Научная статья на тему 'ОБЫЧАИ И ПРАВОВЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЗЕМЛИ О СООБЩЕСТВАХ ЛЮДЕЙ'

ОБЫЧАИ И ПРАВОВЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЗЕМЛИ О СООБЩЕСТВАХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
524
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ МИР / ИЕРАРХИЯ ОТНОШЕНИЙ / ОБЩИНА / ОБЩИННИК / ПРАВО / ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩИНЫ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисов Андрей Марксович

В истории всех народов встречаются коллективные формы общежития, которые являли собой социально-устойчивый образ выживания и жизнедеятельности различных групп людей. Этнографические описания древних общин-государств позволяют выделить фрагменты общинной жизни, схожие у различных народов, а переводы древних текстов дают представления о складывающихся отношениях и правовых установлениях, регламентирующих жизнь общин. Актуальность темы исследования связана с вопросом о первообразах организованных сообществ людей Древнего Мира в контексте современной проблематики юридического лица. Анализируя характеристики сообществ древних народов, мы обнаруживаем в них свойства политической и хозяйственной автономности, организацию управления и состав участников разностатутного положения, воспроизводственную деятельность различных видов, определенный правопорядок, в том числе предусматривающий защиту общинников, четкое распределение прав и обязанностей, иерархическую систему распределения благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЫЧАИ И ПРАВОВЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЗЕМЛИ О СООБЩЕСТВАХ ЛЮДЕЙ»

Раздел I. Актуальные проблемы истории государства и права

зарубежных стран

© Борисов А.М.

DOI 10.24412/2309-1592-2021-4-5-17 УДК 342.1

ОБЫЧАИ И ПРАВОВЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЗЕМЛИ О СООБЩЕСТВАХ ЛЮДЕЙ

Борисов Андрей Марксович, кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» e-mail: andrei borisov@mail.ru

Аннотация. В истории всех народов встречаются коллективные формы общежития, которые являли собой социально-устойчивый образ выживания и жизнедеятельности различных групп людей. Этнографические описания древних общин-государств позволяют выделить фрагменты общинной жизни, схожие у различных народов, а переводы древних текстов дают представления о складывающихся отношениях и правовых установлениях, регламентирующих жизнь общин. Актуальность темы исследования связана с вопросом о первообразах организованных сообществ людей Древнего Мира в контексте современной проблематики юридического лица. Анализируя характеристики сообществ древних народов, мы обнаруживаем в них свойства политической и хозяйственной автономности, организацию управления и состав участников разностатутного положения, воспроизводственную деятельность различных видов, определенный правопорядок, в том числе предусматривающий защиту общинников, четкое распределение прав и обязанностей, иерархическую систему распределения благ.

Ключевые слова: Древний Мир, иерархия отношений, община, общинник, право, правовая антропология, эволюция общины, юридическое лицо.

Вопросы заявленной темы невозможно раскрыть без обращения к трудам ученых, представивших исторические обобщения археологических и этнографических исследований, в том числе касающиеся истории права. Среди многочисленных работ мы выделим издания и публикации С.В. Бондаря, И.В. Виноградова, Г.Г. Гиоргадзе, А.Г. Гусакова, Р.В. Джаракян, И.М. Дьяконова, А.М. Егорова, М.О. Косвена, С.Н. Крамера, С.А. Нефедова, М.Н. Прудникова, В.В. Струве, Б.А. Тураева, В.Я. Якобсона, позволяющие увидеть общие и особенные черты жизни некоторых народов Древнего Мира, среди которых названы

древнейшими цивилизациями народы Междуречья (шумерские народы) и северо-востока Африки (народы Древнего Египта)1.

Общины у любых древних народов можно рассматривать как следствие самоорганизации совместной жизни двух и более семей или родов, хотя этнографические исследования свидетельствуют о существовании и семейных (домовых) общин (семья - община или группа семей), которые не ограничивались регулированием исключительно родственных связей2, а представляли собой социально-экономические коллективы3.

Антропологическая природа общины несомненна, и она предваряет объединение людей как социальное достижение совместной жизни древних народов (собственно социальную природу общины). Причина видится в том, что сплочение людей является проявлением инстинкта (врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению4) самовыживания человека и выживания сообществ людей. Объединение усилий - это врожденная форма поведения большинства живых существ, к которым, как это ни банально звучит, относится человек.

Одновременно, общинные структуры людей являются институтами социализации человека и источником «основного массива регулирующих бытие человека норм»5, вырабатываемых сознанием человека на протяжении веков из практического опыта общежития.

Несомненно, что сознание человека, как особый природный «дар», изначально имело настолько же факторное значение как внешние природные условия, но затем стало доминирующим качеством людей.

Как отмечает А.И. Ковлер, эволюция общинных форм жизни человека произошла вследствие совершенствования орудий труда, изменений в характере производственной деятельности (охота, земледелие и скотоводство и т.д.), развития отношений собственности (общинная, семейная, личная), что обусловило появление «более стабильных социальных групп с более четкой структурой»6, переход к оседлому образу проживания, внутреннюю консолидацию и структуризацию (появление сходов общинников, советов старейшин, вождей, меняющих характер

1 История Востока: в 6 т. / Ин-т востоковедения РАН. М., 1995. Т. 1. Восток в древности / отв. ред. В.А. Якобсон. С. 147.

о

Косвен М.О. Семейная община и патронимия, М., 1963. С. 97, 153, 207.

о

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 144.

4 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М., 1999. С. 248.

5 Ковлер А.И. Указ. соч. С. 144.

6 Там же. С. 144-145.

самоуправления с общинного на иерархический), автономизацию общин и, соответственно, действенность общинных нормативных регуляторов1.

Заметим, что общинные регулятивы были весьма предметны и помимо общих правил совместной жизни, образующих общинный правопорядок, определяли правила формирования и функционирования органов управления (советы, вожди и т.д.) как форм первичного обособления особых совокупностей общинников, образующих части социумов, выполняющие важные роли в рамках общин.

Помимо них в общинах, кроме семей, появлялись микросоциумы (мужские или женские союзы, кланы, выражающие интересы определенных групп и т.д.2), деятельность которых, в зависимости от оказываемого ими влияния на общинные отношения, имела следствием возникновение и дальнейшее развитие усилиями субъектов управления дополнительных регулятивных норм, воспринимаемых членами сообществ и передаваемых ими последующим поколениям или отвергаемых и не получающих общественного признания.

Эти отношения отличались разнообразием, но все они имели сходство в одном - в результате их развития формировались те или иные центры влияния на общинную жизнь, новые институты властвования, более эффективные, но входившие в конфликт с общинным самоуправлением. В связи с этим обстоятельством сошлемся на мнение А.И. Ковлера, который важнейшим фактором «огосударствления» общинно-племенных структур самоуправления называет «усложнение задач управления разросшихся общностей»3.

Каждый из народов мира имеет собственную историю, которая на определенных этапах характеризуется взаимовлиянием систем социальных ценностей, форм консолидации обществ на их основе и жизненного уклада.

Это происходит потому, что с историко-материалистической точки зрения состояние развития любого социума не есть метафизическая предопределенность, оно является итогом воздействия комплекса факторов природного и социального происхождения, влияние которых меняется со временем с возрастанием факторного значения социальных сил, в чем проявляется действие одного из законов диалектики Г.В.Ф. Гегеля - закона перехода количественных изменений в качественные и, наоборот, качественных перемен в количественные. Во-вторых, диалектика цивилизационного развития предопределяет взгляд, согласно которому социальная природа достижений не может оцениваться в контексте установки «первый - лучший» применительно и к самому

1 Там же. С. 145.

2 Там же. С. 164.

3 Там же. С. 187.

достижению, и к его творцу, вследствие действия диалектического закона двойного отрицания в рамках общечеловеческого прогресса. В-третьих, при исследовании какой-либо проблемы цивилизационный подход должен определять исходной установкой рассмотрение любых социальных феноменов как достижений всего человечества при признании за кем-то роли первооткрывателя, а за следующими за ним - роли сотворцов, развивающих исходное знание и воплощающих его в жизнь человечества, в чем мы видим признаки проявления закона единства и борьбы противоположностей, действие которого снова дополняется влиянием закона перехода количественных изменений в качественные.

Осмысление цивилизационного развития человечества позволило ученым обозначить как проблемы, с одной стороны, явственно обнаруживаемую планетарную взаимосвязь самых различных аспектов и проявлений культуры человека, с другой, - стремление локальных цивилизаций к самоидентификации при усиливающимся противостоянии между ними1. Историко-хронологический «разрыв» в становлении этих цивилизаций есть свидетельство их естественно-географической изолированности друг от друга. Поэтому их развитие происходит как по каким-то своим уникальным закономерностям, так, со временем, и вследствие определенного взаимовлияния, что является проявлением фундаментальных закономерностей общественного прогресса2. Одна из таких закономерностей - общинная организация жизнедеятельности людей.

Например, если коснуться первых форм объединений людей, признаваемых соответствующим по времени и территории применения обычным правом или законами по правовым памятникам, то следует упомянуть цивилизации исчезнувшие, но оставившие нам письменные свидетельства правовой жизни. Общепризнано, что именно на древнем Востоке возникли такие формы политической жизни как гражданская община и государство3. Тем не менее, на основе научных фактов доказано, что прасоздателями общин как социальных достижений, обеспечивающих организацию и развитие воспроизводственных отношений, являлись народы, проживающие с IV тысячелетия до н.э. (по некоторым данным - с VI тысячелетия до н.э.) в центре Передней Азии - Месопотамской низменности и на северо-востоке Африки (Древний Египет). Развитие этих народов имело свои особенности.

По мнению В.А. Якобсона, первичными цивилизациями обеспечены «важнейшие культурные достижения человека, которые и сделали

1 История Востока: в 6 т. Т. 1. Восток в древности. Указ. соч. С. 5.

2 Там же.

3 Там же. С. 16.

возможным его дальнейший прогресс»1, и главными из них являются изобретение письменности, опыт организованного коллективного труда, возникновение общин и властных отношений, определивших последующее их развитие в государственных формах, а также формирование общественного сознания2. Вместе с тем для III-II тысячелетий до н.э. характерны конфликтность отношений между общинно-государственными образованиями, что вело их по пути завоеваний и увеличивало возможности эксплуатации населения3.

Период ранней древности отличается существованием соседских общин, их самоуправлением, взаимопомощью общинников и коллективной ответственностью, поклонением различным божествам, общинным характером жизни и возникновением общинных государств4. Выстраивая общую схему эволюции общинной жизни по И.М. Дьяконову, можно увидеть, что она происходила по схеме «семейная (домашняя) община - родовая община - племенная община - соседская община -территориальная община»5.

Последняя форма общин образовывала протогосударства общинного типа (общины-государства со своими административными центрами), которые имели органы управления (собрания, советы старейшин), религиозно-ресурсные центры (храмы), разделение общества на основе выполняемых работ (разделение труда) и подчинения, как правило, побежденных в военных конфликтах народов (отношения рабства).

Один из элементов государственного устройства - право, история эволюции которого от первых правовых памятников насчитывает почти 5 тыс. лет. Писаные законы - более позднее обретение.

Какие нам известны древние законоустановления, относящиеся, как указывает В.А. Якобсон, к дотеоретической стадии развития права, когда не были сформулированы основные понятия, принципы правового регулирования6, и регламентация общественных отношений осуществлялось на основе начал справедливости и опыта общежития того или иного исторического периода?

Нельзя не согласиться с утверждением В.А. Якобсона: «Древнейшие в истории человечества правовые памятники сохранили для нас первые и, подчеркнем, самые трудные шаги юриспруденции. В этом — их непреходящая ценность»7.

1 Там же. С. 15-16.

2 Там же.

3 Там же. С. 17.

4 Там же. С. 23.

5 Там же. С. 32.

6 Там же. С. 95.

7 Там же.

Они известны по актам правителей: Законы Шульги (прежнее название - Законы Ур-Намму) - приблизительно 2104-2095 гг. до н.э.; Кодекс Липит-Иштара - 1934-1924 гг. до н.э.; Законы Эшнунны -приблизительно 1790 г. до н.э.; Законы Хаммурапи - 1755-1752 гг. до н.э.)1. Применительно к теме нашего исследования отметим, что первые упоминания о коллективных формах деятельности, что будет уточнено ниже, содержат Законы Хаммурапи.

Итак, к древним народам с общинным устройством жизни относятся шумерские народы, и шумерская цивилизация начинала свое существование с середины пятого тысячелетия до нашей эры (4 500 лет до н.э.; большей частью - территория современного Ирака).

Обратимся к некоторым свидетельствам наличия древних социально-экономических и, в некоторой степени, правовых форм союзной деятельности этих представителей рода человеческого. Организация древнейших обществ в городах Междуречья и на подвластных им территориях характеризуется наличием общинных, храмовых и дворцовых форм общежития, образованием семейно-родовых земельных и городских территориальных общин, созданием в них органов управления, распространением письменности, а также появлением объединений торговцев и других ремесленников.

Важнейшее значение придается изучению древних текстов, правовых памятников, расшифровка которых пополняет массив современных исторических знаний и дает фрагментарное представление о первых нормах права. Это позволяет делать выводы о существовании еще более ранних, но существующих в устно-словесной форме правил общежития древних народов. Например, И.М. Дьяконов, описывая этот пласт человеческой культуры Древнего Востока, пишет, что «все различия в правах и обязанностях и в юридическом статусе людей и земли основывались не на каком-либо писанном законе, а только на обычае и привычке»2.

По мнению М.Н. Прудникова, в основу правовой системы древних народов Востока была поставлена община, коллектив3. Выдающийся историк-востоковед, специалист по сравнительно-исторической грамматике афразийских языков и древним письменностям И.М. Дьяконов, изучавший древние источники письма уточняет, что общины, известные по шумерским документам 111-го тысячелетия до н.э. и, вероятно, IV

1 Там же. С. 92-96.

Дьяконов И.М. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983. 534 с. с ил. и карт. С. 205.

3 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. В 2 частях. Часть 1. Государство и право в древности. Средние века: учебник и практикум для вузов / М.Н. Прудников. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2021. С. 33.

тысячелетия до н.э., объединяли несколько родственных семей1, первоначально их насчитывалось 172, но со временем их число возрастало3. Такие общинные центры, как считает В.А. Якобсон, концентрировали население, превращаясь в города-государства или, как их еще называют, номовые государства (номы)4.

Комментируя древние клинописные тексты, И.М. Дьяконов утверждает, что жреческая знать общин осуществляла управление ими через общинный храм5, территориальные общины («номы») состояли исходно из патриархальных родов, а те из больших и малых семей, существовали сельские общины и городские общины городов-государств6. В пределах древних областей Шумера и Аккада древнейшими из них называются общины Мари, Ашшур, Сиппар, Киш, Дильбат, Ниппур, Адаб, Шуруппак, Урук, Ур, Ларса, Эшнуна, Умма, Лагаш7. Анализируя древние тексты клинописи о покупке земель, ученый делает вывод об участии в экономико-правовых отношениях общин городов-государств - городской общины Киш8, общины Марад9, имевших своих представителей (советы старейшин и др.) и др., а в городе-государстве Лагаш - отдельных, образующих городскую структуру и относительно самостоятельных общин Гирсу, Урукуга, Сираран, Кинунир, Э-Нинмар, Гуаба и др.10.

Какими были эти общины с точки зрения их количества, видов, занимаемых ими территорий, основных ресурсов, численности общинников, социальной структуры населения, разделения труда, основ правопорядка?

Несмотря на усиливающуюся власть царей, общины, как верховные собственники на свою землю, длительное время сохраняли независимость от них и силу влияния по некоторым вопросам11. Например, общинным органам, а не царю принадлежало осуществление права собственности на общинные земли12. Независимое положение общин шумерских народов от их царей13 и, полагаем, автономность жизнедеятельности общин

1 Дьяконов И.М. История древнего Востока. Указ. соч. С. 108.

2 Там же. С. 141-142.

3 Там же. С. 194.

4 История Востока: в 6 т. Т. 1. Восток в древности. Указ. соч. С. 17.

5 Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М., 1959. 300 с.; 1 л. схем. 22 см. С. 41.

6 Там же. С. 81.

7 Там же. С. 86.

8 Там же. С. 73.

9 Там же. С. 77.

10 Там же. С. 81.

11 Там же. С. 140-142, 144.

12 Там же. С. 81.

13 Там же.

обеспечивалась силой общинного мнения, определяемого существовавшими обычаями, не все из которых получали письменное выражение, а также обеспечивалась практически в привычных формах участия общинников и существовавших органов управления в решении различных вопросов.

Основной вид имущества (собственности) - земля, и, например, в государстве Лагаш, возникшем на рубеже 5-4 тысячелетия до н.э., менее половины земель принадлежали храмам (насчитывалось 14 храмов и, соответственно, храмовых хозяйств1), а остальные - иным общинам, в том числе семейным (общая площадь земель государства Лагаш составляла до 1 330 кв. км)2. Население, составляющее по приблизительным оценкам до 120 тыс. человек (свободного населения) и более3 и 20-30 тыс. рабов4, отличалось иерархичностью (например, правители, жрецы, судьи, держатели земельных наделов, надзиратели, рабы5) и разделением труда (пастухи, слуги, сторожа, гонцы, рыбаки, судовщики, торговцы, писцы, счетоводы, кожевники, кузнецы, плотники, водонос, пекари, воины, глашатаи, строители, ваятели, кораблестроители, лодочники, садовники, чернорабочие и др.6), что характеризует сложную систему управленческих и экономических отношений воспроизводственного характера. Существовала система учета (земли, скота и т.п.) и различных натуральных выдач (продукты и др.)7.

Система общественных отношений предусматривала установление прав и обязанностей участвующих в них лиц. Например, члены общин имели права (участвовать в управлении делами, получать часть дохода общины и др.) и обязанности (участвовать в ирригационных работах и

др.)8.

Что касается храмов, то они организационно и экономически были обособлены от общин9, выполняли управленческие и социальные функции, имели свои хозяйства, накопления и обслуживавших их людей10.

Судебные функции осуществляли жрецы, царские чиновники, встречаются свидетельства о коллегиальных судах (еще одна внутренняя

1 Там же. С. 25, 33.

2 Там же. С. 38.

3 Там же. С. 16, 20.

4 Там же. С. 21.

5 Там же. С. 27-77.

6 Там же. С. 29, 33, 53, 60, 68, 105, 254.

7 Там же. С. 92, 99, 100, 105-106.

8 Там же. С. 109.

9 Там же. С. 110.

10 Там же. С. 96-97.

структура общины), а в мелких общинах суд вершили народные собрания или советы старейшин1.

С усилением царской власти жрецы (служители храмов), поскольку храмы содержались на средства правителя, выполняли роль царских чиновников2, торговых агентов (тамкаров), которые составляли корпорации под контролем царской власти3.

Как полагает С.А. Нефедов, храмы превратились в «огромные частные корпорации, владели обширными полями, содержали ремесленные мастерские, вели торговые операции, занимались ростовщичеством и, кроме того, получали десятину с местного

4

населения» .

Пишет об общинниках, общинах и городах-государствах, судах общин и храмов в городе-государстве Лагаш В.В. Струве5. О семейных и храмовых сообществах, городских общинах и их представителях повествует американский востоковед С.Н. Крамер6. Указывает на участие общин Древней Месопотамии в конце 3-го тысячелетии до н.э. в долговых отношениях Р.В. Джаракян7.

В поселениях существовала общинная форма собственности, в том числе на результаты общинного труда8, который был связан не только с земледелием и животноводством, но и с ремесленничеством, торговлей, арендными отношениями и ростовщичеством (например, как мы уже отмечали, храмы давали деньги в рост)9. В частности, Б.А. Тураев указывает, что торговля достигла большого развития и поощрялась10.

1 Там же. С. 123-124, 131-132, 144, 260-261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Там же. С. 261.

3 Там же. С. 262.

4 Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М., 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского). С. 85.

5 Струве В.В. Государство Лагаш. Борьба за расширение гражданского права в Лагаше XXV-XXIV вв. до н.э. М., 1961. 104 с. со схем. 22 см. (Акад. наук СССР, Ин-т народов Азии). С. 23, 25, 34, 36, 38, 51 и др.

6 Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / пер. с англ. А.В. Милосердовой. М., 2012. С. 90-94.

7 Джаракян, Р.В. Клинописные архивы Йорган-Тепе и Тель-Химрина (этнический состав и экономическое положение населения): автореферат дис. ... кандидата исторических наук. СПб., 1994. С. 9,11.

о

Струве В.В. История Древнего Востока [Текст]: Допущено ВКВШ при СНК СССР в качестве учеб. пособия для ист. фак-тов гос. ун-тов и пед. ин-тов / В.В. Струве; Ин-т истории Акад. наук СССР. [2-е изд., перер. и доп.]. М., 1941 (Ленинград). С. 67-70 и др.

9 Там же. С. 89-90.

10 Тураев Б.А. Классический Восток [Текст]: посмертный труд / акад. Б.А. Тураев; под ред. [с предисл.] и с прим. В.В. Струве и Н.Д. Флиттнер. Л., 1924. С. 197.

В одном из первых и наиболее полных переводов на русский язык Законов Хаммурапи 1904 года указывается на участие в торговых сделках купцов2 и торговцев3 (оговорим два обстоятельства: эти названия участников торговых отношений начала 2-го тысячелетия до н.э., полагаем, даны переводчиками в соответствии с устоявшимися в начале ХХ века словесными обозначениями; в некоторых публикациях они называются, соответственно, первые - чиновниками, действующими от правителя или храма, или торговыми агентами, а вторые -странствующими торговцами).

По утверждению В.А. Якобсона, торговые агенты (тамкары) вели деятельность на средства, получаемые от правителя (царя) или храма (главного жреца) и могли вкладывать в торговлю свои собственные средства4. В крупных городах-государствах, которые становились центрами торговли и торговых путей (сухопутных и морских), существовали объединения таких купцов (карум - пристань), которые осуществляли надзор за тамкарами, ведали их расчетами, как взаимными, так и по обязательным перед городом-государством платежам5. Дополняет эту тему Г.Г. Гиоргадзе, уточнивший буквальное значение слова «карум» -«гавань», и определивший данное понятие как колонию иноземных торговцев, имевшую «при местном городе-государстве права самоуправления»6. Он же упоминает о существовании еще одного вида поселений - «вабартум», означающее торговый стан. Эти объединения Г.Г. Гиоргадзе назвал торговыми общинами (поселениями, колониями) и отметил, что они «были расположены почти во всех главных городах-государствах Центральной Малой Азии»7.

По мнению некоторых исследователей в торговле и некоторых иных видах деятельности складывались отношения партнерства, что позволило им использовать термин «товарищество», и И.М. Дьяконов пишет, что в Законах Хаммурапи, кроме иных вопросов, регламентируются соглашения о товариществах, главным образом торговых (§ 99)8, а М.Н. Прудников указывает на развитие в рассматриваемый период договоров товарищества9. В своем диссертационном исследовании С.В. Бондарь констатирует усложнение структуры торговли и заявляет о появлении объединений торговцев, которые «выходили за рамки устоявшихся, но все

1 Гусаков А.Г. Законы царя Хаммураби / А.Г. Гусаков. Спб., 1904.

2 Там же. С. 15, 16, 18.

3 Там же. С. 17, 18.

4 История Востока: в 6 т. Т. 1. Восток в древности. Указ. соч. С. 97.

5 Там же.

6 Там же. С. 114.

7 Там же.

Дьяконов И.М. История древнего Востока. Указ. соч. С. 381.

9 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Указ. соч. С. 59.

более подвергающихся коррозии отношений позднепервобытной общины»1 и могли выйти за пределы общинной жизни «только в составе группы, имеющей силы противостоять существующим, но уже деформирующимся социальным отношениям»2 общинного характера.

Объединяли труд людей, вели торговлю, обрабатывали земли, накаливали продовольственные продукты и выполняли некоторые социально-управленческие функции храмы3. Правители также обладали своими ресурсами, людьми, наделами и имуществами, и С.В. Бондарь, среди прочих, делает выводы о важном значении в этот период процессов обособления городских жителей от иного населения городов-государств (сельского), формирования и развития в городах-государствах отношений партнерства по различным делам, а также о появлении новых дифференцированных групп людей, составляющих городские структуры4.

В долине Нила археологи обнаружили свидетельства оседлой жизни, относящиеся к У1-1У тысячелетиям до н.э.5, и, по мнению И.В. Виноградова, жизнедеятельность древних египтян также имела общинный характер, до образования единого египетского государства насчитывалось около сорока общинных образований, имевших свою территорию, административные центры и храмы6. Впоследствии, при образовании единого египетского царства общины утратили самостоятельность и приобрели значение административно-хозяйственных округов.

Существовали царские, храмовые и вельможные хозяйства, которые включали ремесленные мастерские, торговые структуры и т.д., а относительно независимые общины стали редким явлением7.

Документальных свидетельств о жизни общин в Древнем Египте, как отмечают историки, недостаточно, но в целом, можно предположить, что формирование царской власти происходило с одновременным подавлением самостоятельности общин и укреплением централизованного управления.

Таким образом, в рассматриваемый период констатируется существование и эволюция общин различных видов, классификация которых дополняется, кроме признаков семейственности и территориальной обособленности, признаками: тип поселения - сельские и городские; характер экономической деятельности - сельскохозяйственный

1 Бондарь С.В. Город Ашшур и его роль в истории Ассирии: Конец Ш-1 тыс. до н. э.: автореферат дис. ... канд. ист. наук: Ин-т востоковедения РАН. М., 2000. С. 7, 11.

2 Там же. С. 11.

3 Там же. С. 12.

4 Там же. С. 14-15.

5 История Востока: в 6 т. Т. 1. Восток в древности. Указ. соч. С. 148.

6 Там же. С. 149-151.

7 Там же. С. 156-164.

труд (землепашество, садоводство, разведение скота), ремесленничество (кузнечное дело, гончарное и т.д.), торговля, перевозка товаров; вид управленческой деятельности - дворцовые и храмовые администрации, выполняющие различные функции (учет, обложение и т.д.), коллегиальные суды; иерархичность общинных структур - община-государство (община) и входящие в нее иные общины (субобщины).

Общинный характер жизнедеятельности людей (семей, родов, племен и более крупных их объединений) складывался исторически на всех континентах, а в некоторых регионах мира существует и в настоящее время.

Известны общие характеристики юридического лица, к которым, применительно к древним шумерским и египетским общинам, мы относим определенную автономность в управлении, обособленность имуществ, состав участников (например, управляющие и управляемые), ведение определенной деятельности, систему внутриобщинного распределения произведенного продукта, установление определенного правопорядка, в том числе прав и обязанностей общинников (упорядочение внутриобщинных отношений).

Исходя из этих соображений можно дать утвердительный ответ на вопрос о признании общин Древнего Мира первообразами юридических лиц.

Задолго до возникновения Древнего Рима (753 г. до н.э.) существовали формы совместной деятельности людей - общины, например, связанные с землепашеством, торговлей и совместной городской жизнью, в которых формировались определенные управленческие отношения и правопорядок, сначала на основе обычаев, а затем - первых законоустановлений правителей. Постепенно происходило обособление религиозных институтов не только как идеологических центров, но и как экономических субъектов деятельности, а хозяйства шумерских и египетских правителей предшествовали императорскому фиску Римской империи. Общины, храмы и правители объединяли людей и представляли собой уже в то время определенные союзные образования, в которых естественным образом развивались и отношения представительства.

Известные переводы и трактовки Законов Хаммурапи позволяют выделить объединения торговцев, которые вели сухопутную и морскую торговлю, в качестве коллективных автономных образований. В конце первой четверти второго тысячелетия до н.э. или через два с половиной столетия после принятия первых законов (Законы Шульги) они, пожалуй, первыми из общинных образований получили нормативное закрепление своего статуса.

Данное обстоятельство свидетельствует как о признании особого экономического значения объединений торговцев в шумерских царствах,

так и о развитии представлений управляющей элиты о значимых сферах правового регулирования.

Библиографический список

1. Бондарь С.В. Город Ашшур и его роль в истории Ассирии: Конец III-I тыс. до н. э.: автореферат дис. ... канд. ист. наук: Ин-т востоковедения РАН. М., 2000. - 16 с.

2. Гусаков А.Г. Законы царя Хаммураби / А.Г. Гусаков. СПб.: типо-лит. Шредера, 1904. - [1], 44 с., 1 л. ил.

3. Джаракян, Р.В. Клинописные архивы Йорган-Тепе и Тель-Химрина (этнический состав и экономическое положение населения): автореферат дис. ... кандидата исторических наук. СПб., 1994. - 18 с.: ил.

4. Дьяконов И.М. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 534 с. с ил. и карт.

5. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М., Изд. вост. лит., 1959. 300 с.; 1 л. схем. 22 см.

6. История Востока: в 6 т. / Ин-т востоковедения РАН. М.: Вост, лит., 1995. Т. 1: Восток в древности / отв. ред. В.А. Якобсон. - 5-е изд. - 2009. - 688 с.: карты.

7. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРАМ), 2002. - 480 с.

8. Косвен М.О. Семейная община и патронимия, М.: Изд-во АН СССР, 1963. -

219 с.

9. Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / пер. с англ. А.В. Милосердовой. М.; ЗАО Центрполиграф, 2012. - 383 с.

10. Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского). - 752 с.

11. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

12. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. В 2 частях. Часть 1. Государство и право в древности. Средние века: учебник и практикум для вузов / М.Н. Прудников. - 9-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. - 360 с. - (Высшее образование). - Текст: непосредственный.

13. Струве В.В. Государство Лагаш. Борьба за расширение гражданского права в Лагаше XXV-XXIV вв. до н.э. М., Изд. вост. Лит., 1961. 104 с. со схем. 22 см. (Акад. наук СССР, Ин-т народов Азии).

14. Струве В.В. История Древнего Востока [Текст]: Допущено ВКВШ при СНК СССР в качестве учеб. пособия для ист. фак-тов гос. ун-тов и пед. ин-тов / В.В. Струве; Ин-т истории Акад. наук СССР. - [2-е изд., перер. и доп.]. М.: Госполитиздат, 1941 (Ленинград). - 484 с., 15 вкл. л. ил., 5 отд. л. карт. и табл.: ил., карт. и табл.; 23 см.

15. Тураев Б.А. Классический Восток [Текст]: посмертный труд / акад. Б.А. Тураев; под ред. [с предисл.] и с прим. В.В. Струве и Н.Д. Флиттнер. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1924. - 21 см. [Т.] 1. - 1924. - 292, [1] с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.