взрослого человека был свой тахпах, показывающий оценку ситуации или отношение к другому в лирико-поэтическом духе (тексты № № 433, 441, 610). Много скорбных песен.
Итак, как показывает изучение фольклорного наследия Н.Ф. Катанова, в свое время собравшего и зафиксировавшего устное народное творчество сибирских и восточных тюрков, сегодня можно рассматривать его как богатейший источник не только лингвистических памятников тюркоязычных народов, но и хранилище философско-мировоззренческих концептов хакасского, тувинского и других сибирских этносов. Общность мировоззренческих аспектов этнических групп четко выражается в делении мира на три взаимосвязанные составляющие: верхний, средний и нижний миры, в котором средний мир определен для земного человека (в фольклоре - куншг кгзг -солнечного человека). Бесконечность жизни выражается в цикличности бытия, а вера наших предков в возрождение после смерти помогала противостоять жизненным невзгодам и рисковать жизнью ради будущего. Восприятие природы со всем ее растительным и животным миром как живого объекта формировало высокую экологическую культуру, вплоть до поклонения стихийным силам. Разумеется, раскрытие современной наукой законов природы во многом опровергло традиционные представления человека, позволив предсказывать стихийные бедствия. Однако явное противопоставление человечества природным явлениям привело и к серьезным экологическим проблемам.
В заключение отметим, что обращение к устному фольклорному наследию в условиях угрозы исчезновения родного языка хакасов имеет большое значение: возрождается историческая память, зафиксированная в традициях и обычаях, народных преданиях и легендах, алыптыг нымахах (героических сказаниях), рассказах и сказках, праздничных и религиозно-культовых обрядах народа. Очевидно, что веками хранимая народной памятью старина представляет собой некий культурный код, требующий переосмысления подрастающими поколениями, а ключом для его разгадки является родной язык. Речь не идет о возврате к прошлому, но о необходимости развивать единое «этническое поле», позволяющее отбор фундаментальных ценностных идей, укрепляющих народное единство и духовное самосознание этноса.
Источники и литература
1. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. - М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
2. Катанов Н.Ф. Хакасский фольклор / Н.Ф. Катанов / Сост. П.А. Трояков. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1963. - 162 с.
3. Катанов Н.Ф. Ызых чир (Земля священная) / Н. Ф. Катанов / Сост. Г.Г. Казачинова, В.К. Татарова и др. -Абакан: Отдел издательской деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 1997. - 60 с.
4. Катанов Н.Ф. Избранные научные труды / Н.Ф. Катанов [Ред. совет: Н.П. Балахчина В.Г. Карпов, В.Е. Майногашева и др.]. - Анкара, 2000. - 544 с.
5. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество / М.А. Унгвицкая, В.Е. Майногашева. - Абакан, 1972. - 309 с.
УДК 291.21:294.3
аок 10.24411/9999-021А-2019-10041
Национальный музей им.
Рита Петровна Сумба Сайлана Майооловна Ооржак Алдан-Маадыр Республики Тыва г. Кызыл, Россия
ТУВИНСКИЕ БОЖЕСТВА И ДЕМОНЫ В БУДДИЗМЕ
Буддизм в Туве являет собой интересный образец соединения культов, различных по своему происхождению, уходящих корнями в древние мифологические представления народа. В тувинской мифологии, астрологии и медицине присутствует огромное количество демонов, духов, местных божеств и духов стихий, большинство из которых были известны ещё до прихода буддизма. Эти божества символизируют природные силы стихий, мест, деревьев, камней, гор, источников, водоёмов и т. д. Люди непрерывно входят в контакт с природным окружением, заботясь о том, чтобы не потревожить эти силы, желая оставаться в гармонии с природой, изредка создавая их образы на бумаге.
Иконографические изображения, миниатюры и образы божеств, духов и второстепенных локальных персонажей исполненные тувинскими мастерами в конце 19 - н. 20 века. В примитивных
воспроизведениях божеств-духов можно видеть своеобразные зачатки иконографии, лежащей в основе тувинского искусства.
Ключевые слова: Иконография, божества, демоны, Национальный музей Тувы, иллюстрация.
Rita Sumba, Saylana Oorzhak, Aldan-Maadyr National museum of Tuva Republic, Kyzyl city, Russia
TUVAN DEITIES AND DEMONS IN BUDDHISM
Buddhism in Tuva is an interesting example of different in origin, rooted in the ancient mythological representations of the people combination of cults. There is a huge number of demons, spirits, local deities and spirits of the elements, most of which were known even before the arrival of Buddhism astrology and medicine in Tuvan mythology. These deities are symbolizing the natural forces of the elements, places, trees, stones, mountains, springs, reservoirs, etc. People come into contact with the natural environment, taking care not to disturb these forces, wanting to remain in harmony with nature, occasionally creating their images on paper.
Iconographic images, miniatures and images of deities, spirits and minor local characters were performed by Tuvan masters in the late of 19th-20th century. In primitive reproduction of deities-spirits it can be seen the distinctive rudiments of iconography that underlie in Tuvan art. Keywords: iconography, deities, demons, National museum of Tuva, illustration.
В фондах Национального музея Республики Тывы, среди коллекции тибетских рукописей и ксилографов часто можно встретить иллюстрации буддийских символов и атрибутов тибетского буддизма. Среди них самые распространенные: «Восемь благоприятных символов», «Чакравартин и семь его драгоценных владений», «Пять подношений чувственных наслаждений». В тибетской коллекции рукописей и ксилографов хранятся очень интересные иллюстрации к серии «Восемь благоприятных субстанций», приносящих удачу, благосостояние, создает благоприятные условия на будущее. Считается, что они представляют важные события в жизни Будды Шакьямуни. Согласно легенде, когда Будда достиг просветления, ему преподнесли восемь драгоценных символов [1, с. 204]. Иллюстрации нанесены на небольшие карточки, размером 8х16 см, когда и кем они были нарисованы, нет никакой информации. Однако мы больше чем убеждены, что эти прекрасные иллюстрации принадлежат местному умельцу или художнику, который хорошо знаком с азами буддизма и тибетской письменностью.
«Восемь благоприятных субстанций» глазами тувинского художника:
Фото 1.
Зеркало.
На карточке изображен обряд подношений Будде. Будда восседает на троне в одежде простого буддийского монаха, босой. Перед ним стоит Богиня Прабхавати, которая подносит Будде зеркало.
Зеркало - символизирует наше сознание, кармическое видение всех его предыдущих жизней. Зеркало способно отражать абсолютно всё, воспринимать любые формы, не выбирая и не оценивая.
Зеркало представляет форму (или сознание) и элемент пространства. Оно ясное, незапятнанное и яркое, и отражает все явления, будь они красивые или уродливые, хорошие по сути или плохие, зеркало их не судит. Оно остается полностью незатронутым, незапятнанным и неизмененным образами, которые в нем проявляются.
Фото 2.
Медицинский камень гхиванг.
Желудочный камень волшебного слона обладает великой целительной силой, он служит для облегчения страданий всех существ. Символизирует правильное памятование, защищающее ум и рассеивающее помрачения страсти, гнева и неведения подобно лекарству. Символизирует необычные возможности Будды.
Слон - символ благополучия, верности, мудрости и терпения. Для буддистов слон - священный символ духовного знания. Есть легенда о том, что за пятьсот лет до христианской эры царице Майе, матери Будды, в Непале приснился вещий сон, предвещавший рождение сына. В этом сне в неё вошел маленький белый слон с Золотой Горы. По легенде, царица Майя, мать будущего Будды, накануне рождения своего великого сына увидела во сне, как в нее вошел прекрасный маленький белый слон. С тех пор белый слон олицетворяет у буддистов непорочность, добродетельность и духовные знания. Последователи Будды считали, что души умерших царей, жрецов, святых и героев переселяются именно в белого слона. Этими редкими животными могли обладать только самые богатые и могущественные цари, а среди своих многочисленных пышных титулов они более всего гордились званием «владетель белого слона».
Фото 3.
Йогурт.
На карточке нарисована девушка в белом одеянии, в руках она держит пиалу заполненной йогуртом.
По преданию, йогурт однажды была поднесена Будде деревенской девушкой Суджатой, для поддержания его тела на пути к Просветлению. Символизирует правильный образ жизни — удовлетворенность любым праведно нажитым имуществом.
Йогурт - представляет собой «сущность всех субстанций», компонент здорового образа жизни. Он нейтрализует загрязнения и помехи, способствуя высшим достижениям и выходу из сансары. Когда-то чаша йогурта была поднесена Будде и способствовала восстановлению его сил после долгих лет аскетизма.
Фото 4.
Трава дурва.
Дурва имеет другое название - Куша, (Poa cynosuroides - мятлик гребнникоподобный), священное растение в Индии и Тибете. Считается, что Будда в момент просветления сидел на подстилке для медитации из травы дурва, которая была подарена Будде торговец Таши (в другом варианте - косец Соттхья).
Острые концы стеблей травы куша символизируют проницательный ум или острый интеллект. В буддизме считается, что трава дурва усиливает ясность визуализации и медитации. Вода, в которой вымачивалась трава куша, используется как священная для различных ритуалов и подношений.
Фото 5.
Плод Билва.
Древесное яблоко Билва - в Индии это одно из распространенных растений и плоды его очень любимы. Считается, что эти плоды умножают позитивные действия, исполняют все желания и символизируют просветление. Этот плод необычайно чист, и когда кто-то подносит его, то это служит напоминанием о цели, которая может быть достигнута. Этот плод был дарован Будде Брахмой.
Фото 6.
Раковина - которая закручивается с правой стороны, усиливает все лучшие качества. Символизирует распространение Учения, подобно распространению звука раковины. Говорят, что сияние этой раковины, несравнимо ни с каким другим подношением. Раковину преподнес в дар Будде Индра и попросил проповедовать Учение.
Раковина - это способ распространения учения Будды, словно океан, наполненный до краев и этот звук подобно речи, услышат. Раннее, раковина поднесена Будде в качестве дара богом Индры. Звук раковины с завитком повернутые вправо, подобно волнам, способствует, опираясь на это учение, достичь долголетия.
Фото 7.
Красный порошок Синдхура.
Синдхура - (киноварь), насыщенная минеральная краска оранжево-красного цвета, обычно символизирует власть, могущество, активность, но без подавления других (реализация потенциала на основе знания и мудрости). Также это символ правильного созерцания, которое приносит такие качества, как всеведение и всемогущество. В дар Будде был преподнесен Богиней земли (в другом варианте царем Брахманов).
Фото 8.
Зерно горчицы.
Растение горчицы или семя горчицы это одно из основных магических ингредиентов, который используется в качестве ритуального оружия против вредоносных духов во время ритуалов. Белые горчичные зерна преподнес Будде Бодхисаттва Ваджрапани для успехов в устранении препятствий. Символизирует правильное воззрение, которое разрушает любые помехи на пути.
Семена горчицы - гневная субстанция, является символом активности Будд. Употребляется в ритуалах, например, для устранения демонов или других препятствий.
Источники и литература
1.Бир Роберт. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. Ориеталия, Самадхи. М., 1999 г.
2.Лама Ринчен. Буддийский блог. 16 мая 2019 г. [Электронный ресурс]. URL:https://lamarmczen.pl/ш/8-благоприятных-символов-8-благоприятных (дата обращения: 30.05.2019).
УДК 398.8
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10042
Маргарита Петровна Татаринцева Тувинский институт гуманитарных и социально-экономических прикладных исследований,
г. Кызыл, Россия
ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В СРЕДЕ СТАРООБРЯДЦЕВ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00723 «Енисейский меридиан» старообрядчества: сохранение и развитие традиции в условиях таежных скитов и деревень»
Бытование фольклора в среде старообрядцев имеет свои особенности: в нем больше места занимают произведения нравоучительные, воспитывающие религиозное сознание. Это духовные стихи, притчи, легенды, предания, назидательные пословицы. На развлекательные жанры существуют запреты и ограничения, особенно у старообрядцев часовенного согласия, компактно проживающих в Туве в верховье Енисея.
Ключевые слова: Тува, староверы, фольклор, духовные стихи, религиозное сознание.
Margarita Tatarintseva Tuvan Institute for the humanities and applied sokio-ekonomik studies, Russian Federation
Kyzyl, Russia
SPECIAL FEATURES OF OLD BELIEVERS
The study was supported by the RFBR in the framework of scientific project no. 18-09-00723 "TheYenisei Meridian" of the old believers: the preservation and development of traditions in a taiga monasteries and villages»
Folklore of Old Believers has its own special features. It is dominated by works with a morale fostering religious conscience. These are spiritual poems, parables, legends, stories, proverbs. There exists a strict restriction for entertaining genres, especially among the hard-shell Old Believers of the Chasovennye ('chapel-going ') denomination, a community living in Tuva along the upper Yenisei. Keywords: Tuva, Old Believers, folklore, spiritual poems, religious conscience.
Основу фольклора русских жителей Зауралья, Сибири и Дальнего Востока составляет общерусский фольклор, вместе с переселенцами распространившийся на огромных просторах освоенных ими территорий. То же можно сказать и о фольклоре русских переселенцев, закрепившихся на постоянное место жительства в бассейне великой сибирской реки - Енисея. На всем протяжении его течения, за исключением разве что самых северных, тундровых его территорий, селились, находя себе свободные земли и укрытие от гонений, староверы. Почти с