Научная статья на тему 'Обзор российского рынка корпоративных облигаций: итоги 2010 года'

Обзор российского рынка корпоративных облигаций: итоги 2010 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛИГАЦИИ / ЭМИТЕНТ / ДИНАМИКА / РЫНОК / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ДЕФОЛТ / ДОХОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семернина Ю.В.

В статье исследуется эмиссионная активность участников российского рынка корпоративных облигаций в 2010 г. В основу исследования положен анализ динамики показателей первичного и вторичного рынков корпоративных долгов, а также основные тенденции этих рынков на протяжении года. Обозначены перспективы развития рынка корпоративных облигаций в 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор российского рынка корпоративных облигаций: итоги 2010 года»

14 (56) - 2011

Фондовый рынок

УДК 339.7

обзор российского рынка корпоративных облигаций: итоги 2010 года

Ю. В. СЕМЕРНИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: ysemernina@yandex.ru Саратовский государственный социально-экономический университет

В статье исследуется эмиссионная активность участников российского рынка корпоративных облигаций в 2010 г. В основу исследования положен анализ динамики показателей первичного и вторичного рынков корпоративных долгов, а также основные тенденции этихрынков на протяжении года. Обозначены перспективы развития рынка корпоративных облигаций в 2011 г.

Ключевые слова: облигации, эмитент, динамика, рынок, ценные бумаги, дефолт, доходность.

Российский рынок корпоративных облигаций имеет очень короткую историю своего существования по сравнению со многими западными аналогами. Тем не менее за десятилетие своего существования отечественный рынок корпоративных облигаций проделал значительный путь от весьма узкой и низколиквидной площадки до структуры, способной вполне успешно удовлетворять потребности российских предприятий в капитале. Ситуация на российском рынке корпоративных облигаций за период 2000—2009 гг. характеризовалась динамичным ростом этого сегмента финансового рынка. Если в 2000 г. объем корпоративных облигаций, обращающихся на внутреннем рынке, составлял 39 млрд руб., то на конец 2009 г. — 2 526 млрд руб.

На протяжении всего 2010 г. российский рынок корпоративных облигаций продолжал восстанавливаться, преодолевая последствия глобального

финансово-экономического кризиса. В целом ситуация на этом сегменте российского финансового рынка характеризовалась снижением количества дефолтов, ростом котировок ценных бумаг, объемов вторичных торгов и др. Основными факторами, обеспечившими спрос как на первичном, так и на вторичном рынках корпоративных облигаций на протяжении 2010 г., стали значительный объем ликвидных рублевых ресурсов кредитных организации, а также четырехкратное снижение ставки рефинансирования Банком России (см. таблицу).

Снижение ставки рефинансирования способствовало уменьшению стоимости заимствований на облигационном рынке и соответственно увеличению эмиссионной активности эмитентов. Тем не менее начало 2010 г. российский рынок корпоративных облигаций встретил значительным снижением эмиссионной активности по сравнению с предыдущими месяцами 2009 г. В январе 2010 г. на рынке корпоративных долгов состоялось размещение только одного нового выпуска корпоративных облигаций на фондовой бирже ММВБ (в декабре 2009 г. — 41

Ставка рефинансирования в 2010 г., % [5]

Период действия Значение

28.12.2009-23.02.2010 8,75

24.02.2010-28.03.2010 8,5

29.03.2010-29.04.2010 8,25

30.04.2010-31.05.2010 8

С 01.06.2010 7,75

выпуск, из них — 34 новых выпуска на фондовой бирже ММВБ). Суммарный объем первичного размещения на российском рынке корпоративных облигаций в январе 2010 г. составил 500 млн руб. против 199 703 млн руб. в декабре 2009 г. [2]. Наименьшее количество первичных размещений было зафиксировано в январе, поскольку часть эмитентов отменила запланированные размещения выпусков из-за введения ФСФР России более жестких требований к поручителям по облигациям [4]. Но, уже начиная с февраля наметился существенный рост эмиссионной активности на рынке корпоративных облигаций, который (за исключением мая 2010 г.) сохранил повышательную тенденцию до конца года. Это нашло свое отражение как в увеличении количества ежемесячно размещаемых новых выпусков корпоративных облигаций, так и в увеличении ежемесячной суммарной выручки при размещении этих ценных бумаг в 2010 г. (рис. 1, 2).

В мае 2010 г. в связи с ухудшением ситуации на ряде сегментов финансового рынка Европы,

35 л

30 -25 -20 15 -10

5

ослаблением рубля и снижением цен на мировом рынке нефти количество первичных размещений существенно сократилось. Объемы размещения корпоративных облигаций приближались к минимальным годовым значениям. Состоялось размещение восьми выпусков корпоративных облигаций против 17 новых выпусков в апреле; а суммарный объем размещения в мае уменьшился, по сравнению с апрелем более чем в 6 раз, до 11 400 млн руб.

Максимальных годовых значений эмиссионная активность участников рынка корпоративных облигаций достигала в сентябре 2010 г. В этом месяце состоялось размещение 32 новых выпусков корпоративных облигаций (против 13 выпусков в августе), а суммарный объем размещения корпоративных облигаций составил 126 700 млн руб., что в два раза больше значения предыдущего месяца. Львиная доля корпоративных облигаций (более 90 %) была размещена на фондовой бирже ММВБ, только незначительная их часть и в количественном, и в денежном выражении была размещена на внебиржевом рынке.

32

20

16

17

19

1

13

22

22

23

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Рис. 1. Ежемесячная динамика количества выпусков корпоративных облигаций, размещенных в 2010 г., шт. [2]

140 000120 000100 00080 00060 00040 000 20 000 0

126 700

72 503

75 700 77 947

60 120

47 500

500

11 400

60 450

111 000 111 400

55 007

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Рис. 2. Динамика суммарной выручки при размещении корпоративных облигаций по итогам 2010 г., млн руб. [2]

8

8

0

14 (56) - 2011

Фондовый рынок

По расчетам, основанным на данных информационного агентства Сбондс. ру, объем размещений облигаций на внутреннем рынке по итогам 2010 г. составил 852,6 млрд руб. Это меньше, чем в 2009 г., когда объем размещений составил 994 млрд руб. Но в целом 2010 г. был более благоприятным для эмитентов, которые могли занимать под 8—11 % годовых на срок до пяти — семи лет. Всего в 2010 г. 124 эмитента провели 211 эмиссий. В расчет брались размещения рублевых облигаций корпоративных заемщиков. Крупнейшими заемщиками стали ФСК «ЕЭС» (шесть эмиссий общим объемом 50 млрд руб.), ОАО «Россельхозбанк» (пять эмиссий объемом 35 млрд руб.), Государственная корпорация «РОСНАНО» (три эмиссии объемом 33 млрд руб.), ООО «Торговая компания «ЕвразХолдинг» (четыре эмиссии объемом 30 млрд руб.) [3].

Основной объем корпоративных облигаций, размещенных на первичном рынке в 2010 г., составляли выпуски эмитентов первого и второго эшелонов. Эшелонная структура российского рынка корпоративных облигаций включает в себя облигации эмитентов трех эшелонов. Первый эшелон представлен облигациями ведущих эмитентов из лидирующих отраслей экономики, таких как нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, финансовый сектор и пр. Как правило, эмитенты облигаций первого эшелона имеют кредитный рейтинг не ниже BBB — рейтингового агентства Standard & Poor's и Baa3 — агентства Moody's. Можно сказать, что облигации первого эшелона — это так называемые «голубые фишки» («blue chips») на долговом рынке - ОАО «Газпром», ФСК «ЕЭС», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ» и т. д. В основном это государственные или крупные частные компании с рейтингом инвестиционной категории.

Второй эшелон представлен облигациями эмитентов из сильных отраслей экономики. Например, в него входят некоторые энергокомпании, крупные ритейлеры. Считается, что облигации второго эшелона отличаются от первого отсутствием участия государства в их капитале. Второй эшелон образует широкая группа компаний, которые можно охарактеризовать как крупные, в основном публичные компании с хорошим раскрытием информации и кредитным рейтингом не ниже ВВ (S&P) /Ba3 (Moody's). Это ОАО «Вымпелком», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Северсталь», ОАО «Русал», ОАО «Магнит» и др.

Третий эшелон представлен облигациями эмитентов из таких отраслей, как сельское хозяйство, легкая промышленность и пр. Как правило, эми-

тент имеет кредитный рейтинг ниже BB (S&P) /Ba3 (Moody's). К эмитентам третьего эшелона можно отнести облигации ОАО «Соллерс», ООО «Миракс Групп», ООО «Техносила» и т. п.

На современном этапе развития львиная доля корпоративных облигаций первого и второго эшелонов входит в Ломбардный список Банка России, который представляет собой перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение его кредитов. Таким образом, Банк России не только высоко оценивает ценные бумаги эмитента, облигации которого включены в Ломбардный список, но и указывает, что кредитные организации, владеющие такими облигациями, могут привлекать денежные средства Банка России под обеспечение в виде обращающихся на фондовой бирже ММВБ облигаций, так как ломбардные операции являются одним из основных механизмов рефинансирования коммерческих банков.

Эти ценные бумаги становятся еще более привлекательными для инвесторов, сочетая высокий уровень надежности с возможностью выгодного инвестирования финансовых ресурсов. Возможность использования таких ценных бумаг в качестве обеспечения в операциях рефинансирования с Банком России и в сделках междилерского РЕПО обеспечивала им дополнительную привлекательность на протяжении всего 2010 г. Позитивным событием анализируемого периода на первичном рынке корпоративных облигаций стало размещение рыночных выпусков компаниями третьего эшелона. Из общего объема размещений на третий эшелон в 2010 г. приходилось не более 20 %, в то время как до кризиса эта доля составляла 50 %. Такая ситуация объясняется большим количеством дефолтов и технических дефолтов по облигациям эмитентов третьего эшелона в 2009 г. и, соответственно, нежеланием инвесторов брать на себя дополнительные кредитные риски.

В этой связи стоит отметить такую позитивную тенденцию рынка корпоративных долгов в 2010 г., как снижение (почти в два раза) количества дефолтов по корпоративным облигациям по отношению к предыдущему году. На протяжении всего 2010 г. количество дефолтов на рынке корпоративных облигаций постоянно уменьшалось. Если на начало 2010 г. по корпоративным облигациям эмитентов второго и третьего эшелонов было зафиксировано более 20 дефолтов и более 20 технических дефолтов, то уже к концу года эти показатели сократились вдвое, что свидетельствует о стабилизации ситуации на российском рынке корпоративных долгов (рис. 3).

♦ Дефолты — ♦ - - Технические дефолты

В течение 2010 г. на российском рынке ценных бумаг было осуществлено погашение 151 выпуска корпоративных облигаций на общую сумму 379,4 млрд руб. При этом наибольшее количество погашений облигационных выпусков пришлось на апрель, июнь, июль и декабрь, а по объему погашения

21 ^ 20 21

облигационных выпусков в денежном выражении лидировали летние месяцы. При этом июнь стал абсолютным лидером и в количественном, и в рублевом выражении (рис. 4, 5).

Вследствие превышения объема размещения над объемом погашения в 2010 г. увеличился объем

18 15 12 9 6

115 -|

95 -75 -55 35 -15 -5 -

14

11

19

18

12

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Рис. 4. Количество погашенных выпусков корпоративных облигаций в 2010 г. [1, 5]

112,7

18,2

20,6 20,1 21,6

4,8

63,5

33,1

32,6

22,5

18,1

11,6

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Рис. 5. Объем погашения корпоративных облигаций в 2010 г., млрд руб. [1, 5]

8

8

8

7

5

3

0

14 (56) - 2011

Фондовый рынок

3 050 3 000 2 950 2 900 2 850 2 800 2 750 2 700 2 650 2 600 2 550

2 792,10

2 695,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 522

2 542,70

2 500 1—-—I—-—г-

Январь Февраль Март Апрель

1—-—I—-—I—-—I

Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Май

Рис. 6. Объем портфеля обращающихся корпоративных облигаций по их номинальной стоимости в 2010 г.

(на конец месяца, млрд руб.) [1, 5]

портфеля обращающихся корпоративных облигаций. В течение всего года динамика ежемесячного суммарного объема обращающихся на российском рынке корпоративных облигаций имела повышательную тенденцию за исключением летних месяцев, на которые пришлось значительное количество погашенных выпусков корпоративных облигаций (рис. 6).

Высокая активность участников вторичных торгов в течение 2010 г. объясняется ростом объемов сделок с наиболее ликвидными выпусками корпоративных облигаций следующих эмитентов: ОАО «Мечел», ООО «СИБМЕТИНВЕСТ», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «РЖД», ООО «ВымпелКом-Инвест», ОАО «Атомэнергопром», ОАО АФК «Система», ОАО «МТС», ОАО «Северсталь, ОАО «АНК «Баш-нефть», ОАО Банк ВТБ, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Газпром нефть», ОАО «АК «Транснефть»,

9,5 9 8,5 8 7,5

ОАО «АИЖК», ЗАО АК «АЛРОСА». На долю этих эмитентов приходилось более 40 % в суммарном обороте вторичных торгов на фондовой бирже ММВБ.

В условиях значительного объема свободных рублевых ресурсов кредитных организаций преобладала понижательная динамика доходности наиболее ликвидных корпоративных облигаций на протяжении всего 2010 г. Особенно быстро доходность корпоративных облигаций снижалась в первом квартале 2010 г. Так, с января по апрель средняя за месяц доходность корпоративных облигаций понизилась с 9,97 до 7,98 % годовых. Затем диапазон колебаний несколько сузился, с 8,45 % годовых в мае до 7,34 % годовых в августе 2010 г., и уже до конца года разброс границ диапазона колебаний средневзвешенной доходности корпоративных облигаций не превышал 38 пунктов (рис. 7).

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Рис. 7. Ежемесячная средневзвешенная доходность корпоративных облигаций в 2010 г., % годовых

3 000,20

2 985,10

2 889,40

2 677

2 646,40

2 642,90

2 624,80

2 600

Можно предположить, что доходность по корпоративным облигациям в 2010 г. снизилась до докризисных минимумов. В среднем доходность корпоративных рублевых облигаций первого эшелона за 2010 г снизилась с 9,75 до 7,5 % годовых, второго эшелона — с 11,5 до 8,2 %. Снижение до-ходностей происходило на фоне удлинения сроков заимствований, на рынке корпоративного долга появлялись пяти- и семилетние облигации.

На протяжении всего 2010 г. на вторичных торгах корпоративными облигациями на фондовой бирже ММВБ наибольшие объемы операций приходились на облигации кредитных организаций, финансовых компаний, предприятий железнодорожного транспорта, электроэнергетики и металлургии, телекоммуникаций, электроэнергетики и нефтегазового сектора. В основной своей массе это облигации эмитентов первого и второго эшелонов. Сложившиеся на первичном и вторичном рынках уровни доходности корпоративных облигаций, а также высокая ликвидность большинства обращающихся ценных бумаг способствовали сохранению привлекательности корпоративных облигаций как для заемщиков, так и для инвесторов. В целом в 2010 г. ситуация на рынке корпоративных облигаций продолжает постепенно улучшаться. Этот рынок возвращается к тому состоянию, в котором он находился до финансово-экономического кризиса 2008 г Эмиссионная активность российских компаний в 2010 г. сохранялась на приемлемом уровне при медленном восстановлении интереса к новым выпускам корпоративных облигаций эмитентов второго и третьего эшелонов. Можно предположить, что в 2011 г. не меньший интерес инвесторов привлекут и облигации эмитентов третьего эшелона, особенно после дефолтов 2008—2009 гг. Но улучшение ситуации в отечественной экономике, рост инвестиционного и потребительского спроса и вызываемое этим ускорение инфляции способствуют

ожиданию все большим количеством участников рынка повышения ставки рефинансирования. А это в свою очередь сдерживает рынок рублевых облигаций, так как возможности по размещению новых выпусков (тем более долгосрочных) будут ограничены. Поэтому эмитентам третьего эшелона, наиболее нуждающимся в финансировании, будет еще сложнее размещать свои облигации.

Таким образом, распространение инфляционных ожиданий, усиление монетарного давления, риски ухудшения внешней конъюнктуры и ожидания ужесточения денежно-кредитной политики Центрального банка РФ могут оказать соответствующее воздействие на рынок корпоративных облигаций в 2011 г.

Список литературы

1. Информационное агентство «Сбондс.ру» — http://www.cbonds.info/ru/rus/.

2. Информационное агентство Финмаркет — RusBonds — http://www.rusbonds.ru.

3. Мазунин А. Долги выбираются из ямы // Коммерсантъ, 2011. № 1 (4542) от 11.01.2011.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций: Федеральный закон от 27.12.2009 № 352 ФЗ.

5. Центральный банк Российской Федерации — http://www.cbr.ru.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет ЛицензияАА 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «а 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов. Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.