Научная статья на тему 'ОБЗОР ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ'

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

Проблема, на решение которой направлено исследование, обусловлена необходимостью формирования цифровых компетенций, соответствующих вызовам цифровой экономики и новым требованиями к качеству формирования ключевых компетенций современного специалиста. Приводится обзор цифровых компетенций будущих специалистов, востребованных в современном социуме. Обоснована необходимость пересмотра стандартов высшего образования в плане дополнения универсальных и общепрофессиональных компетенций ключевыми компетенциями цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REVIEW OF GRADUATE STUDENT DIGITAL COMPETENCIES IN DEMAND IN MODERN SOCIETY

The problem that the study aims to solve is caused by the need to build digital competencies in accordance with the challenges of the digital economy and new requirements for the quality of student competency development. The article provides an overview of digital competencies that are in demand in modern society. The article substantiates the need to review higher education standards in terms of supplementing the set of universal and general professional competencies with the key competencies of the digital economy.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСТРЕБОВАННЫХ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ»

Инновационные технологии в области профессионального образования

УДК378

А. А. Лубский

Обзор цифровых компетенций будущих специалистов, востребованных в современном социуме

Аннотация

Проблема, на решение которой направлено исследование, обусловлена необходимостью формирования цифровых компетенций, соответствующих вызовам цифровой экономики и новым требованиями к качеству формирования ключевых компетенций современного специалиста. Приводится обзор цифровых компетенций будущих специалистов, востребованных в современном социуме. Обоснована необходимость пересмотра стандартов высшего образования в плане дополнения универсальных и общепрофессиональных компетенций ключевыми компетенциями цифровой экономики.

| Ключевые слова: цифровая экономика; цифровые компетенции; компетентностный подход.

A. A. Lubsky

A review of graduate student digital competencies

in demand in modern society

Abstract

The problem that the study aims to solve is caused by the need to build digital competencies in accordance with the challenges of the digital economy and new requirements for the quality of student competency development.

The article provides an overview of digital competencies that are in demand in modern society. The article substantiates the need to review higher education standards in terms of supplementing the set of universal and general professional competencies with the key competencies of the digital economy.

| Keywords: digital economy; digital competencies; competence-based approach.

Эпоха трансформации современного общества напрямую зависит от создания такого цифрового пространства, которое будет адаптировано к активно прогрессирующим информационным технологиям и неразрывно связанным с ними социальным технологиям, следовательно, и к требованиям экономики будущего.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1] определены основные направления развития цифровой экономики с учетом мировых трендов — глобализации и автоматизации. Отметим, что успешное функционирование цифровой экономики в России невозможно без людей, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, а значит, и потенциалом к развитию компетенций, востребованных в современных условиях. Сегодня подготовка выпускника любого профиля происходит в образовательной среде, насыщенной цифровыми технологиями, что готовит новые вызовы как для будущего специалиста, так и для действующего преподавателя. От всех участников образовательного процесса требуется оперативная реакция на постоянно изменяющиеся и совершенствующиеся информационные технологии.

Актуальность представленного исследования состоит в следующем:

• Во-первых, подготовка креативного, ответственного специалиста, обладающего навыками исследовательской работы и опытом интеллектуальной деятельности, поддерживаемой современными высокотехнологичными средствами, — актуальное направление модернизации современной науки и образования [5].

• Во-вторых, суть цифровизации образования в условиях становления Индустрии 4.0 — это способность эффективно и гибко использо-

вать новейшие технологии для своевременного перехода к непрерывному, нелинейному, личностно ориентированному образовательному процессу [11]. • В-третьих, цифровая эра требует не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения в плане формирования у будущих специалистов новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики. С этих позиций в исследованиях отечественных и зарубежных авторов [12; 13; 14; 16] отмечена роль дидактического процесса, который в эпоху автоматизации и глобализации, по их мнению, должен быть ориентирован на решение задач социально-экономического развития страны в условиях становления Индустрии 4.0. Сфера образования не является исключением, и процессы цифро-визации пронизывают ее, становясь движущей силой трансформации всей системы. Для подтверждения потребности в формировании цифровых компетенций будущих специалистов был проведен анализ фундаментальных научных работ, посвященных изучению процессов информатизации образования в России и за рубежом, а также зарубежного инновационного опыта.

Заметим, что многочисленные исследования проводятся в отношении уточнения таких понятий, как «цифровая грамотность», «цифровые компетенции», «цифровые навыки». Выделим труды, в которых обобщаются подходы к трактовке данных понятий.

На рисунке 1 представлены определения этих понятий из аналитического отчета, подготовленного Корпоративным университетом Сбербанка при участии 700 экспертов из 13 стран мира [6].

Цифровая грамотность

(digital fluency)

набор знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернет

Цифровые компетенции

(digital competencies)

способность решать разнообразные задачи в области ИКТ, например, искать информацию, обмениваться ею, отвечать на вопросы, взаимодействовать с другими людьми, программировать, создавать и использовать контент

Цифровые навыки

(digital skills)

устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

Рис. 1. Трактовка понятий «цифровая грамотность», «цифровые ком

петенции», «цифровые навыки»

12

Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2021

В документах Европейской комиссии отмечается, что цифровая компетентность (digital competency) должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем [10].

В отечественных и зарубежных исследованиях обнаруживают себя различные подходы к созданию моделей цифровых компетенций.

Европейская комиссия предлагает следующий подход к классификации цифровых компетенций: выделяется 21 компетенция в пяти областях (рис. 2) [15].

В нашей стране проходит активная фаза внедрения результатов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». В рамках данного проекта проводится финансируемая за счет средств государственного бюджета работа по экспертно-аналитическому и организационно-методическому сопровождению реализуемых мероприятий. В частности, силами исполнителей данного проекта сформулирован перечень ключевых компетенций цифровой экономики, которые, по всей видимости, должны стать ориентиром для

Рис. 2. Подход Европейской комиссии к классификации цифровых компетенций

Национальная программа «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»

\

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

^ Коммуникация и кооперация в цифровой среде Саморазвитие в условиях неопределенности Креативное мышление Управление информацией и данными Критическое мышление в цифровой среде

Рис. 3. Ключевые компетенции цифровой экономики в России

трансформации системы образования в России в ближайшем будущем [3] (рис. 3).

В приведенном перечне по какой-то причине отсутствуют компетенции, связанные с такой важной сферой жизни современного человека и, тем более, специалиста будущего, как информационная безопасность (защита устройства, защита данных, защита авторского права, защита здоровья и окружающей среды). Также в явном виде не выделены компетенции, относящиеся к созданию цифрового контента (например, программирование). И в целом, следует отметить, эти пять ключевых компетенций сформулированы слишком обобщенно, что в дальнейшем может затруднить четкую формулировку образовательных целей.

Российское высшее педагогическое образование в настоящий момент реализуется в соответствии с требованиями действующего ФГОС ВО 3++. Анализируя универсальные и общепрофессиональные компетенции по разным направлениям подготовки будущих специалистов, мы видим несколько обобщенные варианты формулировок компетенций, которые можно с некоторым приближением отнести к цифровым [7].

Этот пробел, в явном виде, наблюдается и во ФГОС 3++ по направлению 44.03.01 (Педагогическое образование) [2]. Анализ заложенных в нем универсальных и общепрофессиональных компетенций (бакалавриат и магистратура) позволяет сделать вывод о том, что к категории цифровых компетенций могут быть приближены лишь две компетенции: УК-1 (способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач) и ОПК-2 (способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий). Очевидно, что наблюдается явное несоответствие выделенных компетенций требованиям цифровой экономики и, тем более, международным исследованиям. Таким образом, можно заключить, что необходимы доработка стандарта в направлении расширения спектра представленных в нем цифровых компетенций и их конкретизация для сферы педагогического образования.

Сегодня, в режиме тотальной цифровизации всех сфер человеческой деятельности, педагогу в первую очередь нужно обладать подобными компетенциями, так как именно ему предстоит обучить и подготовить новое поколение для цифровой экономики.

Методологической основой исследования аспектов формирования цифровых компетенций

будущих педагогов, в условиях получения ими высшего образования, выступают основные положения компетентностного подхода, сформулированные А. В. Хуторским [9]. Данный подход позволяет учитывать смещение приоритетов современной образовательной среды в направлении подготовки педагогов, способных к критической оценке и системному анализу, применению инноваций, совместной проектной деятельности, работе в условиях высокой неопределённости и быстрой смены профессиональных задач.

При наличии определенного разногласия в раскрытии сущности феномена «цифровые компетенции» большинство исследователей признают дидактический потенциал информационно-образовательной среды для их развития. Напомним, что ключевым компонентом данной среды являются электронные образовательные ресурсы [8; 17] в целом и электронные учебные материалы, которые инициируют учебную деятельность, направленную на достижение новых образовательных результатов, в частности. В информационно-коммуникационной образовательной среде меняются и усложняются требования и к профессиональной деятельности преподавателя. Для успешного построения учебного процесса он должен не только сам владеть на соответствующем уровне цифровыми компетенциями, но и научить обучающихся, будущих педагогов, ориентироваться в возможностях информационных технологий.

В соответствии с принципами системно-дея-тельностного подхода формирование цифровых компетенций возможно в ходе активной и целенаправленной работы [4], предполагающей реализацию проектной деятельности в информационно-образовательной среде [18].

Выводы

Цифровая образовательная среда, в которую погружаются участники образовательного процесса, требует от будущего педагога владения набором цифровых компетенций. Авторами статьи сделан обзор цифровых компетенций будущих специалистов, зафиксированных в перечне ключевых компетенций цифровой экономики России и отчете Европейского союза «Модель цифровых компетенций для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens)».

По мнению авторов, для подготовки будущих педагогов следует обратить внимание на следующие цифровые компетенции: • коммуникация и сотрудничество в цифровой

образовательной среде;

14

Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2021

• самоопределение и саморазвитие в условиях цифровизации;

• стратегическое, креативное, системное и критическое мышление в цифровой среде;

• управление информацией и данными;

• создание цифрового контента;

• информационная безопасность.

В результате обзора цифровых компетенций, представленных в различных отечественных и зарубежных источниках, и компетенций, формирование которых указанно в качестве планируемого образовательного результата в действующих ФГОС ВО (3++), авторы приходят к выводу о необходимости доработки действующих стандартов в направлении расширения и конкретизации компетенций учителя российской школы будущего.

Результаты проведенной работы доказывают, что цифровизация системы образования открывает дополнительные возможности для формирования ключевых компетенций субъектов цифровой экономики. Анализ моделей цифровых компетенций мирового уровня позволяет экстраполировать результаты на формируемые компетенции в российской системе образования, которые стоит пересматривать и расширять с точки зрения цифровизации. Применение информационно-образовательной среды, построенной с учетом принципов системно-деятельностного подхода и на основе инновационных образовательных и информационных технологий, способно повысить качество формирования цифровых компетенций будущих педагогов.

Литература

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919 (дата обращения: 26.10.2020).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 23.10.2020).

3. Приложение № 2 к Методике расчета показателя «Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, Тысяча человек», утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/564232596 (дата обращения: 20.10.2020).

4. Зенкина, С. В. Системно-деятельностный подход — основа проектирования информационно-образовательной среды / С. В. Зенкина, Т. Н. Суворова // Информатика и образование. — 2017. — № 3 (282). — С. 42-45.

5. Исаев, А. П. Технология подготовки креативных выпускников инженерного бакалавриата / А. П. Исаев, Л. В. Плотников // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 7. — С. 85-93. — DOI: 10.31992/08693617-2019-28-7-85-93.

6. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. — Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. — 136 с.

7. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — URL: [http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/28] (дата обращения: 23.10.2020).

8. Суворова, Т. Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения

качества образования / Т. Н. Суворова // Информатика и образование. — 2014. — № 6. — С. 43-48.

9. Хуторской, А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования / А. В. Хуторской // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 12 (218). — С. 85-91. — URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/ view/1228/1047 (дата обращения:10.11.2020).

10. European Union — «Digital Education Action Plan». 2018. URL: https://ec.europa.eu/education/ education-in-the-eu/digital-education-action-plan_en (дата обращения: 26.10.2020).

11. Ilomaki L., Lakkala M. Digital technology and practices for school improvement: innovative digital school model // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2018. no. 13 (25). DOI: 10.1186/s41039-018-0094-8

12. Karakozov S. D., Ryzhova N. I. Information and Education Systems in the Context of Digitalization of Education. Journal of Siberian Federal University // Humanities & Social Sciences. 2019. Vol. 12(9). p. 1635-1647. DOI: 10.17516/1997-1370-0485

13. Szymanski A. Prototype Problem Solving Activities Increasing Creative Learning Opportunities Using Computer Modeling and 3D Printing // Creativity and Technology in Mathematics Education. Cham: Springer International Publishing. 2018. Vol. 10, p. 323-344. http://link.springer.com/10.1007/978-3-319-72381-5_13 (дата обращения: 23.10.2020).

14. Terzidou T., Tsiatsos Т., Apostolidis H. Multimed Architecture and interaction protocol for pedagogical-em-pathic agents in 3D virtual learning environments // Multimedia Tools and Applications. 2018. Vol. 77. p. 27661-27684. DOI: 10.1007/s11042-018-5942-4

15. The DigComp Conceptual reference model. 2018. https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework (дата обращения: 10.11.2020).

16. Tochacek D., Lapes J., Fuglik V. Developing Technological Knowledge and Programming Skills of Secondary Schools Students through the Educational Robotics Projects // Procedia — Social and Behavioral

Sciences. 2016. Vol. 217. p. 377-381. DOI: 10.1016/j. sbspro.2016.02.107 17. Zenkina S.V., Suvorova T. N., Pankratova O. P., Filimonyuk L. A. The method of design of electronic advanced training courses for the development of information competence of the teacher // CEUR Workshop Proceedings: 2019 International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research,

SLET 2019; Stavropol-Dombay; Russian Federation; 20-23 May 2019. Vol. 2494. http://ceur-ws.org 18. Zenkina S., Pankratova O., Konopko E., Ardeev A. Model of organization of network project-research students activities in collaboration with city-forming enterprises integrating research agendas and devising joint challenges // International Multidisciplinary Symposium ICT Research in Russian Federation and Europe. 2018. p. 290-296.

1. Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030gody [Strategy of the Information Society Development in the Russian Federation for the period of 2017-2030] (2017). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed 26 October, 2020).

2. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshe-go obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyupodgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in Pedagogical education 44.03.01. Order ofthe Ministry of education and science of the Russian Federation of February 22, 2018]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (accessed 23 October, 2020).

3. Prilozhenie № 2 k Metodike rascheta pokazatelya «Kol-ichestvo specialistov, proshedshih pereobuchenie po kom-petenciyam cifrovoj ekonomiki v ramkah dopolnitelnogo obrazovaniya, Tysyacha chelovek», utverzhdennoj pri-kazom Minekonomrazvitiya Rossii ot 24.01.2020 N 41 [Appendix No. 2 to the Methodology for calculating the indicator «The number of specialists who have undergone retraining in the competencies of the digital economy in the framework of additional education, One Thousand people», approved by order of the Ministry of Economic Development of Russia of January 24, 2020 N 41]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/564232596 (accessed 20 October, 2020).

4. Zenkina S. V., Suvorova T. N. (2017) Sistemno-deyatel-nostnyi podhod — osnova proektirovaniya informat-sionno-obrazovatelnoi sredy [The system-activity approach is the basis for the design of the information and educational environment]. Informatika i obrazovanie, n. 3 (282), pp. 42-45.

5. Isaev A. P., Plotnikov L. V. (2019) Technology for training creative graduates in engineering bachelor's programs. Vysshee obrazovanie v Rossii, Vol. 28, n. 7, p. 8593. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-85-93

6. Obuchenie tsifrovym navykam: globalnye vyzovy i pere-dovyepraktiki. Analiticheskij otchet [Digital skills teaching: global challenges and best practices. Analytical report]. Moskva: ANO DPO «Korporativnyj universitet Sberbanka», 2018, 136 p. (In Russian.)

7. Portal of Federal state educational standards of higher education. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/28]. (In Russian) (accessed 23 October, 2020).

8. Suvorova T. N. (2014). Ispolzovanie didakticheskih vozmozhnostej elektronnyh resursov dlya povysheniya kachestva obrazovaniya [The use of didactic opportunities of electronic resources for the improvement of education quality]. Informatika iobrazovanie, n. 6, pp. 43-48.

9. Khutorskoy A. V. (2017) Methodological foundations for applying the competence approach to designing educa-

References

tion. Vysshee obrazovanie v Rossii, n. 12 (218), pp. 85-91. (In Russian). Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/ artide/view/1228/1047 (accessed 10 November, 2020).

10. European Union — «Digital Education Action Plan»,

2018. Available at: https://ec.europa.eu/education/ education-in-the-eu/digital-education-action-plan_en (accessed 26 October, 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ilomäki L., Lakkala M. (2018) Digital technology and practices for school improvement: innovative digital school model. Research and Practice in Technology Enhanced Learning, n. 13 (25). DOI: 10.1186/s41039-018-0094-8

12. Karakozov S. D., Ryzhova N. I. (2019) Information and education systems in the context of digitalization of education. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, vol. 12(9), pp. 1635-1647. DOI: 10.17516/1997-1370-0485

13. Szymanski A. (2018) Prototype problem solving activities increasing creative learning opportunities using computer modeling and 3D printing. Creativity and Technology in Mathematics Education. Cham: Springer International Publishing, vol. 10, pp. 323-344. Available at: http://link.springer.com/10.1007/978-3-319-72381-5_13 (accessed 23 October, 2020).

14. Terzidou T., Tsiatsos T., Apostolidis H. (2018) Mul-timed architecture and interaction protocol for ped-agogical-empathic agents in 3D virtual learning environments. Multimedia Tools and Applications, vol. 77, pp. 27661-27684. DOI: 10.1007/s11042-018-5942-4

15. The DigComp Conceptual reference model, 2018. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/ digital-competence-framework (accessed 10 November, 2020).

16. Tochacek D., Lapes J., Fuglik V. (2016) Developing technological knowledge and programming skills of secondary schools students through the educational robotics projects. Procedia — Social and Behavioral Sciences, vol. 217. p. 377-381. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.02.107

17. Zenkina S. V., Suvorova T. N., Pankratova O. P., Filimonyuk L. A. (2019) The method of design of electronic advanced training courses for the development of information competence of the teacher // CEUR Workshop Proceedings: 2019 International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, SLET 2019; Stavropol-Dombay; Russian Federation; 20-23 May

2019. Vol. 2494. Available at: http://ceur-ws.org

18. Zenkina S., Pankratova O., Konopko E., Ardeev A. (2018) Model of organization of network project-research students activities in collaboration with city-forming enterprises integrating research agendas and devising joint challenges. International Multidisci-plinary Symposium ICT Research in Russian Federation and Europe, 2018, pp. 290-296. (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.