Научная статья на тему 'Обязательственные обычно-правовые отношения балкарцев в XIX в'

Обязательственные обычно-правовые отношения балкарцев в XIX в Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
90
25
Поделиться
Ключевые слова
ОБЫЧНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ БАЛКАРЦЕВ

Текст научной работы на тему «Обязательственные обычно-правовые отношения балкарцев в XIX в»

10.7. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОБЫЧНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ БАЛКАРЦЕВ В XIX В.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Темирбулатов И. И.

Исследуя обязательственные отношения балкарцев, следует обратить внимание на личностные взаимоотношения сословий балкарского общества. Основная масса адатов рассматривает именно взаимоотношения сословий, о правах Таубиев и обязанностях крестьян, о различии в их юридическом положении.

Беш Тау Эль состоял из пяти отдельных самостоятельных обществ: Балкарского (Черекского), Хулам-ского, Безенгиевское, Чегемское и Баксанское (Урус-биевское). В Горских обществах бывшего Кабардинского округа высшее сословие называется Таубий, а низшее - а) каракиши, б)ясакчи, в) чагары, г)казахи (мужчины) и караваши (женщины).

Выделяя сословие Таубий, в структуре балкарского общества, характеризуя его правовой статус, в первую очередь необходимо отметить, что принадлежность к данному сословию, обладание его правовым статусом, возможно, было исключительно в силу своего происхождения.

Балкарское сословие узденей «каракиши» - это сословие, будучи совершенно вольного происхождения, вследствие одной только крайней своей неразвитости находились в полном подчинении у Таубиев, которые эксплуатировали их по своему усмотрению. Каракиши составились из тех людей, предки которых были приглашены поселиться на своих теперешних местах, и обложены были за это разными повинностями. Они пользовались землею, которую обрабатывали на правах собственности, но продавать ее без разрешения Таубия не имели права. Каракиши как лично свободные люди не могли быть продаваемы; но повинность, отбываемую ими, господин имел право продать другому, равным образом и сам каракиши мог внести выкуп за свое освобождение от повинностей.

Ясакчи (податные) смотря по количеству обрабатывавшейся и занятой ими под пастбища земли, обязаны были таубиям определенной платой, которая вносилась произведениями земли и скотом.

Чагары составляли сословия обрядных холопов. Чагары исполняют все работы по приказанию владельца во всякое время. Кроме того, если у чагара есть бараны, он дает своему господину одного барана летом и одного барана зимой. При выдаче в замужество дочери из числа полученного калыма платит таубию одного быка и корову; в случае недостатка денег, собранных с каракиши и ясакчи на покупку таубию казака или кара-ваш, чагары вносят деньги, недостающие до покупной цены. Если у владельца чагар нет ни каракишсй, ни ясакчи, чагары, мужчины и женщины, обязаны по очереди исполнять в доме своего таубия работы, предназначенные казакам и караваш.

Къазакъ (раб) и къарауаш (рабыня) были самыми бесправными и низшими категориями рабов. Это были одиночки, не имевшие семьи и жившие при доме господина, исполняя всю домашнею работу, прислуживая хозяевам и их гостям. Рабыня (карауаш) могла быть продана или отдана на время любому мужчине, а дети ее рассматривались как приплод, которым распоряжался хозяин.

Рассмотрим подробнее права и обязанности каждого класса и отношения одного сословия к другому. Согласно показанию Таубиев Шакмановых из Хуламского общества узденское сословие несло, следующие обязанности:

1. Из этого класса людей мы вправе делать себе табунщика или пастуха овец и за невыполнение штрафуется 20 руб. серебром.

2. Во время покоса на один день должен каждый уздень выходить со всеми своими косарями, сколько бы у него не было.

3. Время жатвы пашней должны выходить все женщины, кроме домохозяек и девушек.

4. Кто только имеет овец, тот обязан в год давать старшине по пять штук сыру.

5. Из убитых зверей, какие-то, но были, шкуры принадлежат старшине.

6. Если когда делают пиво один кувшин должен дать старшине.

7. Если делают поминки по умершим, то старшине дают одного барана, сваренного, один казан пива, один казан бузы и часть со всех приготовленных закусок.

8. Когда выдают дочерей и из калыма обязаны дать старшине по две скотины.

9. Если к старшине приедет гость, то его прислугу и лошади должны содержать черные к кому пошлет старшина.

10. Без повеления старшины продавать собственных земель посторонним, если старшина захочет оную оставить за собою.

11. Каждое лето, у которых есть овцы, дают по одной барашке старшине.

12. На мельницу для помола черни буде старшина привезет то все, прежде его пришедшие обязаны, дать преимущество молоть прежде, а остальные по очереди.

13. Если старшина вздумает строить дом, сараи, то из каждого дому высылают по одному человеку и с двумя быками.

14. При проездки старшины, куда бы то ни было, черные обязаны ему быть спутником кого только он пригласит.

15. Если из кошей старшины кто - что украдет, за бесчестие плотить седьмерицею, т. е. за одну восемь с уворованного.

16. Если из дому кто - что украдет, то за бесчестие платить старшине крестьянами.

17. Где старшинской сын или дочь находятся или сами старшины кто начнет драку, то штрафуется, смотря по мере вины 10 руб. серебром.

18. Если черные люди будут делиться из одного дому, то плотить старшине с общего имения одного крестьянина, а с бедного сто баранов.

19. Будя старшина из посторонних убьет кого-либо, то черные в уплату за кровь дают одного крестьянина

5 четвертей и взаимно, если из черных кого убьет плотит такового и старшина.

В селении верхней Балкарии карахалк (простонародье) должны были выполнять следующие обязанности:

1. Во время женитьбы княжеского сына надо давать самую жирную корову.

2. Во время приезда гостей к князю их лошадь отправлялись холопу карахалк и находились все время, пока гость не уедет домой. Холоп обязан кормить своим фуражом.

3. Во время уразы надо князю из своих продуктов приготовить хорошую еду.

4. Раз в год кара-уздени и холопы должны доставать на княжеский двор повозку дров.

5. В первый день сенокоса холопы обязаны приготовить из своих продуктов хорошую закуску для работающих на княжеском сенокосе.

6. Во время сенокоса каждый двор обязан давать одного работника князю.

7. Каждый двор по одной женщине на жнитво.

8. При резке крестьянином скотины лучшая часть мяса отправлять к князю.

9. Крестьяне обязаны вывозить навоз на княжескую пахоту.

10. При выдаче замуж своей дочери холоп обязан часть калыма отдать князю.

11. Если умрет отец, не имевший сына, а только дочерей, то все его имущество переходит к князю.

12. При изготовлении бузы холоп без пробы со стороны князя пить не разрешается. Также холоп лишается права пить из той чашки, каким пил князь.

13. Первая ночь новобрачной принадлежит князю.

14. Каждый двор с нового урожая должен давать князю 3 меры (тулук).

15. В первый день пахоты холопы должны приготовить из своих продуктов хорошую закуску для работающих на княжеской пахоте.

16. Княгиня не должна кормить грудью своего ребенка, его обязана кормить крестьянка.

17. У охотника-крестьянина, скрывшего от князя убитого им тура, отбирался лучший бык или корова.

18. Для поддержания своего достоинства князь мог выезжать не менее как с 10 холопами.

19. Если князь в дороге захотел отдохнуть или спать, то он отдыхал или спал на спине холопов, которые лежали на земле.

20. При въезде князя в селение его должны были встречать все мужчины и женщины, выстроившись по сторонам.

21. При встрече на дороге крестьянин должен был повернуть свою лошадь и сопровождать князя до тех пор, пока он ему не разрешит вернуться.

22. Селение, в котором приезжал князь, обязано было делать подарки быками или лошадьми.

23. При рождении у князя сына крестьяне должны были дать князю для мальчика лошадь, серебряный кинжал, седло, бурку, шапку, башлык; девочке: грудник серебряный — вызолоченный, такой же шелковое платье, шелковый платок, чувяки сафьяновые разрисованные.

24. Если князю по дороге попадалось крестьянское стадо, то он имел право выбирать себе лучшего барана.

25. Если князь приезжал на кош, то холоп был обязан зарезать для него угощения лучшего барана и уложить спать на своей лучшей бурке.

26. Весной до осени каждый двор обязан давать князю дойную корову.

Повинности каракишей, отбываемые в Урусбиевском обществе своим владельцам:

1. Когда каракиши отдают дочь свою замуж, то владельцу своему платит корову и быка.

2. Когда у каракиши котятся бараны, то дают владельцу одного барана в лето.

3. Когда начинается сенокос, то с каждого каракиши дают владельцу одного хорошего барана.

4. Когда братья-каракиши, живущие вместе, делят свое имущество, то владельцу своему, смотря по состоянию, дают от 50 до 500 рублей серебром.

5. Если каракиши убьет тура или оленя, то обязан прислать владельцу 1/3 часть мяса, голову и рога, что называется уча.

6. Если каракиши убьет из ружья волка, лисицу, медведя, то кожу отдаст владельцу, если же эти звери будут пойманы капканом, то остаются в пользу поимщика.

7. Во время уборки хлеба с каждого двора каракиши высылается женщина-мать владельцу на один день, и это называется зев.

8. При начале пахоты каждый двор каракишей обязан прислать владельцу один бадак пива или браги, смотря по состоянию, вареного мяса целое блюдо и такое же блюдо пирожков, масла, яиц и сыру, это называется сабан-джиклов.

9. Когда владелец женится или женит сына, то с каждого двора каракиши платят по одной корове, стоящее не менее 10 рублей серебром, это называется берне.

10. Если умрет кто из семейства владельца или сам владелец, то каждый двор из каракишей платит владельцу, кусок материи или ситцу стоимостью от 5 до 10 рублей. Повинность эта называется кебин.

11. Если дочь владельца или сестра его выйдет замуж и через два года приедет к родным в гости, где прогостит с год или более, то каждый двор из караки-ши должен сделать ей подарок от 5 до 20 рублей, штуку материи, или же подарить корову. Это называется баш байларго.

12. Дигиза. Когда привозят жену к владельцу или сыну его, то с нею приезжает аталычка или из дома женщина, которая приживает несколько времени, т.е. год или два: она перед выездом своей госпожи варит пиво и угощает общество. Каждый из двора каракишей платит ей при выезде от 5 до 10 рублей серебром.

13. Улов. Каждый двор каракишей владельцу должен дать три раза в год под вьюки лошадь, куда он поедет.

14. Если бы владелец, имея с кем-либо вражду пожелал поехать мстить своему врагу, то из каждого двора каракишей один человек обязан с владельцем ехать безотлагательно.

15. Если владелец куда пожелает поехать или пойдет пешком, то из каракишей он имеет право брать по одному человеку очередному с двора, если же ему понадобится, смотря по делу, пять или больше человек то каракиши его отказаться не могут.

16. Если кто из семейства каракишей умрет и когда родственниками делаются ему поминки, то из дома этого отдают владельцу котел большой пива и еще

некоторое блюдо, приготовленное для поминок, что называется уча.

17. Если кто из каракишей будет пойман в сакле владельца на половине женской в воровстве, то виновный за то обращается в холопа, если же воровство будет сделано из кунацкой, то каракиши платит штраф владельцу — 6 четвертей мальчика или 300 рублей, если будет сделано воровство лошади из конюшни, то владелец от виновного взыскивает штраф 5 четвертей мальчика или 200 рублей. Если каракиша из коша, табуна или из кутана, принадлежащего владельцу, украдет барана или рогатую скотину, то виновный платит штраф 4 четвертей мальчика или 150 рублей серебром.

18. Если братья владельца, живущие вместе, делятся между собой, то подвластные их разделяются поровну между братьями. Из каракишей, уже отделившихся друг от друга порознь к своим владельцам, если после смерти по себе не оставит наследника, то имущество его поступает владельцу, а не брату его, доставшемуся другому владельцу при разделе; если же братья из каракишей, неразделенные или разделенные, находятся у одного владельца, то наследство поступает родному брату во владение. Если каракиши имеет хорошее состояние, то родственник, получивший наследство, должен из имущества умершего уплатить владельцу своему, смотря по состоянию, от 100 до 600 рублей серебром.

19. Если владелец женится или женит сына, или выдаст дочь и приедет к нему много гостей, он имеет право гостей своих разместить по дворам своих кара-кишей, которые обязаны кормить как гостей своего владельца, так равно и их лошадей.

20. Если владелец поедет за женою, то каракиши, из каждого двора обязаны с ним послать по одному человеку.

21. Если владелец строит себе дом, то каракиши из каждого двора берет по одной паре быков для перевозки материалов, пока не кончится постройка.

Итак, в горских обществах имеются четыре разряда зависимых сословий: а) каракиши, б) ясакчи, в) чагары, г) казаки (женщина-казак называется караваш).

Каракиши относительно земель, на которых они водворены и которые обрабатывают, пользуются на правах неотъемлемой собственности; но продавать ее, без видимой надобности, не имеют права без разрешения таубия, которому они подвластны.

При переселении в другое общество каракиши имеют право передать эту землю своему родственнику, если он согласится отбывать господину все повинности, следуемые с переселяющегося.

Если же последний не имеет родственников, земля его поступает в полное владение таубия. Земли, занимаемые ясакчами и чагарами, принадлежат тауби-ям, казаки же, как люди дворовые вовсе не пользуются землями.

Повинности каракишей, утвержденные в 1864 году июня 15 дня выборными из таубиев и каракишей по взаимному их согласию в присутствии начальника округа и Черекского участкового начальника, следующие:

1. Во время сенокоса каракиши с каждого двора должны дать таубию одного косца на один день; косца в этот день кормит таубий.

2. Для сбора сена и поставки копен каракиши с каждого двора обязаны дать одного человека на один день, которого кормит таубий.

3. Для перевозки сена каракиши обязаны дать своему таубию с каждого двора одного человека с парою быков на один день. Работника в этот день кормит таубий.

4. Для продовольствия косцов каракиши обязаны дать своему таубию с каждого двора, у кого не менее 60 баранов, одного барана.

5. Для распашки пашней каракиши с каждого двора обязаны дать своему таубию на один день одного человека с парою быков и земледельческими орудиями. Работника в этот день кормит таубий.

6. Каракиши обязаны выслать одного человека на один день полоть просо. Повинность эта отбывается только в двух фамилиях, у Мисаковых и Абаевых.

7. Для жатвы хлеба каракиши с каждого двора должны дать своему таубию на один день одного человека, которого кормит таубий.

8. Для перевозки хлеба на гумна каракиши должны дать своему таубию на один день одного человека, которого кормит таубий.

9. Для удабривания навозом полей каракиши должны дать своему таубию с каждого двора одного человека с парою быков на один день, работника в этот денькормит таубий.

10. Если таубий захочет сделать каракиши пастухом овец или табунщиком, имеет на это право не иначе как по согласию самого каракиши и за известную плату. Одной только фамилии Биевых каждый каракиши обязательно должен быть пастухом овец или табунщикам, но тоже за известную плату.

11. Каракиши с каждого двора один раз в год обязаны дать по одной лошади или осла для доставки какой бы то ни было тяжести с плоскости.

12. Для доставки сосновых лучин для освещения ка-ракиши с каждого двора один раз в год обязан дать лошадь или осла своему таубию.

13. Лес для постройки своего дома таубий должны сами заготовить, но для перевозки всего заготовленного леса совместно с его холопьями каракиши с каждого двора должны дать одного работника с парою быков.

14. Зимою в продолжение двух месяцев каждый двор каракишей обязан кормить одну скотину, принадлежащую таубию, и если таковая падет от дурного присмотра или корма, то каракиши платят за нее; если же скотина падет от болезни, то за это не отвечает.

15. Если к таубию приедут несколько человек гостей, то состоятельные каракиши обязаны кормить по одной лошади, покуда гости не уедут.

16. Если у таубия в доме нет служанки (унаутки, ка-раваш) или безобрядного холопа (казака), и он пожелает приобрести ту или другого, но по бедности не может купить, то каракиши для этой надобности дают по одной скотине с каждого двора.

17. По смерти таубия каракиши с каждого двора дают для поминок трехлетнюю скотину и то, когда умерший таубий совершеннолетний; когда же умрет женщина или малолетний, то ничего не дают.

18. Во время поминок, даваемых каракишами, они обязаны доставить стол своему таубию; когда поминки большие — из одного барана, а когда малые, то смотря по количеству приготовляемого.

19. Каракиши свое недвижимое имущество, если не имеет крайней нужды продавать не может; в нужде продающий землю должен предложить своему таубию купить ее и, если тот откажется, то предлагает покупку его подвластным. Затем продавший землю свыше чем на 30 рублей серебром, дает своему таубию 10 рублей серебром.

20. Если два брата из каракишей делят свое имущество, то дают своему таубию, если состоятельные, землю в 300 рублей, а кто беднее, то смотря по состоянию — от 100 до 10 рублей, скотом или вещами, причем непременно должны быть посредники.

21. Если каракиши получит за кровь, то обязан из полученных денег дать своему таубию 250 рублей или стоящего этой суммы холопа или землю, а равно если таубий получит за кровь, то тоже дает своим караки-шам такую же сумму.

22. Если таубий убьет кого-либо и должен заплатить за кровь, то каракиши должны дать ему с каждого двора, смотря по состоянию, от 250 рублей до 10 рублей и обратно, если каракиши платит за кровь, то таубий помогает ему тою же суммой.

23. Когда каракиши режут для себя большую кормленную скотину, то обязаны прислать своему таубию 5 ребер, расположенных ближе к груди.

24. Когда каракиши варят для себя пиво, то обязаны прислать таубию один кувшин такового.

25. Во время уразы каракиши должны дать с каждого двора своему таубию 9 лепешек из пшеничной муки и бурдюк бузы.

26. Каракиши при выдаче своих дочерей замуж должны дать таубию две скотины. Повинность эту несут не все каракиши, но кто несет ее, то таубий должен сделать подарок невесте.

27. Когда таубий взял к себе в дом жену, то холопы тестя берут у кого бы то ни было из каракишей хотя одну трехлетнюю корову или бычка и угоняют к себе на зарез.

2S. Каракиши Джанхотовской фамилии (таубий) дают по паре быков своему таубию для заготовления на зиму дров.

29. Если таубий нанесет побои каракиши, то первый обязан подарить обиженному лошадь или ружье, причем, когда таубий делает этот подарок, каракиши делает мировой стол и принимает таубия.

30. На новый год таубий должен угощать своих кара-кишей.

31. Если каракиши отдает дочь свою в замужество, то таубий дает ему подарок.

32. Если каракиши имеет дело, то таубий должен быть его ходотаем, где бы то ни было.

33. Если каракиши умрет и после него не останется прямого наследника, ни брата, ни родственника, то имение переходит таубию, которому принадлежал умерший.

34. Если из двух братьев каракиши, живущих раздельно, один умрет, не оставив сына, то имение переходит к оставшемуся в живых брату; таубий же получает одну часть из земель или пахотную или сенокосную по выбору, но при посредниках и членах участкового суда. Когда же остается жена или дочь, то решение о выдаче части предоставляется суду и шариату.

35. До смерти вольноотпущенного каракиши, когда после него не остается наследников, ни братьев, ни родственников, имение переходит к таубию.

44б