Научная статья на тему 'Обзор и анализ инновационного развития транспортной системы в сфере автомобильных дорог'

Обзор и анализ инновационного развития транспортной системы в сфере автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / СТОИМОСТЬ ДОРОГИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОРОГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ / INNOVATION DEVELOPMENT / INTELLECTUAL TRANSPORT SYSTEM / ROAD COST / FINANCING OF ROADS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TOLL ROADS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровская Светлана Васильевна, Карпова Екатерина Сергеевна

Проведен сравнительный анализ технического, финансового состояния и потребительской стоимости строительства и реконструкции автомобильных дорог. Обоснована целесообразность реформирования хозяйственного механизма отрасли. Предлагается создать инновационный комплекс развития и эксплуатации дорог в рамках задач интеллектуальной транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW AND ANALYSIS OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF A TRANSPORT SYSTEM IN THE SPHERE OF AUTOMOBILE ROADS

The authors perform a comparative analysis of technical, financial condition and the consumer cost of the construction and reconstruction of automobile roads. They prove the expediency of reforming the economic mechanism of the industry. It is proposed to create an innovative complex of development and maintenance of roads within the objectives of the intellectual transport system.

Текст научной работы на тему «Обзор и анализ инновационного развития транспортной системы в сфере автомобильных дорог»

2. EVA - это также инструмент, показывающий руководителям предприятия, каким образом они могут повлиять на прибыльность;

3. ЕVA отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчёта рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчёту экономической добавленной стоимости (EVA), измеряемой в денежном выражении);

4. EVA выступает инструментом мотивации менеджеров предприятия;

5. EVA повышает прибыльность, в основном, за счёт улучшения использования капитала, а не за счёт направления основных усилий на уменьшение затрат на пользование капиталом.

Таким образом, можно предположить, что использование EVA в управленческом учёте будет способствовать повышению качества оценки эффективности деятельности российских предприятий.

Библиографический список

1. Гусев А.А. Концепция EVA и оценка эффективности деятельности компании // Финансовый менеджмент. 2005. № 1. С. 18-25.

2. Зозуля В. EVA: новый взгляд на старые вещи // Управление компанией. 2007. № 10. С. 23-26.

3. Редченко К. EVAлюция сбалансированной системы показателей // Управление компанией. 2007. № 7. С. 34-39.

4. Янгель Д. Модель EVA: ориентация на стоимость // Консультант. 2005. № 23. С. 17-21.

УДК 625.7/.8:001.895

ОБЗОР И АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

С. В. Боровская1, Е. С. Карпова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведен сравнительный анализ технического, финансового состояния и потребительской стоимости строительства и реконструкции автомобильных дорог. Обоснована целесообразность реформирования хозяйственного механизма отрасли. Предлагается создать инновационный комплекс развития и эксплуатации дорог в рамках задач интеллектуальной транспортной системы. Табл. 1. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: инновационное развитие; интеллектуальная транспортная система; стоимость дороги; финансирование дорог; государственно-частное партнерство; платные дороги.

REVIEW AND ANALYSIS OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF A TRANSPORT SYSTEM IN THE SPHERE OF

AUTOMOBILE ROADS

S.B. Borovskaya, E.S. Karpova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The authors perform a comparative analysis of technical, financial condition and the consumer cost of the construction and reconstruction of automobile roads. They prove the expediency of reforming the economic mechanism of the industry. It is proposed to create an innovative complex of development and maintenance of roads within the objectives of the intellectual transport system. 1 tables. 2 sources.

Key words: innovation development; intellectual transport system; road cost; financing of roads; public-private partnership; toll roads.

В России назрела необходимость формирования современной государственной стратегии развития транспортного комплекса страны.

Для этого необходимо, используя накопленный опыт, связать в единую систему дорожно-строитель-

ные, транспортные, транспортно-технологические, транспортно-сервисные и информационные инфраструктуры, привести их в соответствие с европейскими стандартами, создать условия для внедрения инноваций.

1 Боровская Светлана Васильевна, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (3952) 405412, е-mail: [email protected]

Borovskaya Svetlana Vasilievna, associate professor of the chair of Expertise and Real Estate Management, tel.: (3952) 405412, e-mail: [email protected]

2Карпова Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (3952) 405412, е-mail: [email protected]

Karpova Ekaterina Sergeevna, senior lecturer of the chair of Expertise and Real Estate Management, tel.: (3952) 405412, e-mail: carpova.k @ yandex.ru

Для достижения поставленных целей в сфере автомобильных дорог необходимо:

- провести анализ дорожно-строительного сектора транспортного комплекса;

- выявить основные факторы, сдерживающие их активное использование в реальных условиях строительства и эксплуатации автодорог;

- определить меры интеллектуального воздействия на дорожную инфраструктуру.

В послании Федеральному собранию Президент РФ Д.В. Медведев обратил внимание на высокую стоимость строительства автомобильных дорог в России по сравнению со странами Евросоюза. По данным петербургского Научно-исследовательского проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры сумма затрат на строительство 1 км дороги (млн долларов) составила по объектам: автобан в Германии 10-13,8:

автобан в Чехии 11,5

дорога в Калифорнии (США) 7,5

дорога Краснодар - Новороссийск (Россия) 32,0 новая кольцевая (Московская обл., Россия) 40,0.

А например, на строительство Московского тракта, проходящего по территории нашей области, было выделено 2,3 млрд руб. На совещании Иркутского Союза дорожников при участии дорожно-эксплуатационных предприятий, подрядных и проектных организаций в начале сентября 2010 года была отмечена важность этой магистрали ввиду её огромной пропускной способности.

Однако способы формирования стоимости объектов дорожного строительства в Российской Федерации и за рубежом различны. В мире не существует дорог с одинаковой стоимостью затрат на 1 км трассы. Например, показатели стоимости в США даются на одну полосу автомобильной дороги, а в России - на всю ширину трассы; ширина проезжей части в России, США и ЕС - разные. В нормах проектирования и нормативно-правовых документах различаются и специфические требования к высоте насыпи и т.д. Поэтому практически невозможно сравнить стоимость дорог в отечественной и зарубежной практике.

Сложная ситуация финансирования дорожной отрасли в России в целом, в Иркутской области в частности, сложилась из-за несовершенства существующего механизма формирования финансовой стратегии организации дорожных объектов. В настоящее время правительство страны прилагает недостаточно усилий по созданию современной транспортной инфраструктуры. Поэтому, начиная с 2011 года, средства для строительства будут концентрироваться в специальном Федеральном дорожном фонде; по предварительным оценкам главы правительства В.В. Путина, в 2011 году они составят 377 млрд руб., а к 2015 году - 500 млрд руб. В рамках новой финансовой программы предусмотрено привлечение не только бюджетных средств, но и инвестиций за счёт выпуска инфраструктурных облигаций, инвестиционных средств банков, средств Пенсионного фонда России, частного бизнеса, государственно-частного партнёрства.

Одним из возможных условий привлечения инвестиций в дорожную отрасль является внедрение в российских регионах Интеллектуальной Транспортной Системы (ИТС) [1]. ИТС - это система, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления транспортной системой региона (города, дороги). ИТС - это потенциально эффективный конкурентоспособный бизнес, это стимул развития нового высокотехнологичного сектора.

Все страны имеют свои национальные программы развёртывания ИТС. В США, например, ИТС внедряются на протяжении уже 15 лет, а в нашей - только в последние 2-3 года. Указанную проблему Президент РФ Д.В. Медведев подробно обосновал на заседании президиума Государственного совета в конце 2009 г., проходившем в г. Ульяновск.

В результате функционирования ИТС повысится эффективность развития транспортного комплекса по следующим критериям:

• снижение числа ДТП на 6-30% в год;

• снижение числа погибших в ДТП на 6-8% в год;

• увеличение пропускной способности дорог: на 14-22% в год - в городской черте, 18-23% - на автомагистрали;

• увеличение средней скорости движения транспорта: на 30-40% - общественного, на 15-25% - индивидуального;

• повышение эффективности транспортных процессов на 4-14%;

• сокращение времени в пути до 70%.

В подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусматриваются «... мероприятия по созданию интеллектуальной системы организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий, системы «ГЛОНАСС», интегрирующих в единый аппаратно-программный комплекс различные информационные и управляющие системы на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве» [2].

Эти системы включают:

- автоматизированный и централизованный сбор, передачу и обработку информации о функционировании и текущем состоянии автодорожной инфраструктуры;

- обмен полученной информацией, доведение её до участников транспортного процесса в целях оптимизации транспортной и дорожно-эксплуатационной деятельности;

- лазерное и космическое сканирование конфигурации дорожной сети, других элементов транспортной инфраструктуры и придорожной полосы автодорог для обеспечения указанных систем детальной информацией.

Наглядным примером работы ИТС является подсистема, создаваемая в Пермском крае, где на региональных автодорогах устанавливаются стационарные

станции, оборудованные компьютерами. Любой автолюбитель, проезжающий мимо них, может проверить вес автомобиля, скорость передвижения и т.п. и даже получить информацию об уплате налогов. Вдоль дороги установлены информационные табло, по которым водители узнают о состоянии дороги (есть ли дорожные пробки и как можно их миновать), а также метеостанции, чтобы данные метеопрогноза передавались подрядным организациям, строящим и реконструирующим трассы.

ИТС можно использовать при формировании про-ектно-технологической документации, на основе которой составляют Интеллектуальные Строительные сметы и определяют фактическую стоимость объекта в реальных условиях подрядчика. Для Иркутской области это могут быть Региональные Интеллектуальные Строительные сметы (РИСС).

Инновационное развитие невозможно без современной инфраструктуры, в том числе и дорожной. Транспортная инфраструктура оказывает существенное влияние на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, на здоровье и жизнь людей. Ежегодные потери российской экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития превышают 1,8 трлн руб., что составляет 3% внутреннего валового продукта ежегодно [2].

Выход из сложившейся финансовой ситуации возможен при более широком внедрении в национальное хозяйство государственно-частного партнёрства (ГЧП), участниками которого могут быть как государственные, так и негосударственные дорожно-строительные компании. При этом ГЧП может осуществляться с использованием сервисных (инвестиционных) контрактов или концессионных соглашений.

Использование сервисных контрактов намного повышает эффективность использования бюджетных средств. В концессионных соглашениях, заключаемых по схемам: строительство - управление - передача или строительство - владение - управление - передача, могут участвовать и иностранные государства. Возможен вариант передачи в концессию не только дороги, но и придорожной полосы, т. е. комплексная концессия, которая позволит концессионеру брать с водителя минимальную плату за проезд, так как недополученные средства он компенсирует за счёт эксплуатации объектов придорожной инфраструктуры.

По этим причинам платные автодороги становятся достаточно важным элементом в инновационной и инвестиционной политике России. Во многих странах, среди которых США, Япония, Китай, доход, получаемый от эксплуатации платных дорог, используется в дальнейшем на работы по эксплуатации и ремонту дорожной сети. Дорожный бюджет других стран в настоящее время значительно превышает российский. В 2010 году он составляет: в США - 120 млрд долл.; в Китае - 30 млрд долл.; в России - 10 млрд долл. Российские дороги на 80-90% финансируются из бюджета. Отсутствие платных дорог приводит к значительной потере бюджетных средств, тогда как в стра-

нах ЕС за проезд по ним собирают ежегодно около 16-17 млрд евро.

Обзор и анализ основных разделов инновационного развития транспортной системы в области автомобильных дорог позволил определить в России на текущий момент стимул для формирования нового комплекса программных средств, которые помогают решать задачи информационного взаимодействия с инфраструктурой ИТС.

Для организации контроля за состоянием дороги предусмотрена подсистема ИТС, которая определяет понятие дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог. Данная подсистема увязывает общую структуру ИТС с базовой технологией управления дорожным хозяйством, позволяет реагировать на изменения условий движения транспортного потока и сопровождать комплекс необходимых работ в течение всего года на всём протяжении дороги.

Следовательно, система ИТС с выделенной подсистемой весьма актуальны для транспортных предприятий и могут стать действенным способом повышения эффективности управления инновационными процессами в дорожном хозяйстве.

Практическое внедрение инноваций хорошо иллюстрирует дорога «Амур» (Чита - Хабаровск), при строительстве которой, например, для энергоресурсосбережения применяли не сборные, а литые трубы, что сократило время их укладки; для освещения мостов использовали диодные светильники, которые служат до 20 лет и потребляют в 2,5 раза меньше электроэнергии. Кроме того, вместо годичных контрактов внедрена система трёхгодичных, что позволило заранее спрогнозировать поставки материалов, увеличить темпы и повысить качество строительства дорожных объектов Имея стратегическое значение, автомагистраль позволит обеспечить транспортный коридор со странами Азиатско-Тихоокеанского региона не только для России, но и для Европы.

Цели и задачи в сфере совершенствования автомобильных дорог имеют огромный масштаб. Их решение требует концентрации усилий государственной власти на всех уровнях, органов местного самоуправления, представителей бизнеса.

Реализация ранее принятых программ «Научно-техническое обеспечение» и «Техническое регулирование дорожного хозяйства и его нормативно-техническое обеспечение» в 2009-2010 годах осуществляется в соответствии с Планом важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и нормативно-технического обеспечения дорожного хозяйства, согласованных с общим Планом НИОКР. В этот период проведён ряд поисково-прикладных и фундаментальных исследований в области совершенствования теоретических основ и расчётных методов надёжности и долговечности дорожных конструкций и искусственных сооружений, а также в области проектирования и эксплуатации автомобильных дорог и инженерных сооружений. Результаты этих исследований позволяют внести коррективы в нормы проектирования дорог и сооружений, а также в систему их диагностики и оценки состояния. За истекшие годы уже

Организация инвестиционной поддержки дорожного хозяйства

Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Сумма инвестиций 102,9 124,6 128,7 282,47 230,0 230,0 235,0 255,0

Примечание. Сумма плановых инвестиций на 2010 год составляет 278,0 млн руб.

издан ряд нормативно-технических, методических, рекомендательных и других нормативов дорожной отрасли.

Расходы на научно-техническое обеспечение дорожного хозяйства в рамках программы «Автомобильные дороги» (представлены в таблице) за последние восемь лет значительно возросли.

Предложения по реформированию дорожной отрасли в стране до 2025 года предусматривают:

- повышение обеспеченности страны автомобильными дорогами до 8,4 км в расчёте на 1000 человек;

- увеличение доли автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к качеству дорожного покрытия, до 90%;

- снижение уровня аварийности на автодорогах общего пользования по причине плохих дорожных условий (доля в процентах от общего числа ДТП) до 9%.

Достижение этих целей может быть осуществлено только за счёт реализации целевого инновационного реформирования хозяйственного механизма отрасли, что создаёт условия для повышения потребительских качеств автомобильных дорог и привлекательности индустрии дорожных работ для частных инвестиций.

Реформирование дорожного хозяйства включает: 1. Переход к заключению долгосрочных контрактов на ремонт и содержание в нормативном состоянии автомобильных дорог на период межремонтных сроков -3-6 лет.

Библиографический список

1. Опыт создания и эксплуатации интеллектуальных транс- 2. Дорожное хозяйство России (цифры и факты): справ.-портных систем: информационный сборник. М.: МАДИ (ГТУ), иллюстрированный материал. М.: Росавтодор, 2007. 2009. 287 с. 359 с.

2. Создание системы надёжных гарантий соблюдения подрядчиком условий долгосрочных контрактов путём организации независимого мониторинга и привлечения крупных многофункциональных дорожных компаний.

3. Создание механизма долгосрочного финансирования дорожного хозяйства.

4. Внедрение интеллектуальных транспортных систем в регионах.

5. Применение концессионного градостроительства, земельного и имущественного законодательства в дорожном хозяйстве.

6. Разработка ИТС для платных участков дорог.

7. Создание системы комплексных долгосрочных контрактов, ориентированных на стремление дорожной компании к минимизации издержек на ремонт и содержание автодороги при соблюдении необходимого уровня её потребительских качеств.

Таким образом, особое внимание в плане научно-исследовательских работ должно быть уделено формированию национальной интеллектуальной дорожно-транспортной системы автомобильных дорог за счёт разработки современных научно-технических документов в области технического регламентирования и совершенствования методической базы дорожного хозяйства.

УДК 330.322.214

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В. А. Воронин1

Национальный исследовательский университет строительства и архитектуры (Московский государственный технический университет), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Даны разработки стратегии развития интегрированного предприятия в строительстве по всем этапам цикла, с учетом основных принципов управления интеграцией инвестиционно-строительной деятельности. Ил. 3. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: миссия предприятия; цели устойчивого развития; внешняя среда; выбор из альтернатив; контроль и оценка стратегии.

1 Воронин Владимир Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве, тел.: 84952874919 доб.3079.

Voronin Vladimir Alexandrovich, Candidate of Economics, associate professor of the chair of Economics and Management in Construction, tel.: 84952874919 dob.3079.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.