Научная статья на тему 'Обзор лучших мировых практик реализации налоговой политики государства в постковидный период'

Обзор лучших мировых практик реализации налоговой политики государства в постковидный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / налоговая политика государства / налоговые льготы / налоговые преференции / мировая практика / постковидная экономика / taxes / state tax policy / tax benefits / tax preferences / world practice / post-COVID economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Габдрашитовна Тюрина

Налоговая политика, как часть финансовой политики государства, является важным инструментом в решении проблем, вызванных различными шоками и кризисами, а также в посткризисный период с целью достижения запланированных параметров, минимизации последствий кризисных явлений, а также в целях развития экономики страны. В рамках реализации налоговой политики государство применяет различный инструментарий, в зависимости от того, какой из них будет действеннее, эффективнее по отношению к разным категориям налогоплательщиков, на определенный период времени, а в случае необходимости пролонгирован на более поздние периоды. В статье представлены примеры лучших зарубежных практик реализации государственной налоговой политики, выделены ключевые особенности ряда стран, характерные для развития экономик в постковидный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An overview of the world’s best practices in the implementation of state tax policy in the post-COVID period

Tax policy, as part of the financial policy of the state, is an important tool in solving problems caused by various shocks and crises, as well as in the post-COVID period in order to achieve the planned parameters, minimize the consequences of crisis phenomena, as well as for the development of the country’s economy. As part of the implementation of tax policy, the state applies various tools, depending on which of them will be more effective, more effective in relation to different categories of taxpayers, for a certain period of time, and, if necessary, extended to later periods. The article presents examples of the best foreign practices in the implementation of state tax policy, highlights the key features of a number of countries characteristic of the development of economies in the post-COVID period.

Текст научной работы на тему «Обзор лучших мировых практик реализации налоговой политики государства в постковидный период»

Научная статья УДК 336.02

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-221-226 EDN: https://elibrary.ru/vhckfr NIION: 2015-0066-2/24-983 MOSURED: 77/27-011-2024-02-182

Обзор лучших мировых практик реализации налоговой политики государства в постковидный период

Юлия Габдрашитовна Тюрина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, u_turina@mail.ru

Аннотация. Налоговая политика, как часть финансовой политики государства, является важным инструментом в решении проблем, вызванных различными шоками и кризисами, а также в посткризисный период с целью достижения запланированных параметров, минимизации последствий кризисных явлений, а также в целях развития экономики страны. В рамках реализации налоговой политики государство применяет различный инструментарий, в зависимости от того, какой из них будет действеннее, эффективнее по отношению к разным категориям налогоплательщиков, на определенный период времени, а в случае необходимости пролонгирован на более поздние периоды. В статье представлены примеры лучших зарубежных практик реализации государственной налоговой политики, выделены ключевые особенности ряда стран, характерные для развития экономик в постковидный период.

Ключевые слова: налоги, налоговая политика государства, налоговые льготы, налоговые преференции, мировая практика, постковидная экономика

Для цитирования: Тюрина Ю. Г. Обзор лучших мировых практик реализации налоговой политики государства в постковидный период // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 221-226. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-221-226. EDN: VHCKFR.

Original article

An overview of the world's best practices in the implementation of state tax policy in the post-COVID period

Yuliya G. Tyurina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, u_turina@mail.ru

Abstract. Tax policy, as part of the financial policy of the state, is an important tool in solving problems caused by various shocks and crises, as well as in the post-COVID period in order to achieve the planned parameters, minimize the consequences of crisis phenomena, as well as for the development of the country's economy. As part of the implementation of tax policy, the state applies various tools, depending on which of them will be more effective, more effective in relation to different categories of taxpayers, for a certain period of time, and, if necessary, extended to later periods. The article presents examples of the best foreign practices in the implementation of state tax policy, highlights the key features of a number of countries characteristic of the development of economies in the post-COVID period.

Keywords: taxes, state tax policy, tax benefits, tax preferences, world practice, post-COVID economy

For citation: Tyurina Yu. G. An overview of the world's best practices in the implementation of state tax policy in the post-COVID period. Bulletin of economic security. 2024;(2):221-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-221-226. EDN: VHCKFR.

Несмотря на снижение проявлений пандемии ко-ронокризиса, ввиду появления новых штаммов, а также необходимостью учета исторического опыта реализации финансовой политики, целесообразно учитывать ее эффективный инструментарий, примененный в период ковидной экономики в различных странах. В рамках реализации государственной финансовой политики в постковидных национальных экономиках следует вы-

делить лучшие зарубежные практики формирования государственной налоговой политики. Помимо инструментов бюджетной политики, важны также те меры, которые принимались в период СОУГО-19 разными странами, а также после 2020 года. Кризис СОУГО-19 вызвал значительное ухудшение состояния государственных финансов, что потребовало переосмысления налоговой политики и политики расходов после того,

© Тюрина Ю. Г., 2024

как восстановление экономики стало явным и возможным. Меры сдерживания, увеличение государственных расходов и снижение налоговых поступлений привели к увеличению дефицита бюджета и государственного долга, который в процентах от ВВП достиг самого высокого уровня за последние несколько десятилетий.

Тот шок и ситуация, в которой оказались экономики всего мира по причине пандемии, заставили правительства задуматься, а главное очень оперативно принять меры и приступить к их реализации, не всегда ведя взвешенную и обдуманную тактику. Быстроразвивающиеся события и разные результаты экономического развития и условия, в которых оказались страны, привели к применению разного инструментария как в рамках фискальной, так и налоговой политики. Резко возросшие расходы бюджетов государств по линии здравоохранения и сдерживания распространения пандемии необходимо было чем-то пополнять, но при этом и не давить на экономические субъекты в части возрастания налоговых и других обязательных платежей. Помимо поддержки физических и юридических лиц в части инструментов бюджетной политики (выплаты, субсидии, прямая финансовая помощь и т. д.), применялся и пакет антикризисных налоговых мер (льготы, отсрочки платежей, налоговые каникулы, смягчение мер налогового контроля и т. д.).

Однако время показало, что не только меры поддержки были задействованы правительствами разных стран. Коронокризис позволил реализовать и несколько иные инициативы, связанные с усилением налогового контроля и пересмотром налоговой нагрузки на отдельных налогоплательщиков. Не всегда налоговая льгота рассматривалась только как некое послабление для налогоплательщика. Данный инструмент позволил регулировать состав тех, кому предоставить данные льготы, преференции, особенные условия налогообложения.

Например, новая программа помощи СОУТО-19 в Канаде была недоступна для корпораций, которые в прошлом занимались налоговым мошенничеством, и потребовали от компаний, получающих льготы, соблюдения определенных инициатив (например, по климатической повестке, или обязательство сохранить занятость и поддерживать инвестиционную деятельность) [1]. Аналогичным образом, во Франции Дании и Польше те организации, которые уходили в «налоговые гавани», были исключены из списка получателей налоговых льгот [2].

Для покрытия государственных расходов на борьбу с пандемией необходимо было изыскивать средства, и наиболее устойчивым источником увеличения налоговых поступлений должен быть их рост (вследствие увеличения самих налоговых ставок, отмены льгот, также за счет увеличения деловой активности, прибыли и занятости). К примеру, в Индии был введен новый двухпроцентный налоговый сбор [3], Венгрия ввела налог с продаж для крупных ритейлеров в связи с чрезвычайными мерами [4], а Польша ввела налог на потоковое видео во время кризиса [5]. Налоговая и фискальная политика

в ответ на коронавирусный кризис была неким балансом между увеличением доходов и добавлением предполагаемого налогового бремени, которое может препятствовать инвестициям и росту.

Пандемия привела также к необходимости государственного регулирования цифровизации. Цифровые услуги, которые были предоставлены в период кризиса ввиду перехода на удаленный формат работы, предоставления в целом услуг и т. д., потребовали их ускоренного внедрения, но и также необходимости регулирования. Налоговая политика государства должна была с одной стороны стимулировать процесс цифровизации, привлечь инвестиции в эту сферу, развить цифровую инфраструктуру, но и выступить рычагом воздействия в части изыскания средств пополнения бюджетов через налогообложение цифровых доходов, услуг и работ. При этом именно быстрое развитие цифровизации привело к необходимости налогового регулирования и стимулирования с точки зрения развития данной сферы и после пандемии ТО\ТО-19.

Однако в 2022 году глобальная среда для международного бизнеса и международных инвестиций резко изменилась. События, развивающиеся после февраля 2022 года, усугубили последствия пандемии в мире. Возникшая неопределенность спровоцировала неясность инвестиционной стратегии экономических субъектов, финансовых организаций, правительств государств и, как следствие, влияние на прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ). Восстановление в 2021 году было частично обусловлено рекордной прибылью многонациональных предприятий (далее - МНП). Восстановление ПИИ в 2021 году было связано с их ростом во всех регионах. Однако почти три четверти глобального прироста были вызваны подъемом в развитых странах, где приток достиг 746 млрд долл., более чем вдвое перекрыв уровень 2020 года [6].

В мировом масштабе налоговая политика используется для привлечения и стимулирования роста международных инвестиций. Ставка налога на прибыль корпораций во всем мире, которая в 1980 году составляла в среднем почти 40 %, за последние три десятилетия постепенно снизилась до примерно 25 % в 2021 году [7]. Конкуренция за международные инвестиции была ключевым фактором спада, который произошел во всех регионах независимо от размера страны или уровня ее развития.

Из 100 стран, принявших инвестиционные меры, связанные с налогообложением, 90 снизили налоги, ввели новые налоговые льготы или повысили уже предоставленные льготы. Льготы, касающиеся как прибыли, так и расходов, часто сочетаются с дополнительными бюджетно-налоговыми мерами стимулирования. На налоговые льготы в отношении косвенных налогов и сборов, таких как НДС или импортные пошлины, приходится около 30 % всех налоговых льгот, введенных в Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне. Они также часто используются в Африке (24 % всех налого-

вых льгот), но гораздо реже в Европе и Северной Америке (13 %). Развитие конкретных регионов внутри страны было наиболее частой целью политики, связанной с введением новых налоговых льгот, во всех странах мира (24 %), в Африке (33 %) и в Азии (27 %) [7].

После глобального финансового кризиса 2008 года и вызванной им рецессии было активное глобальное налоговое сотрудничество, которое включало в себя также проект BEPS по сокращению международного налогового планирования и повышению прозрачности, а также введение автоматического обмена информацией и Единого стандарта отчетности для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Пандемия сподвигла к обсуждению вопросов о введении глобального минимального налога для многонациональных предприятий. Реформа предусматривает «введение минимального налога в размере 15 % на иностранную прибыль крупных предприятий с доходом более 750 млн евро». С помощью ряда сложных механизмов к внутренним налогам будут добавляться дополнительные налоги для обеспечения того, чтобы в каждой стране платили налоги в размере не менее 15 % от «сверхприбыли» иностранных филиалов; т. е. прибыль сверх суммы «выделенной части», связанной с реальной хозяйственной деятельностью в принимающей стране (активы и сотрудники) [7].

Налоговые поступления неуклонно росли в течение последних трех десятилетий в среднем почти на 13 процентов в год. Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2023 год свидетельствует о растущем ежегодном дефиците инвестиций, с которым сталкиваются развивающиеся страны, стремящиеся к достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) к 2030 году. В настоящее время разрыв составляет около 4 триллионов долларов в год - по сравнению с 2,5 триллионами долларов в 2015 году, когда были приняты ЦУР. В докладе показано, что глобальные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сократились на 12 % в 2022 году [8].

В части международного налогообложения актуальным стал вопрос об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщики, которые в силу объективных причин из-за закрытия границ, вынужденно попали под терминологию резидентства и нерезиден-ства, что напрямую влияло на налоговые обязательства своей страны и страны нахождения, и это спровоцировало принятие оперативных решений в странах ОЭСР [9].

Следует особо выделить особенности реализации налоговой политики в постковидный период стран Африки. Мобилизация доходов является давним приоритетом в странах Африки к югу от Сахары для финансирования различных расходов. В странах Африки к югу от Сахары по меньшей мере 36 стран приняли более 148 налоговых инициатив на национальном уровне, чтобы смягчить последствия пандемии [10]. По прямым налогам немногие страны скорректировали ставки, продолжительность мер по освобождению от прямых налогов также существенно различалась в разных странах.

Что касается косвенных налогов, то они были задействованы меньше, при этом тенденция по НДС, имеющая место до пандемии, была сохранена в части ускорения возмещения, освобождения или продления сроков уплаты и представления отчетности. По торговому налогу были приняты меры по освобождению от уплаты, предоставлены освобождения от таможенных пошлин на товары, связанные с пандемией, другие товары первой необходимости.

Только две страны Африки ввели налоги или сборы во время пандемии для сбора и возмещения доходов. Маврикий ввел «сбор в связи с СОУГО-19» для тех, кто получал помощь от государства в оплате труда в течение двухлетнего периода. Тем временем Сан-Томе и Принсипи ввели налог солидарности с рабочих, которых пандемия не затронула [11]. Дефицит производства и занятости сохраняется и сейчас во многих странах Африки, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.

Не только страны Африки, но и ряд правительств G20 и ОЭСР также недавно повысили налоги на прибыль и/или ввели налоги на богатство для самых высокооплачиваемых и самых богатых домохозяйств с целью увеличения доходов [12], что свидетельствует о том, что в отдельных государствах имеются возможности для повышения прогрессивности налоговой системы. Во многих странах существуют ограниченные возможности для дальнейшего повышения установленных законом ставок косвенных налогов, однако во многих странах сохраняются возможности для расширения базы налогообложения.

Расширение фискального пространства должно сопровождаться соразмерным увеличением доходов. Тем не менее, даже до пандемии многие развивающиеся страны изо всех сил пытались сохранить налоговые поступления, достаточные для удовлетворения своих основных потребностей. Угроза роста государственного долга в странах с уровнем дохода с низким и средним уровнем дохода, находящегося на восходящей траектории еще до пандемии, делает финансовое положение многих стран еще более тяжелым.

Для того, чтобы иметь резервы увеличения налоговой нагрузки на плательщиков, необходимы меры по улучшению налогового администрирования и контроля. В данном случае имеют весомое значение налоговые реформы, происходящие в других странах (для сравнения, сопоставления, перенятия опыта), необходимость поиска новых резервов (в виде налогообложения богатства и имущества), повышение эффективности процесса циф-ровизации налогообложения и налогового менеджмента, взаимодействия государства (в лице контролирующих органов) и налогоплательщиков.

Необходимость поиска резервов роста доходов бюджета государства привела также к необходимости акцентировать внимание на налогообложении богатства. Налог на богатство как налог, который может взиматься с рыночной стоимости личного имущества налогопла-

тельщика, включая финансовые активы, за вычетом любых обязательств, ежегодно или при передаче права собственности. Таким образом, происходит смещение акцента налогового бремени с трудовых доходов на имущество, активы [13].

Следует выделить особенности реализации национальной налоговой политики Индии. Ранее действовавшие ограничения налоговых полномочий племен Индии были пересмотрены; государственные и местные органы власти проводили налоговую политику, обеспечивающую консультации и совместное принятие решений с правительствами племен, допуская преимущественную силу племенного налогообложения на территориях племен и поощряя территориальный суверенитет [14].

Примечателен опыт реализации налоговой политики Евросоюза, предусматривающий повышение «потолка собственных ресурсов» с 1 января 2021 г. за счет «реформы, предполагающей введение ряда новых источников дохода:

- налог на неперерабатываемую пластиковую упаковку (введен с 1 января 2021 г.);

- пограничный корректирующий углеродный механизм предусматривает введение пограничного налога на импорт отдельных углеродоемких видов продукции (с 1 января 2023 г.);

- пересмотр схемы торговли выбросами С02, ее распространение на авиационный и морской сектор (с 1 января 2023 г.);

- цифровой налог на крупные цифровые корпорации, оборот которых превышает 750 млн евро по всему миру и не менее 50 млн евро в ЕС (не позднее 1 июля 2025 г.);

- налог на финансовые операции для обеспечения справедливого вклада финансового сектора в национальные налоговые поступления за счет введения ставки налога на определенные операции и деривативы (не позднее 1 июля 2025 г.)» [15].

Наиболее адекватны потребностям экономики и непротиворечивы меры по упрощению налогообложения, предполагающие снижение административной нагрузки на налогоплательщиков и трудоемкости налогового администрирования на основе цифровизации и взаимодействия с цифровыми платформами, повышения удобства уплаты налогов, прозрачности налоговых отношений, доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками, расширения сотрудничества между налоговыми органами стран ЕС, а также со странами партнерами ЕС [16].

По-прежнему актуальны вопросы международного сотрудничества для обеспечения справедливости и простоты налоговой системы. Инклюзивная рамочная программа 0ЭСРЮ20 расширяет налоговую связь для признания экономического присутствия и начинает применять формулярный подход к распределению прибыли, который учитывает продажи в рыночных странах [17].

Опыт США свидетельствует о применении подхода, нацеленного на освобождение от штрафных санкций

тех плательщиков, что в период пандемии представили налоговые декларации не в срок, либо возврат уплаченного уже штрафа по данному нарушению, причем автоматически, без необходимости написания заявления плательщиком [18]. Кроме того, Налоговое управление США освободило от штрафа банки, работодателей и другие предприятия, которым необходимо подавать различные информационные декларации. В результате почти 1,6 миллиона налогоплательщиков, которые уже уплатили штраф, получили возвраты на сумму более 1,2 миллиарда долларов. Однако система возврата позволяла выявлять и мошеннические заявки. Данная инициатива, связанная с возвратом штрафов, потребовала нескольких месяцев работы налоговых органов и вполне успешно была реализована [19].

Тенденции налоговой политики Китая включали в себя следующее содержание:

- совершенствование региональных нормативных актов, связанных с экономическим развитием, включая выпуск «Генерального плана порта свободной торговли Хайнань», повышение региональной законодательной власти в Пудуне Шанхая и создание четырех стратегических позиций зоны сотрудничества в зоне глубокого сотрудничества Хэнцинь Гуандун-Макао;

- целевое налоговое администрирование, включая усиление надзора за ключевыми отраслями и налогоплательщиками, активизацию усилий по содействию инклюзивному и разумному соблюдению налогового законодательства и оптимизации налоговых услуг, а также создание благоприятной налоговой среды, смягчающей правосудие милосердием;

- политика снижения налогов и сборов, включая налог на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог, налог на документы и налог на приумножение земли и т. д.;

- налоговая политика, которая продолжает защищать инновации и предпринимательство, технологические исследования и разработки;

- налоговые меры Китая в особых обстоятельствах пандемии СОУ[Э-19, участие в международном налоговом нормотворчестве, управление механизмами предварительного ценообразования и другие темы [20].

Касаемо опыта Италии, помимо льгот и практически аналогичного арсенала инструментов налоговой политики, был введен налоговый вычет за осуществление расходов на реконструкцию зданий и энергоэффективность, связанных с бонусной программой Италии. Широкое использование бонусов значительно увеличило строительную активность в итальянской экономике, комплексная налоговая реформа уменьшила сложность налогового механизма и снизила налоги на рабочую силу, финансируемую за счет улучшения соблюдения, снижения налоговых расходов и повышения налогов на недвижимое имущество и наследство [21].

Ужесточение налогово-бюджетной политики Германии в 2022-2023 гг. связано с борьбой с инфляцией на основе недавних отчетов МВФ и Комиссии Евро-

союза, в которых указывалось, что Германия будет по-прежнему страдать от высокой инфляции. Указывается о намерении вернуться к ограничениям долгового тормоза Германии, конституционному положению, которое ограничивает структурный дефицит бюджета до 0,35 % ВВП. Ранее он был приостановлен из-за экономических проблем, связанных с пандемией СОУГО-19 и политическими событиями на Украине. По прогнозам Комиссии, рост ВВП Германии на 2023 год будет одним из самых низких в Европейском союзе и составит 0,2 %. Возвращение к долговому тормозу является частью коалиционного соглашения правительства Германии [22].

Налогово-бюджетная политика Франции была и в настоящее время нацелена на фокус на антикризисной поддержке и сокращении дефицита. Принятие законопроекта о среднесрочном бюджетном программировании имеет решающее значение для внедрения новой бюджетной основы, которая укрепляет налогово-бюджетную систему и достоверность фискальных целей [23]. Французская экономика переживает внешний налоговый шок, связанный с повышательным давлением на цены на энергоносители и другие импортируемые товары. Эти колебания мировых цен привели к значительному перемещению богатства из стран, являющихся нетто-импортерами сырьевых товаров, в страны, являющиеся нетто-экспортерами. Для европейских экономик это представляет собой шок для реальных доходов, который подрывает покупательную способность домо-хозяйств и корпоративную маржу. Это также наносит ущерб конкурентоспособности тех фирм-экспортеров, которые столкнулись с самыми большими скачками цен на энергоносители. В целом, ожидается, что этот шок и связанный с ним всплеск инфляции окажут немалое негативное влияние на рост в течение как минимум нескольких периодов.

В 2023 году нависает множество неопределенностей. Если мировые цены на сырьевые товары упадут больше, чем ожидалось, в условиях замедления мировой экономики, шок условий торговли может быть меньше, чем прогнозировалось в 2023 году. С другой стороны, он может остаться значительным, если восстановление европейских запасов газа сохранит цены на газ на очень высоком уровне зимой 2023-2024 гг. [24]. Помимо изложенного во Франции приняты меры налоговой политики: перенос сроков социальных и/или налоговых платежей; отсрочка уплаты прямых налогов в сложных обстоятельствах с учетом конкретной ситуации на предприятиях после рассмотрения индивидуальных обращений; отсрочка арендных платежей, оплаты счетов за воду, электричество, газ для переживающих трудности самых малых предприятий; помощь до 1500 евро наиболее пострадавшим микропредприятиям и предпринимателям, самозанятым, лицам свободных профессий из Фонда солидарности, финансируемого центральными и региональными властями; признание государством и местными властями коронавируса обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор) и освобождение от

штрафов за просрочку исполнения всех контрактов по госзакупкам; принятие плана помощи предприятиям-экспортерам [25].

Таким образом, все рассмотренные зарубежные практики по формированию и реализации государственной налоговой политики в постковидных национальных экономиках предусматривают в своих действиях различный арсенал инструментов, влияющих на налоговую нагрузку налогоплательщиков и как следствие на доходную базу бюджетной системы государства.

Список источников / References

1. Additional support for businesses to help save Canadian jobs, Justin Trudeau, Prime Minister of Canada // URL://https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/05/11/ prime-minister-announces-additional-support-businesses-help-save (дата обращения/accessed: 01.12.2023).

2. Companies in Tax Havens Denied COVID-19 Relief, Tax Notes Today International // URL://https:// www.taxnotes.com/tax-notes-today-international/ deferral-taxes/companies-tax-havens-denied-covid-19-relief/2020/04/24/2cg42 (дата обращения/accessed: 02.12.2023).

3. Equalization levy on e-commerce supply or services introduced, Deloitte tax@hand // URL://https://www. taxathand.com/article/13261/India/2020/Equalization-levy-on-e-commerce-supply-or-services-introduced (дата обра-щения/accessed: 10.12.2023).

4. Hungary to Reintroduce Retail Tax, Tax Notes Today International // URL://https://www.taxnotes.com/ tax-notes-today-international/corporate-taxation/hungary-reintroduce-retailtax/2020/04/30/2cgtz (дата обращения/ accessed: 07.12.2023).

5. Tax and Fiscal Policy in Response to the Coronavirus Crisis: Strengthening Confidence and Resilience, OECD // URL://https://read.oecd-ilibrary.org/ view/?ref=128_128575-o6raktc0aa&title=Tax-and-Fiscal-Policy-in-Response-to-theCoronavirus-Crisis (дата обра-щения/accessed: 23.11.2023).

6. ЮНКТАД, база данных о ПИИ/МНП // URL://https://unctad.org//fdistatistics (дата обращения: 30.11.2023). (6. UNCTAD, FDI database/MNE // URL:// https://unctad.org/Zfdistatistics (accessed: 30.11.2023)).

7. World Investment Report 2022. International tax reforms and sustainable investment // URL://https://unctad. org/topic/investment/world-investment-report (дата обра-щения/accessed: 19.11.2023).

8. World Investment Report 2023. Investing in sustainable energy for all // URL://https://unctad.org/ publication/world-investment-report-2023 (дата обраще-ния/accessed: 07.12.2023).

9. Updated guidance on tax treaties and the impact of the COVID-19 crisis // URL://https://www.oecd.org/tax/ treaties/guidance-tax-treaties-and-the-impact-of-the-covid-19-crisis.htm?_ga=2.161385853.1940622898.1691506173-1271976102.1691506173 (дата обращения/accessed: 10.12.2023).

10. Aqib Aslam, Samuel Delepierre, Raveesha Gupta, and Henry Rawlings. Revenue Mobilization in Sub-Saharan Africa during the Pandemic. African Department. January 26, 2022 // URL://https://www.imf.org/-/media/Files/ Publications/covid19-special-notes/en-covid-19-special-series-revenue-mobilization-in-ssa-during-the-covid-19-pandemic.ashx (дата обращения/accessed: 01.12.2023).

11. Revenue Mobilization in Sub-Saharan Africa during the Pandemic // URL://https://development.finance. go.ug/knowledge-centre-reports/revenue-mobilization-sub-saharan-africa-during-pandemic (дата обращения/ accessed: 16.11.2023).

12. OECD (2021), Tax Policy Reforms 2021 : Special Edition on Tax Policy during the COVID-19 Pandemic, OECD Publishing, Paris.

13. Jane Andrew, Wealth taxes and the post-COVID future of the state // Critical Perspectives on Accounting // URL://https://doi.org/10.1016/j.cpa.2022.102431 (дата обращения /accessed: 20.11.2023).

14. Pippa Browde, From Zero-Sum to Economic Partners: Reframing State Tax Policies in Indian Country in the Post-COVID Economy, 52 N.M. L. Rev. 1 (2022).

15. An action plan for fair and simple taxation supporting the recovery strategy. European Commission. Communication from the commission to the European Parliament and the council. Brussels, 15.7.2020. COM (2020) 312 final // URL://https://ec.europa.eu/taxation_ customs/sites/taxation/files/2020_tax_package_tax_action_ plan_en. pdf (дата обращения/accessed: 12.11.2023).

16. Королева Л. П. Налоговая стратегия ЕС в условиях пандемии COVID-19 // Современная Европа. 2021. № 7. С. 61-71. (16. Koroleva L. P. The EU tax strategy in the context of the COVID-19 pandemic // Modern Europe. 2021. № 7. P. 61-71).

17. Corporate Tax Reform Crucial to Rebuilding Trust in Post-Pandemic World, Speakers Tell Annual Meeting of Economic and Social Council // URL://https://press.un.org/

en/2022/ecosoc7073.doc.htm (дата обращения/accessed: 10.12.2023).

18. Penalty Relief for Certain Taxpayers Filing Returns for Taxable Years 2019 and 2020 // URL://https://www.irs. gov/pub/irs-drop/n-22-36.pdf (дата обращения/accessed: 27.11.2023).

19. IRS gov: Penalty Relief // URL://https://www.irs. gov/payments/penalty-relief (дата обращения/accessed: 01.12.2023).

20. 2021 China tax policy review and 2022 outlook -Embracing uncertainties, striving for flourishing // URL:// https://www.pwccn.com/en/services/tax/publications/ china-tax-review-2022.html (дата обращения/accessed: 18.05.2023).

21. Italy: deficit revisions show cost of past fiscal policies, call for prudence // URL://https://scoperatings. com/ratings-and-research/research/EN/173545 (дата обращения/accessed: 06.11.2023).

22. German finance minister: times of expansive policies are over // URL://https://www.euractiv.com/section/ politics/news/german-finance-minister-times-of-expansive-fiscal-policies-are-over/ (дата обращения/accessed: 19.10.2023).

23. France: Staff Concluding Statement of the 2022 Article IV Mission // URL://https://www.imf.org/en/News/ Articles/2022/11/18/france-staff-concluding-statement-of-the-2022-article-iv-mission (дата обращения/accessed: 17.07.2023).

24. Banque de France macroeconomic projections for France - December 2022 // URL://https://publications. banque-france.fr/en/macroeconomic-projections-december-2022 (дата обращения/accessed: 21.06.2023).

25. Климова М. В. Государство в экономике Франции : тест на коронавирус // Современная Европа. 2020. № 4. С. 72-82. (25. Klimova M. V. The state in the French economy: a test for coronavirus // Modern Europe. 2020. № 4. P. 72-82).

Информация об авторе

Ю. Г. Тюрина - профессор Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент.

Information about the author Yu. G. Tyurina - Professor of the Department of Public Finance of the Finance Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 26.12.2023; одобрена после рецензирования 05.02.2024; принята к публикации 18.03.2024.

The article was submitted 26.12.2023; approved after reviewing 05.02.2024; accepted for publication 18.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.