Научная статья на тему 'Право Тувы до возникновения государственности: историко-правовые аспекты'

Право Тувы до возникновения государственности: историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«ДУРУМ» / ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИИ / «УЛОЖЕНИЕ ПАЛАТЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ» / «DURUM» / «CODE OF FOREIGN RELATIONS CHAMBER» / CUSTOM / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ондар Николай Алдын-оолович, Бурукей Азияна Вячеславовна

В данной статье исследуются вопросы исторического развития права на территории Тувы до создания ею своей государственности в 1921 г., а также влияние законодательства соседних государств, а именно Цинской империи на формирование права Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tuvan law before its statehood: historical and legal aspects

The article explores questions of historical development of law in the territory of Tuva till the creation of its statehood in 1921, and also the infl uence of legislation of neighbor states in particular of the Empire of Zin orders on Tuvan law system.

Текст научной работы на тему «Право Тувы до возникновения государственности: историко-правовые аспекты»

Правовые проблемы

Н. А. Ондар, А. В. Бурукей

Право Тувы до возникновения государственности: историко-правовые аспекты

Ондар Николай Алдын-оолович - декан юридического факультета Тувинского государственного университета, доктор юридических наук, профессор; Бурукей Азияна Вячеславовна - аспирант заочной формы обучения кафедры гражданского права и процесса Тувинского государственного университета (е-таН: ШрЬ]'иг@ inbox.ru).

Аннотация. В данной статье исследуются вопросы исторического развития права на территории Тувы до создания ею своей государственности в 1921 г., а также влияние законодательства соседних государств, а именно Цинской империи на формирование права Тувы.

Ключевые слова: «дурум», обычай, традиции, «Уложение палаты внешних сношений».

Мыслитель Г. Болингброк говорил, что «история - это философия, которая учит нас с помощью примеров»1. Поэтому любое явление как природы, так и общества имеет свои корни, уходящие в далёкую древность. Исключением также не является и правовая система Республики Тыва, имеющая свои национальные особенности.

В своём историческом развитии племена, населявшие Туву ещё в древности, были тесно связаны с окружающим миром. Особенно велики были культурные контакты жителей горно-степных её территорий с Центральной Азией, а горно-таежных районов - с Южной Сибирью2.

1 Сафина, Г. И. Афоризмы об истории. URL: http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p131aa1.html

2 История Тувы: В 2 т. - Т. I. - 2-е изд., перераб. и доп. /Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. - Новосибирск: Наука, 2001. - С. 8.

Тувинский народ с древнейших времён до начала XX века вёл кочевой образ жизни. За свою многовековую историю народы, заселявшие территорию Тувы, входили в состав тех или иных более сильных соседей. Поэтому можно утверждать, что Тува вобрала в себя черты различных этнических групп, вследствие чего такое соседство повлияло на формирование и развитие её права.

Тувинские племена в XVII и первой половине XVIII века кочевали на большой территории в горных районах Русского и Монгольского Алтая, в Западных и Восточных Саянах, в Танну-Ола и Онну-Ола. На севере тувинские племена появлялись в Минусинской котловине и в бассейне верхнего течения р. Оби. На юге их кочевья достигали верховьев р. Урунги и Черного Иртыша1. На восток они простирались от Алтая до оз. Хубсугула (Косогола), а на западе до Иртыша. Верхний Иртыш, в частности его правобережье, вплоть до впадения в него р. Бухтармы, включая Русский Западный Алтай, входил в ареал их кочевий2.

Во второй половине XVI века тувинские племена были еще относительно свободны, жили компактно и кочевали под главенством своего князя Маджака. К концу того же века они оказались под властью династии Алтын-ханов, потомков халхаских князей, господствовавших в Северной Монголии и считавших себя наследственными владетелями хотогойтов3 и тувинцев-урянхайцев.

В первые десятилетия XVII века на власть и на обложение данью тувинцев стали претендовать различные западномонгольские, или ойратские, феодалы, стремившиеся к созданию собственного государства и весьма активизировавшиеся в политической жизни восточной части Центральной Азии. В 1635 году они создали государство западных монголов, известное в истории под названием Джунгарского ханства. В процессе создания государства западные монгольские феодалы вступили в длительную и непримиримую вражду с Алтын-ханами. Такая обстановка крайне тяжело отражалась на положении тувинских племен, которые нередко переходили из рук в руки борющихся феодалов и порой оказывались даже в двойной зависимости4. Тувинские правители, в зависимости от ранга, носили на шапках знаки отличия в виде драгоценных камней различных цветов, из которых наивысшему рангу соответствовал красный камень, за ним шел синий и т. д. В обязанность тувинских правителей входил сбор натурального налога в пользу императора Китая или

1 См.: Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - Издательство «Наука». - М., 1969. -С. 14.

2 Там же.

3 «История Тувы», - Т. I. - С. 198.

4 Потапов,Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - Издательство «Наука». - М., 1969. - С. 15.

Н.А.Ондар, А. В.Бурукей 163

джунгарского хана1. Налог-ясак взимался пушниной: соболями, белками, лисицами, рысями. Собранную по тувинским хошунам пушнину доставляли вьючным способом в Улясутай, где жил представитель, китайского императора, и в ставку джунгарского хана на реке Или. Ведению хошунных управителей подлежал также судебный разбор бытовых дел. Виновных, особенно в воровстве, наказывали сразу же по вынесению судебного приговора2.

В древние времена тувинцы делились на роды. Роды, соединившись вместе, образовывали отдельные общины, которые управлялись старшинами, как правило, старшинами являлись шаманы. Иной власти урянхайцы над собой не знали3.

Общественные отношения у тувинцев регулировались обычаями, традициями, имеющими силу закона.

Общественные отношения строились в соответствии с нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племён и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе.

В конце XVI века предки современных тувинцев именовались урянхайцами4.

Современное название тувинского народа «тыва», «тыва кижи» упоминается в летописях Суйской (581 - 618) и Танской (618 - 907) династий Кита в форме «дубо», «тубо», «тупо» применительно к некоторым племенам, обитавшим в верховьях Енисея и в окрестностях оз. Хубсугул5.

С XVII в., главным образом, в XVIII - первой половине XIX в. этноним «тувинцы» в значении самоназвания тувинского сформировавшегося этноса утвердился за всем населением Тувы6.

В раннем периоде вхождения Тувы в состав различных государств и ханств общественные отношения строились в соответствии с нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племён и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе. Речь идёт о традиционных правовых нормах, объединяемых термином «тору» (на тувинском язы-

1 См.: Ондар Н. А. Указ. соч. - С. 40.

2 Ондар Н. А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Монография. - Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009. - С. 40.

3 Сафьянов И. Г. Прошлое и настоящее сайотского народа // Сибирский архив. - 1915. -№ 1. - С. 1 - 24.

4 Ондар Н. А. Указ. соч. - С. 34.

5 Маннай-оол М. Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. - Новосибирск: Наука, 2004. - С. 3.

6 Там же. - С. 129.

ке «дурум» - «обычай, правило»). Так его трактуют средневековые и современные источники. Однако данное понятие употребляется и в более широком смысле:

Нормы обычного права, совокупность неписанных регламентаций в различных областях социальной и бытовой жизни кочевников;

обозначение власти и управления государством.

Слово «тору» многократно встречается в рунических надписях на памятниках и каменных изваяниях на территории Монголии, Тувы, Хакасии, Алтая и Средней Азии. Под термином «тору» («дурум») имелся в виду свод правил внутриулусных и межулусных отношений, который также регулировал взаимоотношения глав улусов, ханов и подданных, иерархические степени старшинства и ритуал введения в различные должности. Система обычного права, созданная и подкрепленная многовековым опытом кочевых народов, даже будучи обличенной в форму фольклорных повествований, воспринималась не только как пример своим правителям, но и как непреложный закон или правила, завещанные предками1.

Блюстителями родовых обычаев являлись пожилые и наиболее уважаемые представители рода. Исполнение их предложений и советов было обязательным для всех членов коллектива. Случалось, что в отношениях между сородичами нарушались нормы родового общежития, тогда к нарушителям применялись меры коллективного воздействия. Провинившегося били палками и изгоняли из рода, он не имел больше права показываться не только на реке, где жил его род, но и на двух соседних2.

Древние законы тувинцев, регулировавшие взаимоотношения представителей разных родов, можно охарактеризовать такой системой самоуправления, при которой все тувинцы имели одинаковые права и обязанности друг перед другом и перед обществом3.

После покорения Цинской империей Урянхайского края цинская династия ввела над покорённым урянхайским населением жестокий военно-административный режим. На тувинцев распространялись законы Китайской империи, изданные для порабощённой Монголии и Тувы под общим названием «Уложение палаты внешних сношений» (далее - Уложение). Данное уложение действовало на территории Тувы с 1818 по 1911 годы.

Упомянутым сводом законов трудящиеся тувинцы были поставлены в крепостную зависимость от династии. Уложение предусматривало зверские телесные наказания аратов. Наиболее тяжко каралось бегство из своего хошуна

1 Ондар Н. А. Указ. соч. - С. 34 - 35.

2 Там же. - С. 37.

3 Там же. - С. 38.

Н .А.Ондар, А. В.Бурукей 165

за границу, особенно в Россию1. Эти законы, разработанные правительством Цинской династии Китая, по существу превращали тувинцев в бесправных рабов. Уложение узаконило феодальную зависимость арата (трудящийся - прим. Авт.) от нойона (феодал - прим. Авт.). Оно давало последнему, практически неограниченные права над аратом, а тем самым законодательно закрепляло произвол и насилие феодалов над трудящимися. Аратам строго запрещалось жаловаться на своих господ - за подобную попытку арата наказывали ста ударами плетью или штрафами до девяти голов скота. Нойон мог убить арата и в худшем случае отделывался за это лишь небольшим штрафом. Убийство же нойона аратом наказывалось смертной казнью2. Следовательно, можно сделать вывод, что в Туве в обязательном порядке требовалось исполнение норм законов Китая.

Непосредственно самой Тувой нормативные акты, имеющие силу закона, не разрабатывались, как то делали Китай и Монголия, поскольку их законы имели высшую силу на территории подчинённого им народа. Об этом свидетельствует ряд таких документов, сохранённых в Центральном государственном архиве Республики Тыва, как Письмо Амбын-нойона о незаконных действиях чиновников Хемчик хошуна и о возвращении Урянхайцев из Алтая на Родину 1798 - 1819, Переписка Ухири-таа нойона Сунгар и с начальниками погранзастав по обследованию пограничных знаков и по установлению границ, 1798 - 1840, О переходе управления Тувы в руки китайских милитаристов, 1715 - 1912 и т. д.

Для стран Центральной Азии и Дальнего Востока 1911 год имел огромное значение. 1911 год, год Китайской революции, когда рухнул колосс на глиняных ногах - свергнута была Маньчжурская династия, долгие годы державшая в страхе подвластные народы. 1911 год освободил эти народы от вассальной зависимости Китая. В ответ на Китайскую революцию 1911 года вспыхивает революция в Монголии - из Урги, Улясутая и Кобдо изгоняются китайцы и верховная власть переходит к Богдо-гегену - «Многими Возведенному» (ноябрь 1911 - 1912 гг.). Тувинская страна в подчиненном Китаю положении также остается до 1912 г., когда революционная волна перекатывается в Урянхай, где тувинцы, образовав партизанские отряды, разгромили китайские торговые фирмы... Революция в Танну-Туве прошла бескровно, несомненно, потому, что китайцы никогда в Урянхае не имели ни вооруженной силы, ни администрации3.

С 1914 года по 1917 год Тува находилась под протекторатом России, в результате которого она окончательно была освобождена от жёсткого гнё-

1 Ондар, Н. А. Там же. - С. 44.

2 Там же. - С. 45.

3 Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну-Туве, урянхайцах - тувинцах, о древностях Тувы [Текст]: в 7 т. Т. 6: Танну-Тувинская Народная Республика (1921 - 1944) / составитель С. К. Шойгу. -М.: Слово / б1оуо, 2007. -С. 195.

та Китая и Монголии. Таким образом, нашла своё развитие местная власть, а вместе с ней и правовая система Тувы.

Установление протектората положило начало оказанию официальной социально-экономической помощи Туве со стороны России.

Именно на основе протектората были созданы условия для формирования первого национального государства тувинцев в Центре Азии - Тувинской Народной Республики1, которая впервые провозглашена как самостоятельное, независимое государство в Конституции Республики Танну-Тува улус 1921 г., принятой Всетувинским Учредительным Хуралом.

Подводя итоги, следует обратить внимание на огромное влияние в формировании права Тувы законодательства тех государств, под игом которых она находилась долгое время, что подтверждается также архивными документами, в том числе протоколом первого революционного съезда представителей от всех хошунов народов Танну-Тува, происходившего в местности Суг-Бажы с 13 августа 1921 г., согласно которому при принятии первой в истории Тувы Конституции возникали споры по поводу вопроса об оставлении в новом законе старых китайских норм о пытках при расследовании преступлений.

Список литературы

1. История Тувы: В 2 т. - Т. I. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001.

2. Маннай-оол, М.Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск: Наука, 2004.

3. Ондар Н. А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Монография. Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009.

4. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969.

5. Сафьянов И. Г. Прошлое и настоящее сайотского народа // Сибирский архив. 1915. № 1.

6. Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну-Туве, урянхайцах - тувинцах, о древностях Тувы [Текст]: в 7 т. Т. 6: Танну-Тувинская Народная Республика (1921 - 1944) / составитель С. К. Шойгу. - М.: Слово / б1оуо, 2007.

© Ондар Н. А., Бурукей А. В., 2011

1 Ондар, Н. А. Указ. соч. - С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.