Научная статья на тему 'Обзор состояния речевых и коммуникативных возможностей младших школьников с нарушением интеллекта'

Обзор состояния речевых и коммуникативных возможностей младших школьников с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарапова Алина Максимовна

В работе рассмотрены особенности коммуникативной компетенции у детей с нарушением интеллекта. Выделены трудности общения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор состояния речевых и коммуникативных возможностей младших школьников с нарушением интеллекта»

6. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями речи: методические рекомендации с использованием опыта работы республиканской пилотной площадки МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 94» г. Ухты. [Электронный ресурс] / Сост. А.В. Королева Сыктывкар: КРИРО. 2015. 73 с. Режим доступа: http://Ыш.m/upload/docs/Pшekti/modemizariya_do/fgos_do/мет.рек.0/o20нар.0/o20реч и%20%20Д0У%2094%20Ухта.р^ (дата обращения: 21.09.2017).

7. Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции, Казань, 20-21 марта 2014 г. [Электронный ресурс] / Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Изд-во «Познание». 2014. 640 с. Режим доступа: https://ieml.ru/files/u51/materialy-konferenciy/20-210314.pdf (дата обращения: 03.12.2015).

ОБЗОР СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Шарапова А.М.

Шарапова Алина Максимовна - студент, Институт педагогики, психологии и физической культуры Курганский государственный университет, г. Курган

Аннотация: в работе рассмотрены особенности коммуникативной компетенции у детей с нарушением интеллекта. Выделены трудности общения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, умственная отсталость, речь.

В современном мире постоянно изменяются требования к человеку. Он должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, уметь словесно выйти из любого положения, уточнять информацию, то есть быть компетентным, прежде всего, в плане общения. Чтобы быть успешным, нужно быть более активным в коммуникации, более адаптированным к окружающему миру и людям в нём, владеть различными речевыми приёмами и управлять процессами общения.

Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей.

Изучением особенностями коммуникативной компетенцией детей с нарушением интеллекта занимались психологи, педагоги и дефектологи: М.И. Лисина, А.А. Бодалев, А.А. Кидрона и др.

Определение коммуникативной компетенции дает Лисина М.И. - одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации [3].

Речь у ребёнка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что объединяет все виды деятельности [2].

А.А. Бодалев отмечает, что отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств, способствуют возникновению у детей с ограниченными возможностями в развитии речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Как утверждали Г.К. Селевко, А.В. Баранников, В.А. Кальней, развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняет ход и качество мышления ребёнка, что неизбежно проявляется не только в когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Кроме того, потребность в общении у детей с нарушениями интеллекта заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды [1].

Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Именно в общении ребёнок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности. Поэтому развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности [3].

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями в развитии необходим определённый уровень сформированности навыков коммуникации. Однако пассивность детей, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему -все это тормозит процесс формирования коммуникативных умений [2].

Трудности в общении у детей с нарушениями интеллекта объясняются не только степенью и характером их интеллектуального недоразвития. На развитие навыков коммуникации существенное влияние могут оказывать внешние объективные причины:

• условия раннего воспитания в специализированном коррекционном учреждении;

• исходный уровень готовности ребёнка участвовать во всех видах коммуникативной деятельности;

• замкнутость и однообразие круга общения в закрытом коррекционном заведении;

• отсутствие мотивов общения как следствие общей психической инактивности;

• характер самой личности и др. (В.П. Глухова).

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков коммуникации выходит на первый план при воспитании таких детей.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у этих детей с большим трудом формируются все языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка. Все указанные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексики и грамматического строя речи.

Ученики младших классов с умственной отсталостью редко бывают инициаторами общения. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов, их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника и вразумительно ответить ему. Дети не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают невпопад или повторяют часть заданного вопроса [2].

На низком уровне развития у детей с интеллектуальным недоразвитием легкой степени находятся действия, направленные непосредственно на передачу сообщения.

Для умственно отсталых детей, характерной чертой является чрезмерная отвлекаемость. Детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при

наличии побочных зрительных и слуховых раздражителей, которые отвлекают их. Учащиеся забывают, о чем они только что говорили, и перестают слушать собеседника [3].

Необходимо сказать еще и о том, что невербальной коммуникацией дети с нарушением интеллекта практически не пользуются. Невербальная коммуникация -обмен между людьми информацией при помощи невербальных средств общения: мимики и жестов - редко используются детьми с умственной отсталостью. Их мимика и жесты вялые, однообразные.

Таким образом, развитие коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями находится на достаточно низком уровне по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети немногословны, неохотно идут на контакт, содержание их сообщений имеет поверхностный характер и часто неадекватен ситуации общения. Младшие школьники не умеют пользоваться невербальными средствами общения, налаживать межличностные отношения, почти не задают познавательно-стимулирующих вопросов. Словарный запас их обедненный, обычно в его составе только те понятия и представления, с которыми ребенок чаще сталкивается в быту и школе. Младшим школьникам с нарушениями интеллекта трудно вести диалог. Они не могут удержать суть разговора, часто переключаются на другие виды деятельности. Монологическая речь у большинства детей данной категории отсутствует, если и наблюдается, то есть косноязычной и часто не несет в себе смысловой информации.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Большое значение придаётся проблеме социализации детей, в решении которой ведущую роль играет общение со сверстниками и взрослыми. Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков.

Список литературы

1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А. А. Максимова, Начальная школа, 2005. № 1.

4. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Плетнев, И. В. Белякова. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2011.

5. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. М.: Просвещение, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.