Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и других категорий граждан, находящихся на
государственной службе
About obligatory state life insurance and health of military and other categories of citizens who are in the public service
Дубровский Андрей Викторович к.э.н., доцент кафедры Финансов и кредита Московского государственного индустриального университета e-mail: [email protected]
Пасикун Владимир Николаевич к.э.н., доцент кафедры Финансов и кредита Московского государственного индустриального университета e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены основные преобразования, которые произошли в системе обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и других категорий граждан, находящихся на государственной службе. Высказано мнение о том, что данный вид страхования должен осуществляться таким образом, чтобы денежные средства, полученные от страхования, циркулировали и работали на самих военнослужащих (других категорий граждан, находящихся на государственной службе).
Abstract: This article describes the main changes that have taken place in the system of compulsory state insurance life and health of military personnel and other categories of citizens who are in public service. Suggested that this type of insurance must be carried out so that the funds received from the insurance circulated and worked on the military themselves (other categories of citizens who are in the public service).
Ключевые слова: страхование, жизнь, здоровье, государственная служба, конкурсная основа.
Keywords: insurance, life, health, public service, competitive basis.
Условно разделим на 2 категории граждан, в отношении которых распространяется Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
К первой категории отнесем военнослужащих. В России более пяти федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в их числе -Минобороны России (по численности военнослужащих является лидером), МЧС России, ВВ МВД России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации.
Ко второй категории относятся граждане, проходящие другие виды государственной службы (кроме граждан первой категории), - сотрудники
Государственной противопожарной службы (в составе МЧС России), ФСИН России, ФСКН России.
Например, страховщиками в системе обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и других категорий граждан, находящихся на государственной службе (далее - обязательное государственное страхование) являются следующие страховые организации (табл.).
Таблица
Перечень страховщиков, осуществляющих обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, а также других категорий
граждан (по состоянию на декабрь 2014 г.)
№ п/п Страховщики Страхователи
1 ЗАО «МАКС» Минобороны России
2 ООО СК «ВТБ Страхование» МВД России
ФСКН России
3 ОАО «Чрезвычайная страховая компания» ФСИН России
Обязательное государственное страхование является одним из видов страхования, гарантирующим 100% получение страховых премий страховщиками, потому как денежные средства уже запланированы в федеральном бюджете.
Так начальная цена контракта с Минобороны России составляла 5,392 миллиарда рублей. МАКС предложил в своей заявке цену исполнения контракта в 5,086 миллиарда рублей, другой участник конкурса -Чрезвычайная страховая компания - 5,087 миллиарда рублей. По договору будет застраховано более 1,06 миллиона военнослужащих, в том числе 310,2 тысячи, планируемых к увольнению1.
Поэтому каждая страховая компания, участвующая в конкурсе (в среднем в конкурсе участвует 3-6 страховых организаций) в соответствии с
1 Официальный сайт ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня»: http://www.insur-info.ru.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «мечтает» его выиграть.
Кроме того, в конкурсной документации, разрабатываемой организатором конкурса, обязательно содержится проект предлагаемого к заключению государственного контракта. Это дает возможность предположить, что государственный контракт является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ). Однако, как справедливо отмечает О.А. Беляева, государственные контракты, заключаемые путем проведения торгов, нельзя отнести к обычным договорам присоединения. Они представляют собой так называемые двойственные договоры присоединения. В отличие от конструкции, предусмотренной в ст. 428 ГК Российской Федерации, двойственный договор присоединения характеризуется следующими особенностями. Этот договор соединяет в себе две части:
1) проект договора, вложенный в документацию о торгах («стандарт заказчика»);
2) содержание заявки («стандарт победителя»)1.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ заключение контрактов на оказание услуг по страхованию может осуществляется закрытым способом определения поставщиков.
Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной
1 Свининых Е.А. Влияние условий государственного контракта по оказанию услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья на социальную защищенность военнослужащих // Право в Вооруженных Силах, N 7, 2013.
противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
Наряду с обязательными требованиями, приведенными в статье 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1, существуют дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования, установленные Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ:
- соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
- иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее чем два года.
Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
- в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях;
- в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период
прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 руб.; инвалиду II группы - 1 000 000 руб.; инвалиду III группы - 500 000 руб.;
- в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 руб., легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 руб.;
- в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (с соответствующими изменениями) утверждены:
- перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию;
- перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. № 169 утвержден типовой договор обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ.
Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год, и в него должны входить следующие разделы: «Предмет договора», «Срок действия договора», «Застрахованные лица, выгодоприобретатели», «Объекты страхования», «Страховые случаи», «Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям», «Страховая премия и страховые взносы», «Права и обязанности сторон», «Порядок и условия осуществления выплат страховых сумм», «Порядок прекращения договора», «Ответственность сторон и порядок разрешения споров», «Конфиденциальность», «Особые условия», «Адреса и реквизиты сторон».
Данный вид страхования является специфическим, и не в полной мере освещен в учебной и научной литературе.
Мы затронули отдельные вопросы, касающиеся преобразований в системе обязательного государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих (и других категорий граждан, находящихся на государственной службе). В целом, принятые законы и другие законодательные решения по развитию указанного вида страхования, должны эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая материальную поддержку и социальную
защиту военнослужащих (и других категорий граждан, находящихся на государственной службе) и членов их семей в случаях наступления соответствующих рисков.
По нашему мнению, заслуживает внимания такой аспект, что данный вид страхования должен осуществляться таким образом, чтобы денежные средства, полученные от страхования, циркулировали и работали на самих военнослужащих (т. е. на государство):
- увеличение выплат родственникам военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- дополнительная помощь инвалидам;
- увеличение окладов денежного содержания военнослужащих;
- увеличение пределов денежных сумм для покупки жилья военнослужащими по накопительно-ипотечной системе (для таких городов как Москва и Санкт-Петербург);
- и др.
В рамках вышеуказанного потребуется проработка вопроса о создании организации, которая не должна противоречить действующему законодательству о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1.
2. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 52-ФЗ.
3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. № 169.
6. Свининых Е.А. Влияние условий государственного контракта по оказанию услуг обязательного государственного страхования жизни и
здоровья на социальную защищенность военнослужащих // Право в Вооруженных Силах, N 7, 2013.
7. Официальный сайт ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня»: http: //www. insur-info. ru / Режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/92339/, свободный.