Научная статья Original article УДК 339.13
doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_133
ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ ДРОНОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ (НА ПРИМЕРЕ НАУКОЁМКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ) AN OVERVIEW OF THE APPLICATION OF TECHNOLOGY FLYING DRONES FOR PRODUCTION PURPOSES (EXAMPLES FROM KNOWLEDGE-INTENSIVE
INDUSTRY)
Ь й московский ■p энононическнй
^jj журнал
Шиболденков Владимир Александрович, к.э.н., заместитель заведующего по научно-образовательной работе кафедры «Бизнес-информатика», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва
Куликова Мария Евгеньевна, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва
Савченко Павел Петрович, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва
Shiboldenkov Vladimir Aleksandrovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head for Scientific and Educational Work of Business Informatics Department, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Kulikova Maria Evgenievna, Bauman Moscow State Technical University, Moscow Savchenko Pavel Petrovich, Bauman Moscow State Technical University, Moscow Аннотация. Целью данной работы является рассмотрение подходов применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в производстве: какие функциональные производственные задачи выполняются, и каким образом БПЛА используют в производстве. Предметом исследования являются сферы практического применения технологии беспилотных летательных аппаратов. Методом исследования является аналитический обзор научных публикаций. В работе раскрываются особенности
рассматриваемой технологии; актуальность БПЛА на рынке высокотехнологичных продуктов и услуг; а также правовой статус инновации. Описываются функциональные возможности дронов с их сопутствующей классификацией. Особое внимание уделяется вопросам использования технологии БПЛА в современной бизнес-практике. В заключении кратко разбираются технико-экономический анализ технологии летательных дронов и существующие проекты от крупных организаций по использованию БПЛА. Abstract. The purpose of this paper is to consider approaches to the use of unmanned aerial vehicles (UAVs) in production: what functional production tasks are performed, and how UAVs are used in production. The subject of the study is the areas of practical application of unmanned aerial vehicle (UAV) technology. The method of research is an analytical review of scientific publications. The paper reveals the features of the technology in question; the relevance of UAVs in the market of high-tech products and services; and the legal status of innovation. The functional capabilities of drones with their associated classification are described. Particular attention is paid to the use of UAV technology in modern business practices. Finally, a technical and economic analysis of flying drone technology and existing projects from major organizations on the use of UAVs are briefly discussed.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, анализ рынка, спрос, дроны, беспилотная технология
Keywords: unmanned aerial vehicle, market analysis, demand, drones, drone technology
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все больше набирают популярность беспилотные летательные аппараты, назначение которых не ограничивается лишь решением военных и метеопрогностических задач, а охватывает широкий спектр коммерческих направлений [1]. Вопросы о целесообразности применения данной технологии и ее жизнеспособности уже не обсуждаются, все эксперты пытаются провести экономические прогнозы развития данной технологии. По результатам составленных прогнозов коммерческое применение беспилотников приведет к 2025 г. к созданию в США 100 000 дополнительных рабочих мест, а национальная экономика получит более млрд [2]. Применение беспилотных технологий поможет увеличить ВВП стран в несколько раз. Рынок услуг с использованием беспилотных летательных аппаратов имеет большой потенциал развития, более широкие способы использования и сферы применения. Вместе с тем индустрия сталкивается с новыми вызовами и нормативно-правовыми препятствиями для коммерции и промышленных отраслей. Ожиданий от беспилотников действительно много, рост на
применение беспилотной авиации имеет место быть, но сдерживающим фактором для применения БПЛА остается именно авиационное регулирование и отсутствие инфраструктуры. Поэтому крайне важно рассмотреть особенности применения такой инновационной технологии в производственных целях для понимания возможных преимуществ и недостатков от внедрения дронов в современную промышленность. Для более глубокого понимания роли БПЛА в промышленности требуется обработка огромного количества информации и данных, посвященных робототехнике и тенденциям ее развития.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИИ БЕСПИЛОТНЫХ ДРОНОВ
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) - искусственный мобильный объект, не имеющий на борту экипажа и способный самостоятельно целенаправленно перемещаться в воздухе для выполнения различных функций в автономном режиме или посредством дистанционного управления. Беспилотный летательный аппарат функционирует не абсолютно самостоятельно, а в составе комплекса. Такой комплекс называют беспилотной авиационной системой (БАС). В эту систему входит не только сам летательный аппарат, но также вся инфраструктура и средства обеспечения: транспортно-пусковое устройство, средства связи, наземный пункт управления, диспетчерские пункты, ретрансляционные узлы, станции подзарядки, средства транспортирования, запуска, посадки [3]. Составные части отдельно взятого дрона выглядят следующим образом (см. рис. 1):
1 Тор pia:e
2 Boftom plat*
3 Raye ol the (rame
4 RC Recew
5 FRgM Controfler
6 Brushless motot»
7 Speed cootrollers
8 Battory
9 ВиЛнп CORE module and the *u*pens»on controRor
10 Brushloss moto»
11 FPV caméra
12 Video Tran»m<t»er
13 HD caméra
Составлено авторами по материалам исследования: [3] Рис. 1. Элементы конструкции БПЛА
Основой летающего аппарата является рама. Именно на нее устанавливаются все элементы. В большинстве случаев ее делают из полимеров и разных сплавов металлов. Полетный контроллер управляет дроном. На него приходят сигналы от пульта управления. В контроллер входят процессор, барометр, который, определяет высоту, акселерометр, гироскоп, GPS-навигатор, оперативное запоминающее устройство, устройство приема сигнала. Двигатели, регуляторы и пропеллеры отвечают за полет беспилотника. При помощи регулятора задается скорость летающего аппарата [4, 6-8]. Аккумулятор является источником энергии для двигателя, а также других элементов дрона. Коммерческие и потребительские беспилотники управляются при помощи пульта управления. Военные агрегаты управляются как с помощью пульта, так и спутниковых систем [5].
Анализ публикаций в сфере аналитики, связанной с развитием и предполагаемым будущим инновационной технологии дронов, показал, что БПЛА - прорыв в мире коммерции. С развитием технологий беспилотники вызывают огромный интерес не только в военных кругах, но и у промышленных предприятий для решения их задач. Интерес к беспилотникам связан с простотой эксплуатацией, доступностью продуктов, экономией ресурсов и оперативным выполнением сложных технических задач. На сегодняшний день беспилотники можно применять в коммерческих, развлекательных, научно-исследовательских и других целях [9].
Что касается актуальности данной инновационной технологии, рынок услуг с использованием беспилотных летательных аппаратов имеет большой потенциал развития, более широкие способы использования и сферы применения. Однако индустрия сталкивается с новыми вызовами и нормативно-правовыми препятствиями для коммерции и промышленных отраслей [10-13].
Рынок БПЛА прошел путь от массового непонимания в отношении применения дронов и узконаправленности до уверенного роста и все более широкого внедрения их в различные сферы. Ожидается, что к 2025 году объем рынка беспилотных летательных аппаратов составит 42,8 млрд долларов. Хоть 2019 год (пандемия) и 2022 год (военная специальная операция на Украине) негативно повлияли на экономическую ситуацию во многих странах, данные периоды характеризуются расцветом технологии беспилотных летательных аппаратов. Производство и продажи БПЛА увеличились многократно.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДРОНОВ
Дроны оснащены встроенным программным обеспечением, которое отправляет команды исполняющим устройствам БПЛА или удалённому контроллеру. Во многом качество и надежность системы управления БПЛА зависит от программного обеспечения. В последние годы для управления роботизированными системами, в том числе и БПЛА, широкое распространение получили операционные системы реального времени (ОСРВ).
Такие операционные системы позволяют реагировать БПЛА на возникающие события и изменения в окружающей обстановке с высокой точностью. Современные БПЛА напоминают летающие компьютеры с операционной системой реального времени, контроллерами полета, что открывает возможность для перехвата управления беспилотником. В настоящее время созданы дроны, которые летают в поисках других дронов и взламывают их системы управления, отключают владельца и перехватывают дрон. Данная проблема сформировала целую отрасль по разработке безопасных систем управления БПЛА [14-17].
В качестве данных для обучения системы были собраны снимки с камеры и характеристики положения и скорости дрона в момент, когда снимки были сделаны. CNN (Свёрточная нейронная сеть) напрямую сопоставляет сырые изображения среды к направлению и скорости. На основе того, что выдает CNN, генерируется траектория минимального рывка. Контроллер дрона получает эту траекторию и направляет дрон согласно ей. Удается достичь того, что система работает в самом дроне, не требует глобальной оценки состояний. Система остается независимой от типа дрона и местности.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ Соблюдение необходимых требований к выполнению работ с применением БПЛА приводит к ограниченности развития данного направления. При этом, правовая сфера в данном направлении характеризуется отсутствием полной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность применения беспилотных летательных аппаратов, а также отсутствием норм и порядка сертификации и стандартизации БПЛА [18-19].
В таблице 1 приведены значимые элементы БПЛА и уровни их регулирования законом с субъективной оценкой критичности фактора, где 0 - не критичен, а 5 - крайне критичен.
Таблица 1 - Особенности регулирования БПЛА в РФ
Область р е гу л н [з о в ,1 н и я БПЛА Критич нос ть Статус в РФ Примечание
Регистрация 1 Происходит по предв арительн ой онлайн-заявки с 2019 года
Классификация 3 Классификадия по весу Класси фикадия БПЛА в РФ
БПЛА включает в себя 3 группы, распределенных по весу. Регулирование Е"Ц" определяет 5 групп по весу, размерам, автономности, системам безопасности и высоте. Разделяются три категории полетов
Классификация 3 ПВС -
воздушного
пространства
Удаленная ПВС -
идентификация
(УИДУКПЛА
Использование 5 ПВС до 150 м Предварительное согласование
воздушного полета занимает от 3 дней.
пространства временное закрытие воздушного пространства для других п ользов ателей
Летная годность 2 ПВС
С ерти фикадия 3 OTCVTCTBveT С ерти фикадия летной годности
БПЛА (Камер, БПЛА, сертификадия камер и ПО
ПО) для официального статуса результатов съемки
Азро фото съемка ПВС Требуется разрешение Генштаба
(АФС) России, штаба округа, "УФСВ. После съемки контрольный просмотр. От нескольких дней до месяца
Страхов ани е 4 OTCVTCTBveT Страхование обеспечивает
ответственности. саморегулирование. Страховщики
имущества отсекают высокии уровень риска
Полеты над 2 Отсутствует Для полетов над людьми БПЛА
людьми должны иметь системы безопасности и систему7 оценки риска полета дрона
Кибербезоп асн о с 4 Отсутствует Устойчивость к помехам для
тъ С-Т_ГА\Т навигационного ооорудования: правила использования анти дронов
Составлено авторами по материалам исследования
Рассмотрим подробнее процесс правового регулирования дронов в РФ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Для беспрепятственного использования БПЛА на территории РФ требуется легализация дрона. Правила легализации дрона зависят от его взлетной массы. В таблице
2 отражены основные составляющие процесса легализации летательных аппаратов, сущность которого разнится от массы, необходимой для взлета дрону.
Таблица 2 - Стадии легализации дронов в зависимости от их взлетной массы
Масса J [JOH л Сущность легализации
< 250 грамм Отсутствие каких-либо юридических процедур
от 250 грамм до 30 килограмм (легкие дроны) Постановка, на лчет - уведомление Росавиации о факге владения дроном (через Госуслуги, Портал учета беспилотных воздушных судов. Почту). Сроки подачи заявления различаются в зависимости от основания приобретения дрона (покликав РФ, ввоз из другой страны, самостоятельное изготовление)
>30 кг (тяжелые дроны) Регистрация дрона. Регистрация подразумевает выдачу свидетельства о регистрации, номера дрона и занесение его в специальный реестр. Сроки подачи заявления - такие же, как для постановки нал^чет
Составлено авторами по материалам исследования
Что касается денежного вопроса, пошлинам и налогам подвергаются лишь тяжелые дроны: госпошлина за регистрацию и транспортный налог. Для использования дронов в коммерческих целях необходимо получить сертификат эксплуатанта. Для этого необходимо направить в Росавиацию целый пакет документов:
— свидетельство о регистрации дрона;
— сертификат летной годности;
— свидетельство о квалификации оператора дрона;
— полис страхования гражданской ответственности;
— руководство по производству полетов.
Компании, которые намерены использовать дроны для геодезических или картографических работ, обязаны предоставить разрешение Генштаба и ФСБ.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОДУКТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Тщательный анализ технологии БПЛА показал широкое разнообразие дронов, которые могут быть применены для решения разнородных задач. На данный момент существует несколько оснований для классификации дронов: по весовой категории, способу управления и принципу полета [20].
В таблице 3 представлена классификация дронов в соответствии с их весовой категорией с уточнением областей, где данные устройства обладают наиболее значимыми характеристиками.
Таблица 3 - Классификаций дронов по весовой категории
Ос новани
е* для классифи Тип дрона ттх Отр а с ль/С еше нт Характеристика
кации
По Микро ИХ микро-дрона: Отрасли Достоинство —
весовой вес менее 10 кг: примен ения высокая
категории время полета, менее микро -дрона: маневренность.
1 часа: игрлтпка; недостаток —
высота полета — 1 аэро фото съе невозможность
километр: мка: полноценного
дальность действия спортивные использования при
до 25Л0 км мероприятия сильных п орыв IX ветра
Малые ТТХ малого дрона: Отрасли X арактеризуется
вес до 30 кг: примен ения быстротой и
время работы Зо микро -дрона: удобностью
часов без перерыва: внутрипроиз лттравления
высота полета в о д ств енн о е
варьируется от 3 до применение:
5 километров аэросъемка: разведка: сельское хозяйство
Средни ТТХ среднего дрона: Отрасли X арахгери эттотся
е вес может достигать примен ения оп тимальным
1 тонны: микро -дрона: сочетанием
время работы логистика: маневренности и
может достигать 15 геолог оразв е грузоп о дьемн о сти.
часов: дка: Плюсом является
поднимаются на н ефгег азов ая устойчив о сгь к
высоту до 10 отрасль: порывам ветра
километров: мониторинг
флтиеционирлтот на лесных
средних дальностях массивов
70—1000 службами
километров лесной охраны
Тяжелы ТТХ тяжелого дрона: В о енные задачи: Считается самым
е вес больше тонны; беспрерывный полет больше 24 часов: в озможн ость межкон тин ен гальн ых перелетов: могут перемещаться на высоте 20 километров тран сп ортировка надежным решением, но значительно уступает более мелким моделям в маневренности.
Составлено авторами по материалам исследования: [20]
Тяжелые дроны, обладающие массивностью и объективно большим функционалом, используются для сложных и требующих высокой точности задач. Малые и средние дроны, находят свое применение в мониторинге анализе труднодоступных мест и элементов.
Еще одним основанием для классификации используемых дронов в производстве, которое отражено в таблице 4, является принцип полета БПЛА. Выделяют следующие виды дронов: с жёстким крылом (самолетный тип), с гибким крылом, с вращающимся
крылом (вертолетный тип), с машущим крылом и дрон аэростатического вида [21 -22]. Таблица 4 - Классификаций дронов по принципу полета
Основание
для юла ссифик Тип ттх Отрасль/Сегие Характеристика
драна нт
зции
По С Аппараты такого Отрасли Подъёмная сила
принципу7 жёстким типа отличаются примен ения создаётся
попета крылом большей микро -дрон а: аэро дин амическим
(самолёт дли тельн о стью о бел ед ов ани способом за счёт напора
лого полёта. е состояния воздуха, набегающего на
типа) максималън ой местности и н еп о движн о е крыто.
высотой полёта и о бъектов Такой в ариант наиболее
высокой ин фраструкт экономичен по топливу
скоростью УРы: и н вентариза ция лесов и п о сев ов: аварийно-спасателъны е работы и имеет большой радиус действия
С Это винтовые II сп о льзуются Дешёвые и экономичные
гиошм машины. для разведки (в летательные аппараты
крылом оснащенные не менее двумя моторами том числе и в городской среде) аэродинамического типа
с К этой гругпп е Отрасли Преимуществами БПЛА
вращаю относятся БПЛА, примен ения вертолетного типа
гцимся имеющие больше микро -дрона: являются способность
крылом двух несущих аэро фото съе зависания в точке и
(вертолё винтов. Как мка: высокая маневренность
шого правило, относятся мониторинг
типа) к классам мини - и микро -БПЛА ситуации: пров едени е сельскохозя й ств енных работ: логистика
С Основаны на В о енные задачи Главные преимущества
машу тип 5и оническом заключаются в их
м принципе эиергоэффективности и
крылом ман евренн о схи
Аэро стат Особый класс Отрасли Преимущества —
ичесхото БПЛА, в котором примен ения большая
типа подъёмная сила микро -дрон а: грузоп о дьемн о ехъ и
создаётся реклама: д альн о стъ
преимуществ енн о вид еон абтю беспосадочных полетов.
за счёт дение: Достижимы более
архимедовой силы. СМИ: высокая надежность и
действующей на разведка: безопасность, меньшая
баллон. военные стоимость полета в
зап олн енный задачи: расчете на единицу
лёгким газом (как борьба с массы перевозимого
правило, гелием) лесными пожарами: пои ск людей груза. Длительность нахождения в воздухе может измеряться н ед елями
Составлено авторами по материалам исследования: [21-22]
Нередко бывает так, что для однонаправленных производственных целей могут использоваться дроны различного типа. Все зависит от функциональных и стоимостных характеристик определенных моделей БПЛА, которые рассматриваются для приобретения.
Проведем технико-экономический анализ дронов. Анализ российского рынка БПЛА показал:
— Цена микро дронов начинается от 2 тыс до 2.5 млн (все зависит от набора и технических характеристик);
— Цена мини дрона начинается от 30 тыс до 3млн руб (все зависит от набора и технических характеристик);
— Цена сред дрона начинается от 180 тыс до 3.5 млн руб (все зависит от комплектации аппарата, количества и видов целевых полезных нагрузок, количества запасных деталей, условий сервисного обслуживания);
— Цена тяжелого дрона начинается от 1.5 млн и до 10 млн руб (все зависит от комплектации аппарата, количества и видов целевых полезных нагрузок, количества запасных деталей, условий сервисного обслуживания).
Окончательная цена зависит от технических характеристик дрона, комплектации аппарата, условий сервисного обслуживания и видов целевых полезных нагрузок. Для примера рассмотрим микро и тяжелые дроны. На рынке стоимость аккумуляторов и запасных деталей для микро дронов может варьироваться от 1000 - 500 тыс руб. Все зависит от модели дрона и его способностей. К таким дронам можно уставить камеру с техническим зрением, цена на рынке варьироваться от 35 - 250 тыс. руб, лазерные датчики для БПЛА начинают от 45 - 350 тыс. руб.
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ БПЛА Анализ публикаций в области исследования технологии БПЛА позволяет рассматривать множество областей применения БПЛА. При этом в России наибольшую популярность в применении дронов приобрели следующие сферы производства (см. рис. 2):
Ой
о г о о. Ч
с: г г ш г
«и
а. с
я
а. _
-е-
и
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Процентное соотношение использования дронов в определенной
области
Составлено авторами по материалам исследования
Рис,, 2. Сферы деятельности российских компаний, работающих на рынке
Дроны - это технология, способная «перевернуть» мир бизнеса [23]. Однако имеются некоторые барьеры, при встрече с которыми предприниматели и другие заинтересованные лица не спешат внедрять данную инновационную технологию в свою деятельность:
— Нет четкого понимания законодательства РФ в сфере использования потребительских и коммерческих дронов в воздушном пространстве России;
— Отсутствие в России современной производственной базы, ориентированной на массовый потребительский и массовый коммерческий рынок, что приводит к более высоким издержкам и повышению стоимости аппаратов;
— Недостаточная осведомленность в преимуществах беспилотников для предприятий из их отраслей;
— У предпринимателей есть серьезные опасения по использованию дронов не по назначению для вмешательства в частную жизнь и коммерческую тайну, по возможности перехвата и получения контроля за дроном другими лицами [24].
Рассмотрим подробнее все сферы использования технология БПЛА в производственных целях (см. рис. 3).
Дроны коммерческого назначения помогают многократно увеличить производительность и безопасность производственных объектов, а также сокращают расходы и другие ресурсы организаций. В нефтегазовой отрасли БПЛА помогают существенно снизить риски, связанные с внезапной остановкой производства из-за непредвиденных сбоев, а также повысить безопасность и эффективность работ. Использование дронов в сельском хозяйстве позволяет фермерам экономить на объеме используемых химикатов, а также сокращает ущерб для остальных культур, так как раньше при выявлении заболевания обрабатывали всю посевную площадь целиком.
ОБСУЖДЕНИЕ Кейс№1 БПЛА на нейронных сетях для поиска человека
Рой от GoFPV представляет собой несколько небольших (35 см) машин, оборудованных: GPS, видеокамерой, нейронной сетью, обученной для распознавания человека, системой уклонения от препятствий. Ключевая задача «Тезея» - пролететь 10 км на одной зарядке аккумулятора, что составляет не более 30-35 минут, исследовать территорию по маршруту полета и в случае обнаружения человека передать обработанные
данные оператору (см. рис. 4).
Кейс №2. БПЛА в логистике
«Газпром нефть» впервые осуществила доставку груза на удаленное месторождение с помощью беспилотного летательного аппарата [31]. С 2015 года «Газпром нефть» ведет
промышленную эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов для мониторинга работы напорных нефтепроводов. БПЛА обеспечивают контроль целостности внутрипромысловых магистралей, в том числе на отдаленных участках месторождений.
Кейс №3. Такси-дроны
В 2017 году компания Uber представила концепт проекта беспилотных летательных аппаратов для пассажирских перевозок, который предполагалось реализовать к 2020 году. А проблему пробок в городах компании открыто сравнивали с нехваткой площадок для строительства жилых и офисных зданий, которую удалось решить в США с помощью небоскребов, и именно называли дроны будущим рубежом развития личного транспорта. Да, в 2018 году фокус компании сместился к более практичным решениям, например доставке заказов сервиса Uber Eats при помощи дронов. Вместе с тем от футуристического видения автономных летающих такси Uber так и не отказался. В июне 2019 года компания объявила о планах запустить летающие такси в Лос-Анджелесе и Далласе-Форт-Уэрте к 2023 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данный момент российский рынок беспилотных летательных аппаратов только набирает обороты и находится стадии зарождения и приобретении первых значительных сдвигов в своем развитии. Однако уже сейчас многие компании понимают актуальность данной технологии и преимущества использования дронов в коммерческих целях. Но развитию данного рынка мешают различные барьеры, которые оказывают огромное влияние на тенденцию использования дронов в качестве инструмента оптимизации производства: правовые барьеры, технические ограничения и рыночные условия. Однако несмотря на такие существенные «преграды», БПЛА продолжаю значительно совершенствоваться. Их роль в нашей жизни с каждым днем растет, дроны находят свое применение от военных операций до развлекательных мероприятий.
Список источников
1. Cerna I. The unmanned aerial vehicles in international trade and their regulation, Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 3, pp. 83-91. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.83-100
2. Future of Drones: Applications & Uses of Drone Technology in 2021 // INSIDER URL: https://www.businessinsider.com/drone-technology-uses-applications (дата обращения: 05.02.2023).
3. Milicevic Zoran M., and Bojkovic Zoran S.. «FROM THE EARLY DAYS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES (UAVS) TO THEIR INTEGRATION INTO WIRELESS NETWORKS» Vojnotehnicki glasnik, vol. 69, no. 4, 2021, pp. 941-962.
4. Moskalenko V. V., Moskalenko A. S., Korobov A. G., and Zaretsky M. O.. «A model and training algorithm of small-sized object detection system for a compact aerial drone» Радюелектрошка, шформатика, управлшня, no. 1 (48), 2019, pp. 110-121. doi: 10.15588/1607-3274-2019-1-11
5. Vergouw, Bas & Nagel, Huub & Bondt, Geert & Custers, Bart. (2016). Drone Technology: Types, Payloads, Applications, Frequency Spectrum Issues and Future Developments. 10.1007/978-94-6265-132-6_2
6. M. Faessler, A. Franchi, and D. Scaramuzza, "Differential flatness of quadrotor dynamics subject to rotor drag for accurate tracking of highspeed trajectories," IEEE Robotics and Automation Letters, vol. 3, no. 2, pp. 620-626, 2018.
7. R. Mahony, V. Kumar, and P. Corke, "Multirotor aerial vehicles: Modeling, estimation, and control of quadrotor," IEEE Robotics & Automation Magazine, vol. 19, no. 3, pp. 20-32, 2012.
8. C. Forster, M. Pizzoli, and D. Scaramuzza, "SVO: Semi-direct visual odometry for monocular and multi-camera systems," IEEE Transactions on Robotics, Vol. 33, Issue 2, pages 249-265, 2017.
9. WHAT IS A DRONE: MAIN FEATURES & APPLICATIONS OF TODAY'S DRONES // DroneLab URL: https://www.mydronelab.com/blog/what-is-a-drone.html (дата обращения: 05.02.2023).
10. P.A. Drogovoz, O.M. Yusufova, A.V. Gutenev «An approach to the economic assessment of scientific and technical realizability of the aircraft and space systems development», in Modelling in engineering 2020, AIP Conference Proceedings 2383, 070019 (2022); https://doi.org/10.1063/5.0074916
11. P.A. Drogovoz, N.A. Kashevarova, V.A. Dadonov, T.G. Sadovskaya, M.K. Trusevich Industry 4.0 in Russia: Digital Transformation of Economic Sectors // Industry 4.0 in SMEs Across the Globe: Drivers, Barriers, and Opportunities / edited by J.M. Müller, N. Kazantsev. Boca Raton: CRC Press, 2021. P. 195-211. DOI: https://doi.org/10.1201/9781003165880-15
12. P. A. Drogovoz, O. M. Yusufova, V.A. Shiboldenkov, A. R. Nevredinov, "An approach to exploratory neural network analysis and visualization of economic data in the space industry", in XLIV Academic Space Conference, AIP Conference Proceedings 2318, 070007 (2021); https://doi.org/10.1063/5.0039855
13. Drones Startups in Russia // Tracxn URL: https://tracxn.com/explore/Drones-Startups-in-Russia (дата обращения: 06.02.2023).
14. M. Johnson-Roberson, C. Barto, R. Mehta, S. N. Sridhar, K. Rosaen, and R. Vasudevan, "Driving in the matrix: Can virtual worlds replace humangenerated annotations for real world tasks?" in IEEE International Conference on Robotics and Automation (ICRA), 2017
15. R. Judd and A. Knasinski, «A technique to calibrate industrial robots with experimental verification,» Proceedings. 1987 IEEE International Conference on Robotics and Automation, Raleigh, NC, USA, 1987, pp. 351-357, doi: 10.1109/ROBOT.1987.1088010
16. Zengxi Pan, Joseph Polden, Nathan Larkin, Stephen Van Duin, John Norrish, Recent progress on programming methods for industrial robots, Robotics and Computer-Integrated Manufacturing, Volume 28, Issue 2, 2012, Pages 87-94, ISSN 0736-5845, https://doi.org/10.1016/j.rcim.2011.08.004
17. P. Nooralishahi, F. López and X. P. V. Maldague, «Drone-Enabled Multimodal Platform for Inspection of Industrial Components,» in IEEE Access, vol. 10, pp. 41429-41443, 2022, doi: 10.1109/ACCESS.2022.3167393
18. Wang, Tianqi & Chang, Dong. (2021). Robust Navigation for Racing Drones based on Imitation Learning and Modularization
19. J. Fryman and B. Matthias, «Safety of Industrial Robots: From Conventional to Collaborative Applications,» ROBOTIK 2012; 7th German Conference on Robotics, Munich, Germany, 2012, pp. 1-5
20. Stocker, Claudia & Bennett, Rohan & Nex, Francesco & Gerke, Markus & Zevenbergen, J.. (2017). Review of the Current State of UAV Regulations. Remote Sensing. 9. 459. 10.3390/rs9050459
21. Hagele, M., Nilsson, K., Pires, J.N., Bischoff, R. (2016). Industrial Robotics. In: Siciliano, B., Khatib, O. (eds) Springer Handbook of Robotics. Springer Handbooks. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32552-1_54
22. J. Swevers, W. Verdonck and J. De Schutter, «Dynamic Model Identification for Industrial Robots,» in IEEE Control Systems Magazine, vol. 27, no. 5, pp. 58-71, Oct. 2007, doi: 10.1109/MCS.2007.904659
23. K. Narendra and K. Parthasarathy, "Identification and control of dynamical systems using neural networks," IEEE Transactions on Neural Networks, vol. 1, no. 1, pp. 4-27, 1990
24. P. A. Drogovoz, N. A. Kashevarova, N. P. Kapran Approach to valuation of aerospace technologies commercialization capability // AIP Conference Proceedings. 2021. Vol. 2318. Art. No. 070003. DOI: https://doi.org/10.1063/5.0035767
25. Fan Yu Chen, Gripping mechanisms for industrial robots: An overview, Mechanism and Machine Theory, Volume 17, Issue 5, 1982, Pages 299-311, ISSN 0094-114X, https://doi.org/10.1016/0094- 114X(82)90011 -8
26. Lyudmila Petrovna Varlamova, Muyassar Shavkatovna Mamatkulova, and Farukh N. Xo'Jaqulov. «IMAGES PROCESSING OF TECHNOLOGICAL OBJECTS OBTAINED FROM DRONE ROBOTS» Scientific progress, vol. 3, no. 2, 2022, pp. 224-231
27. Nooralishahi, P.; Ibarra-Castanedo, C.; Deane, S.; López, F.; Pant, S.; Genest, M.; Avdelidis, N.P.; Maldague, X.P.V. Drone-Based Non-Destructive Inspection of Industrial Sites: A Review and Case Studies. Drones 2021, 5, 106. https://doi.org/10.3390/drones5040106
28. Feltynowski Mariusz, and Zawistowski Maciej. «Opportunities related to the use of unmanned systems in emergency services» Safety & Fire Technology, vol. 51, no. 3, 2018, pp. 126-136
29. S. Ross, G. Gordon, and D. Bagnell, "A reduction of imitation learning and structured prediction to no-regret online learning," in International Conference on Artificial Intelligence and Statistics (AISTATS), 2011
30. C. Cadena, L. Carlone, H. Carrillo, Y. Latif, D. Scaramuzza, J. Neira, I. D. Reid, and J. J. Leonard, "Past, present, and future of simultaneous localization and mapping: Toward the robust-perception age," IEEE Transactions on Robotics, vol. 32, no. 6, pp. 1309-1332, 2016
31. Gazprom Neft uses an unmanned aerial vehicle for oilfield freight deliveries for the first time // hermesOILTRADING URL: https://hermesoil.co/gazprom-neft-uses-unmanned-aerial-vehicle-oilfield-freight-deliveries-first-time/ (дата обращения: 06.02.2023).
Для цитирования: Шиболденков В.А., Куликова М.Е., Савченко П.П. Обзор применения технологии летательных дронов в производственных целях (на примере наукоёмкой промышленности) // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qie.su/nauki-o-zemle/moskovskii-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-39/
© Шиболденков В.А., КуликоваМ.Е., Савченко П.П., 2023. Московский экономический
журнал, 2023, № 3.