Научная статья на тему 'Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации'

Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12926
2049
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера культуры / культурная политика / нормативно-правовое регулирование. / sphere of culture / cultural policy / normative legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М Н. Магомедов, Н А. Носкова

На современном этапе развития общества культурная деятельность играет ведущую роль в формировании гармонично развитой личности. С каждым днем культурные и духовные потребности граждан возрастают, в итоге усложняется и сам процесс регулирования культурной деятельности. Разработка актуальной нормативноправовой базы, корректировка существующего законодательства становится важной задачей государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М Н. Магомедов, Н А. Носкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF LEGAL REGULATION OF THE CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

At the present stage of development of society cultural activity plays a leading role in the formation of a harmoniously developed personality. Every day the cultural and spiritual needs of citizens increase, and as a result the process of regulating cultural activities becomes more complicated. The development of an up-to-date regulatory framework and the adjustment of existing legislation is becoming an important task of the state.

Текст научной работы на тему «Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры Российской Федерации»

ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Н. Магомедов, канд. экон. наук, доцент Н.А. Носкова, старший преподаватель

Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10597

Аннотация. На современном этапе развития общества культурная деятельность играет ведущую роль в формировании гармонично развитой личности. С каждым днем культурные и духовные потребности граждан возрастают, в итоге усложняется и сам процесс регулирования культурной деятельности. Разработка актуальной нормативно-правовой базы, корректировка существующего законодательства становится важной задачей государства.

Ключевые слова: сфера культуры, культурная политика, нормативно-правовое регулирование.

Культура России исторически является одним из приоритетов государственной политики. Перед страной стоит задача проведения экономической и социальной модернизации на фоне сложной международной обстановки. В этих условиях готовность России ответить на разнообразные вызовы современного мира во многом зависит от состояния общества, его морального духа, сплоченности и устойчивости.

Основной целью государственной культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества. В основу государственной культурной политики положены зафиксированные в Конституции Российской Федерации гражданские свободы и права, обязанности и ответственность граждан и государства.

Государственная культурная политика является одним из определяющих условий укрепления и обеспечения национальной безопасности в условиях сохранения серьезных угроз для традиционных российских духовно-нравственных ценностей, для сохранения и развития общероссийской идентичности народов Российской Федерации, для культурного наследия и культурной и исторической памяти.

Правовой основой для включения государственной культурной политики в Стратегию национальной безопасности стал

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В Указе содержится важная констатация, относящаяся к положению и роли России в современном мире, в частности, говорится о том, что российское государство готово обеспечить суверенитет, территориальную целостность и защиту прав соотечественников за рубежом. Определяющим направлением внутренней культурной жизни России является возрождение традиционных российских ценностей, среди которых: сохранение межнационального мира, обеспечение культурного многообразия и единства культур, государственная поддержка семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Стратегия национальной безопасности исходит из наличия в сфере внешней политики реальных угроз и вызовов для национальных интересов. Несмотря на завершение холодной войны, западные партнеры проводят по отношению России политику «сдерживания», без должных оснований объявляют ее «мировым злом» и используют это как предлог для расширения НАТО.

Конституция СССР 1977 г. впервые в истории конституционного развития закрепила в качестве одного из направлений деятельности Советского государства заботу об охране, приумножении и широком

использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня /ст. 27/, предусматривая при этом право граждан на пользование достижениями культуры, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радиовещания, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными странами (ст. 46).

Законодательство России о культуре и культурной политике представляет собой иерархически структурированную систему, состоящую из нескольких блоков законных и подзаконных актов. Первая группа - группа базисных законов, которую можно определить как документы стратегического планирования и управления в сфере культуры. Концептуальную основу указанных нормативных актов составляет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В сфере культуры и культурной политики он реализуется в виде следующей структуры взаимосвязанных нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации определяет конституционные основы культурной политики; Стратегия национальной безопасности (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683) содержит раздел «Культура», в котором определены стратегические цели национальной безопасности в сфере культуры; Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808) формулируют цели, стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации; Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р) содержит сценарии, цели,

задачи и приоритетные направления реализации Стратегии, определяет новую модель культурной политики, механизмы и ожидаемые результаты [1].

В следующую группу законов, регулирующих отношения в сфере культуры и культурной политики, входит ряд федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Среди федеральных законов выделим законы общего применения и отраслевые законы, составляющие соответствующие подгруппы. К первой подгруппе можно отнести: Федеральный закон от 09 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с последующими поправками); Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, в [4] раскрывается сущность ключевых определений культурной деятельности: культурные ценности, культурные блага, творческая деятельность, культурное наследие и др. Также в данном законе определены права и обязанности участников культурной деятельности, определена роль государства в области культуры.

Многие нормы Основ, принятых до введение в действие Конституции Российской Федерации, Гражданского, Трудового, Налогового и т.п. кодексов Российской Федерации, нашли развитие в более поздних правовых актах в том числе и общего характера, другие положения по той же причине утратили силу. Однако целый ряд норм по-прежнему остаются актуальными и с течением времени приобретают все более принципиальный характер. Так, многие судебные споры были разрешены на основании ст. 31 Основ, устанавливающей право государственных органов вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, если такая деятельность ведет к пропаган-

де войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

По мысли законодателя принципы, закрепленные в Основах, должны были получить развитие в самостоятельных законах или их отдельных положениях, что и было сделано с принятием отраслевых законов [3].

Вторую подгруппу составляют отраслевые федеральные законы, объектом регулирования которых выступают конкретные направления культурной политики Российской Федерации: Федеральный закон от 23 ноября 1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле»; Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 06 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 мая 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 15 апреля 1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федеральный закон от 17 ию-ня1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др.

Так, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации (с изменениями на 28 ноября 2018 года)» определены принципы государственной политики в области кинематографии, как неотъемлемой части культурной жизни. Также в данном законе раскрывается понятийный аппарат отрасли, определяются правила проката фильма и выдачи прокатного удостоверения, перечислены меры государственной поддержки отрасли и т.д.

Кроме перечисленных законов, отношения в области культуры, затрагивающие вопросы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и учреждений культуры, охраны сохранения куль-

турного наследия, социального обеспечения работников сферы культуры находят свое отражение и в целом ряде других законодательных актов Российской Федерации.

Это, прежде всего, целый ряд кодексов Российской Федерации:

- Гражданский кодек: рассмотрены вопросы изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе и некоммерческих; общих принципов оборота недвижимости; к объектам гражданских прав отнесены результаты интеллектуальной деятельности.

- Кодекс об административных правонарушениях рассмотрены вопросы административной ответственности за Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение авторских и смежных правах, а также за контрабанду культурных ценностей.

- Уголовный кодекс: установлены правовые нормы об ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры.

- Градостроительный кодекс: рассмотрены вопросы в части правового обеспечения сохранения исторически населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды.

- Земельный кодекс: рассмотрены отношения в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения.

- Бюджетный кодекс: рассмотрены вопросы, касающиеся проблем культуры, в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки целевых бюджетных фондов, государственных и целевых программ (проектов).

- Налоговый кодекс: рассмотрены вопросы в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ.

- Таможенный кодекс: рассмотрены льготы на ввозимое оборудование для нужд музеев и киностудий [2].

Нормативными актами Правительства Российской Федерации утвержден ряд федеральных программ, к числу которых относятся: Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта

2012 г. №1864 (сегодня эта программа является одной из подпрограмм государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.); Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа

2013 г. № 7185; Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №3176, и др.

На уровне субъектов Российской Федерации принято более двухсот законов, регулирующих вопросы культуры. Среди них можно выделить две группы законов. В первую группу входят законы, которые дублируют почти все основные положения федерального законодательства. Примерно в шестидесяти субъектах России приняты законы о культуре, аналогичные Федеральному закону «Основы законодательства Российской Федерации в сфере культуры». Другую группу законов субъектов Российской Федерации составляют законы, которые адаптируют федеральное законодательство в сфере культуры с учетом

региональной специфики и устанавливают дополнительные гарантии общедоступности культурных благ на своей территории. Наряду с этим региональные органы власти включают в механизмы нормативного правового регулирования культурной деятельности вопросы, не отраженные в федеральных законах. Так, в ряде субъектов оформлен статус работников творческих союзов и творческих мастерских, меценатов; регулируются вопросы, связанные с развитием и сохранением фольклорных традиций; установлены формы поощрения для региональных работников культуры. Например, закон Новгородской области от 22 декабря 2016 г. № 42-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки заслуженных деятелей культуры и искусства Новгородской области в 2017-2020 гг.» установил одиннадцать денежных выплат по 12 тыс. рублей каждая для заслуженных деятелей культуры и искусства по результатам конкурсного отбора.

Законодательство в сфере культуры носит публичный характер. Законы обращены к обществу, являются частью общественных отношений и распространяются на все население. Культурная политика предполагает широкое участие общественных организаций в подготовке проектов законов через общественные палаты, общественные советы при органах государственной власти и экспертные сообщества. Наконец, законы о культуре выступают одним из механизмов выявления и защиты общественных интересов и потребностей.

Библиографический список

1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. - 336 с.

2. Управление сферой культуры: учебное пособие / Барсуков Д.П., Носкова Н.А., Хо-лодкова К.С. - СПб.: СПбГИКиТ, 2015. - 103 с.

3. Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры / Н.А. Носкова // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал. - 2018. -№4. - С. 50-56.

4. Федеральный закон от 09 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/9005213 (дата обращения 01.03.2019 г.).

REVIEW OF LEGAL REGULATION OF THE CULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

M.N. Magomedov, candidate of economic sciences, associate professor N.A. Noskova, senior lecturer

St. Petersburg state institute of cinema and television (Russia, St. Petersburg)

Abstract. At the present stage of development of society cultural activity plays a leading role in the formation of a harmoniously developed personality. Every day the cultural and spiritual needs of citizens increase, and as a result the process of regulating cultural activities becomes more complicated. The development of an up-to-date regulatory framework and the adjustment of existing legislation is becoming an important task of the state.

Keywords: sphere of culture, cultural policy, normative legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.