Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В РАМКАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕВРАЗИЙСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В РАМКАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕВРАЗИЙСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное право / энергетика / международное энергетическое право / Содружество независимых государств / Евразийский экономический союз / международные договоры Российской Федерации в сфере энергетики / International Law / energy / International Energy Law / Commonwealth of Independent States / Eurasian Economic Union / Treaties of the Russian Federation in the field of energy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В РАМКАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕВРАЗИЙСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ»

Гликман О.В?

к.ю.н., доцент МГИМО МИД России

glikman@mail .ru

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В РАМКАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ЕВРАЗИЙСКИМИ

ГОСУДАРСТВАМИ

Ключевые слова: международное право, энергетика, международное энергетическое право, Содружество независимых государств, Евразийский экономический союз, международные договоры Российской Федерации в сфере энергетики.

Keywords: International Law, energy, International Energy Law, Commonwealth of Independent States, Eurasian Economic Union, Treaties of the Russian Federation in the field of energy.

Международное право - важнейший инструмент международного сотрудничества и дипломатии. Оно «развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств»2. Международное право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, постоянно развивается параллельно с национальным правом государств. При этом «международное право является не только юридическим, но и важным политическим и моральным фактором»3.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 72/119 от 7 декабря 2017 г. «Верховенство права на национальном и международном уровнях» подчеркнута роль международного права как «нерушимой основы более мирного, процветающего и справедливого мира». В современной международно-правовой доктрине отмечается, что «растет понимание необходимости использования международно-правового потенциала для противодействия угрозам глобальной стабильности», а также «формирование международного правосознания, признающего важную роль норм и принци-

4

пов международного права» .

1. Взаимосвязанность развития энергетики, международного энергетического сотрудничества и норм

международного права

В XXI веке увеличился объем международного сотрудничества в сфере энергетики, в котором участвуют государства, международные организации и органы, юридические лица различных государств, выступающие инвесторами или уполномоченными организациями по реализации межгосударственных энергетических проектов. Соответственно увеличился и объем международно-правовых норм, преимущественно двустороннего и регионального характера; усовершенствованы механизмы сотрудничества в различных отраслях энергетики; созданы новые международные организации и форумы международного сотрудничества (ФСЭГ, ИРЕНА, МЭФ и др.); отдельным вопросам энергетики уделяется большее внимание в рамках деятельности различных международных организаций общей компетенции; возросло число споров, рассмотренных международными арбитражными органами в сфере энергетики.

В практике и науке признается наличие «международного энергетического права», которое может быть определено как совокупность международно-правовых норм, регулирующих исследование и разработку природных ресурсов для производства различных видов энергии (энергетических товаров), их использование в мирных целях, включая торговлю ими, их транспортировку, строительство и эксплуатацию энергетических объектов, а также создание энергетических рынков5. При этом универсальный международный договор, определяющий общие для всех государств правила поведения в данной сфере, до сих пор отсутствует.

Связь между развитием энергетики, международного энергетического сотрудничества и нормами международного права неизбежна и неразрывна. В последние годы государствами и экспертами отмечаются кардинальные изменения в мировой энергетике, развитие альтернативных источников энергии, появление новых цифровых технологий и

1 Профессиональные интересы: общие вопросы международного права, международное энергетическое право, международные договоры Российской Федерации в сфере энергетики.

2 Колосов Ю.М. Международное право, внешняя политика и дипломатия // Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 2005. - С. 26.

3 Тункин Г.И. Теория международного права / Под общей ред. проф. Л. Н. Шестакова. - М.: Зерцало, 2000. - С. 258.

4 Капустин А.Я. Международный договор и международный правопорядок: некоторые концептуальные подходы / Авхадеев В.Р., Асташова В.С., Андриченко Л.В. и др. Договор как общеправовая ценность: Монография. - М.: ИЗиСП; Статут, 2018. - С. 26.

5 См.: Гликман О.В. Международное энергетическое право в системе международного права //Международный правовой курьер. 2020. - № 1-2 (37-38), февраль - апрель. - С. 72-77.

их использование в энергетике1, важность обеспечения энергоэффективности, взаимосвязанность развития энергетики с общим экономическим развитием, необходимость защиты окружающей среды и обеспечения соблюдения коллективных и индивидуальных прав человека в процессе энергетической деятельности. Все эти аспекты так или иначе отражаются в современных международно-правовых и политико-правовых актах в сфере энергетики.

Среди 17 целей в области устойчивого развития, сформулированных государствами членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, - обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех (цель № 7). Для достижения этой цели поставлены такие задачи, как увеличение доли энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе, удвоение глобального показателя повышения энергоэффективности, активизация международного сотрудничества в целях обеспечения доступа к исследованиям и технологиям в области экологически чистой энергетики, расширение инфраструктуры и модернизация технологий для современного и устойчивого энергоснабжения в развивающихся странах.

Эффективное осуществление энергетической политики, развитие энергетической дипломатии2, обеспечение энергетической безопасности России сегодня невозможно без применения и прогрессивного развития норм международного права, учитывающего изменения в энергетическом секторе.

2. Российский поход к роли международного права в международных отношениях

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» была поставлена цель «добиваться утверждения верховенства права в международных отношениях». При этом в рамках региональных задач в отношениях с Европейским союзом была закреплена задача «развивать взаимовыгодное энергетическое партнерство в целях создания единого энергетического комплекса Европы, добиваясь строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств». В Азиатско-Тихоокеанском регионе не было уделено такого же особого внимания энергетическому сотрудничеству; был применен другой подход - сформулирована задача «углублять равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие» с ключевыми государствами данного региона, включая Китай, Индию, Вьетнам, Японию, Республику Корея.

Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, основана на верховенстве права в международных отношениях, которое «призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их интересов, а также гарантировать стабильность мирового сообщества в целом» (п. 26). В Концепции была отмечена качественная трансформация, происходящая в сфере энергетики, связанная с внедрением новых технологий добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов, расширением использования возобновляемых источников энергии, с одной стороны, и «ужесточение необоснованных ограничений и введение других дискриминационных мер в этой сфере», с другой. Согласно Концепции российский курс направлен на укрепление сотрудничества с ведущими производителями энергетических ресурсов, развитие «равноправного диалога со странами-потребителями и странами транзита таких ресурсов, исходя из того, что для гарантированного осуществления поставок энергетических ресурсов требуется обеспечение стабильности спроса на них и надежности их транзита» (п. 11). Россия преследует цель добиваться «адекватного учета российских интересов и подходов при выработке в рамках крупнейших международных форумов коллективной позиции по наиболее актуальным аспектам международного развития и мировой экономики», включая вопросы энергетической безопасности (п. 40).

Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года № 216, к внешнеэкономическим вызовам энергетической безопасности отнесены «перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион» и «изменение международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики». В перечень внешнеэкономических и внешнеполитических угроз энергетической безопасности включены «использование иностранными государствами... международно-правовых ... механизмов в целях нанесения ущерба топливно-энергетическому комплексу Российской Федерации и ее экономике в целом», а также «дискриминация российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировых энергетических рынках путем изменения международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики или диверсификации источников импорта энергоресурсов».

В Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1523-р, закреплены две задачи в сфере международных отношений (повышение эффективности участия в глобальной энергетической повестке; развитие системы поддержки российского экспорта.), а также ключевые меры, которые должны обеспечить выполнение этих задач. Несмотря на то, что в данном акте не уделено должного внимания роли международного права, выполнение указанных задач и реализация данных мер невозможны без эффективного использования норм международного права.

1 См.: Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Экологические и энергетические проблемы четвертой промышленной революции: правовые аспекты // Lex russica. 2019. - № 10. - С. 53-62.

2

См.: Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика». - М.: ООО «Ист Брук», 2005. -С. 153-432.

3. Международно-правовое регулирование многосторонних отношений России с другими евразийскими государствами в сфере энергетики

Сотрудничество в сфере энергетики в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Итогами многостороннего сотрудничество в сфере энергетики в рамках СНГ, объединяющего в настоящее время 11 государств, являются:

а) многосторонние международные договоры по следующим вопросам: изучение и использование недр и минерально--сырьевых ресурсов; энергоэффективность и энергосбережение; электроэнергетика, включая обеспечение параллельной работы электроэнергетических систем, транзит электрической энергии, взаимопомощь в случаях аварий на электроэнергетических объектах, мирное использование атомной энергии1;

б) решения Совета глав правительств СНГ в сфере энергетики, отражающие состояние региональных секторов энергетики, цели и направления энергетического сотрудничества, предусматривающие соответствующие планы мероприятий по общим вопросам энергетики, в области использования атомной энергии в мирных целях, по вопросам использования возобновляемых источников энергии, инновационного развития энергетики2;

в) типовые (модельные) законодательные акты3, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), в работе которой участвуют 9 государств (не участвуют Туркменистан и Украина). Типовые (модельные) законодательные акты МПА СНГ по своей правовой природе не являются международными договорами, они направляются парламентам государств-участников, которые учитывают их в своей деятельности. Тем самым, такие акты влияют на развитие законодательства государств-участников, способствуют его гармонизации и унификации.

В рамках СНГ действуют органы, наделенные специальной компетенцией в сфере энергетики и недропользованию: Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, в которой участвуют 9 государств (не участвуют Молдова и Туркменистан); Межправительственный совет по разведке, использованию и охране недр и Электроэнергетический совет, в которых участвуют 7 государств (не участвуют Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Украина).

Сотрудничество в сфере энергетики в рамках ЕАЭС. Пять государств (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения. Киргизия) в рамках раздела ХХ Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и дополнительных протоколов (приложения 21-23 к Договору) предприняли дополнительные шаги по укреплению взаимодействия в сфере энергетики. Согласно ст. 79 Договора к целям энергетического сотрудничества членов ЕАЭС отнесены: 1) эффективное использование потенциала топливно-энергетических комплексов государств-членов и 2) обеспечение национальных экономик основными видами энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты). Именно в этих целях члены ЕАЭС: 1) развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики; 2) проводят скоординированную энергетическую политику; 3) осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов4. Высшим Евразийским экономическим советом были приняты концепции и программы по трем указанным рынкам.

Сотрудничество в сфере энергетики прикаспийских государств (России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана). Отдельного международного договора об энергетическом сотрудничестве прикаспийских государств нет. На первом этапе после распада СССР, когда заключение многостороннего договора по Каспию не представлялось возможным, впервые вопросы разграничения дна Каспия для целей недропользования и эксплуатации трансграничных месторождений были урегулированы в двусторонних международных договорах России с Казахста-ном5 и Азербайджаном6.

Из многосторонних международных договоров прикаспийских государств следует выделить Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. и протоколы к ней7, а также Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. (пока не вступила в силу), которая закрепила разграничение акватории Каспийского моря на внутренние воды, территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство (ст. 5), а дно и недра Каспийского моря - на секторы «по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнан-

1 Например, Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов от 27 марта 1997 г., Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ от 25 ноября 1998 г. и Протокол от 30 мая 2012 г.; Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии от 26 июня 1992 г. и Протокол от12 февраля 2014 г.

2 Например, Решение Совета глав правительств СНГ от 1 июня 2018 года «О Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и Плане первоочередных мероприятий по ее реализации».

3

Например, Модельный закон о недрах и недропользовании для государств участников СНГ от 7 декабря 2002 г.; Модельный закон об основах развития биоэнергетики 20 мая 2016 г.

4 См.: Гликман О.В. Международно-правовые основы энергетического сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза / О.В.Гликман, А.У.Назарова // Право и управление. XXI век. 2020. - № 1 (16). - С. 28-35.

5 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. и протоколы к нему.

6 Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23 сентября 2002 г.

7 В частности Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью 2011 г. и Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 2018 г.

ных принципов и норм международного права в целях реализации их суверенных прав на недропользование и на другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр» (ст. 8). Конвенция 2018 г. урегулировала вопросы проведения морских научных исследований, создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну Каспийского моря.

Необходимость альтернативы Договору к Энергетической хартии (ДЭХ). Европейские государства стремятся сохранять лидирующие позиции в процессе создания многосторонних международно-правовых норм вопреки позиции России и других государств, обладающих большими запасами энергетических ресурсов и являющихся крупнейшими поставщиками или потребителями товаров и услуг в различных отраслях энергетики. В ДЭХ участвуют 50 государств (европейские страны, Монголия, Япония, Йемен), ЕС и Евратом. Россия временно применяла ДЭХ до 1 октября 2009 г. - 20 августа 2009 г. направила депозитарию ДЭХ (МИД Португалии) уведомление о намерении не становится участником ДЭХ и Протокола. Кроме того, 17 апреля 2018 г. Россия официально подтвердила, что не рассматривает себя в качестве стороны подписавшей ДЭХ и указанный Протокол.

Одновременно в 2009 г. Россией был предложен «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)», в котором выдвинута инициатива разработки проекта универсального международного договора с участием государств различных регионов, охватывающего все аспекты энергетического сотрудничества - конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. Несмотря на то, что эта инициатива, к сожалению, не получила поддержки других государств, она заслуживает большого внимания и поддержки со стороны российских политиков и ученых, ее необходимо продвигать в сотрудничестве с заинтересованными евразийскими государствами.

4. Двусторонние международные договоры России с другими евразийскими государствами

в сфере энергетики

Двусторонние международные договоры России с государствами Евразии в различных отраслях энергетики (нефтяной, газовой, атомной, электроэнергетике) занимают наибольший объем среди всех международных договоров России в сфере энергетики.

1. Международные договоры о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса или энергетической сфере заключены с отдельными государствами (например, с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом). Такие международные договоры закрепляют общие направления и области двустороннего межгосударственного энергетического сотрудничества, отражая наиболее актуальные вопросы и специфику двусторонних отношений. Они направлены на совместное содействие деятельности организаций данных государств в различных отраслях энергетики, закрепляют институциональный механизм, включая назначение уполномоченных органов и создание специальных двусторонних органов (подкомиссий или рабочих групп действующих экономических комиссий по энергетике). Впоследствии на их основе заключаются международные договоры о сотрудничестве в отдельных отраслях энергетики или осуществлении отдельных энергетических проектов.

2. Международные договоры о сотрудничестве в области нефти и газа1 регулируют:

- направления и области двустороннего сотрудничества в соответствующих секторах энергетики (например, с Индией 2010 г., Казахстаном 1997 г., Молдовой 1993 г. о сотрудничестве в нефтегазовой сфере и с Республикой Корея 2006 г. в области газовой промышленности);

- разведку, добычу, переработку нефти и газа, совместную эксплуатацию месторождений2 (с Вьетнамом о сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа в рамках совместных компаний «Вьетсовпет-ро» и «РУСВЬЕТПЕТРО» 1991-2016 гг.; Казахстаном относительно Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения 1995 г. и трансграничного газоконденсатного месторождения Имашевское 2010-2013 гг.);

- поставки газа, нефти и нефтепродуктов (например, с Арменией 2013-2020 гг. о поставках природного газа и нефтепродуктов; Киргизией 2016-2019 гг. о поставках нефти и нефтепродуктов, Китаем 2014 г. о поставках природного газа по «восточному» маршруту);

- строительство трубопроводов (например, с Польшей 1993-2010 гг. о создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Польши и поставках в Польшу; Австрией 2010 г. о газопроводе на территории Австрии («Южный поток»); Турцией 2016 г. по проекту газопровода «Турецкий поток»);

- транзит, транспортировку, экспорт (например, с Азербайджаном 1996 г. о транзите азербайджанской нефти через территорию России, Беларусью 2007-2018 гг. об экспорте нефти и нефтепродуктов; Казахстаном 2013 г. о транспортировке российской нефти через территорию Казахстана в Китай);

- куплю-продажу предприятий (например, с Арменией 2013-2018 гг. об «АрмРосгазпром», с Беларусью 2011 г. о «Белтрансгаз») и др.

3. Международные договоры о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии закрепляют:

- общие правила сотрудничества (например, рамочные договоры с Арменией 2000 г., Бангладеш 2010 г., Великобританией 1996 г., Венгрией 2014 г., Индией 2010 г., Казахстаном 1994 г., Киргизией 2012 г., Китаем 1996 г., Рес-

1 См.: Гликман О.В. Международные договоры России, регулирующие сотрудничество в нефтегазовом секторе // Газовый

бизнес. Журнал Российского газового общества. - М., 2012. - Октябрь. - С. 18-27.

2

См.: Гликман О.В. Международные договоры Российской Федерации, регулирующие разведку и разработку трансграничных месторождений // Право и управление. XXI век. 2018. - № 1 (46). - С. 54-61.

публикой Корея 1999 г., ОАЭ 2012 г., Сирией 1999 г., Турцией 2009 г., Узбекистаном 1997 г., Чехией 1994 г., Японией 2009 г.);

- строительство АЭС, энергоблоков, реакторов (например, с Арменией 2010 г., Бангладеш 2011 г., Беларусью 2011 г., Вьетнамом 2010 г., Индией 2008 и 2012 гг. («Куданкулам»), Ираном 1992 г., Китаем 1992-2018 гг. (энергоблоки Тяньваньской АЭС, демонстрационный реактор на быстрых нейтронах), Турция 2010 г. («Аккую»);

- создание международных центров, научных проектов (с Казахстаном 2007 г. (Международный центр по обогащению урана), Таджикистан 2008 г. (Международный научно-исследовательский центр «Памир-Чакалтая»);

- ввоз в Россию облученного ядерного топлива (с Беларусью 2010, Венгрией 2008 г., Вьетнамом 2012 г., Латвией 2007 г., Ливией 2009 г., Польшей 2009 г., Румынией 2009 г., Сербией 2009 г., Узбекистаном 2012 и 2014 гг.);

- оперативное оповещение в случае ядерной аварии (с Беларусью 2013 г., Польшей 1995 г., Турцией 2009 г., Финляндией 1995 г.) и др.

4. Международные договоры о сотрудничестве в области электроэнергетики вовсе немногочисленны, заключены с государствами СНГ и регулируют следующие аспекты:

- направления и области двустороннего сотрудничества в области электроэнергетики (с Азербайджаном 1995 г., Беларусью 2011 г., Киргизией 1996 г., КНДР 2015 г., Молдавией 1996 г.);

- обеспечение параллельной работы единых энергетических систем (с Азербайджаном 2003 г., Казахстаном 2009 г., Украиной 2012 г.);

- строительство и эксплуатацию объектов электроэнергетики (с Казахстаном 2009 г. (блок Экибастузской ГРЭС-2), Киргизией 2012 г. (Камбаратинская ГЭС-1 и Верхне-Нарынский каскад гидроэлектростанций) (прекратили действие), Таджикистаном 1994 г. (Рогунская ГЭС) и 2004-2009 гг. (Сангтудинская ГЭС-1).

Заключение

Приведенные примеры международных договоров России с другими государствами Евразии позволяют сделать следующие выводы.

1. Практика России свидетельствует об увеличении объемов международного энергетического сотрудничества с различными государствами Евразии и усилении роли международного права в регулировании такого сотрудничества в XXI веке.

2. Международно-правовое регулирование энергетического сотрудничества России с другими государствами Евразии развивается параллельно в многостороннем и двустороннем формате. При этом объект и цели отраслевых региональных и двусторонних международных договоров существенно отличаются.

3. В рамках многостороннего сотрудничества в сфере энергетики особое значение имеют не только международные договоры, но и решения органов региональных международных организаций, оказывающие существенное влияние на проведение единой энергетической политики, формирование региональных энергетических рынков, унификацию и гармонизацию законодательства государств-участников.

4. Двусторонние международные договоры превалируют по числу и играют уникальную роль не только в установлении общих рамок и принципов сотрудничества в различных отраслях энергетики, но и позволяют осуществлять различные энергетические проекты и виды деятельности (разведка, добыча, поставки и транспортировка энергоресурсов, строительство энергетических объектов, обмен информацией и др.).

5. Вышеуказанные региональные и двусторонние международные договоры России (столь развитая договорная практика) являются существенным аргументом в пользу формирования и развития международного энергетического права и его подотраслей (международного нефтяного права, международного газового права, международного атомного права, электроэнергетического права) в рамках сотрудничества России с другими государствами Евразии. Учитывая не только общие тенденции развития энергетики, но и сохранение принципиальных различий в отраслях энергетики, можно предположить дальнейшую фрагментацию норм международного права, регулирующих международное сотрудничество в отдельных отраслях энергетики.

6. Для России крайне важно развивать договорно-правовое регулирование с государствами Евразии, разделяющими позиции России по ключевым глобальным вопросам в сфере энергетики, продвигая собственные международно-правовые инициативы. Закрепление принципов и механизмов сотрудничества в международных договорах с данными государствами создает возможность в дальнейшем использовать такие подходы в качестве альтернативы западноевропейским подходам. Затронутые международные договоры и практика их реализации влияют на формирование региональных международных обычаев в сфере энергетики в данном регионе. В дальнейшем такие подходы могут использоваться для отстаивания позиций в процессе энергетического сотрудничества на универсальном уровне.

7. В рамках нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере энергетики необходимо большее внимание уделить нормам международного права как инструменту энергетической дипломатии России и достижения целей и задач, сформулированных в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. Следует разработать механизмы оценки эффективности международных договоров в сфере энергетики, проанализировать, в какой степени они позволяют избегать риски, обеспечивать рентабельность проектов, долгосрочное присутствие России и российских энергетических компаний на энергетических рынках Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.