2'2014
Пробелы в российском законодательстве
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
1.1. ОБЫЧНОЕ ПРАВО ТУВИНЦЕВ - ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Монгуш Дарыймаа Васильевна, аспирант.
Место учебы: Тывинский государственный университет.
Подразделение: кафедра гражданского, уголовного права и процесса. E-mail: [email protected] Ондар Николай Алдын-оолович, д-р юрид. наук. Должность: профессор.
Место работы: Тувинский государственный университет.
Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. E- mail: [email protected]
Аннотация: Рассматриваются вопросы обычного права, роли его регулирования социально - политических отношений в кочевом обществе тувинцев, сформирование традиционной культуры со своим комплексом духовных ценностей. Нормы поведения и общения, обычаи и обряды представляют интерес с точки зрения выявления корней художественного творчества тувинцев, как часть духовной культуры народа, существенно повлияли на этику современных тувинцев.
Ключевые слова: обычаи, нормы поведения, традиции, традиционные формы поведения -обряды, обычаи, этикет, прием гостей, трудовые навыки, игры, праздники, общение с природой, способы воспитания детей, молодых людей.
COMMON LA W TUVINIANS - BASIS FORMA TION AND DEVELOPMENT OF STATE ELECTION LAW
Mongouch Daryymaa Vassilievna, postgraduate student. Place of study: Tyva State University.
Department: civil, criminal law and procedure chair. E-mail: daryjmaa.mongush2013@ yandex.ru
Ondar Nicholay Aldyn-oolovich, Dr of Law. Position: Professor.
Place of employment: Tuvan State University.
Department: Constitutional and Municipal Law chair E-mail: [email protected]
Annotation: The common law, its role of social - political relations in a nomadic society Tuva, the formation of traditional culture with its own set of moral values. Norms of behavior and communication, customs and ceremonies are of interest in terms of identifying the roots of Tuvan art as part of the spiritual culture of the people significantly influenced the ethics of modern Tuva.
Keywords: customs, behaviors, traditions, traditional behaviors - rituals, customs, etiquette, reception, work skills, games, holidays, communing with nature, ways of raising children, young people.
Изучение архивных документов показало, что в раннем периоде вхождения Тувы в состав различных го-
сударств и ханств общественные отношения строились в соответствии с нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племен и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе. Речь идет о традиционных правовых нормах, объединяемых термином “тору” (на тувинском языке - “ду-рум”, на русском языке «обычай» или «правило» -Авт.). Так его трактуют средневековые и современные источники. Однако данное понятие употребляется и в более широком смысле:
1) нормы обычного права, совокупность неписанных регламентаций в различных областях социальной и бытовой жизни кочевников;
2) обозначение власти и управления государством.
Слово «тору» многократно встречается в рунических
надписях на памятниках и каменных изваяниях на территории Монголии, Тувы, Хакасии, Алтая и Средней Азии. Под термином «тору» имелся в виду свод правил внутриулусных и межулусных отношений, который также регулировал взаимоотношения глав улусов, ханов и подданных, иерархические степени старшинства и ритуал введения в различные должности. Система обычного права, созданная и подкрепленная многовековым опытом кочевых народов, даже будучи обличенной в форму фольклорных повествований, воспринималась не только как пример своим правителям, но и как непреложный закон или правила, завещанные предками.
Значение устного народного творчества, сохранявшего историческую информацию при отсутствии письменности, было неоценимым, даже цивилизованные уйгуры - обладатели собственного алфавита - помнили предания степной истории. Сюжеты эпосов стихийно изменялись, следовательно, традиция в своей фольклорной ипостаси тоже модифицировалась.
Сохранению и передаче принципов организации кочевой администрации способствовал свод неписаных законов «тору», который применялся как в чистом виде (узаконения и нормы поведения), так и бытовал в составе эпических сказаний. Соответственно, с развитием эпоса и исторической основы его сюжетов - общественно-политической жизни - подвергалось изменениям и «тору».
О древних государствах, существовавших до XIV века, рассказывали китайские летописи, орхонские письмена и, возможно, уйгурские сочинения. В письменных источниках царства хунну, туцзюэ и т.д. представали в неизменном, как бы законсервированном виде, так как сведения о них были вырваны из практической (государственная жизнь) и мыслительной (фольклор, нормы тору) сфер деятельности.
У тувинского народа, как и у любого другого, сформировалась своя традиционная культура со своим комплексом духовных ценностей. Сегодня вопрос изучения народной культуры является чрезвычайно актуальным. Традиционные формы поведения - обряды, обычаи, этикет, прием гостей, трудовые навыки, игры, праздники, общение с природой, способы воспитания, межпоколенные отношения (детей, молодых и пожилых), привлекают пристальное внимание не только эт-
10
ОБЫЧНОЕ ПРАВО ТУВИНЦЕВ Монгуш Д.В.
Ондар Н.А.
нографов, но и этнопсихологов, этносоциологов, этно-педагогов, лингвистов, искусствоведов1.
Нормы поведения и общения, обычаи и обряды представляют интерес с точки зрения выявления корней художественного творчества тувинцев. Нормы поведения, как часть духовной культуры народа, существенно повлияли на этику современных тувинцев. О традиционном поведении тувинцев писали в своих работах Г.Е. Грумм-Гржимайло, Ф.Я. Кон, Л.П. Потапов, С.И. Вайнштейн, В.П. Дьяконова, Г.Н. Курбатский,
И.У. Самбу1 2.
Этикет представлял собой различные ритуальные формы поведения в своем жилище, в гостях, в общественных местах, при представителе религиозного культа, на праздниках и т.д. У тувинцев в течение многих веков формировались традиционные правила и нормы приема гостей. Перед тем как войти в юрту человек произносил короткую фразу, давая, тем самым, знать хозяевам о своем приходе. Подав, таким образом, сигнал, он входил в жилище. Имевшееся у посетителя огнестрельное оружие полагалось разрядить и положить на войлок юрты снаружи. Плетку, непременный атрибут снаряжения мужчин, всегда оставляли на улице, около двери. Нож, который обычно носили мужчины за спиной на поясе, вынимали и на цепочке опускали вниз.
Веками тувинцы рождались и жили в юрте, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. До наших дней дошли они в трансформированном виде. Возникли они в древности, в большинстве своем были связаны с представлениями о могуществе природных явлений, духов добрых и злых, хозяев тех или иных мест. Некоторые традиционные обряды и обычаи дошли до нас в канонизированной форме, закрепленной столетиями, в которой слиты воедино магические, эстетические свойства3.
Многие обряды, нормы этикета возникли на основе существовавшего неравенства между бедными и богатыми, между аратами и представителями религиозного культа. Остались наиболее ценные, важные для народного этикета, народной психологии тувинцев правила и обычаи, благотворно влияющие на формирование современного человека, воспитывающего в нем бережное отношение к природе, животным, уважительное отношение к старшим, формирующие в семье доброту к окружающим людям, к своему дому. В этом непреходящая ценность и значимость национальных традиций и залог их развития и долгого существования.
1 Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.-Л., 1930; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
2 Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. 3. вып. 1; Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Л., 1936; Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1972; Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историкоэтнографический источник. Л., 1975; Она же. Традиционное воспитание у тувинцев и теленгитов. В сб.: “Традиционное воспитание у народов севера”. М., 1988; Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. Кызыл, 1973. Самбу И.У. Тувинские игры. Кызыл, 1978.
3 Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. Цит. по: Бромлей Ю.В., Подполный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 189.
Жители Тувы до включения в состав Цинской империи Китая и России не знали над собой государственной власти. Однако это не означало, что жизнь народности протекала в безвластии. Поступки человека регламентировались родовыми обычаями, которые во многих случаях имели силу неписаного закона. К середине XIX века в общественной жизни тувинцев произошли значительные изменения. Под влиянием новых экономических условий и социальных изменений род у тувинцев стал распадаться на небольшие родовые группы, которые получали новые названия.
Управление каждым родом осуществлялось на основе первобытнообщинной демократии. Общее собрание взрослых членов семей сообщества решало вопросы коллективной охоты, рыболовства и ведения хозяйства. На таких собраниях каждый представитель рода обладал равными правами. В любом деле предпочтение отдавалось уважаемому, умному, опытному и знающему человеку. Если тувинцы шли на охоту, то во главе группы становился самый опытный.
Многие исследователи зафиксировали у тувинцев пережиточные формы первобытного коллективизма, которые характерны для общественных отношений родовой общины. Коллективная охота, ловля рыбы запорами, организованное собирательство, сооружение жилищ и т.д. - все это требовало совместных усилий, а общий труд порождал общинную собственность как на средства производства, так и на его продукты. Тувинцы сообща владели промысловыми участками охоты, рыболовства и собирательства, закрепленными с незапамятных времен за тем или иным родом. Индивидуальной собственностью являлись только орудия труда - ножи, копья, луки и т.д., изготовленные самими охотниками, или огнестрельное оружие, которое стало приобретаться ими в 70-х годах XIX века у маньчжур и русских. После удачной охоты на лося, кабана и другого крупного зверя тувинец делил тушу на части и наделял мясом всех жителей стойбища. Даже в период интенсивного разложения родового строя тувинцы всегда удовлетворяли не только нужды своей семьи, но и заботились о соплеменниках.
Блюстителями родовых обычаев являлись пожилые и наиболее уважаемые представители рода. Исполнение их предложений и советов было обязательным для всех членов коллектива. Случалось, что в отношениях между сородичами нарушались нормы родового общежития, тогда к нарушителям применялись меры коллективного воздействия. Провинившегося били палками и изгоняли из рода, он не имел больше права показываться не только на реке, где жил его род, но и на двух соседних.
Среди тувинцев не было воровства. “Вор, по их понятиям - урод, сумасшедший, - писал Л.П. Потапов. -Зачем красть, когда сородич и так даст просимое, если только у него имеется. Поэтому их жилища и амбары никогда не запираются, только подпираются колом или палкою, чтобы ветер ее не открыл и чтобы туда случайно не зашла собака”. Следовательно, древние законы тувинцев, регулировавшие взаимоотношения представителей разных родов, можно охарактеризовать такой системой самоуправления, при которой все тувинцы имели одинаковые права и обязанности друг перед другом и перед обществом. “Во времена полного господства родового строя, - отмечал Л.П. Потапов, - личная жизнь каждого тувинца, равно как и жизнь
11
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
всех, строго регулировалась множеством обычаев,
п4
имеющих силу закона .
Чем совершеннее становились орудия труда тувинцев, чем больше они могли добыть зверя, рыбы, пушнины, тем меньше нуждались в совместных действиях с сородичами. Экономически крепкие семьи тувинцев стремились обособиться и отделиться. В середине XVIII века родовая община тувинцев почти прекратила свое существование. С этого момента началась делокализация рода, переход родовых связей в территориальные и превращение родовой общины в соседскую. Тувинцы в разное время создали ряд территориальных общин, каждая из которых имела определенное название.
С разложением родового строя и образованием территориальных общин объективно нарушалось единство рода, так как тувинцы одной фамилии утратили свою родовую территориальную общность и стали жить в местах, удаленных друг от друга. Однако образование территориальных общин не означало отчуждения от своих однофамильцев и от других родов. И в условиях территориальных общин этот народ все еще сохранял принцип “первобытного коммунизма” - коллективизм, взаимовыручку, взаимопомощь и т.д.
Уровень исследования вопросов становления государственности у кочевых народов Азии можно оценить следующим образом:
во-первых, вопрос о государственных традициях в кочевых империях, в том числе в Монгольской, в самых общих чертах в историографии поставлен и решен положительно большинством историков;
во-вторых, не решен и даже, пожалуй, еще не поднимался вопрос о природе и особенностях государственной традиции, о путях и способах ее передачи в истории. А ведь без его изучения сопоставительный анализ государственности различных кочевых народов превращается в простое сравнение по аналогии;
в-третьих, углубленного рассмотрения отдельных традиций (древнетюркской, киданьской и т.д.) не предпринималось. Исследователи ограничивались констатацией существования традиции или приведением отдельных примеров ее проявления. В целом проблема государственных традиций у кочевников остается не исследованной.
Изучение традиций кочевой государственности, как во всей их исторической протяженности, так и в пределах какого-нибудь отдельно взятого образования требует привлечения всей совокупности источников по данному региону или периоду. Детальный разбор массы письменных памятников невозможно вместить в рамки одного исследования. Поскольку социальнополитические отношения рассматриваются в подобном ракурсе впервые, предстоит обращение к уже выявленным и известным источникам с целью поиска в них отражения преемственности.
За весь период становления Тувинской Народной Республики, была сформирована сложная трех уров-невая система местных органов управления, включающая в себя:
Первый уровень — это арбаны и участки;
Второй уровень — сумоны и поселки;
Третий уровень — хошуны и город Кызыл.4 5
4 Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая // Труды института этнографии АН СССР (новая серия) М., 1989. Т. I. С. 104-105.
5 Конституции Тувы. - Кызыл: Тувинское книжное издательство,
1999.
Эти уровни были связаны между собой, имели соподчиненность и обладали различными полномочиями.6
Местные органы управления ТНР можно классифицировать следующим образом: постоянно действующие органы — Президиумы; промежуточные — Малые хуралы трудящихся; отчетно-выборные органы управления — Хуралы трудящихся.
Были и прогрессивные нововведения в организации власти на местах, введена отчетность о своей работе перед избирателями и возможность отзыва избирателями в любой момент членов местного руководства, в случае их неудовлетворительной работы.
Итак, на протяжении 1920-х годов происходило становление тувинского государства и его новой политической системы. Политической основой новой власти стала система хуралов. В Конституциях ТНР признавалось равенство граждан перед законом, все были наделены правом избирать и быть избранными. За весь период существования ТНР было принято пять Конституций, каждая из которых легитимировала все большее ограничение прав и возможностей прежней правящей элиты Тувы, изменение социальной природы государства и власти. Почти целое десятилетие государственные и партийные органы возглавляли бывшие нойоны и чиновники. В конце 1920-х годов руководящие посты в политической системе ТНР начали занимать новые партийные кадры. С лишением феодалов избирательных прав менялось классовое содержание хуралов: они становились социально однородными по составу. Подведя итог, следует отметить, несмотря на подобное развитие событий, наделение избирательных прав гражданам имело большое значение, хотя бы потому, что в предшествующий период истории Тувы большая часть населения не участвовала в выборах.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что на первоначальном этапе становления Тувинской Народной Республики были сделаны реальные шаги к организации местного самоуправления в рамках самостоятельного государства. Местное самоуправление выделяется в качестве самостоятельного института, что закреплено в отдельных главах Конституций 1924, 1926 и 1930 гг. С целью развития института местного самоуправления в ТНР принимается специальный свод нормативных правовых актов, именуемый законом о местных самоуправлениях, которые закрепляют: систему этих органов; полномочия; права и обязанности органов местного самоуправления; их задачи; устанавливается порядок избрания лиц, в эти органы. Однако с принятием последнего основного закона ТНР 1941 года сконструированного по типу советской конституции, в основу которой был заложен принцип централизации власти, прежняя система местного самоуправления была заменена местным государственным управлением. Это объясняется тем, что развитие Тувинской Народной Республики шло при непосредственном участии и помощи РСФСР и СССР. Соответственно по аналогии с СССР в ТНР были созданы и местные органы власти, встроенные в единую государственную систему Тувинской Народной Республики. Кроме того деятельность местных органов
6 Конституция ТНР от 25 июня 1941 года // Сборник законов и основных постановлений Правительства Народной республики / Под общей редакцией X. А. Анчима и А. М. Чимба. Кызыл : Тув-госиздат. 1944. С. 15-27.
12
ОБЫЧНОЕ ПРАВО ТУВИНЦЕВ Монгуш Д.В.
Ондар Н.А.
власти еще и курировалась партийным руководством Тувинской Народной Республики, по образцу СССР.7
Список литературы:
I. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.-Л., 1930; 2.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965;
3. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; 4.Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
5. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. 3. вып. 1;
6. Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Л., 1936;
7. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1972;
8. Погребальный обряд тувинцев как историкоэтнографический источник. Л., 1975;
9. Дьяконова В.П. Традиционное воспитание у тувинцев и теленгитов. В сб.: “Традиционное воспитание у народов севера”. М., 1988;
10. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. Кызыл, 1973. Самбу И.У. Тувинские игры. Кызыл, 1978.
II. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. Цит. по: Бромлей Ю.В., Подполный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.
12. Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая // Труды института этнографии АН СССР (новая серия) М., 1989. Т. I.
13. Ондар. Н. А. Развитие местного самоуправления в Туве // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1. С. 29-31.
7 Ондар. Н. А. Развитие местного самоуправления в Туве // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1. С. 29-31.
13