Научная статья на тему 'Обыденное религиозное сознание современных россиян (на примере республики бурятия)'

Обыденное религиозное сознание современных россиян (на примере республики бурятия) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / КАРТИНА МИРА / СИНКРЕТИЗМ / ОБЫДЕННОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / БУДДИЗМ / ШАМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чагдурова Эржена Дондобовна

Статья посвящена проблеме религиозного синкретизма в обыденном сознании россиян, приобретшей особую актуальность в последние десятилетия. Автор в ряде своих исследований наблюдает феномен конструирования уникальных религиозных картин мира своими респондентами. В данных взглядах прослеживается тенденция к использованию элементов христианства, буддизма, бурятского шаманизма, различных эзотерических учений вкупе с научными знаниями. Причиной подобного всплеска религиозного творчества автор считает с одной стороны затянувшийся социально-экономический кризис, пессимистические настроения в обществе, а с другой отсутствие традиции религиозной жизни, утраченной в советское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обыденное религиозное сознание современных россиян (на примере республики бурятия)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

Поиск цветового эталона графического дизайна для туриндустрии. Туризм - особая сфера, где кроме вышеперечисленных коммерческих цветовых регуляторов, большое внимание потребитель уделяет идентификации цветовых знаковых сигналов локальной местности, территории, куда он намерен поехать в отпуск. Например, если мы приглашаем на юг, используем знаковые сигналы моря, солнца, чистого голубого неба, но не дождя.

В индустрии российского туризма сегодня используются фестивальные, научные, познавательные, оздоровительные, геологические, экологические, миссионерские маршруты. Российская территория насыщена культурными и природными ландшафтами, что также имеет свой цветовой канон. Например, таёжная тропа и маршрут в Заполярье должны иметь разные цветовые сигналы в информационной рекламе, как и цвет туристской одежды.

Мы подчеркиваем, что это очень важный блок деятельности для графических дизайнеров, колористов веб-сайтов. Внутренний туризм России настолько многообразен по причине масштабов территории, что разработка цветовых нормативов для таких направлений российского туризма требует специальной исследовательской культуры еще в студенческой аудитории.

Вывод: в ходе исследования мы рассмотрели влияние цвета и графических элементов интернет-ресурса на человека с целью выявления максимально подходящих цветовых сочетаний для сферы отечественного туризма, выявили максимально подходящие цветовые сочетания.

Рассмотрены поведенческие особенности пользователей, проведено сравнение различных подходов к отображению информационного контента, в ходе которого было принято решение использовать адаптивный дизайн с целью повышения удобства пользования сайтом. Список использованной литературы:

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие — СПб: Издательский дом Герда, 2004 г. — стр. 37.

2. Влад В. Головач. Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона. — 2009. — 94 с.

3. Дж. Берд. Веб-дизайн. Руководство разработчика = The Principles of Beautiful Web Design, 2nd Edition. — П.: «Питер», 2012. — С. 224. — ISBN 978-5-459-00901-9.

4. Леонтьев Б.В. Web-Дизайн: Тонкости, хитрости и секреты / Леонтьев Б.В. - М. Майор, 2001, с.170.

5. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. — М.: ИНФРА-М, 2000. —184с.

6. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Балалов В.В. Статья. Культурологический вектор обучения дизайнеров. Интеграция дивергентной семиотики наследия России в систему информационного ресурса. // Журнал РАЕ "Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований". - 2016. - № 8-4. - С. 623-627.

7. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара 2000. —265с.

© Рынейская А.А., 2016

УДК 39

Чагдурова Эржена Дондобовна

канд. филос. наук, доцент Бурятского государственного университета

г.Улан-Удэ, РФ E-mail: [email protected]

ОБЫДЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЯН (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Аннотация

Статья посвящена проблеме религиозного синкретизма в обыденном сознании россиян, приобретшей особую актуальность в последние десятилетия. Автор в ряде своих исследований наблюдает феномен конструирования уникальных религиозных картин мира своими респондентами. В данных взглядах

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

прослеживается тенденция к использованию элементов христианства, буддизма, бурятского шаманизма, различных эзотерических учений вкупе с научными знаниями. Причиной подобного всплеска религиозного творчества автор считает с одной стороны - затянувшийся социально-экономический кризис, пессимистические настроения в обществе, а с другой - отсутствие традиции религиозной жизни, утраченной в советское время.

Ключевые слова

Религиозное сознание; картина мира; синкретизм; обыденность; христианство, буддизм, шаманизм.

Обыденное сознание современного жителя Республики Бурятия характеризуется заметным подъемом религиозности. Сегодня редкие единицы на вопрос о том, веруют ли они, считают ли себя последователями какого-либо религиозного учения, отвечают отрицательно. Это объясняется, наверное, тенденциями, характерными для всего человечества в целом и для российского социума, в частности.

Глобальные проблемы человечества ХХ и начала XXI века, породившие стремление к достижению единого мира человечества на земном шаре для их решения соединенными усилиями, непреодолимо стали порождать встречные движения антиглобализации, носящие характер «нациоренессанса» и этноцентризма. Борьба за сохранение собственной уникальности, вылилась также и в активизацию проблемы подъема национального самосознания, этнической самоидентификации, которая на уровне обыденности зачастую отождествляется с конфессиональной принадлежностью.

Россия в последние десятилетия находится в состоянии затяжного процесса структурного реформирования. Период реформ в истории всегда сопровождался ломкой устоявшихся систем ценностей и норм поведения, выработкой девиантных поведенческих практик, нарастанием исторического пессимизма. В подобных условиях в социуме наблюдается актуализация «вечных» идей и ценностей, поиск ориентиров высшего характера, сопровождающиеся ростом личностной индивидуализации и толерантности.

Бурятия - регион, в котором в течение длительного исторического времени сосуществуют с традиционным шаманизмом две мировые религии - христианство и буддизм. Проведенный автором социологический опрос в ряде районов республики Бурятия и в г.Улан-Удэ показал наличие в обыденном сознании значительной части жителей республики своеобразного религиозного синкретизма, который проявляется в конструировании ими, каждым для себя, особой религиозной картины мира. «У меня своя религия. Я считаю, что мое объяснение устройства мира и его происхождения, закономерностей развития и будущего является самым верным. Я много читаю книг по истории религий, философские объяснения интересующих меня проблем, эзотерические исследования, общаюсь со служителями разных культов, с шаманами и мною сформулирована для себя собственная религию. Мои взгляды нельзя назвать чисто буддийскими или христианскими, потому что в них также нашли свое место представления из известных мне результатов паранаучных исследований и из различных мистических практик» (из беседы с Татьяной Иннокентьевной К-й: 1957 г.р., русская, образование высшее, менеджер). Подобные откровения можно услышать довольно часто из уст представителей разных этнических и демографических групп, обладающих самым различным образовательным уровнем и профессиональной принадлежностью. Чаще всего в этих религиозных конструкциях присутствуют представления, заимствованные из буддийского учения, из христианства и из шаманизма.

Современный человек не может принять на веру существование Бога-творца, идеи креационизма и провиденциализма, сотворения человека с определенным уровнем культуры по образу и подобию Божьему. В то же время мы встречаем широкое распространение среди наших респондентов представления о некоем энергоинформационном поле или космическом Разуме, который они и считают тем самым Богом-творцом. Массе наших респондентов присуще сомнение в происхождении человека путем эволюционного развития ископаемых гоминид. Им гораздо ближе мысль о том, что существовало некое вмешательство в естественный ход эволюции, благодаря чему и появился человек. Нужно отметить, что чтение Библии для многих сегодня стало нормой жизни, потребностью, заставляющей искать и находить в священной книге ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни. Библия помогает им переживать болезни, одиночество, решить проблемы с близкими людьми, переносить тяжесть потерь.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

Из буддизма заимствованы идеи о законе кармы и реинкарнации, причем абсолютное большинство жителей Бурятии (74,56%) считают перерождения нормальным явлением (приводя множество примеров из своей жизни и из жизни своих знакомых), а закон кармы воспринимают не как космический закон морального воздаяния, а именно как неумолимое наказание за греховную жизнь.

Мировые религии способствовали формированию убеждения в несовершенной природе человека, над которой необходимо работать каждому. В обыденной жизни эта необходимость понимается, но откладывается на максимально позднее время. Например, на вопрос: Выполняете ли Вы в своей каждодневной жизни те заповеди, которые предписывает Ваша религиозная принадлежность? -подавляющее большинство респондентов ответили, что темпы и требования современной жизни не позволяют им выполнять эти заповеди. Однако те же респонденты считают, что к занятиям серьезной духовной практикой подталкивают либо достижение пенсионного возраста, либо какая-нибудь беда (болезнь, катастрофа, неудачи, утраты).

Из шаманизма в наше обыденное сознание пришло убеждение в существовании множества духовных сущностей природного характера, окружающих человека, с которыми он должен правильно взаимодействовать, почитание авторитета старшего поколения, которое является хранителем и транслятором традиций и обычаев, соблюдение множества категорических требований и запретов, касающихся повседневной жизненной практики человека. Например, около 90% респондентов отметили обязательность выполнения запретов, касающихся святых мест, водных источников, поведения в лесу, отношения к огню и т.п.

Каждый житель Бурятии считает возможным для себя последовательное обращение, для решения каких-либо наболевших проблем, к шаману, ламе, священнику. Немалую роль в этом, по-видимому, играет толерантность буддизма и шаманизма. Несмотря на ту работу, которую проводят служители Русской православной церкви в регионе, на сохранившиеся традиции старообрядчества, с завидным упорством в критических ситуациях идут одинаковыми маршрутами представители русского населения Бурятии, буряты и приезжие жители республики, которые, после нескольких лет жизни здесь, формируют для себя аналогичные религиозные конструкции. Например, 78-летняя жительница с.Алтачей Бичурского района говорит: «Конечно, в церковь к батюшке обращаюсь, когда надо. По вечерам молюсь на иконочку, говорю: «Прости меня, Господи». А по утрам уж, свежим чаем, молочком с крылечка брызгаю, прошу хорошего дня, хорошей погоды, удачи у местных богов, духов-покровителей. ...Летом приезжает шаманка, так мы все обязательно на молебен идем, бараном молимся. А как же иначе, ведь на бурятской земле живем, уважать надо всех богов». Можно также привести в пример 42-летнюю уроженку г.Казани, которая прожила в Бурятии 15 лет и перед отъездом на родину обратилась за благословением сначала к шаману, затем в дацан и в церковь. При этом она убеждена в том, что земля бурятская должна отпустить ее с детьми и только после этого ей откроется удачная дорога домой.

Формирование синкретизма в рамках конкретной конфессии само по себе, конечно же, является отрицательной тенденцией. Однако, проявляясь в обыденном сознании жителей региона, данный культурный феномен свидетельствует о росте конфессиональной толерантности на уровне межличностных отношений, более глубоком межкультурном взаимодействии, лучшем знании обычаев и традиций друг друга, взаимообогащении повседневного опыта. Тем не менее, нельзя не признавать и того, что религиозные представления современных жителей республики в массе своей не отличаются глубоким знанием даже основ религий, последователями которой они себя считают. Объясняется этот факт, по-видимому тем, что длительное господство атеизма в стране подорвало саму традицию религиозной жизни на уровне повседневного бытия. И в этом плане думается, что образование и просвещение именно в данной области является назревшей необходимостью современности.

© Чагдурова Э. Д., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.