ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37. 014. 5(470+571)
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-146-161
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1917 - НАЧАЛЕ 1930-х гг.*
М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина
Томский государственный педагогический университет, Томск
Опорой для проведения современных образовательных реформ является исторический опыт, поэтому в современных исторических и историко-педагогических исследованиях проблемы истории образования занимают значительное место. В историографии вопросов развития педагогического образования в России долгие годы сохранялись две независимые исследовательские традиции, первая из которых была обращена к дореволюционной истории образования, вторая - к истории советской школы. Что касается истории образования в период революции и Гражданской войны, то глубоких научных работ, тем более в региональном разрезе, вплоть до конца XX в. практически не было. В первые десятилетия советской власти в историографии отношение к проблемам развития образования было напрямую связано с идеологическими установками. Последние предполагали критичное или исключительно негативное отношение к дореволюционному наследию. Постепенно утверждалось ошибочное мнение, что отечественное педагогическое образование началось с организации в СССР учебных заведений нового типа - педагогических институтов. В 19501960-е гг. история педагогического образования нередко рассматривалась как отдельное направление научных исследований, однако ученые акцентировали внимание на достижениях и нововведениях в организации советского образования, совершенно не учитывая объективных данных о многочисленных заимствованиях Наркомпросом политики, методов и приемов управления системой образования, сложившихся в дореволюционный период. Когда с конца 1960-х гг. исследователи получили возможность доступа ко многим ранее закрытым архивам, изучение истории педагогического образования обрело второе дыхание. Но только с 1990-х гг. постепенно исчезает догматическое отношение к историческому материалу 1917 - начала 1930-х гг., чему способствовало изменение общественных умонастроений, свобода слова, доступность исследователям обширных исторических материалов. В постсоветский период особую актуальность приобрел вопрос о преемственности досоветской и советской истории, в том числе и истории образования. В последнее время появилось значительное число публикаций, в которых напрямую или как сопутствующие рассматриваются проблемы подготовки учительских кадров в регионе в первые десятилетия советской власти. Вместе с тем во многих современных публикациях присутствуют неточности формулировок, ошибочные факты, которые кочуют из работы в работу. Подчас авторы пользуются ограниченным подбором источников, излишне вольно интерпретиру-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РИО в рамках научного проекта № 21-09-43044.
ют данные, что, безусловно, снижает качество научных исследований. Анализ литературы показал, что научных исследований, в комплексе раскрывающих процессы разработки в 1917 - начала 1930-х гг. стратегии модернизации советской системы педагогического образования и ее реализации в регионах, пока недостаточно. Обращает внимание полное отсутствие современных обобщающих работ по истории педагогического образования в условиях введения всеобщего обучения в Сибири и на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: историография, история педагогического образования, история образования в Сибири и на Дальнем Востоке, анализ исторической литературы, образование в годы революции и Гражданской войны.
На протяжении последних трех десятилетий российское образование находится в состоянии непрерывного реформирования. Долгое время преобладали тенденции активного заимствования зарубежного европейского опыта образования, часто без учета уже проверенных веками российских традиций. Особым конкурентным преимуществом отечественной школы до середины 1990-х гг. являлось то, что общее образование и педагогическое образование были в значительной мере интегрированы друг в друга и составляли по существу единую образовательную систему, сначала в рамках Министерства народного просвещения Российской империи, затем Наркомпроса РСФСР и Министерства просвещения СССР. Ведомственный разрыв негативно сказывался на качестве общего и педагогического образования и породил глубокие кадровые проблемы.
В настоящее время единство общего и педагогического образования в рамках ведомственной принадлежности Министерству просвещения Российской Федерации восстановлено, но опорой для восстановления прежних преимуществ системы должен стать исторический опыт. С учетом уроков прошлого отечественного и зарубежного образования должно формироваться современное содержание образования, включающее задачи воспитания грамотного порядочного человека и патриота, готового жить в конкурентном мире; новые образовательные технологии, что позволит достичь целей высокого качества образования и даст возможность России стать конкурентным обществом.
Как отклик на актуальные общественные запросы в современных исторических и историко-педагогических исследованиях значительное место занимают проблемы истории образования, модернизации содержания и организационных принципов общего и педагогического образования, реализации государственной образовательной политики, поскольку они напрямую связаны с задачами интеллектуального и духовно-нравственного развития общества.
В контексте современных задач образования значительный интерес представляет изучение переходного этапа - от дореволюционной к советской модели подготовки учителей (1917 - начало 1930-х гг.), который завершается оформлением основной архитектуры педагогического образования, что было связано с введением всеобщего начального обучения. Особый интерес исследователей вызывают следующие аспекты проблемы:
- определение генетической связи в системе подготовки учительских кадров в до- и послереволюционный периоды;
- разработка и реализация гибких механизмов компенсации дефицита учительских кадров в условиях трансформации образовательной парадигмы;
- формирование новой государственной стратегии управления образованием, в том числе педагогическим;
- определение устойчивых доминант, сдержавших от распада систему подготовки педагогических кадров и паттерны образовательной элиты, обеспечив преемственность образовательных моделей.
Эти аспекты постепенно находят отражение в современных научных исследованиях, но пока не имеют системы и лишь отчасти раскрывают отдельные стороны истории образования в обозначенный период, но очевидны тенденции преодоления инерции устоявшихся научных стереотипов. В отечественной историографии вопросов развития педагогического образования сложились и долгие годы сохранялись независимые исследовательские традиции, первая из которых была обращена к дореволюционной истории образования, вторая -к истории советской школы.
В первые десятилетия советской власти в историографии отношение к проблемам развития образования было напрямую связано с идеологическими установками отказа от многих прежних достижений российского образования и проблемами формирования новой, марксистской по духу, педагогической науки. Формировалось критичное или исключительно негативное отношение к дореволюционному наследию в целом, в отдельных случаях -снисходительное отношение к отдельным положительным явлениям как результату общественных инициатив демократических сил общества. Развитие общего образования рассматривалось главным образом с точки зрения воспитания масс в условиях соответствующей общественно-экономической формации. Вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров рассматривались с учетом новых требований к профессиональным качествам советского учителя [1-4]. Постепенно утверждалось мнение, что педагогическое образование началось с организации в СССР учебных заведений нового типа - педагогических институтов. Получили распространение разного рода юбилейные издания, посвященные конкретным учебным заведениям [5, 6].
На протяжении нескольких десятилетий шла и до сих пор продолжается дискуссия о роли и значении предложенного в конце 1920-х гг. В. Н. Шульгиным и М. В. Крупениной методе обучения «на собственном опыте» в противовес традиционному систематическому научному образованию [7-12]. В 1930-е гг. дискуссия о преимуществах и недостатках проектного метода обучения и перестройки школы на базе политехнизма искусственно была остановлена после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г., подвергшего критике «педологические извращения в системе Наркомпросов» и «теорию отмирания школы».
В 1940-1950-е гг. впервые история педагогического образования стала рассматриваться как система, включавшая дореволюционный опыт подготовки педагогических кадров. Вместе с тем научным трудам этих лет присуща неоднозначность в оценках дореволюционных традиций: с одной стороны, предлагались к практическому использованию апробированные и успешные программы обучения и методики преподавания по большинству дисциплин; с другой - отмечалась классовая ограниченность образовательных программ существовавших учебных заведений [13]. Показательна в этом отношении известная статья И. Г. Клабуновского [14], в которой впервые идет речь о преемственности дореволюционной и советской систем образования. Он считал, что дореволюционные педагогические образовательные учреждения отличались высоким качеством подготовки учителей [14, с. 1], но в содержании программ негативным образом отражалась сословная «ограниченность» всей системы образования. П. Н. Шимбирев [15, с. 59-60] и Н. А. Желваков [16, с. 73] отмечали, что дореволюционные учительские институты готовили лучших для своего времени учителей. Авторы признавали ценность сложившихся к 1917 г. практик подготовки учителей, но противопоставляли дореволюционной школе «передовую советскую» модель народного образования.
Одной из первых комплексных работ по истории советской общеобразовательной школы стали «Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет» Н. А. Константинова и Е. Н. Медынского [17]. В монографии развитие советской общеобразовательной школы с 1917 по 1947 г. представлено в присущем историографии того периода духе восхваления достижений советской власти. И действительно, созданная в тот период государственная система образования продемонстрировала свою успешность, а введение всеобщего обязательного начального образования было осуществлено в рекордные сроки, каких не знала ни одна другая страна мира.
На Всесоюзном совещании историков 1957 г. было принято решение приступить к подготовке многотомного труда по истории отечественного образования. По мере подготовленности публиковались отдельные тома, авторами которых стали ведущие исследователи в области истории образования. Совместная работа большого числа исследователей привела к усилению специализации в изучении темы. Отраслевая направленность работ позволяла глубже раскрыть многие вопросы истории образования, расширить диапазон исследований, обратиться к региональной тематике [18-20].
В 1958 г. вышла книга известного историка Ф. Ф. Королёва, в которой автор показал «коренной перелом», совершенный в общеобразовательной школе под влиянием политических изменений [21]. Своего рода продолжением этой темы стали «Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931 гг.» (авторы - Ф. Ф. Королёв, Т. Д. Корнейчик, З. И. Равкин) [22]. Эти очерки являют собой яркий пример официального изложения истории отечественной школы.
В 1950-1960-е гг. история педагогического образования нередко рассматривалась как отдельное направление научных исследований, однако не была лишена определенной идеологической ангажированности [23]. Исследователи акцентировали внимание на достижениях и нововведениях в организации советского образования, совершенно не учитывая объективных данных о многочисленных заимствованиях Наркомпросом политики, структуры, методов и приемов управления системой образования, сложившихся в дореволюционный период.
Когда с конца 1960-х гг. исследователи получили возможность доступа ко многим, ранее закрытым архивам, изучение истории образования обрело второе дыхание [24]. Но только с 1990-х гг. постепенно исчезает догматическое отношение к историческому материалу 1917 - начала 1930-х гг., чему способствовало изменение общественных умонастроений, свобода слова, доступность исследователям любых исторических материалов. Основной чертой этого периода историографии является стремление восстановить объективную историю страны, в том числе историю образования [25, 26]. Исследователи досоветской истории нередко отмечали особые успехи дореволюционной школы на контрасте с прежней оценкой «плачевного состояния» образования в царской России. В постсоветский период особую актуальность приобрел вопрос о преемственности досоветской и советской истории, в том числе и истории образования.
Теоретической основой современных исследований чаще всего выступает теория модернизации, которая позволяет определить качественные изменения в образовательной системе на различных этапах ее развития [27, 28]. Образовательная политика 1917 - начала 1930-х гг. трактуется как отражение переходного периода традиционного общества к индустриальному. За основу взяты условия развития экономики, обусловленный этим процесс активного развития образования, введение всеобщего обучения, а также поиск оптимальной модели массовой подготовки учителя [29-32]. Выросло число историко-педагогических исследований, посвященных переосмыслению теоретического наследия советской школы первых де-
сятилетий советской власти и практики школьного строительства Наркомпроса [33-36]. Интересными и широко востребованными стали работы Т. Ю. Красовицкой, в которых представлены истоки и базовые принципы концепции трудового воспитания в советской школе. Автор на основе ряда разнообразных исторических источников пришел к выводу, что сначала цель кампании по борьбе с неграмотностью имела прикладной, утилитарный характер и не предполагала культурообразующей миссии [37]. Но сам процесс введения всеобщего обязательного начального образования, какими бы ни были мотивы его начала, привел к настоящей культурной революции, обеспечив СССР в короткие сроки передовые позиции в мире в развитии образования и науки.
Интерес к истории педагогического образования на современном этапе вырос в связи с обсуждением вопросов дальнейшей судьбы педагогического образования в России. Многие авторы наглядно показывают, что на протяжении двух столетий в России сложилась отечественная система подготовки учительских кадров в педагогических учебных заведениях и многочисленные попытки переложить эту задачу на непрофильные вузы оборачивались серьезными проблемами [38, 39].
Наиболее сложной и малоизученной в современной региональной историографии является проблема функционирования и трансформации образовательной практики в годы Гражданской войны, в первые годы советской власти, переходного периода от дореволюционной к советской школьной системе [40, 41]. Именно в ходе трансформационных процессов сложившейся системы наглядно видны ключевые проблемы и устойчивые механизмы компенсации кризисных явлений. Специальные работы, посвященные этой проблеме, только появляются. Чаще всего это работы в смежных областях научных исследований, которые затрагивают общие вопросы истории школы, бытовых условий жизни учителей и интеллигенции, их влияние на культурную среду.
Среди новейших работ, созданных на стыке исследований истории образования и истории повседневности в России первой трети ХХ в., особый интерес представляет публикация С. А. Курасова о разработке проекта создания институтов народного образования и его провале. Автор акцентирует внимание на понятии «эксперимент» в системе высшей школы, дает оценку основных причин неудачи этой реформы, а также останавливается на анализе повседневной жизни преподавателей и студентов, делая выводы о столкновении дореволюционных устоев высшей школы с новыми идеями общественного развития [42].
Отдельные аспекты деятельности педагогических учебных заведений Сибири и Дальнего Востока представлены в публикациях, посвященных социальной истории, культуре повседневности отдельных групп населения - педагогов, студентов, интеллигенции, городских жителей [43-47]. Восстановлению объективности в изучении традиций педагогического образования способствовало переосмысление исторического прошлого, что нашло отражение в ряде исследований, посвященных истории подготовки учительских кадров в Сибири и на Дальнем Востоке [48-57]. Как правило, исследования этого исторического периода посвящены частным вопросам или рассматривают тему через призму формирования сибирской интеллигенции, вопросы культуры и науки [58-61].
Интересными в контексте проблем подготовки учительских кадров являются работы, посвященные истории вузовской интеллигенции и образования Дальневосточного региона, построенные на богатом конкретно-историческом материале. К концу Гражданской войны Дальний Восток стал центром концентрации значительных интеллектуальных сил со всей России, что способствовало формированию в регионе особых условий для развития советской модели образования и управления учебными заведениями. В работах
Л. С. Малявиной отражается специфика становления дальневосточного высшего образования, в том числе и педагогического. Автор считает, что активные миграционные процессы позволили ученым занять «позицию компромиссной толерантности в отношении часто сменяемых властей Приморья» и тем, кто отказался от идеи эмиграции, «менее болезненно, чем в 1917-1918 гг., принять „второе пришествие" советской власти» [62, с. 69].
Аналогичные выводы содержатся в статье А. Г. Костерова и А. В. Литвинова [63]. Среди ключевых выводов авторов указано, что научно-педагогические кадры периода ин-ституционализации традиционно воспринимали свою деятельность «сквозь призму государственного служения» [63, с. 71]. Та часть, которая встроилась в систему, являлась не столько ресурсом, сколько одним из факторов сталинской модернизации. Отмечается преемственность в социально-политических установках и практиках государственного управления образованием.
Исторические процессы развития образования в общероссийском и региональном аспектах представлены в работах С. Б. Белоглазовой, М. В. Богуславского, А. Г. Костерова, В. Б. Помелова, Д. В. Хаминова и других ученых [64-71]. Наметились тенденции в смене методологического инструментария и подходов к выбору объектов исследования. Вместе с тем требуются дополнительные исследования, научное осмысление и описание особенностей развития социальных институтов на периферийных территориях государства в 1920-е гг., поскольку они обладают ярко выраженными специфическими чертами. Реализация государственных реформ в Сибири и на Дальнем Востоке носила жесткий и форсированный характер, обнаруживая всю глубину кризисных явлений и многогранных противоречий. В последнее десятилетие появилось значительное число публикаций, в которых напрямую или как сопутствующие рассматриваются проблемы подготовки учительских кадров в первое десятилетие советской власти в регионе [72-74]. Серьезной проблемой, характерной для ряда современных публикаций, стало невысокое качество, наличие в работах очевидных неточностей, ошибочных формулировок и недостоверных фактов, которые кочуют из работы в работу; авторы пользуются ограниченным подбором источников, излишне вольно интерпретируют данные, что, безусловно, снижает ценность таких трудов.
Анализ научной литературы показал, что научных исследований, в комплексе раскрывающих процессы разработки в 1917-1930-е гг. стратегии модернизации советской системы педагогического образования и ее реализации в регионах с учетом их социокультурных детерминант, пока недостаточно. Обращает внимание полное отсутствие современных обобщающих работ по истории педагогического образования в условиях введения всеобщего обучения в Сибири и на Дальнем Востоке.
Список литературы
1. Королев Ф. Ф. За качество коммунистического воспитания в пионеротряде // Вожатый. 1930. №2 17. С. 4-13.
2. Королев Ф. Ф., Раскин Л. Е. Воспитательные задачи школы. 3-е изд., перераб. и значит. доп. М.: Молодая гвардия, 1930. 240 с.
3. Крупская Н. Основные линии переподготовки учительства // Народное просвещение. 1924. № 5. С. 25-27.
4. Шульгин В. О педагогической переподготовке работников социального воспитания // Народное просвещение. 1924. № 5. С. 39-45.
5. Учительская школа: педагогический сборник, выпущенный по случаю 50-летнего юбилея Петроград. практ. ин-та нар. образования (б. Земской учит. шк.). М.; Пг.: Педагогическая мысль, 1922. 132 с.
6. Вятский педагогический институт им. В. И. Ленина. X лет. 1918-1928. Вятка: Изд-во Вятского пед. ин-та им. В. И. Ленина, 1928. 259 с.
7. Королев Ф. Ф. Против антиленинской теории отмирания школы. М.: Молодая гвардия, 1932. 135 с.
8. Степанов С. Г., Шульгин В. Н. // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 4 / гл. ред. И. А. Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 291.
9. Моносзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики 1917-1987 гг. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
10. Вендровская Р. Б., Крупенина М. В., Шульгин В. Н. О взаимодействии школы и среды // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 110-114.
11. Шульгин В. Н. Ленинизм в педагогике. Переизд. // Советская педагогика. 1990. № 4. С. 113-118.
12. Богуславский М. В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М.: Просвещение, 2005. 190 с.
13. Королев Ф. Ф. Народное образование в России накануне Февральской революции 1917 г. // Советская педагогика. 1955. № 12. С. 41-67.
14. Клабуновский И. Г. Четверть века педагогического образования // Советская педагогика. 1942. № 11-12. С. 1-11.
15. Шимбирев П. Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России // Советская педагогика. 1946. № 12. С. 49-61.
16. Желваков Н. А. Начало строительства советского педагогического образования (1917-1920 гг.) // Советская педагогика. 1947. № 10. С. 71-80.
17. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. 471 с.
18. Сосновская Г. П. Школы-коммуны и детские городки (учебно-воспитательные учреждения типа интерната) в РСФСР в 1918-1926 гг.: дис. ... канд. пед. наук. М., 1963. 332 с.
19. Осовский Е. Г. Возникновение и развитие школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) (1918-1933 гг.): дис. ... канд. пед. наук. М., 1963. 334 с.
20. Зябкин В. Е. Советская педагогическая журналистика Сибири в борьбе за новую школу (1920-1932 гг.): дис. ... канд. пед. наук. Алма-Ата, 1965. 275 с.
21. Королев Ф. Ф. Очерки истории советской школы и педагогики 1917-1920 гг. М.: АПН РСФСР, 1958. 549 с.
22. Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931. М.: АПН РСФСР, 1961. 507 с.
23. Васильев К. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1931 гг.). Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1966. 294 с.
24. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941) / Отв. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, З. И. Равкин. М.: Педагогика, 1980. 456 с.
25. Жураковский В. М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 422 с.
26. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX - начале ХХ в.: в 2 т. М.: Мариос, 2011. Т. 1. 648 с.; Т. 2. 672 с.
27. Сенявский А. С. «Урбанизационный переход» России в XX веке как составляющая модернизационного процесса: условия, реализация, результаты // Россия на рубеже XXI века. М.: Наука, 2000. С. 216-237.
28. Кальсина А. А. Особенности модернизационных процессов в сфере образования в период социальных трансформаций российского общества в первой трети ХХ столетия // АНТРО: Анналы научной теории развития общества: Научный вестник. Пермь, 2008. Вып. 5. С. 95-114.
29. Белканов Н. А. Советская школа и педагогика 1920-х годов в призме педагогической советологии. Елец: ЕГУ им. Н. А. Бунина, 2002. 296 с.
30. Добротенко Ю. Б. Вузовская профессиональная подготовка учителей: 1917-1941 // Гуманитарные исследования. 2014. № 2 (3). История. С. 62-67.
31. Силин А. В. Проблемы учительства и подготовки педагогических кадров в письменном наследии Н. К. Крупской (конец XIX - октябрь 1917 года) // Вестн. Северного (Арктического) федер. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 28-37.
32. Государственная регламентация образовательной деятельности: вопросы теории и практика правоприменения / С. И. Феклин, Г. Т. Алимов, Н. М. Ладнушкина. М.: Книгодел, 2017. 292 с.
33. Богуславский М. В. Формирование концепции содержания общего среднего образования единой трудовой школы РСФСР: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. 406 с.
34. Филоненко Т. В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX - первой трети XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Воронеж, 2004. 540 с.
35. Абалов А. Р. Школьная политика Советского государства в 1918-1927 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 264 с.
36. Ашенова Т. М. Доктрина советского образования и современная реформа образования // Национальные приоритеты России. 2012. № 1 (6). С. 30-34.
37. Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. № 1. С. 4-28.
38. Педагогическое образование в России: становление и развитие / под общ. ред. Л. Л. Редько; под науч. ред. В. В. Колпачева. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 279 с.
39. Войтеховская М. П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX - начале XX вв. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 316 с.
40. Кочурина С. А. Политика народного комиссариата просвещения в области подготовки учительских кадров (1918-1921) // Общественные науки. 2012. № 6-2. С. 185-191.
41. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Законодательные инициативы по реформированию педагогического образования на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 152-166.
42. Курасов С. А. Институты народного образования - первый советский эксперимент в сфере высшего образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3 ч. Ч. II. C. 116-119.
43. Белоглазова Н. И. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20-30-х гг. XX в. Очерки истории / отв. ред. Л. И. Галлямова; рец.: В. А. Королева, Л. Е. Фетисова. Владивосток: Дальнаука, 2001. 191 с.
44. Фалей М. В. История становления и развития педагогического образования на Сахалине: 1925-2000 гг.: дис. . канд. ист. наук. М., 2002. 169 с.
45. Рыженко В. Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е гг.: вопросы теории, истории, историографии и методов исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Омск: Омский гос. ун-т, 2003. 370 с.
46. Исаев В. И. Социальная мобильность молодежи в системе общего и профессионального образования в 19201930-е гг. // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т. 9. Серия: История. С. 116-123.
47. Кальсина А. А. Общество, власть и школа в условиях Гражданской войны в Урало-Сибирском регионе (1918-1919 гг.) // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект): сб. материалов междунар. науч. конф.; под общ. ред. В. А. Веременко, отв. ред. С. В. Степанов. СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 17-22.
48. Борисова И. В. Становление и развитие системы педагогического образования в Западной Сибири в 19201941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2001. 203 с.
49. Алешкина А. В. Становление региональной системы среднего педагогического образования в Восточном Забайкалье: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2004. 213 с.
50. Лынша О. Б., Коршунова И. Л. От учительской семинарии до института: к истории Уссурийского государственного педагогического института, 1909-1954 гг. Уссурийск: Издательство УГПИ, 2011. 232 с.
51. Ценюга С. Н., Ценюга И. Н. Красноярская учительская семинария в истории становления педагогического образования Приенисейского края (1873-1920 гг.) // Вестн. гуманитарного образования. 2020. № 2 (18). С. 119-127.
52. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Томский учительский институт: возвращенная история. 19021920 годы. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 239 с.
53. Войтеховская М. П., Галкина Т. В. Томский педагогический: от института к университету. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 267 с.
54. Войтеховская М. П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX - начале XX вв. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 316 с.
55. Учительские семинарии и учительские институты Западно-Сибирского учебного округа. Сборник документов и материалов / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина, О. В. Перова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 450 с.
56. Пономарев С. А. Развитие педагогического образования в Западной Сибири в 1930-1940-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2018. 261 с.
57. Лынша О. Б. Никольск-Уссурийская женская учительская семинария в годы Гражданской войны (1917— 1919 гг.) // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории: прогр. и тез. докл. науч. сообщ. Второй Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию окончания Гражданской войны и иностранной интервенции (Владивосток, 25-27 окт. 2012 г.). Владивосток, 2012. С. 213-216.
58. Красильников С. А. Социально-политическое развитие интеллигенции Сибири в 1917 середине 1930-х гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Новосибирск, 1995. 44 с.
59. Соскин В. Л. Советская регионально-культурная политика в Сибири (1920-1930 годы): Эволюция исследовательских подходов // Национально-культурная политика в Сибирском регионе в ХХ веке. Новосибирск, 2004. С. 152-196.
60. Рыженко В. Г., Назимова В. Ш., Алисов Д. А. Пространство советского города (1920-е - 1950-е гг.): теоретические представления, региональные социокультурные и историко-культурологические характеристики (на материалах Западной Сибири) / отв. ред. В. Г. Рыженко. Омск: Наука, 2004. 292 с.
61. Яковлева В. В. Реформирование отечественного образования в контексте филиации идей в первой трети XX века: дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2004. 189 с.
62. Малявина Л. С. Роль ученых Урала и «Белой» Сибири в развитии высшей школы и науки Дальнего Востока России (1928-1922 гг.) // Вестн. Томского гос. ун-та. 2010. История. № 3 (11). С. 57-71.
63. Костерев А. Г., Литвинов А. В. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы в контексте советской модернизации // Вестн. Томского гос. ун-та. 2016. № 403. С. 69-78.
64. Андреев Д. А. «Красный студент» и политика пролетаризации высшей школы // Новое литературное обозрение. 2008. № 90. С. 42-62.
65. Костерев А. Г., Хаминов Д. В. Томский научно-образовательный комплекс (посл. четв. XIX - сер. XX в.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TGPU Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 13-20.
66. Костерев А. Г., Хаминов Д. В. Региональные научно-образовательные комплексы России: проблемы и перспективы изучения (на примере Западно-Сибирского научно-образовательного комплекса посл. четв. XIX в. - сер. XX в.) // Вестн. Томского гос. ун-та. 2013. № 375. С. 79-84.
67. Богуславский М. В. Разработка и реализация вариативных стратегий модернизации системы советского образования (1917-1930 гг.) // Проблемы современного образования. 2015. № 4. С. 53-64.
68. Белоглазова С. Б. Реформа региональной системы образования в контексте концепции Единой школы (1915-1927 гг.) // Дальний Восток России и страны Восточной Азии накануне и в годы Первой мировой войны. Владивосток: Рея, 2016. С. 230-235.
69. Костерев А. Г., Литвинов А. В. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы в контексте советской модернизации // Вестн. Томского гос. ун-та. 2016. № 403. С. 69-78.
70. Лисицкий Д. В., Осипов А. Г., Кичеев В. Г., Савиных В. Н., Макаренко Н. Н. Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX - начало XXI в.) // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. Т. 7, № 3. С. 157-175.
71. Помелов В. Б. Программно-методическая работа Наркомпроса РСФСР в первые годы советской власти // Вестн. Вятского гос. ун-та. 2018. № 4: Педагогические науки. С. 95-104.
72. Бакшеев А. И., Андренко О. В., Филимонов В. В., Ноздрин Д. А. Особенности развития образования в период нэпа на территории Сибири // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 142-144.
73. Костык Д. С., Галушка В. Н. История развития педагогического образования в Сибири // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. С. 127-130.
74. Ярославцева Н. В., Кокоулин В.Г. Развитие образования в Сибири: уроки прошлого и современность // Вестн. педагогических инноваций. 2020. № 2 (58). С. 15-23.
Войтеховская Марина Петровна, доктор исторических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Кочурина Светлана Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 29.09.2021
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-146-161
REVIEW OF MODERN RESEARCH ON THE HISTORY OF TEACHER EDUCATION IN SIBERIA AND THE FAR EAST IN THE 1917 - EARLY 1930S
M. P. Voytekhovskaya, S. A. Kochurina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Historical experience is the basis for carrying out modern educational reforms; therefore, problems of the history of education occupy a significant place in modern historical and historical-pedagogical research. In the historiography of the development of pedagogical education in Russia, two independent research traditions have been preserved for many years, the first of which was directed to the pre-revolutionary history of education, the second to the history of the Soviet school. As for the history of education during the revolution and the Civil War, there were practically no deep scientific works, especially in the regional context, until the end of the 20th century. In the first decades of Soviet power, in historiography, the attitude towards the problems of the development of education was directly related to ideological attitudes that presupposed a critical or exclusively negative attitude towards the pre-revolutionary legacy. Gradually, the erroneous opinion was confirmed that domestic pedagogical education began with the organization in the USSR of educational institutions of a new type - pedagogical institutes. In the 1950s - 1960s the history of pedagogical education was often considered as a separate area of scientific research, however, researchers focused on the achievements and innovations in the organization of Soviet education, completely disregarding objective data on the numerous borrowings of the People's Commissariat of Education of policies, methods and techniques for managing the education system that developed in the pre-revolutionary period. When from the late 1960s researchers got the opportunity to access many, previously closed archives, the study of the history of teacher education has found a "second wind". But only since the 1990s the dogmatic attitude to historical material from 1917 to the early 1930s is gradually disappearing, which was facilitated by a change in public attitudes, freedom of speech, and the availability of extensive historical materials to researchers. In the postSoviet period, the question of the continuity of the pre-Soviet and Soviet history, including the history of education, acquired particular relevance. In recent decades, a significant number of publications have appeared in which the problems of teacher training in the region in the first decades of Soviet power are directly or as related. At the same time, in many modern publications there are inaccuracies in wording, erroneous facts that wander from work to work. Sometimes authors use a limited selection of sources, interpret the data too freely, which undoubtedly reduces the quality of scientific research. Analysis of scientific literature showed that scientific research, in a complex revealing the development processes in 1917 - early 1930s the strategy of modernizing the Soviet system of pedagogical education and its implementation in the regions is still insufficient. Attention
is drawn to the complete absence of modern generalizing works on the history of teacher education in the context of the introduction of universal education in Siberia and the Far East.
Keywords: historiography, history of pedagogical education, history of education in Siberia and in the Far East, analysis of historical literature, education during the Revolution and the Civil War.
References
1. Korolyov F. F. Za kachestvo kommunisticheskogo vospitaniya v pionerotryade [For the quality of communist education in the pioneer squad]. Vozhatyy, 1930, no. 17, pp. 4-13 (in Russian).
2. Korolyov F. F., Raskin L. E. Vospitatel'nyezadachishkoly [Educational tasks of the school]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1930. 240 p. (in Russian).
3. Krupskaya N. Osnovnye linii perepodgotovki uchitel'stva [Main lines of retraining of teacher]. Narodnoye prosveshcheniye, 1924, no. 5, pp. 25-27 (in Russian).
4. Shul'gin V. O pedagogicheskoy perepodgotovke rabotnikov sotsial'nogo vospitaniya [On pedagogical retraining of social education workers]. Narodnoye prosveshcheniye, 1924, no. 5, pp. 39-45 (in Russian).
5. Uchitel 'skaya shkola: pedagogicheskiy sbornik, vypushchennyypo sluchayu 50-letnegoyubileya Petrogradskogo prakticheskogo instituía naradnogo obrazovaniya (b. Zemskoy uchit. shk.) [Teachers School: Ped. Sat., released on the occasion of the 50th anniversary of Petrograd Practical Institute of Public Education (former Zemskaya teacher school)]. Moscow, Petrograd, Pedagogicheskaya mysl' Publ., 1922. 132 p. (in Russian).
6. Vyatskiy pedagogicheskiy institut im. V. I. Lenina. Xlet (1918-1928 gg.) [Vyatka Pedagogical Institute named after V. I. Lenin (1918-1928)]. Vyatka, Vyatka Pedagogical Institute Publ., 1928. 259 p. (in Russian).
7. Korolyov F. F. Protiv antileninskoy teorii otmiraniya shkoly [Against the anti-Leninist theory of the withering away of the school]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1932. 135 p. (in Russian).
8. Stepanov S. G., Shul'gin V. N. Pedagogicheskaya entsiklopediya [Pedagogical Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1968. P. 291 (in Russian).
9. Monoszon E. I. Stanovleniye i razvitiye sovetskoy pedagogiki 1917-1987 gg. Kniga dlya uchitelya [The formation and development of Soviet pedagogy 1917-1987. Teacher book]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1987. 224 p. (in Russian).
10. Vendrovskaya R. B., Krupenina M. V., Shul'gin V. N. O vzaimodeystvii shkoly i sredy [On the interaction of the school and environment]. Sovetskaya pedagogika, 1990, no. 2, pp. 110-114 (in Russian).
11. Shul'gin V. N. Leninizm v pedagogike. Pereizd. [Leninism in pedagogy. Reprint]. Sovetskaya pedagogika, 1990, no. 4, pp. 113-118 (in Russian).
12. Boguslavskiy M. V. Podvizhniki i reformatory rossiyskogo obrazovaniya: istoriko-biograficheskiye ocherki [Fake upholders and reformers of Russian education: historical and biographical essays]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2005. 190 p. (in Russian).
13. Korolyov F. F. Narodnoye obrazovaniye v Rossii nakanune Fevral'skoy revolyutsii 1917 g. [Popular education in Russia on the eve of the February Revolution of 1917]. Sovetskaya pedagogika, 1955, no. 12, pp. 41-67 (in Russian).
14. Klabunovskiy I. G. Chetvert' veka pedagogicheskogo obrazovaniya [A quarter of a century of pedagogical education]. Sovetskaya pedagogika, 1942, no. 11-12, pp. 1-11 (in Russian).
15. Shimbirev P. N. Pedagogicheskaya podgotovka uchitelya sredney shkoly v dorevolyutsionnoy Rossii [Pedagogical training of high school teacher in pre-revolutionary Russia]. Sovetskaya pedagogika, 1946, no. 12, pp. 49-61 (in Russian).
16. Zhelvakov N. A. Nachalo stroitel'stva sovetskogo pedagogicheskogo obrazovaniya (1917-1920 gg.) [Start of construction of the Soviet pedagogical education (1917-1920)]. Sovetskaya pedagogika, 1947, no. 10, pp. 7180 (in Russian).
17. Konstantinov N. A., Medynskiy E. N. Ocherki po istorii sovetskoy shkoly RSFSR za 30 let [Essays on the history of the Soviet school of the RSFSR for 30 years]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1948. 471 p. (in Russian).
18. Sosnovskaya G. P. Shkoly-kommuny i detskiye gorodki (uchebno-vospitatel'nye uchrezhdeniya tipa internata) v RSFSR v 1918-1926 gg. Dis. kand. ped. nauk [School communes and children's towns (educational institutions of the boarding school) in the RSFSR in 1918-1926. Dis cand. ped. sci.]. Moscow, 1963. 332 p. (in Russian).
19. Osovskiy E. G. Vozniknoveniye i razvitiye shkol fabrichno-zavodskogo uchenichestva (FZU) (1918-1933 gg.). Dis. kand. ped. nauk [The emergence and development of schools of factory apprenticeship (FMU) (19181933). Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 1963. 334 p. (in Russian).
20. Zyabkin V. E. Sovetskaya pedagogicheskaya zhurnalistika Sibiri v bor 'be za novuyu shkolu (1920-1932 gg.). Dis. kand. ped. nauk [Soviet pedagogical journalism of Siberia in the struggle for a new school (1920-1932). Dis. cand. ped. sci.]. Alma-Ata, 1965. 275 p. (in Russian).
21. Korolyov F. F. Ocherki istorii sovetskoj shkoly i pedagogiki 1917-1920 gg. [Essays of the history of Soviet school and pedagogy 1917-1920]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1958. 549 p. (in Russian).
22. Korolyov F. F., Korneychik T. D., Ravkin Z. I. Ocherki po istorii sovetskoy shkoly i pedagogiki 1921-1931 [Essays on the history of Soviet school and pedagogy 1921-1931]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1961. 507 p. (in Russian).
23. Vasil'ev K. I. Ocherki po istorii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v RSFSR (1918-1931 gg.) [Essays on the history of higher pedagogical education in the RSFSR (1918-1931)]. Voronezh, Tsentr. chernozem. kn. izd-vo Publ., 1966. 294 p (in Russian).
24. Ocherki istorii shkoly ipedagogicheskoy mysli narodov SSSR (1917-1941). Otvetstvenye redaktory N. P. Kuzin, M. N. Kolmakova, Z. I. Ravkin [Essays on the history of the school and pedagogical thought of the USSR (1917-1941). Executive editors N. P. Kuzin, M. N. Kolmakova, Z. I. Ravkin]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. 456 p. (in Russian).
25. Zhurakovskiy V. M. Ukrepleniye rossiyskoy gosudarstvennosti: mesto i rol'sistemy obrazovaniya [Strengthening of Russian statehood: the place and role of the education system]. Moscow, Gelios ARV Publ., 2000. 422 p. (in Russian).
26. Dneprov E. D. Rossiyskoye obrazovaniye vXIX- nachale XXv.: v 2 tomakh [Russian education in the XIX -early twentieth century: in 2 volumes]. Moscow, Marios Publ., 2011. Vol. 1. 648 p., Vol. 2, 672 p. (in Russian).
27. Senyavskiy A. S. «Urbanizatsionnyy perekhod» Rossii v XX veke kak sostavlyayushchaya modernizacionnogo processa: usloviya, realizaciya, rezul'taty [«Urbanization transition» Russia in the XX century as part of the modernization process: the conditions, implementation, results]. Rossiya na rubezhe XXI veka [Russia at the turn of the XXI century]. Moscow, Nauka Publ., 2000. Pp. 216-237 (in Russian).
28. Kal'sina A. A. Osobennosti modernizatsionnykh protsessov v sfere obrazovaniya v period sotsial'nykh transformatsiy rossiyskogo obshchestva v pervoy treti XX stoletiya [ Features of modernization processes in the field of education during the period of social transformation of the Russian society in the first third of the twentieth century]. ANTRO: Annaly nauchnoy teorii razvitiya obshchestva: Nauchnyy vestnik, 2008, iss. 5, pp. 95-114 (in Russian).
29. Belkanov N. A. Sovetskaya shkola i pedagogika 1920-kh godov v prizme pedagogicheskoy sovetologii [The Soviet school and pedagogy of the 1920s through the prism of educational sovietology]. Elets, YSU named after I. A. Bunin Publ., 2002. 296 p. (in Russian).
30. Dobrotenko Yu. B. Vuzovskaya professional'naya podgotovka uchiteley: 1917-1941 [High school teacher training: 1917-1941]. Gumanitarnye issledovaniya - Humanitaria Studia, 2014, no. 2 (3), pp. 62-67 (in Russian).
31. Silin A. V. Problemy uchitel'stva i podgotovki pedagogicheskikh kadrov v pis'mennom nasledii N. K. Krupskoy (konets XIX - oktyabr' 1917 goda ) [Problems of teaching and training teachers in the written heritage of N. K. Krupskaya (end of XIX - October 1917)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki - Vestnik of Pomor University. Series: Humanitarian and Social Sciences, 2015, no. 6, pp. 28-37 (in Russian).
32. Fyoklin S. I., Alimov G. T., Ladnushkina N. M. Gosudarstvennaya reglamentatsiya obrazovatel'noy deyatel'nosti: voprosy teorii i praktika pravoprimeneniya [State regulation of educational activity: the theory and practice of law enforcement]. Moscow, Knigodel Publ., 2017. 292 p. (in Russian).
33. Boguslavskiy M. V. Formirovaniye kontseptsii soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya edinoy trudovoy shkoly RSFSR. Dis. d-ra ped. nauk [Formation of the concept of general secondary education of the RSFSR unified labor school. Dis. doct. ped. sci.]. Moscow, 1994. 406 p. (in Russian).
34. Filonenko T. V. Etapy razvitiya obshcheobrazovatel'noy shkoly v Rossii: shkol'nye sistemy XIX-pervoy treti XX vv. Dis. d-ra ist. nauk [Stages of development of a comprehensive school in Russia: School systems XIX -early XX centuries. Dis. doct. hist. sci.]. Voronezh, 2004. 540 p. (in Russian).
35. Abalov A. R. Shkol'nayapolitika Sovetskogo gosudarstva v 1918-1927 gg. Dis. kand. ist. nauk [School policy of the Soviet state in 1918-1927 gg. Dis. cand. hist. sci.]. Moscow, 2006. 264 p. (in Russian).
36. Ashenova T. M. Doktrina sovetskogo obrazovaniya i sovremennaya reforma obrazovaniya [The doctrine of Soviet education and modern education reform]. Natsional'nyeprioritetyRossii, 2012, no. 1 (6), pp. 30-34 (in Russian).
37. Krasovitskaya T. Yu. Idei N. K. Krupskoy i ikh rol' v istorii bol'shevistskogo eksperimenta 28 [Ideas of N. K. Krupskaya and their role in the history of the Bolshevik experiment]. Novyy istoricheskiy vestnik - New Historical Bulletin, 2002, no. 1, pp. 4-28 (in Russian).
38. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii: stanovleniye i razvitiye. Pod obshchey redaktsiyey L. L. Red'ko; pod nauchnoy redaktsiyey V. V. Kolpacheva [Teacher Education in Russia: formation and development Stavropol'. Under the general editorship of L. L. Redko; under the scientific editorship of V. V. Kolpachev]. Stavropol, SGPI Publ., 2008. 279 p. (in Russian).
39. Voytekhovskaya M. P. Formirovaniye rossiyskoy modeli pedagogicheskogo obrazovaniya i podgotovka uchitel 'skikh kadrov v Zapadnoy Sibiri v XIX - nachale XX vv. [Formation of the Russian model of teacher education and teacher training in Western Siberia in the XIX - early XX centuries]. Tomsk, TSPU Publ., 2012. 316 p. (in Russian).
40. Kochurina S. A. Politika narodnogo komissariata prosveshcheniya v oblasti podgotovki uchitel'skih kadrov (1918-1921) [The policy of the People's Commissariat of Enlightenment in the field of training of teacher's personnel (1918-1921)]. Obshchestvennye nauki - Social Sciences, 2012, no. 6-2, pp. 185-191 (in Russian).
41. Voytekhovskaya M. P., Kochurina S. A. Zakonodatel'nye initsiativy po reformirovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke v 1918-1922 gg. [Legislative initiatives to reform pedagogical education in the Far East in 1918-1922]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2021, vol. 1 (35), pp. 152-166 (in Russian).
42. Kurasov S. A. Instituty narodnogo obrazovaniya - pervyy sovetskiy eksperiment v sfere Vysshego obrazovaniya [Institutes of National Education - the first Soviet experiment in the field of higher education]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki -Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, 2014, no. 5 (43), part 2, pp. 116-119 (in Russian).
43. Beloglazova N. I. Kul'tura Dal'nego Vostoka Rossii v usloviyakh obshchestvennykh transformatsiy 20-30-kh gg. XX v. Ocherki istorii. Otvetstvennyy redaktor L.I. Gallyamova; retsenzenty V. A. Koroleva, L. E. Fetisova [Culture of the Far East of Russia in the conditions of public transformations of the 20-30s. of the XX century. History Essays. Executive editor L. I. Gallamova; reviewers V. A. Queen, L. E. Fetisov]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2001. 191 p. (in Russian).
44. Faley M. V. Istoriya stanovleniya i razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya na Sakhaline: 1925-2000 gg. Dis. kand. ist. nauk [History of formation and development of pedagogical education on Sakhalin: 1925-2000. Dis. cand. hist. sci.]. Moscow, 2002. 169 p. (in Russian).
45. Ryzhenko V. G. Intelligentsiya v kul'ture krupnogo sibirskogo goroda v 1920-e gg.: voprosy teorii, istorii, istoriografii i metodov issledovaniya [Intelligentsia in the culture of a large Siberian city in the 1920s: Questions of theory, history, historiography and research methods]. Ekaterinburg, Ural University Publ., Omsk, OSU Publ., 2003. 370 p. (in Russian).
46. Isayev V. I. Sotsial'naya mobil'nost' molodezhi v sisteme obshchego i professional'nogo obrazovaniya v 19201930-e gg. [Social mobility of young people in the system of general and vocational education in the 19201930 s]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya; Istoriya - The Bulletin of Irkutsk State University. Series: History, 2014, vol. 9, pp. 116-123 (in Russian).
47. Kal'sina A. A. Obshchestvo, vlast' i shkola v usloviyakh Grazhdanskoy voyny v Uralo-Sibirskom regione (1918-1919 gg.) [Society, power and school in the Civil War in the Ural-Siberian region (1918-1919)]. Chastnoye i obshchestvennoye v povsednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost' (regional'nyy aspekt). Sbornikmaterialov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Pod obshchey redaktsiyey V. A. Veremenko, otvetstvennyy redaktor S. V. Stepanov [Private and public in the daily life of the population of Russia: history and modernity (regional aspect). Collection of materials of the International Scientific Conference. Under the
general edition of V. A. Veremenko, ed. S. V. Stepanov]. Saint Petersburg, Pushkin Leningrad State University Publ., 2018. Pp. 17-22 (in Russian).
48. Borisova I. V. Stanovleniye i razvitiye sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Zapadnoy Sibiri v 19201941 gg. Dis. kand. ist. nauk [The formation and development of the pedagogical education system in Western Siberia in 1920-1941. Dis. cand. hist. sci.]. Kemerovo, 2001. 203 p. (in Russian).
49. Aleshkina A. V. Stanovleniye regional'noy sistemy srednego pedagogicheskogo obrazovaniya v Vostochnom Zabaykal'e. Dis. kand. ped. nauk [The formation of a regional system of medium pedagogical education in the Eastern Trans-Baikal. Dis. cand. ped. science]. Chita, 2004. 213 p. (in Russian).
50. Lynsha O. B., Korshunova I. L. Otuchitel 'skoy seminarii do instituta: kistorii Ussuriyskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, 1909-1954 gg. [From the teacher's seminary to the institute: to the history of the Ussuri State Pedagogical Institute Ussuriysk, 1909-19540]. Ussuriysk, USPI Publ., 2011. 232 p. (in Russian).
51. Tsenyuga S. N., Tsenyuga I. N. Krasnoyarskaya uchitel'skaya seminariya v istorii stanovleniya pedagogicheskogo obrazovaniya Priyeniseyskogo kraya (1873-1920 gg.) [Krasnoyarskaya teacher's seminary in the history of the formation of pedagogical formation of the princess region (1873-1920)]. Vestnikgumanitarnogo obrazovaniya -Herald of Humanitarian Education, 2020, no. 2 (18), pp. 119-127 (in Russian).
52. Voytekhovskaya M. P., Kochurina S. A. Tomskiy uchitel'skiy institut: vozvrashchennaya istoriya. 19021920 gody [Tomsk Teacher Institute: Returned History. 1902-1920]. Tomsk, TSPU Publ., 2002. 239 p. (in Russian).
53. Voytekhovskaya M. P., Galkina T. V. Tomskiy pedagogicheskiy: ot instituta k universitetu [Tomsk Pedagogical: from the Institute for the University]. Tomsk, TSPU Publ., 2002. 267 p. (in Russian).
54. Voytekhovskaya M. P. Formirovaniye rossiyskoy modeli pedagogicheskogo obrazovaniya i podgotovka uchitel 'skikh kadrov v Zapadnoy Sibiri v XIX - nachale XX vv. [The formation of the Russian model of pedagogical education and the preparation of teacher's personnel in Western Siberia in the XIX - early XX centuries]. Tomsk, TSPU Publ., 2012. 316 p. (in Russian).
55. Voytekhovskaya M. P., Kochurina S. A., Perova. O. V. Uchitel'skiye seminarii i uchitel'skiye instituty Zapadno-Sibirskogo uchebnogo okruga. Sbornik dokumentov i materialov [Teaching seminaries and teacher institutions of the West Siberian academic district. Collection of documents and materials]. Tomsk, TSPU Publ., 2014. 450 p. (in Russian).
56. Ponomarev S. A. Razvitiye pedagogicheskogo obrazovaniya v Zapadnoy Sibiri v 1930-1940-e gg. Dis. kand. ist. nauk [Development of pedagogical education in Western Siberia in the 1930-1940s. Dis. cand. hist. sci.]. Moscow, 2018. 261 p. (in Russian).
57. Lynsha O. B. Nikol'sk-Ussuriyskaya zhenskaya uchitel'skaya seminariya v gody Grazhdanskoy voyny (19171919 gg.) [Nikolsk-Ussuriya Women's Teaching Seminary during the Civil War (1917-1919)]. Grazhdanskaya voyna i inostrannaya interventsiya na rossiyskom Dal'nem Vostoke: uroki istorii: programma i tezisy dokladov nauchnykh soobshcheniy Vtoroy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 90-letiyu okonchaniya Grazhdanskoy voyny i inostrannoy interventsii (Vladivostok, 25-27 oktyabr' 2012 g.) [Civil War and Foreign Intervention in the Russian Far East: History Lessons: program and abstracts of scientific reports of the Second International Scientific Conference dedicated to the 90th anniversary of the end of the Civil War and foreign intervention (Vladivostok, 25-27 October 2012)]. Vladivostok, 2012. Pp. 213-216 (in Russian).
58. Krasil'nikov S. A. Sotsial'no-politicheskoe razvitiye intelligentsii Sibiri v 1917 seredine 1930-kh gg. Avtoref. dis.d-ra ist. nauk [Socio-political development of the intelligentsia of Siberia in 1917 by the mid-1930s. Abstract of thesis of doct. hist. sci.]. Novosibirsk, 1995. 44 p. (in Russian).
59. Soskin V. L. Sovetskaya regional'no-kul'turnaya politika v Sibiri (1920-1930 gody): Evolyutsiya issledovatel'skikh podkhodov [Soviet regional-cultural policy in Siberia (1920-1930): the evolution of research approaches]. Natsional'no-kul'turnayapolitika v Sibirskom regione vXXveke [National and cultural policy in the Siberian region in the XX century]. Novosibirsk, 2004. Pp. 152-196 (in Russian).
60. Ryzhenko V. G., Nazimova V. Sh., Alisov D. A. Prostranstvo sovetskogo goroda (1920-e - 1950-e gg.): teoreticheskiye predstavleniya, regional'nye sotsiokul 'turnye i istoriko-kul 'turologicheskiye kharakteristiki (na materialakh Zapadnoy Sibiri) [The space of the Soviet city (1920s - 1950s.): Theoretical representations, regional sociocultural and historical and cultural characteristics (on the materials of Western Siberia)]. Omsk, Nauka Publ., 2004. 292 p. (in Russian).
61. Yakovleva V. V. Reformirovaniye otechestvennogo obrazovaniya v kontekste filiatsii idey v pervoy treti XX veka. Dis. kand. ist. nauk [Reforming of domestic education in the context of the Phrases of ideas in the first third of the XX century. Dis. cand. hist. sci.]. Perm, 2004. 189 p. (in Russian).
62. Malyavina L. S. Rol' uchenykh Urala i «Beloy» Sibiri v razvitii vysshey shkoly i nauki Dal'nego Vostoka Rossii (1928-1922 gg.) [The role of the Ural scientists and the «white» Siberia in the development of higher education and science of the Far East of Russia (1928-1922)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal of History, 2010, no. 3 (11), pp. 57-71 (in Russian).
63. Kosterev A. G., Litvinov A. V. Professorsko-prepodavatel'skiy korpus vysshey shkoly v kontekste sovetskoy modernizatsii [Professors-teaching corps of higher education in the context of Soviet modernization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, no. 403, pp. 69-78 (in Russian).
64. Andreyev D. A. «Krasnyy student» i politika proletarizatsii vysshey shkoly [Red Student and the Policy of the Proletarianization of Higher School]. Novoye literaturnoye obozreniye, 2008, no. 90, pp. 42-62 (in Russian).
65. Kosterev A. G., Kpaminov D. V. Tomskiy nauchno-obrazovatel'nyy kompleks (poslednyaya chetvert' XIX -seredina XX veka) [Tomsk Scientific and Educational Complex (last quarter of the 19th century - the middle of the 20th century)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2012, vol. 9 (124), pp. 13-20 (in Russian).
66. Kosterev A. G., Khaminov D. V. Regional'nye nauchno-obrazovatel'nye kompleksy Rossii: problemy i perspektivy izucheniya (na primere Zapadno-Sibirskogo nauchno-obrazovatel'nogo kompleksa posledney chetverti XIX vek - seredina XX veka) [Regional scientific and educational complexes of Russia: problems and prospects for study (on the example of the West Siberian Scientific and Educational Complex of the last quarter of the 19th century - the middle of the 20th century)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2013, no. 375, pp. 79-84 (in Russian).
67. Boguslavskiy M. V. Razrabotka i realizatsiya variativnykh strategiy modernizatsii sistemy sovetskogo obrazovaniya (1917-1930 gg.) [Development and implementation of variable strategies for the modernization of the Soviet education system (1917-1930)]. Problemy sovremennogo obrazovaniya - Problems of Modern Education, 2015, no. 4, pp. 53-64 (in Russian).
68. Beloglazova S. B. Reforma regional'noy sistemy obrazovaniya v kontekste kontseptsii Edinoy shkoly (19151927 gg.) [Reform of the regional education system in the context of the concept of a Unified school (19151927)]. Dal'niy Vostok Rossii i strany Vostochnoy Azii nakanune i v gody Pervoy mirovoy voyny [Far East of Russia and East Asian countries on the eve and during the First World War]. Vladivostok, Reya Publ., 2016. Pp. 230-235 (in Russian).
69. Kosterev A. G., Litvinov A. V. Professorsko-prepodavatel'skiy korpus vysshey shkoly v kontekste sovetskoy modernizatsii [Professors-teaching corps of higher education in the context of Soviet modernization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, no. 403, pp. 69-78 (in Russian).
70. Lisitskiy D. V., Osipov A. G., Kicheyev V. G., Savinykh V. N., Makarenko N. N. Dinamika paradigm vysshego obrazovaniya Rossii (konets XIX - nachalo XXI v.) [Dynamics of higher education paradigms of Russia (End XIX - early XXI century)]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, vol. 7, no. 3, pp. 157-175 (in Russian).
71. Pomelov V. B. Programmno-metodicheskaya rabota Narkomprosa RSFSR v pervye gody sovetskoy vlasti [Program and Methodical work of the Drug Address of the RSFSR in the first years of Soviet power]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University, 2018, no. 4: Pedagogical sciences, pp. 95-104 (in Russian).
72. Baksheyev A. I., Andrenko O. V., Filimonov V. V., Nozdrin D. A. Osobennosti razvitiya obrazovaniya v period nepa na territorii Sibiri [Features of the development of education during the NEP period in Siberia]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - World of Science, Culture, Education, 2018, no. 6 (73), pp. 142-144 (in Russian).
73. Kostyk D. S., Galushka V. N. Istoriya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Sibiri [The history of the development of pedagogical education in Siberia]. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Proceedings of the Bratsk State University, Series: Humanitarian sciences]. 2015. Pp. 127-130 (in Russian).
74. Yaroslavtseva N. V., Kokoulin V. G. Razvitiye obrazovaniya v Sibiri: uroki proshlogo i sovremennost' [Development of education in Siberia: the lessons of the past and modernity]. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy - Bulletin of Pedagogical Innovation, 2020, no. 2 (58), pp. 15-23 (in Russian).
Voytekhovskaya M. P., Doctor of Historical Sciences, Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: [email protected]
Kochurina S. A., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: [email protected]