Научная статья на тему 'Анализ внешнеторговой деятельности Российской Федерации в период финансового кризиса и концепция внешнеторговой политики РФ'

Анализ внешнеторговой деятельности Российской Федерации в период финансового кризиса и концепция внешнеторговой политики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ внешнеторговой деятельности Российской Федерации в период финансового кризиса и концепция внешнеторговой политики РФ»

Ю. А. Максимов

Анализ внешнеторговой деятельности Российской Федерации в период финансового кризиса и концепция внешнеторговой политики РФ

За последние два года развитие мировых экономических отношений было обусловлено влиянием финансового кризиса, который в свою очередь наложил отпечаток и на внешнеторговую политику Российской Федерации. Так в докладе МВФ1 о состоянии и перспективах развития мировой экономики, подготовленном в октябре 2008 г., отмечалось, что мировая экономика вступила в период глубокого спада, вызванного резким (подобное по глубине спада отмечалось в 30-х гг. прошлого века) ухудшением положения на мировом финансовом рынке. В период с 2004 г. до середины 2007 г. в мировой экономике отмечался стабильный подъем. Мировой ВВП возрастал в среднем на 5% в год (самый высокий показатель с начала 70-х гг. прошлого века), при этом примерно 3/4 этого роста приходилось на долю развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Уровень инфляции оставался относительно невысоким, хотя отмечалась тенденция к его повышению.

В 2007 г. негативное влияние на положение в мировой экономике оказали: углубляющийся кризис на мировом финансовом рынке, понижательная тенденция на рынке жилья во многих развитых странах, а также взлет цен на сырьевые товары. Первые признаки финансового кризиса проявились в августе 2007 г., а к сентябрю 2008 г. кризис вступил в новую фазу, характеризующуюся резким снижением доверия к финансовым институтам и рынкам. Растущие опасения по поводу ухудшающегося положения на финансовом рынке привели к серии банкротств, а также слияний финансовых компаний и государственной интервенции в США и странах Западной Европы, что стало причиной существенного изменения структуры финансового сектора.

Негативные тенденции на финансовом рынке привели к значительному замедлению роста мировой экономики. Темпы прироста ВВП промышленно развитых стран за период с IV квартала 2007 г. по II квартал 2008 г. составили в среднем лишь 1%, в то время как в 1-Ш кварталах 2007 г. они были равны 2,5%. В экономике США у первой проявились признаки рецессии, однако осуществляемое ФРС США ослабление финансовой политики, своевременно принятый американским правительством пакет финансовых мер, а также ус-

1 http://www.imf.org/external/russian/index.htm

тойчивый рост экспорта на фоне ослабления доллара позволили несколько смягчить негативное влияние финансового кризиса, но темпы роста американской экономики с IV квартала 2007 г. не превышали в среднем 1,25%.

Показатели внешней торговли и деловой активности снизились. Более устойчивый рост экономики в IV квартале 2007 г.-11 квартале 2008 г. отмечался в странах-экспортерах сырьевых товаров. Наиболее существенное замедление экономического развития наблюдалось в странах, имеющих тесные торговые связи с США и государствами Западной Европы. Значительно пострадали также страны, дефициты платежных балансов которых финансируются за счет притока иностранных инвестиций, существенно сократившегося в результате кризиса.

В последние месяцы 2008 г. мировой объем производства и торговли резко снизился. Продолжение финансового кризиса, связанное с неспособностью политической элиты устранить неопределенность, привели к резкому снижению стоимости активов во всех странах с развитой экономикой и странах с формирующимся рынком, что вызвало уменьшение благосостояния населения и, таким образом, снижение потребительского спроса. Кроме того, в связи со своими сформировавшимися негативными ожиданиями население стало откладывать расходы, что еще более способствовало сокращению спроса на потребительские и инвестиционные товары.

В январе 2009 г. Международный валютный фонд снизил прогноз роста мировой экономики в 2009 г.2 на 1,7 п.п. по сравнению со своим последним прогнозом, опубликованным в ноябре 2008 г., - с 2,2 до 0,5%. Одновременно с этим МВФ снизил на 0,8 п.п. прогноз роста мировой экономики на 2010 г. - с 3,8 до 3,0%. В докладе МВФ отмечается, что рост мировой экономики в текущем году станет самым низким со времен Второй мировой войны. Несмотря на усилия правительств разных стран, пока не удается преодолеть паралич финансовой и банковской системы, что неизбежно влечет за собой замедление развития реального сектора экономики. В этой связи МВФ предлагает выработать новые меры, которые позволят очистить рынок от нежизнеспособных институтов и неликвидных активов и реанимируют финансовые потоки.

Согласно обновленному прогнозу, экономики практически всех развитых стран в 2009 г. сократятся в среднем на 1,5-2,5%. Так, снижение ВВП США составит по итогам года 1,6%, Японии - 2,6%, Великобритании - 2,8%. ВВП стран Еврозоны упадет за год на 2,0%. Наименьшее снижение прогнозируется в Канаде, где сокращение ВВП составит лишь 1,2%.

2 http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2009/update/01/pdf/0109r.pdf

Что же касается развивающихся рынков, то и они не оправдали надежд экономистов, видевших в них локомотив, вывозящий мировую экономику из рецессии. так, прогноз по ВВП Китая в 2009 г. был скорректирован на 1,8 п.п. - до роста в 6,7%, а по Индии - на 1,2 п.п., до 5,1%.

МВФ также снизил прогноз роста российской экономики в 2009 г. на 4,2 п.п. по сравнению со своим последним прогнозом, опубликованным в ноябре 2008 г. теперь Фонд ожидает, что в текущем году ВВП России не только не увеличится на 3,5%, а, напротив, сократится на 0,7%. При этом авторы доклада полагают, что в 2010 г. рост экономики России составит всего 1,3% (вместо роста на 4,5%, как прогнозировалось ранее). Прогноз по экономике стран СНГ в 2009 г. также был пересмотрен - с роста совокупного ВВП на 3,2% до снижения этого показателя на 0,4 п.п. При этом СНГ вернется к росту в 2010 г., хотя теперь он прогнозируется на уровне 2,2% (а не 4,5%). По прогнозам Вто, объем международной торговли снизится в 2009 г. более чем на 2,1%, в то время как в 2008 г. был зафиксирован рост на 6,2%. Число антидемпинговых расследований увеличилось на 40% по сравнению с аналогичным показателем 2007 г. Введенные для борьбы с рецессией ограничения международной торговли на деле могут осложнить выход мировой экономики из рецессии.

Ключевыми факторами, под воздействием которых проходило формирование российской внешней торговли в 2008 г., являлись: значительный рост цен на энергетические ресурсы на мировых рынках в первые 8 месяцев года и резкий их спад, начавшийся в сентябре; замедление темпов роста мирового промышленного производства; нестабильность межстрановых финансовых потоков, связанная с кризисом на крупнейших мировых фондовых площадках. Увеличение совокупного внутреннего спроса в начале года стимулировало расширение импорта, однако девальвация рубля и снижение доходов населения в последние месяцы года привели к значительному сокращению импортных поставок.

Несмотря на замедление роста мировой экономики и ухудшение конъюнктуры мирового рынка во 2-м полугодии 2008 г., значительный рост основных показателей российской внешней торговли в 1-м полугодии позволил достичь высоких результатов по итогам года.

Показатели, характеризующие российскую внешнюю торговлю, в 2008 г. достигли рекордных значений за последние 18 лет. Российский внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, в 2008 г. составил 763,7 млрд.. долл., превысив годовой показатель 2007 г. на 32,2%. При этом в IV квартале 2008 г. оборот торговли снизился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

По сравнению с IV кварталом 2007г. экспорт в IV квартале 2008 г. упал на 10,4%, а импорт вырос всего на 4,4%. В общем объеме товарооборота на долю экспорта в 2008 г. приходилось 61,8% (в 2007 г. - 61,4%), импорта - 38,2% (38,4%).

Благодаря взлету цен на нефть и другие сырьевые товары в первые 7 месяцев 2008 г. наблюдался опережающий рост экспорта по сравнению с импортом. В результате сальдо торгового баланса в 2008 г. составило 179,8 млрд. долл., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 37,3%. Однако снижение цен в сентябре и последовавший еще более сильный октябрьский обвал цен на многие сырьевые товары, прежде всего на нефть, привели к коррекции внешнеторговых показателей. Резко обозначившаяся в 2007 г. проблема сокращения внешнеторгового профицита вновь обретает остроту с перспективой выхода на дефицитный баланс уже в ближайшее время.

Коэффициент несбалансированности торгового оборота (отношение сальдо торгового баланса к внешнеторговому обороту) повысился с 22,8% в 2007 г. до 23,5% в 2008 г.

В 2008 г. правительство Российской Федерации разработало и приняло 69 постановлений по изменению ставок таможенных пошлин. Среди них наиболее важными являются:

1) от 11 марта 2008 г. № 159 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе».

Основная цель введения экспортных пошлин на удобрения минеральные или химические, азотные комплексные удобрения в размере 8,5% и калийные - 5% таможенной стоимости товара - снижение цен на удобрения для отечественных сельхозпроизводителей;

2) от 20 марта 2008 г. № 191 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на серу всех видов, кроме серы сублимированной осажденной и коллоидной, а также на фосфаты кальция природные, фосфаты алюминиево-кальциевые природные и мел фосфатный».

В связи с устойчивой тенденцией роста мировых цен на серу и апатитовый концентрат увеличены ставки вывозных таможенных пошлин с 0 до 6,5% таможенной стоимости товара;

3) от 29 марта 2008 г. № 225 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу, меслин и ячмень, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе».

В целях увеличения ресурсов зерна на внутреннем рынке и недопущения роста внутренних цен постановлением утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу и меслин в размере 40% таможенной стоимости, но не менее 0,105 евро за 1 кг;

4) от 28 марта 2008 г. № 218 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. № 671 «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 и 2008 гг.».

Данным постановлением сохранен срок действия сезонной пошлины до конца мая 2008 г. посредством отмены оговорки о досрочном прекращении действия ставок сезонных пошлин в случае, если среднемесячная цена на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже превысит 259,99 долл. за тонну;

5) от 5 июля 2008 г. № 421 «О продлении срока действия ставки ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов растительных масел».

Данным постановлением продлен срок действия пониженных ставок ввозных таможенных пошлин (5%) на отдельные виды растительных масел;

6) от 4 июня 2008 г № 428 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних живых и отдельных видов яиц домашней птицы». В целях развития птицеводческой отрасли установлены ставки ввозных таможенных пошлин на инкубационное яйцо и племенной молодняк в размере, равном нулю;

7) от 6 июня 2008 г. № 439 «О продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов тропических масел».

Беспошлинный ввоз тропических масел позволит сохранить положительную динамику производства масложировой продукции, сократить издержки предприятий, связанных с импортом, будет способствовать сдерживанию цен на продукцию из растительных масел, а также на продукцию смежных отраслей (хлебопечение, кондитерская, молочная), что приведет к повышению конкурентоспособности отечественной пищевой промышленности;

8) от 16 сентября 2008 г. № 695 «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2008 и 2009 гг.».

Данное постановление предусматривает продление действия сезонных пошлин на сахар-сырец в период с 1 декабря 2008 г. по 31 мая 2009 г. в диапазоне 220-270 долл. за тонну в зависимости от уровня мировых цен на сахар-сырец тростниковый. Цель данной меры - выравнивание экономических условий производства и реализации сахара из сахара-сырца и свеклы, а также стимулирование инвестиций в отечественное производство сахара;

9) от 11 сентября 2008 г. № 659 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении плазменных модулей (экранов) и устройств на жидких кристаллах».

Данным постановлением обнулены импортные пошлины на комплектующие для производства плазменных и жидкокристаллических телевизоров. До этого преференциями по их льготному таможенному ввозу пользовались только компании, работающие в особой экономической зоне Калининграда. В России сегмент производства плазменной и жидкокристаллической техники практически отсутствовал, и ставка 10% таможенной пошлины была лишь дополнительным ограничением для развития. До отмены пошлин производство телевизоров с этими компонентами в России обходилось на 25-30% дороже, чем в Японии и Китае. На модули для ЖК и плазм приходится до 60% себестоимости готового продукта. Предполагается, что отмена пошлин позволит российским предприятиям стать более конкурентоспособными по отношению к азиатским и восточноевропейским производителям. В этих странах пошлины на компоненты были отменены несколько лет назад;

10) от 5 декабря 2008 г. № 903 «О внесении изменений в таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств».

таблица 1

Ставки таможенных пошлин в отношении некоторых моторных транспортных средств3

Легковые автомобили

Объем не более 1000 см3 (8703 21)

новые 30%, но не менее 1,2 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 лет 2,5 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 1,2 евро за 1 см3 объема двигателя

Объем от 1000 до 1500см3 (8703 22)

новые 30%, но не менее 1,45 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 лет 2,7 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 1,45 евро за 1 см3 объема двигателя

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 903 г. «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств».

Объем от 1500 до 3000см3 (8703 23)

новые объем двигателя от 1500 до 1800 см3 30%, но не менее 1,5 евро за 1 см3 объема двигателя

новые объем двигателя от 1800 до 2300 см3 30%, но не менее 2,15 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 лет и объемом двигателя от 1500 до 1800 см3 2,9 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 1,5 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 лет и объемом двигателя от 1800 до 2300 см3 4 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 2,15 евро за 1 см3 объема двигателя

Объем двигателя более 3000см3 (8703 24)

новые 30%, но не менее 2,8 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 лет 5,8 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 2,15 евро за 1 см3 объема двигателя

Объем двигателя не более 1500см3 (8703 31)

новые 30%, но не менее 1,45 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 лет 2,7 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 1,45 евро за 1 см3 объема двигателя

Объем двигателя от 1500 до 2500см3 (8703 32)

новые 30%, но не менее 2,15 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 4 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 2,15 евро за 1 см3 объема двигателя

Объем двигателя более 2500см3 (8703 33)

новые 30%, но не менее 2,8 евро за 1 см3 объема двигателя

б\у старше 5 лет 5,8 евро за 1 см3 объема двигателя

прочие 35%, но не менее 2,8 евро за 1 см3 объема двигателя

Постановление принято в рамках пакета мер по снижению последствий экономического кризиса для отечественного автопрома. Согласно нововведениям повышаются импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также меняется с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных. Импортные пошлины на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет повышены в среднем с 25 до 30% таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 см3 объема двигателя) (табл. 1). Новые пошлины вступили в силу с 12 января 2009 г. и будут действовать в течение 9 месяцев, после чего правительство должно решить, в каком ключе продолжать таможенную политику по отношению к ввозимым автомобилям.

Таким образом, новые автомобили, собираемые иностранными автопроизводителями в России, станут более конкурентоспособными, чем их импортируемые аналоги, а продукция АвтоВАЗа будет защищена от конкуренции подержанных иномарок. В основном от ужесточения правил ввоза иномарок на территорию россии пострадают те производители, у кого нет заводов в россии. так, поднимутся цены на Mitshubishi, Mazda, Nissan, а также на автомобили премиум-класса Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volvo.

Рост российского автомобильного рынка в конце 2008 г. резко замедлился. Импорт легковых автомобилей в Российскую Федерацию из стран дальнего зарубежья увеличился в 2008 г. на 31,1% - до 1,84 млн. единиц. Всего было импортировано автомашин на 30,3 млрд. долл. Особенно удачным стало 1-е полугодие 2008 г., когда объемы продаж ежемесячно увеличивались на 43-54%. однако в ноябре 2008 г. впервые за последние 4 года объем продаж сократился, что свидетельствует об общем ухудшении ситуации на автомобильном рынке. Снижение продаж за ноябрь 2008 г. составило 15% по сравнению с тем же периодом 2007 г. По сравнению с предыдущим месяцем реализация упала на 19,5%. В октябре продажи иномарок уменьшились по сравнению с сентябрем на 5,7%;

11) от 8 декабря 2008 г. № 918 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 732».

Согласно документу ставка пошлины на ввоз свинины с 1 января 2009 г. повышается до 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг. Пошлина на импорт мяса птицы сверх квоты повышена до 95%, но не менее 0,8 евро за 1 кг. В то же время пошлина на ввоз говядины снижена до 30%, но не менее 0,3 евро за 1 кг.

В настоящее время ставка пошлины на ввоз в Россию свинины составляет 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг, на мясо птицы - также 60%, но не менее 0,48 евро за 1 кг. В рамках поддержки российских производителей правительство рассматривало также возможность уменьшения квот на импорт свинины и курицы. На 2009 г. сокращена только квота по курятине - на 300 тыс. т - с 1,25 млн. т. в текущем году до 952 тыс. т. В том числе доля США сокращена на 180 тыс. т, стран ЕС - на 60 тыс. т.

Квота на импорт мяса свинины даже несколько увеличена за счет включения в нее тримминга (который раньше шел отдельной позицией) - до 532 тыс. т с нынешних 502 тыс. т, в том числе квота США выросла до 100 тыс. т с 50,7 тыс. т. В соответствии со статьей 3 Закона «О таможенном тарифе» были разработаны и приняты правительством Российской Федерации постановления от 14 января 2008 г. № 5, от 17 марта 2008 г. № 173, от 22 мая 2008 г. № 378, от 21 июля 2008 г. № 547, от 19 сентября 2008 г. № 699 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о Таможенном союзе».

21 ноября Госдума, а 26 ноября 2008 г. Совет Федерации одобрили Закон «О внесении изменений в статью 3 Закона «О таможенном тарифе». В целях оперативного и более гибкого применения мер таможенно-тарифного регулирования и государственной поддержки нефтяной отрасли в связи со снижением мировых цен на нефть законопроект предусматривает, что с 15 октября 2008 г. мониторинг цен на нефть сырую марки Urals на мировых рынках нефтяного сырья будет осуществляться, начиная с 15 числа каждого календарного месяца по 14 число следующего календарного месяца. Изменения в процессе принятия экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты можно увидеть а таблице 2.

Сокращается срок действия ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные нефтепродукты с 2 до 1 календарного месяца. Решения правительства РФ об изменении этих ставок должны будут публиковаться не позднее, чем за 1 день до вступления в силу (ранее - не позднее, чем за 10 дней).

В целях защиты российских товаропроизводителей с использованием механизмов торговой защиты - компенсационных, антидемпинговых или специальных защитных мер - осуществлялись соответствующие мероприятия.

Таблица 2

Ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 2008 г.

(долл./т)4

Нефть Нефтепродукты

1 февраля 333,8 237,2 127,8

1 апреля 340,1 241,4 130,1

1 июня 398,1 280,5 151,1

1 августа 495,9 346,4 186,6

1 октября 372,2 263,1 141,7

1 ноября 287,3 205,9 110,9

1 декабря 192,1 141,8 76,4

По результатам проведенных ранее расследований применялись следующие меры:

1. Специальная пошлина в отношении сухих пекарных дрожжей, ввозимых на таможенную территорию в Российскую Федерацию с 22 марта 2005 г. сроком на 3 года;.

2. Антидемпинговая пошлина в отношении импорта швеллеров, происходящих с Украины, с 7 июля 2005 г. сроком на 3 года.

3. Антидемпинговая пошлина в отношении трехфазных асинхронных двигателей, происходящих с Украины, с 15 октября 2005 г. сроком на 3 года.

4. Антидемпинговая пошлина в отношении импорта некоторых видов стальных труб, происходящих с Украины, с 31 января 2006 г. сроком на 5 лет.

5. Импортная квота на ввоз импорта ламп накаливания с 3 марта 2006 г. сроком на 3 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Антидемпинговая пошлина в отношении импорта никельсодер-жащего плоского проката, происходящего из стран ЕС, с 20 марта 2007 г. сроком на 3 года; специальная пошлина в отношении возросшего импорта труб большого диаметра с 21 декабря 2006 г. сроком на 3 года.

7. Антидемпинговая пошлина в отношении машиностроительного крепежа, происходящего с Украины, в форме одобрения добровольных ценовых обязательств ОАО «Дружковский метизный завод» и в форме антидемпинговой пошлины в размере 21,8 % для остальных украинских производителей, с 14 мая 2007 г. сроком на 5 лет.

8. Специальная пошлина в отношении стеклосеток (сеток из стекловолокна), ввозимых на таможенную территорию в Российскую Федерацию с 10 декабря 2007 г., сроком на 3 года.

4 Источник: постановления Правительства РФ.

9. Антидемпинговая пошлина в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики, с 21 января 2008 г. сроком на 5 лет.

Проводятся следующие расследования:

1. Антидемпинговое расследование в отношении полиамидных технических нитей, происходящих с Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

2. Специальное защитное расследование в отношении возросшего импорта нержавеющих труб, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Начаты следующие расследования:

1. Специальное защитное расследование в отношении возросшего импорта зерноуборочных комбайнов, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

2. Антидемпинговое расследование в отношении металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Королевства Бельгии, Финляндской Республики, Республики Казахстан.

3. Специальное защитное расследование в отношении возросшего импорта столовых приборов, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

В 2008 г. большое внимание уделялось вопросам обеспечения свободного или как минимум недискриминационного доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

В 2008 г. против российских товаров зафиксировано 100 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе 42 антидемпинговые меры, 7 специальных защитных мер и 51 мера нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 3 антидемпинговых расследования, а также 5 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

На данный момент к наиболее проблемным рынкам, в которых заинтересованы российские экспортеры и на которых проводится агрессивная торговая политика защиты от российского экспорта, относятся рынки ЕС, Мексики, Австралии, США, Белоруссии и Украины.

Наиболее активно антидемпинговые меры используются в отношении российских черных металлов и изделий из них (более половины от всех введенных антидемпинговых мер). Второе место занимают минеральные удобрения.

В процессе принятия антикризисных мер Правительство принимало различные меры, так в Минэкономразвития России был подготовлен проект внешнеэкономической стратегии Российской Феде-

рации до 2020 г., определяющей ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики страны в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики.

Этот документ базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее - КДР-2020), «Основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года», Концепции внешней политики Российской Федерации, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов и т. д.

Необходимость разработки этого документа обусловлена тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в сфере внешнеэкономических связей России, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов. Внутренние причины связаны в первую очередь с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития. Эти факторы в целом определяют необходимость подготовки и последующей реализации внешнеэкономической стратегии на долгосрочную перспективу.

В настоящее время мировая экономика испытывает воздействие глубокого финансового кризиса. Наряду с большинством развитых экономик влияние кризиса ощущают и развивающиеся страны. В долгосрочной перспективе вероятно восстановление роста мировой экономики, но по сравнению с докризисным периодом ее динамика будет более подвержена циклическим колебаниям.

При благоприятном сценарии среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2010-2015 гг. составят 4,0-4,2%, за 2016-2010 гг. -2,7% по сравнению с 3,9% в 2001-2006 гг. и 3,3% в 1991-2000 гг. В то же время нынешний кризис мировой экономики может открыть долгий период замедленного развития, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми международными центрами сил, странами-экспортерами сырья и постиндустриальными экономиками5.

Внешнеэкономическая политика является продолжением внутренней экономической и социальной политики государства, направленной на укрепление экономики и улучшение качества жизни населения. В документе определяются ключевые приоритеты, цели и

5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. С. 200-201. Сайт Минэкономразвития России. 16 октября 2008 г., www.economy.gov.ru

параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации с учетом долгосрочных целей и задач ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития. При его разработке были учтены основные тенденции развития глобальной экономики и современное состояние внешнеэкономических связей России.

Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны как одной из ведущих мировых экономических держав XXI в. В связи с этим внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России6.

Основными целевыми индикаторами внешнеэкономической стратегии являются:

1. Повышение доли России в мировой экономике с 3,2% мирового ВВП в 2007 г. (по паритету покупательной способности) до 3,8% в 2015 г. и 4,3% в 2020 г.

2. Увеличение российского экспорта с 354 млрд. долл. в 2007 г. до 630-650 млрд. долл. в 2015 г. и более 900 млрд. долл. в 2020 г. (при условии колебания мировых цен на нефть в ценах 2007 г. в пределах 80-90 долл. за баррель).

3. Рост экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд. долл.).

4. Увеличение экспорта транспортных услуг почти в 4 раза (до 45 млрд. долл.) к 2020 г. по сравнению с 2007 г.

5. Достижение доли не менее 5-10% на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям.

Внешнеэкономическая стратегия призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. В этой связи важными задачами являются: комплексная поддержка российских компаний со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, создание системы идентификации и снятия барьеров по доступу на внешние рынки, а также применение Россией качественно новых внешнеэкономических инструментов.

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается путем реализации ее приоритетных направлений с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики, которые включают:

6 Там же. С. 165.

1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

5. Интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.

6. Создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.

7. Усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.

При этом достижение стратегических целей предусматривает реализацию региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Географическая диверсификация и углубление внешнеэкономических связей страны будут способствовать снижению рисков, связанных с постоянными изменениями баланса сил в мире и перестройкой международного экономического порядка.

Важнейшими партнерами Российской Федерации в экономической и политической сферах являются страны СНГ, Евросоюза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта, освоения новых рынков и реализации транзитного транспортного потенциала страны.

В то же время для России все большее значение, с точки зрения развития внешнеэкономических связей, приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки. Предусматривается активизация деятельности Российской Федерации в международных экономических организациях и региональных группировках (АТЭС, ШОС и др.).

Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в России является необходимость воздействия на международную предпринимательскую активность отечественных компаний и повышения роли субъектов Федерации и территорий на внешних рынках.

Для реализации внешнеэкономической политики требуется создание системы институтов, обеспечивающей национальные интересы России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски.

такая система институтов включает три крупных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере.

Для реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики в условиях новой модели государственного регулирования ВЭД предусматривается внедрение новых инструментов и документов оперативного управления. В связи с этим:

1) будут подготовлены краткосрочные программы продвижения промышленного экспорта, определяющие ключевые направления, с учетом приоритетности и специфики конкретных зарубежных рынков и потребностей отечественных экспортеров;

2) по ключевым странам - партнерам Российской Федерации будут разработаны двусторонние планы торгово-экономического сотрудничества;

3) указанные программы и планы будут реализовываться с привлечением потенциала торгпредств России за рубежом;

4) ежегодно будут утверждаться «Основные направления таможенно-тарифной политики»;

5) на основе выявляемых возможностей и потенциальных угроз по основным отраслям и географическим направлениям внешнеэкономической деятельности будут вноситься необходимые коррективы во внешнеэкономическую политику страны.

Принятие и реализация внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г. позволит: определять первостепенные направления внешнеэкономической политики страны в долгосрочной перспективе; выделять приоритеты внешнеэкономической политики России по отношению к отдельным странам и регионам мира; выбирать адекватные инструменты реализации внешнеэкономической политики; задавать векторы развития институтов внешнеэкономической политики и регулирования внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.