Научная статья на тему 'ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КРЫМСКО-ТАТАРСКОЙ СЕМЬИ'

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КРЫМСКО-ТАТАРСКОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2453
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсубова Е.П.

В данной статье рассматривается культура Крымско- татарского народа. Каждый человек - это представитель определенной культуры, которая выработала свои особы ценности, представления об окружающем мире, о моральных качествах и устоях. Непонимание культурных ценностей своего народа приводит не только к возникновению конфликтных и спорных ситуаций в своем окружении, но и ставит под угрозу межэтническое общение в целом. Ведь тот, кто не может в первую очередь понять себя, вряд ли сможет понять другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AND TRADITIONS OF THE CRIMEAN TATAR FAMILY

This article examines the culture of the Crimean-Tatar people. Each person is a representative of a particular culture, which has developed its own values, ideas about the world around, moral qualities and foundations. Misunderstanding of cultural values of their people leads not only to the emergence of conflict and controversial situations in their environment, but also threatens interethnic communication as a whole. After all, one who can not first understand himself, is unlikely to be able to understand the other.

Текст научной работы на тему «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КРЫМСКО-ТАТАРСКОЙ СЕМЬИ»

рассматриваемой области в случае совершения более тяжкого деяния -преступления.

Использованные источники:

1.Инструкция Банка России от 27.12.2013 № 148-И (ред. от 18.05.2015) «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2014 № 31458) // Вестник Банка России. 2014. № 32 -33.

2.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2013 по делу № А56-31196/2012. Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ за нарушение обществом (эмитент) порядка эмиссии ценных бумаг. Документ опубликован не был, содержится в СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения: 04.01.2017).

3.Бехер В.В., Воробьёв М.М. Опыт становления венчурного инвестирования в зарубежных странах: экономическое и правовое развитие// В сборнике: Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы международной научно-практической конференции./отв. ред. И.А. Сушкова. 2016. С. 38.

4.Штанько А.А. Правовой статус Банка России как объект правовой идентификации // Современное право. 2016. № 7. С. 66 - 71.

УДК 394.08

Юсубова Е.П. студент 4 курс, группа П-1-13 кафедра психологии ГБОУВО РК

«КИПУ«

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КРЫМСКО- ТАТАРСКОЙ СЕМЬИ CUSTOMS AND TRADITIONS OF THE CRIMEAN TATAR FAMILY Аннотация. В данной статье рассматривается культура Крымскотатарского народа. Каждый человек - это представитель определенной культуры, которая выработала свои особы ценности, представления об окружающем мире, о моральных качествах и устоях. Непонимание культурных ценностей своего народа приводит не только к возникновению конфликтных и спорных ситуаций в своем окружении, но и ставит под угрозу межэтническое общение в целом. Ведь тот, кто не может в первую очередь понять себя, вряд ли сможет понять другого.

Ключевые слова : крымско- татарская, семья, традиции, обычаи.

Yusubova E.P. student of the 4th year, group P-1-13 Department of Psychology GBOU VK RK

«CYPO«

Annotation. This article examines the culture of the Crimean-Tatar people. Each person is a representative of a particular culture, which has developed its

own values, ideas about the world around, moral qualities and foundations. Misunderstanding of cultural values of their people leads not only to the emergence of conflict and controversial situations in their environment, but also threatens interethnic communication as a whole. After all, one who can not first understand himself, is unlikely to be able to understand the other.

Key words: Crimean-Tatar, family, traditions, customs.

Каждый народ отличается своей культурой, историей, фольклором, своими необыкновенными традициями и обычаями. Что же такое народ? Народ- это население определенной страны, или государства.

В данной статье мы поговорим о крымско- татарском народе, познакомимся с национальными обычаями и традициями.

Крымские татары- один из тех народов, который чтит и бережет свои традиции. На сегодняшний день сохраняется этикет общения со старшими , особые ритуалы бракосочетания, рождения ребенка и другими важными событиями в жизни человека, пронесенные через годы из далекого прошлого.

Особенностью крымских- татар является гостеприимность. Попав в крымско- татарский дом , вам будет приготовлен ароматный кофе, со множеством лакомств. Гость для крымских татар является уважаемой особой, и сидит на почетных местах за столом. Существует такой обычай : если подавая гостю кофе, чашку располагают ручкой к гостю, это значит его рады видеть. А если ручка направлена от гостя, то значит его визиту не особо рады. Так же уважение к гостю можно показать налитым чаем, чем меньше чая в вашей кружке- тем лучше к вам относятся. Еще очень важный этикет встречи, он зависит от возраста пришедшего : если пришел пожилой человек, то ему целуют руку и хозяева и дети дома, а если гость моложе хозяев- то целует руку он.

По традиции первым к трапезе приступаем глава семья произнеся слова «Бисмилля « ( Во имя Аллаха) ,а затем и остальные члены семьи. Нарушением этого порядка считается невоспитанностью. По всем правилам гостя должны принять щедро, уставив стол разными блюдами. В завершении трапезы никто не встает из-за стола до тех пор, пока старший не прочтет молитву. Но у татар не принято покидать дом сразу, после застолья, обычно после принятия пищи они обсуждают какие-то дела, вопросы, и беседуют на различные темы. Когда гость хочет покинуть дом, он сообщает об этом хозяевам. Родственникам обязательно передают гостинцы для домашних. На прощание гость и хозяева обмениваются лучшими пожеланиями, проводят, а затем прощаются.

В жизни каждого человека наступает период, когда он принимает решение вступить в брак, связать свою жизнь с любимым человеком. Для крымских татар свадьба- это значительное событие, которому уделяется особое внимание. Свадебные обряды крымских татар отличаются своей необыкновенностью, яркостью и имеют древнюю традицию. К выбору жениха или невесты нужно отнестись с ответственностью. В старые времена

невесту или зятя было принято выбирать родителям, очень часто родители договаривались между собой о свадьбе детей, когда они еще были новорожденными. Как и у большинства народов, у крымских татар свадьба разделяется на три периода : предсвадебный, сама свадьба, и послесвадебный. Предсвадебный период включает в себя знакомство с родителями, сватовство, обручение (нишан), жертвоприношение и дува. Затем вечер прощания невесты и окрашивание ее хной.

Большое влияние на выбор жениха или невесты играет общественное мнение, и репутация семей. Обращали внимание не только на богатство ,а на корни семьи. И если родители одобрили выбор своего ребенка, допустим сына, то в дом девушки посылают сватов. Сватовство- один из самых важных моментов предсвадебного периода. Роль сватов доверяют уважаемым людям. Сваты должны принести с собой « богъча « (узел), в наше время это красиво украшенные сундуки, корзины, в которых лежат подарки для невесты и для всех ее родственников. Для невесты обычно приносят подарки из золота. Родные невесты так же, в свою очередь готовят подарки родне жениха.

После нишана уже идет подготовка к свадьбе. Невеста с родными и подругами занимается приданным. В приданное входит : ковры, подушки, постельное белье, одеяло, посуда, скатерти, спальный гарнитур и прочее.

Обязательно, незадолго до свадьбы обе стороны проводят жертвоприношение и дува по умершим, посвященные предстоящей свадьбе.

Традиционные крымско-татарские свадьбы как правило многолюдны — человек на 200, а иногда и больше. Правда, в нынешних экономических условиях уже не считается зазорным провести свадьбу в узком кругу. По неписаным законам крымско-татарского этикета, каждый приглашённый должен обязательно присутствовать на свадьбе и внести свою лепту не только активным участием, но и подарком. В последнее время вместо подарков дарят деньги, и в этом тоже есть знак нашего прагматичного времени. Подарки или конверты с деньгами вручают родителям, которые специально встречают гостей у входа, или непосредственно молодожёнам. Всем пришедшим на свадьбу хозяева торжества должны уделять одинаковое внимание. Если во время праздника они льстят высокопоставленным гостям, то это не остаётся незамеченным и после свадьбы нарушителям этикета грозит всеобщее осуждение.[13]

В день свадьбы жених называет родителей невесты отцом (баба) и матерью (ана). При обращении к новым родственникам невестка использует те же термины родства, что и её муж. Завершается свадьба традиционным танцем жениха и невесты. Обычно он продолжается довольно долго, так как каждый гость считает своим долгом выйти и поддержать танцующих деньгами (название ритуала «акъчаяпыштырмакъ» — дословно «приклеивание денег»).

На следующее утро, чтобы засвидетельствовать благополучность брака, к молодым приходят родственники жениха, а также старшие тётки

невесты. На второй день после свадьбы их навещают братья и сёстры невесты. У крымских татар нет такого понятия как «медовый месяц», и вскоре молодожёны начинают жить обыденной семейной жизнью. В наши дни невестка является полноправным членом семьи. Но всё же, по законам крымско-татарского этикета, в присутствии свёкра или гостей она непременно должна быть очень скромной. Если молодые живут отдельно, то считается недопустимым, чтобы каждый из них по отдельности посещал своих родителей — только совместно. Частые визиты к родителям или близким родственникам относятся к обязательным ритуалам и ведут к сплочению семейного клана.

Стоит отметить, что наивысшей ценностью у крымских татар были и остаются дети. Считалось традиционным иметь как можно больше детей, а именно мальчиков - продолжателей рода, надежную опору в старости и рабочую силу для ведения хозяйства. В народе говорили: «Дом без детей, что тело без души» («Баласызэвджансызбир тенге ошар»). Старшие поколения крымских татар акцентировали внимание молодежи на значении детей в сохранении этноса, наставляли на то, что если национальное умирает в детях, то это означает начало смерти всей нации, регламентировали правила и нормы поведения по отношению к детям. [25] В крымскотатарских семьях, исповедующих ислам, преобладает дифференцированное воспитание мальчиков и девочек. С раннего детства родители внушают сыну, что он - продолжатель рода, носитель фамилии отца, что он должен с честью носить эту фамилию. Девочка - будущая хозяйка, хранительница семейного очага, с детства ее подготавливают к семейной жизни. Кроме того, дочь с малых лет воспитывали в духе уважения к отцу, к старшим братьям, даже если брат старше сестры всего на год.

Использованные источники:

1.Хайруддинов М.А. Этнопедагогика крымско-татарского народа / М.А.Хайруддинов. Монография. - К.: Науковийсвгг, 2002. Khayruddinov MA Ethnopedagogy of the Crimean Tatar people / MA Khairruddinov. Monograph. - К .: Науковийсвгг, 2002.

2.Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. Эдепнаме / М.А. Хайруддинов, С.У. Усеинов. - Омферополь: «Тезис», 2014. Khayruddinov MA, Useinov S.M. Etiquette of the Crimean Tatars. Edenname / M.A. Hayruddinov, S.U. Droplets. - Simferopol: "Thesis", 2014.

3.Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. - Симферополь, 2003. Berestovskaya D.S. Culturology: Proc. Allowance. - Simferopol, 2003.

4.Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002. Kononenko B.I. Fundamentals of Cultural Studies: A course of lectures. - M., 2002.

5.Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. - С.-П., 2000. Petrova M.M. Theory of Culture: Lecture notes. - S.-P., 2000.

6.Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. - М.,2002. Samokhvalova V.I. Culturology: A short course of lectures. - M., 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.