Научная статья на тему 'Регулирование вещных правоотношений в древнейшем законодательстве Месопотамии (середина xxviii - начало XVIII В. До Н. Э. )'

Регулирование вещных правоотношений в древнейшем законодательстве Месопотамии (середина xxviii - начало XVIII В. До Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4082
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСОПОТАМИЯ / ВЕЩНОЕ ПРАВО / ВЕЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / КАТЕГОРИИ ВЕЩЕЙ / СОБСТВЕННОСТЬ / ВЛАДЕНИЕ / ДЕРЖАНИЕ / ВОДНЫЕ СЕРВИТУТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суровень Дмитрий Александрович

Анализируются сведения юридических и исторических источников о регулировании вещных правоотношений древней Месопотамии в период существования общин-государств (Раннединастический период, середина XXVIII конец XXIV вв. до н. э.) и формирования территориальных государств с неограниченной властью монарха (Раннедеспотический период, конец XXIV конец XX вв. до н. э., и начало Старовавилонского периода, конец XX начало XVIII вв. до н. э.). Выяснено, какие категории вещей существовали в тот период. Охарактеризованы некоторые институты вещного права: собственность, владение, держание, водные сервитуты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование вещных правоотношений в древнейшем законодательстве Месопотамии (середина xxviii - начало XVIII В. До Н. Э. )»

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ МЕСОПОТАМИИ (СЕРЕДИНА ХХУШ - НАЧАЛО XVIII в. до н. э.)

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУРОВЕНЬ

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета,

e-mail: Yamato.ur@mail.ru

Анализируются сведения юридических и исторических источников о регулировании вещных правоотношений древней Месопотамии в период существования общин-государств (Раннединасти-ческий период, середина XXVIII - конец XXIV вв. до н. э.) и формирования территориальных государств с неограниченной властью монарха (Раннедеспотический период, конец XXIV - конец XX вв. до н. э., и начало Старовавилонского периода, конец XX - начало XVIII вв. до н. э.). Выяснено, какие категории вещей существовали в тот период. Охарактеризованы некоторые институты вещного права: собственность, владение, держание, водные сервитуты.

The data of legal and historical sources on regulation of real legal relationship of ancient Mesopotamia during existence of separate communities-states (the Early Dynastic period, midlle of XXVIII - end of XXIV centuries BC), formations of territorial states with an absolute power of the monarch (the Early Despotic period, end of XXIV - end of XX centuries BC, and beginning of Old Babylonian period, end of XX - beginning of XVIII centuries BC) are analyzed. It is found out what categories of things existed during this period. Such institutes of real law as property, possession, holding, water easements are characterized.

Ключевые слова: Месопотамия, вещное право, вещные правоотношения, категории вещей, собственность, владение, держание, водные серви-туты

Key words: Mesopotamia, real law, real legal relationship, categories of things, property, possession, holding, water easements

В Месопотамии ХХШ-Х"УШ вв. до н. э., естественно, никакого деления на отрасли права не существовало. Нормы гражданского права не были обособлены в отдельную группу норм. Не выделялись и подотрасли гражданского права, но существовали нормы, которые регулировали вещные, обязательственные, брачно-семейные и наследственные правоотношения (закрепленные правовыми обычаями, законами и указами, выработанными в судебной практи-ке)1. Так как вопрос о регулировании вещных правоотношений в историко-правовой науке исследован слабо, необходимо проанализировать сложившиеся в древней Месопотамии институты вещного права.

Вещное право в объективном смысле - подотрасль гражданского права, которая регулирует права лица на вещи. Основными институтами вещного права являются: 1) право собственности; 2) право владения; 3) право держания; 4) права на чужие вещи (право пользования чу-

жой вещью в строго ограниченном законом порядке, право пользования строением, возведенным на чужой земле, право пользования чужой землей под запашку2 и залоговое право3).

Категории вещей

Самой древней классификацией вещей было их деление на землю и остальные вещи. В Ран-нединастический период в Месопотамии вещи также делились на землю и остальные вещи4, как следует из Законов Уруинимгины (2317 г. до н. э.)5 (далее - ЗУ). По этим законам неполноправный свободный - шуб-лугала - был собственником дома, не будучи собственником земли под этим домом, и согласно ст. 13 ЗУ мог свободно отчуждать свой дом6. Следовательно, строения и насаждения на земле были самостоятельным объектом сделки и объектом права собственности, т. е. дом и насаждения можно было продавать и покупать отдельно -без земли7.

Подобная классификация вещей просматривается в ст. 38-39 Законов Билаламы (начало XX в. до н. э.) (далее - ЗБ)8: по ст. 38 ЗБ мог продаваться земельный участок (закреплялась норма, предоставлявшая родичам преимущественное право покупки отчуждаемого земельного надела), а по ст. 39 ЗБ за долги мог продаваться дом (по причине «слабости», т. е. разорения). Прежний собственник проданного дома в случае, если новый собственник вновь его продавал, имел преимущественное право выкупить этот дом. По ст. 26 Законов Липит-Иштара (далее - ЗЛИ)9 дом можно было дарить и передавать по наследству10. Получается, дом продавали, дарили и передавали по наследству отдельно, без земельного участка.

Почему данное деление вещей появилось раньше всех? Это связано с тем, что земельный участок как объект права являлся особой категорией имущества (в силу того что земля была и остается основным средством производства), поэтому существует особый порядок правового регулирования земельных отношений. (Деление вещей на движимые и недвижимые в Месопотамии зародится только в Законах Хаммурапи, ст. 150.)11

Институт права собственности

Право собственности - наиболее полное, наименее ограниченное господство лица над вещью. Следует обратить внимание на то, что только собственник (обладающий наибольшим комплексом прав на вещь: правомочиями распоряжения, владения, пользования, получения плодов и доходов от вещи и истребования вещи из обладания другого лица при помощи иска) может господствовать над вещью. При этом право собственности не может быть абсолютным и ничем не ограниченным. Всегда существовали и существуют ограничения прав собственника в интересах государства (прежде всего государственной безопасности), в интересах общества (общественной безопасности), в интересах отдельных лиц (их безопасности, соседских, или сервитутных, прав и иных прав на чужие вещи).

Исходя из содержания юридических актов, можно сделать вывод, что в тот период в Месопотамии было три формы собственности. Вещи могли находиться в частной собственности (имущество граждан (человека - аккад. авилум) и лиц без гражданства (шумер. шуб-лугала, аккад. мушкенум), в государственной собственности («достояние дворца» т. е. имущество дворцовых хозяйств, и «достояние бога» (шумер. дин-гир) или «достояние храма» (шумер. э, э-галь)12, т. е. имущество храмовых хозяйств). Продолжала существовать и коллективная собственность (имущество общины (шумер. уру)13, созданное

совместными усилиями общинников: плотины, дамбы, каналы, общественные сооружения).

В добуржуазный период под государственной собственностью понималась собственность монарха («государева собственность»)14. Государственная собственность служит для удовлетворения государственных и общественных нужд, поэтому в государственном секторе экономики не могло быть частной собственности, было возможно только владение землей за службу15.

Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Частная собственность служит для удовлетворения интересов собственников (для личных нужд).

Виды права частной собственности (фиксируемые прежде всего по частноправовым актам) следующие. Лица могут обладать правами: а) индивидуально (правомочия собственника у одного лица)16; б) совместно (правомочия собственников у нескольких лиц): в актах купли-продажи земли это продавцы, обычно братья (сыновья умершего главы большой семьи)17, в ряде случаев земля приобреталась членами большой семьи18 - они были частными собственниками отдельного частного хозяйства, но обладали землей совмест-но19. Несмотря на то что в актах купли-продажи земли значатся несколько продавцов, речь идет не о коллективной, а о частной собственности (в ст. 3-4 ЗЛИ говорится о неразделенной частной собственности отдельных семей).

Коллективная (групповая) собственность характеризует принадлежность средств и результатов производства отдельной группе лиц. Каждый член этой группы является сособственником средств производства и производимой продукции. Все члены общности имеют равные права на владение такой собственностью и ее использование, а также на равноправное участие в распоряжении результатами труда.

Субъекты права собственности - лица, осуществляющие распоряжение, владение, пользование имуществом, получающие плоды и доходы от него, имеющие право истребовать вещь из неправомерного обладания другим лицом на основании закона и (в рассматриваемый период) правового обычая, а также лица, вступающие в правоотношения по поводу приобретения права собственности на имущество.

Субъектами права собственности в тот период являлись:

1) граждане (общинники), т. е. частные собственники;

2) лица без гражданства (при этом права частной собственности на землю они не имели)20;

3) государство в лице правителя (монарх -собственник государственной земли и иного имущества)21.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Вещь как объект права собственности с древности обладала определенными признаками, в частности оборотоспособностью, т. е. могла:

1) свободно отчуждаться (продаваться и покупаться). Первые акты купли-продажи в Месопотамии появились в момент образования первых государств (в ХХУШ в. до н. э.). Вещи можно было еще и менять, дарить22 и т. п. (ст. 12, 13 ЗУ, ст. 11, 26, 36; ЗБ, ст. 38 ЗЛИ).

2) переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (подразумевается наследование имущества, при котором вместе с имуществом переходят не только права, но и обязанности наследодателя). Сначала существовало только наследование по закону. Статьи 36-38 Законов Липит-Иштара говорят, видимо, о разделе поместья между сыновьями еще при жизни отца. Отец имел право дать одному из сыновей прижизненный дар, который не поступал в раздел наследства (ст. 36-38, 25-27, 29-32 ЗЛИ). Наследование по завещанию впервые будет закреплено в Законах Хаммурапи как институт прижизненного дарения (ст. 39, 165 ЗХ);

3) отчуждаться иным способом, предусмотренным правом (если вещь не изъята из оборота или не ограничена в обороте): например, в случае погашения долга имуществом или обращения взыскания на вещи должника (ст. 38 ЗБ) и т. п.23

Содержание права собственности

(совокупность правомочий собственника в отношении своей вещи)

Исторически сформировалось пять правомочий собственника (термин «правомочие» указывает на то, что речь идет о правах собственника).

1. Правомочие распоряжения: собственник по своему усмотрению определяет юридическую судьбу вещи24. То есть он может ее продать (ст. 12, 13 ЗУ ст. 40 ЗБ) 25, обменять26, подарить (ст. 12 Законов Ур-Намму (далее - ЗУН) 27, передать в наем (сдать в аренду) (ст. 29 ЗУН, ст. 12, 13, 39-43 ЗЛИ, ст. 3-4, 10 ЗБ)28, передать в безвозмездное пользование, передать на хранение, заложить (ст. 22-23 ЗБ), дать взаймы (ст. 1924 ЗБ), отдать в погашение долга (ст. 20-21, 38, 49 ЗБ)29, отдать землю в качестве платы за работу (ст. 13 ЗЛИ)30 и т. д. Позднее (в ст. 165 Законов Хаммурапи) появится возможность завещать имущество. Собственник совершает эти действия на основании и в порядке, предусмотренными законом или правовым обычаем. Это главное правомочие собственника, по реализации которого можно определить наличие у лица права собственности31. Несобственник не может распоряжаться вещью32.

2. Правомочие владения позволяет самому собственнику фактически обладать вещью, относясь к этой вещи как к своей. Речь идет о владении собственника (так называемом законном владении) Согласно ст. 12, 13 ЗУ, ст. 5-7, 11, 13-21 ЗУН собственник обладает деньгами; по документам первого и второго этапов Ран-нединастического периода (ок. 2750-2500 гг. до н. э.) - обладает рабами33, о владении рабынями говорят ст. 21-23 ЗУН и ст. 30-31 ЗЛИ, рабами - ст. 19 ЗЛИ, ст. 49, 50-51 ЗБ, домами -ст. 26-27 ЗЛИ, о владении садами говорится в ст. 13-15 ЗЛИ, пустошью - в ст. 13 и 16 ЗЛИ, зерном, маслом и одеждой - в ст. 32 ЗЛИ, о владении скотом (ослами и овцами) сообщают документы из Шуруппака второго этапа Ранне-династического периода (ок. 2615-2500 гг. до н. э.)34. Реализация правомочия владения создает возможность для реализации следующего правомочия - пользования.

3. Правомочие пользования: собственник использует полезные качества (свойства) вещи. Это правомочие третье по счету и значению, потому что без обладания вещью собственнику невозможно ее использовать. Собственник земли сам пользуется своим земельным участком, например, для насаждения растений (ст. 15-16 ЗЛИ), собственник рабыни мог вступить с ней в половую связь35 (ст. 22-23 ЗУН, ст. 30-31 ЗЛИ). Плохо понятная ст. 19 Законов Липит-Иштара36 говорит о том, что собственник вещи (хозяин раба) использует свое имущество (раба) на работах в своем хозяйстве.

4. Правомочие получения плодов и доходов: собственник вещи получает от нее плоды в натуральной форме или доходы в денежной форме. Деньги (монеты) в тот период отсутствовали, поэтому в Месопотамии их заменяли слитки драгоценных металлов (золота и серебра). В качестве всеобщего эквивалента могли также использовать зерно37. Собственник вещи получал доход от вещи, переданной в наем (ст. 29 ЗУН, ст. 39-43 ЗЛИ, ст. 3-10 ЗБ)38. Собственник рабыни, вступая с ней в половую связь, получал от нее приплод (детей) (ст. 22-23 ЗУН, ст. 30-31 ЗЛИ)39. Собственники рабынь являлись собственниками их детей - это право защищалось законом (ст. 33-35 ЗБ, ст. 30-31 ЗЛИ).

В современном праве объединяют правомочия пользования и получения плодов и доходов. Тем не менее о том, что получение плодов и доходов является отдельным правомочием, говорит следующий факт. Существуют ситуации, когда собственник не обладает вещью и не пользуется ею, но получает от нее плоды и доходы: например, при найме вещи (ст. 4 ЗЛИ) или аренде земли вещь (земля) передается в об-

ладание и пользование нанимателю (арендатору), но собственник получает плоды и доходы (в виде наемной или арендной платы) от своей вещи (земли) (ст. 29 ЗУН, ст. 12-14 ЗЛИ). Раз пользование и получение плодов и доходов могут осуществляться раздельно, то это два отдельных правомочия собственника.

5. Правомочие истребования вещи из обладания другого лица при помощи иска дает собственнику возможность потребовать возврата вещи из любого незаконного владения. Например, некто завладел чужим участком (и является незаконным владельцем земли) (ст. 27 ЗУН) или арендатор, который получил землю от арендодателя на основании договора аренды, после истечения срока аренды не возвращает земельный участок арендодателю-собственнику. В этом случае арендатор превращается из держателя земли в незаконного недобросовестного владельца. Собственник, подав иск в суд, имеет полное право потребовать возвращения своего земельного участка (ст. 27 ЗУН)40. Истребовать имущество при помощи иска могли также собственники движимых вещей (рабов и животных) (ст. 17-18 ЗЛИ, ст. 40, 49, 50 ЗБ).

В современном праве правомочия владения и истребования вещи объединяют. Однако пока собственник обладает вещью (осуществляет правомочие владения), в истребовании вещи нет необходимости. Но когда его вещь оказалась в обладании другого лица, которое незаконно удерживает вещь или пытается ее присвоить (т. е. когда правомочие владения оказывается нарушенным), возникает необходимость подать иск и потребовать возвращения вещи. Это означает, что правомочие владения и правомочие истребования всегда реализуются в противоположных ситуациях и никогда - одновременно. Следовательно, это два разных правомочия.

Защита права собственности

Защиту нарушенного права собственности осуществляет суд. Изначально право собственности защищали общинные суды на основе правовых обычаев и судебной практики, а также законов. В Законах Ур-Намму нашла закрепление законодательная защита права частной собственности на землю, причем при помощи специальных норм (ст. 27-29 ЗУН)41.

Также защищались имущественные права собственников рабов. По Законам Билаламы рабы или рабыни, прогоняемые (на продажу или переселение) через Эшнуну (Эшнунну), должны были иметь на себе «рабский знак» (аббуттум), кандалы и шейную колодку: «На раба и рабыню, которые вошли в Эшнунну, охраняемые гонцом,

должны быть наложены путы, колодки и клейма; они охраняются для их хозяина...» (ст. 52 ЗБ)42; местные рабы также не могли выходить за ворота Эшнуны иначе как закованными и с особого разрешения хозяина (ст. 51 ЗБ)43. Сын рабыни (даже от свободного человека) все равно считался собственностью ее господина. Собственник вещи (раба или рабыни) мог в любое время изъять свое имущество из незаконного владения другого лица: «Если рабыня обманула хозяина и отдала своего сына дочери свободного человека, то даже когда он вырастет, его хозяин может его опознать, схватить и увести» (ст. 33 ЗБ)44; «если дворцовая рабыня отдала своего сына или свою дочь на воспитание мушкенуму, дворец может забрать себе сына или дочь, которых она отдала. А тот, кто взял на воспитание сына дворцовой рабыни, должен заплатить дворцу штраф, равный его цене.» (ст. 3435 ЗБ). На раба, безосновательно оспаривающего власть господина, по Законам Липит-Ишта-ра, налагалось клеймо45.

Беглые рабы и животные обязательно должны были возвращаться их собственнику. По ст. 14 Законов Ур-Намму хозяин беглой рабыни или раба был обязан уплатить два сикля серебра нашедшему и вернувшему беглых. Укрывательство чужого беглого раба наказывалось уплатой 15 сиклей серебра потерпевшему (ст. 18 ЗЛИ) или передачей в собственность потерпевшему раба укрывателя (ст. 17 ЗЛИ)46. Если должностное лицо задерживало у себя беглого раба дворца или мушкенума долее недели (или, согласно другому варианту, месяца), то дворец привлекал это лицо к ответственности в судебном порядке: «Если городничий, управляющий рекой, или всякий другой, ведающий возвращением, поймает убежавшего раба, убежавшую рабыню, убежавшего быка или убежавшего осла, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не пригонит их в Эшнунну, а задержит в своем собственном доме, то по прошествии одного месяца и семи дней дворец будет с ним разговаривать по поводу краденого» (ст. 50 ЗБ).

При хищении и уничтожении чужого имущества (рабов) также следовало возместить ущерб собственнику47. По ст. 21 Законов Ур-Намму, за похищение или умерщвление чужой рабыни виновный должен был отдать другую рабыню, или заплатить 10 сиклей серебра, или отдать другое имущество48; если у него не было средств, то, вероятно, виновный сам отдавался в рабство49. Приобретать краденое имущество (в том числе рабов) запрещалось. «Если человек купит раба, рабыню, быка или всякую другую покупаемую вещь, но не сможет указать продавца, то он -

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

вор.» (ст. 40 ЗБ). За кражу чужого раба или рабыни виновный обязан был отдать двух рабов (ст. 49 ЗБ).

Неправомерное использование чужого имущества (например, рабынь) влекло за собой обязанность уплатить собственнику возмещение. По ст. 5 Законов Ур-Намму «если человек злонамеренно лишит невинности девственную рабыню другого человека, этот человек должен уплатить пять сиклей серебра». По ст. 31 Законов Била-ламы (Законов Эшнуны) за принуждение чужой рабыни к сожительству (т. е. опять же за неправомерное использование чужого имущества) нужно было уплатить хозяину рабыни 40 сиклей серебра50.

Способы приобретения права собственности

Способы приобретения права собственности являются разновидностью юридических фактов, конкретными жизненными обстоятельствами, с которыми норма права связывает возникновение права собственности51.

Можно выделить следующие способы приобретения права собственности в древней Месопотамии:

1) приобретение права собственности формальной передачей вещи. Статьи 12 и 13 Законов Уруинимгины дают пример формальной передачи вещи (когда произносились строго определенные фразы, не имеющие практического значения, а носящие символический характер). «Если шуб-лугалю [подчиненному правителя] осел хороший рождается [и] если надзиратель его „хочу у тебя купить" скажет, [то] если он [шуб-лугала], когда он ему [надзирателю] продает, „серебро для удовлетворения моего52 хорошее отвесь мне" ему скажет.» (ст. 12 ЗУ). «Если дом начальника прилегает к дому шуб-лугалы и этот начальник скажет: „Я хочу [его] у тебя купить", то, когда он будет у него покупать, пусть [шуб-лугала] скажет: „Отвесь мне хорошее серебро по моему желанию... ячменя за это насыпь мне".» (ст. 13, 34 ЗУ)53;

2) приобретение права собственности неформальной передачей вещи;

3) приобретение права собственности судебным решением (суд принимал решение о предоставлении или восстановлении права частной собственности на землю гражданина). Данное решение принималось в порядке судебной защиты права собственности на землю. Изначально подобная защита осуществлялась на основе правовых обычаев и судебной практики54. Например, по ст. 27 Законов Ур-Намму предусматривалось восстановление судом нарушенного

права собственности на землю в случае захвата поля другим лицом;

4) приобретение права собственности распоряжением властей (имущество решением органов власти передавалось в собственность какого-либо лица). Часто такой способ приобретения права собственности использовался при выведении колонии. Государство выделяло из захваченной земли наделы гражданам в частную собственность. В связи с тем что данный способ не регламентировался законодательно, на основании юридических источников мы его охарактеризовать не можем, а исходим из сообщений исторических источников, согласно которым в Месопотамии на завоеванных землях создавались новые общины, и земля распределялась в собственность между колонистами-общинниками;

5) приобретение права собственности по давности владения. При этом владение должно было быть добросовестным (не тайным, не скрытым, а явным, полученным без хитрости, обмана и насилия), а вещь не должна быть краденной. Должен был пройти установленный срок давностного владения, причем непрерывный. Если обладание вещью прерывалось, то владение прекращалось. Если лицо снова завладевало этой вещью, то срок приобретательной давности исчислялся заново.

Впрочем, однозначно выделить такой способ в законодательстве Месопотамии сложно. Может быть, об этом способе говорит ст. 23 Законов Липит-Иштара: «Если владелец имения или владелица имения не выплатил налог на имение [и] его выплатил другой человек, то в течение трех лет запрещается выселять человека из имения. [После этого] человек, уплативший налог на имение, становится владельцем имения, [и] прежний владелец поместья не может оспаривать его право». Какое-то продолжение данной нормы было в ст. 24 ЗЛИ, но текст статьи поврежден. Исследователи считают, что эти законы касаются государевых людей (находившихся на государственной службе). Согласно ст. 23 ЗЛИ если «хозяин дома или хозяйка дома в течение трех лет не платили гун (аккад. биль-тум - доход, взнос. - Д. С.) со своего „дома", а за них платил кто-то другой, то они теряют право на „дом", а плативший приобретает его». То есть тот, кто занял чужой заброшенный земельный участок и возделывал его в течение трех лет, уплачивая причитающийся с этого участка «доход», сохраняет участок за собой55;

6) приобретение права собственности захватом бесхозной вещи. Бесхозными вещами считались: 1) вещи, никогда не имевшие соб-

ственника (дары природы); 2) брошенные вещи, которые ранее имели собственника, но он совершил дереликцию, т. е. отказался от права собственности на вещь. Спрятанные и потерянные вещи не являлись бесхозными, так как собственник не отказался от права собственности на них. Часто в собственность приобретали никем не занятые и необработанные земли - новь (целину) (ст. 13, 16 ЗЛИ);

7) приобретение права собственности нахождением клада. По общему правилу, спрятанные вещи нельзя приобрести в собственность, поскольку собственник не совершил дереликцию. Клад же не просто спрятанные вещи, а зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых неизвестен и не может быть найден (вещи спрятаны так давно, что установить и отыскать их собственника невозможно) или же он потерял на них право. А если право собственности лица прекратилось (в силу его смерти или утраты прав на имущество), то другие лица (собственник земли и нашедший клад) могут приобрести право собственности на клад.

Древнейшие законы Месопотамии не регулировали этот способ приобретения права собственности. Можно предположить, что клад приобретался в собственность на основе правовых обычаев;

8) приобретение права собственности изготовлением новой вещи или переработкой вещи. Вопрос решался по-разному в зависимости от того, совпадали ли собственник материала и изготовитель (переработчик вещи). Если собственник материала был одновременно изготовителем (переработчиком), то он становился собственником новой вещи. Если они не совпадали в одном лице (собственник материала и изготовитель вещи или переработчик материала были разными людьми), то нужно было как-то урегулировать эти правоотношения с учетом прав собственника материала и прав изготовителя новой вещи. Так как древнейшие законы Месопотамии не регулировали и этот способ приобретения права собственности, то, возможно, новая вещь приобреталась в собственность на основе правовых обычаев;

9) приобретение права собственности приращением вещей. Самыми распространенными способами были намыв почвы течением реки к участку земли, что происходило ежегодно в результате разлива Тигра и Евфрата; намыв острова посреди реки; образование старицы (старого русла реки, когда она поменяла течение или высохла; последнее для засушливого климата Месопотамии было характерно). Можно предположить, что новая вещь приобреталась в собственность на основе правовых обычаев. По об-

щему правилу, собственник земельного участка, к которому произошел намыв почвы, становился собственником намытых земель. Собственники участков, примыкавших к старому руслу (старице) или обращенных к намытому острову, делили новую землю между собой (видимо, равными долями);

10) приобретение права собственности соединением, смешением или слиянием вещей. Древнейшие законы Месопотамии этот способ не регулировали. Можно предположить, что приобретение в собственность соединенной вещи осуществлялось на основе правовых обычаев;

11) приобретение права собственности на плоды плодоносящей вещи. Собственник плодоносящей вещи становился собственником ее плодов. Собственник рабыни получал от нее приплод (детей) (ст. 22-23 ЗУН, ст. 30-31 ЗЛИ, ст. 33-35 ЗБ).

Проблемы возникали в случае, если плодоносящая вещь оказывалась во владении несобственника. Владелец, не являющийся собственником, мог быть как добросовестным (завладевшим вещью не тайно, а явно, без хитрости, насилия или обмана), так и недобросовестным (завладевшим вещью тайно, при помощи хитрости, насилия или обмана, т. е. как вор). Вероятно, плоды плодоносящей вещи приобретались в собственность на основе правовых обычаев. Добросовестный владелец мог оставить плоды вещи, которые он получил до подачи иска, а вернуть должен был вещь и плоды, полученные с момента подачи иска. Недобросовестный владелец должен был вернуть вещь и все ее плоды, полученные с момента завладения вещью: так, человек, неправомерно завладевший чужим полем, обязывался вернуть землю и весь полученный урожай (ст. 27 ЗУН).

Основания прекращения права частной собственности

Согласно правовым нормам (правовым обычаям и законам) того времени прекращение права частной собственности происходило в случае:

отчуждения вещи (продажи, дарения и мены (ст. 38 ЗБ, ст. 11, 26, 36 ЗЛИ)56;

смерти собственника (главы большой се-

мьи)57;

обращения на вещь взысканий по обязательствам собственника, если вещь являлась предметом обеспечения данного обязательства (например, предметом залога)58.

Право владения

Владение - это фактическое обладание вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей. Здесь подразумевается любое владение (собственника и несобственника).

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

В Месопотамии с момента появления первых государств в середине XXVIII в. до н. э. была принята выдача земель за службу в государственном секторе экономики (в Раннединасти-ческий период оно называлось «земля - кормление» - аша[г]-курум, или аша[г]-шуку[м]59). Служилым людям выдавались участки из государственных земель на период несения службы.

Из документов архива храмового хозяйства богини Бабы общины-государства Лагаш II этапа Раннединастического периода (около 26152500 гг. до н. э.) известно, что служилым людям, лицам из храмовой администрации, ремесленникам и старостам (угула) групп сельхозработни-ков категории шуб-лугала (дословно - «подверженных хозяину»), в военное время составлявшим основной контингент дружины правителя, из государственных земель выдавалась земля на период несения службы в виде наделов размером от 0,3 до 18 га. Все люди этой категории назывались «людьми, получающими кормление» (лу-шуку[м]-даба). Они также получали натуральное довольствие четыре раза в год60.

Из документов Раннедеспотического периода эпохи третьей династии Ура (2112-1996 гг. до н. э.) известно, что на «кормление» главного жреца храма Нанше в Лагаше выделялось 36 га, на каждого надзирателя рабочего отряда (так называемого начальника волов - ну-банда-гу[д]) - по 15 га, на рядовых работников - менее 2,5 га на почти 300 человек, хотя количество выдаваемых (особенно для административного персонала) служебных наделов уменьшилось в связи с тенденцией к сверхцентрализации государственного хозяйства и стремлением перевести чиновников на натуральный паек61. При основателе первой династии Иссина - Ишби-Эрре (2017-1985 гг. до н. э.) - в результате разрушения сверхцентрализованного государственного хозяйства выдача наделов из государственного фонда во владение за службу усилилась62.

Видимо, владению землей за службу посвящена не совсем понятная ст. 23 Законов Липит-Иштара, говорившая о «владельце или владелице имения»63. Ученые считают, что, скорее всего, здесь речь идет о служебном на-деле64 государевых людей, т. е. об обладателях государственных наделов. Появление этого закона, вероятно, связано с массовой раздачей государственного земельного фонда чиновникам, жрецам и другим лицам после падения третьей династии Ура65. Из чего видно, что они становились владельцами? Во-первых, служилые люди фактически обладали землей, относясь к ней как к своей, не признавая прав других лиц на эту землю; во-вторых, они получали все плоды и доходы с земли и никому ничего не обязаны

были отдавать, а правитель, помимо земли, давал им другое имущество; в-третьих, если возникал спор о земле, то владелец сам отстаивал свою вещь в суде (ст. 27, 30, 31, 35 ЗХ).

Поскольку владелец не являлся собственником земли, он не мог распоряжаться ею. Землю, полученную во владение за службу, нельзя было продать, подарить, отдать за долги, а также обменять на другое имущество: дворцовые и храмовые земли были неотчуждаемы66. Такие договоры признавались недействительными (ст. 3638, 41 ЗХ). Подобные сделки дозволялись только в отношении земли, находившейся в частной собственности (ст. 39 ЗХ).

Право держания

Право держания - право обладания чужой вещью. В некоторых случаях возможно и пользование вещью, оказавшейся в держании67 (при договорах найма движимой вещи - ст. 4, 9-13, 39-43 ЗЛИ, ст. 3-4, 10 ЗБ, аренды земли (финиковых плантаций68) - ст. 12-13 ЗЛИ, ст. 29 ЗУН, или строения при договоре ссуды). При держании можно обладать вещью, но нельзя относиться к ней как к своей. Держатель вещи признает права другого лица (собственника) на вещь. Если фактическое обладание вещью прекратится, то держание тоже прекратится.

Отсутствие отношения к вещи как к своей проявляется в том, что: 1) держатель получает вещь на основании договора; заключая договор с собственником, держатель признает право на эту вещь другого лица (собственника), а иначе они не стали бы заключать договор; 2) держатель отдает все плоды и доходы от вещи или их часть собственнику вещи, чем признает право на эту вещь другого лица (собственника); 3) в случае спора о том, чье это имущество, вещь в суде будет защищаться собственником, а не держателем.

Держание вещи возникает при договорах хранения, найма услуг по хранению вещи, ссуды (безвозмездного пользования индивидуально-определенной вещью), найма вещи (разновидностями являются наем жилья, аренда строений, аренда земли). Хранителей вещи (по-клажепринимателей), ссудополучателей, нанимателей вещи (жилья и строений), арендаторов ни в коем случае нельзя признавать владельцами полученных вещей, иначе они не будут платить арендную (наемную) плату, отдавать собственнику плоды и доходы от вещи, не вернут вещь по истечении срока договора и т. д., со всеми вытекающими из этого последствиями.

В Месопотамии держание земли появляется с образованием первых государств в самом начале I этапа Раннединастического периода

(2750 - около 2615 гг. до н. э.). Уже в XXVIII в. до н. э. в «документе Энхегаля (Энхенгала), лугаля Лагаша», в одной сделке упомянут «жребий энгаров»69. Энгары (дословно - «земледельцы») были держателями частной и государственной (дворцовой или храмовой) земли. Отношения между собственниками земли и энгарами являлись отношениями патрона (покровителя из числа граждан, т. е. полноправных свободных) и клиента70 (подвластного лица из чужаков, т. е. неполноправных свободных). Документы храмового архива из общины-государства Шу-руппак II этапа Раннединастического периода (около 2615-2500 гг. до н. э.) показывают, что большинство земель храмового хозяйства было, видимо, роздано в держание разным лицам из числа административного и рабочего персонала храма в виде наделов. Держатели наделов государственных полей объединялись в группы под начальством энгара, причем храм выдавал им как посевное зерно, так и рабочий скот (преимущественно ослов)71. Документы III этапа Ранне-династического периода (2500-2315 гг. до н. э.) из архива храмового хозяйства богини Бабы общины-государства Лагаш говорят о земле, которая выдавалась в держание, но не во владение за службу или работу72.

Права на чужие вещи

В чем отличие прав на чужие вещи от держания? В том, что при держании обладание вещью передается держателю. При передаче кому-либо прав на свою вещь собственник все равно обладает ею и не устраняется от пользования ею. Он лишь обязан терпеть неудобства, связанные с предоставлением другому лицу права пользоваться чужой вещью.

Первым видом прав на чужие вещи были соседские права (сервитуты) - право пользования чужой вещью в строго ограниченном законом (а в древности еще и правовыми обычаями) порядке. Соседи - собственники соседних участков. Собственник может доставлять своим соседям неудобства при использовании своего участка, в результате чего могут возникать конфликты. Поэтому государство должно так урегулировать соседские отношения, чтобы можно было с минимальными неудобствами для сторон эффективно использовать оба смежных участка.

Надо полагать, в Месопотамии данные вопросы решались обычным правом (т. е. на основе правовых обычаев, которые существовали внутри общины). Вести хозяйство в условиях засушливого климата Месопотамии нужно было с использованием водных источников. Если на участке нет источника воды, то исполь-

зовать участок будет невозможно - ничего не вырастет, все засохнет. В этом случае должно быть предоставлено сервитутное право черпать воду на участке соседа или отвести воду с участка соседа (от арыка соседа). Право сервитута здесь предоставлялось для улучшения качеств господствующего участка: получив возможность поливать, беря воду со служащего участка соседа, собственник господствующего участка мог эффективно использовать свою землю с минимальными неудобствами для соседей. Поэтому для обеспечения комплекса соседских отношений устанавливались вещные сервитуты.

О наличии водных сервитутов (отвести воду с участка соседа, черпать воду на участке соседа) в Раннединастический период свидетельствуют некоторые материалы Законов Уруинимгины, где говорится о том, что работники государственного хозяйства категории иги-ну-ду[х]73 брали воду из источников, находившихся во владении других лиц, - из колодцев и арыков шуб-лугала: «Шуб-лугала строил на широкой стороне своего поля свой колодец, а иги-ну-ду[х] пользовался им; арычной водой, бывшей на поле, [тоже] пользовался иги-ну-ду[х]: это был прежний за-кон»74. То, что иги-ну-ду[х] ранее пользовался арычной водой на участке шуб-лугалы, возможно, для общехрамовых садовых работ, упоминает также овальная пластина75. Однако исследователи считают, что в 2317 г. до н. э. Уруинимгина запретил работникам храма и членам храмового персонала категории иги-ну-ду[х] пользоваться водой с участков шуб-лугала для нужд храма или своих нужд76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право использования чужой земли под застройку (право застройки, суперфиций) в Месопотамии тогда отсутствовало из-за деления вещей на землю и остальные вещи. Поэтому строение, возведенное на чужой земле, было собственностью строителя, а не собственника земли (как сложилось в более поздний период, когда появилось деление вещей на движимые и недвижимые: в этой ситуации строение считалось принадлежностью земли и находилось в собственности собственника земли).

Право использования чужой земли под запашку (эмфитевзис) в древнейшем праве Месопотамии не зафиксировано.

Залоговое право

Не следует путать залоговое право (институт вещного права, относящийся к правам на чужие вещи) и залог (институт обязательственного права, относящийся к способам обеспечения обязательств). Залоговое право - преимущественное право кредитора на удовлетворение своих пре-

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

тензий за счет продажи, изъятия заложенного имущества в случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом.

Судя по всему, в XXVШ-XIX вв. до н. э. в Месопотамии залогового права как института вещного права еще не существовало, так как в обязательственном праве еще не возник залог, при котором залоговая вещь оставалась в обладании должника (то, что мы ныне называем ипотекой; что-то похожее, возможно, появится в Законах Хаммурапи, ст. 5077). Существовал только заклад (ст. 22-23 ЗБ). В связи с этим не было потребности в появлении залогового права, хотя залог как институт обязательственного права уже существовал: кредитор побуждал должника к исполнению обязательства, удерживая залоговую вещь.

Таким образом, в древнейшем праве Месопотамии середины XXVIII - начала XVIII в. до н. э. существовало деление вещей на землю и остальные вещи; зафиксированы такие институты вещного права, как право собственности (в форме частной, общинной и государственной собственности), владение, держание и водные сервитуты.

1 Суровень Д. А. Характеристика поземельных отношений в древней Месопотамии Раннединасти-ческого и Раннедеспотического периодов (середина XXVIII - конец XX вв. до н. э.) // Историко-право-вые проблемы: Новый ракурс. Курск, 2015. Вып. 12. С. 163-167; Его же. Земельное право и поземельные отношения в деспотических монархиях Месопотамии (конец XXIV - начало XVI веков до н. э.) // Проблемы истории общества, государства и права. Екатеринбург, 2015. С. 8-14.

2 Право пользования чужой землей под запашку (эмфитевзис) не следует путать с арендой.

3 Залоговое право - право залогового кредитора предъявлять требование на собственность другого лица в случае неуплаты долга или невыполнения обязательства; преимущественное право кредитора, залогодержателя на удовлетворение своих претензий за счет продажи, изъятия заложенного имущества в случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом.

4 Подробнее см.: Суровень Д. А. О древнейших категориях вещей в гражданском праве древности и средневековья // История государства и права. 2013. № 10. С. 17-21; Его же. К вопросу о древнейших категориях вещей в гражданском праве древности и средневековья // Проблемы истории общества, государства и права. Екатеринбург, 2013. Вып. 1. С. 25-35.

5 Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. В. В. Струве, Д. Г. Редера. М., 1963. С. 177-182. Деление на статьи введено современными исследователями. В 2318 г. до н. э. в общине-государстве Лагаш общинная знать устроила государственный переворот, и на престол был возведен Уру-инимгина (последний, девятый, правитель первой

династии Лагаша). Однако власть Уруинимгины (это тронное имя, которое значило «Уста народа истинные», он позиционировал себя как рупор граждан-общинников, т. е. народа) была легитимизирована (узаконена) путем его избрания в народном собрании численностью в 36 тыс. чел. На второй год своего правления Уруинимгина, получив от народного собрания чрезвычайные полномочия, начал реформы, в частности создал первые законы. На то, что это была первая попытка составления законов, указывает порядок их принятия, на который повлияли традиции обычного права. Сначала Уруинимгина в устной форме объявил новые правовые нормы (как это делалось в обычном праве), а потом они были записаны на так называемых глиняных конусах (обозначаемых латинскими буквами «А», «В» и «С») и овальной пластине (причем исследователи считают, что тексты на них были составлены самим Уруинимгиной), т. е. получили письменную форму (История древнего Востока: Месопотамия. М., 1983. Ч. 1. С. 207-208; Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 53; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. Ч. 1. С. 61-62).

6 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 210.

7 Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. М., 1959. С. 44; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 210.

8 Цит. по: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 1996. С. 7-9. Деление на статьи введено современными исследователями.

Непосредственными предшественниками Законов Хаммурапи являются законы, происходящие из общины-государства Эшнуна (Эшнунна) в долине реки Диялы, чье авторство приписывается правителю Билаламе, царствовавшему в начале XX в. до н. э. Есть мнение, что Законы Эшнуны были составлены при правителе Дудуше, младшем брате Нарам-Сина Эшнунского, правившего на рубеже XIX-XVIII вв. до н. э., в этом случае они датируются примерно 1800 г. до н. э. Найдены после Второй мировой войны в ходе археологических раскопок на южной окраине Багдада, там, где в древности находился пригород города Эшнуны. Они дошли до нас в виде двух поврежденных списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из «Пролога» (почти не сохранился) и 60 статей (выделенных исследователями). Имелся ли «Эпилог», неизвестно (История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 359, 516; История древнего мира: ранняя древность. М., 1989. Кн. 1. С. 101).

9 Законодательный памятник периода царствования пятого правителя первой династии Иссина по имени Липит-Иштар, дошедший до нас со значительными повреждениями текст на шумерском языке (возможно, существовал аккадский оригинал), состоит из «Пролога», примерно 43 статей (деление на статьи введено современными исследователями) и «Эпилога» (История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 100).

10 Цит. по: Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле. М., 2002. С. 374-379. В книге С. Кра-

мера нумерация статей отличается от нынешней, поэтому номера статей исправлены так, как принято в российской науке (История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 100-101).

11 Суровень Д. А. Земельное право и поземельные отношения в деспотических монархиях Месопотамии (конец XXIV - начало XVI веков до н. э.). С. 22-23.

12 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 171.

13 Там же.

14 Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. С. 31; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. С. 35; Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере // Доклады советской делегации на XXIII Международном конгрессе востоковедов. Секция ассириологии. М., 1954. С. 15-16, 25, 31-34; Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 47-48, 62, 69-79, 7980; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 254; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 77.

15 Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. С. 31; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. С. 35.

16 Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 20, 21, 22; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 54, 56, 57; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 174; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 66, 77.

17 История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 66, С. 77.

18 Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 22-23, 22, 28; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 57-58, 57, 58-59, 65-66.

19 Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 20; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 54; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 174, 203; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 66, 77.

20 Суровень Д. А. Правовой статус граждан и лиц без гражданства в древней Месопотамии Раннедина-стического, Раннедеспотического и Старовавилонского периодов (середина XXVIII - начало XVI вв. до н. э.) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. Курск, 2014. № 10. С. 76-97.

21 Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. Ч. 1; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. Ч. 1; Суровень Д. А. Земельное право и поземельные отношения в деспотических монархиях Месопотамии (конец XXIV - начало XVI веков до н. э.). С. 18; Его же. Характеристика поземельных отношений в древней Месопотамии Раннединастического и Ран-недеспотического периодов (середина XXVIII - конец XX вв. до н. э.). С. 171.

22 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 272.

23 В связи с этим периодически провозглашалась отмена долгов и недоимок граждан (История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 174, 208-210).

24 История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 69.

25 Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 45-48, 5154; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 174, 188, 190, 203, 206, 242, 254, 272, 273, 277; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 66, 77; Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. С. 27-29; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. С. 30-33.

26 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 179, 180.

27 Фрагменты Законов Ур-Намму / пер. и коммент.

B. А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С. 188-190. Законы Ур-Намму, основателя третьей династии Ура, составленные с активным участием сына и соправителя Ур-Нам-му - Шульги, - это первый дошедший до нас текст законов (а не их изложение). Из правовых норм, входивших в эти законы, сохранилось (иногда не полностью) менее трех десятков статей (деление на статьи введено современными исследователями). Сборник начинался с «Пролога». Имелся ли «Эпилог», сказать пока невозможно (История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 274; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 99).

28 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1.

C. 291.

29 Об отмене залоговых сделок с землей и возвращении проданных за долги земель см.: История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 174, 360; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 102.

30 «Если муж дал пустошь [другому] человеку, чтобы тот насадил фруктовый сад, [и последний] не насадил сад на всей пустоши, то он должен человеку, который сажал сад, отдать часть неосвоенной пустоши, которая им не освоена, в качестве части его доли» (ст. 13 ЗЛИ).

31 История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 69.

32 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 205 (ср.: ст. 36-38 ЗХ).

33 Там же. С. 167, 171, 172, 356.

34 Там же. С. 171.

35 Там же. С. 204, 291.

36 История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 101.

37 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 171.

38 Там же. С. 171.

39 Там же. С. 291.

40 Там же. С. 275; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 100.

41 Подробнее см.: Суровень Д. А. Характеристика поземельных отношений в древней Месопотамии Раннединастического и Раннедеспотического периодов (середина XXVIII - конец XX вв. до н. э.). С. 178; Его же. Земельное право и поземельные отношения в деспотических монархиях Месопотамии (конец XXIV - начало XVI веков до н. э.). С. 27-28; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 275.

42 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 360.

43 Там же.

44 Там же.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

45 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 291.

46 История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 101.

47 Там же. С. 100, 101-102; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 291.

48 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 274.

49 Там же. С. 274-275.

50 Там же. С. 360.

51 Со способами приобретения права собственности (лат. modus aquirendi) не следует путать основания возникновения права частной собственности.

52 Буквально - «сердца моего».

53 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 209.

54 История древнего мира. Кн. 1. С. 100-102.

55 Там же. С. 101; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 290.

56 Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 46-48, 51-54; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 5, 174, 190, 203, 206, 242, 254, 272; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 66; Ши-люк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 27-29; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. Ч. 1. С. 30-33.

57 История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 66.

58 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 174; подробнее см.: Суровень Д. А. Характеристика поземельных отношений в древней Месопотамии Раннединастического и Раннедеспотического периодов (середина XXVIII - конец XX вв. до н. э.). С. 189191; Его же. Земельное право и поземельные отношения в деспотических монархиях Месопотамии (конец XXIV - начало XVI веков до н. э.). С. 43-47.

59 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 201, 167-168, 272; Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 10; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 40, 44; ШилюкН. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. Ч. 1. C. 3234; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. Ч. 1. C. 36-38.

60 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 201, 337, 374; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 69; Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. Ч. 1. C. 32-34; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. Ч. 1. C. 36-38.

61 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 272; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 82.

62 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 278; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 85.

63 История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 101.

64 Там же.

65 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 290.

66 История древнего Востока. Ч. 1. С. 205; Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 12; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 44, 82.

67 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 171.

68 Там же. С. 291.

69 Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 16; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 48, 49; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 174.

70 Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 16; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 49, 48; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 171.

71 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 171.

72 Там же. С. 202; История древнего мира: ранняя древность. Кн. 1. С. 69; Дьяконов И. М. Купля-продажа земли в древнейшем Шумере. С. 10, 13; Его же. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. С. 44.

73 Иги-ну-ду[х] - категория низкоквалифицированных работников государственного хозяйства, в состав которой входили также рабы-мужчины (История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 202; Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 32-33; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. Ч. 1. С. 36).

74 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 209; см. также: Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 54; Его же. История древнего мира: Древний Восток. Екатеринбург, 1997. Ч. 1. С. 62.

75 История древнего Востока: Месопотамия. Ч. 1. С. 209.

76 Там же. С. 210.

77 Суровень Д. А. Земельное право и поземельные отношения в деспотических монархиях Месопотамии (конец XXIV - начало XVI веков до н. э.). С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.