УДК 342.7
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ РАБОТНИКОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Н. А. КАЮМОВА, доцент кафедры государственного права Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук
0 2
и и
с с
оР
Ч
В
у
с н и о го
кс е ч и д и
рю
ог
гокс
£
к и
нтсе
е В
Согласно Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) каждый человек имеет право на жизненный уровень и социальное обслуживание, необходимые для поддержания здоровья его самого и его семьи [1]. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция также закрепляет, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [2].
По данным мониторинга результатов диспансеризации взрослого населения, в 49 субъектах Российской Федерации на 01 сентября 2013 года:
- 30 % населения (1 группа) -относительно здоровые люди, имеющие низкий, умеренный риск смерти в ближайшие 10 лет;
- 26 % населения (2 группа) -лица, имеющие очень высокий риск смерти в ближайшие 10 лет;
- 40 % населения (3 группа) -лица, имеющие доказанные неизлечи-
мые заболевания или заболевания, требующие диспансерного наблюдения [3].
По сравнению с диспансеризацией, проведенной в 2011 году, выявление неинфекционных заболеваний среди граждан увеличилось на 26 %. Количество страдающих ишемической болезнью сердца увеличилось в 1,6 раз, лиц с подозрением на онкологические заболевания - в 8 раз! [4].
Не случайно в последнее время уделяется особое внимание модернизации системы здравоохранения, а также совершенствованию законодательства, направленного на профилактические мероприятия в сфере охраны здоровья.
С принятием Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) система законодательства в сфере здравоохранения руководствовалась Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан [5]. В настоящее время данный нормативно-правовой акт утратил силу.
Вступивший в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стал основополагающим документом, регулирующим все процессы, имеющие отношение к охране здоровья [6]. Статья 12 вышеуказанного закона устанав-
ливает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» статьей 34 устанавливает обязанность прохождения предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров (далее - медицинские осмотры) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний [7].
Требования в области проведения обязательных предварительных и периодических осмотров работников базируются на положениях Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) [8].
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
Обязательность прохождения предварительного медицинского осмотра при заключении трудового договора закреплена в статье 69 ТК РФ.
В статье 213 ТК РФ конкретизируется положение о категории лиц, к которой относятся работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, где риск заболеваний гораздо выше.
Перечень категорий лиц и других условий, при которых могут проводиться обязательные медицинские осмотры (обследования), приведенные в статье 213 ТК РФ и других федеральных законах, не является исчерпывающим. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).
Особое внимание уделено здоровью молодого поколения. Статьей 266 ТК РФ установлено, что лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования). Статьей 213 ТК РФ определена периодичность для лиц до достижения возраста 21 года (и дополнительно в статье 266 для лиц до достижения 18 лет) - ежегодные осмотры.
Для иных лиц периодичность в ТК РФ не указана, она устанавливается в зависимости от характера работы, либо наличия вредных, опасных условий труда в соответствующих нормативных актах. Таким документом является Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или)
>
0
2
и и
с с
оР
Ч В
с н и
о г о к с е ч и д и
рю
о
го к с
£
к и н
с е еВ
опасными условиями труда» (далее -Приказ № 302н) [9]. Данный документ принят в силу статьи 213 ТК РФ, в котором установлено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в силу пункта 6 статьи 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохране-^ ния.
~ В Приказе № 302н установлен
^ новый порядок проведения медосмот-
2 ров работников, занятых на работах с и
си вредными или опасными условиями сс
оР труда, утвержден также новый перечень ^ вредных и опасных производственных ^ факторов и работ, при выполнении кое торых проводятся такие медосмотры. В т
у связи с принятием данного приказа с 1
1 января 2012 года утратили силу ряд ст нормативно-правовых актов, которыми и ранее был регламентирован данный по-
§ рядок: к
ске - Приказ Министерства здраво-
чи охранения и медицинской промышлен-д
а ности Российской Федерации от 14 мар-
2 та 1996 г. № 90 «О порядке проведения гоо предварительных и периодических ме-кс дицинских осмотров работников и ме-
I дицинских регламентах допуска к про-
^ фессии»;
ки - Приказ Министерства здраво-
тн охранения и социального развития Россий-
се ской Федерации от 16 августа 2004 г. № 83
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. № 6015);
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 338 «О внесении изменений в приложение № 2 к Приказу Минздравсоц-развития России от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. № 6677).
По сути, Приказ № 302н объединил нормы этих документов, существенно расширив объяснения и требования к порядку проведения медицинских осмотров.
С этой же даты на территории России не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 Приложения № 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Последний документ, несмотря на принятие его еще в СССР, сохраняет свою силу, за исключением указанных подпунктов.
В Приказе № 302н в Приложении № 1 приводится перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), с указанием наименования
опасного фактора, периодичности осмотра при их наличии, специалистов медицинских учреждений, осмотр у которых необходимо пройти работнику, обязательных лабораторных исследований и противопоказаний к работе. В Приложении № 2 приведен перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников. В данном перечне приводится перечень профессий и специальностей с указанием периодичности осмотра, привлекаемых к осмотру врачей-специалистов, обязательных лабораторных и функциональных исследований, а также дополнительных медицинских противопоказаний к работе. Приложение № 3 содержит Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок).
Анализ изменений законодательства показал, что ранее целью предварительных медицинских осмотров являлось определение состояния здоровья лица, принимаемого на работу. Согласно новому Порядку подобные мероприятия проводятся также в целях раннего выявления и профилактики заболеваний (пп. 2, 3 Порядка).
Приказом № 302н утвержден и Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее -Перечень факторов). В отличие от ранее действовавшей редакции, он содержит расширенный список. Если в предыдущем Перечне указывались только вредные и опасные факторы, то новый перечень содержит еще и указания по периодичности проведения осмотров, требования по обязательному посещению определенных врачей и прохождению
лабораторных исследований, а также медицинские противопоказания.
Существенные изменения внесены и в Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда. Теперь четко разграничены требования к реализации таких мероприятий и подробно описано содержание всех необходимых документов.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденный Приказом № 302н (далее - Перечень работ), значительно расширяет список, приведенный в ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
Дополнительно к указанным нормативно-правовым актам отдельные требования в области проведения обязательных медицинских осмотров (обследований) конкретизируются в Поста- ^ новлениях Правительства Российской ^ Федерации и других актах. Кроме того, ^ согласно статье 72 Конституции Рос- ^ сийской Федерации координация во- ии просов здравоохранения, равно как и ссо трудовое законодательство, относится к Р совместному ведению Российской Фе- й^ дерации и субъектов Российской Феде- ^ рации. В соответствии с данными поло- т жениями Конституции субъекты Феде- т рации принимают свои нормативно- ит правовые акты в области обеспечения ни охраны здоровья и охраны труда, не ог противоречащие федеральному законо- окс дательству. еч
Трудовым кодексом Российской ид Федерации установлены социальные рю гарантии работников при проведении ог
предварительных и периодических ме- ок
с
дицинских осмотров (обследований). В ^
статье 213 закреплено, что время про- ^
хождения медицинских осмотров (об- ^
следований) включается в рабочее вре- ин
мя, а статьей 185 ТК РФ работникам, §
направляемым на медицинский осмотр В
(обследование), гарантируется сохранение среднего заработка по месту работы.
Обязанность по организации и проведению предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников согласно ст. 212 ТК РФ возлагается на работодателя. Также установлено, что предусмотренные статьей 213 ТК РФ, медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Уклонение работодателя от проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при оформлении приема на работу или периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, согласно ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от одной тысячи до пяти тысяч руб-
^ лей;
- на лиц, осуществляющих пред-2 принимательскую деятельность без оба разования юридического лица, - от од-
сс ной тысячи до пяти тысяч рублей или Ро административное приостановление ¡^ деятельности на срок до девяноста су-^ ток;
| - на юридических лиц - от три-
ут дцати тысяч до пятидесяти тысяч руб-ти лей или административное приостанов-« ление деятельности на срок до девяно-<5, ста суток [10].
ок Прохождение обязательных ме-
чсе дицинских осмотров по направлению ид работодателя в случаях, предусмотрен-с[ ных ТК РФ и иными федеральными за-ою конами, является обязанностью работ-окг ника, а не его правом, на что указывает ^ ст. 214 ТК РФ.
При уклонении работника от ^ прохождения обязательного медицин-ин ского осмотра (обследования) работода-тс тель обязан отстранить работника от еВ работы (не допускать к работе) на весь
период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не предусмотрено законодательством.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) в соответствии со ст. 76 ТК РФ заработная плата работнику не начисляется, за исключением случая, когда работник не выполнил своей обязанности по прохождению медосмотра не по своей вине. В таком случае время отстранения от работы оплачивается аналогично времени простоя, т. е. в размере 2/3 средней заработной платы (при наличии вины работодателя), либо в размере 2/3 оклада (тарифной ставки), если в неявке на медицинский осмотр не виноваты ни работник, ни работодатель.
На период прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ) - следовательно, в случае невыполнения своей обязанности по своевременной явке на медицинский осмотр работник несет ответственность в размере своего среднего заработка за время его отстранения от работы.
В последнее время произошли изменения и в порядке финансового обеспечения медицинских осмотров, которое согласно ст. 212 ТК РФ возлагается на работодателя. Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (в ред. Приказа Минтруда России от 24 мая 2013 года № 220н) финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда со-
циального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % от сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат
расходы страхователя на ряд предупредительных мероприятий, в том числе и на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
С этой целью работодатель (страхователь) обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем, либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также процедура решения вопроса о финансовом обеспечении отражены в вышеуказанных Правилах.
* * * ^
ЛИТЕРАТУРА §
<ч а
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН g 10.12.1948) // Российская газета. 1998. £
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о ¡^1 поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание за- №
конодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445. ^
щ
3. Российская газета. 2013. № 6211. §
4. Электрон. дан.: URL: http:www.profmed.rosminzdrav.ru. g
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. | ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) - утратил силу. ^
6. Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граж- ^ дан в Российской Федерации» (ред. от 27.09.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. ^ № 48. Ст. 6724. §
7. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии § населения» (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650. Ц
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от ^ 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении переч- § ней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых ^ проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских ^ осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и я (или) опасными условиями труда» (ред. от 15.05.2013) // Российская газета. 2011. № 243. §
м
О?
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.11.2013, ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
© Каюмова Н. А.
УДК 34:61(47+57)Р"17'
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I
Э. Р. ИСХАКОВ, профессор кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор
^ Такая специфическая черта ре-
^ форм эпохи Павла I (1796-1801 гг.), как 52 широкомасштабное и действенное наведение дисциплины и порядка на фоне | законодательной регламентации всех ^ сфер жизнедеятельности общества, не ^ обошла стороной и здравоохранение. ^ Ряд законодательных актов регулировал ат различные стороны оказания медицин-ту ской помощи больным, определяя соз-| дание как необходимых условий для ле-нс чения больных, так и направления по-^ вышения уровня самого лечения. С со-| временных позиций это можно рассмат-се ривать как обеспечение и защиту прав ид пациентов.
ир С учетом «милитаризации» вре-| мен Павла I большое внимание уделя-| лось сохранению здоровья раненых и ^ больных солдат и офицеров Российской ^ армии и флота. Меры по созданию и ^ поддержанию надлежащих условий для нки лечения и надлежащего уровня лечения тс для больных и раненых военнослужащих были отражены в Воинских уставах
«О полевой пехотной службе» от 29 ноября 1796 г. [1. № 17588. Т. 24, с. 26] и «О полевой кавалерийской службе» от 29 ноября 1796 года [1. № 17590. Т. 24, с. 156].
Уже сами названия частей уставов свидетельствуют о стремлении создать надлежащие условия для лечения больных, например, одна из глав называлась «О принятии в службу лекарей, о присмотре за больными, и о сбережении солдат». На обеспечение надлежащего уровня лечения были направлены требования: к высокому уровню профессионализма армейских медиков - установление обязанности всем лекарям пройти экзамен в Медицинской коллегии перед службой в войсках; систематичности и полноты осмотра больных -обязанности полковым лекарям объезжать роты для осмотра больных; обеспечение более полной диагностики и соответствующего лечения: установление правила консультироваться с гражданскими медиками в трудных случаях.