Научная статья на тему 'Проблема бытия человека в философии М. Хайдеггера'

Проблема бытия человека в философии М. Хайдеггера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5207
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / СУЩЕЕ / МЫШЛЕНИЕ / ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ / ОНТИЧЕСКОЕ / ПОВСЕДНЕВНОЕ / LIFE / REAL / THINKING / ONTOLOGIC / DAILY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветухина Екатерина Андреевна

Стараясь идти в ногу со временем, современная философия вполне справедливо сосредотачивает свое внимание на проблемах, порожденных новой техногенной цивилизацией. Но такой подход демонстрирует забвение онтологической и метафизической проблематики, что, на наш взгляд, при выстраивании проектов будущего человечества, стратегически неверно. В статье представлен авторский взгляд на философию М. Хайдеггера. Автор стремится проанализировать уровни бытия, выделяемые немецким мыслителем, а также сопоставить их с сущим, выявив характер их взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of life of person in philosophy of M. Heidegger

Trying to keep up to date, the modern philosophy quite fairly focuses the attention on the problems generated by the new technogenic civilization, and also a consumer society serving all its spheres. But such approach shows oblivion of an ontologic and metaphysical perspective that, in our opinion, when forming projects of future mankind, strategically incorrectly. The author's view of M. Heidegger's philosophy is presented in article. The author seeks to analyze the life levels allocated by the German thinker and also to compare them with real, having revealed nature of their relationship.

Текст научной работы на тему «Проблема бытия человека в философии М. Хайдеггера»

УДК 141.2

Е. А. ЦВЕТУХИНА

Омский государственный технический университет

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

Стараясь идти в ногу со временем, современная философия вполне справедливо сосредотачивает свое внимание на проблемах, порожденных новой техногенной цивилизацией. Но такой подход демонстрирует забвение онтологической и метафизической проблематики, что, на наш взгляд, при выстраивании проектов будущего человечества, стратегически неверно. В статье представлен авторский взгляд на философию М. Хайдеггера. Автор стремится проанализировать уровни бытия, выделяемые немецким мыслителем, а также сопоставить их с сущим, выявив характер их взаимоотношений.

Ключевые слова: бытие, сущее, мышление, онтологическое, онтическое, повседневное.

Различение между бытием (Dassein) и сущим (Das seined) есть основа философии Мартина Хайдеггера: «Присутствие есть сущее, которое не только случается среди другого сущего. Оно, напротив, онтически отличается тем, что для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии. К этому бытийному устройству присутствия, однако, тогда принадлежит, что в своем бытии оно имеет бытийное отношение к этому бытию. И этим опять же сказано: присутствие понимает каким-то образом и с какой-то явностью в своем бытии. Этому сущему свойственно, что с его бытием и через него это бытие ему самому разомкнуто. Понятность бытия сама есть бытийная определенность присутствия. Онтическое отличие присутствия в том, что оно существует онтологично» [1, с. 12].

Согласно этому видению, тезис Парменида «сущее есть» определяет сущее как то, что только через познание и осознание может быть дано нам. Причем это данное может являться лишь как очевидность самосознания, ясное и понятное видение. И, тем не менее, как очевидное одного человека сущее выделяется во вне этого человека как его личное и уникальное мнение. Сущее — это то, что наличествует, присутствует, ощущается нами, мыслится нами. Все вещи, в том числе и мы сами, — все это сущее. Это самое базовое отношение к миру. С бытием другая история. Дело в том, что когда мы рассматриваем бытие в сопоставлении с сущим, через сущее и самим этим сущим, мы превращаем его тем самым в сущее. Что, естественно, еще больше удаляет нас от бытия.

Философия Мартина Хайдеггера есть фундаментально-онтологическое отношение к миру. С этой позиции история человечества и смысл существования человека напрямую зависит от того, какое место в этой истории занимает вопрос о бытии. Как бытие дает о себе знать сквозь время? Причем не априорное кантовское время и тем более не позитивистское время. У Хайдеггера бытие есть время и время есть бытие: «Экзистенциально-онтологическое устройство целости присутствия основывается во временности. Поэтому исходный способ временения самой экстатичной временности должен делать возможным экстатичный набросок бытия вообще» [1, с. 437]. Такое онтологическое понимание времени дает нам особый взгляд на человека: тот, кто был, тот есть, а тот, кто ушел, того и не было. Хайдеггер подчерки-

вает качественное отличие сущего, оно не существует без говорящего, без субъекта, без представления о нем самом. Сущее обладает модусом «яйности», и разное проявление этого модуса Я определяет отношение сущего и бытия. На этом фоне индивидуальность только и может иметь дело с сущим как присутствие, то есть быть «при сути». Подлежащее в этом плане находится под, хотя и определяет.

Мышление человека и его язык — способ существования и место бытия. Поэтому об эпохе и о человеке бытие судит по тому, каким содержанием они его наполняют: «Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скрепленной категориальной системой, остается в основе слепой и извращением самого своего ее назначения, если она прежде достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу» [1, с. 11]. Только мыслящий о бытии человек достоин быть при сути, составлять историю бытия.

Однако тенденция повседневности вырисовывается в контурах «толков», но не языка: «И поскольку говорение утратило первичную бытийную связь с сущим, о котором речь, соответственно никогда ее не достигало. Оно сообщает себя не способом исходного освоения этого сущего, но путем разносящей и вторящей речи» [1, с. 168]. Вся западно-европейская история философии представляет собой историю забвения бытия. Великим началом философии Хайдеггер считает философию досократиков, которая зиждется на двух принципах: фйтд (фюзис — рост, порождение, принесение плодов, приведение к наличию, выталкивание, как то: земля, вода, огонь, апейрон) и Хоуод (логос — пожинать, осмысливать). Здесь бытие мыслится предшествуя сущему. Бытие дано как аХ^беш (алетейя — несокрытое, истина). Это греческое мышление об истине бытия как о не-сокрытости бытия, данного феноменологически через фюзис. У Парменида это ясно, когда он говорит о единстве бытия, о шаре бытия.

Началом забвения бытия Хайдеггер считает философию Платона, который подменил бытие как фюзис бытием как идеей. Платон поставил человека не перед бытием, но перед идеей. И если у досок-ратиков человек в мире являлся мыслящим сущим среди другого сущего, то у Платона уже человек больше не в мире, он предпоставлен миру и мир

предстоит ему. Он больше не ищет вещь, он ищет идею. И главной претензией Хайдеггера к Платону есть то, что таким образом он сравнял идею с бытием.

Далее фундаментальная история бытия складывается по образу идей Платона и Аристотеля и существенных успехов в постижении самого бытия так и не достигает. Собственно средневековая философия фундаментально-онтологически ничего не меняет и лишь немного дополняет в своем ключе сказанное Платоном так, что понятие бытия становится катафатически неопределимо и вообще приобретает форму сущего.

Другое дело — Декарт. У него проявляется с предельной ясностью то, что привнес Платон. Когда Декарт обосновывает свое учение о субъекте и объекте, появляется онтологическое определение бытия через мышление. Бытие становится продуктом рассудочной деятельности. Это путь представления, но не очевидности. Человек все больше удаляется от бытия. Между человеком и бытием образовывается пропасть, которую человек заполняет своими представлениями. Человек создает рукотворное сущее, которое, как он считает, ближе к его представлению. Мышление, суть которого в понимании сущего как есть, феноменологически, начиная с Платона, представляет собой самоубийственную стратегию развития рода человеческого, который преобразует мир таким образом, чтобы мира не было для человека и не было человечества в мире. Это главная проблема сущего. Если у Платона сущее теряет бытие, то у Декарта сущее превращается в нечто произведенное. И в итоге Ницше констатирует, что, кроме субъекта, ничего не осталось, бытие уже и не идея, а лишь спекулятивная ценность.

Хайдеггер предлагает вернуться к философии досократиков: «Если для самого бытийного вопроса должна быть достигнута прозрачность своей ему истории, то требуется расшатывание окостеневшей традиции и отслоение наращенных ею сокрытий. Эту задачу мы понимаем как проводимую по путеводной нити бытийного вопроса деструкцию наследованного состава античной онтологии до исходного опыта, в каком были добыты первые и с тех пор ведущие определения бытия» [1, с. 22]. Лейтмотив философии Хайдеггера, что труд и производящее, поставляющее мышление, начавшись в Древней Греции, постепенно преобразует отношение человека к миру и ставит под вопрос способность человеческого рода к бессмертию и выживанию в конфликтах между самими людьми.

Мышление современного человека имеет поставляющий характер. Ключевым аспектом отношения с реальностью становится действие. Действие, обусловленное поставляющим характером мышления, раскрывает стиль отношения современного человека к миру. Если прежде постав и его производящая суть существовали для жизни, то теперь рациональность столкнулась с тем, что находится на грани катастрофы. Приручив природу и безгранично используя ее ресурсы, человек, наконец, стал видеть в ней сокровище. Сменившийся акцент понимания природы как сокровища предполагает борьбу за него.

В результате сущее раскололось на изолированные самодостаточные миры, отключенные от всеобщего. В основании такого положения дел лежит поставляющий характер человеческого действия, которое также стремится приручать и подавлять, но теперь, акценты ставятся другие. Постав теперь мыслится не в категории «жизни», но в категории «выживания».

Так, у Хайдеггера можно выделить три уровня отношения к постижению мира: 1) повседневность, которая подставляет на место человека цели вещей, которыми человек себя окружает; 2) онтический, как сопоставление одного конкретного сущего с другим конкретным сущим, мышление в его поставляющей сути; 3) онтологический, как попытка осмыслить сущее и бытие в целом, как различение бытия и сущего. Отчуждения первого уровня означает отсутствие человека. Второй уровень по отношению к первому безусловно присутствием обладает. Однако приобретение присутствия путем включения производства как подоплеки обыденности дистанцирует от обыденности и снимает отчасти отчуждение обыденности, но не является фактом, что состояние человека в поставе есть неотчужденное. Это тоже отчуждение, но иное. Причем сам по себе труд в поставе воспринимается как жесткое отчуждение, но когда он включается эпизодически, как выход из обыденности, то дает эффект результативности мышления и отчуждение, ей имманентное, незаметно. Третий уровень есть состояние подлинности, которое дает неотчужденное бытие человека.

Таким образом, сущее проявляется трояко: в обыденности, поставе и подлинности на уровне повседневности, онтики и онтологии соответственно. Само сущее меняется в зависимости от уровня проявления. Проявление сущего неразрывно связано с характером отчуждения, собственно уровни бытия человека выделены именно структурами отчуждения человека. Уровень отчуждения обыденности таков, что даже эпизодическое пребывание в нем отчуждает от человека само присутствие, уровень постава полагает присутствие, но при этом не видим как отчуждение, если дан как эпизодичное бытие: «С потерянностью в людях о ближайшем фактичном умении присутствия быть — о задачах, правилах, масштабах, настоятельности и размахе озаботившегося-забот-ливого бытия-в-мире — всегда уже решено. Овладение этими бытийными возможностями люди с присутствия всегда уже сняли. Люди даже утаивают совершенное ими молчаливое избавление от отчетливого выбора этих возможностей. Остается неопределенным, кто " собственно" выбирает. Эту невыбира-ющую ничью тоже-захваченность, через какую присутствие увязает в несобственности, можно опрокинуть только так, что присутствие намеренно вернет себя из потерянности в людях назад к самому себе. У этого возвращения, однако, должен быть тот способ бытия, через упущение какого присутствие потерялось в несобственности. Возвращение себя назад из людей, т.е. экзистентное модифицирование человеко-самости в собственное бытие-самостью должно происходить как наверстание выбора. Но навер-стание выбора означает избрание этого выбора, решимость на способность быть из своей самости. В избрании выбора присутствие впервые позволяет себе свою собственную способность быть» [1, с. 268].

Что касается подлинности, то, возможно, оно имеет атрибут быть неинтересным, непривлекательным как действительная и полноценная жизнь, что является парадоксом в современной культуре, в которой привлекательно только отчужденное, которое про себя глаголет, подлинное же отходит в тайное, скрытое, интимное и прячется от света рамп. Однако, несмотря на неинтересность и непривлекательность подлинности, она является истинным счастьем, и пребывание в ней дает человеку неизбывное наслаждение, которое не кончается по мере достижения этого состояния, более того, подлинное дает человеку

силы переосмысливать себя и человека, дает силы создавать и искать новое, почему человек и оказывается в подлинном редким гостем.

Проблема человека в том, что он ищет себе пристанище в этом поставленном сущем, неподлинном бытии, которое ориентировано на демонстрацию себя. Демонстрируя себя, человек показывает не себя, привлекает других не собой, а чем-то ускользающим, которое по мере профессионализации этой демонстрации исчезает все более надежно. Осмысление подлинности идет не от человека, а от поставленного им, происходит подмена подлинного.

Поставляющее мышление, по сути, означает прирученность мысли, прирученность в категориях и правилах ручного труда. Что касается вещи, то ее обработка делает вещь ручной, но не естественной, тут появляется мастер как присутствие, но не вещь.

Так и человек при обработке становится мастером самого себя, он приручает себя, это и есть постав. Но естественно ли ему такое? Хайдеггер говорит об оттягивании и ускользании подлинности от человека и тяге человека к подлинности.

Библиографический список

1. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — М. : Акад. проект, 2011. — 460 с.

ЦВЕТУХИНА Екатерина Андреевна, ассистент кафедры философии и социальных коммуникаций. Адрес для переписки: kat.kalach@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2015 г. © Е. А. Цветухина

УДК 130.2:74(09) п. А. БАЛЮТА

Омский государственный технический университет

ОБЗОР ДИЗАЙН-ИССЛЕДОВАНИЙ 1960-х ГОДОВ_

Данная статья посвящена изучению дизайн-исследований 1960-х гг., периоду, когда впервые дизайн становится предметом научного интереса исследователей, представляющих различные области знания. Дается представление о первых научных конференциях, посвященных дизайну, а также раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивались исследователи дизайна того времени. Кроме того, в статье анализируется ряд определений дизайна, в которых он предстает как вид деятельности, процесс и результат, а также показывается процесс формирования идеи дизайна как отдельного предмета исследования.

Ключевые слова: дизайн, дизайн-исследование, методы дизайна.

В рамках дисциплин, связанных с дизайн-исследованием, и дисциплин, которые тем или иным образом имеют отношение к дизайну, всегда осуществлялось большое количество попыток осмысления дизайна как вида деятельности, процесса и результата. Первая волна публикаций в этой области приходится на начало 1960-х годов, хотя интерес к дизайну возник гораздо раньше. Подробному исследованию ранних теорий дизайна посвящен ряд научных трудов В. Л. Глазычева, раскрывающих суть западных теорий дизайна 1930-х гг. XX века [1, с. 41—86]. Так как данные теории скорее раскрывают авторские представления о дизайне, чем дают четкие дефиниции и методологию, а также носят описательный характер и направлены на осмысление в большей степени практики дизайна, то представляется возможным опустить их и посвятить данную статью периоду, когда дизайн становится предметом именно научного интереса, то есть 1960-м гг. XX века. Кроме того, важно отметить, что в связи с появлением в открытом доступе в сети Интернет ряда англоязычных источников, оказалось возможным ввести их в научный оборот для более полного представления истории изучения дизайна.

Первая конференция, посвященная методам дизайна, состоялась в 1962 г. в Англии и включала доклады, освещающие различные аспекты изучения дизайна. На этой конференции не уделялось особого

внимания разъяснению основных вопросов, например, что для разных ее участников означает понятие «дизайн», и казалось, что участники и организаторы способны проводить обсуждения на любом уровне, с любым содержанием, но при условии, что речь идет о проектировании или планировании какой-либо технологии. Позже Джон Кристофер Джонс, один из организаторов конференции, прокомментировал это утверждение: «на тот момент достаточно было знать, что дизайн — это то, что архитекторы, инженеры, промышленные дизайнеры и др. делают для того, чтобы производить чертежи, необходимые их клиентам и производителям» [2, с. 53 — 74]. В предисловии к сборнику трудов этой конференции Питер Слан, утверждает, что собранные тексты можно рассматривать как совокупность произведений начальной стадии дизайн-исследования, служащие для проверки наличия и качества основы, на которой будет происходить дальнейшее развитие [2, с. 43]. Очевидно, на тот момент этого было достаточно, хотя мало что указывает, что участниками конференции 1962 года были решены проблемы эпистемологии и семантики дизайна.

В следующем году в США Кристофером Алексан-дером была опубликована первая докторская диссертация, посвященная методам дизайна, названная «Заметки по синтезу формы» [3]. В диссертации К. Александер приводит подробное описание детер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.