силы переосмысливать себя и человека, дает силы создавать и искать новое, почему человек и оказывается в подлинном редким гостем.
Проблема человека в том, что он ищет себе пристанище в этом поставленном сущем, неподлинном бытии, которое ориентировано на демонстрацию себя. Демонстрируя себя, человек показывает не себя, привлекает других не собой, а чем-то ускользающим, которое по мере профессионализации этой демонстрации исчезает все более надежно. Осмысление подлинности идет не от человека, а от поставленного им, происходит подмена подлинного.
Поставляющее мышление, по сути, означает прирученность мысли, прирученность в категориях и правилах ручного труда. Что касается вещи, то ее обработка делает вещь ручной, но не естественной, тут появляется мастер как присутствие, но не вещь.
Так и человек при обработке становится мастером самого себя, он приручает себя, это и есть постав. Но естественно ли ему такое? Хайдеггер говорит об оттягивании и ускользании подлинности от человека и тяге человека к подлинности.
Библиографический список
1. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — М. : Акад. проект, 2011. — 460 с.
ЦВЕТУХИНА Екатерина Андреевна, ассистент кафедры философии и социальных коммуникаций. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2015 г. © Е. А. Цветухина
УДК 130.2:74(09) п. А. БАЛЮТА
Омский государственный технический университет
ОБЗОР ДИЗАЙН-ИССЛЕДОВАНИЙ 1960-х ГОДОВ_
Данная статья посвящена изучению дизайн-исследований 1960-х гг., периоду, когда впервые дизайн становится предметом научного интереса исследователей, представляющих различные области знания. Дается представление о первых научных конференциях, посвященных дизайну, а также раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивались исследователи дизайна того времени. Кроме того, в статье анализируется ряд определений дизайна, в которых он предстает как вид деятельности, процесс и результат, а также показывается процесс формирования идеи дизайна как отдельного предмета исследования.
Ключевые слова: дизайн, дизайн-исследование, методы дизайна.
В рамках дисциплин, связанных с дизайн-исследованием, и дисциплин, которые тем или иным образом имеют отношение к дизайну, всегда осуществлялось большое количество попыток осмысления дизайна как вида деятельности, процесса и результата. Первая волна публикаций в этой области приходится на начало 1960-х годов, хотя интерес к дизайну возник гораздо раньше. Подробному исследованию ранних теорий дизайна посвящен ряд научных трудов В. Л. Глазычева, раскрывающих суть западных теорий дизайна 1930-х гг. XX века [1, с. 41—86]. Так как данные теории скорее раскрывают авторские представления о дизайне, чем дают четкие дефиниции и методологию, а также носят описательный характер и направлены на осмысление в большей степени практики дизайна, то представляется возможным опустить их и посвятить данную статью периоду, когда дизайн становится предметом именно научного интереса, то есть 1960-м гг. XX века. Кроме того, важно отметить, что в связи с появлением в открытом доступе в сети Интернет ряда англоязычных источников, оказалось возможным ввести их в научный оборот для более полного представления истории изучения дизайна.
Первая конференция, посвященная методам дизайна, состоялась в 1962 г. в Англии и включала доклады, освещающие различные аспекты изучения дизайна. На этой конференции не уделялось особого
внимания разъяснению основных вопросов, например, что для разных ее участников означает понятие «дизайн», и казалось, что участники и организаторы способны проводить обсуждения на любом уровне, с любым содержанием, но при условии, что речь идет о проектировании или планировании какой-либо технологии. Позже Джон Кристофер Джонс, один из организаторов конференции, прокомментировал это утверждение: «на тот момент достаточно было знать, что дизайн — это то, что архитекторы, инженеры, промышленные дизайнеры и др. делают для того, чтобы производить чертежи, необходимые их клиентам и производителям» [2, с. 53 — 74]. В предисловии к сборнику трудов этой конференции Питер Слан, утверждает, что собранные тексты можно рассматривать как совокупность произведений начальной стадии дизайн-исследования, служащие для проверки наличия и качества основы, на которой будет происходить дальнейшее развитие [2, с. 43]. Очевидно, на тот момент этого было достаточно, хотя мало что указывает, что участниками конференции 1962 года были решены проблемы эпистемологии и семантики дизайна.
В следующем году в США Кристофером Алексан-дером была опубликована первая докторская диссертация, посвященная методам дизайна, названная «Заметки по синтезу формы» [3]. В диссертации К. Александер приводит подробное описание детер-
минированного метода расчета процесса и результатов. Он рассматривает дизайн, как деятельность по нахождению соответствия формы и ее контекста и использует несоответствие между формой и контекстом в качестве основы для вероятностной процедуры, с помощью которой можно разложить проблему на маленькие разрешимые схемы. К. Алек-сандер выделяет те схемы, которые взаимодействуют друг с другом, тем самым разделяя проблемы на группы и решая их покомпонентно [4, с. 47 — 53].
После конференции 1962 г. исследование дизайна продолжается быстрыми темпами. Так, в 1964 г. состоялся Международный семинар дизайнеров в Брюгге, на котором они попытались преодолеть расхождение во взглядах и суждениях по поводу целей и задач дизайна, сформулировав следующее определение: «дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но, главным образом, структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [5, с. 7]. Во многих современных интернет-источниках и в некоторых учебных пособиях по теории и практике дизайна, именно это определение считается основным, а дальнейшие рассуждения строятся на его основе. Однако данное определение сложно сопоставить с действительной практикой, которая показывает, что нет оснований считать продуктами дизайна только вещи и промышленные изделия, поэтому исследователи не останавливаются на данном определении, а продолжают работать над более полноценным и раскрывающим все аспекты дизайна определением.
Существенный прогресс достигается к 1965 г., когда в Астонском университете в Бирмингеме (Великобритания) состоялась конференция «Методы дизайна», объединившая работы исследователей, попытавшихся разработать современный им уровень описания этой новой области. Статья Сидни Грегори, организатора конференции, впервые представила идею «дизайна как науки». На этой конференции прозвучали доклады как по дизайн-исследованию, так и по методам дизайна, используемым в различных прикладных дисциплинах. Работы, представленные на этой конференции, показывают, что исследователи дизайна, с одной стороны, разрабатывали методики, направленные на улучшение результатов проектирования, а с другой — надеялись обнаружить теоретическую основу для автоматизации процесса дизайна [6, с. 35 — 38].
На этой конференции Дж. К. Джонс представил обзор исследований на основе группировки определений дизайна того времени в следующие категории:
— дизайн как творческая деятельность;
— дизайн как шаблон для тиражирования товаров или услуг;
— дизайн как воспроизведение и моделирование;
— дизайн как работа по созданию будущего с помощью элементов настоящего;
— дизайн как работа, связанная со сложностью и неопределенностью;
— дизайн как научная деятельность;
— дизайн как процесс [7, с. 295 — 310].
Определения дизайна, возникшие во время работы конференции 1965 г., были многоаспектны. Например, Р. Дж. МакКрори определял дизайн с точки зрения этики, науки и техники: «дизайн — это процесс выборочного применения полного спектра
достижений науки и техники, целью которого является получение конечного результата, служащего полезной цели» [8, с. 11 — 18].
Так же как и Р. Дж. Маккрори, Эрнст Эдер не отделяет науку от дизайна и дает следующее определение: «дизайн — это использование научных принципов, технической информации и воображения в определении механической структуры, машины или системы для выполнения заранее заданной функции с максимальной экономией и эффективностью». В то же время Э. Эдер подчеркивает человеческий аспект дизайна, утверждая, что, «в сущности, именно эта человеческая способность, а именно воображение, и называется дизайном» [9, с. 19 — 31].
Как редактор сборника научных трудов конференции 1996 г. «Метод дизайна», Сидни Грегори представил материал, в котором он проанализировал работы других участников и указал на очевидные концептуальные недостатки. Таким образом, он объединил разные области дизайна и предложил следующее определение: «дизайн — это планирование, направленное на удовлетворения человеческих потребностей» [10, с. 35 — 38]. Позже Грегори отдал предпочтение процессно-ориентированному определению дизайна, сосредоточив внимание на дизайне как психологическом и социологическом процессе.
В 1969 г. издательство Массачусетского технологического института опубликовало второе издание книги Герберта Саймона «Науки об искусственном». Основываясь на проведенных исследованиях в области искусственного интеллекта, автор по-новому рассматривает вопросы теории инженерного проектирования, в результате чего тематические области общественных наук попадают в центр внимания теории дизайна. В отличие от активно выраженного рационализма информатики, который лежит в основе большей части работ Г. Саймона, его понимание дизайна выходит за рамки чисто технического. Он утверждает, что деятельность, связанная с дизайном, является ядром профессиональной подготовки во всех областях. Кроме того, он считает, что каждый является дизайнером, кто разрабатывает действия, направленные на изменение существующих ситуаций в сторону более предпочтительных. Данное Г. Саймоном определение дизайна подразумевает, что дизайн является человеческой деятельностью, которая охватывает проблемные области, и поддерживает аргументы в пользу того, чтобы не связывать дизайн с какой-либо конкретной предметной областью [11, с. 70 — 73].
Роль зависимости или независимости определения дизайна от конкретной области широко исследуется в литературе этого десятилетия, так как одной из характерных черт дизайн-исследования того времени являлось описание его теми терминами и понятиями, которые используются в той или иной области. Эта тенденция рассматривается в работе Эрнста Эдера и иллюстрируется моделью проектирования из области электротехники, принятой в качестве основы для планирования и организации конференции 1965 г. [12, с. 19-32].
За первое десятилетие исследования современного дизайна многие авторы, в дополнение к уже упомянутым, внесли важный вклад как в обновление традиционной инженерной практики с помощью новых методов проектирования, так и в продвижении нового взгляда на дизайн. Например, У. Г. Мидден-дорф рассматривает дизайн в самом широком смысле как «деятельность, в которой используются различные методы и научные принципы для принятия
решений, касающихся выбора материалов и размещения этих материалов с тем, чтобы сформировать систему или устройство, которое будет удовлетворять набору указанных и подразумеваемых требований» [13, с. 15]. Широкое определение У. Г. Мидден-дорфа кажется ограниченным и устаревшим в сравнении с определениями Дж. Джонса и Г. Саймона, однако в его основе лежит утверждение, что дизайнеры при проектировании должны рассматривать всю жизнь продукта, то есть сырье, конечный продукт, продукт в использовании, а также его утилизацию. Эта концепция предшествовала современному акценту на экологически осмысленном дизайне, основанном на анализе жизненного цикла продукта длиною в четверть века.
В течение 1960-х гг. исследовательские подходы в дизайне стали общими в Европе и США. Сначала в апреле 1966 г. в Ульме была проведена конференция «Преподавание дизайна — методы дизайна в архитектуре», а затем в 1967 г. в Портсмуте состоялся симпозиум «Методы дизайна в архитектуре». Оба события были организованны Джеффри Броадбен-том и Энтони Вардом и раскрывали существующие подходы к исследованиям в дизайне. Дж. Броадбент прокомментировал симпозиум следующим образом: «Симпозиум 1967 г. состоялся в особый момент истории, когда в сознании произошло изменение, которое Томас Кун назвал бы сдвигом парадигмы. Все это произвело глубокое впечатление на общество и на общественные организации, в том числе и на роль дизайнера в обществе» [14, с. 309 — 328]. Исследователи, занимающиеся методами в дизайне, искали методы объединения научного знания и технических достижений в процессе дизайна. Они пытались выработать рациональные критерии по принятию решений и пытались оптимизировать эти решения.
В Советском Союзе 1960-е гг. также характеризуются повышением интереса к дизайну. Так, в 1962 г. создается Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), благодаря чему начинает формироваться государственная система дизайна. Наряду с организационной, твор-ческо-практической, экспертной, выставочной, издательской направлениями дизайн-деятельности институт осуществляет и научно-методическую деятельность, нацеленную на разработку общих теоретических и методологических установок в области дизайна.
Различные точки зрения на проблемы дизайна нашли отражение в изданном в 1968 г. Первом выпуске сборника статей «Вопросы технической эстетики» [15]. Второй выпуск одноименного сборника, изданный в 1970 г., был специально посвящен обсуждению социально-философских проблем, связанных с природой дизайна и его развитием. Опубликованные в этих сборниках труды раскрывают новые концепции дизайна, которые к 1970 г. оформляются в системный подход к художественной культуре и проектной деятельности. Методологию системного анализа принимают такие теоретики, как Д. Азрикан, А. Иконников, М. Каган, М. Коськов, Л. Кузьмичев, Е. Лазарев, Л. Переверзев.
Акцентировать внимание можно на двух основных концепциях, ставших ступенями на пути к формированию основополагающих взглядов на дизайн в Советском Союзе. Одна из концепций рождалась во ВНИИТЭ как теория художественного конструирования, ориентированного, в первую очередь, на науку и тесный контакт с инженерным проектирова-
нием и массовым производством. Другая, рассматривающая дизайн как художественное проектирование, была связана, в основном, с деятельностью Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР — Сенежской студией. Она опиралась в большей степени на изобразительное искусство, художественную культуру в целом и была больше ориентирована на средовой дизайн социально-культурной сферы.
Таким образом, первое десятилетие развития дизайн-исследования заложило прочную основу для дальнейшего осмысления дизайна как оформления функции, что подтверждается большинством представленных концепций дизайна, в которых всегда указывается наличие какой-либо цели, которая должна быть достигнута посредством дизайна. Кроме того исследования 1960-х гг. послужили началу формирования идеи дизайна как отдельного предмета исследования.
Библиографический список
1. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть / В. Л. Глазычев. — Изд. 2-е, доп. - М. : Европа, 2006. - 320 с.
2. Джонс, Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс ; пер. с англ. Т. П. Бурмистровой ; под ред. В. Ф. Венды. — Изд. 2-е, доп. — М. : Мир, 1986. — 326 с.
3. Alexander, C. Notes on the Synthesis of Form / С. Alexander. — Cambridge : Harvard University Press, 1964. — 191 р.
4. Быстрова, Т. Ю. Кристофер Александер: архитектура вне времени и идея шаблонов проектирования / Т. Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — Екатеринбург, 2011. — № 1. — С. 47—53.
5. Краткая стенограмма семинара в Брюгге ВНИИТЭ. — М., 1964. — 68 с.
6. Gregory, S. A. The human perspective, the design situation and its opportunities / S. A. Gregory // Design Method. — London : Butterworths, 1966. — P. 35 — 38.
7. Jones, J. C. Design Methods Reviewed / J. C. Jones // Design Method. — London : Butterworths, 1966. — P. 295 — 310.
8. McCrory, R. J. The Design Method in Practice / R. J. McCro-ry // Design Method. — London : Butterworths, 1966. — P. 11 — 18.
9. Eder, W. E. Definitions and Methodologies / W. E. Eder // Design Method. — London : Butterworths, 1966. — P. 19 — 31.
10. Gregory, S. A. The human perspective, the design situation and its opportunities / S. A. Gregory // Design Method. — London : Butterworths, 1966. — P. 35 — 38.
11. Саймон, Г. Науки об искусственном / Герберт Саймон ; пер. с англ. Э. Л. Наппельбвума. — 2-е изд. — М. : Едиториал УРСС, 2004. — 142 с.
12. Middendorf, W. H. Engineering Design / W. H. Middendorf. — Boston : Allyn and Bacon, Inc., 1969. — 242 p.
13. Broadbent, G. H. Design Methods in Architecture / G. H. Bro-adbent, A. Ward. — London : Lund Humphries, 1969. — 204 p.
14. Вопросы технической эстетики : c6. ст. / Редкол. Г. Б. Ми-нервин [и др.]. — М : Искусство, 1968. — Вып. 1. — 127 с. — (ВНИИТЭ).
15. Вопросы технической эстетики : сб. ст. / Редкол. Г. Б. Ми-нервин [и др.]. — М. : Искусство, 1970. — Вып. 2. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований. — 335 с. — (ВНИИТЭ).
ВАЛЮТА Полина Андреевна, ассистент, аспирантка кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.02.2015 г. © П. А. Валюта