Научная статья на тему 'ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИИ "ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС"'

ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИИ "ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС / ЗДОРОВЬЕ / LEGAL DUTY / LEGAL INTEREST / HEALTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кемрюгов Тенгиз Хатызович, Дмитриева Татьяна Александровна

В статье рассматриваются отдельные вопросы взаимосвязи понятий «юридическая обязанность» и «законный интерес». На примере обязанности гражданина заботиться о сохранении своего здоровья автор предлагает свой взгляд на возможность выделения законных интересов при осуществлении указанной обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DUTY OF A CITIZEN TO CARE ABOUT THE PRESERVATION OF HIS HEALTH IN THE CONTEXT OF THE CATEGORY "LEGITIMATE INTEREST

The article discusses the relationship between "legal duty" and "legal interest." Using the duty of a citizen to take care of his health, the author offers his view on the possibility of allocating legitimate interests in the implementation of this duty.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИИ "ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС"»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)

ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИИ «ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС» КЕМРЮГОВ Тенгиз Хатызович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ). E-mail: tengiz_09@bk.ru;

ДМИТРИЕВА Татьяна Александровна,

аспирант кафедры теории государства и права

Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ). E-mail: tengiz_09@bk.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные вопросы взаимосвязи понятий «юридическая обязанность» и «законный интерес». На примере обязанности гражданина заботиться о сохранении своего здоровья автор предлагает свой взгляд на возможность выделения законных интересов при осуществлении указанной обязанности.

Abstract: The article discusses the relationship between "legal duty" and "legal interest." Using the duty of a citizen to take care of his health, the author offers his view on the possibility of allocating legitimate interests in the implementation of this duty.

Ключевые слова: юридическая обязанность, законный интерес, здоровье.

Keywords: legal duty, legal interest, health.

Вокруг понятий субъективного права и субъективной юридической обязанности, а также вокруг природы их дуализма, издавна шли острые, непрекращающиеся споры. Они объясняются, с одной стороны, исключительной социально-правовой значимостью предмета познания, с другой - позициями ученых, в которых преломляются концептуально различные взгляды и подходы как к самому предмету исследования, так и к феномену права в целом. По мере усложнения системы общественных отношений и превращения позитивного права в основное, универсальное средство коммуникации различных социальных групп, находящихся на разных «полюсах» социальной иерархии и доступа к материальным благам, вопрос о пределах гарантированных правом возможностях для субъекта и правовых средствах их обеспечения и реализации в правоотношении приобретает первостепенное значение.

Традиционно законные интересы исследуются юридической наукой во взаимосвязи с концептом субъективных прав. Вместе с тем, имеет смысл обратиться и к такому аспекту как взаимосвязь субъективной юридической обязанности и законного интереса, на что, к сожалению, обращают внимание немногие ученые[1].

Если обобщить существенные элементы (характеристики) понятия юридической обязанности, как правило выделяемые в научной и справочной юридической литературе, то можно сказать, что юридическая обязанность это вид и мера необходимого, должного поведения личности, заключающие в себе требования к поведению каждого члена общества, выполнение которых необходимо, с одной стороны, для обеспечения прав и свобод других, а с другой - для удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния[2].

Следует отметить, что в теории юридических обязанностей достаточно широко представлен подход, согласно которому в целом характерно противопоставление интересов обязанного лица содержанию обязанности. «Существо юридиче-

ской обязанности, - отмечают Н.И. Матузов и Б.М. Семенеко, -заключается в требовании необходимого, нужного, должного, полезного, целесообразного, с точки зрения государства, власти, закона, поведения субъекта. Это поведение обязательно, непререкаемо, обеспечивается на случай «непослушания» мерами государственного принуждения»[3]. По мнению И.С. Хох-ловой, суть юридической обязанности в том, что вне зависимости от собственных желаний и интересов субъект должен выполнить предписываемые активные действия и «... если рассматривать мотивационно-побудительное воздействие обязы-ваний на сознание людей, то следует отметить, что они ориентируются на удовлетворение чужих интересов вопреки собст-венным»[4].

Как отмечали ранее, презумпция того, что суть юридической обязанности состоит в обременении человека, понуждение его к определенному поступку, который он по своей воле и не совершил бы или совершил, но другим путем[5], имеет существенное научное и практическое значение и предопределяет, в том числе, ставший едва ли не аксиомой юриспруденции вывод об обязательности обеспечения обязанности мерой ответственности за её неисполнение или ненадлежащее исполнение, без чего юридическая обязанность бессмысленна[6].

Обратимся к закрепленной частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[7] обязанности гражданина заботиться о сохранении своего здоровья.

В силу определенных требований к объему настоящей статьи оставим за ее рамками как вопрос о соотношении указанной обязанности с законными интересами субъектов, которых можно полагать носителями корреспондирующих данной обязанности субъективных прав (хотя вопрос о субъектном составе обладателей таких прав сам по себе достаточно интересный и сложный), так и вопрос о том, с какими конкретными субъективными правами связана обязанность заботиться о сохранении здоровья. И попробуем рассмотреть другой аспект -

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

есть ли основания ставить вопрос о законных интересах самого правообязанного лица?

Существуют различные подходы к определению законных интересов. В литературе они квалифицируются как «допускаемые законом стремления субъекта к достижению определенных благ»[8], как «юридически предусматриваемое стремление к получению тех благ, обладание которыми дозволено законодательством»^], как «юридически значимые притязания на удовлетворение имеющихся потребностей, реализация которых возможна путем вступления субъекта в отношения, в том числе правовые»[10]. Очевидно, что все приведенные, как и иные имеющиеся в научной литературе, определения понятия «законный интерес» релевантны концепту субъективному права. Значит ли это, что обязанное лицо не располагает юридически значимыми притязаниями на удовлетворение потребностей, реализация которых возможна именно в отношениях по поводу исполнения обязанности? Попробуем тезисно изложить наше мнение по данному вопросу.

И.В. Тимофеев и Д.А. Лисовицкий ставят вопрос об объективной ограниченности в современных условиях собственных возможностей человека по сохранению здоровья в том его состоянии, которое может быть обеспечено сложившимися в государстве системами здравоохранения, о том, что в наши дни усилия каждого конкретного человека для сохранения его собственного здоровья будут недостаточны[11]. Такая точка зрения представляется нам вполне верной. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций орга-Библиография:

нов и систем организма (пункт 1 статьи 2). Если соматическое (физическое) благополучие человека находятся в прямой причинно-следственной связи (в известной степени) с собственными усилиями человека (хотя в отношении органов зрения, нервной системы и целого ряда иных систем организма нужно делать очень существенные оговорки), то социальное благополучие в современных условиях в минимальной степени зависит от непосредственных усилий самого человека и в большей части зависит от социально-экономической среды.

Из этого, на наш взгляд, следует совокупность взаимосвязанных потребностей, на удовлетворение которых гражданин вправе притязать в отношениях по поводу исполнения обязанности заботиться о сохранении своего здоровья. Это прежде всего потребность в информированности о состоянии своего здоровья, без чего гражданин не может предпринимать никаких самостоятельных усилий. Можно отметить, что государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения предполагает необходимые средства удовлетворения указанного интереса[12].

Далее можно подчеркнуть, что, как уже отмечалось, без государственно-организованного содействия для человека становится объективно невозможным физическое, психическое и социальное благополучие, что, на наш взгляд, позволяет поставить вопрос о том, что притязания на эффективный комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья выступают законным интересом не только по отношению к предусмотренному положениями части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации праву на медицинскую помощь, но и по отношению к обязанности гражданина сохранять свое здоровье.

9.

10. 11.

Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2008. - С. 175.

Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. - М., 2007. - С. 209; Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2005. - С. 824; Краткий юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2007. С. 122; Иванов А.А. Теория государства и права: Основные категории и понятия / А.А. Иванов. - М., 2006. - С. 399. Матузов Н.И., Семененко Б.М. О сущности, содержании и структуре юридической обязанности / Н.И. Матузов, Б.М. Семенеко // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права: Межвузовский научный сборник. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. - С. 68/ Хохлова И.С. Способ правового регулирования. Дисс. ... канд. юрид. наук [Электр. текст] / И.С. Хохлова. - Саратов, 2009. - С. 100, 136. Хохлова И.С. Способ правового регулирования. Дисс. ... канд. юрид. наук [Электр. текст] / И.С. Хохлова. - Саратов, 2009. С. 136.

Кемрюгов Т.Х Конституционные обязанности личности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук / Т.Х. Кемрюгов. -Белгород, 2017. - С. 24.

Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

Кучинский В.А. Законные интересы личности: от Конституции к правореализующей деятельности / В.А. Кучинский // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. - М., 1982. - С. 86.

Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2008. - С. 62.

Зеленцов А.Б. Субъективное публичное право: Учеб. пособие / А.Б. Зеленцов. - М.: РУДН, 2012. - С. 94.

Тимофеев И.В., Лисовицкий Д.А. Доступность и качество медицинской помощи в Российской Федерации как конституционно значимые принципы / И.В. Тимофеев, Д.А. Лисовицкий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. - С. 31 - 37.

Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2019 № 1391-р «О проведении в 2019 и 2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.07.2019.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.