УДК. 656
К ВОПРОСУ О ПЛАТНЫХ ДОРОГАХ А.Б. Куприянова1, А.Ю. Михайлов2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлен обзор существующего положения по вопросу платных дорог. Рассмотрены основные понятия платных дорог, российский и зарубежный опыт организации платных дорог. Ил. 5. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: платная дорога; классификация платных дорог; тариф за использование платных дорог.
ON THE PROBLEM OF TOLL ROADS A.B. Kupriyanova, A.Yu. Mikhailov
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article presents an overview of the current situation with toll roads. It discusses basic concepts of toll roads, the Russian and foreign experience in the organization of toll roads. 5 figures. 12 sources.
Key words: toll road; toll road classification; tariff for the use of toll roads.
В России наблюдается устойчивый рост числа транспортных средств (к концу 2011 г. прогнозируется до 250-300 автомобилей на 1 тыс. жителей), и, соответственно, интенсивность использования дорожной сети повышается из года в год. Поэтому задачей номер один становится создание эффективной системы инвестирования в автодорожную отрасль. Одной из проблем, которая препятствует привлечению инвесторов, в том числе частного капитала к развитию строительства платных дорог, а также содержанию российских автомобильных дорог является недостаточная разработанность отечественной законодательной базы. Между тем, в ведущих странах мира со всей наглядностью прослеживаются тенденции, предусматривающие поэтапный переход финансирования автодорог в сферу рыночных отношений [5, 6].
Практика платных дорог в мире существует уже давно. Платные дороги и дорожные объекты, например, мосты, туннели, путепроводы и эстакады приносят неплохую прибыль государству и частному сектору. Это обеспечивает хорошее содержание дорог и безопасное движение [5].
Платная дорога - это дорога, за проезд по которой взимается определённая плата. Часто платными являются скоростные магистрали, мосты и туннели [5, 6]. Существуют три системы организации платных дорог: открытая (со сборочными пунктами, перекрывающими основное движение), закрытая (сбор при въезде/выезде) и полностью электронная система дорожных сборов (отсутствие сборочных пунктов, только электронный сбор на въезде/выезде и на стратегических участках основной дороги).
В открытой системе весь транспорт останавливается в различных местах дороги для уплаты пошлины. Отсутствие стационарных пунктов сбора пошлины
позволяет экономить деньги на их строительство, но может создать заторы на каждом мобильном съезде с дороги. Кроме того, водители могут уклониться от сборов, съезжая и вновь заезжая на дорогу.
В закрытой системе платных дорог пропускные барьеры (рампы) присутствуют на обоих концах магистрали, и водитель производит оплату либо при въезде, либо при выезде (рис. 1, 2). В некоторых случаях при въезде водитель приобретает билет с указанием суммы, которую он обязан заплатить при выезде (в случае утери билета взимается максимальная плата). На платных дорогах небольшой протяженности без каких-либо промежуточных въездов и выездов может быть только один пункт оплаты: автомобилисты, движущиеся в любом направлении, платят фиксированную сумму на въезде или выезде (в данном случае билет не нужен) [5, 6].
Полностью электронная система требует установки в автомобиле специального компактного электронного транспондера, который крепится к лобовому стеклу и содержит информацию об аккаунте автовладельца. Современное оборудование таких электронных систем оплаты позволяет передавать электронное радиосообщение с транспондера на полной скорости. Таким образом, денежный сбор проводится без остановки автомобиля и даже без снижения его скорости. Зачастую полностью электронная система дублируется отдельной ветвью дороги со сборочными пунктами закрытого типа.
При организации платных дорог в различных странах зачастую используется комбинация всех трёх перечисленных типов сбора. Множество въездных/выездных сборочных пунктов на протяжении пути время от времени дополняется системами сборов по ходу основного движения. Например, в Великобрита-
'Куприянова Александра Борисовна, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 405408, е-mail: [email protected]
Kupriyanova Alexandra, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.: (3952) 405408, 89501116232, e-mail: alexa.kupriyanova @ gmail.com
2Михайлов Александр Юрьевич, профессор кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 405408; e-mail: [email protected]
Mikhailov Alexander, Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.: (3952) 405408; e-mail: [email protected]
нии в месте, где трасса М4 пересекает реку Северн по любому из двух мостов, плату берут только в одном направлении; по этим мостам движение бесплатное из Уэльса в Англию, но на обратном пути требуется заплатить. Это оправдано только в случаях, когда бесплатный объезд слишком длинный (в данном примере это около 40 миль, или 64 км).
Рис. 1. Пункт пропуска на платной дороге в Мексике
Рис. 2. Пункт пропуска на платной дороге на стыке национальных шоссе G106 и G316 (Китай)
В России стали пытаться вводить платные дороги еще в 1990-х гг. В 1992 г. президент РФ подписал указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» [10], в 1998 г. - указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» [11], уточнявший условия введения в стране платного проезда по автодорогам. В конце 1999 г. правительство РФ утвердило временные правила организации эксплуатации федеральных дорог на платной основе. Дальнейшее развитие идеи платных автодорог было отражено в Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», принятой правительством 2 августа 2001 г. [9]. 14 ноября 2007 г. вступил в силу Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, в котором определён порядок функционирования и строительства платных дорог на
территории России [12]. Согласно данному закону, решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении: автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; частных автомобильных дорог общего пользования.
В 1998-1999 гг. на автодорогах России был введён ряд платных участков.
В 1998 г. в Саратове через железнодорожные пути был проложен путепровод общей протяженностью более 1 км, за проезд по которому стала взиматься плата в размере 10 руб. В 2000 г. плата была отменена.
В 1998 г. был построен мост через реку Дон в Воронежской области протяженностью 2,7 км вместо паромной переправы, которая после открытия моста была сохранена как альтернативный проезд. Мост позволял существенно сократить время в пути, плата за проезд по мосту составляла 2 руб. с легкового автомобиля и 10 руб. - с грузового. В 2001 г., поскольку доходы от эксплуатации не покрывали ежегодных затрат на содержание паромной переправы, взимание платы по этому мосту было также прекращено.
С 1999 г. в Липецкой области действует единственный платный 20-километровый участок автодороги в обход населенного пункта Хлевное. Эта автодорога является федеральной трассой «Дон». В 2008 г. цена проезда по этому участку для легковых машин составляла 20 руб., для грузовых - 40-80 руб., в зависимости от габарита [4]. Доходы в бюджет Российской Федерации за 2008 г. составили около 118,6 млн руб. [4, 5].
С марта 2002 г. плата за проезд взимается на ряде дорог Псковской области. Плата установлена за проезд по трассам: Печоры - Старый Изборск - Пал-кино - Остров (19,32 км), Нестрино - Остров до границы с Латвийской республикой (62,11 км), Опочка - Полоцк (82,1 км) и Ольша - Велиж - Усвяты - Невель (58,7 км). Стоимость проезда для легковых автомобилей составляет от 150 до 300 руб., для фургонов, микроавтобусов с числом мест до 11 - от 230 до 480 руб., для грузовых машин до 3,5 т - от 240 до 650 руб., для автобусов с числом мест более 30, грузовых а/м грузоподъемностью свыше 8,5 т и трейлеров свыше 8,8 т
- от 560 до 1130 руб. [5]. Доходы от платных дорог поступают в Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Псковской области.
В Алтайском крае действуют две платные дороги. Это участок автомагистрали «Алтай - Кузбасс» протяженностью 137 км и мостовой переход через реку Обь в Барнауле (столица региона). Цены (на начало 2008 г.) за проезд по данной трассе варьировались от 20 до 60 руб. для разных типов машин. Чтобы въехать в Барнаул по Новому мосту через реку Обь, водитель легкового автомобиля должен был заплатить 10 руб., грузового - 20 руб.
В октябре 2008 г. в Санкт-Петербурге открылась первая очередь платной внутригородской магистрали
- Западного скоростного диаметра (ЗСД). Протяженность первой очереди ЗСД составила 5,8 км основной
трассы и 2,8 км съездов. По проекту ЗСД должен связать Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Число полос составит 6-8, транспортных развязок - 15, расчетная скорость движения - 120 км/ч. Плата за проезд по трассе предполагается на уровне до 100 руб. для владельцев легковых автомобилей, 150-300 руб. - для грузовиков. Проезд по отдельным участкам будет стоить дешевле.
Правительством Российской Федерации приняты решения о строительстве платных дорог: участков трассы М-4 «Дон», дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка, скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области [4].
Ежегодно километраж платных дорог в разных странах постоянно увеличивается. По данным на конец 2009 - начало 2010 г. больше всего платных дорог находится в Хорватии, что составляет 3,33% от общего числа дорог страны. В Сербии - 2,71%, в Швейцарии - 2,68%, в Италии - 1,16%, в Словакии -1%. Менее 1% от общего числа дорог платные автострады имеют Франция (0,83%), Греция и Белоруссия (по 0,74%), Чехия, Испания и Норвегия (по 0,63%). Менее 0,2% платных дорог существует в Турции, Венгрии, Ирландии, Австрии и Польше. Интересно, что список завершает Великобритания, у которой на 372 тыс. км всего лишь 43 км являются платными, что составляет 0,01%. В этой стране платными являются несколько туннелей, а первой платной трассой стала дорога, проходящая в центральной части Англии между Вулвергемптоном и Бирмингемом. Стоимость проезда для легкового автомобиля в дневное время составляет 2,5 фунта, а ночью - 1,5 фунта [3].
Во Франции всего 0,83% процента платных дорог, и это самые главные большие автодороги, пересекающие всю страну, на которые приходится не менее, а то и более 50% всего трафика. Поэтому, если вы собираетесь в страну, где существуют платные дороги, то обязательно будете за них платить, так как платные дороги - самые быстрые и удобные. У каждой платной дороги обязательно имеется дублёр - бесплатная дорога. Но без навигатора в этом никак не разобраться, и скорость движения по бесплатному дублёру не будет превышать 60 км/ч, а протяжённость его значительно больше. Простой пример: платная дорога будет пересекать горный перевал через туннель, а бесплатная пойдёт серпантином. Разумеется, через туннель быстрее и короче.
На всех платных дорогах обязательно стоит указатель со специальным международным символом скоростных автомагистралей (рис. 3, 4, 5). По-английски он называется Motorway, по-французски -Autoroute, по-немецки - Autobahn, по-итальянски -Autostrada, а по-испански - Autopista. Тарифы на проезд отличаются и зависят от массы и типа транспорта. Европейской ассоциацией разработано пять тарифных групп [3].
В принципе, схема оплаты дорог практически одинакова, но есть и свои особенности. Например, в Ис-
пании, Франции и Италии - основных участников интегрированной сети - действует покилометровая оплата. Для легковых машин это составляет примерно 0,07 дол. за км. В Швейцарии, Чехии и Словакии принято производить годовой сбор. В Швейцарии сумма годового абонемента за пользование сетью платных дорог будет составлять 30 дол. или 40 швейцарских франков, в Чехии - 15 дол. или 400 чешских крон, в Словакии - 7 дол. или 200 словацких крон. В Австрии годовой абонемент стоит 72 евро, а в Венгрии - 150 евро. Заплатив один раз в год, можно пользоваться автомагистралями всей страны, сколько необходимо. В Австрии и Швейцарии на дорогах существуют также сборы за пересечение перевалов на железнодорожной платформе [3].
Рис. 3. Израильский знак платных дорог с изображением символа национальной валюты (ш - израильский шекель)
Рис. 4. Знак в Тайване: «Остановить транспортное средство для взимания дорожного сбора»
(устанавливается при въезде на автостраду)
В соответствии с подписанным президентом Д.А. Медведевым законом о компании «Российские автомобильные дороги» платными могут быть объявлены [8]:
- вновь построенные дороги, идущие параллельно существующим (если дорога единственная, то она не может быть платной);
- реконструированная часть старой дороги (что вызывает нарекания в связи с тем, что строительство
этой дороги уже было профинансировано за счёт транспортного налога).
влЕТЕ НА
53 ATTENTION! YOU ENTER PAID ROAD
Рис. 5. Знак при въезде на платную дорогу
Госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») в 2010-2011 гг. планировала построить 183 км автомобильных дорог, в том числе 108 км -платных [7]. В программе деятельности «Автодора» на 2010-2015 гг. были предусмотрены следующие тари-
фы за проезд по платным дорогам: для легковых автомобилей - в размере 1 руб. за км, для грузовых машин грузоподъемностью до 8 т - 2 руб. за км, для автобусов большой вместимости и грузовых машин массой более 8 т - 4 руб. за км.
Стоимость проезда по платной трассе будет зависеть от многих факторов. В мире существуют несколько схем оплаты: либо инвестор будет собирать средства и платить налоги, либо все деньги пойдут в бюджет, а государство гарантирует возвращение прибыли заинтересованным лицам. Еще один вариант - инвестор сможет получать дополнительную прибыль за счет развития придорожного сервиса. В любом случае во всех проектах строительства платных дорог заложен принцип - финансовые выгоды от проезда по платной автодороге (сокращение расхода топлива, временных затрат и т.д.) должны быть больше, чем стоимость оплаты проезда.
Дальнейшие исследования транспортной лаборатории ИрГТУ будут направлены на разработку механизма формирования тарифа на платных автодорогах в различных условиях.
Библиографический список
1. «Mobility, Access and Pricing Study». San Francisco County Transportation Authority. Retrieved 2009-02-22.
2. Алексеев А., Моисеенко Ю. Золотые колдобины // Российская газета. 2008. 9 октября. № 212 (4769).
3. Платные дороги в странах Европы. URL: http://mosintour.ru/default.asp?Id=968/
4. Платные автодороги в России. URL: http://pddmaster.ru/avtomobili/platnye-avtodorogi-v-rossii.html/
5. РГ + Вести-24: Платные дороги. URL: http://www.rg.ru/2010/11/14/vesti-dorogi.html/
6. Все платные дороги России на форуме ROADS.RU - отдельный раздел форума: проекты, новости, обсуждения. URL: http://www.roads.ru/
7. «Автодор» в 2010 г. планирует построить 108 км платных дорог. URL: http://www.transport.ru/1/9/i1_3041.htm/
8. Платные дороги узаконили. URL: http://www.zr.ru/a/264278/
9. О внесении изменений в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (20022010 годы)»: постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. № 864.
10. О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе: указ Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1557.
11. О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации: указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 728.
12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. № 288-ФЗ.
УДК 62-501.12; 533.6.013; 629.7.022
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА ДЛЯ СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ
Ю.Ф. Мухопад1, В.В. Суржик2
1Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена актуальная проблема развития транспортной системы России посредством интеграции железнодорожного, водного и автомобильного транспорта в единую транспортную систему, а также внедрение в эту систему нетрадиционных видов транспорта - дирижаблей, гибридных аппаратов и экранопланов второго поколения, в
1 Мухопад Юрий Федорович, доктор технических наук, профессор кафедры управления техническими системами, тел.: 89500500291, e-mail: [email protected]
Mukhopad Yury, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Control of Technical Systems, tel.: 89500500291, e-mail: [email protected]
2Суржик Виталий Витальевич, доктор технических наук, профессор кафедры оборудования и автоматизации машиностроения, тел.: 89148922460, e-mail: [email protected]
Surzhik Vitaly, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Machinery and Automation of Mechanical Engineering, tel.: 89148922460, e-mail: [email protected]