ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 10 • Номер 6 • Июнь 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
обзор тенденций в цифровизации предпринимательства и менеджмента
Умнова М.Г.1, Бусалова А.Д. 1
1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Глобальный переход к цифровому укладу диктует необходимость адаптации всех экономических систем. Отдельного внимания заслуживают преобразования в сфере управления и предпринимательства, на которые оказывает влияние ряд факторов, наиболее значимыми из которых являются структурные изменения экономической деятельности, трансформация сущности предпринимательства, потребителей и персонала. Кроме того, происходит переосмысление существующих методов работы и подходов к менеджменту, особенно в отношении работы с информацией и управления знаниями. Управление предприятием сегодня предполагает гармоничное сочетание классических постулатов менеджмента и новых технологических решений и возможностей на фоне динамично меняющихся условий. В статье проведен обзор российских и зарубежных источников с целью определения основных тенденций, формирующих современный облик цифрового предпринимательства и управления цифровым предприятием.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровизация, цифровая экономика, предпринимательство, управление, менеджмент.
overview of trends in digitalization of entrepreneurship and management
Umnova M.G. 1, Busalova A.D. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Цифровизация экономики и управления является одним из основных драйверов современных инноваций, стимулирующих развитие экономической, социальной, государственной и прочих сфер. В частности, значительные изменения претерпевают предпринимательство и управленческая деятельность в связи с использованием новых технологичных решений для организации труда, набирающим популярность удаленным режимом работы и другими факторами цифровой эры. Очевидно, анализ существующих и зарождающихся тенденций перехода экономических отношений в цифровую среду представляет научный и прикладной интерес. Целью настоящей статьи является обзор научных работ российских и зарубежных авторов
с целью определения сущности, проблем и перспектив цифровизации экономики и управления.
В первой части статьи рассмотрены сущность и основные тенденции перехода экономики в общем и предпринимательства в частности к цифровому укладу. Рассмотрены основные изменения, касающиеся различных отраслей экономической деятельности, потребителей, персонала, и основных принципов работы цифровых предприятий. Во второй части статьи более подробное внимание уделено изменениям в менеджменте, особенно в отношении управления знаниями и информацией и принятия управленческих решений. В заключении подведены итоги, рассмотрены основные вызовы адаптации к переходу в цифровую среду в сфере управления предприятием.
Сущность и тенденции цифровизации экономики и предпринимательства
Термин «цифровая экономика» был введен в оборот в конце XX века американским ученым Николасом Негропонте в 1995 году, а его научное содержание было расширено канадцем Доном Тапскоттом в 1997 году [12] (Оте^кепкв, 2018). Феномен цифровизации экономики был выделен на фоне высоких темпов роста использования ресурсов сети Интернет и внедрения современных информационно-технологических средств коммуникаций для переноса различных социальных и экономических видов
ABSTRACT:_
The global transition to a digital economy requires the adaptation of all economic systems. Special attention should be paid to changes in the sphere of management and entrepreneurship, which are influenced by a number of factors, the most significant of which are structural changes in economic activity the transformation of the essence of entrepreneurship, consumers and staff. In addition, there is a rethinking of existing working methods and approaches to management, especially with regard to information management and knowledge management. Enterprise management today involves a harmonious combination of classic management postulates and new technological solutions and opportunities against the background of dynamically changing conditions. The article reviews Russian and foreign sources in order to identify the main trends that shape the modern image of digital entrepreneurship and digital enterprise management.
KEYWORDS: digitization, digital economy entrepreneurship, management
JEL Classification: L26, M21, 032, 033 Received: 15.06.2020 / Published: 30.06.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Umnova M.G. (Umnova.MG0rea.ru)
CITATION:_
Umnova M.G., Busalova A.D. (2020) Obzor tendentsiy v tsifrovizatsii predprinimatelstva i menedzh-menta [Overview of trends in digitalization of entrepreneurship and management]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (6). - 1689-1700. doi: 10.18334/epp.10.6.110512
деятельности, таких как коммерция, бизнес, образование, медиа и т.д., в электронную интернет-среду.
Тема цифровой экономики все чаще становится объектом внимания научного сообщества. Проводя анализ публикационной деятельности на основании наукометрической базы РИНЦ, можно сделать выводы, что исследования в данном направлении набирают обороты (рис. 1). За пять лет актуальность данной темы возросла в несколько раз: если еще за 2016 год было опубликовано 220 статей по тематике «цифровая экономика», то на первое полугодие 2020 года уже опубликовано 3196 публикаций в РИНЦ.
14000 -
12000 10000
8000 13268
6000 9680
4000
2000 -220 2174
0 -
Количество статей
Рисунок 1. Публикационная активность авторов в РИНЦ по тематике «цифровая экономика» Источник: составлено авторами на основе данных РИНЦ.
Переход к цифровому укладу зачастую ассоциируется с положительной динамикой экономического развития как на микро-, так и на макроуровне. Так, в работах Туманян Ю.Р., Алексеенко О.А., Ильина И.В отмечено, что цифровизация рыночного пространства способствует развитию конкурентной среды между экономиками разных стран. Авторы отмечают, что при создании цифровой, управляемой технологиями, экономики данная парадигма может стать именно тем двигателем экономического роста, в котором нуждаются большинство стран мира. Потенциальные
ОБ АВТОРАХ:_
Умнова Мария Геннадьевна, ассистент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий (итпоуа. MG0rea.ru)
Бусалова Аглая Дмитриевна, аспирант кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий (ag1ayabusa1ova0gmai1.com)
ЦИТИРОДАТЬ СТАТЬЮ:_
Умнова М.Г, Бусалова А.Д. Обзор тенденций в цифровизации предпринимательства и менед-жме нта // Эоономита, предиринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № И. - С. 16С9-1 700. Сог 10.18334/ерр.10.6.110512
■ 2016
2017
2018 2019
экономические выгоды от цифровизации производственной и экономической деятельности велики - это, прежде всего, формирование новых источников дохода и расширение границ экономических возможностей стран. Такая динамика приводит к повышению глобальной конкурентоспособности и улучшению жизненных условий населения [8, 19] (Alekseenko, Ilyin, 2018; Tumanyan, 2019).
Однако развитие возможно лишь при условии корректного перевода и адаптации всех отраслей экономической деятельности. Так, например, по мнению Фролова В.Г. и Каминченко Д.И., промышленное производство в России, приобретающее черты децентрализации и сетевизации, имеет ряд неразрешенных институциональных проблем, препятствующих внедрению цифровых решений [20] (Frolov, Kaminchenko, 2019). Аналогично, российская агропромышленное^ в настоящий момент не может перейти от простой автоматизации к полноценной цифровизации в условиях отсутствия сформированной цифровой экосистемы [9] (Vartanova, 2019).
Зарубежными авторами отмечается положительное влияние цифровизации экономики на склонность населения к предпринимательству (entrepreneurial intent) в связи с возможностью продажи товаров и услуг не только на локальных, но и на глобальных рынках, снижением барьеров на вход на рынки, использованием цифровых платформ [1] (Geissinger, Laurell, Sandström, Eriksson, Nykvist, 2019). Сферы с исторически высокими входными барьерами, такие как туризм, транспорт, банковская сфера, сейчас стали более доступными для предпринимателей нового поколения. Склонность к предпринимательству также возрастает благодаря более доступному формату дистанционного образования. Вместе с этим создается новый сегмент предприятий, обслуживающих возрастающие цифровые нужды общества, например распространение ЭБ-принтеров преобразовало рынок печати и создало новые возможности для бизнеса.
Таким образом, благодаря переходу к цифровому укладу, происходит переосмысление сущности предпринимательских рисков и неопределенности, и методов управления ими. Все чаще используется термин «цифровое предпринимательство», подразумевающий ведение бизнеса в рамках обмена, трансфера и приобретения предпринимательских знаний в электронной среде. Отмечается нарастающий конфликт между рыночной логикой предпринимательства и использованием нерыночных цифровых инструментов продвижения и взаимодействия с заинтересованной общественностью. Компании, работающие по принципу экономики совместного потребления, зачастую называют институциональными предпринимателями в связи с их активным участием в формировании правил и норм регулирования формирующихся индустрий. Другой характеристикой цифрового предпринимательства является его привязка по географическому признаку: комфортные условия для существования цифровых бизнес-структур создаются преимущественно в агломерациях крупных городов, характеризующихся крупными и насыщенными рынками сбыта, детальным разделением труда, отраслевым разнообразием, что в целом снижает трансакционные издержки предпринимателей [1] (Geissinger, Laurell, Sandström, Eriksson, Nykvist, 2019).
Переход управления в цифровую среду сопряжен с изменениями в организационной структуре предприятий и выработке новых подходов в работе с персоналом. В своей работе Витер К.А. и Ускова Е.А. делают акцент на том, что информация сейчас и в будущем будет движущей силой рынка, а навыки работы с ней будут необъемлемой частью профессиональной квалификации. Кроме того, приоритетным является формирование у персонала цифровых компетенций, выраженных в уверенном и эффективном использовании информационно-коммуникационных технологий для работы, отдыха и общения [10] (Viter, Uskova, 2018).
С другой стороны, следует ожидать сокращения занятости в отраслях с преимущественно рутинным физическим трудом, например, в России к 2027 году ожидается значительное сокращение рабочих мест на обрабатывающих предприятиях (на 24%), в сельском хозяйстве (на 14,9%), в сфере транспортных коммуникаций (9,3%)
[12] (Gretchenko, 2018). Отдельного упоминания заслуживает возрастающая роль трудоустройства в организациях, работающих по принципу электронных платформ («Яндекс.Такси», Amazon, Delivery Club и т.д.), особенно в так называемых единорогах, цифровых платформах нового типа с колоссальной стоимостью бизнеса, одновременно разрушающих существующие бизнес-структуры и создающих вместо них новые
[13] (Denisov, Polozhishnikova, Kuttybaeva, Petrenko, 2020).
Помимо изменяющейся структуры рынка занятности и требований к сотрудникам, меняются и методы и принципы работы. Так, все более распространенной становится концепция гибкого рабочего дня, впервые обозначенная инженером NASA Джеком Ниллесом в 1970-х, во время его удаленной работы над одним из коммуникационных проектов компании [4] (Nilles, 1975). Другим набирающим популярность форматом работы является концепция коворкинга, формы гибкой организации рабочего места, предложенного инженером Бредом Нейбергом в 2005 году. Коворкинг-зоны открывают новые возможности для предпринимателей благодаря общедоступным современным технологиям и зонам для деловых встреч. Наконец, цифровые интернет-платформы способствуют распространению феномена совместного (sharing) использования ресурсов, услуг, информации и знаний, являющегося фундаментом концепции «умных городов», в которых информационные и коммуникационные технологии расширяют возможности участия населения в различных активностях вне зависимости от времени и места [6] (Yu, Burke, Raad, 2019).
Таким образом, цифровая эра наложила отпечаток не только на экономики стран, бизнес-структуры, рабочие процессы, но и на общество в целом, на клиентов и потребителей. Модель потребления товаров, работ и услуг сегодня принципиально отличается от ситуации двадцатилетней давности, а граждане способны участвовать в микроэкономических процессах не только благодаря традиционно присущей им рыночной власти покупателей, но и как носители новых ролей, таких как агенты по распространению, разработчики контента, иными словами, в качестве активных участников рыночных отношений в противоположность устаревающему образу потребителя как пассивной роли «получателя» товаров [2] (Lammi, Pantzar, 2019).
Изменения в управлении предприятием в цифровую эпоху
Рассмотрим подробнее цифровую трансформацию управленческой деятельности. В работах Масленникова В.В, Ляндау Ю.В., Калининой И.А. проводится параллель между классической системой управления и «новой» моделью в цифровой экономике. Цифровая модель опирается на все классические организационные постулаты, но в то же время возникают потребности в видоизменении объектов системы. Авторы пишут, что для обеспечения реализации беспрерывного функционирования объекта управления в цифровой экономике необходимо наличие цифрового двойника, позволяющего оцифровать основные бизнес-процессы, виртуализировать их с использованием технологий дополненной реальности. Процессы управления цифровизируются за счет внедрения полуавтоматических систем реализации основных функций менеджмента. Цифровизация управленческих решений заключается в формировании на цифровой платформе возможных сценариев развития организации с расчетом показателей для каждого сценария по принципу «что будет, если...». Таким образом, большая часть рутинных функций управленцев будет замещена творческими задачами, такими как подбор сотрудников, разработка систем мотивации, командообразование и лидерство [14-16] (Kuzmina, Zhernakova, 2020; Kutepov, Rybakov, 2018; Maslennikov, Lyandau, Kalinina, 2020).
Будет возникать управленческая нагрузка в связи с ростом функций обслуживания цифровой среды. Так, например, из-за повсеместного перехода на электронные способы оплаты возникает необходимость в организации работы отделов кибербез-опасности в части предотвращения мошенничества и обеспечения надежности механизмов идентификации личности клиентов, где на текущий момент ряд операций не могут быть автоматизированы [11] (Voskanyan, Krivoshapka, 2016).
В работах российских и зарубежных авторов подчеркивается важность адаптации к новым технологиям и разработке новых подходов для получения максимально положительных эффектов в переходном периоде. При этом влияние цифровизации управления наиболее выражено в следующих аспектах [14] (Kuzmina, Zhernakova, 2020):
• межфункциональное взаимодействие;
• скорость выполнения операций;
• качество оперативных решений;
• снижение затрат;
• мониторинг операционной деятельности в реальном времени;
• качество производимых товаров и услуг.
С учетом того, что рассматриваемые нововведения влияют на принятие управленческих решений не только на операционном уровне, но и на стратегическом, стоит рассмотреть какие принципы в себе несет новый подход. В своих трудах Кутепов О.Е., Рыбаков О.Е [15] (Kutepov, Rybakov, 2018) выделяют следующие факторы, необходимые для принятия управленческих решений в цифровую эру:
• необходимость получения данных в режиме онлайн;
• управление экономическими процессами на предприятии должно основываться на результатах анализа Big Data;
• необходимость обеспечения мгновенного принятия решения в зависимости от изменений параметров внешней и внутренней среды предприятия;
• необходимость обеспечения высокого уровня клиентоориентированности бизнеса, использование персонального подхода, особенно при работе с ключевыми клиентами, потребности которых составляют фундамент бизнес-стратегии предприятия;
• необходимость обеспечения возможностей быстрого решения проблем клиентов (например, использование чат-ботов);
• использование цифровой системы должно обеспечивать синергетический эффект.
По мнению Игоря Гиркина, менеджера по развитию новых технологий Cisco, управление информационными потоками цифрового предприятия должно максимально исключить участие человека в процессах передачи информации, поскольку именно человек является «наиболее слабым звеном, способным преднамеренно или непреднамеренно исказить передаваемую информацию». Полностью автоматизированный процесс обмена информацией внутри и снаружи предприятия является залогом его эффективной работы в цифровую эпоху [11] (Voskanyan, Krivoshapka, 2016).
С другой стороны, принятие управленческих решений является той зоной менеджмента, которая, по мнению Авдеенко Т.В. и Алетдиновой А.А., полностью автоматизирована быть не может, хотя существующие программные алгоритмы могут быть усовершенствованы. Используемые в управлении знаниями экспертные системы, использующие в своей работе искусственный интеллект (ИИ), имеют ряд недостатков, которые за последние 40 лет не были полностью адресованы. Первым недостатком является использование в большинстве экспертных систем представления в формате «если предпосылка — заключение». Однако зачастую комплексность разрешаемых задач такова, что представить ситуацию ввиду набора комплекса подобных правил невозможно, а эксперт-человек (менеджер) при разрешении такого рода задач использует опыт и интуицию. Авторами предлагается усовершенствование алгоритмов программной поддержки принятия решений в виде гибридной экспертной системы, опирающейся не только на правила, но и на прецеденты - запись сценариев аналогичных событий в прошлом и сделанных выводов [7] (Avdeenko, Aletdinova, 2017).
Другим изменяющимся аспектом работы с информацией с перспективы управленцев является ее презентация в условиях растущей прозрачности и доступа к большому массиву данных. В работе японского автора Мурата К. рассматривается необходимость перехода от конвенциональной визуализации в менеджменте к цифровой, что подразумевает отражение рисков, бизнес-процессов и других элементов предприятия в слоях как реального, так и цифрового мира, где в последнем необходимо учитывать
информации
Рисунок 2. Направления трансформации управления цифровым предприятием Источник: составлено авторами.
наличие сенсорных, аналитических, контролирующих технологий, а также дисплеев, интернета [3] (Murata, 2019).
заключение
В статье было выделено четыре основных направления, оказывающих влияние на управление цифровым предприятием (рис. 2).
Первый блок изменений, вызванных переходом к цифровому укладу, связан с макроэкономическими изменениями, вызванными возникновением и ростом и одновременно сокращением ряда отраслей, появлением новых источников доходов и изменением позиции потребителей. Вторая группа - рост тенденции населения к предпринимательству, возможный благодаря снижению барьеров на вход в рынки, доступности дистанционного образования и получения знаний, появлению новых инструментов взаимодействия с внешней средой и концентрации цифровых предприятий в городах. Далее, преобразовываются принципы и методы работы с персоналом, изменяются требования к навыкам, рабочему месту и графику. В последней группе представлены управленческие аспекты цифрового бизнеса, а именно изменение структуры труда менеджеров, особенно в отношении их работы с информацией.
В заключение можно отметить, что интерес к теме цифровизации экономики и управления неизменно растет, и многие представители научного и бизнес-сообщества предлагают инновационные решения и методологические подходы к адаптации рабочих процессов к новым условиям. Возникает необходимость пересмотра всего рабочего цикла: оцифровка бизнес-процессов, переход на платформенные решения, внедрение искусственного интеллекта и т.д. Данные изменения дадут толчок для развития даже в сложившихся кризисных условиях. Примером может служить опыт компаний, которые в период пандемии смогли продолжить деятельность благодаря перестройке существующих бизнес-процессов и переводу персонала на удаленную работу. Конечно, для многих копаний данный переход дается сложнее ввиду дороговизны IT-решений и сложности переноса процессов в цифровую сферу, однако постепенный переход позволит бизнесу оставаться конкурентоспособными.
ИСТОЧНИКИ:
1. Geissinger А., Laurell C., Sandstrom C., Eriksson K., Nykvist R. // Technological Forecasting and Social Change. - 2019. - № 146. - p. 877-886. - url: https://doi. org/10.1016/j.techfore.2018.06.019.
2. Lammi M., Pantzar M. // Technology in Society. - 2019. - № 59. - url: https://doi. org/10.1016/j.techsoc.2019.101157.
3. Murata K. // Procedia Manufacturing. - 2019. - № 39. - p. 117- 122. - url: https://doi. org/10.1016/j.promfg.2020.01.246.
4. Nilles J.M. // IEEE Transactions on Communications. - 1975. - № 10. - p. 1142-1147. -url: https://jala.com/Telecomm%20and%200rg%20Decentralization.pdf (.
5. Youssef A.B., Boubaker S., Dedaj B., Carabregu-Vokshi M. // Technological Forecasting and Social Change. - 2020. - № 04. - url: https://doi.org/10.1016/jj.techfore.2020.120043.
6. Yu R., Burke M., Raad N. // Economy and planning. - 2019. - № 3. - p. 447-457. - url: https://doi.org/10.1016Aj.jum.2019.05.002.
7. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - № 1. - c. 7-18. - doi: 10.18721/JE.10101 .
8. Алексеенко О.А., Ильин И.В. Цифровизация глобального мира и роль государства в цифровой экономике // Информационное общество. - 2018. - № 2. - c. 25-28. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=35729162.
9. Вартанова М.Л. Цифровая трансформация российского АПК в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - c. 301-310. - doi: 10.18334/epp.9.4.41534 .
10. Витер К.А., Ускова Е.А. Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровой экономики // Управление знаниями в цифровой экономике: сборник научных статей Международной молодежной конференции по управлению знаниями. 2018. - c. 22-24.
11. Восканян Е., Кривошапка И. Цифровизация экономики: влияние на управление // Эффективное антикризисное управление. - 2016. - № 6. - c. 6-11. - url: https:// elibrary.ru/item.asp?id=28174500.
12. Гретченко А.А. Сущность цифровой экономики, генезис понятия // Наука и практика. - 2018. - № 3. - c. 23-27. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=36366304.
13. Денисов И.В., Положишникова М.А., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнес-платформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 1. - c. 45-56. -doi: 10.18334/vinec.10.1.100662 .
14. Кузьмина Е.Ю., Жернакова М.Б. Организационные аспекты цифровизации управления // Экономические системы. - 2020. - № 1. - c. 95-101. - url: https://elibrary.ru/ item.asp?id=42525485.
15. Кутепов О.Е., Рыбаков О.Е. Цифровизация экономики: влияние на управление // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2018. - c. 80-82.
16. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Организация цифрового управления персоналом // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2020. - № 1. - c. 87-92. - doi: 10.21686/2413-2829-2020-1-87-92 .
17. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Формирование системы цифрового управления организацией // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2019. - № 6. - c. 116-123. - doi: 10.21686/2413-2829-2019-6-116-123 .
18. Мрочковский Н.С., Ляндау Ю.В., Пушкин И.С., Федосимова М.А. Цифровая транс-
формация бизнес-моделей // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 5. - с. 69-72. -url: https://elibrary.ru/item.asp?id=41445400.
19. Туманян Ю.Р. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и решения социальных проблем // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2019. - № 2. - с. 170-175. - doi: 10.22394/2079-16902019-1-2-170-175 .
20. Фролов В.Г., Каминченко Д.И. Применение методов политико-экономического анализа в целях проведения результативной согласованной промышленной политики в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - doi: 10.18334/epp.9.4.41417 .
REFERENCES:
Alekseenko O.A., Ilyin I.V. (2018). Tsifrovizatsiya globalnogo mira i rol gosudarstva v tsifrovoy ekonomike [Digitization of the Global World and Role of the State in the Digital Economy]. Information society. (2). 25-28. (in Russian). Avdeenko T.V., Aletdinova A.A. (2017). Tsifrovizatsiya ekonomiki na osnove sover-shenstvovaniya ekspertnyh sistem upravleniya znaniyami [Digitalization of economy, based on improving expert knowledge management systems]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. 10 (1). 7-18. (in Russian). doi: 10.18721/JE.10101 . Denisov I.V., Polozhishnikova M.A., Kuttybaeva N.B., Petrenko E.S. (2020). Tsifrovye predprinimatelskie ekosistemy: biznes-platformy kak sredstvo povysheniya effek-tivnosti [Digital business ecosystems: business platforms as a means of increasing the efficiency]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 45-56. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100662 . Frolov V.G., Kaminchenko D.I. (2019). Primenenie metodov politiko-ekonomicheskogo analiza v tselyakh provedeniya rezultativnoy soglasovannoy promyshlennoy politiki v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Methods of political-economic analysis application for conducting effective coordinated industrial policy in the digital economy context]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41417 . Geissinger A., Laurell C., Sandstrom C., Eriksson K., Nykvist R. (2019). Digital entrepreneurship and field conditions for institutional change - Investigating the enabling role of cities Technological Forecasting and Social Change. (146). 877-886. Gretchenko A.A. (2018). Sushchnost tsifrovoy ekonomiki, genezis ponyatiya [The essence of the digital economy, the genesis of the concept "digital economy" and the preconditions of it formation in Russia]. Nauka ipraktika. 10 (3). 23-27. (in Russian). Kutepov O.E., Rybakov O.E. (2018). Tsifrovizatsiya ekonomiki: vliyanie na upravlenie [The digitalization of the economy: impact on management] Science and innovation in the 21st century: current issues, inventions and achievements. 80-82. (in Russian).
Kuzmina E.Yu., Zhernakova M.B. (2020). Organizatsionnye aspekty tsifrovizatsii uprav-leniya [Organizational aspects of management digitization]. Economic systems. 13 (1). 95-101. (in Russian).
Lammi M., Pantzar M. (2019). The data economy: How technological change has altered the role of the citizen-consumer Technology in Society. (59).
Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., Kalinina I.A. (2019). Formirovanie sistemy tsifro-vogo upravleniya organizatsiey [Developing the system of digital management of organization]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (6). 116-123. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2019-6-116-123 .
Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., Kalinina I.A. (2020). Organizatsiya tsifrovogo upravleniya personalom [Organization of digital personnel management]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (1). 87-92. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2020-1-87-92 .
Mrochkovskiy N.S., Lyandau Yu.V., Pushkin I.S., Fedosimova M.A. (2019). Tsifrovaya transformatsiya biznes-modeley [Digital transformation of business models]. Innovation and Investment. (5). 69-72. (in Russian).
Murata K. (2019). On the Role of Visual Management in the Era of Digital Innovation Procedia Manufacturing. (39). 117- 122.
Nilles J.M. (1975). Telecommunications and organizational decentralization Transactions on Communications. (10). 1142-1147.
Tumanyan Yu.R. (2019). Tsifrovizatsiya ekonomiki kak faktor stimulirovaniya ekonomi-cheskogo rosta i resheniya sotsialnyh problem [Digitalization of economy as a factor of economic growth and social problems solution]. Gosudarstvennoe i munitsipal-noe upravlenie. Uchenye zapiski. (2). 170-175. (in Russian). doi: 10.22394/20791690-2019-1-2-170-175 .
Vartanova M.L. (2019). Tsifrovaya transformatsiya rossiyskogo APK v sovremennyh us-loviyakh [Digital transformation of the Russian agro-industrial complex in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 301-310. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41534 .
Viter K.A., Uskova E.A. (2018). Razvitie chelovecheskikh resursov v usloviyakh tsifro-voy ekonomiki [The development of human resources in the digital environment] Knowledge management in the digital economy. 22-24. (in Russian).
Voskanyan E., Krivoshapka I. (2016). Tsifrovizatsiya ekonomiki: vliyanie na upravlenie [The digitalization of the economy: impact on management]. Effective crisis management. (6). 6-11. (in Russian).
Youssef A.B., Boubaker S., Dedaj B., Carabregu-Vokshi M. (2020). Digitalization of the economy and entrepreneurship intention Technological Forecasting and Social Change. (04).
Yu R., Burke M., Raad N. (2019). Exploring impact of future flexible working model evolution on urban environment Economy and planning. 8 (3). 447-457.