МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х
Поиск цветового эталона графического дизайна для туриндустрии. Туризм - особая сфера, где кроме вышеперечисленных коммерческих цветовых регуляторов, большое внимание потребитель уделяет идентификации цветовых знаковых сигналов локальной местности, территории, куда он намерен поехать в отпуск. Например, если мы приглашаем на юг, используем знаковые сигналы моря, солнца, чистого голубого неба, но не дождя.
В индустрии российского туризма сегодня используются фестивальные, научные, познавательные, оздоровительные, геологические, экологические, миссионерские маршруты. Российская территория насыщена культурными и природными ландшафтами, что также имеет свой цветовой канон. Например, таёжная тропа и маршрут в Заполярье должны иметь разные цветовые сигналы в информационной рекламе, как и цвет туристской одежды.
Мы подчеркиваем, что это очень важный блок деятельности для графических дизайнеров, колористов веб-сайтов. Внутренний туризм России настолько многообразен по причине масштабов территории, что разработка цветовых нормативов для таких направлений российского туризма требует специальной исследовательской культуры еще в студенческой аудитории.
Вывод: в ходе исследования мы рассмотрели влияние цвета и графических элементов интернет-ресурса на человека с целью выявления максимально подходящих цветовых сочетаний для сферы отечественного туризма, выявили максимально подходящие цветовые сочетания.
Рассмотрены поведенческие особенности пользователей, проведено сравнение различных подходов к отображению информационного контента, в ходе которого было принято решение использовать адаптивный дизайн с целью повышения удобства пользования сайтом. Список использованной литературы:
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие — СПб: Издательский дом Герда, 2004 г. — стр. 37.
2. Влад В. Головач. Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона. — 2009. — 94 с.
3. Дж. Берд. Веб-дизайн. Руководство разработчика = The Principles of Beautiful Web Design, 2nd Edition. — П.: «Питер», 2012. — С. 224. — ISBN 978-5-459-00901-9.
4. Леонтьев Б.В. Web-Дизайн: Тонкости, хитрости и секреты / Леонтьев Б.В. - М. Майор, 2001, с.170.
5. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. — М.: ИНФРА-М, 2000. —184с.
6. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Балалов В.В. Статья. Культурологический вектор обучения дизайнеров. Интеграция дивергентной семиотики наследия России в систему информационного ресурса. // Журнал РАЕ "Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований". - 2016. - № 8-4. - С. 623-627.
7. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара 2000. —265с.
© Рынейская А.А., 2016
УДК 39
Чагдурова Эржена Дондобовна
канд. филос. наук, доцент Бурятского государственного университета
г.Улан-Удэ, РФ E-mail: [email protected]
ОБЫДЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Аннотация
Статья посвящена проблеме религиозного синкретизма в обыденном сознании россиян, приобретшей особую актуальность в последние десятилетия. Автор в ряде своих исследований наблюдает феномен конструирования уникальных религиозных картин мира своими респондентами. В данных взглядах
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
прослеживается тенденция к использованию элементов христианства, буддизма, бурятского шаманизма, различных эзотерических учений вкупе с научными знаниями. Причиной подобного всплеска религиозного творчества автор считает с одной стороны - затянувшийся социально-экономический кризис, пессимистические настроения в обществе, а с другой - отсутствие традиции религиозной жизни, утраченной в советское время.
Ключевые слова
Религиозное сознание; картина мира; синкретизм; обыденность; христианство, буддизм, шаманизм.
Обыденное сознание современного жителя Республики Бурятия характеризуется заметным подъемом религиозности. Сегодня редкие единицы на вопрос о том, веруют ли они, считают ли себя последователями какого-либо религиозного учения, отвечают отрицательно. Это объясняется, наверное, тенденциями, характерными для всего человечества в целом и для российского социума, в частности.
Глобальные проблемы человечества ХХ и начала XXI века, породившие стремление к достижению единого мира человечества на земном шаре для их решения соединенными усилиями, непреодолимо стали порождать встречные движения антиглобализации, носящие характер «нациоренессанса» и этноцентризма. Борьба за сохранение собственной уникальности, вылилась также и в активизацию проблемы подъема национального самосознания, этнической самоидентификации, которая на уровне обыденности зачастую отождествляется с конфессиональной принадлежностью.
Россия в последние десятилетия находится в состоянии затяжного процесса структурного реформирования. Период реформ в истории всегда сопровождался ломкой устоявшихся систем ценностей и норм поведения, выработкой девиантных поведенческих практик, нарастанием исторического пессимизма. В подобных условиях в социуме наблюдается актуализация «вечных» идей и ценностей, поиск ориентиров высшего характера, сопровождающиеся ростом личностной индивидуализации и толерантности.
Бурятия - регион, в котором в течение длительного исторического времени сосуществуют с традиционным шаманизмом две мировые религии - христианство и буддизм. Проведенный автором социологический опрос в ряде районов республики Бурятия и в г.Улан-Удэ показал наличие в обыденном сознании значительной части жителей республики своеобразного религиозного синкретизма, который проявляется в конструировании ими, каждым для себя, особой религиозной картины мира. «У меня своя религия. Я считаю, что мое объяснение устройства мира и его происхождения, закономерностей развития и будущего является самым верным. Я много читаю книг по истории религий, философские объяснения интересующих меня проблем, эзотерические исследования, общаюсь со служителями разных культов, с шаманами и мною сформулирована для себя собственная религию. Мои взгляды нельзя назвать чисто буддийскими или христианскими, потому что в них также нашли свое место представления из известных мне результатов паранаучных исследований и из различных мистических практик» (из беседы с Татьяной Иннокентьевной К-й: 1957 г.р., русская, образование высшее, менеджер). Подобные откровения можно услышать довольно часто из уст представителей разных этнических и демографических групп, обладающих самым различным образовательным уровнем и профессиональной принадлежностью. Чаще всего в этих религиозных конструкциях присутствуют представления, заимствованные из буддийского учения, из христианства и из шаманизма.
Современный человек не может принять на веру существование Бога-творца, идеи креационизма и провиденциализма, сотворения человека с определенным уровнем культуры по образу и подобию Божьему. В то же время мы встречаем широкое распространение среди наших респондентов представления о некоем энергоинформационном поле или космическом Разуме, который они и считают тем самым Богом-творцом. Массе наших респондентов присуще сомнение в происхождении человека путем эволюционного развития ископаемых гоминид. Им гораздо ближе мысль о том, что существовало некое вмешательство в естественный ход эволюции, благодаря чему и появился человек. Нужно отметить, что чтение Библии для многих сегодня стало нормой жизни, потребностью, заставляющей искать и находить в священной книге ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни. Библия помогает им переживать болезни, одиночество, решить проблемы с близкими людьми, переносить тяжесть потерь.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
Из буддизма заимствованы идеи о законе кармы и реинкарнации, причем абсолютное большинство жителей Бурятии (74,56%) считают перерождения нормальным явлением (приводя множество примеров из своей жизни и из жизни своих знакомых), а закон кармы воспринимают не как космический закон морального воздаяния, а именно как неумолимое наказание за греховную жизнь.
Мировые религии способствовали формированию убеждения в несовершенной природе человека, над которой необходимо работать каждому. В обыденной жизни эта необходимость понимается, но откладывается на максимально позднее время. Например, на вопрос: Выполняете ли Вы в своей каждодневной жизни те заповеди, которые предписывает Ваша религиозная принадлежность? -подавляющее большинство респондентов ответили, что темпы и требования современной жизни не позволяют им выполнять эти заповеди. Однако те же респонденты считают, что к занятиям серьезной духовной практикой подталкивают либо достижение пенсионного возраста, либо какая-нибудь беда (болезнь, катастрофа, неудачи, утраты).
Из шаманизма в наше обыденное сознание пришло убеждение в существовании множества духовных сущностей природного характера, окружающих человека, с которыми он должен правильно взаимодействовать, почитание авторитета старшего поколения, которое является хранителем и транслятором традиций и обычаев, соблюдение множества категорических требований и запретов, касающихся повседневной жизненной практики человека. Например, около 90% респондентов отметили обязательность выполнения запретов, касающихся святых мест, водных источников, поведения в лесу, отношения к огню и т.п.
Каждый житель Бурятии считает возможным для себя последовательное обращение, для решения каких-либо наболевших проблем, к шаману, ламе, священнику. Немалую роль в этом, по-видимому, играет толерантность буддизма и шаманизма. Несмотря на ту работу, которую проводят служители Русской православной церкви в регионе, на сохранившиеся традиции старообрядчества, с завидным упорством в критических ситуациях идут одинаковыми маршрутами представители русского населения Бурятии, буряты и приезжие жители республики, которые, после нескольких лет жизни здесь, формируют для себя аналогичные религиозные конструкции. Например, 78-летняя жительница с.Алтачей Бичурского района говорит: «Конечно, в церковь к батюшке обращаюсь, когда надо. По вечерам молюсь на иконочку, говорю: «Прости меня, Господи». А по утрам уж, свежим чаем, молочком с крылечка брызгаю, прошу хорошего дня, хорошей погоды, удачи у местных богов, духов-покровителей. ...Летом приезжает шаманка, так мы все обязательно на молебен идем, бараном молимся. А как же иначе, ведь на бурятской земле живем, уважать надо всех богов». Можно также привести в пример 42-летнюю уроженку г.Казани, которая прожила в Бурятии 15 лет и перед отъездом на родину обратилась за благословением сначала к шаману, затем в дацан и в церковь. При этом она убеждена в том, что земля бурятская должна отпустить ее с детьми и только после этого ей откроется удачная дорога домой.
Формирование синкретизма в рамках конкретной конфессии само по себе, конечно же, является отрицательной тенденцией. Однако, проявляясь в обыденном сознании жителей региона, данный культурный феномен свидетельствует о росте конфессиональной толерантности на уровне межличностных отношений, более глубоком межкультурном взаимодействии, лучшем знании обычаев и традиций друг друга, взаимообогащении повседневного опыта. Тем не менее, нельзя не признавать и того, что религиозные представления современных жителей республики в массе своей не отличаются глубоким знанием даже основ религий, последователями которой они себя считают. Объясняется этот факт, по-видимому тем, что длительное господство атеизма в стране подорвало саму традицию религиозной жизни на уровне повседневного бытия. И в этом плане думается, что образование и просвещение именно в данной области является назревшей необходимостью современности.
© Чагдурова Э. Д., 2016