Научная статья на тему 'Обычное право и воспитание правовой культуры учащихся'

Обычное право и воспитание правовой культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАТ / МАСЛИАТ / ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИЯ / ШАРИАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османова Марина Халидовна

В статье рассматриваются проблемы воспитания правовой культуры учащихся старших классов общеобразовательных школ, привлечения традиций обычного права в целях воспитания правовой культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обычное право и воспитание правовой культуры учащихся»

Психолого-педагогические науки

• • •

65

УДК 371.(471-67)

ОБЫЧНОЕ ПРАВО И ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

©2008 Османова М.Х.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются проблемы воспитания правовой культуры учащихся старших классов общеобразовательных школ, привлечения традиций обычного права в целях воспитания правовой культуры учащихся.

The article deals with the problems of the development of the senior schoolchildren’s’ legal culture at the general schools and some positive and negative moments of this work. For the first time the attempt of involving traditions of the common law in the development of the schoolchildren’s legal culture has been done.

Ключевые слова: адат, маслиат, обычай, традиция, шариат.

Keywords: Adat, Masliat, custom, tradition, Shariat.

Российское общество последних десятилетий переживает быструю и решительную смену политикоправовых и социально-нравственных ценностей, изменение социальноправового менталитета людей, трансформацию социальных устоев и переоценку принципов, образующих гражданско-право-вую структуру. Это связано с утверждением реального полицентризма в России в отмеченный период, совершенствованием законодательной базы и механизмов исполнения законов. Возникает новый этап социально-правовой реальности, требующий рождения нового субъекта политико-правовой деятельности и гражданских отношений. Вот почему правовое воспитание, воспитание правовой культуры подрастающего поколения выдвигается вперед в сложном комплексе образовательных задач педагогических учреждений России.

Что же подразумевается под правовой культурой? Правовую культуру следует понимать «... как определенный характер правовых знаний,

оценок, установок субъектов социально-правовых отношений» [5].

Правовая культура включает в себя целую систему политических, нравственных, экономических, духовноэтических форм культуры, которые определяют способ деятельности в гражданско-правовом пространстве.

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач образовательных учреждений России. Значительный вклад в развитие системы правового воспитания вносит Российский фонд правовых реформ, который осуществляет проект «Правовое образование в школе». Проект нацелен на популяризацию в обществе правовой проблематики, подготовку соответствующих педагогов-практиков для общеобразовательных школ, разработку содержания курсов и методики преподавания права.

Функционирует межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» с отделениями в 60 регионах России. С 1997 по 2003 гг. было организовано пять Всероссийских олимпи-

66

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

ад по праву для школьников. Одна из олимпиад прошла 14-19 апреля 2003 года в городе Рязани под эгидой Министерства образования РФ и Российского фонда правовых реформ [3], в 2003 году учрежден журнал «Право в школе». Регулярно стали проходить всероссийские и региональные конференции, посвященные вопросам правового воспитания.

В современной России идет активный поиск путей совершенствования правового воспитания [2], обсуждаются проблемы правового образования, уделяется большое внимание правовому воспитанию всех категорий молодежи, формированию гражданской культуры и правосознания.

Правовое воспитание, гражданская социализация, формирование гражданского менталитета, его развитие и трансформация осуществляются практически на протяжении всей жизни человека. Наиболее значительным, продолжительным и эффективным является правовое воспитание школьников.

На воспитание подрастающего поколения, в частности воспитание правовой культуры, огромное влияние оказывают обычаи и традиции народов. В особенности это касается Дагестана, где адаты (совокупность норм обычного права) являлись главнейшим, а подчас и единственным регулятором социальных отношений народов на протяжении многих столетий, с эпохи средневековья и до Х!Х века.

Обычное право является основой цивилизованного права и представляет собой систему нормативной саморегуляции определенного сообщества, пределы действия которой обусловлены различными факторами, особое место среди которых занимает правопонимание данного сообщества и его социально-правовых потребностей [6].

Обычай и традиция - понятия взаимосвязанные. Традиция, как отмечает А. Б. Гофман [4], - это поня-

тие, охватывающее всю совокупность элементов «социального и культурного наследия», передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение продолжительного времени. Он уточняет, что обычай как разновидность традиций суть «унаследованная стереотипная форма социальной регуляции», выражающая наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого порядкам.

Воспитательное воздействие народных традиций усиливается тем обстоятельством, что они глубоко влияют на чувства людей [1].

Обычное право располагает богатым материалом, который успешно может быть использован в целях правового воспитания подрастающего поколения. Очень много позитивных моментов в обычном праве: оно способствует сохранению самобытности и культуры этноса, гармонизирует отношения между его представителями, порой восполняет пробелы в праве, облегчает понимание закона, права вообще и права каждого народа в частности.

Следует отметить, что обычное право, его обычаи и традиции во все времена играли положительную роль в регулировании отношений как между разными народами, так и внутри одного и того же этноса, даже одного и того же рода. Они имели огромное значение в развитии и сближении культур различных народностей. Большую ценность представляют, например, такие традиции народов Дагестана, как маслиат, аталычество, побратимство и другие. Их необходимо сохранять и развивать.

С помощью маслиата наши предки разрешали сложнейшие правовые проблемы, да и в наше время он помогает в регулировании многих спорных ситуаций. Аталычество и побратимство сыграли большую роль в укреплении дружбы и сближении наших народов.

Психолого-педагогические науки

67

• • •

Наряду с этим адаты поддерживали такие уродливые пережитки родового быта, как кровная месть, выдача замуж малолетних, многоженство, оскорбление женщин и т.д. Некоторые пережитки прошлого и поныне сохранились в Дагестане, да не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе.

Определенная часть населения и в наше время положительно относится к указанным адатам, мало того, их позитивно воспринимают дети, молодежь, что представляет большую опасность в деле воспитания подрастающего поколения. Не следует забывать, что иногда обычаи консервируют существовавшие отношения (к примеру, в Туве отрицается право частной собственности на землю по той лишь причине, что она не соответствует традициям народа), могут вести к общественному расслоению, формировать сепаратистские настроения, быть удобной основой для отрицания общечеловеческих ценностей, признанных прав и свобод гражданина. Отсюда понятно, что к обычаям и традициям народов надо относиться осторожно и взвешенно, все морально-нравственные ценности, сложившиеся традиционно у наших народов, необходимо бережно сохранять и учить, начиная со школьной скамьи.

В целях выяснения уровня правовой подготовки учащихся были организованы встречи со старшеклассниками некоторых школ города Махачкалы. Нас интересовали в основном знания учащихся в области обычного права, поэтому беседы проводили на эту тему. Наши беседы показали, что школьники в основном неплохо осведомлены в вопросах обычаев и традиций народов Дагестана.

Затем было проведено анкетирование. Анкета состояла их 9 открытых вопросов, то есть она не содержала вариантов с заранее предполагаемыми ответами, а позволяла свободно формулировать свое мнение:

1. Чем отличаются правила поведения, записанные в правовых актах, от общепринятых неписаных правил поведения?

2. Что такое обычное право?

3. Что такое адат?

4. Объясните, в чем смысл мас-лиата.

5. Перечислите прогрессивные традиции обычного права.

6. Как вы понимаете шариат?

7. Назовите реакционные традиции обычного права.

8. Что такое аталычество?

9. Что такое ишкиль?

Приводим ответы учащихся девятых классов школы №29 (табл. 1). Опрос был проведен в четырех девятых классах (всего 114 учащихся).

Таблица 1

Результаты анкетирования учащихся девятых классов школы №29 г. Махачкалы

№ вопроса Ответили правильно Имеют представления Ответили ошибочно Не ответили

Кол-во учеников % Кол-во учеников % Кол-во учеников % Кол-во учеников %

1 60 52,63 46 40,35 8 7,00 - -

2 18 15,78 41 35,96 23 20,17 32 28,07

3 45 39,47 52 45,61 17 14,91 - -

4 42 36,84 48 42,10 20 17,54 4 3,50

5 23 20,17 - - 88 77,19 3 2,60

6 46 40,35 50 43,85 11 9,64 7 6,14

7 40 35,08 47 41,22 20 17,54 7 6,14

68

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

8 72 63,15 30 26,31 10 8,77 2 1,75

9 37 32,45 43 37,71 24 21,05 13 11,40

Результаты анкетирования показали, что учащиеся в основной своей массе понимают поставленные вопросы. Но часть учащихся не смогла дать правильных ответов, слабо разбирается в обычаях, традициях народов, порой неверно растолковывает их. Видимо, сказывается влияние улицы и в некоторых случаях семьи.

Называя реакционные традиции, многие ученики затронули вопросы о кровной мести и калыме. Часть учащихся (16 человек, или 14,03%) оправдывают кровную месть, один из учеников написал, что, если не отомстить кровнику, это будет позором всему тухуму. Но большинство осуждает кровную месть и пишет, что с пережитками прошлого надо бороться. Около 80% опрошенных девочек одобряют калым, причем они называют его «подарком жениха невесте». «Это же, - говорят они, - благородная традиция наших народов». Из ребят всего один одобрил калым: «за красивую невесту и калым не жалко».

Из выше изложенного видно, что учащиеся интересуются вопросами

обычного права, им не безразличны обычаи и традиции своего народа, в которых накоплен многовековой опыт жизни и деятельности своих предков, но не все ученики правильно рассуждают при рассмотрении того или иного вопроса и дают сугубо субъективные оценки. Поэтому необходимо усилить работу по правовому воспитанию учащихся, обратив при этом особое внимание на обычаи и традиции народов Дагестана, чтобы у учащихся сложилось должное мнение об обычном праве, неписаных законах.

В заключение необходимо отметить, что современное российское общество нуждается в гражданах, не только образованных в политическом и правовом отношении, но и обладающих целостной системой гражданско-правовых качеств, позво-

ляющих осознавать себя активным субъектом политико-пра-вовой жизни, от деятельности которого зависит процветание и стабильность общества. Для этого также нужно знать историю, обычаи и традиции своего народа.

Примечания

1. Алиев А.К. Народные традиции и их роль в формировании нового человека,- Махачкала, 1968. - С. 16-20. 2. Болотов В.А. Проблемы правового образования // Основы государства и права. - №3. - 2003,- С. 50-52. 3. Всероссийская олимпиада школьников по праву // Основы государства и права. - №3. - 2003. - С. 72-74. 4. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычаи как форма социальной регуляции // Советская этнография. - №4. - 1986,- С. 25. 5. Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. - Минск: Наука и техника, 1984. - 96 с. 6. Исмаилов М.А. Обычное право. - Махачкала, 2004. - С. 5.

Статья поступила в редакцию 19.06.08 г.

УДК 574

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.