Соколов Валентин Лукьянович,
кандидат экономических наук, г Москва, заслуженный экономист Российской Федерации
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Р
■ ^ ПОСЛЕДНИЕ годы в нашей
^^^^ стране последовательно осуществляются меры по укреплению, развитию эффективной национальной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц. Эта система сориентирована на решение важных социально-экономических задач и, прежде всего, на защиту от потенциальных рисков для создания условий функционирования рыночной экономики, ее стабильности и развития. Система страхования продолжает формироваться, создается устойчивая законодательная база и эффективный механизм государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью. При этом одной из приоритетных задач является формирования сектора обязательного страхования и в первую очередь обязательного государственного личного страхования.
Исключительное значение и важность этого вида страхования объясняется тем, что оно являет-
ся одним из основных положений, связанных с социальной защитой военнослужащих и сотрудников правоохранительных систем.
Обязательное государственное страхование (ОГС) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел впервые было введено постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1990 г. № 1393 «О государственном обязательном личном страховании военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел». В настоящее время вопросы ОГС военнослужащих внутренних войск МВД РФ и сотрудников органов внутренних дел регулируются федеральными законами
«О милиции», «О статусе военнослужащих», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Основным, более детальным, является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52- ФЗ «Об
55
обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
Этот Закон привел систему обязательного государственного страхования в соответствие с общими принципами ведения страховой деятельности.
Предусмотренная законом система взаиморасчетов между страховщиком и страхователем, поставила реализацию установленных законом страховых гарантий сотрудников ОВД и военнослужащих в зависимость не от возможностей федерального бюджета, - а от устойчивости страховой компании и от обязательств ее как страховщика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1988 г. № 855 «О мерах по реализации Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52 - ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» установлен порядок выполнения этого Федерального закона.
Страховщиком по обязательному государственному страхованию является выбранная на основе конкурса страхованная компания, имеющая разрешение (лицензию) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившая с МВД России и Министерством России договор обязательного государственного страхования. До 1996 года обязательное государственное страхование сотрудников военнослужащих МВД России осуществлял Россгострах, а затем с 1996 года - Страховая компания правоохранительных органов (СКПО).
Осуществление обязательного государственного личного страхования военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел через СКПО позволило значительно (до 15 дней) сократить сроки доведения страховых сумм до застрахованных, а в случае их гибели (смерти) - до членов их семей, оперативно решать вопросы страхового обеспечения застрахованных, получивших повреждения здоровья при выполнении задач в «горячих точках».
Кроме того, организованная СКПО система выплат страховых сумм из единого центра дала возможность осуществления со стороны страхователей контроля за расходованием страховых взносов, перечисленных страховщику, а также оперативного взаимодействия, получения необходимых оперативных статистических и учетных данных по выплаченным страховым суммам. Был введен единый алфавитный отчет лиц, обратившихся за получением страховой суммы и пресечения незаконного получения одним и тем же лицом страховой суммы в несколь-
ких местах. Страхователь совместно со страховщиком могли оперативно проверять обоснованность отказа СКПО в выплате страхового обеспечения по первичным документам непосредственно в страховой компании, оперативно решать вопросы по страховым документам, направляемым компанией на консультацию в финансовые подразделения Министерств, применять единые подходы по спорным, либо недостаточно регламентированными нормативными документами вопросам определения права на страховое обеспечение. Немаловажное значение имела и возможность более качественного подбора и комплектования СКПО и ее филиалов, занятых выполнением работы по осуществлению данного вида страхования, наиболее подготовленными специалистами, закончившими службу и ушедшими в отставку
С 1 января 2004года обязательное государственное страхование сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ МВД России в соответствие с решением конкурсной комиссии снова осуществляет Россгострах, сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России - чрезвычайная страховая компания, а сотрудников уголовно-исполнительной службы Минюста России - СКПО.
В соответствии с Федеральным Законом в системе МВД России обязательному государственному страхованию подлежат жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России.
Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, то им или членам их семей страховые суммы выплачиваются по их выбору только по одному основанию.
Порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, военнослужащих ВВ МВД России, граждан, призванных на военные сборы, определен Инструкцией..., утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 16.12.98 г № 825 (Российская газета от 18.02.99 г.)
Если застрахованное лицо или члены его семьи не успели реализовать свое право на получение страховых сумм ввиду смерти, то эти суммы выплачиваются наследникам на основании свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с действующим законодательством выплат страховых сумм по обязательному государственному страхованию производятся, если заявление от застрахованного (членов его семьи) поступило в сроки до истечения трех лет со дня наступления страхового события (Гражданский кодекс РФ, часть 1, гл. 12, ст. 196).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федераль-
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2005 • №1(7)
ного закона от 28 марта 1998г. № 52 - ФЗ выгодопри-боретателями, то есть лицами, имеющими право на получение страховки, по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются:
- супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ней (с ним);
- родители (усыновители) застрахованного лица;
- дедушка или бабушка застрахованного лица -при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;
- отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали и содержали его не менее пяти лет;
- дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;
- подопечные застрахованного лица.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона (пункт 9 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825) страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования, с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, являются:
а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы, окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, военных сборов;
б) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, военных сборов;
в) получение застрахованным лицом в период прохождения службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
г) досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом (штатным расписанием ) воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограничено годными к военной службе вследствие увечья, (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Размеры страховых сумм, подлежащих выплате застрахованным лицам, а в случае их гибели (смерти) - выгодоприобретателями определяются исходя из окладов месячного денежного содержания
застрахованных лиц, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности без учета надбавок и повышений и месячные оклады по воинскому (специальному) званию.
При этом военнослужащим призыву, размеры страховых сумм определяются исходя из минимального месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада по воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
При истечении страховых сумм учитываются оклады месячного денежного содержания, установленные на день выплаты страховых сумм.
При наступлении страховых случаев страховые суммы выплачиваются в следующих размерах:
а) в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождении службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы, окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, военных сборов. - 25 окладов каждому выгодоприобретателю;
б) в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы. После окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, военных сборов:
- инвалиду I группы - 75 окладов;
- инвалиду II группы -50 окладов;
- инвалиду III группы -25 окладов;
При этом датой установления инвалидности является дата начала освидетельствования (поступления документов) в МСЭК.
Если в период прохождения службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы, окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности.
в) в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) -5 окладов;
г) в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, досрочного освобождения от военных сборов гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного стар-
57
шины) включительно, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, - 5 окладов. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона (пункт 13 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825) страховые суммы по обязательному государственному страхованию не выплачиваются, если страховой случай:
- наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
- находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
- является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица.
Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства и к этому времени застрахованное лицо находилось на службе не менее двух лет.
Практика подтвердила необходимость введения обязательного государственного страхования. Созданная законодательная основа такого вида страхования обеспечила социальную защиту людей в погонах, а также защиту их имущественных интересов. Приоритетное обязательное страхование создало страховую защиту для потенциально рисковых групп населения и перенести часть затрат государства на возмещение ущерба на плечи страховых компаний.
Страховые компании, осуществляющие это вид страхования, оправдывают свое предназначение. Об этом говорит опыт Военно-страховой компании, Страховой компании правоохранительных органов, Росгосстраха.
Эти компании являются социально-ориентированными компаниями. СКПО, например, за время своей деятельности по страховым случаям осуществлено около 330 тысяч страховых выплат на общую сумму более 6,4 млрд. рублей. Компания ведет большую благотворительную деятельность. А в настоящее время является одной из ведущих страховых компаний в стране, осуществляющих страхование гражданской ответственности, владельцев автотранспорта.
_58
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2005 • №1(7)