Обзор изменений и нововведений в 44-ФЗ за период 2019-2020 гг. Overview of changes and innovations in 44-FZ for the period 2019-2020
Сергеева Елена Андреевна
Студентка 2 курса магистратуры Юридический факультет «Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения» Россия, 196135 г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета д.14 e-mail: [email protected]
Sergeeva Elena Andreevna
Student of 2 course of magistracy, faculty of law . Petersburg State University of Aerospace Instrumentation» Russian, 196135, St. Petersburg, Lensoveta st., 14 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной научно-исследовательской работе рассматриваются изменения и нововведения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Каждый год Федеральный закон № 44-ФЗ претерпевает глобальные изменения, что несомненно подвергается обсуждению и критике. Освещены наиболее значимые изменения, касающиеся всех участников контрактной системы Российской Федерации.
Annotation.
This research paper considers changes and innovations to the Federal Law dated 05.04.2013 №. 44- FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs". Every year, Federal Law № 44-FZ undergoes global changes, which is undoubtedly subject to discussion and criticism. The most significant changes concerning all participants in the contract system of the Russian Federation are highlighted.
Ключевые слова: закупки, контрактная система, нововведения, электронный аукцион.
Key words: procurement, contract system, innovations, electronic auction.
Внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» несомненно указывают на изначальное несовершенство контрактной системы Российской Федерации. Многочисленные поправки по несколько раз в год не могут не оставить негативных последствий для основных участников контрактной системы: заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика), хоть они направлены на улучшения. Как предупреждают эксперты Высшей школы экономики: «Госзакупки стали еще более закрытыми и менее конкурентными». Более того отметим, что сама Единая информационная система не справляется, а также региональные системы закупок, Управления федерального казначейства и иные участники.
Глобальные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены в 2018 году, когда все способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика) стали проводиться исключительно в электронной форме. Данное новшество затронуло такие способы, как:
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс.
С января 2019 года вышеперечисленные способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика) проводятся только в электронной форме с использованием электронных торговых площадок, в особом порядке проходят:
- закупки у единственного поставщика;
- закрытые процедуры;
- запрос котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
- закупки в соответствие с решением Правительства Российской Федерации;
- закупки в целях гуманитарной и скорой помощи.
Касаемо перевода всех способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронный вид, то это один из шагов к уменьшению коррупции в сфере закупок. Фальсификация информации и документов намного вероятнее и проще, когда процедура в бумажной форме и проходит через личный контакт, а не через специализированную электронную программу. Для заказчика нововведение считаем преимуществом - меньше бумажной волокиты, освобождение от дополнительных обязанностей и контроля. Запрос котировок в электронной форме с 1 июля 2020 года можно будет проводить, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, ранее граница была всего до 500 000 рублей.
Самым ожидаемым изменением для заказчиков стала отмена плана закупок. Ранее процедура планирования и формирования плана закупок занимала большое количество времени и усилий: планирование на три года, заполнение более 30 обязательных граф, долгие согласования и т.д. В 2020 году необходимо сделать план-график закупок на три года, но с уже меньшей информацией и без детальной конкретизации. В связи с этим согласование только с Управлением федерального казначейства и проходит оно достаточно быстро, что является несомненным преимуществом в дальнейшей работе. Однако стоит уточнить, что казначейский контроль, пришедший в начале 2019 года, изначально стал камнем преткновения. Как и любые другие изменения, связанные с доработками информационных и программных систем не запускаются с первого раза, а несут за собой ряд проблем, перегрузов и сбоев. В итоге внутренний контроль занимал большое количество времени и задерживал дальнейшую работу.
Инновационными изменениями в работе с закупками стало появление двух электронных агрегатов:
- Единый агрегатор торговли «Березка» (обязательно для проведения малых закупок);
-«Независимый регистратор» - фиксация действий/бездействий участников, хранение информации,
мониторинг работы Единой информационной системы и электронных площадок. Предполагается, что данная программа окажет содействие в выявленных правонарушениях и поможет доказать правоту той или иной стороны. Официальная дата запуска системы 1 января 2020 года.
В целом можно отметить тенденцию упрощения работы заказчиков, это подтверждается следующим:
- новой формой плана-графика закупок;
- отменой отчетов об исполнении контрактов;
- ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнена ч. 5.1, разрешающая в случае обжалования, не представлять документы и информацию в контрольные органы, с условием, что ранее они были выложены в Единой информационной системе;
- отменой моратория и требования о размещении в Единой информационной системе извещений при закупке с единственным поставщиком.
Отмена моратория, т.е. ожидание десятидневного срока со дня следующего после внесения изменений в план-график закупок. Данная процедура проходила после каждого внесения изменений в закупку, что сильно препятствовало быстрой публикации закупок и в принципе тормозило работу контрактных служб и контрактных управляющих. С 1 июля 2019 года срок сократился до одного дня, что стало безусловным плюсом. Увеличился предельный порог начальной (максимальной) цены контракта до 300 миллионов рублей, по которой подача заявок в электронном аукционе может проводиться от семи дней, на выполнение работ по строительству, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, реконструкции до 2 миллиардов рублей. Сроки рассмотрения первых частей заявок тоже сократился до одного рабочего дня, если начальная (максимальная) цена контракта более 300 миллионов рублей и 2 миллиардов, то не более трех рабочих дней.
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», изменяющий Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внес нововведение для участников закупок, а именно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в части обеспечения исполнения контракта, которое рассчитывается исходя из цены контракта, на которую сыграл поставщик (исполнитель, подрядчик), а не от начальной (максимальной) цены контракта. Также, победитель, являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, вместо этого он подтверждает свою добросовестность, формируя реестр из трех исполненных без штрафов и пеней контрактов за последние три года от даты подачи заявок. При этом сумма таких контрактов должны быть не менее начальной (максимальной) цены контракта. Еще одним преимуществом данного условия для победителя, но недочет и неточность для заказчика - это то, что предмет контракта неважен. Если закупка на поставку товара, то в реестре могут быть контракты как на поставку товара, так и на оказание услуг и выполнение работ. Такая «лазейка» удобна и экономична, ведь поставщик (исполнитель, подрядчик) не оставляет на удержании свои денежные средства на счету у заказчика. А срок банковской гарантии, предоставляемая для обеспечения исполнения контракта, определяется не заказчиком, как было ранее, а самим поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" возвращает обязанность участников закупочных процедур указывать наименование страны происхождения товара в первой части заявки. Данное требование не связано с установленными запретами, ограничениями и условиями допуска иностранной продукции в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». То есть при проведении любого конкурентного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) необходимо устанавливать это требование.
С 1 июля 2019 года ужесточили антидемпинговые меры: участники, снижавшие цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта, не получит аванс.
Как отмечает сам министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, процедуры государственных и муниципальных закупок необходимо упростить, ведь вся система сложна и недостаточно гибкая. Александр Строганов - руководитель Центра размещения госзаказа - отмечает, что с внесением
изменений в контрактную систему бюрократической нагрузки не уменьшается, а наоборот увеличивается. За последнее время ужесточился контроль:
- установление новых штрафных санкций;
- сокращение сроков расчета;
- появление казначейского контроля.
Проводится дополнительная ненужная работа, дублируются документы. Критика имеется и со стороны Счетной палаты Российской Федерации. В отчете об исполнении бюджета указано, что за 2018 год 785,6 млрд руб., что составляет 4,5% всех расходов, не освоено. Это в 1,3 раза больше, чем в 2017 году. За последнее десятилетие это исполнение федерального бюджета стало самым плохим. Причиной тому являются следующие причины:
- затянутые сроки проведения процедур;
- позднее заключение контрактов;
- экономия денежных средств до конца года;
- получение дополнительных средств в конце года.
В целом отслеживается плохая бюджетная дисциплина. В части информационных систем, необходимо учитывать сроки вступления поправок в законную силу с учетом времени, которое надо на доработку этих систем и на их финансирование. Зачастую происходит не состыковка времени реализации и времени официальной публикации изменений, из-за которых блокируется работа по закупкам. Подводя итоги, можно заметить тенденцию возврата к нормам закона, которые были в 2015 году. Произошел переход к более упрощенному планированию, но к более жесткому контролю. Несомненно, некоторые нововведения облегчили работу заказчикам, но до реализации реальных принципов, на которых должна основываться контрактная система, еще придется претерпевать колоссальное количество изменений.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652.
3. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 18 ст. 2195.
4. Попов И. Г. Обзор важных нововведений в сфере государственных закупок в 2019 году // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 143-146. — URL https://moluch.ru/archive/289/65560/ (дата обращения: 21.01.2020).