3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд. Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
4. Демина Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. - 123 с.
5. Карпов А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М., 2006.
6. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи, 1996. - С. 427.
7. Соловьева, А.Н. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2009. - 160 с.
8. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л.: Медицина, 1984. - 182 с.
9. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: пер с англ. - М.: Изд-во Педагогика, 1993.
10. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1993.
ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
© Зимакова Л.Н.*
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
В статье дается обзор трансформации представления о проблеме готовности к обучению в школе в историческом развитии психологической науки. Указываются авторы, исследования которых внесли наиболее значительный вклад в развитие представлений о данной проблеме.
Ключевые слова физическое развитие, отношение к школе, мотивы учения, интеллектуальная готовность, коммуникативная готовность, произвольность психических процессов.
Проблема готовности к обучению в школе - одна из фундаментальных проблем психологии вообще и возрастной и педагогической в частности. Постановка и дальнейшее развитие проблемы связаны с возникновением и усложнением организованных форм обучения и воспитания в обществе.
Первые попытки научного обобщения практических данных возникли в конце XIX - начале XX вв. благодаря трудам ученых из разных стран (России, Европы, США) и отраслей науки (медицины, физиологии, педагогики, психо-
* Ассистент кафедры Общей психологии.
логии). Исследуются вопросы, связанные с временем начала обучения, учетом индивидуальных возможностей школьника и влияния обучения на развитие ребенка (А. Нечаев, А. Павлов, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, А. Бине, Б. Хартманн, Г. Мюнстенберг, С. Холл, В. Штерн и др.).
Все большая актуализация проблем, связанных с обучением в школе; расширяющаяся практика научных исследований позволяет к середине XX века обозначить понятие «готовность к обучению в школе» / ГОШ (или «школьная зрелость»), разработать ряд диагностических процедур, а также ввести их в массовое использование в школе благодаря работам П.П. Блонского, Г.И. Россолимо, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.
До конца XX века ГОШ выделилась в самостоятельную проблему в рамках возрастной и педагогической психологии, появилось множество частных направлений исследований, что позволило детально проанализировать проблему теоретически и экспериментально.
Леонтьевым А.Н., Лурия А.Р., Запорожец А.В., Истоминой З.М. разрабатывалась проблема волевой готовности ребенка к обучению, в частности в сфере произвольности психических процессов необходимых для успешного обучения. Работы основывались, в первую очередь, на утверждении Л.С. Выготского, что центральным новообразованием ребенка-семилетки является «утрата непосредственности» и овладение своим поведением.
Эльконин Д.Б. рассматривал ГОШ как возможность произвольной регуляции поведения, основы которой закладываются в коллективной групповой игре.
Божович Л.И. исследовала личностно-мотивационную готовность к обучению в школе в части сформированности познавательных и социальных потребностей, являющихся, по ее мнению, основой внутренней позиции школьника. Последующие исследования внутренней позиции школьника в работах Т.А. Нежновой позволяют выделить в качестве основных компонентов готовности: осознание необходимости учения, положительное отношение к школе, принятие ребенком новых форм организации поведения и деятельности, а также признание авторитета педагога.
Структура мотивов учения, их динамика, соподчинение, взаимосвязь с успешностью обучения - элементы, значимость которых в структуре ГОШ обоснована в работах М.В. Матюхиной, М.Р. Гинзбурга и Н.И. Гуткиной.
Ананьевым Б.Г. и Лурия А.Р. изучались психологические механизмы овладения грамотой и трудности, возникающие при обучении.
Некоторые авторы выделяют умственную (или интеллектуальную) готовность к обучению. Поддьякова Н.Н., Венгер Л.А. и А.Л., Зак А.З., Кеэс П.Я. изучают роль в умственном развитии ребенка различных форм мышления (наглядно-образного, логического), сформированность внутреннего плана действий, а также возрастные показатели основных умственных способностей (сравнения, обобщения, классификации, анализа и т.д.).
Мухина В.С. понимает ГОШ как осознание ребенком необходимости учиться в результате социального созревания. Таким образом, по ее мнению, формируются психические качества, являющиеся предпосылками к успешному школьному обучению.
Лисина М.И., Смирнова Е.О. и Кравцова Е.Е. в своих исследованиях выделяют значимость коммуникативной готовности к обучению в школе. Особое место в жизни ребенка занимает взрослый как источник новых знаний и ретранслятор социальных норм и человеческих отношений. По новому строится взаимодействие со сверстниками, в котором происходит овладение способами коммуникации, необходимыми для коллективной совместной деятельности.
Нельзя забывать о физическом развитии ребенка, его состоянии здоровья, что является основой морфофункциональной готовности к обучению. Исследования начала XX века позволили установить прямо пропорциональную зависимость успешности школьного обучения от физической готовности и состояния здоровья ребенка (Э. Мейман, А. Бине, Г. Гетцер и др.).
В психологической науке можно проследить эволюцию взглядов на проблему ГОШ от целостного понимания запроса практики школьного обучения к теоретическому анализу компонентных составляющих феномена. Таким образом, сложилось традиционное понимание состава ГОШ, включающее в себя: морфофункциональную готовность, личностную (мотива-ционно-волевая сфера), психологическую (интеллектуально-познавательная сфера) и социально-психологическую.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. - М., 1955.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, серия «Мастера психологии», 2008. -276 с.
3. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1981.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проспект. -2000. - 312 с.
5. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1983. - № 6.
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.
10. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1988. - № 1.
11. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - изд. 2-е стереотипное. - М.; Воронеж: Педагогика, 1991. - 416 с.
12. Hetzer H. Die seelischen VerAnderungen des Kindes wAhrend des ersten Gestaltwandels. - Leipzig, 1936.
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗБРАННЫМ ВОПРОСАМ ГЕОМЕТРИИ
© Касымова С.С., Успанова А.И.
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
В данной научной статье описываются проблемы развития пространственного воображения школьников, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс мер и действий, направленных на развитие пространственного воображения школьников на уроках геометрии.
Ключевые слова: воображение, пространственное воображение, развитие, стереометрия, факультатив, геометрия.
Человек - совершенно уникальное создание, так как в человеке происходят процессы, которых нет в любом другом существе, нам известных. Основные процессы - память, мышление и воображение, которые связаны между собой не могут функционировать друг без друга. Например, без воображения и мышления мы бы не могли запомнить даже самые очевидные факты, так как запоминание происходит благодаря восприятию, а восприятие опирается на наше мышление и воображение. И наоборот, при создании образов воображение опирается на память и на мышление. Великий французский мыслитель Д. Дидро, по этому поводу, восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей». В свою очередь, воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.