.V. Investment planning of measures for rehabilitation of industrial residential buildings in Berlin based on simulation models. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2020; 15(2):257-270. DOI: 10.22227/19970935.2020.2.257-270 (rus.).

5. Koren'kova G., Mityakina N., Belikh T., Dorokhova E. Formation of renovation processes of residential buildings in Russian cities. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2022; 1:60-69. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-7-1-60-69. EDN XSYTWI. (rus.).

6. Merkuryeva K.R. Development of urbanized territories: the development of renovation and the experience of its implementation on the example of the city of Tyumen. International Agricultural Journal. 2022; 65(2). DOI: 10.55186/25876740_2022_6_2_32. EDN QKMUBH. (rus.).

7. Samoylova N., Kosheleva O., Kasanova N. Problems and scenario strategies for the urban development of Volgograd in the aspect of sustainable environmental development. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2022; 3:61-70. DOI:

10.3 403 1/2071-7318-2021-7-3-61-70. EDN UJBGJV. (rus.).

8. Baigulov R.M., Korsakova I.V. Modern investment policy of the subjects of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute. 2021; 3:11-18. DOI: 10.37691/2311-53512021-0-3-11-18. EDN ROEAXB. (rus.).

9. Insafutdinov A.R., Kudinov A.V., Topchy D.V. Formation of organizational and technical parameters for implementing integrated development projects for the urban environment. Science Prospects. 2021; 5(140):151-153. (rus.).

10. Kedir F., Hall D.M. Resource efficiency in industrialized housing construction — A systematic review of current performance and future opportunities. Journal of Cleaner Production. 2021; 286:125443. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.125443

11. Maalsen S. Smart housing: the political and market responses of the intersections between housing, new sharing economies and smart cities. Cities. 2019; 84:1-7. DOI: 10.1016/j.cities.2018.06.025

12. Ylipulli J., Luusua A. Smart cities with a Nordic twist? Public sector digitalization in Finnish data-rich cities. Telematics and Informatics. 2020; 55:101457. DOI: 10.1016/j.tele.2020.101457

13. Serrano-Jiménez A., Femenías P., Thu-vander L., Barrios-Padura Á. A multi-criteria decision support method towards selecting feasible and sustainable housing renovation strategies. Journal of Cleaner Production. 2021; 278:123588. DOI: 10.1016/j. jclepro.2020.123588

14. Ilyicheva E.D., Kyzmina T.K. Features and weaknesses of the construction organization project in the conditions of renovation. Engineering Journal of Don. 2021; 5. URL: http://www.ivdon.ru/ru/maga-zine/archive/n5y2021/6991 (rus.).

15. Tsopa N.V., Karpushkin A.S., Gorin A.K. Normative and legislative specificities for the Russian and European concurrence system of changes

e e

<D (D t О iï k 1 s, G Г S С

o n

I D

y 1

J CD I

n

D S o

=¡ ( n

q

CO CO

q

n a g

D 66

A C35

Г 6

О О

С о

DD ) [[

[ n л ' Ю DO

■ T

s E

s у с о <D * Ol Ol

M M

о о 10 10 u w

M Ci N N О О N РЧ

1П 1П

¡É <V U 3 > 1Л

с и

ta os

. г

со щ

i]

<D <u

O í¿

o

o o CD <r

Sí §

со "

Ü СЯ С

£= o

CL ° ^ с Ю O

S Ц

o E en ^

со от

С W

í!

CD ф

ta >

in working documentation with budgetary financing of the construction project. Economics of Construction and Nature Management. 2019; 3(72):131-141. (rus.).

16. Tsopa N.V., Karpushkin A.S., Gorin A.K. Research of theoretical and methodical features of the procedure of construction control. Economics of Construction and Nature Management. 2019; 4(73):91-101. (rus.).

17. Topchy D.V., Yurgaytis A.Y., Popova A.D., Yurgaytis Y.S. Formation of object topology for the harmonization of the examination of the project documentation of conversion objects. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Construction and Architecture. 2019; 10(4):92-104. DOI: 10.15593/2224-9826/2019.4.09 (rus.).

18. Lukyanova A.O., Ryazanova G.N. Development of housing renovation algorithm at the regional level. Traditions and innovations in construction and architecture: collection of articles of the 77th All-Russian Scientific and Technical Conference. 2020; 108-111. (rus.).

19. Khabibullin R.T., Dmitrieva E.O. Analysis of the implementation of the federal project "Formation of a comfortable urban environment" of the municipal program of the Leninsky intracity district of the city district of Samara "Comfortable urban environment" for 2018-2022: feedback from the population. FGBOU VPO "Samara State University of Economics". Scientific and Practical Research. 2020; 3-3(26):68-72. (rus.).

20. Kolobova S.V. From renovation to modernization of the built environment taking into account the di-gitalization of construction. Management Accounting. 2022; 9-1:63-70. DOI: 10.25806/uu9-12022 (rus.).

21. Meerovich M.G., Malko A.V., Kozlova L.V., Gladkova E.A. Renovation of panel development in 1960-1980-s in Germany. Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2017; 7(1):111-119. (rus.).

22. Meerovich M.G., Frantseva Yu.V. Problems of complex regeneration of residential area of the regions of large-panel development. Possibility to adapt German experience to social, economical and law conditions of the countries of CIS. Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2017; 7(1):120-130. (rus.).

23. Maksimov R.I. Problems of construction of buildings and structures in conditions of dense urban

Received November 21, 2022.

Adopted in revised form on April 11, 2023.

Approved for publication on April 19, 2023.

Bionotes: Svetlana V. Kolobova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social, Psychological and Legal Communications; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; SPIN-code: 9062-2255, Scopus: 57190853602, ResearcherID: AAA-4778-2019, ORCID: 0000-0003-2551-7404; Kolo-bovaSV@ mgsu.ru.

development. Interactive Science. 2021; 7(62):24-26. DOI: 10.21661/r-554649 (rus.).

24. Fesenko D. On the prospects for the development of the Moscow region — from transport infrastructure to KRT. Interview with Dmitry Klimov. Architectural Bulletin. 2021; 2(179):36-41. EDN RVPYFF. (rus.).

25. Chebanova S.A., Polykov V.G., Azarov A.V. Designing of organizational and technological solutions for construction in constrained urban environments. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019; 687(4):044004. DOI: 10.1088/1757-899X/687/4/044004

26. Chebanova S.A., Azarov V.N., Azarov A.V., Poljakov V.G. Influence of organizational and technological solutions of construction in cramped urban conditions on the environment. Engineering Journal of Don. 2018; 1. URL: http://www.ivdon.ru/ru/maga-zine/archive/n1y2018/4790 (rus.).

27. Polyakov V.G., Chebanova S.A., An-tonov A.D. Organizational and technological problems in construction in cramped urban conditions. Bulletin of the Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture. 2020; 2(79):113-118. (rus.).

28. Azarov V.N., Burlachenko O.V., Chebanova S.A., Seimova G.V. Consideration of the effect of flue gas emissions into the atmosphere when selecting construction sites. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019; 698(7):077057. DOI: 10.1088/1757-899X/698/7/077057

29. Chebanova S.A., Azarov A.V., Bekker M.E. Features and problems of organizational and technological solutions of construction in cramped conditions. Bulletin of the Volgograd State University ofArchitec-ture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture. 2019; 4(77):146-152. (rus.).

30. Ryzhova O., Khrichenkov A. Principles of renovation the territory of residential buildings dating from 1960s to 1970s: Coping with modern housing crisis. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019; 481:012024. DOI: 10.1088/1757-899X481/1/012024

31. Fursina Y., Ivanova S., Leonova A. Experience in the reconstruction of buildings in Europe and comparison with the renovation in Russia. Bulletin of Science and Practice. 2019; 5(5):241-246. DOI: 10.33619/2414-2948/42/32 (rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.