Научная статья на тему 'ОБЗОР ТИБЕТСКОГО ТЕКСТА «ОБРЯД ВОСКУРЕНИЯ ЦАРЮ НАГОВ» ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ОБЗОР ТИБЕТСКОГО ТЕКСТА «ОБРЯД ВОСКУРЕНИЯ ЦАРЮ НАГОВ» ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обрядовый текст / ритуал / духи-хозяева воды / Наги / ritual text / ritual / master spirits / Naga

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сумба Рита Петровна, Тюлюш Сюзанна Болатовна

Культ водных источников: родникам, вытекающих из-под земли, священным источникам, озерам, истокам оросительного канала, является одним из архаических культов в Туве. Вода обладает целительным и очищающим свойством, воду используют для проведения ритуалов и молебнов. Вода является самостоятельным объектом культа и почитания. Жертвоприношение воде зафиксированы в шаманских песнопениях «тув. алгыш» и в источниках на тибетском и монгольском языках. В культе воды отмечаются постоянные элементы, которые семантически связаны с культом «духов-хозяев» воды и с Нагами, подземными и водными духами. Здесь представлен уникальный обрядовый текст на тибетском языке из фондов Национального музея Тувы. Этот текст посвящен поклонению озеру Тере-Холь, который считается священным, и по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE TIBETAN TEXT «RITE OF INCENSE TO THE NAGA KING» IN THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

The cult of water sources: springs, that flows from under the ground, sacred springs, lakes, sources of the irrigation canal is one of the archaic cults in Tuva. Water has healing and purifying properties, it is used for rituals and prayers. Water is an independent object of worship and veneration. Sacrifice to water is recorded in shamanic chants «tuv. Algysh» and in the sources in Tibetan and Mongolian languages. Permanent elements are noted in the cult of water, which are semantically related to the cult of the "master spirits" of water and to the Nagas, underground and water spirits. Here is a unique ritual text in Tibetan from the funds of the National Museum of Tuva. This text is dedicated to the worship of Tere-Khol Lake, which is considered sacred to this day.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ТИБЕТСКОГО ТЕКСТА «ОБРЯД ВОСКУРЕНИЯ ЦАРЮ НАГОВ» ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

научно-практической конф-ции, г. Кызыл, 9-10 сентября 2009 г. В 2-х частях. Часть 1. -Кызыл, 2009. - C. 18-26.

2. Бичелдей К.А. Коллекция тувинских марок 1926-1943 гг. в фондах Национального музея Республики Тыва и перспективы развития тувинской филателии. // Новые исследования Тувы. 2016. № 3. С. 114-121.

3. Дыртык-оол М.О. Значение Ордена Труда Тувинской Народной Республики в истории Тувы (по материалам Национального музея Республики Тыва). // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. С. 213-217.

4. Монгуш Б.Б. Становление государственной символики Тувинской Народной Республики. // Новые исследования Тувы. 2011. № 4. С. 79-82.

5. Харунова М.М.-Б., Харунов Р.Ш., Санчай Ч.О. Деньги Тувинской Народной Республики в коллекциях Национального музея Тувы. // Новые исследования Тувы. 2019. № 2. С. 105-114.

6. Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет. - М.: Эксмо, 2006. - 384 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Бырыннай Саида Лопсановна, хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: saidabyrynnaj-68@mail.ru

INFORMATION ABOUR THE AUTHOR:

Byrynnay Saidа Lopsanovna, First-Class Custodian, Museum Collection Records Department, Aldan-Maadyr National Museum of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: saidabyrynnaj-68@mail.ru

УДК 291.21:294.3 Б01: 10.24412/2686-9624-2020-183-186

ОБЗОР ТИБЕТСКОГО ТЕКСТА «ОБРЯД ВОСКУРЕНИЯ ЦАРЮ НАГОВ» ИЗ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Сумба Р.П., Тюлюш С.Б.

Аннотация. Культ водных источников: родникам, вытекающих из-под земли, священным источникам, озерам, истокам оросительного канала, является одним из архаических культов в Туве. Вода обладает целительным и очищающим свойством, воду используют для проведения ритуалов и молебнов. Вода является самостоятельным объектом культа и почитания. Жертвоприношение воде зафиксированы в шаманских песнопениях «тув. алгыш» и в источниках на тибетском и монгольском языках. В культе воды отмечаются постоянные элементы, которые семантически связаны с культом «духов-хозяев» воды и с Нагами, подземными и водными духами.

Здесь представлен уникальный обрядовый текст на тибетском языке из фондов Национального музея Тувы. Этот текст посвящен поклонению озеру Тере-Холь, который считается священным, и по сей день.

Ключевые слова: обрядовый текст, ритуал, духи-хозяева воды, Наги.

OVERVIEW OF THE TIBETAN TEXT «RITE OF INCENSE TO THE NAGA KING» IN THE COLLECTIONS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF

TUVA

Sumba R.P., Tiuliush S.B.

Abstract. The cult of water sources: springs, that flows from under the ground, sacred springs, lakes, sources of the irrigation canal is one of the archaic cults in Tuva. Water has healing and purifying properties, it is used for rituals and prayers. Water is an independent object of worship and veneration. Sacrifice to water is recorded in shamanic chants «tuv. Algysh» and in the sources in Tibetan and Mongolian languages. Permanent elements are noted in the cult of water, which are semantically related to the cult of the "master spirits" of water and to the Nagas, underground and water spirits.

Here is a unique ritual text in Tibetan from the funds of the National Museum of Tuva. This text is dedicated to the worship of Tere-Khol Lake, which is considered sacred to this day.

Key words: ritual text, ritual, master spirits, Naga.

Тува богата водными ресурсами, здесь берёт начало одна из крупнейших рек Сибири — Енисей. На территории республики насчитывается более 430 озёр и множество солёных грязевых озёр и более 50 целебных источников. Почитание водных источников, рек и озер считается традиционным в Туве. Особым почитанием у тувинцев пользовались целебные источники - "аржаан" и священные озера. Возле них обычно воздвигали культовые сооружения - Оваа в честь духов-хозяев и приносили жертвоприношения фигурками животных из сырого теста или из муки жареного проса или пшеницы [Иргит: 2019].

Согласно преданиям, подземный мир принадлежит Нагам (тув. Луу), которые обитают в озерах, реках, ручейках. В обрядовых текстах на тибетском языке говорится, что в Туве, хозяин вод Нага, проживает в озере Тере-Холь, которая расположена на границе Тувы с Монголией. Озеро Тере-Холь, считается священным, и почитается как тувинцами, так и монголами.

Наги - это подземные и водные духи, их изображают в виде змееподобных существ с человеческой верхней частью туловища и головой. Считается, что все осадки, природные водные явления, а также природные катаклизмы происходят по велению этих существ. Их характер описывается как чрезвычайно гневливый. Всю поверхность земли, а также воды, Наги воспринимают как своё владение. Поэтому любое вмешательство в эту среду, нарушение их покоя, шум, загрязнение, добыча природных ресурсов вызывает их гнев. Они насылают заболевания крови, кожи, лимфы, суставов, большинство женских болезней, некоторые болезни желудка и лёгких. При слабой кармической защите могут отнять даже жизнь, опять же с помощью воды. Большие проблемы, как показывает жизнь, возникают у тех, кто много валил лес, добывал металлы, камни из недр земли [Лусууд - ритуал]. Для того чтобы успокоить и задобрить Нагов, существует ряд ритуалов, подношений и молитв. Одним из самых распространенных и действенных является обряд воскурения.

В тексте на тибетском языке, который хранится в фондах Национального музея Тувы: «Обряд воскурения Царю Нагов» (1-150), описывается жертвоприношение хозяину озера Тере-Холь - Царю Нагов. В окружении свиты Царя Нагов и хозяев этой страны: сабдаков, местных хозяев воды и гостей воздушного пространства, приглашают к «большому озеру, окруженного родниками, райскими деревьями» на жертвоприношение. Им подносят подарки и жертвуют «быстрого, обладающего силой лошадь, украшенного шелками и украшениями. Затем совершают обряд воскурения, и тогда «все несчастья, наносимые Нагами, успокоятся». За контекстом

подобных обрядовых текстов ощущается трепетное отношение к природе и любовь к своей стране. Во время ритуала ламы с помощью медитативной практики мысленно преобразуют подношения в драгоценности и лекарства для духов воды, после чего в сопровождении звуков ритуальных инструментов почтительно бросают подношения в воду [Лусууд- ритуал] и совершают обряд воскурения.

Обряд воскурения для Царя Нага - хозяина [озера Тере-Холь].

Хум. Приглашаем Шибдаков трех миров, местных духов-хозяев этой страны, всех гостей воздушного пространства. Хум. Особенно, приглашаем Великого хозяина -Нага озера Тере-Холь со своей свитой. Просим всех [гостей] занять место на драгоценном троне у границы с северной стороны, у большого озера, окруженного родниками и многочисленными райскими деревьями с цветами и плодами.

Это место полное счастья и процветания. Ом Аа хум. Благословите, сделайте подношение и поднесите подарки [хозяевам], когда примут [подношения], все препятствия исчезнут и желания исполнятся. Быстрого, обладающего большой силой лошадь шелковыми лентами украсьте. Скажите [хозяевам]: «Примите этот дар».

Потом этот дар сильно не трясите, много не используйте. В это время старейшина должен совершить обряд воскурения, для того, чтобы все болезни успокоились и препятствия исчезли. Старейшина должен провести обряд воскурения специальными травами и драгоценностями. Силой волшебства обряда воскурения, появится добродетель. И все несчастья, посылаемые Нагами, исчезнут, страдания живых существ рассеются. Сила увеличится и распространится счастье и процветание. Сарва мангалам.

В тексте не говорится подробно, какие нужно использовать травы для воскурения. Однако, в нашем распоряжении имеется рисунок девяти растений, которые предположительно использовали при ритуале данного воскурения. Рисунки растений разноцветные, нарисованы обычными красками на небольшом куске бумаги, размером 21х9. На одной стороне нарисованы 3 растения и 6 растений на обратной стороне, каждое растение имеет название на тибетском языке. Здесь же имеется название на тибетском языке: "Ы^ shing tsho dgu ш", т.е. "9 растений для Нага". shing tsho dgu ш / 9 растений для Нага.

1. shug pa можжевельник

2. stag pa рододендрон

3. skyer ba барбарис

4. glang ma разновидность альпийской ивы

5. gra ma карагана разноцветная, лишай

6. 'om bu тибетский тамариск

7. smyug ma бамбук

8. bse ba шиповник

9. та tshe эфедра

Эфедра - один из трех «драгоценных продуктов», два других: можжевельник и рододендрон. Эти растения считались священными и служили благовониями при исполнении буддийских ритуалов: их дым обладает очистительными свойствами и восстанавливает жизненную энергию. Бамбук является символом долголетия, духовной силы и стойкости. Обладает антисептическим и стимулирующим свойствами. Барбарис, шиповник и тибетский тамариск относятся к группе растений "подавляющий яд".

Таким образом, культ водных источников связан с почитанием окружающей природы, к которому тувинцы всегда относились бережно, с большим трепетом и любовью.

I

Список литературы:

Лусууд—ритуал умиротворение хозяев воды. Дацан Гунзэчойнэй, С.-Петербургский буддийский храм. // URL:https://dazanspb.ru/sluzhby-i-obryady/opisanie-ritualov-i-obryadov/lusuud-ritual-umirotvoreniya-hozyaev-vody/ (дата обращения 20.07.2020)

Иргит Ш.А. Буддийская тематика в камнерезной коллекции Национального музея Республики Тыва. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня рождения Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, 2019. С. 169.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Сумба Рита Петровна, научный сотрудник отдела культуры, науки и религии Национального музея Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: risu1232001@yahoo.de

Тюлюш Сюзанна Болатовна, экскурсовод отдела культурно-образовательной работы Национального музея Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: suzytyulyush@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Sumba Rita Petrovna, research associate of department of culture, science and religion of the National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: risu1232001@yahoo.de

Tyulyush Syuzanna Bolatovna, Guide, Department of cultural and educational work of the National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: suzytyulyush@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.