Научная статья на тему 'Обзор ввоза транспортных средств по Сортавальской таможне за период 1998-2005 гг'

Обзор ввоза транспортных средств по Сортавальской таможне за период 1998-2005 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор ввоза транспортных средств по Сортавальской таможне за период 1998-2005 гг»

Экономические аспекты таможенной деятельности

К. ^. Лизевич

Обзор ввоза транспортных средств по Сортавальской таможне за период 1998-2005 гг.

Рассмотрим динамику количественных и стоимостных данных ввоза транспортных средств позиции 8703 (далее — автомобилей) через Сорта-вальскую таможню. Для этого рассмотрим динамику и структуру ввоза автомобилей, разбив последние на группы по:

1. Сроку эксплуатации;

2. Объему двигателя;

3. Классу автомобиля согласно европейской классификации.

По сроку эксплуатации деление автомобилей произведено согласно постановления N 643 на три категории1:

а) новые автомобили (до трех лет);

б) подержанные автомобили (от трех до семи лет);

в) старые автомобили (старше семи лет).

По объему двигателя деление автомобилей произведено согласно постановления N 1043 на категории2:

— менее 1000 см3;

3 3

— более 1000 см3 но менее 1500 см3;

33

— более 1500 см но менее 1800 см ;

33

— более 1800 см но менее 2300 см ;

33

— более 2300 см но менее 3000 см ;

— более 3000 см3.

Для автомобилей старше 7 лет деление по объему двигателя осуществлено на две категории:

— менее 2500 см3;

— более 2500 см3.

Данные о перемещении транспортных средств физическими лицами для некоммерческих целей по региону деятельности Сортавальской таможни за 1998-2005 гг. представлены в приложениях данной работы.

Забегая вперед, скажем, что в 1999, 2001 гг., вследствие принятия постановлений, значительно изменился характер ввоза автомобилей через Сортавальскую таможню, поэтому анализ будем проводить сравнением данных контрольных точек с состоянием на 1.01.2006 г.

Рассматривая динамику ввоза транспортных средств, можно разделить рассматриваемый период на следующие временные отрезки:

1 Постановление правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2002 г.

2 Согласно Постановлению правительства Российской Федерации N 1043 от 30.08.2002 г.

— до 1999 г. рост количества ввезенных автомобилей;

— спад в 2000 г.;

— резкий "скачок" ввоза в 2001-2003 гг.

— окончательная тенденция снижения ввоза в 2003-2005 гг.

Рис. 1. Динамика ввоза товаров поз. 8703 по сроку эксплуатации

Причиной резкого падения объема ввоза автомобилей в 1999-2000 гг. является введение в действие приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — ГТК РФ) от 24.11.1999 г. N 814 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" и приказа ГТК РФ от 15.12.1999 г. N 870 "О реализации п. 3 Пос тановления правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. N 783".

Данные подзаконные акты отменяют практику применения льготных ставок пошлин для отдельных категорий лиц. Это привело к значительному сокращению ввоза транспортных средств со сроком эксплуатации 1 год и объемом двигателя, не превышающим 1599 см . Указанные автомобили до 16.12.1999 г. могли ввозиться физическими лицами, срок непрерывного пребывания которых за пределами Российской Федерации превышал 6 месяцев (182 суток) при условии уплаты таможенных платежей по единой сниженной ставке в размере 0,3 ЭКЮ за 1 см3 объема двигателя.

Увеличение ввоза транспортных средств физическими лицами в 2001 г. вызвано возросшим спросом на автомобили после обвала ввоза, вызван-

ного Постановлением N 793 от 10.07.1999 г.

Последующий рост ввоза автомобилей можно объяснить как завершением влияния последствий кризиса экономики 1998 г., так и ожидаемым повышением таможенных пошлин, объявленным правительством в 2001 г.

Общая тенденция на основании применения линейного тренда указывает на постоянное снижение ввоза автомобилей, что странно на фоне общего роста ввоза по стране в целом. Структура ввоза говорит сама за себя.

Рис. 2. Структура ввоза автомобилей по сроку эксплуатации

В 1998 и 1999 гг. наблюдается подавляющий импорт новых машин (42,55% и 91,18% соответственно). Начиная с 2000 г. он резко сокращается (до 2,26% — в 2002 г., 1,09% — в 2004 г., и 2,49% — в 2005 г.), и начинается рост ввоза подержанных машины (62,21% — в 2002 г., 96,47% — в 2004 г., и 95,41% — в 2005 г.). Группа старых машин после общего роста к 2001 г. вернулась к процентному соотношению от общего количества ввезенных автомобилей в 1999 г.

Таблица 1

Доли в ввозе автомобилей в репперных точках

1999 2001 2003 2005

<3 91.07 12.30 0.10 2.49

>3 <7 6,70 66.93 99.43 95.41

>7 2.23 20.77 0.48 2.10

Итого 100 100 100 (00

Рынок отреагировал на переориентацию на автомобили старше 3-х лет, у которых помимо сниженных льготных таможенных ставок 0,85 ЕВРО для объема двигателя менее 2500 см3 и 1,4 ЕВРО для объема двигателя свыше 2500 см3 еще и меньше цена покупки. Соответственно увеличилась доля данной категории автомобилей (с 6,7% — в 1999 г. до 30,19% — в 2000) в общем количестве ввезенных товаров позиции 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Снижение ввоза транспортных средств в 2002 г. связано с введением приказа ГТК РФ от 30.04.2002 г. N 1043 "О внесении изменений в приказ ГТК РФ от 24.11.1999 г. N 814"; в отношении автомашин, с момента выпуска которых прошло 7 лет, установлены повышенные ставки в размерах 2 и 3 ЕВРО за один см3 объема двигателя, что повлекло снижение ввоза автомобилей старше 7 лет. Доля данной категории снизилась с 28% в 2002 г. до 0,5% в 2003 г.

Динамика поступления таможенных платежей по каждой группе имеет свою тенденцию развития. Налицо пик поступления платежей в 2001 г. и общее снижение поступлений по всем группам, наблюдаемое после него. Следует отметить, что после 2001 г. отмечается снижение количества ввезенных автомашин.

В качестве особенности следует отметить резкое падение объемов поступления платежей от автомобилей до 3-х лет и свыше 7 лет.

Для категории "подержанные"3 автомобили наблюдается относительная стабильность. Это отчетливо прослеживается при рассмотрении структуры поступления платежей от оформленных на ввоз автомобилей.

Представим структуру поступления платежей каждой группы в реппер-ных точках в таблице 2. Доля платежей от категории от 3 до 7 составила 92,1% — в 2005 г. (31,71%, 66,93% и 92,36% — в 1998, 2001 и 2004 гг. соответственно).

3 Категория от 3 до 7 лет.

Руб

зоооооооо

250000000 200000000 150000000 ?00000000 500000ОС о

N

/ \ I

/ X

/ \

! / \

\ Т / - - - - ■■ ■ " в ■. -г г, .,-■- ь1 - ■ ■ - ——А-

Т5ЭВ

1999 2000

2001

2502

2005

2004 2005

■<3

>3 <7 - --а--- >7

Итого

Рис. 3. Динамика поступления платежей от ввоза автомобилей по сроку

эксплуатации

Рис. 4. Динамика структуры поступления платежей по сроку

эксплуатации

И если с количественной точки зрения категории возвращают себе утраченные с 1999 г. позиции, то с фискальной — нет и намека на улучшение. Если категория старых автомобилей не вызывает сочувствия по соображениям безопасности, то категория новых заставляет задуматься.

Таблица 2

Доли в поступлении платежей в репперных точках

1999 2001 2003 2005

<3 84 89 46.19 0.89 6.30

>3 <7 12.49 45.31 98.71 92.10

>7 2.62 8 50 0.40 1.60

Итого 100 ¡00 100 100

Предположение экспертами в 2000 г., что введение новых правил оформления автомобилей приведет к общему старению парка автомобилей страны, — оправдывается по данным Сортавальской таможни.

Ру^рд 1ЭММЮ0

1ГСМ0Э

&ХВД0

киша

гхооо о

Рис. 5. Динамика средних значений платежей по сроку эксплуатации

Рассмотрение динамики средних значений платежей говорит о среднем приросте в 50% в год за исключением категории новых. Здесь рост значительный. Однако следует напомнить, что величина его в общем объеме поступлений незначительна (2005 г. — 6,3%).

Таблица 3

Темп роста средних платежей в 1999 г.

1999 2001 2003 2005

<3 100 2540.42 6945 10 2610.97

>3 <7 100 228,90 370.59 497.27

>7 100 219.49 490.93 620.36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 100 630.37 695.88 960.34

Отдельно следует отметить, что в 2003 г. в категории "новые" была оформлена 1 машина (0,01% от общего числа ввезенных автомобилей), а в 2004 г. — 8 автомобилей (1,08%). При таком количестве говорить о средних величинах бессмысленно, т.к. эти автомобили ввозятся для эксклюзивных покупателей, и их стоимость для последних не имеет экономического смысла.

т

25000М

2МС0С0

£000 2001 2Ш 2003 ЭОК-

-*-<3 -■->3 <7 - ■ Т■ ■ >7 --Ср.3н

Рис. 6. Динамика средней стоимости ввозимых автомобилей по сроку

эксплуатации

В категории "старые автомобили" в 2004 г. тоже просматривается резкий всплеск средней стоимости ввозимых автомобилей. При детальном рассмотрении оказалось, что количество оформленных автомобилей данной категории — 17; из них у одного была заявлена значительная таможенная стоимость, это и привело к значительному росту средней величины таможенной стоимости данной категории в данном году.

Таблица 4

Темп роста (цепной) средней стоимости

1999 2001 2003 2005

<3 100 97.37 373.35 108.83

>3 <7 100 113.87 185.30 180.71

>7 100 90.45 49.38 81.56

Итого 100 100.65 264.30 123.62

Анализируя значения всех показателей, можно сделать вывод, что структура ввоза по сроку эксплуатации транспортных средств претерпела существенные изменения за исследуемый период. Представленные данные говорят о том, что серия принятых постановлений правительства, для клиентов Сортавальской таможни носило явно жестко ограничительную тенденцию к ввозу автомобилей в Российскую Федерацию (количественное уменьшение более чем в 4 раза). Рост же поступлений в бюджет составил 2,33 раза. Стоимость ввозимых автомобилей возросла незначительно (в 1,23 раза), что говорит о неизменности сегмента рынка, для которого ввозятся автомобили через Сортавальскую таможню.

Таблица 5

Темп роста (базис 1999 г.)

Кол-во Платежи Ср. плате ж Ср. стоимость

<3 0.66 17.34 2610.97 108.83

>3 <7 346.53 1723.16 497.27 180.71

>7 22.92 142.17 620.36 81.56

Итого 24.33 233.61 960.34 123.62

Общий вывод из анализа динамики ввоза транспортных средств позиции 8703 через Сортавальскую таможню:

1. Увеличение ввозных ставок на транспортные средства категории до 3 лет и старше 7 лет, носило явно запретительный характер;

2. Ниспадающая тенденция на протяжении 2003-2005 гг. в Сортаваль-ской таможне по всем категориям автомобилей, на фоне общего роста ввоза автомобилей в страну в целом, говорит о проблемах менеджмента таможни;

3. Поступление платежей от всех категорий после 2001 г. сократилось, а по отношению к 1999 г. выросло незначительно (по сравнению с ростом величины среднего платежа);

4. Доля платежей от новых автомобилей заметна только в связи с увеличенной ставкой таможенного платежа;

5. Даже для наиболее благоприятной группы — "от 3 до 7 лет" — наблюдается уменьшение количества ввозимых автомобилей при незначительном изменении объема платежей. Однако с поправкой на инфляцию и рост курса доллара к рублю, мы имеем и в этой категории нисходящую тенденцию.

Приведенная градация автомобилей по величине единой ставки была определена в Постановлении правительства Российской Федерации N 1043 от 30.04.2002 г. Величина единой ставки для новых автомобилей определяется по величине таможенной стоимости. Однако предполагается наличие взаимосвязи между объемом двигателя (одним из факторов) и стоимостью последнего (результатом). Для подтверждения данного факта необходимо проводить анализ по базам с одинаковыми условиями формирования.

Для преемственности проводимого анализа спроецируем действие данного постановления на автомобили, ввозимые до введения указанного постановления, и установим взаимосвязь между потребительской стоимостью и полезностью товара. Дополнительно проведем его с разбивкой на категории по сроку эксплуатации (а не по стоимости).

Разобьем категорию "новые" по объему двигателя.

Представленная динамика4 показывает смену приоритетов покупателей с объема двигателя до 1800 см3 (до 1999 г.) на более мощные автомобили (после 2000 г.).

Количественные параметры очень красноречиво говорят за себя. Динамика ввоза показывает практически обвал в 2003 г. почти по всем категориям в сравнении с предыдущими периодами.

4 См. рис. 1.

Рис. 7. Динамика ввоза новых автомобилей по объему двигателя

Рис. 8. Структура ввоза автомобилей по объему двигателя

Только линейки "1800-2300" и "2300-3000" еще чуть "теплятся" (10% и 50% к уровню 1999 г.).

Таблица 6

Темп роста количества ввезенных автомобилей

1999 2001 2003 2005

<1000 100 53.85 0.00 7.69

> 1000<1500 100 0.63 0.00 0.32

>1500<1800 100 0.91 0.00

>1800<2300 ¡00 820.00 0.00 ¡0.00

>2300<3000 100 1270.00 0.00 50.00

>3000 ¡00 149.30 1.41 7.04

Итого 100 17.26 0.05 0.66

Восстановление ситуации начинается с 2004 г. Наиболее динамично восстанавливают свою долю в структуре ввоза автомобили с объемом двигателя менее 1000 см3, 1000-1500 см3 и 2300-3000 см3. Числовые значения представлены в таблице 6. Из всех линеек только линейка "2300-3000" сохранила к 2005 г. незначительное сокращение (в 2 раза), хотя к 2001 г. наблюдался значительный рост для линеек "1800-2300", "2300-3000" (в 8 и 12 раз соответственно).Для остальных более чем 10-кратное снижение количества автомобилей.5

Несколько лучше обстоит дело с поступлением платежей. После четырехкратного увеличения поступления в 2001 г., к 2005 г. наметилась общая тенденция снижения объема платежей, которая составила менее 20% к уровню 1999 г., что связано, в первую очередь, с уменьшением количества оформленных автомобилей, так как средняя стоимость практически не изменилась.6

Только линейки "1800-2300" и "2300-3000" демонстрируют рост поступлений по отношению к 1999 г. (1,4 и 2,5 раза).

5 По отношению к 1999 г.

6 См. таблицу 1 (средняя стоимость).

Руб

70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 юоооооо о

1ЭЭв 19ЭЭ 2 ООО 2001 2002 2003 2004 2005

♦ <1Сво ■ >Ю0СкГ50а ■ ■ д ■ ■ >150о<?йаГ

^вооззоа —ж—>2$&'0*ЗЮ1® —#—>ЗОЙА

Рис. 9. Динамика платежей оформленных автомобилей по объему

двигателя

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% -20% 10% 0%

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

-1

□ р >1000-=-) 500 - >1500<"1800я >1300<23<Ю ■ >2300<3000 * >3000

Рис. 10. Структура платежей новых автомобилей по объему двигателя

"Провал" 2003-2004 гг. на рисунке 4 объяснен выше и связан с ввозом только автомобилей с объемом двигателя 3000 см3 (1 — в 2003 г. и 8 — в 2004 г.).

Таблица 7

Цепные темпы роста поступивших платежей ввезенных автомобилей

1999 2001 2003 2005

<1000 100 126.18 0 00 77.19

> 1000<1500 100 1.81 0,00 10.27

>1500<1800 100 13.01 0,00

>1800<2300 100 11053.49 0.00 141.35

>2300<3000 100 6909.93 0.00 240.72

>3000 100 1834.82 30.90 81.85

Итого 100 438.54 3.55 17.34

Следует отметить значительный рост в период 2000-2003 гг. поступлений платежей оформленных автомобилей с объемом двигателей 1800 см3 (увеличение от 6 до 18 раз).

Рис. 11. Динамика средних платежей новых автомобилей по объему

двигателя

Если динамика платежей подвержена колебаниям в обе стороны, то величина среднего платежа стабильно растет. Рост многократный за исключением линейки "2300-3000", где темп роста ниже остальных более чем в два раза, но все равно по отношению к 1999 г. составляет (4,81 раза).

Таблица 8

Цепные темпы роста среднего платежа ввезенных автомобилей

1999 2001 2003 2005

<1000 100 234.34 0.00 1003,46

>1000<1500 100 286.11 0.00 3256 46

>1500<1800 100 1428.05 0.00

>1800<2300 100 1347.99 0.00 1413,52

>2300<3000 100 544.09 0.00 481 43

>3000 100 1228.98 2194.17 1162.27

Итого 100 2540.42 6945.10 2610.97

Таблица 9

Базисные темпы роста параметров (базис 1999 г.)

Кол-во Платежи Ср. платеж Ср. стоимость

<1000 7.69 77.19 1003.46 193.12

>1000<1500 0.32 10.27 3256.46 276.87

>1500<1800 н/д н/д н/д н/д

>1800<2300 10.00 141.35 1413.52 65.34

>2300<3000 50.00 240.72 481.43 95.96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>3000 7.04 81.85 1162.27 69.13

Итого 0.66 17.34 2610.97 108 83

Выводы:

— с 1999 г. значительно уменьшился ввоз новых автомобилей практически всех линеек двигателей. Линейка "2300-3000 см3" претерпела наименьшее изменение (уменьшение в 2 раза);

— платежи увеличились для линеек "1800-2300" и "2300-3000" в 1,4 и 2,4 раза соответственно. Для "3000" и "1000" — изменения небольшие, остальные линейки — значительное снижение;

— средний размер платежа увеличился десятикратно и более, но остался на уровне 2001 г.;

— средняя стоимость ввозимых автомобилей не изменилась, кроме линеек "1000" и "1000-1500", где наблюдается более чем двухкратное увеличение (1,93 и 2,77 соответственно).

Все это говорит о запретительном характере ставок для данной группы в целом. Однако для автомобилей с объемом двигателя более 2300 см3 возможно найти покупателей.

С 2001 г. лидирующую позицию по ввозу автомобилей занимают транспортные средства с двигателем объемом более 1800 см3, но не более 3000 см (более 65% от общего числа).

Не стоит забывать, что с 1997 по 2000 гг. на транспортные средства с объемом двигателя не выше 1599 см3 применялась льготная ставка, что делало выгодным ввоз данной категории автомобилей. И после отмены данного положения данная категория имеет тенденцию к снижению с 21,46 % до 6,88 % с 1998 по 2001 гг. соответственно, что в конечном итоге повлияло на всю структуру ввоза.

Рис. 12. Динамика количества ввезенных автомобилей по объему

двигателя

В последующие годы объем ввоза автомобилей данной категории колеблется в районе 10%, хотя и наблюдается стабильно постоянный рост объемов ввоза.

100%

00% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

А^ВДВМ Щ 000 П>15ССК1600 ■ >1300^2300 ■ >2300*3000 * >3000

Рис. 13. Динамика структуры ввоза автомобилей по объему двигателя

з

На фоне снижения доли автомобилей с объемом двигателя до 1500 см наблюдается устойчивая тенденция к росту долей более мощных автомобилей - линейки "1500-1800", "1800-2300", "2300-3000". И к 2005 г. они держат почти равные сегменты рынка (каждая по 17-25%) и в совокупности около 80% от всех оформленных автомобилей.7

Рассматривая динамику поступления таможенных платежей, следует отметить, что по сравнению с динамикой количественного ввоз а, она имеет более оптимистическую тенденцию.

Лидерами по объему платежей являются линейки "2300-3000" и "свыше 3000 см3" (32,73% и 24,94% соответственно). Категорию до 1000 см3 8 следует признать мало влияющей на объем поступивших платежей (0,83% — в 1999 г., 0.43% — в 2005 г.).

Анализ структуры таможенных платежей показывает устойчивую тенденцию к росту всех рассматриваемых линеек двигателей.

7

См. рис. 12.

8 См. рис. 3-3.

Таблица 10

Цепные темпы роста количества ввезенных автомобилей

1999 2001 2003 2005

<1000 100 66.67 100.00 333,33

>1000<1500 ¡00 1725.00 1725.00 2925.00

>1500<1800 100 3927.27 1854.55 809.09

>1800<2300 ¡00 2857.14 ¡409.52 471.43

>2300<3000 100 1073.17 621.95 312.20

>3000 100 464.06 329.69 87.50

Итого 100 1277.78 720.83 346.53

Руб

70000000 60000000 ■ 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000 о -

1993 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

■ ■*■ <1000 —■—>1000<1500 - "А" - >1500<1300 >1800<2300 —*—>2300<3000 —*—>3000

Рис. 14. Динамика поступлений платежей автомобилей по объему

двигателя

К 2005 г. поступление платежей от растаможки поддержанных автомобилей прочно удерживает планку — 92,1% от всех поступивших платежей (12,49%, 45,31%, 98,71% — в 1999, 2001, 2003 гг. соответственно).

100% 90% Э0% 70% №% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1998 1999 2000 2Ш1 2002 2003 2004 2005

□ <1000 ■ >1 ООО-«: 1500 Ш >2300*3000 Я >300С

Рис. 15. Структуры поступивших платежей автомобилей по объему

двигателя

Во всех рассмотренных категориях фискальная динамика более плавная, чем количественная. Каждая категория имеет стабильную долю в объеме платежей на протяжении всего рассматриваемого периода. Как предположение: повышение ставки оказывает большее влияние на количество ввезенных автомобилей, чем на объем платежей.

Таблица 11

Цепные темпы роста поступивших платежей

¡999 2001 2003 2005

<1000 100 133.13 252.40 962.14

>1000<1500 ¡00 4935.10 6979.16 13249.95

>1500<1800 100 6466.05 4344.92 3117.67

>1800<2300 100 5025.24 3797.16 2274.36

>2300<3000 100 2641.11 2384.29 2029.58

>3000 100 2080.42 2275.68 961.78

Итого 100 2924 78 2671.35 1723.16

Кратность возрастания поступивших платежей в период 1999-2005 гг. связана не столько с количественным ростом (в 2 раза), сколько с ростом величины единой ставки.

Руб/ед. 400000 у-

350000 -300000 250000 200000 150000 -100000 50000 -0 -

1996 1999 2000 2001 2002 2003_ 2004 2005

—*— <1000 —в— >1000*1500 ■ ■ * - ■ >1500<1Бб0

---->1800<230С —*—>2300-^3000 —а—>3000

I Ийуй Пинейный г1 Итогов___

Рис. 16. Средние значения платежей ввезенных автомобилей по объему

двигателя

Стабильность поступлений платежей является следствием увеличения среднего значения уплаченных платежей с одного автомобиля.

Таблица 12

Базисные темпы роста параметров (базис 1999 г.)

Кол-во Платежи Ср. платеж Ср. стоимость

<1000 333.33 962.14 288.64 202.29

>1000<1500 2925.00 13249.95 452.99 226.38

>1500<1800 809.09 3! 17.67 385.33 178.77

>1800<2300 471.43 2274.36 482.44 145.50

>2300<3000 312.20 2029,58 650.10 202.33

>3000 87.50 961.78 1099.18 175.94

Итого 346.53 1723.16 497.27 180.71

Выводы:

— данная категория является основной по количеству ввезенных автомобилей (95,41% от общего количества) и по объему поступивших платежей (92,1%) в 2005 г.;

— с 1999 г. наблюдается многократный рост количества ввезенных автомобилей данной категории практически всех линеек двигателей. Линейка "3000 см3" претерпела наименьшее изменение (уменьшение на 12,5%), лидером является линейка "1000-1500" (увеличение в 29 раз);

— платежи кратно увеличились для всех линеек двигателей. Лидер — линейка "1000-1500" (132,5 раза);

— средний размер платежа увеличился пятикратно, максимально он вырос для линейки "3000" (в 10 раз);

— средняя стоимость ввозимых автомобилей стабильно выросла в 2 раза (1,45-2,26).

Запретительная тенденция, многократно отмечаемая в работе, ярко представлена на рисунке 8.

Структуры (количества ввезенных автомобилей, поступивших платежей), рассмотренные в категориях новые и поддержанные, в данной категории интереса не вызывают, поэтому приводиться не будут. Отметим только преобладание доли линейки "2500 см3" (доля количества ввезенных автомобилей 80% и доля поступивших платежей 70%).

Отмечается всплеск ввоза в 2002 г. Он связан с объявленным значительным ростом ввозных ставок на автомобили старше 7 лет с 2003 г., и это привело к ввозу последних с "запасом" или "впрок".

Кол-во, LLTT 800

700

600

500

400

300

200

100

0

<.2500 «— ?-2500

Рис. 17. Динамика ввоза автомобилей старше 7 лет по объему двигателя

Анализ динамики платежей указывает на отмеченное изменение ввозной ставки в 2000 г., а в целом характер кривой платежей соответствует характеру кривой динамики ввоза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 18. Динамика платежей по объему двигателя

Рис. 19. Динамика средних платежей поз. 8703 по объему двигателя

Величина среднего платежа не изменялась после отмеченного в 2000 г. для линейки "2500" (всплеск в 2004 г. связан с единичным ввозом дорогого автомобиля), а для "2500" незначительный рост среднего платежа объясняется стабильным ростом объемов ввозимых автомобилей. Средняя стоимость также росла незначительно.

Рис. 20. Динамика средней цены автомобиля по объему двигателя

Таблица 13

Базисные темпы роста параметров (базис 1999 г.)

Кол-во Платежи Ср. платеж Ср. стоимость

<2500 25.00 169.15 676.60 267.88

>2500 12.50 73.04 584.33 55.69

Итого 22.92 142.17 620.36 81.56

Выводы:

— с 1999 г. наблюдается уменьшение в 4 раза ввоза старых автомобилей. Линейка "2500 см3" претерпела наибольшее изменение (уменьшение в 6 раз);

— платежи увеличились в 1,5 раза за счет линейки "2500";

— средний размер платежа увеличился шестикратно равномерно для всех линеек;

— средняя стоимость ввозимых автомобилей выросла в 2,7 раза для ли-

нейки "2500" и уменьшилась вдвое для "2500".

Общие выводы:

1. Наибольшим спросом среди клиентов, обслуживаемых Сортаваль-ской таможней в 2005 г., пользуются транспортные средства с объемом двигателя свыше 1500 см3, но менее 3000 см3;

2. Налицо общая тенденция к снижению ввоза транспортных средств, (новые — в 13 раз, старые — в 5 раз). Основная категория ввозимых автомобилей — поддержанные (увеличение в 3,5 раза) — сменила категорию новые;

3. Поступление платежей увеличилось (поддержанных — в 17 раз, старых — в 1,5 раза), для категории новые — снижение поступлений в 5 раз;

4. В наблюдаемых маркетинговых группах прослеживается тенденция переориентации на более мощные автомобили, что косвенно говорит о сужении покупателей "среднего класса" в периферийных областях России;

5. Линейки двигателей "1800 см3" дают в процентном отношении одинаковый вклад (около 25%) от общего количества ввезенных автомашин;

6. Линейки "1500 см3" не влияют на количественную и фискальную динамику показателей Сортавальской таможни;

7. Средние платежи возросли многократно по всем категориям (новые — в 26 раз, поддержанные — в 5, старые — в 6 раз) за счет применения единой таможенной ставки;

8. Средняя стоимость изменилась незначительно (новые — увеличение на 8%, поддержанные — вдвое, старые — снижение на 20%);

9. Введение высоких пошлин на старые автомобили эффективно и сопровождалось четырехкратным снижением количества ввезенных автомобилей, при увеличении уплаченных платежей в 1,5 раза.

Рассмотрим изменения во времени структуры транспортных средств по странам-производителям в период с 1998 по 2005 гг. Более 70% всех ввезенных транспортных средств по Сортавальской таможне в 2005 г. приходится на 5 основных стран производителей — Германия, США, Япония, Великобритания и Корея (34,36%, 14,87%, 19,63%, 3,93% и 2,28% соответственно).

Поэтому всю рассматриваемую совокупность автомобилей поделили на пять групп.9

Наиболее соответствует общей динамике ввоз автомобилей производства Германии, Японии и Великобритании.10

9 Что соответствует долям в структуре ввоза (см. рис. 13).

10 Провал в 2000 г., рост до 2003 г. и последующий спад.

Рис. 21. Динамика ввоза по странам

Рис. 22. Структура количества ввезенных автомобилей

Для автомобилей, произведенных в Корее, динамика ввоза отличается незначительно по сравнению с общей тенденцией. Динамика же американских автомобилей отличается значительно. Доля американских автомобилей увеличилась с 4% в 1999 г. до 14% в 2005 г. и имеет тенденцию постоянного роста.

Динамика платежей более сопоставима, чем количественная. Резко отличается только группа американских автомобилей (стабильно растущая тенденция).

Руб 350000000

300000000

250000000

200000000

150000000

100000000

50000000

о

199В 1999 2000 2001 2002 2003 200А 2005

—+— Германия —•—Япония —а-- Корея

Великобритания —к— США —*— Итого

Рис. 23. Динамика платежей по странам

Структура платежей отличается от количественной: налицо уменьшение поступлений от группы немецких производителей, группы другие, и возврат к исходной величине для японских производителей. Значительный рост показывают американские автомобили.

Общая динамика средних стоимостей каждой группы приблизительно одинаковая. Японские автомобили после 2002 г. показывают снижающуюся тенденцию.

Рассмотрим совокупность автомобилей, разделенную по европейской классификации (классы А-Б).

Динамика средней стоимости ввозимых автомобилей показывает стабильный рост последней для автомобилей дорогих классов (Б, Е, и Б), для класса В средняя стоимость после 1999 г. колеблется в пределах 200-300 тыс. руб., для класса А — в пределах 100-200 тыс. руб.

Рис. 24. Структура платежей по странам

Рис. 25. Динамика средней стоимости за автомобиль

Класс С после снижения средней стоимости к 2000 г., снова показывает стабильный рост средней стоимости.

Более детально динамика отражена на рисунке 25.

Рис. 26. Динамика средней стоимости по классам

График количественной динамики объясняет "провал" в динамике ввоза автомобилей (по сроку эксплуатации) в 2000 г. за счет снижения ввоза автомобилей классов В и С. Остальные классы не претерпели значительных изменений от введения постановлений правительства.

Рис. 27. Динамика ввоза автомобилей по классам

Выводы:

— наибольшее количество автомобилей по странам-производителям представлено фирмами Германии, Японии, США, Великобритании и Кореи;

— если для первых четырех характерна тенденция уменьшения ввоза, то для США — стабильный рост;

— наибольшую долю в платежах дают автомобили производства Германии (28,6% в 2005 г.);

— средняя стоимость автомобилей по классам стабильно растет, а динамика количественного ввоза сопоставима с динамикой ввоза по сроку эксплуатации.

Л- Ъ- Маколова, М- Ъ- ^Шевченко

Экспортный тариф как инструмент регулирования

внешнеэкономической деятельности

Основной задачей в области регулирования экспорта остается создание государственной сис темы продвижения российских тов аров на рынки других стран, позволяющей преодолеть торговые барьеры — тарифные и нетарифные. Россия должна и дальше активно добиваться отмены многочисленных дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировом рынке. Защита экономических интересов России должна стать стержнем внешней политики страны.

В связи с этим необходимо остановиться на формировании экспортного таможенного тарифа, экспортных пошлин и влияния их на внешнеэкономическую деятельность (далее — ВЭД).

Программа регулирования ВЭД в России должна постоянно конкретизироваться и дополняться новыми официальными документами с учетом реальной экономической ситуации внутри страны и на мировом рынке. Однако ход этой реформы во многом будет зависеть и от характера складывающихся взаимоотношений России со странами ближнего зарубежья, и, прежде всего, с регионами, входящими в рублевую зону.

Современный экспортный тариф (на основе закона Российской Федерации "О таможенном тарифе") — одноколонный (простой), т.е. состоит только из размера вывозной таможенной пошлины в процентах от таможенной стоимости либо в евро за единицу товара.

В настоящее время перечень товаров, облагаемых экспортным тарифом достаточно велик. 5%-й вывозной пошлиной облагается ряд продовольственных товаров: живая рыба (код 0301 Тов арной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД)), рыба мороженая (0303). Семена масличных культур (соевые бобы, рапс) — 10%, но не менее 20 евро за 1000 кг; спирт этиловый (коды ТН ВЭД 2207 и 2208) — 6,5%; такая же экспортная ставка для вывоза соли (код ТН ВЭД 2501 00); в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.