УДК 332.02
ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ источников ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
О. Н. ЧУВИЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: o-n-ch-fk@mail. ru Г. К. РЫБИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: ryb_galina@mail. ru Ю. С. АГИБАЙЛОВА, соискатель кафедры финансов и кредита E-mail: agibailova_u@mail. ru Ставропольский государственный университет
Анализ социально-экономических и финансовых преобразований в посткризисный период требует большого массива исходных данных, соответствующей информации, которую можно получить на различных сайтах министерств и ведомств. В данной статье систематизированы основные наиболее важные информационные источники, позволяющие всесторонне проанализировать развитие территорий, имеющиеся социально-экономические проблемы и пути их решений.
Ключевые слова: финансово-экономическое развитие региона, информация, информационные источники, интернет-ресурсы, министерство, ведомство, макроэкономические показатели.
В настоящее время в России в условиях трансформации экономической системы увеличивается дифференциация регионального развития, усиливаются процессы дивергенции. Главным содержанием процесса коренных социально-экономических и финансовых преобразований является утверждение общечеловеческих преобразований идеалов и ценностей во всех сферах общественной жизни, широкое использование демократических принципов в хозяйственном развитии. Порой оказываются
спорными и противоречивыми новые задачи и сами методы работы по оценке финансово-экономического развития региона и страны в целом, которые встают перед экономической наукой.
Для российских субъектов важно найти информационные источники, выявить абсолютные и относительные преимущества регионов на основе оценки их финансово-экономического потенциала.
До 2007 г. в России достаточно сильно ощущалась ведомственная разобщенность в отношении информации. Специалисту сложно было представить, какая вообще информация существует или собирается, где ее нужно искать и как ее получить. На государственном уровне ведомственная разобщенность приводила к тому, что невозможно было получить полную и исчерпывающую информацию в нужном разрезе. Наиболее яркий пример, тенденция которого прослеживается по настоящее время, — отсутствие полной статистической информации о помощи регионам во всех ее видах и географии денежных потоков. Помимо официальных трансфертов, дотаций и субвенций существует еще финансовая помощь по линии большого ряда отраслевых, ведомственных и федеральных программ,
однако эта информация нигде не централизуется и не может быть агрегирована и исследована. В итоге достоверная статистика о географии финансовых потоков и помощи регионам отсутствует. Все же к настоящему моменту можно идентифицировать несколько наиболее важных источников.
Некоторые из министерств и ведомств в свое время приняли программы осуществления мониторинга, в том числе в региональном разрезе, однако обширной информации об итогах подобных исследований ранее не поступало. Лишь немногие ведомства реально могли осуществлять мониторинг. Сейчас информационная прозрачность работы министерств и ведомств усиливается, поэтому специалисту в области финансового и социально-экономического развития территорий удобно искать необходимую статистическую информацию.
Представим основные наиболее важные информационные источники, позволяющие наиболее точно и всесторонне оценить развитие территорий (см. таблицу).
Кроме того, частные оценочные показатели содержатся на соответствующих Интернет-сайтах следующих министерств и ведомств:
• Министерство здравоохранения и социального развития РФ — www. minzdravsoc. ru [1]. Собирает важную информацию о социальной и демографической политике РФ. Отчитывается о ситуации на рынке труда. Также данное министерство имеет значительные массивы информации, например по пенсионерам и пенсиям. К примеру, детальную статистику по числу пенсионеров, их структуре (пенсионеры по возрасту, инвалидности и т.п.), размеру назначенных и выплаченных пенсий (также с разбивкой по видам пенсий), и все это в региональном разрезе в виде динамических рядов (вплоть до поквартальных показателей).
• Министерство трудаи социальной защиты населения Ставропольского края — www. mintrudsk. ru [2]. Приводит данные о всероссийской переписи населения, аналитические данные по субсидиям, размещает основные демографические показатели СК, дает статистическую информацию о состоянии условий и охраны труда по СК и др.
• Министерство образования и науки РФ — www. mon. gov. ru [3]. Приводит информацию о коли-
Интернет-ресурсы для оценки эффективности финансово-экономического развития территорий
№ п/п Наименование министерств и ведомств Адрес интернет-ресурса Содержание статистической информации
1 Министерство финансов РФ www. minfin. ru Основные направления и результаты бюджетной и налоговой политики РФ, проекты федерального закона «0 федеральном бюджете», бюджетные ассигнования по источникам финансирования бюджета и по расходам, статистика по резервному фонду, фонду национального благосостояния, данные о состоянии государственного долга РФ
2 Министерство финансов Ставропольского края (СК) www. mfsk. ru Перечень главных распорядителей краевого бюджета, информация об исполнении доходов бюджета СК, консолидированный отчет об исполнении бюджета, планирование краевого бюджета, остатки межбюджетных трансфертов
3 Федеральная налоговая служба www. nalog. ru Поступления в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды доходов
Управление ФНС России по Ставропольскому краю www. r26nalog. ru Поступление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности, в том числе о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, в том числе по видам экономической деятельности
4 Министерство экономического развития РФ www. economy, gov. ru Мониторинг, анализ и прогнозы социально-экономического развития РФ и отдельных секторов экономики, комплексные программы социально-экономического развития РФ, торговая политика страны, мониторинг и прогноз товарныхрынков, инвестиционная и инновационная политика РФ, экономика социальной сферы
5 Министерство экономического развития СК www. stavinvest. ru Анализ и прогноз социально-экономического развития СК, мониторинг основных макроэкономических показателей региона, среднесрочное планирование развития региона, оценка инвестиционного потенциала СК
Окончание таблицы
№ п/п Наименование министерств и ведомств Адрес интернет-ресурса Содержание статистической информации
6 Министерство промышленности и торговли РФ www. minpromtorg. gov. ru Стратегии развития отраслей промышленности до 2023—2025 гг., материалы о состоянии промышленного производства и торговли, статистика по лесной промышленности, лесоперерабатывающему производству, машиностроительному производству и др.
7 Министерство промышленности, энергетики и транспорта СК www. stavminprom. ru Перечень инвестиционных проектов, реализуемых на территории СКдо 2020 г., стратегия развития промышленного комплекса СК, стратегия развития топливно-энергетического комплекса СКдо 2020г., стратегия развития транспортного комплексадо 2030г.
8 Федеральное Казначейство РФ www. roskazna. ru Статистическая информация об исполнении бюджетов, размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты, данные о нефтегазовыхдоходах федерального бюджета, резервного фонда и фонда национального благополучия
9 Управление Федерального Казначейства по СК www. stv. roskazna. ru Информация об исполнении федерального, краевого и местных бюджетов, сведения об использовании бюджетных средств УФК, стратегическая карта Казначейства России на 2010—2015 гг.
10 Счетная палата РФ www. ach. gov. ru Отчеты о контрольно-ревизионной деятельности, отчеты об ана-литическойдеятельности, данные предварительного, оперативного и последующего контроля
11 Счетная палата СК www. spstav. ru Заключения Счетной палаты СК на проекты законов, на исполнение бюджетов, на целевые программы, реализация национальных проектов на территории СК
12 Федеральная служба государственной статистики РФ www. gks. ru Своднаястатистикацен, финансов, внешнейторговли, окружающей среды, о состоянии предпринимательства, уровне жизни населения и прочих аспектах, международные сравнения
13 Территориальный орган службы государственной статистики по СК www. stavstat. ru Сплошное статистическое обследование малого и среднего бизнеса, статистическая отчетность, социально-экономическое развитие муниципальных образований
14 Центральный банк РФ www. cbr. ru Приводится информация об основных экономических показателях, денежно-кредитная и финансовая статистика, показатели ликвидности банковского сектора, сводные данные по процентным ставкам, статистика внешнего сектора, показатели наличного денежного обращения, рынкажилищного ипотечного кредитования, деятельности кредитных организаций
честве учебных заведений различного типа в РФ, числу учащихся, статистическую информацию об исполнении бюджета в сфере образования и науки.
Вся собираемая информация отражает показатели оценки уровня развития регионов.
В качестве наиболее универсальных рекомендуемых показателей на уровне областей, краев и республик следуетиспользовать [4]:
• валовой региональный продукт (ВРП) надушу населения;
• душевые доходы населения и/или соотношение доходов и прожиточного минимума;
• уровень общей безработицы (т. е. рассчитанной по методологии МОТ);
• падение (индекс физического объема) промышленного производства.
В качестве дополнительных социальных индикаторов можно использовать:
• сальдо миграции (показатель социально-экономического благополучия);
• уровень преступности (показатель социально-экономического благополучия);
• младенческую смертность (показатель уровня социально-экономического развития).
В качестве дополнительных экономических индикаторов можно использовать:
• объем отечественныхкапиталовложений;
• объеминостранныхинвестиций;
• объем розничного товарооборота;
• доля вывозимой промышленной продукции. Если стоит цель отслеживать состояние финансово-денежной системы региона, то стоит использовать такие регулярно обновляемые показатели, как:
• задолженность по заработной плате;
• кредиторская и дебиторская задолженности.
Проблема фальсификации региональной
статистики неизбежно встанет, когда государство начнет проводить активную региональную политику, т. е. влиять на региональное развитие исходя из понимаемых задач и проблем, которые будут выявляться на основе анализа объективно существующей информации о регионах.
Очевидно, представляется логичным то, что государственные органы, осуществляющие региональную политику, предварительно и подробно изучат процедуры сбора и обработки выбранных статистических показателей и оценят возможность (или распространенность) их фальсификации.
При выборе показателей следует учитывать их смысловую значимость, собираемость по всем регионам, собираемость на районном/городском уровне (при необходимости сквозного мониторинга), наличие временных рядов (при необхо-
димости динамического мониторинга), а также возможность фальсификации. В отношении статистических способов оценки асимметрии следует одновременно использовать весь арсенал средств и сделать необходимые перерасчеты, для того чтобы получить комплексную картину.
Список литературы
1. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. URL: www. minzdravsoc. га.
2. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. URL: www. mintrudsk. га.
3. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: www. mon. gov. ru.
4. Чувилова О. H. Геофинансовые и геосоциологические векторы усиления геоэкономического потенциала региона (на примере Ставропольского края). Ставрополь: Изд-во «Графа», 2010.