Научная статья на тему 'Обзор материалов V Международной научно-практической конференции «Финансы общественного сектора: глобальные тренды, новые риски и будущие приоритеты»'

Обзор материалов V Международной научно-практической конференции «Финансы общественного сектора: глобальные тренды, новые риски и будущие приоритеты» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор материалов V Международной научно-практической конференции «Финансы общественного сектора: глобальные тренды, новые риски и будущие приоритеты»»

Обзор материалов V Международной научно-практической

конференции «Финансы общественного сектора: глобальные тренды, новые риски и будущие приоритеты»

Review of the Materials of the V International Scientific and Practical Conference "Public Sector Finance: Global Trends, New Risks and Future Priorities"

финансовый мшшгси/кт

ФИНАНСОВЫЙ J УНИВЕРСИТЕТ

ш

ФИНАНСОВЫЙ ' УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАН1 УНИВЕ1

ФИНАН' УНИВЕР

о-

о-

о —

О —

Приуроченная к 105-летию Финансового университета при Правительстве РФ V Международная научно-практическая конференция «Финансы общественного сектора: глобальные тренды, новые риски и будущие приоритеты» прошла 11 апреля 2024 г. в Финансовом университете. Организатором конференции выступили кафедра общественных финансов Финансового факультета при Правительстве РФ и Ташкентский государственный экономический университет (ТГЭУ, Республика Узбекистан). Свыше 100 участников конференции представляли органы государственной власти, в том числе Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, организации бизнеса, научные организации, ведущие вузы Республики Узбекистан, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и вузы России, в числе которых РЭУ им. Г.В. Плеханова, Байкальский

государственный университет, Военный университет им. князя А. Невского Министерства обороны Российской Федерации, Дальневосточный федеральный университет, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова.

Конференция предоставила возможность представителям финансового и научно-педагогического сообществ обменяться мнениями по таким актуальным направлениям, как гармонизация фискального пространства России, финансовые аспекты экономики данных, финансовое стимулирование повышения конкурентоспособности отраслей экономики в контексте опережающего развития, содействие развитию финансов новых регионов, финансовые инструменты и условия повышения качества жизни, современные механизмы стимулирования инвестиционной активности регионов.

Заведующий кафедрой общественных финансов Финансового факультета профессор М.Л. Ва-

сюнина в своем приветствии к участникам конференции подчеркнула, что V МНПК проходит в юбилейный год 105-летия Финансового университета, и для университета это значимый, ответственный период. Финансовый университет всегда поддерживал дружеские, добрососедские связи с другими вузами и осуществлял академическое сотрудничество с коллегами из ближнего зарубежья, и в текущих условиях глубинных трансформаций экономической и общественной жизни такие связи приобретают особую актуальность. V МНПК является первым важным шагом к активному научному и академическому сотрудничеству между Финансовым университетом и Ташкентским государственным экономическим университетом, которых объединяет общая история развития советской финансовой науки. М.Л. Васюнина подчеркнула важность совместных дискуссий ученых и специалистов по актуальным вопросам развития финансовой науки и трансформации финансов общественного сектора в условиях глобальных вызовов и рисков.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась проректор по науке и инновациям Ташкентского государственного экономического университета Г.К. Абдурахманова, наряду с пожеланиями плодотворной работы выразив уверенность, что V МНПК — это первый шаг совместного сотрудничества двух университетов в рамках научного вектора.

Выступающие из ТГЭУ, в числе которых З.Х. Срожиддинова, А.Ф. Абдуллаев, Х.Х. Худой-кулов, Н.В. Юлдашева, Б.И. Нурмухамедова, С.У. Режаббаев, ФА. Саидназаров представили результаты своих научных исследований в области финансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности регионов, совершенствования экономических инструментов повышения качества жизни населения, ЕЯО-экономики и «зеленых» финансов, механизмов укрепления доходной базы местных бюджетов, развития инициативного бюджетирования в Республике Узбекистан, повышения эффективности налогообложения в условиях цифровизации экономики, формирования и реализации приоритетов финансовой стратегии государственных предприятий.

Заведующий кафедрой «Финансы» ТГЭУ Х.Х. Худойкулов в своем выступлении, посвященном влиянию углеродного риска на возможности привлечения инвестиций на финансовых рынках, рассказал участникам конференции о влиянии климатических рисков природного, экономического и политического характера на трансформацию финансовых инструментов привлече-

ния инвестиций. Была представлена модель оценки углеродного риска в деятельности компании, на основе которой компании могут быть оценены, а также отмечено, что портфельные менеджеры и инвесторы могут контролировать углеродный риск напрямую внутри холдинговой структуры, минимизируя его влияние на показатели производительности компании и ее стратегические приоритеты развития.

Доцент кафедры «Финансы» ТГЭУ З.Х. Сро-жиддинова выступила с анализом инвестиционной активности регионов Узбекистана. Главным фокусом выступления стали причины дифференциации уровня социально-экономического развития регионов и их фискального потенциала, инструменты привлечения иностранных и отечественных инвестиций в экономику регионов в рамках достижения ряда важных целей «Стратегии Узбекистан-2030». В выступлении был отмечен опыт зарубежных стран, где важными инструментами стимулирования инвестиционной активности стали внебюджетные фонды целевого назначения, муниципальные займы с залоговым обеспечением муниципальным имуществом, особые условия «амнистии» теневого капитала через вложение выведенных теневых денежных потоков в долгосрочные инфраструктурные облигации со сниженной ставкой процента как условие амнистии, а также инструменты государственно-частного партнерства.

Доцент кафедры «Бюджетный учет и казначейское дело» ТГЭУ Н.В. Юлдашева в своем выступлении остановилась на укреплении доходов местных бюджетов в целях повышения качества жизни населения Республики Узбекистан. Определяя причины недостаточной эффективности существующей системы разграничения и регулирования доходов и расходов местных бюджетов, на основе анализа их динамики было предложено при использовании дополнительно сформированных средств в местных бюджетах рассматривать финансирование программ социально-экономического развития как приоритетное направление расходов, направляя в них существенную долю дополнительных доходов местных бюджетов; установить критерии по распределению дополнительно сформированных доходов местных бюджетов областным, районным и городским Советам народных депутатов и ввести для муниципальных органов власти методы стимулирования роста доходов местных бюджетов.

Доцент кафедры «Международные финансы и кредит» ТГЭУ А.Ф. Абдуллаев рассказал об экономических реформах в Республике Узбекистан, направленных на повышение качества

жизни населения. В частности, было подчеркнуто, что инвестиции в человеческий капитал являются одной из фундаментальных основ развития экономики страны, что также отмечено в «Стратегии Узбекистан-2030», а постоянный рост численности населения позволяет использовать «окно демографических возможностей» и рост числа трудоспособного населения как важный фактор роста национальной экономики.

В ходе пленарного заседания особый интерес вызвал доклад директора Департамента регулирования имущественных отношений Министерства финансов Российской Федерации, ведущего научного сотрудника Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета А.Н. Воронцова, в котором были рассмотрены ключевые показатели эффективности как инструмента содействия организациям с государственным участием и институтов развития в достижении национальных целей, а также доклад заместителя руководителя Межрегионального управления Федерального казначейства в сфере управления ликвидностью, доцента кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета Л.В. Шубиной об инструментах управления временно свободными средствами на едином казначейском счете и направлениях их развития в 2024 г. в рамках снижения остатка средств на едином казначейском счете до «условного нуля».

Актуальность, важность и своевременность научной дискуссии по главным вопросам конференции отразили в своих выступлениях представители ведущих российских экономических вузов: профессор кафедры международных отношений и таможенного дела Байкальского государственного университета Б.Ю. Федотов в ходе доклада об инструментах налоговой политики России, направленных на повышение качества жизни населения; научный сотрудник Военного университета им. князя А. Невского Министерства обороны Российской Федерации Е.О. Муравьева, представляя доклад о финансовом обеспечении военнослужащих ВС РФ — участников СВО как инструмент повышения качества жизни; старший преподаватель Казахско-Русского международного университета (Республика Казахстан) ЖА. Молдагулова, представляя авторское мнение об инновационном развитии как факторе развития регионов.

Открывая панельную дискуссию конференции на тему «Трансформация финансовой системы в контексте достижения национальных целей развития», профессор кафедры обществен-

ных финансов Финансового факультета О.В. Ма-кашина отметила необходимость обсуждения основных проблем и тенденций развития финансовой системы Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу, продиктованную положениями Указов Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также стратегическими целями и национальными приоритетами, обозначенными 29 февраля 2024 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В своем докладе, представляя результаты научного исследования о формировании бюджетов новых регионов России, профессор О.В. Мака-шина выделила особенности формирования расходов бюджетов новых регионов в современных геополитических условиях, которые накладывают серьезный отпечаток на процесс формирования расходной части бюджетов. Было отмечено, что в рамках интеграционных процессов стоит задача создания условий для стабильного исполнения бюджетов новых регионов и входящих в их состав муниципальных образований. Проведенный анализ показал, что по сравнению с другими регионами России присоединенные регионы совпадают по уровню расходов на образование и социальную политику, что свидетельствует об их достаточно успешной интеграции в бюджетное пространство страны.

Профессор кафедры общественных финансов Финансового факультета Ю.Г. Тюрина остановилась на ограничениях применения инструментария государственной финансовой политики в условиях вызовов и рисков постковидной экономики. В ходе выступления было отмечено, что целью финансовой политики в постковидный период являются повышение потенциала развития экономики и выход из кризиса в отличие от направлений финансовой политики 2020 г. — первой половины 2021 г., включающих в большей степени финансовую поддержку здравоохранения, корпоративного сектора и домохо-зяйств. В постковидное время определение ограничений и пределов применения инструментов бюджетной политики охватывает несколько ключевых аспектов: неопределенность (непредсказуемость, нестабильность экономической ситуации, наличие рисков); ограниченность (ограниченность бюджетных ресурсов, политическая ограниченность); реакция (со стороны участников финансовых рынков, субъектов хозяйствования.

К концептуальным составляющим, определяющим пределы использования инструментов бюджетной политики, отнесены: сбалансированный подход в реализации бюджетной политики; целенаправленное использование её инструментов; необходимость пересмотра приоритетов планирования и управления общественными финансами; недостаточная эффективность бюджетных мер; неравномерное воздействие на различные секторы экономики, что может привести к дополнительным дисбалансам и социальному неравенству в обществе.

В ходе дискуссии о гармонизации фискального пространства России и развитии экономики регионов доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета Х.Н. Замбаев остановился на развитии бюджетного федерализма в условиях становления единой системы публичной власти в Российской Федерации. В ходе выступления докладчиком были рассмотрены особенности построения современной отечественной модели бюджетного федерализма, ее отличия по сравнению с традиционными моделями. Особое внимание было уделено обсуждению факторов, обусловливающих дальнейшее развитие бюджетного федерализма в России, в числе которых — становление и развитие единой системы публичной власти, совершенствование разграничения полномочий между органами государственной власти, усиление бюджетной децентрализации и асимметрии.

В рамках дискуссии по вопросам финансового стимулирования инвестиционной активности регионов профессор кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета Н.С. Шмиголь остановилась на фискальных инструментах федерального бюджета для стимулирования роста экономики регионов, отметив важность синхронизации документов стратегического планирования с целями и задачами бюджетной политики, необходимость рассмотрения инструментов управления дефицитом бюджета в форме различного вида бюджетных кредитов (инвестиционные бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов, кредитов на опережающее развитие) как инструментов экономической динамики регионов. Одновременно было показано, что у регионов существуют ограниченные возможности воспользоваться правом реструктуризации и списания по реструктурированным бюджетным кредитам из-за жестких условий, в том числе по наращиванию налогового потенциала, предъявляемых со стороны Минфина России.

Рассматривая вопросы бюджетной устойчивости, доцент кафедры общественных Финансового факультета Финансового университета П.Е. Жуков представил авторскую позицию о взаимосвязи инфляционных рисков и возможностей долгового финансирования дефицита федерального бюджета, сделав акцент на исследовании зависимости дефлятора ВВП и инфляции в России в течение XX в. (2000—2024 гг.), которое позволило сделать следующие выводы. В течение 2000—2023 гг. дефлятор ВВП в России соответствует количественной теории денег, а инфляция носит в основном монетарный характер. Для сдерживания инфляции требуется контролировать рост денежной массы и валютный курс, а повышение ставки процента — не единственный и не всегда лучший метод достижения этой цели. Сочетание такой политики с денежной экспансией приводит и к высокой инфляции, и к торможению экономического роста одновременно. Главная задача монетарной политики — обеспечить макроэкономическую стабильность, при этом низкий уровень инфляции не достигается в 2014—2023 гг. Нестабильные темпы роста денежной массы в России в 2014—2023 гг. не содействуют этому, а наблюдаемые в последние два года (в среднем 22%) потенциально, с учетом инфляционных ожиданий и при продолжении текущей политики, способны ускорить инфляцию до крайне высокого уровня (выше 20%), повышают процентные риски долгового финансирования дефицита федерального бюджета за счет выпуска государственных ценных бумаг РФ и увеличивают стоимость обслуживания государственного долга РФ. В связи с этим было предложено рассмотреть вопрос о принятии специального закона о борьбе с инфляцией, аналогично принятому в США Inflation Réduction Act.

В ходе рассмотрения финансовых инструментов и условий повышения качества жизни населения доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета И.В. Балынин остановился на Программе долгосрочных сбережений, ее параметрах, социально-экономическом значении и направлениях совершенствования. И.В. Балынин подчеркнул, что в контексте решения задачи по максимизации числа используемых инструментов формирования финансовых ресурсов для обеспечения своей старости создание программы долгосрочных сбережений является важным стратегически позитивным решением. Граждане должны иметь возможность выбора наиболее подходящего для них инструмента с учётом риска, доходности, сроков размещения, периодичности внесения

взносов и других параметров. При этом в условиях жёсткой консервативности инвестиционных стратегий негосударственных пенсионных фондов и высокого уровня ключевой ставки использование данного инструмента в настоящий момент времени, несмотря на наличие программы софинансирования и предоставляемые налоговые вычеты, экономически нецелесообразно для гражданина. Было также отмечено, что сокращение бедности населения будет выступать катализатором роста возможностей россиян к участию в программе долгосрочных сбережений.

В ходе обсуждения вопросов повышения качества жизни населения интерес вызвала авторская точка зрения профессора кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета И.Н. Молчанова о роли образования в повышении качества жизни в контексте теории человеческого капитала. В ходе дискуссии докладчик отметил, что сегодня образование развивается под воздействием политики государства, направленной на воспитание человека-творца, а не человека-потребителя, актуальность которой обусловлена потребностью национальных экономик России и других дружественных стран мира в квалифицированных кадрах специалистов для работы в различных секторах в условиях цифровой трансформации. Следствием существующего разнообразия моделей финансового обеспечения образования становятся региональные различия в развитии человеческого капитала, а цифровизация обостряет неравномерности развития и выступает источником неравенства. По результатам исследования образовательного потенциала населения России и стран БРИКС были получены следующие результаты: показатели уровня общего и профессионального образования населения России существенно выше по сравнению с другими странами БРИКС; в течение первых двух десятилетий XXI в. произошел рост интереса населения к получению профессионального образования и снижение интереса к получению рабочих профессий; необходимо продолжить поиск инновационных форм подготовки студентов на разных ступенях профессионального образования; организацию образовательной деятельности целесообразно выстраивать на принципе системности как прерогативе национального стратегического планирования. При этом образовательный потенциал является базисом для формирования человеческого интеллектуального капитала, а в условиях глобальных изменений качество образовательного потенциала становится ключевым преимуществом России в мировом сообществе.

Доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета H.A. Лунякова в своем выступлении остановилась на факторах повышения эффективности функционирования финансово-инвестиционной модели социального обеспечения (ФИМСО) и представила результаты промежуточного этапа фундаментальной научно-исследовательской работы на тему «Финансово-инвестиционные модели государственного и негосударственного социального обеспечения». В ходе исследования сделан вывод, что указанные факторы можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести экономические, демографические, иные факторы, влияющие на формирование ФИМСО. Вторая группа включает факторы, оказывающие влияние на эффективность ФИМСО. При этом в процессе исследования было уточнено понятие эффективности ФИМСО, оно связано с экономностью по источникам финансирования и результативностью социальной защиты. Сделан вывод, что эффективность ФИМСО можно повышать, в том числе за счет реализации мер государственной политики, способствующих формированию финансовых ресурсов у населения.

В рамках конференции проведена секция для молодых ученых на тему: «Повышение эффективности управления общественными финансами», модератором которой выступила профессор кафедры общественных финансов Финансового факультета Ю.Г. Тюрина, доктор экономических наук, доцент.

Молодыми учеными (аспирантами, обучающимися программ магистратуры и бакалавриата Ташкентского государственного экономического университета, Финансового университета и его филиалов, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Севе-ро-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова) в дискуссии обсуждены различные вопросы, касающиеся современных подходов к разработке и реализации бюджетной политики, в том числе с учетом национальных особенностей различных стран, выявлены схожие и отличительные черты; затронуты вопросы развития цифровых технологий в сфере общественных финансов, факторы формирования бюджетной устойчивости. Отдельный акцент в выступлениях молодых ученых был сделан на тематике пенсионного обеспечения, обсуждении лучших практик по построению и реформированию финансовых моделей негосударственного пенсионного обеспечения, актуальной проблематике долгосрочного развития негосударственного пенсионного обеспечения и сценариев его развития. Ряд выступлений был

тесно связан с вопросами региональных практик, в том числе с рассмотрением качества управления общественными финансами, оценкой эффективности реализации государственных программ, фискального пространства региональных бюджетов, инвестиционной привлекательности и развития туризма в России. Логическим завершением работы секции стало представление аспирантом авторской научной позиции на качество управления региональными финансами и методику его оценки.

В ходе обсуждении различного спектра актуальных вопросов молодые ученые представили результаты своих научных исследований, многие выступали в рамках проведения их апробаций. По итогам работы секции были подведены промежуточные результаты и намечены вопросы для дальнейшего развития молодежной науки.

В целом V Международная научно-практическая конференция «Финансы общественного сектора: глобальные тренды, новые риски и будущие приоритеты» стала площадкой, на которой представители органов государственной власти, научного и академического сообществ выработали рекомендации по определению приоритетных направлений трансформации финансовой системы и финансов общественного сектора в контексте достижения национальных целей развития и определили направления дальнейшего сотрудничества научного и профессионального сообщества в области приоритетных направлений развития сфер финансовой системы, финансов общественного сектора с учетом глобальных вызовов и трендов современного этапа экономических преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.