ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)
ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИИ «ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС» КЕМРЮГОВ Тенгиз Хатызович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ). E-mail: tengiz_09@bk.ru;
ДМИТРИЕВА Татьяна Александровна,
аспирант кафедры теории государства и права
Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ). E-mail: tengiz_09@bk.ru
Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные вопросы взаимосвязи понятий «юридическая обязанность» и «законный интерес». На примере обязанности гражданина заботиться о сохранении своего здоровья автор предлагает свой взгляд на возможность выделения законных интересов при осуществлении указанной обязанности.
Abstract: The article discusses the relationship between "legal duty" and "legal interest." Using the duty of a citizen to take care of his health, the author offers his view on the possibility of allocating legitimate interests in the implementation of this duty.
Ключевые слова: юридическая обязанность, законный интерес, здоровье.
Keywords: legal duty, legal interest, health.
Вокруг понятий субъективного права и субъективной юридической обязанности, а также вокруг природы их дуализма, издавна шли острые, непрекращающиеся споры. Они объясняются, с одной стороны, исключительной социально-правовой значимостью предмета познания, с другой - позициями ученых, в которых преломляются концептуально различные взгляды и подходы как к самому предмету исследования, так и к феномену права в целом. По мере усложнения системы общественных отношений и превращения позитивного права в основное, универсальное средство коммуникации различных социальных групп, находящихся на разных «полюсах» социальной иерархии и доступа к материальным благам, вопрос о пределах гарантированных правом возможностях для субъекта и правовых средствах их обеспечения и реализации в правоотношении приобретает первостепенное значение.
Традиционно законные интересы исследуются юридической наукой во взаимосвязи с концептом субъективных прав. Вместе с тем, имеет смысл обратиться и к такому аспекту как взаимосвязь субъективной юридической обязанности и законного интереса, на что, к сожалению, обращают внимание немногие ученые[1].
Если обобщить существенные элементы (характеристики) понятия юридической обязанности, как правило выделяемые в научной и справочной юридической литературе, то можно сказать, что юридическая обязанность это вид и мера необходимого, должного поведения личности, заключающие в себе требования к поведению каждого члена общества, выполнение которых необходимо, с одной стороны, для обеспечения прав и свобод других, а с другой - для удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния[2].
Следует отметить, что в теории юридических обязанностей достаточно широко представлен подход, согласно которому в целом характерно противопоставление интересов обязанного лица содержанию обязанности. «Существо юридиче-
ской обязанности, - отмечают Н.И. Матузов и Б.М. Семенеко, -заключается в требовании необходимого, нужного, должного, полезного, целесообразного, с точки зрения государства, власти, закона, поведения субъекта. Это поведение обязательно, непререкаемо, обеспечивается на случай «непослушания» мерами государственного принуждения»[3]. По мнению И.С. Хох-ловой, суть юридической обязанности в том, что вне зависимости от собственных желаний и интересов субъект должен выполнить предписываемые активные действия и «... если рассматривать мотивационно-побудительное воздействие обязы-ваний на сознание людей, то следует отметить, что они ориентируются на удовлетворение чужих интересов вопреки собст-венным»[4].
Как отмечали ранее, презумпция того, что суть юридической обязанности состоит в обременении человека, понуждение его к определенному поступку, который он по своей воле и не совершил бы или совершил, но другим путем[5], имеет существенное научное и практическое значение и предопределяет, в том числе, ставший едва ли не аксиомой юриспруденции вывод об обязательности обеспечения обязанности мерой ответственности за её неисполнение или ненадлежащее исполнение, без чего юридическая обязанность бессмысленна[6].
Обратимся к закрепленной частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[7] обязанности гражданина заботиться о сохранении своего здоровья.
В силу определенных требований к объему настоящей статьи оставим за ее рамками как вопрос о соотношении указанной обязанности с законными интересами субъектов, которых можно полагать носителями корреспондирующих данной обязанности субъективных прав (хотя вопрос о субъектном составе обладателей таких прав сам по себе достаточно интересный и сложный), так и вопрос о том, с какими конкретными субъективными правами связана обязанность заботиться о сохранении здоровья. И попробуем рассмотреть другой аспект -
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
есть ли основания ставить вопрос о законных интересах самого правообязанного лица?
Существуют различные подходы к определению законных интересов. В литературе они квалифицируются как «допускаемые законом стремления субъекта к достижению определенных благ»[8], как «юридически предусматриваемое стремление к получению тех благ, обладание которыми дозволено законодательством»^], как «юридически значимые притязания на удовлетворение имеющихся потребностей, реализация которых возможна путем вступления субъекта в отношения, в том числе правовые»[10]. Очевидно, что все приведенные, как и иные имеющиеся в научной литературе, определения понятия «законный интерес» релевантны концепту субъективному права. Значит ли это, что обязанное лицо не располагает юридически значимыми притязаниями на удовлетворение потребностей, реализация которых возможна именно в отношениях по поводу исполнения обязанности? Попробуем тезисно изложить наше мнение по данному вопросу.
И.В. Тимофеев и Д.А. Лисовицкий ставят вопрос об объективной ограниченности в современных условиях собственных возможностей человека по сохранению здоровья в том его состоянии, которое может быть обеспечено сложившимися в государстве системами здравоохранения, о том, что в наши дни усилия каждого конкретного человека для сохранения его собственного здоровья будут недостаточны[11]. Такая точка зрения представляется нам вполне верной. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций орга-Библиография:
нов и систем организма (пункт 1 статьи 2). Если соматическое (физическое) благополучие человека находятся в прямой причинно-следственной связи (в известной степени) с собственными усилиями человека (хотя в отношении органов зрения, нервной системы и целого ряда иных систем организма нужно делать очень существенные оговорки), то социальное благополучие в современных условиях в минимальной степени зависит от непосредственных усилий самого человека и в большей части зависит от социально-экономической среды.
Из этого, на наш взгляд, следует совокупность взаимосвязанных потребностей, на удовлетворение которых гражданин вправе притязать в отношениях по поводу исполнения обязанности заботиться о сохранении своего здоровья. Это прежде всего потребность в информированности о состоянии своего здоровья, без чего гражданин не может предпринимать никаких самостоятельных усилий. Можно отметить, что государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения предполагает необходимые средства удовлетворения указанного интереса[12].
Далее можно подчеркнуть, что, как уже отмечалось, без государственно-организованного содействия для человека становится объективно невозможным физическое, психическое и социальное благополучие, что, на наш взгляд, позволяет поставить вопрос о том, что притязания на эффективный комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья выступают законным интересом не только по отношению к предусмотренному положениями части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации праву на медицинскую помощь, но и по отношению к обязанности гражданина сохранять свое здоровье.
9.
10. 11.
Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2008. - С. 175.
Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. - М., 2007. - С. 209; Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2005. - С. 824; Краткий юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2007. С. 122; Иванов А.А. Теория государства и права: Основные категории и понятия / А.А. Иванов. - М., 2006. - С. 399. Матузов Н.И., Семененко Б.М. О сущности, содержании и структуре юридической обязанности / Н.И. Матузов, Б.М. Семенеко // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права: Межвузовский научный сборник. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. - С. 68/ Хохлова И.С. Способ правового регулирования. Дисс. ... канд. юрид. наук [Электр. текст] / И.С. Хохлова. - Саратов, 2009. - С. 100, 136. Хохлова И.С. Способ правового регулирования. Дисс. ... канд. юрид. наук [Электр. текст] / И.С. Хохлова. - Саратов, 2009. С. 136.
Кемрюгов Т.Х Конституционные обязанности личности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук / Т.Х. Кемрюгов. -Белгород, 2017. - С. 24.
Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.
Кучинский В.А. Законные интересы личности: от Конституции к правореализующей деятельности / В.А. Кучинский // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. - М., 1982. - С. 86.
Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М.: НОРМА, 2008. - С. 62.
Зеленцов А.Б. Субъективное публичное право: Учеб. пособие / А.Б. Зеленцов. - М.: РУДН, 2012. - С. 94.
Тимофеев И.В., Лисовицкий Д.А. Доступность и качество медицинской помощи в Российской Федерации как конституционно значимые принципы / И.В. Тимофеев, Д.А. Лисовицкий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. - С. 31 - 37.
Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2019 № 1391-р «О проведении в 2019 и 2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.07.2019.
12