Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 11 (433), Экономические науки. Вып. 67. С. 166—172.
УДК 336 00110.24411/1994-2796-2019-11119
ББК 65.262.1
ОБЗОР ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В ПРОЦЕССЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
И. О. Коптел ов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рыночная экономика предполагает цикличность экономического развития. Многие из ученых выявляли взаимосвязь экономического и финансового циклов. Появление финансовых рынков в начале XX в. дало толчок для развития теории финансовых циклов, которые формируют финансовые подъемы и спады подобно экономическим циклам. Необходимо выявить и проанализировать показатели финансовых циклов в национальной экономике, которые дают возможность предсказать подъемы и спады финансового н. как следствие, экономического циклов. В статье подробно рассмотрены показатели, характеризующие финансовый рынок и оказывающие воздействие на финансовый и экономический циклы. Цель статьи — представить результаты анализа показателей, характеризующих финансовый рынок, в процессе циклического развития национальной экономики.
Ключевые слова: финансовые рынки, финансовые циклы, национальная экономика, финансовый кризис, финансовый подъем.
В основу исследования положен анализ восьми относительных показателей, выбранных для идентификации финансовых циклов в российской экономике. Показатели составлены таким образом, чтобы максимально широко охватить все сферы экономики, которые могут быть затронуты в случае общего изменений на финансовых рынках:
Показатель К1 — отношение требований банков к экономике к ВВП. Данный показатель используется для измерения долговой нагрузки на макроуровне и рекомендован международными стандартами Базель III в качестве базового при расчете кредитного разрыва и определении величины регулирующего размера капитала.
Как показывает обширная международная практика. закредитованность реального сектора экономики является достоверным предвестником полномасштабного банковского и. как следствие, финансового кризиса. Выбранная переменная более корректно отражает изменения кредитной нагрузки, чем, например, темпы роста нового кредитования, так как, будучи выраженным в процентах ВВП, показатель нормируется размером экономики [1]. Это говорит о том, что он, во-первых, не подвержен влиянию естественной цикличности спроса на кредиты, а. во-вторых, имеет более сглаженную динамику, чем другие аналогичные показатели.
Период конца 1990-х — начала 2000-х гг. отмечен спадом показателя К1 (рис. 1). Это связано с ростом количества кредитов, выдаваемых предприятиям
и учреждениям. Такая же тенденция наблюдается и в исторические спады финансового цикла — 2007 и 2012—2013 гг.
Показатель К2 — отношение денежного агрегата М2 к золотовалютным резервам (ЗВР) страны. Он отражает одновременно степень «накачки» экономики рублевой ликвидностью и возможности регулятора обеспечивать конвертируемость национальной валюты. Международный опыт подтверждает, что рост отношения М2 к ЗВР повышает вероятность наступления валютного кризиса [5]. Кроме того, увеличение данного показателя может сопровождать рост ВВП или быть связанным с изменениями в поведении населения, когда оно оптимистично оценивает перспективную динамику финансовых рынков и стремится накапливать сбережения. В этом смысле движение показателя М2 к золотовалютному резерву тесно связано и с экономическими, и с финансовыми циклами.
Спад показателя наблюдается на протяжении периода 2001—2008 гг. Ситуация меняется в последние 10 лет (рис. 2).
Показатель КЗ (рис. 3) — отношение внешнеторгового оборота страны (сумма экспорта и импорта товаров и услуг) к общему обороту внутреннего валютного рынка. В случае доминирования оптимистических ожиданий среди экономических агентов переменная принимает более высокие значения, так как на фоне доверия к национальной денежной единице валютные операции осуществляются
(41 ГО
1Л о
ОС №
(41 (О
1Л
оо
£:§!88888888е8ббб333ббб
Рис. 2. Динамика показателя К2 за 1998—2018 гг.
ООСПО?— 888888888888
о*нгмго ^ ЬП ч? г^
»-Н»-Н»-Н»-Н »-Н »-Н »—4 »-Н
о о о о о о о о
N N N N
Рис. 3. Динамика показателя КЗ за 1998—2018 гг.
в целях проведения расчетов по сделкам либо движения капитала, направленного на его прирост (депозиты, кредиты, факторинг и др.), а поступления по экспорту уравновешивают отток иностранной валюты по импорту (в большинстве случаев даже в рамках одного субъекта хозяйствования). При переходе к пессимистической фазе финансового цикла на валютном рынке начинают преобладать спекулятивные операции, увеличиваются его обороты, в то время как объемы внешней торговли снижаются (как правило, экспорт в большей степени. чем импорт, что оказывает дополнительное давление на валютный рынок).
Показатель К4 (рис. 4) — условия кредитования. Показатель характеризует восприятие финансовых рисков со стороны кредитного предложения. В период фазы роста цикла банки могут стимулировать кредитование менее кредитоспособных и более рискованных клиентов, предлагая низкие процентные ставки и длительные сроки (недооценка уровня риска). Когда же происходит материализация риска, банки, напротив, склонны к чрезмерному ужесточению условий кредитования, что приводит к существенному ограничению финансирования платежеспособной части реального сектора экономики (кредитный кризис) [4]. В рамках построения БС1 условия кредитования аппроксимированы отношением среднего срока (в месяцах) долгосрочного рублевого кредитования юридических лиц к величине соответствующей ставки процента (по новым кредитам). Средний срок долгосрочных кредитов оценивался исходя из фактических остатков кредитной задолженности клиентов и годовых объемов погашения. Таким образом, удлинение сроков и снижение ставок приводит к росту значений показателя условий кредитовани. и наоборот.
Показатель К5 (рис. 5) — соотношение активов и собственного капитала банковского сектора (ле-веридж). Показатель наглядно характеризует ци-юшчность в деятельности финансовых посредников. Рост левериджа означает увеличение масштаба и рискованности банковских операций в период преобладания оптимистических настроений в экономике. Соответственно, сокращение активов банковского сектора относительно его капитала свидетельствует о наступлении циклического спада на финансовом рынке, сопровождаемого выбытием значительного объема неработающих кредитов и досрочным изъятием «здоровой» части активов из экономики [3]. При этом, как правило, резко ужесточаются условия предоставления новых кредитов и снижается эффективность банковской деятельности.
Показатель Кб (рис. 6) — отношение стоимости акций акционерных обществ, находящихся в обращении, к годовой выручке организаций от реализации произведенной продукции. Подобные индикаторы капитализации рынка ценных бумаг напрямую связаны скорее с бизнес-циклом, а не с финансовым циклом [б]. Тем не менее данная переменная дополняет общую картину о характере сформированных у участников рынка ожиданий, показывая своей динамикой, насколько оптимистичны субъекты хозяйствования при оценке будущих финансовых потоков. Наиболее значительный спад показателя наблюдается в 2008—2009 гг. — спад капитализации крупных российских корпораций вследствие мирового финансового кризиса.
Показатель К7 (рис. 7) — отношение объема государственных ценных бумаг, находящихся в обращении на внутреннем рынке, к доходам консолидированного бюджета. Рост показателя не только свидетельствует об увеличении емкости и ликвидности рынка государственных ценных бумаг во время циклического подъема, но и является сигналом недооценки финансовых рисков со стороны эмитента [2]. Соответственно, снижение указанного соотношения (объем погашаемых облигаций превышает объем выпускаемых) может бьпь следствием роста недоверия инвесторов к государственным ценным бумагам на фоне изменения ожиданий в экономике (либо, напротив, следствием бюджетного профицита и устойчивого экономического роста).
Изменения данного показателя не так значительны. На протяжении всего периода значение практически не меняется. Это связано с общими направлениями государственной политики.
Показатель К8 (рис. 8) — отношение процентных доходов банков по кредитам и иным операциям с физическими лицами к денежным доходам населения. Динамика данного показателя складывается под влиянием двух основных моментов — готовности населения осуществлять заимствования исходя из оценки перспектив роста будущих доходов и платежной дисциплины розничных клиентов банка. Оба аспекта тесно связаны с проциклич-ностью деятельности банковского сектора страны.
На рис. 8 можно наблюдать снижение показателя в 1998, 2009 и 2015—2016 гг. Это периоды финансового и экономического спадов.
В приведенном исследовании были определены восемь основных значимых показателей, характеризующих финансовый рынок, в процессе циклического развития в национальной экономики:
3 2,5 2 1,5 1
0,5 О
2,80
1,30
1,18
0,52
"0,39
-К4
Рис. 4. Динамика показателя К4 за 1998—2018 гг.
12 ю 8 б
4
2
6, <37
C'Cjiooooiziooooo —— —I «н «н «н <н еттоооо^сооооо^соосооо
Рис. 5. Динамика показателя К5 за 1998—2018 гг.
0,6
0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 о
0,54
ст. сг, о о а о о о о о о о
Г"
F d 5 3
£I?1RRRRRRRRRRRRRRRRRRR
-Кб
Рис. 6. Динамика показателя Кб за 1998—2018 гг.
отношение требований банков к экономике к ВВП (К1), отношение денежного агрегата М2 к золотовалютным резервам (ЗВР) страны (К2), отношение внешнеторгового оборота страны (сумма экспорта и импорта товаров и услуг) к общему
обороту внутреннего валютного рынка (КЗ), условия кредитования (К4), леверидж (К5). отношение стоимости акций акционерных обществ, находящихся в обращении, к годовой выручке организаций от реализации произведенной продукции,
0,500 0,450 0,400 0,350 0,300 0,250 0,200 0,150 0,100 0,050 0,000
0,460
Рис. 8. Динамика показателя К8 за 1998—2018 гг.
отношение объема государственных ценных бумаг, находящихся в обращении на внутреннем рынке, к доходам консолидированного бюджета (К7), отношение процентных доходов банков по кредитам и иным операциям с физическими лицами к денежным доходам населения (К8). Динамика данных показателей свидетельствует о наличии корреляции между ними и фазами финансового и экономического циклов.
В свою очередь информация о совместной динамике экономических переменных в агрегированном виде может быть собрана на основе факторных моделей. В рамках данного подхода может быть рассмотрена статистически значимая корреляция между переменными как следствие влияния на них общих факторов (в данном случае фаз финансового цикла).
Список литературы
1. Абрамов. А. Е. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность / А. Е. Абрамов. А. Д. Радыгин. М. И. Чернова // Вопросы экономики. — 2014. — № 2. — С. 33—49.
2. Коптелов, И. О. Экономический рост и анализ развития страны через макроэкономические показатели / И. О. Коптелов. Е. С. Зарубежное // Вестник Челябинского государственного университета. — 2018. — № 7 (417). — С. 204—210.
3. Alessi, L. Comparing different early warning systems: Results from a horse race competition among members of the Macro-Prudential Research Network [Электронный ресурс] (2014) / L. Alessi, A. Antunes, J. Babecky, S. Baltussen, etc. — URL: http://www.ecb.europa.eu/ events/pdf/conferences/140623/Vasicek-et-al_Comparing-Difterent-Early-Waniing-Systems.pdf (дата обращения 06.08.2019).
4. Bono. С. Macroprudential policies: What have we learnt? [Электронный ресурс] / С. Borio. — URL: http://www.bis. org/speeches/sp 151124_slides.pdf 2015 (дата обращения 06.08.2019).
5. Glick. R. Money and Credit, Competitiveness, and Currency Crises in Asia and Latin America / R. Glick. R. Moreno // Centre for Pacific Basin Monetary & Economic Studies. — Working Paper PB99-01. Federal Reserve Bank of San Francisco (1999).
6. Plasil, M. An indicator or the financial cycle in the Czech economy [Электронный ресурс] / M. Plasil, J. Seidler, P. Hlavac, T. Konecny. — URL: http://www.cnb.cz/en/financial_stability/fs_reports/fsr_2013-2014/ fcr 2013-2014 article i.pdf. 2013 (дата обращения 06.08.2019).
7. Song Shin, H. Procyclicality and the Search for Early Warning Indicators / H. Song Shin // International Monetary Fund. —WP/13/258 [Электронный ресурс]. —URL: https://www.imf.org/external/puhs/ft/wp/2013/ wpl3258.pdf. 2013. (дата обращения 06.08.2019).
Сведения об авторе
Коптелов Иван Олегович — преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия.
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 11 (433). Economic Sciences. Iss. 67. Pp. 166—172
THE DYNAMIC OF INDICATORS OF THE FINANCIAL MARKET IN THE CYCLICAL DEVELOPMENT
IN THE NATIONAL ECONOMY
I.O. Koptelov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
The market economy assumes a cyclical economic development. Many of the scientists have identified the relationship between the economic and financial cycles. The emergence of financial markets in the early 20 th century gave rise to the theory of financial cycles, which shape financial UPS and downs, like economic cycles. It is necessary to identify and analyze indicators of financial cycles in the national economy, which make it possible to predict the UPS and downs of the financial and, consequently, economic cycles. The article describes in detail the indicators characterizing the financial market and having an impact on the financial and economic cycles. The purpose of the article is to present the results of the analysis of indicators characterizing the financial market in the process of cyclical development of the national economy.
Keywords: financial markets, financial cycles, national economy, financial crisis, financial recovery.
References
1. Abramov A.E., Radygin A.D., Chernova M.I. Chernova M.I. Regulirovanie finansovyh .rynkov: modeli. evolyuciya. effektivnost1 [Regulation of financial markets: models, evolution, efficiency], Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2014, no. 2, pp. 33-49. (In Russ.).
2. Koptelov I.O.. Zarubezhnov E.S.. Ekonomicheskij rost i analiz razvitiya strany cherez makroekonomi-cheskie pokazateli [Economic growth and analysis of the country's development through macroeconomic indicators]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2018. no. 7 (417). pp. 204-210. {In Russ.).
3. Alessi L. Comparing different early warning systems: Results from a horse race competition among members of the Macro-Prudential Research Network (2014). Available at: http://www.ecb.europa.eu/events/pdf/con-ferences/140623/Vasicek-et-al_Comparing-Different-Early-Warning-Systems.pdf. accessed 06.08.2019.
4. Borio C. Macroprndential policies: What hare we learnt? (2015). Available at: http://www.bis. org/ speeclies/spl51124_slides.pdf. accessed 06.08.2019.
5. Glick R.. Moreno R. Money and Credit. Competitiveness, and Currency Crises in Asia and Latin America. Centre for Pacific Basin Monetary> & Economic Studies. Working Paper PB99-01, Federal Reserve Bank of San Francisco, 1999.
6. Plasil M.. Seidler J.. Hlavac P.. Konecny T. An indicator or the financial cycle in the Czech economy. 2013. Available at: http://www.cnb.cz/en/financial_stability/fs_reports/fsr_2013-2014/fsr_2013-2014_article_i. pdf. accessed 06.08.2019.
7. Song Shin H. Procyclicality and the Search for Early Warning Indicators. International Monetary Fund. - WP/13/258. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/wpl3258.pdf. 2013. accessed 06.08.2019.