МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ЭЛЕМЕНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
PUNISHMENT SYSTEM IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM
УДК 341.49
В.Н. ЧАПЛЫГИНА,
кандидат юридических наук, доцент (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,
Россия, Орел) victory-75@yandex.ru
VALENTINE N. CHAPLYGINA,
Candidate of Law, Associate Professor (Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Orel, Russia)
Л.Э. АДИГАМОВА
(Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Россия, Москва) victory-75@yandex.ru
LILLIAN E. ADIGAMOVА,
(Moscow State Institute of
International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs Russian Federation, Moscow, Russia)
Д.Н. РУДОВ,
кандидат юридических наук,
доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) den.rudov2013@yandex.ru
DENIS N. RUDOW,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: предназначением энергетического права является регулирование взаимодействия государств и устранение противоречий между национальными интересами в энергетической сфере и интересами межгосударственных экономических процессов с целью обеспечения безопасности и поддержания международной стабильности.
В статье анализируются некоторые международно-правовые аспекты обеспечения безопасности объектов энергетической инфраструктуры. Рассмотрен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу обеспечения безопасности объектов энергетической инфраструктуры. Приводятся примеры аварийных ситуаций на объектах энергетической инфраструктуры и проводится анализ регулирования возникающих при аварийных ситуациях проблемных ситуаций по нормам международного права.
В статье дается авторское определение понятия «энергетическое право», при этом указанная трактовка обосновывается, исходя из норм международного права. Дано обоснование международного энергетического права как потенциально новой отрасли права, при этом дается его авторское определение.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергетическое право, международное право, энергетическая инфраструктура, промышленная безопасность, происшествия на объектах энергетической инфраструктуры.
Для цитирования: Чаплыгина В.Н., Адигамова Л.Э., Рудов Д.Н. Международное энергетическое право как элемент энергетической безопасности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С. 67.
Abstract: the purpose of energy law is to regulate the interaction of States and eliminate contradictions between national interests in the energy sector and the interests of interstate economic processes in order to ensure security and maintain international stability.
The article analyzes some international legal aspects of security of energy infrastructure. The list of normative legal acts regulating the sphere of security of energy infrastructure facilities is considered. Examples of emergency situations at the objects of power infrastructure are given and the analysis of regulation of problem situations arising at emergency situations proceeding from norms of the international law is carried out.
The article gives the author's definition of the concept of energy law, while this interpretation is justified on the basis of international law. The substantiation of international energy law as a potentially new branch of law is given, and its author's definition is given.
Keywords: energy security, energy law, international law, energy infrastructure, industrial security, accidents at energy infrastructure facilities.
For citation: Chaplygina V.N., Adigamovа L.E., Rudow D.N. International energy law as an element of energy security // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 2. Р. 67.
Право, политика и безопасность в энергетическом секторе неразрывно связаны с национальным суверенитетом государства, находясь вне пределов предмета международных соглашений. Перспективы признания самостоятельности международного права в энергетическом секторе представляются длительным процессом. При этом данная позиция является важным элементом при обеспечении безопасности энергетического сектора. Обсуждение вопроса о роли и значении обеспечения безопасности международного энергетического сектора и международного энергетического права впервые прошло в рамках Повестки дня на XXI век на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Национальные приоритеты стран-участниц стали препятствием к продвижению идеи единой энергетической политики в международном пространстве: предусмотренная в Повестке дня указанной Конференции девятая глава изначально была посвящена всестороннему регулированию энергетического сектора. По окончании Конференции ее содержание было заменено на положения, касающиеся защиты атмосферы, содействие устойчивому развитию энергетики упоминалось только во введении к этой главе.
За прошедшие двадцать семь лет процесс международного регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности энергетического сектора получил активизацию в связи со следующими факторами:
- пропорциональное увеличение двусторонних и многосторонних соглашений о регулировании взаимодействия государств в области разработки и пользования энергетическими
ресурсами (Европейская энергетическая хартия [1]);
- очевидность для международного сообщества последствий энергетического производства и потребления, которые напрямую влияют на состояние экологии (кислотные дожди, разрушение озонового слоя);
- увеличение количества экологических катастроф, вызванных ростом разработок энергетических месторождений и транспортировкой энергетического сырья в открытом море (взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, выброс нефти из танкера Exxon Valdez);
- рост количества нарушений в обеспечении промышленной безопасности на особо опасных производственных объектах, представляющих угрозу для населения и экологии (например, АЭС «Фукусима»).
Нередко происходящие экологические катастрофы и риски на особо опасных объектах, находящихся на территории одной страны, затрагивают интересы обеспечения безопасности соседних стран. В связи с этим возникает одна из основных проблем международного права, которая заключается в необходимости устранения последствий загрязняющей деятельности государства и привлечения к ответственности такого государства на основе разнородных положений национального и международного права в области экологии и энергетики. Таким образом, вопрос унификации норм в области энергетического права является актуальным для всех государств, активно использующих производственную инфраструктуру.
Существующие международно-правовые формы и механизмы регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности в энергетике
представлены в виде соглашений по отдельным вопросам регулирования межгосударственного движения энергетических ресурсов: Европейская энергетическая хартия 1991 г.; Договор к Энергетической хартии 1994 г.; Протокол к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов 1997 г.; Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения,освоения и охраны недр 2001 г.; Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. [2].
Деятельность государств в сфере разработки, пользования и межгосударственного движения энергетических ресурсов приобретает характер правоотношений, требующих регулирования на международном уровне.
Помимо правового регулирования, актуальными стали вопросы организационного взаимодействия государств по обеспечению энергетической безопасности. В связи с этим сформировались два центра мировой энергетической системы, которые в том числе занимаются вопросами обеспечения энергетической безопасности: Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в 1960 году и Международное энергетическое агентство (МЭА) в 1974 году. ОПЕК является международной межправительственной организацией, состоящей только из стран - экспортеров нефти и целью которой является сотрудничество и унификация нефтяной политики ее членов, а также обеспечение безопасности транспортировки и переработки энергоресурсов [3].
МЭА - это автономная межправительственная организация, созданная в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) после нефтяного кризиса 1973 года. Безусловно, ОПЕК и МЭА в своей деятельности оказывают существенное влияние на показатели мировой экономики в сфере энергетики, вместе с тем, как отмечает профессор А.Н. Вы-легжанин, еще рано говорить о существовании международного энергетического права, поскольку ОПЕК и МЭА рассматриваются в рамках права международных организаций, а вышеперечисленные вопросы в области энергетики - в рамках международного экономического права. Из этого следует, что дальнейшее взаимодействие государств и его правовое регулирование, в том числе и сфере обеспечения безопасности в энергетической сфере, требует тщательного анализа с точки зрения как международных, так и национальных интересов. При этом ука-
занные позиции, по нашему мнению, должны быть урегулированы нормами международного энергетического права как самостоятельной отрасли права.
Регулирование относительно обособленной и качественно однородной сферы общественных отношений, представляющих собой совокупность юридических норм, составляет отрасль права. При этом методом правового регулирования являются приемы и способы, выраженные в правовых нормах, регулирующих общественные отношения. Процесс определения предмета любой отрасли права всегда сопровождается длительными дискуссиями по вопросам содержания предмета отдельной отрасли права.
Несомненно, предмет новой отрасли права трудноотделим от предмета существующей отрасли права, но является жизненно необходимым для развития все новых усложненных общественных отношений, которые не ограничиваются рамками одной отрасли права. Отрасли права, предметы ведения которых пересекаются, называются комплексными. Общественные отношения, возникающие в энергетической сфере, можно отнести к комплексной отрасли права, поскольку предмет этой отрасли затрагивает как национальные интересы отдельного государства, так и интересы международного сообщества и не регулируется одной отраслью права.
Городов О.А. определяет предметную сферу энергетического права как совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с производством, преобразованием, передачей, продажей и использованием различных видов энергетических ресурсов, а также их сбережением и обеспечением энергетической безопасности [4].
Рассматривая энергетическое право как систему правовых норм, профессор А.П. Вершинин пишет, что оно регулирует отношения, возникающие в ходе и в связи с осуществлением экономической деятельности в сфере энергетики» [5]. Следует обратить внимание, что за пределами экономической деятельности остаются вопросы энергетической безопасности.
Проведенный анализ позволяет согласиться со следующим понятием энергетического права, которое сформулировано профессором О.А. Городовым: энергетическое право - это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, запретов и обязываний область общественных отношений, складывающихся в связи с производством, преобразованием, передачей, продажей, использованием различных видов энергетических
ресурсов, их сбережением, а также обеспечением энергетической безопасности1.
Помимо этого, существует мнение о том, что отрасль энергетического права необходимо рассматривать в аспекте международного экономического правопорядка и обеспечения безопасности энергетического сектора. По мнению профессора И.И. Лукашука, международный экономический правопорядок и обеспечение безопасности энергетического сектора выполняют важные функции поддержания общеприемлемого режима функционирования мировой экономики и безопасности энергетического сектора2.
Полагаем, что предназначением энергетического права, ввиду того, что оно охватывает общественные отношения в связи с разработкой, производством, межгосударственным движением энергетических ресурсов и обеспечением энергетической безопасности, является регулирование взаимодействия и устранение противоречий между национальными интересами в энергетической сфере и интересами мировой экономики.
Определенно следует отдельно рассмотреть объект общественных отношений, складывающихся в энергетической сфере. Объектом общественных отношений по разработке, производству и межгосударственному движению являются энергетические ресурсы: нефть, газ, природная руда, электроэнергия и другие виды ресурсов.
Рассматривая дальше предмет потенциально новой отрасли международного права, следует обратить внимание на разъяснения, данные в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., в статье 18 «Суверенитет над энергетическими ресурсами». Под энергетическими ресурсами рассматриваются твердые, жидкие и газообразные ресурсы, находящиеся в недрах, то есть в их естественном состоянии. В Приложении ЕМ к Договору к Энер-
1 Городов О. А. Введение в энергетическое право: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2012. С.192.
2 Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник. 3-е изд., пер. и доп. - Москва: Волтерс Клувер, 2010. С. 200.
гетической хартии «Энергетические Материалы и Продукты» перечисляются руды и концентраты урановые или ториевые, природные уран и его соединения, каменный уголь, природный газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергия и другие виды энергии [7]. Таким образом, объектом общественных отношений в сфере энергетического права являются перечисленные в Приложении к Договору ресурсы.
Дискуссия зарубежных авторов о понятии энергетического права сконцентрирована на субъектах рассматриваемых общественных отношений. Одним из первых создателей современной теории энергетического права является профессор университета Аделаиды (Австралия) А. Брэдбрук, который классифицировал все энергетические источники первичных и вторичных источников энергии, включая возобновляемые (солнечная и геотермальная энергия) и невозобновляемые природные ресурсы (нефть, природный газ, уголь). Энергосбережение А. Брэдбрук рассматривает в качестве источника энергии на основании его потенциальной возможности удовлетворения спроса общества на энергию, что является новаторским решением для классического определения источника энергии. Согласимся с мнением А. Брэдбрука о том, что к энергетическим ресурсам, перечисленным в Приложении ЕМ к Договору, помимо руды, концентратов, каменного угля, природного газа, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии следует отнести солнечную и геотермальную энергию.
Подводя итог изложенному и рассматривая международное энергетическое право как потенциально новую отрасль права, обеспечивающего закрепление правовых позиций обеспечения безопасности энергетического сектора, определим его как систему международно-правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, которые складываются в связи с разработкой, производством, распределением, межгосударственным движением энергетических ресурсов и обеспечением энергетической безопасности.
Литература
1. Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы // Energy Charter official website. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Legal/ECT-ru.pdf (дата последнего обращения: 06.04.2019).
2. Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации // International Atomic Energy Agency official website. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/documents/ infcircs/1986/infcirc336_rus.pdf (дата последнего обращения: 06.04.2019).
3. OPEC Statute // OPEC official website. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://www.opec.org/opec_web/static_ files_project/media/downloads/publications/OPEC_Statute.pdf (дата обращения: 14.04.19).
4. Городов О. А. К понятию энергетического права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. Сер. 14. Вып. 1. С. 26-38.
5. ВершининА.П. Понятие и особенности энергетического права // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2008. № 2. С. 168-183.
6. Силиверстов С.С. К вопросу о понятии энергетического права // Энергетическое право. 2008. № 1. С. 53.
7. BradbrookA. Energy Law as an Academic Discipline // Journal of Energy and Natural Resources Law. 1996. Vol. 14 P. 194.
= References =
1. Dogovor k Energeticheskoj hartii i svyazannye s nim dokumenty // Energy Charter official website. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa - URL: https://energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Legal/ECT-ru.pdf (data poslednego obrashcheniya: 06.04.2019).
2. Konvenciya o pomoshchi v sluchae yadernoj avarii ili radiacionnoj avarijnoj situacii // International Atomic Energy Agency official website. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa - URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/documents/infcircs/1986/ infcirc336_rus.pdf (data poslednego obrashcheniya: 06.04.2019).
3. OPEC Statute // OPEC official website. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa - URL: https://www.opec.org/opec_web/static_ files_project/media/downloads/publications/OPEC_Statute.pdf (data obrashcheniya: 14.04.19).
4. Gorodov O.A. K ponyatiyu energeticheskogo prava // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2010. Ser. 14. Vyp. 1. S. 26-38.
5. VershininA.P. Ponyatie i osobennosti energeticheskogo prava // Rossijskij ezhegodnik predprinimatel'skogo (kommercheskogo) prava. 2008. № 2. S. 168-183.
6. Siliverstov S.S. K voprosu o ponyatii energeticheskogo prava // Energeticheskoe pravo. 2008. № 1. S. 53.8. Bradbrook A. Energy Law as an Academic Discipline // Journal of Energy and Natural Resources Law. 1996. Vol. 14 P. 194.
7. Bradbrook A. Energy Law as an Academic Discipline // Journal of Energy and Natural Resources Law. 1996. Vol. 14 P. 194.
(статья сдана в редакцию 13.05.2019)