Научная статья на тему 'Обзор конференции"l’uomo Alla prova del male: ottimismimoderni e interrogazione credente. Человекперед испытанием злом: современный оптимизм и вопрошание веры"(Милан, 21-22 февраля 2017 года)'

Обзор конференции"l’uomo Alla prova del male: ottimismimoderni e interrogazione credente. Человекперед испытанием злом: современный оптимизм и вопрошание веры"(Милан, 21-22 февраля 2017 года) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор конференции"l’uomo Alla prova del male: ottimismimoderni e interrogazione credente. Человекперед испытанием злом: современный оптимизм и вопрошание веры"(Милан, 21-22 февраля 2017 года)»

Обзор конференции «L'uomo alla prova del male: Ottimismi moderni e interrogazione credente. Человек перед испытанием злом: современный оптимизм и вопрошание веры»

(Милан, 21-22 февраля 2017 года)

Богословский факультет Университета Северной Италии в Милане совместно с Миланским Высшим институтом религиозных наук провел 21-22 февраля 2017 г. конференцию на тему «Человек перед испытанием злом: современный оптимизм и вопроша-ние веры».

Опыт зла — это своего рода рычаг, подрывающий существование мира, ставящий под сомнение его смысл. Организаторы конференции видели ее задачу в том, чтобы противопоставить поверхностному утешению свидетельство веры, которое до предела обостряет проявление зла, делая его частью драмы, в которой участвует Сам Бог. Библейское откровение порождает целый ряд доктрин происхождения зла и предлагает пути противостояния ему, которые богословие призвано переосмыслить в контексте тайны свободы человека.

Преподаватель философии коммуникации в Университете Восточного Пьемонта Маурицио Пагано сделал доклад на тему «Современный оптимизм: зло — это по-прежнему радикальный вопрос?». Он указал на то, что попытки как-то объяснить и оправдать зло тут же выявляют его неуловимость и размытость. В истории мысли предлагался чрезвычайно широкий спектр объяснений и толкований природы зла — от представлений о засилье зла, которое рассматривалось с дуалистических позиций как некая божественная сущность, до мысли о том, что зло — это просто отсутствие добра. В любом случае определение зла всегда связано с пониманием добра. В качестве одной из наиболее характерных для современности особенностей М. Пагано назвал редукционистскую тенденцию, действующую на понижение и выражающуюся в стремлении свести теоретические принципы

обзор конференции • человек перед испытанием злом: современный оптимизм и вопрошание веры

и практические концепции к обыденному опыту. С этой тенденцией сопряжена и критика метафизики и религии.

Константин Эспозито, преподаватель истории философии на литературно-философском факультете Университета Бари, выступая на тему «Concupiscentia. Мифы желания и отягощенная совесть», отметил особую актуальность для модернистской и постмодернистской постановки проблемы учения Канта о радикальном зле. Докладчик сопоставил кантианский подход, восходящий к словам ап. Павла («я познал грех не иначе, как чрез Закон. Ибо я и пожелания не познал бы, если бы Закон не говорил: "не пожелай"» *х), с подходом Хайдеггера, рассматривавшим про- * Рим 7:7 блему зла как проблему отношения человеческого разума к тайне бытия.

Преподаватель в Клинике нервных и психических болезней при Миланском государственном университете Эудженио Боргна в своем докладе «Собеседование с неведомым злом: возможное и невозможное слушание» использовал словосочетание «неведомое зло» для обозначения целого спектра таких человеческих эмоций, как тоска, печаль, меланхолия и депрессия. Данная метафора заимствована из названия романа Джузеппе Берто «Ilmaleoscuro» («Странная болезнь»/«Темное зло»). В феноменологии неведомого зла радикальное значение имеет тема вины. Так, в сердцевине неведомого зла сокрыто чувство вины не только за невольно совершенные грехи, но и за те, которые никогда и не совершались.

Директор Центра исследований в области экономической философии (Высшая школа коммерции в Париже) Филипп Немо в рамках своего доклада «Неустанное возвращение Иова. Крайности и Божья справедливость» отметил, что все библейское и христианское откровение говорит о зле, и в большей степени, чем какая-либо другая ветхозаветная книга, это делает Книга Иова. Соотнося это откровение с реалиями сегодняшнего дня, докладчик противопоставил современному ложному оптимизму, порожденному атеизмом, подлинную надежду. Вместо глупо-оптимистичного отрицания Бога и дьявола, греха и добродетели и какого бы то ни было смысла в целом, современный человек призван, с одной стороны, увидеть зло во всем его безобразии, делающем существование невыносимым; но с другой стороны, осознать, что в борьбе со злом он не одинок. Свободный ответ на призыв Спасителя сражаться вместе с Ним ради совершенство-

178

ОБЗОРЫ, АННОТАЦИИ, РЕЦЕНЗИИ

вания мира возвращает смысл всякому человеческому действию в мире. Именно через соединение с Тем, Кто первым одержал победу над смертью, становится возможным вытеснить суетный и пустой оптимизм современности пессимизмом, преисполненным надежды.

Подготовила Е.-А. П. Патракова, бакалавр теологии СФИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.