Научная статья на тему 'Обзор систем управления обучением'

Обзор систем управления обучением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якубовский К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор систем управления обучением»

Обзор

систем

управления

обучением

К.И. Якубовский,

ассистент кафедры ИВТиАМ

Современное электронное обучение не может существовать без комплекса программно-технических средств обеспечения учебного процесса. Это же относится и к очной форме обучения, в которую все глубже проникают дистанционные образовательные технологии. Мобильное обучение и снижение стоимости планшетных компьютеров предъявляет новые требования к программным средствам и автоматизированным системам управления обучением и тестированием. При этом основу образовательных программ составляет индивидуальное обучение, как более эффективная форма занятий. Развивать и использовать ее не представляется возможным без применения систем управления обучением. На рынке существует множество подобных систем как бесплатных, так и проприетарных. Среди бесплатных систем наиболее широкое распространение получила АСДО Moodle в силу широких функциональных возможностей, невысоких системных требований. В проприетарном же сегменте выделить лидера рынка не представляется возможным, распространение получили системы таких компаний, как Microsoft, Adobe, HyperMethod, WebSoft и других. Общим же признаком для любой системы управления обучением является поддержка международных стандартов в области электронного обучения. Наибольшее распространение получили такие стандарты, как SCORM, IMS, AICC.

Развитие указанных стандартов началось с создания в 1999 году в Александрии (США, Вирджиния) лаборатории ADL (англ. Advanced Distributed Learning - продвинутое распределенное обучение), которая должна была заниматься вопросами разработки новых технологий в образовании. Результатом работы лаборатории является разработка и продвижение стандартов разработки образовательного контента и систем управления обучением.

134

В первую очередь необходимо отметить стандарт IMS (англ. Instructional Management Standards - стандарты управления обучением), который позволил унифицировать управляющие функции различных систем: обработка информации о пользователе, подготовка отчетов, активность пользователей и др. Спецификация IMSQTI (англ. Question and Test Interoperability - унифицированные вопросы и тесты), которая определяет формат представления тестовых заданий, оценки и результатов, приобрела мировое признание и стала стандартом построения систем тестирования.

SCORM (англ. Sharable Content Object Reference Model - образцовая модель объекта содержимого для совместного использования) - это набор стандартов и спецификаций, которые используются в электронном обучении. Они определяют требования к организации образовательного контента и системам дистанционного обучения. Введение стандарта SCORM позволило обеспечить унификацию образовательного контента, а также появилась возможность его многократного использования. Поэтому любые современные системы управления обучением должны поддерживать стандарт SCORM и иметь сертификат соответствия. В соответствии с требованиями SCORM, учебные программы должны содержать три компонента: язык взаимодействия программ, файл манифеста и метаданные о курсе [1]. Все требования собраны в три книги, которые могут рассматриваться как отдельные издания: Content Aggregation Model (CAM) - модель накопления содержания, Run-time Environment (RTE) - среда выполнения и Sequencingand Navigation (SN) -упорядочение и навигация [2]. Также следует отметить развитие этого стандарта - TinCan API, который определяет модель взаимодействия системы управления обучением и обучаемым при мобильном образовании в режимах «on-line» и «off-line».

К сожалению, указанные выше стандарты не достаточно быстро развиваются и на данный момент не регламентируют многие аспекты электронного обучения, создания контента и программных продуктов, которые уже широко используются в образовании, в том числе и в России. Это относится к новым формам тестовых заданий, мобильным платформам, интерактивному контенту. Тем не менее, при выборе системы управления обучением следует учитывать такие характеристики, как надежность, безопасность, совместимость, модульность стоимость [1]. Практически все системы, представленные сейчас на рынке, имеют указанные характеристики и поддерживают международные стандарты. Поэтому выбор конкретной системы зависит, в первую очередь, от ее стоимости.

В связи с этим широкое распространение получила СДО Moodle (Modular Object-Oriented DynamicLearning Environment), которая занимает более половины рынка бесплатных систем управления

135

обучением. Данная система поддерживает спецификации IMS и SCORM 1.2, и имеет соответствующие сертификаты. Распространяется Moodle по лицензии GPL (GNU General Public License) и работает на платформе LAMP (Linux, Apache, MySQL, PHP). Поддержкой и развитием Moodle занимается сообщество независимых разработчиков. К достоинствам системы следует отнести невысокие минимальные требования, наличие русскоязычного интерфейса, наличие множества дополнительных компонентов, простоту установки и администрирования. Однако есть и существенные недостатки, к которым можно отнести невозможность экспорта из системы образовательного контента, отсутствие поддержки сторонних конструкторов образовательных материалов. Также следует отметить слишком простую систему тестирования и низкую скорость работы системы в целом. Основной сферой применения Moodle являются небольшие учебные заведения и учебные центры, в которых количество слушателей не превышает 100-150 человек, а скорость работы не является критичным показателем эффективности. Также Moodle широко используется в государственных образовательных организациях, в силу отсутствия финансовых затрат на покупку системы.

На российском же рынке корпоративного образования все большее распространение получает система управления обучением WebTutor от отечественной компании WebSoft. Данная система используется в учебных центрах банков, предприятий розничной и сетевой торговли, ИТ-организациях и в других компаниях. WebTutor представляет собой модульный продукт, состоящий из непосредственно системы дистанционного обучения, а также дополнительных частей, таких как учебный портал, редактор тестов и образовательного контента, средства интеграции, модули оценки и аттестации персонала по компетенциям, и по результатам трудовой деятельности. Кроме этого, имеется возможность работы с системой в режиме «off-line». Отличительной особенностью WebTutor являются различные варианты внедрения:

• экспресс-внедрение - максимально быстрая инсталляция базового функционала системы;

• полноценное внедрение - инсталляция системы с максимальным уровнем адаптации к требованиям заказчика;

• SaaS-внедрение - аренда системы без приобретения в собственность. При данном виде использования WebTutor может размещаться в облаке Microsoft Azure или на серверах компании WebSoft.

Система WebTutor кроме очевидных достоинств имеет ряд недостатков: функциональность редакторов контента не достаточна для создания современных образовательных материалов, достаточно высокая стоимость владения, ориентированность на корпоративный сектор.

136

Еще одним продуктом, применяемым как в академическом, так и в корпоративном обучении является линейка продуктов eLearning 4G от компании Hyper Method. Это решение предназначено для организации электронного, очного и смешанного обучения и состоит из:

• eLearning Server 4G - портальное решение для эффективного управления обучением;

• Assesment Tools - система оценки пользователей по компетенциям, результатам деятельности;

• eAuthor CBT - конструктор учебных SCORM-совместимых курсов;

• iNstructor - инструмент для управления обучением в компьютерных классах;

• дополнительные модули - набор специализированных функциональных расширений основной системы: оценка эффективности обучения, управление заявками, довузовская подготовка, управление контингентом и др.

К достоинствам eLearning 4G стоит отнести его поставку с открытым исходным кодом, что гарантирует возможность адаптации системы под собственные требования. Также необходимо отметить пользовательский интерфейс на основе Web 2.0, построенный на отдельных виджетах, что позволяет его настраивать под каждого пользователя. Кроме этого, высокая скорость работы системы в целом и наличие множества дополнительных модулей делает это решение универсальным для различных форм обучения и принципов организации обучения. Отдельно стоит отметить «редактор образовательного контента» eAuthor CBT, который позволяет создавать SCORM-совместимые учебные материалы, ориентированные как на академическое обучение, так и на корпоративные тренинги. Отличительной особенностью данного редактора является возможность создания в рамках одного SCORM-пакета целого учебно-методического комплекса, что облегчает его разработку и поддержку. К недостаткам eLearning 4G можно отнести достаточно высокую стоимость владения и необходимость в квалифицированном персонале для поддержки системы.

В целом можно сказать, что на рынке систем управления обучением имеется достаточно много решений различного уровня и ценового диапазона, в том числе и отечественных компаний. Многие системы поддерживают распространение по модели SaaS, что позволяет экономить финансовые средства. Однако как и в прошлом, системы управления обучением не избавились от основных общих недостатков:

• отсутствие поддержки специфики организации учебного процесса высшей школы;

• отсутствие российских сертификатов по защите информации.

137

На данный момент сложно предугадать вектор развития систем управления обучением, но при наличии современных стандартов и сертифицированных систем, выбор конкретной СДО не является принципиальным, так как данные могут быть перенесены без проблем с одной площадки на другую.

Библиографический список

1. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением / В.А. Богомолов // EducationalTechnology&Society 10(3), 2007.

2. ADVANCED DISTRIBUTED LEARNING. [Электронный ресурс]. URL:http://www.adlnet.org/, (Дата обращения: 20.10.2013).

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.