4. Дементьев В.Е., Хабибуллин Р.И. Коллективные предприятия: анализ зарубежного опыта // Россия и современный мир. 2016. № 2(91). С.123-135.
5. Khabibullin Rifat I. Collective Enterprises in Russia and America: from Theoretical Controversy to Practical Consensus // Special English-Language Edition of the Journals Questions of Political Economy and The Economic Revival of Russia. 2016. P.207-218.
6. Клейнер Г.Б. От «экономики физических лиц» к системной экономике // Вопросы экономики. 2017. № 8. С.56-74.
7. Полтерович В.М. Эволюция институтов конкуренции, власти и сотрудничества // Материалы III Международной научно-практической конференции «Системный анализ в экономике - 2014» (Москва, 13—14 ноября 2014 г.) / Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2015.
Косаренко И. И.1
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
Налоги с момента возникновения государства являются необходимым элементом финансовой системы страны. В условиях рыночной экономики государство активно использует такой важный инструмент как налоговую политику.
С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственным бюджетом. При помощи налогов также регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
Согласно статье 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) под налогом следует понимать обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальный образований2.
Закрепленная в Налоговом кодексе РФ дефиниция термина «налог» в целом отражает современное понимание сущности и назначения налога. Из положения указанной статьи вытекают следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ: налог социально обусловлен, безвозвратен, безвозмезден и общеобязателен.
По порядку введения налога можно выделить общеобязательные и факультативные элементы налога.
Общеобязательные элементы налога и сбора устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории
1 Косаренко Николай Николаевич, кандидат юридических наук, профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова
2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31. 07. 1998. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог,
Факулътативные элементы налога и сбора предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории — компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»1 - такой принцип заложен в российском законодательстве.
Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
Налоговый механизм любого государства состоит из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и государственные внебюджетных фондах.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31. 07. 1998. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
93
Разумно полагать, что возникновение налогов идет параллельно с возникновением государства, потому как налоги для государства являлись источником средств для его содержания. Апогеем развития такой экономической категории принято считать капиталистическое общество, которое базировалось на товаро-денежных отношениях.
Как видно из определения, налоги являются инструментом перераспределения денежного эквивалента внутри системы либо стимулируют людей в той или иной деятельности, либо сдерживают.
На основании ст. 8 НК РФ можно выделить следующие признаки налога:
-носят обязательный характер;
-имеют индивидуальность и безвозмездность;
-уплачиваются в денежной форме;
-уплачивается физическими и юридическими лицами;
Элементы налога определяют характеристики налогового обязательства, что крайнее важно для участников налоговых правоотношений, а их формализация на законодательном уровне является необходимым условием легитимности требования об уплате налога со стороны государства и как следствие для нормального существования обязанности налогоплательщика.
Опираясь на положения ст. 3 НК РФ можно смело утверждать, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Статья 17 НК РФ дополняет положения ст. 3 и раскрывает те обязательные элементы налога, при которых он будет считаться установленным, а именно:
- объект налогообложения - характеризует юридический факт будь то действие, событие или же состояние по отношению к предмету налогообложения, который в свою очередь обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога;
- налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
- налоговый период - характеризует срок, по истечению которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и как следствие предоставляется соответствующая отчетность;
- налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
- порядок исчисления налога - это совокупность определенных действий налогоплательщика и иных лиц по определению суммы налога, который подлежит уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот;
- порядок и срок уплаты налога - совокупность правил, по которым налог перечисляется в бюджет в установленные для этого сроки.
Отсюда следует вывод, что только при всей совокупности обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной.
Следует отметить, что элементы, за которыми закреплен статус «обязательные» по своей природе универсальны и императивны.
Однако, помимо обязательных элементов налога, существуют также наряду с ними и факультативные, которые дополняют их, то есть, наличие последних не обязательно при установлении налога, однако возможно. При их отсутствии налог не может быть неустановленным.
К факультативным элементам принято относить:
- порядок возмещения налога - случай, при котором сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, а полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику;
- налоговые льготы и основания для их применения - освобождение физического лица от уплаты налога на определенное имущество или с определенной суммы;
- отчетный период - срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность;
- получатель налога - субъект, которому предназначается сумма налога.
По моему мнению, совокупность факультативных элементов налога позволяет лучше раскрыть его внутренне устройство и сделать его более понятным для налогоплательщиков.
Налоги весьма разнообразны по своим видам и образуют целую разветвлённую систему. При этом каждый налог занимает четко определенное место и исполняет свою роль. В обыденной жизни налогоплательщики не заостряют внимание на разнообразии налогов, однако стоит отметить, что помимо традиционной классификации, которая закреплена в ст. 12 НК РФ существуют и другие основания. Согласно положению данной статьи федеральные налоги устанавливаются и вводятся в действие Государственной Думой РФ. Перечень таких налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут изменяться органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. К федеральным налогам, согласно НК РФ, относят:
- налог на добавленную стоимость;
-акцизы;
-налог на доходы физических лиц;
-налог на прибыль организаций;
-водный налог и др.
Налоги субъектов РФ (региональные) - это налоги, которые указаны в НК РФ, и вводятся в действие законодательными органами государственной власти субъектов РФ. Они подлежат уплате только на территории соответствующего субъекта (например: транспортный налог).
Местные налоги - это такие налоги, которые устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие представительными органами местного самоуправления и подлежат уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог).
Стабильная система налогов и сборов позволяет государству осуществлять и эффективную налоговую политику.