Научная статья на тему 'ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА'

ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранная доктрина / энергетическая деятельность / отрасль международно-го права / энергетический переход / международное энергетическое право / foreign doctrine / energy activity / branch of international law / energy transition / international energy law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиянов Алексей Владимирович

Представленная статья посвящена определению понятия международного энергетического права и его места в системе общего международного права в рамках подходов, преобладающих в иностранной и российской доктрине. В иностранной доктрине совокупность норм, охватывающих разные сектора энергетики, рассматривается в качестве свода современного международного права, выполняющего также задачи по защите окружающей среды и прав человека. В российской доктрине международное энергетическое право рассматривается с позиций его вхождения в международное экономическое право в качестве подотрасли, специфика норм которой обусловлена характеристиками объекта регулирования и применяемых средств правового воздействия, закрепленных в его источниках. Автор придерживается подхода, заключающегося в признании международного энергетического права формирующейся отраслью международного права, учитывая незавершенность процесса кодификации его норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE CONCEPTS OF INTERNATIONAL ENERGY LAW

The presented article is devoted to the definition of the concept of international energy law and its place in the system of general international law within the framework of approaches prevailing in foreign and Russian doctrine. In the foreign doctrine, a set of norms covering different sectors of energy is considered as a body of modern international law, which also fulfills the tasks of protecting the environment and human rights. In the Russian doctrine, international energy law is considered from the standpoint of its entry into international economic law as a sub-branch, the specificity of the norm of which is determined by the characteristics of the object of regulation and the means of legal influence used, fixed in its sources. The author adheres to the approach of recognizing international energy law as an emerging branch of international law, taking into account the incompleteness of the process of codification of its norms.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 341.232

DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-6

Шиянов Алексей Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: shiyanovaleksei@mail.ru

Shiyanov, Alexey V.,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of International Law, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: shiyanovaleksei@mail.ru

ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА

OVERVIEW OF THE CONCEPTS OF INTERNATIONAL ENERGY LAW

АННОТАЦИЯ. Представленная статья посвящена определению понятия международного энергетического права и его места в системе общего международного права в рамках подходов, преобладающих в иностранной и российской доктрине. В иностранной доктрине совокупность норм, охватывающих разные сектора энергетики, рассматривается в качестве свода современного международного права, выполняющего также задачи по защите окружающей среды и прав человека. В российской доктрине международное энергетическое право рассматривается с позиций его вхождения в международное экономическое право в качестве подотрасли, специфика норм которой обусловлена характеристиками объекта регулирования и применяемых средств правового воздействия, закрепленных в его источниках. Автор придерживается подхода, заключающегося в признании международного энергетического права формирующейся отраслью международного права, учитывая незавершенность процесса кодификации его норм.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иностранная доктрина; энергетическая деятельность; отрасль международного права; энергетический переход, международное энергетическое право.

ABSTRACT. The presented article is devoted to the definition of the concept of international energy law and its place in the system of general international law within the framework of approaches prevailing in foreign and Russian doctrine. In the foreign doctrine, a set of norms covering different sectors of energy is considered as a body of modern international law, which also fulfills the tasks of protecting the environment and human rights. In the Russian doctrine, international energy law is considered from the standpoint of its entry into international economic law as a sub-branch, the specificity of the norm of which is determined by the characteristics of the object of regulation and the means of legal influence used, fixed in its sources. The author adheres to the approach of recognizing international energy law as an emerging branch of international law, taking into account the incompleteness of the process of codification of its norms.

KEYWORDS: foreign doctrine; energy activity; branch of international law; energy transition, international energy law.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шиянов, А. В. Обзор концепций международного энергетического права / А. В. Шиянов. - Текст : непосредственный // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2024. - Т. 11, № 2. - С. 53-60. - БОТ: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-6

FOR CITATION:

Shiyanov, A. V. (2024) Overview of the Concepts of International Energy Law. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 11(2): 53-60 [in Russ.]. DOI: 10.18522/2313-61382024-11-2-6

© А. В. Шиянов, 2024

Введение. Согласно действующей редакции Энергетической стратегии Российской Федерации, целью развития российской энергетики является максимальное содействие социально-экономическому развитию страны при укреплении и сохранении позиций в мировой энергетике. При этом одним из основных направлений деятельности по достижению данной цели указывается совершенствование государственного управления и развитие международных отношений в сфере энергетики [4]. Государственная политика в данном направлении может осуществляться более эффективно, если будет основываться на нормах международного энергетического права, что делает актуальным изучение его понятия и места в системе современного международного права.

Международно-правовое регулирование энергетики следует рассматривать на основе диалектического метода научного познания, методов формальной логики и системно-структурного метода. Объектом исследования должны стать отраслевые межгосударственные правоотношения, а предметом - международно-правовые акты, принятые для их регулирования, и содержащиеся в них нормы. Теоретической основой станут труды авторитетных отечественных ученых, посвященные системе международного права и критериям выделения в ней структурных элементов. Обзор работ, отражающих основные подходы иностранной доктрины к международному энергетическому праву, и немногочисленные трактовки данного понятия, принадлежащие российским авторам, позволит представить обобщенную концепцию.

Иностранная доктрина международного энергетического права. У. Робин и Г. Мэйт полагают, что существует отдельный свод международного права, посвященный энергетическому сектору. Авторы обосновывают свой вывод тем, что Цель 7 устойчивого развития Повестки дня ООН на период до 2030 г. о доступе к устойчивой и доступной по цене энергии для всех, детализированная в Парижском соглашении об изменении климата 2015 г., лежит в основе международного энергетического права как «метанорма». «Метанорма», по их мнению, определяет характеристики международно-правого регулирования создания стоимости в энергетике, и что это побуждает устоявшиеся

режимы, прежде всего, закрепленные в Договоре к Энергетической хартии от 17 декабря 1994 г. (далее - ДЭХ), перестроиться для реализации данной цели. Устанавливаются границы свода специальных норм, который станет средством, с помощью которого будет осуществлен переход к новой глобальной энергетической системе универсально обязательным образом [12, р. 2-3].

По мнению Ф. Дж. Сурджеонса и Л. Сем-пертеги, формируется международное право в области энергетического перехода, содействующее решению трилеммы, противопоставляющей энергетическую справедливость и безопасность экологической устойчивости. Раскрываются рамки энергетического перехода: его определение, причины, способы осуществления, формы регулирования, международное правотворчество и фрагментация. Рассматриваются международно-правовые принципы энергетического перехода в таких областях, как климат, энергетическое равенство, энергетическая безопасность, устойчивость окружающей среды, сообществ и коренных народов, конфликт и конвергенция данных принципов. Выделяются способы имплемен-тации данных принципов: должная осмотрительность, вовлечение заинтересованных сторон, ответственность и разрешение споров в международном и национальном праве [13, р. ХУ-ХУ11].

Подход Р. Д. Эффрона и его соавторов состоит в том, чтобы рассматривать энергетическое право как представляющее собой совокупность норм международного и внутригосударственного права. Ключевая роль при этом отводится руководящим принципам, вытекающим из понятия энергетической справедливости. К данным принципам отнесены: суверенитет над наземными и морскими энергетическими ресурсами, доступ к современным энергетическим услугам, энергетическая справедливость, разумное, рациональное и устойчивое использования природных ресурсов, защита окружающей среды, здоровья человека и борьба с изменением климата, энергетическая безопасность и надежность, устойчивость. Нормативное содержание руководящих принципов основывается на международно-правовых актах, отражающих цели и задачи в области устойчивого развития и энергетического перехода [9, р. 38-39].

Р. Д. Зедалис рассматривает международное энергетическое право с точки зрения закрепления прав на разведку и добычу энергоресурсов в пространствах, имеющих различные режимы. Регулируется деятельность в пределах суверенных прав и в прибрежных морских зонах, делимитация энергоресурсов морских пространств, эксплуатация месторождений, находящихся в юрисдикции двух и более государств. Также регулируются разведка и эксплуатация энергоресурсов за пределами действия суверенных прав и ограниченной национальной юрисдикции, то есть в открытом море и районе морского дна, а также в полярных районах. Охватывается деятельность во внеземных пространствах, к которым относятся открытый космос, небесные тела, и в особенности Луна, и ограничения экологического характера на разведку и эксплуатацию энергоресурсов и международный контроль, действующий во всех пространствах [16, р. 1-334].

М. и С. Назим полагают, что международное энергетическое право охватывает, помимо межгосударственных, отношения между частными лицами, и к его источникам относятся международные договоры и обычаи международного оборота. Непосредственно регулируются нефтяная отрасль (концессии и лицензии, налогообложение, совместные предприятия), угледобывающая (загрязнение окружающей среды), электроэнергетика (реорганизация, соглашения о покупке электроэнергии, ядерная энергетика), возобновляемая энергетика (льготный тариф, механизм сертификации). Необходимо учитывать положения в области охраны окружающей среды (рост потребления, радиационное загрязнение, разливы нефти), унификацию и трансграничные вопросы (межсоединения, энергетика в праве Всемирной торговой организации), инвестиционные аспекты, защиту прав человека, санкции, урегулирование споров [10, р. 29-264].

П. Парк придерживается мнения, что энергетическая деятельность должна осуществляться в соответствии с международным правом и стандартами поведения корпораций. Соответствующая область международного права основана на суверенитете над природными ресурсами, признании прав на ресурсы в международных пространствах, защите окружающей среды и необходимости адапта-

ции к изменению климата. В нее должны быть включены положения в области конкуренции и торговли, интеллектуальной собственности, инвестиционных рисков, технологических инноваций, изменения климата и прав человека. Международное энергетическое право непосредственно регулирует нефтегазовую отрасль (режим морских судов и нефтяных вышек), атомную отрасль (транспортировка радиоактивных материалов, вывод из эксплуатации ядерных установок), возобновляемые источники энергии (передача технологий) [11, р. 3-168].

Х. Э. Виньюалес исходит из того, что международное право в сфере энергетики основано на специфике данного объекта и воплощает подходы к его регулированию, включая последствия перехода к новой энергетической модели. Основополагающий подход предоставляет права на энергию, позволяя осуществлять инвестиции, торговлю и транзит, и регулирует негативные последствия энергетической деятельности. Специальный подход сосредоточен на соглашениях о совместной разработке углеводородов, проектах гидроэлектростанций в общих водотоках, трубопроводах, морских ветряных электростанциях и трансграничных линиях электропередачи. Централизованный подход уделяет основное внимание режиму ядерной энергетики и иным отраслевым и межотраслевым режимам, организованным по принципу: производитель или потребитель, продвижение и региональные организации [15, р. 1-9].

Российские трактовки международного энергетического права. И. С. Жукова предполагает, что формирование международного энергетического права началось в качестве подотрасли международного экономического права. Но в связи с интенсивным развитием, автор предлагает относить его к самостоятельным отраслям международного права, имеющим особый объект, предмет, источники и принципы. Сфера регулирования данной отрасли включает энергетические ресурсы, их виды и особенности; энергетическую эффективность и энергетическую безопасность; энергетическую геополитику; энергетические рынки; энергетические трубопроводные системы, экологическую безопасность в сфере энергетики, международные энергетические институты, международные договоры в энергетической

сфере и другие вопросы. Функционируют специальные международные организации, такие как Организация стран - экспортеров нефти, Международное энергетическое агентство, Организация арабских стран - экспортеров нефти, Латиноамериканская энергетическая организация, Африканская комиссия по энергетике, и конференции. Глобальным проблемам энергетики уделяют внимание Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. Проводятся международные конференции, действует Мировой энергетический совет, международные конгрессы и ассоциации нефте- и газопроизводителей и иные неправительственные организации [2, с. 47-48, 54].

Д. Л. Смирнов отметил, что в международно-правовой науке понятие «международное энергетическое право» пока не получило общего признания как отдельная отрасль или подотрасль международного права. По мнению исследователя, вопросы международной энергетики в настоящее время, помимо международного экономического права, также возможно рассматривать в рамках права международных организаций. Делается вывод о том, что международная деятельность в сфере энергетики регулируется не только нормами международного экономического права, но и широким спектром норм других отраслей международного права, относящихся к регулированию как энергетики, так и других сфер деятельности. В настоящее время нормы международного права, регулирующие, в частности, производство энергии, не представляют собой отдельной системы норм, поэтому целесообразным было бы говорить о нормах международного права, относящихся к регулированию в этой сфере [5, с. 152-154].

В. Н. Чаплыгина и соавторы полагают, что международное энергетическое право следует рассматривать как потенциально новую отрасль, закрепляющую правовые позиции обеспечения безопасности энергетического сектора. Данная отрасль может быть определена как система международно-правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, которые складываются в связи с разработкой, производством, распределением, межгосударственным движением энергетических ресурсов и обеспечением энергетической безопасности. Объектом регулируемых отно-

шений являются энергоресурсы: нефть, газ, природная руда, электроэнергия и другие виды ресурсов. Также авторы считают, что предназначением международного энергетического права является регулирование взаимодействия и устранение противоречий между национальными интересами в энергетической сфере и интересами мировой экономики [7, с. 70].

По мнению О. А. Гликман, международное энергетическое право может быть определено как совокупность международно-правовых норм, регулирующих исследование и разработку природных ресурсов для производства энергии, их использование в мирных целях, включая торговлю ими, их транспортировку, строительство и эксплуатацию энергетических объектов, а также создание энергетических рынков. Оно включает нормы, содержащие общие правила в сфере энергетики, и нормы, регулирующие различные отрасли энергетики, соответствующие энергетические рынки, виды энергии, энергетические ресурсы. Но отнесение данных норм к самостоятельной отрасли международного права в настоящее время представляется весьма дискуссионным в связи с отсутствием универсальной кодификации общих правил поведения в сфере энергетики. Несмотря на то, что превалируют доводы в пользу отнесения международного энергетического права к подотрасли международного экономического права, целесообразно его выделение в качестве самостоятельной отрасли. Международное нефтяное право, международное газовое право, международное атомное право, международное электроэнергетическое право и, в перспективе, международное право возобновляемой энергетики могли бы быть названы подотраслями новой отрасли. При этом, наряду с нормами общего действия, состав международного энергетического права интенсивно расширяется за счет предписаний, созданных в рамках региональной экономической интеграции [1, с. 76-77].

Обоснована самостоятельность международного ядерного (атомного) права: к примеру, М. Н. Лысенко [3, с. 12-16] утверждает, что в системе международного права сложилась отрасль с таким наименованием. Международное ядерное (атомное) право определяется как система норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами междуна-

родного права в сфере мирного использования ядерной энергии. Данная отрасль базируется на разветвленной системе многосторонних договоров, регулирующих практически все вопросы атомной энергетики, контроль за исполнением которых возложен на Международное агентство атомной энергии. Международное ядерное (атомное) право имеет собственные специальные принципы, прежде всего, принцип ядерной безопасности, включающий несколько аспектов, и принцип возмещения причиненного ядерного ущерба. Данная отрасль направлена на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, охватывающей безопасную инженерно-техническую эксплуатацию ядерных объектов, недопущение аварий и оперативное реагирование в случае их возникновения, безопасность обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами. Ядерно-экологическая безопасность предполагает предотвращение радиоактивного загрязнения морских пространств, вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов, реабилитацию загрязненных территорий и объектов, перевод объектов ядерного наследия в безопасное состояние. С. В. Черниченко отнес международное атомное (ядерное) право к подотраслям международного права в области сотрудничества по специальным вопросам, близкого по характеру к международному экономическому и международному экологическому праву [8, с. 68].

Обобщенная концепция международного энергетического права. Объективные критерии для выделения отрасли международного права, по мнению Е. Т. Усенко [6, с. 113-115], должны основываться на появлении в его системе норм, которые должны быть соотнесены с уже действующими предписаниями, исходя из их конкретности, юридической силы и круга субъектов, в отношении которых они действуют. Особые нормы международного права, то есть те, которые могли бы быть отнесены к новой отрасли, должны быть созданы государствами в результате согласования их намерений относительно регулирования отдельных межгосударственных отношений. Отрасль должна обособиться в рамках общего международного права, то есть необходимо, чтобы специальный режим охватывал все или большинство государств, наделял правами и обязанностями

без учета региональных или локальных нормативных подсистем. В данном контексте для выделения отрасли необходимо наличие специальных принципов международно-правовых норм, имеющих общее и основополагающее значение для регулирования особой группы межгосударственных отношений.

«Энергия» представляет собой ресурсы, преобразованные в продукты посредством ряда видов деятельности хозяйствующих субъектов, основанных на определенных технологиях. Международное право позволяет создать трансграничный цикл, включающий поисковые работы, разведку, производство, преобразование, хранение, транспортировку, распределение и потребление различных форм энергии, переработку и удаление отходов, а также остановку, прекращение и закрытие такой деятельности. Государства обязаны принимать необходимые меры для облегчения транзита энергии и энергоресурсов, без различий в том, что касается их происхождения, места назначения или владельца; обязаны не подвергать инвестиции инвесторов другого государства экспроприации или аналогичным по последствиям мерам без законных оснований; и в праве решать, какие районы в пределах их территории будут выделены для разведки и разработки энергоресурсов, и регулировать все аспекты этой деятельности.

Межгосударственные отношения в сфере энергетики регулируются относительно небольшой совокупностью специальных норм, которые нуждаются в дополнении положениями международного экономического права и международного права окружающей среды. Причиной для этого является то, что Договор к Энергетической хартии от 17 декабря 1994 г. [14, р. 37-104] не стал тем актом, в котором нашел бы отражение общепризнанный свод прав и обязанностей государств и иных субъектов международного права в рассматриваемой сфере. Многие государства, включая Россию, являющиеся крупными экспортерами и импортерами энергии и энергоресурсов отказались от его ратификации, а ряд государств - членов Европейского Союза уведомили о выходе из ДЭХ, несмотря на начавшийся процесс его модификации. Нет международной организации, под эгидой которой бы осуществлялся контроль во всех энергетических секторах, и отсутствуют

международные институты, в компетенцию которых входило бы разрешение международных энергетических споров. Но предпосылки для обособления международного энергетического права по мере дальнейшей его кодификации и прогрессивного развития, вызванные практической значимостью энергетики для межгосударственного сотрудничества, имеются.

В результате энергетика регулируется на основе функционального подхода, предполагающего применение норм, относящихся к различным сферам межгосударственных отношений. Потому в международное энергетическое право включаются нормы, регулирующие доступ к энергетическим ресурсам, раздел суверенитета и прав на энергетические ресурсы, такие как углеводороды, уголь, водотоки, а также производство, транспортировку, распределение и маркетинг энергии. Может не быть консенсуса по поводу того, следует ли относить к данной области международного права те или иные положения, к примеру, регулирующие перевозку нефти морскими судами. Но, отталкиваясь от содержания ДЭХ, в его структуру следует включать институты, регулирующие торговлю энергией и энергоресурсами, в том числе транзит через специальные сооружения; институты поощрения и защиты иностранных инвестиций, связанных с инвестициями выплат, отказа в предоставлении преимуществ; институты суверенитета над природными ресурсами, экологических ограничений, открытости правового регулирования; институты разрешения споров между инвестором и принимающим государством и споров между государствами.

Несмотря на то, что международно-правовое регулирование таких секторов, как атомная (ядерная) энергетика, в целом сформировано, глобальную энергетическую отрасль или энергетический рынок в целом идентифицировать затруднительно. «Фрагментированное» состояние данного свода международно-правовых норм является объективным отражением процессов интернационализации в энергетике. Имеются трудности в выделении специальных принципов международного энергетического права, к которым следует отнести защиту окружающей среды, поощрение и защиту инвестиций, свободу транзита, суверенитет над природными энергоресурсами, урегулирование споров мирными средствами, закрепленные

в ДЭХ. Обеспечение энергетической безопасности, диверсификация источников энергии, обеспечение доступа к устойчивой энергии, научно-техническое сотрудничество и передача технологий, доступ к энергетическим рынкам и другие положения, указанные в Международной энергетической хартии от 2 мая 2015 г. [14, р. 10-21], пока таковыми названы быть не могут.

С учетом этого содержание и параметры международного энергетического права в академическом контексте оцениваются юристами-международниками, исходя из научных целей и с учетом потребностей обучения будущих юристов. Данная область юриспруденции исследует вопросы, связанные с эксплуатацией всех видов источников энергии на любой стадии энергетического цикла, от поиска энергоресурсов и до доведения энергии до коммерческого использования. Изучается распределение прав и обязанностей между субъектами энергетической деятельности, находящихся под юрисдикцией разных государств, между хозяйствующими субъектами и государствами, и между субъектами международного права. Анализируются международно-правовые нормы, регулирующие энергетику, требующие интерпретации на фоне теоретических проблем международного права и неоднозначной практики их реализации. Всестороннее научное исследование данных вопросов позволяет вырабатывать рекомендации органам государственной власти и хозяйствующим субъектам относительно рисков, присущих данной сфере межгосударственных отношений.

Выводы. Иностранная доктрина, стремящаяся охватить все аспекты энергетического цикла, предлагает ряд подходов к сущности международного энергетического права, обусловленных политикой представляемых государств. В ней преобладает мнение о наличии в международном праве соответствующего свода норм, выступающего в качестве регулятивной составляющей энергетического перехода, обязательного как для государств, так и для частного сектора.

В российской доктрине международному энергетическому праву уделяется меньше внимания и определение его существенных характеристик и место в системе международного права не является общепризнанным. Отечественным юристам-международникам не

следует довольствоваться комментированием заключаемых с участием нашей страны международных договоров в энергетической сфере. Происходящее должно рассматриваться как возникновение новой отрасли международного права, нацеленной на обеспечение большей правовой определенности в межгосударственном энергетическом сотрудничестве.

Термин «международное энергетическое право» вполне может использоваться в академических целях, для чего имеются основания в виде обладающих спецификой предмета и объекта правового регулирования, многочисленных источников и специальных норм. Формируемые в результате компетенции достаточно важны для подготовки юристов, чья профессиональная деятельность будет связана с сопровождением экономической деятельности или государственным управлением в российском топливно-энергетическом комплексе.

Список использованных источников

1. Гликман О. В. Международное энергетическое право в системе международного права // Международный правовой курьер. 2020. № 1-2. С. 72-77.

2. Жукова И. С. О международном энергетическом праве как отрасли международного права // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 2. С. 47-55.

3. Лысенко М. Н. Международное ядерное право - это отрасль международного права? // Московский журнал международного права. 2016. № 4. С. 11-20.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (с изм. на 25 декабря 2023 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_354840/feb387ba6cb412e94e5c4fd72de022 8c1a68af25 (дата обращения: 27.01.2024).

5. Смирнов Д. Л. К вопросу о понятиях «международное энергетическое право» и «энергетическое право ЕС» // Московский журнал международного права. 2010. № 1. С. 148-161.

6. Усенко Е. Т. Очерки теории международного права. М., 2008. 240 с.

7. Чаплыгина В. Н., Адигамова Л. Э., Рудов Д. Н. Международное энергетическое право как элемент энергетической безопасности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С. 67-71.

8. Черниченко С. В. Контуры международного права. Общие вопросы. М., 2014. 529 с.

9. Heffron R. J., Ronne A., Tomain J. P., Bradbrook A., Talus K. A treatise for energy law // Journal of World Energy Law and Business. 2018. No. 11. P. 34-48.

10. Naseem M., Naseem S. International Energy Law. Kluwer Law International B.V. Alphen aan den Rijn. 2021. 365 p.

11. Park P. International Law for Energy and the Environment. CRC Press. Abingdon, Oxon, 2024. 365 p.

12. Roeben V., Mete G. What do we mean when we talk about international energy law? Edinburgh Centre for International and Global Law Working Paper Series, 2019. 27 p.

13. Sourgens F. G., Sempertegui L. Principles of International Energy Transition Law. Oxford University Press, 2024. 400 p.

14. The Consolidated Energy Charter Treaty with Related Documents. Energy Charter Secretariat, 2016. 172 p. URL: https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/ Legal/ECTC-en.pdf (дата обращения: 27.01.2024).

15. Vinuales J. E. The International Law of Energy. Cambridge University Press, 2022. 578 p.

16. Zedalis R. J. International Energy Law: Rules Governing Future Exploration, Exploitation and Use of Renewable Resources. New York: Routledge, 2017. 374 p.

References

1. Glikman O. V. International Energy Law in the International Law system. International Legal Courier. 2020. No. 1-2. P. 72-77 [In Russ.].

2. Zhukova I. S. About International Energy Law as a Branch of International Law. Vestnik of the Orenburg State University. 2010. No. 2. P. 47-55 [In Russ.].

3. Lysenko M. N. Is the International Nuclear Law a Separate Branch of International Law? Moscow Journal of International Law. 2016. No. 4. P. 11-20 [In Russ.].

4. Decree of the Government of the Russian Federation on June 9, 2020, No. 1523-r on approval of the Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035 (as amended on December 25, 2023). Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_354840/feb387ba6cb412e94e5c 4fd72de0228c1a68af25 (Accessed: Jan. 27, 2024) [In Russ.].

5. Smirnov D. L. To the Issue of Definitions of "International Energy Law" and "Energy Law of the European Communities". Moscow Journal of International Law. 2010. No. 1. P. 148-161 [In Russ.].

6. Usenko E. T. Essays on the theory of international law. Moscow, 2008. 240 p. [In Russ.].

7. Chaplygina V. N., Adigamova L. E., Rudow D. N. International energy law as an element of energy security. Problems of Law Enforcement Activity. 2019. No. 2. Р. 67-71 [in Russ.].

8. Chernichenko S. V. Contours of international law. General questions. Moscow, 2014. 529 p. [In Russ.].

9. Heffron R. J., Ronne A., Tomain J. P., Bradbrook A., Talus K. A treatise for energy law. Journal of World Energy Law and Business. 2018. No. 11. P. 34-48 [in Eng.].

10. Naseem M., Naseem S. International Energy Law. Kluwer Law International B.V. Alphen aan den Rijn. 2021. 365 p. [in Eng.].

11. Park P. International Law for Energy and the Environment. CRC Press. Abingdon, Oxon. 2024. 365 p. [in Eng.].

12. Roeben V., Mete G. What do we mean when we talk about international energy law? Edinburgh Centre for International and Global Law Working Paper Series. 2019. 27 p. [in Eng.].

13. Sourgens F. G., Sempertegui L. Principles of International Energy Transition Law. Oxford University Press. 2024. 400 p. [in Eng.].

14. The Consolidated Energy Charter Treaty with Related Documents. Energy Charter Secretariat, 2016.

172 p. URL: https://www.energycharter.org/fileadmin/ DocumentsMedia/Legal/ECTC-en.pdf (Accessed: Jan. 27, 2024) [in Eng.].

15. Vinuales J. E. The International Law of Energy. Cambridge University Press. 2022. 578 p. [in Eng.].

16. Zedalis R. J. International Energy Law: Rules Governing Future Exploration, Exploitation and Use of Renewable Resources. Routledge. New York. 2017. 374 p. [in Eng.].

Поступила в редакцию 20.03.2024 Received March 20, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.