Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2021
ОБЯЗАННОСТЬ АРЕНДАТОРОВ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 03.08.2018 N
341-ФЗ
THE OBLIGATION OF TENANTS OF FOREST PLOTS TO CARRY OUT REFORESTATION MEASURES WHEN CHANGING THE LAND CATEGORY IN ACCORDANCE WITH THE PROCEDURE PROVIDED FOR BY FEDERAL LAW NO. 341-FZ OF 03.08.2018
УДК 34
Грешников Игорь Петрович, Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и корпоративного права, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург. Ахремчик Дмитрий Андреевич, Магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург.
Greshnikov Igor Petrovich Akhremchik Dmitry Andreevich
Аннотация
В статье рассматривается проблема правового регулирования института лесовосстановления, осуществляемого на лесных участках, в случае изменения категории земель лесного участка на основании пункта 2 статьи 11 Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
1915
Annotation
The article deals with the problem of legal regulation of the institute of reforestation carried out on forest plots in the event of a change in the category of forest land on the basis of paragraph 2 of Article 11 of Federal Law No. 341-FZ of 03.08.2018 "On Amendments to the Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in terms of simplifying the placement of linear objects"
Ключевые слова: аренда лесного участка, линейный объект, лесовосстановление, обязанности арендатора, земли лесного фонда.
Key words: lease of a forest plot, linear object, reforestation, tenant's obligations, forest fund lands.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во
1916
исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 5-О).
В связи с изложенным и учитывая важность лесного фонда Российской федерации, Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" в Лесной кодекс были добавлены нормы, регламентирующие порядок лесовосстановления и лесоразведения, направленные на сохранение лесов для нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ, лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1917
В соответствии с п. 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - ФЗ № 341), Одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Исходя из пояснительной записки к проекту вышеуказанного федерального закона, его основной целью является сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов, а также исполнение 2-го этапа пункта 41 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты) "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", пункта 23 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") «Совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденных соответствующими распоряжениями Правительства РФ.
Таким образом, ФЗ № 341 не ставил перед собой целью изменения правового регулирования ответственности субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, и их публичных обязательств по восполнению частей лесного фонда, утраченных в результате хозяйственной деятельности.
1918
Подпунктом а) пункта 3.4. Договоров аренды лесных участков, установлено, что Арендатор после подписания Договора аренды лесного участка обязан обратиться с заявлением о государственной регистрации права аренды лесного участка, передаваемого по Договору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Исполняя указанную обязанность, арендаторы лесных участков, зная о положениях п. 2 ст. 11 ФЗ № 341, должны понимать, что в результате регистрации права аренды лесного участка, категория земельных участков, переданных по Договору, будет изменена, в связи с чем лесному фонду Российской Федерации, как публичному достоянию многонационального народа России, будет причинен существенный ущерб.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона и Договоров, учитывая позицию Конституционного суда, а также что защита, охрана и воспроизводство леса в настоящее время имеют приоритетное направление в сфере государственной экономической политики, полагаю обоснованным сделать следующий вывод, арендаторы лесных участков, подавая заявление о регистрации права аренды, фактически одновременно с этим подают и заявление об изменении категории земельного участка.
В связи с чем, в целях восстановления ущерба, причиненному лесному фонду Российской Федерации, выразившемуся в уменьшении общей площади земель лесного фонда, арендаторы обязаны провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренные ч. 2 ст. 63.1 ЛК РФ.
Список использованных источников
1. Конституция РФ 1993 года
2. Лесной кодекс РФ 2006 года
1919
3. Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 5-О
List of sources used
1. Constitution of the Russian Federation 1993
2. Forest Code of the Russian Federation 2006
3. Federal Law of 03.08.2018 N 341-FZ
4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 09.01.1998 No. 1-P
5. The definition of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 15.01.2015 No. 5-О
1920