Научная статья на тему 'Реализация федерального проекта "сохранение лесов": создание механизма экономической устойчивости организаций лесного комплекса при воспроизводстве лесов'

Реализация федерального проекта "сохранение лесов": создание механизма экономической устойчивости организаций лесного комплекса при воспроизводстве лесов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1463
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОХРАНЕНИЕ ЛЕСОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Рафаилов Михаил Константинович, Арефьев Юрий Фёдорович

В статье содержится информация о разрабатываемом федеральном проекте «сохранение лесов» национального проекта «Экология» в рамках задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, поставленной в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204. Отмечено, что за последние 10 лет соотношение выбытия и воспроизводства лесов составило 1,3 млн гектар. Обозначена потребность в проведении дополнительных объемов лесовосстановительных мероприятий на лесных участках, не переданных в аренду, и расположенных в защитных и эксплуатационных лесах. Отдельно указана проблема, связанная с дисбалансом выбытия и воспроизводства лесов на территории малолесных регионов Российской Федерации, где нет арендаторов для заготовки древесины и их участие в воспроизводстве лесов не является определяющим. Также отмечена необходимость повышения качества и эффективности работ по лесовосстановлению, выполняемых арендаторами лесных участков. В статье указаны цели, задачи и результаты федерального проекта «Сохранение лесов». Предложена модель функционирования результатов и достижения показателей федерального проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Рафаилов Михаил Константинович, Арефьев Юрий Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация федерального проекта "сохранение лесов": создание механизма экономической устойчивости организаций лесного комплекса при воспроизводстве лесов»

DOI: 10.12737/artide_5b97a15f6c2721.52148961 УДК 630:338

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОХРАНЕНИЕ ЛЕСОВ»: СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ПРИ

ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕСОВ М. К. Рафаилов1

доктор биологических наук, профессор Ю. Ф. Арефьев1 1 - ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»,

г. Воронеж, Российская Федерация

В статье содержится информация о разрабатываемом федеральном проекте «сохранение лесов» национального проекта «Экология» в рамках задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, поставленной в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204. Отмечено, что за последние 10 лет соотношение выбытия и воспроизводства лесов составило 1,3 млн гектар. Обозначена потребность в проведении дополнительных объемов лесовосстановительных мероприятий на лесных участках, не переданных в аренду, и расположенных в защитных и эксплуатационных лесах. Отдельно указана проблема, связанная с дисбалансом выбытия и воспроизводства лесов на территории малолесных регионов Российской Федерации, где нет арендаторов для заготовки древесины и их участие в воспроизводстве лесов не является определяющим. Также отмечена необходимость повышения качества и эффективности работ по лесовосстановлению, выполняемых арендаторами лесных участков. В статье указаны цели, задачи и результаты федерального проекта «Сохранение лесов». Предложена модель функционирования результатов и достижения показателей федерального проекта.

Ключевые слова: проектное управление, федеральный проект, сохранение лесов, экономическая устойчивость, инфраструктурные объекты, модернизация материально-технической базы,

IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT «CONSERVATION OF FORESTS»: CREATION OF A MECHANISM FOR ECONOMIC SUSTAINABILITY OF FORESTRY ORGANIZATIONS IN

THE REPRODUCTION OF FORESTS M. K. Rafailov1

DSc in Biology, Professor Yu. F. Arefev1 1 - Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation

Abstract

The article contains information on the development of federal project "Conservation of Forests" of the national project "Ecology" in the framework of the task of preserving forests, including on the basis of their reproduction in all areas of cut and dead forest plantations, set forth in the Decree of the President of the Russian Federation "On National Purposes and strategic tasks of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 "dated May 7, 1981 № 204. It was noted that the ratio of forest disposal and reproduction has been 1.3 million in the last 10 years. The need for carrying out additional volumes of reforestation activities in forest areas that have not been leased and located in protective and operational forests is shown. The problem related to the imbalance of forest disposal and reproduction in the territory of sparsely wooded regions of the Russian Federation, where there are no tenants for logging, is separately indicated, and their participation in the reproduction of forests is not the determining factor. The need to improve the quality and efficiency of reforestation work carried out by tenants of forest areas is also noted. The article describes the goals, objectives and results of the federal project "Conservation of Forests". The model of functioning of results and achievement of indicators of the federal project is offered.

Keywords: project management, federal project, forest conservation, economic sustainability, infrastructure facilities, modernization of material and technical base

Введение

Дисбаланс выбытия и воспроизводства лесов за 10 лет составил 1,3 млн гектар. Учитывая разрыв между площадью выбытия и восстановления лесов, требуется проведение дополнительных объемов лесовосстановительных мероприятий на лесных участках, не переданных в аренду, и расположенных в защитных и эксплуатационных лесах.

Особенно тяжелое положение сложилось на территории малолесных регионов Российской Федерации, где нет арендаторов для заготовки древесины и их участие в воспроизводстве лесов не является определяющим. По данным государственного лесного реестра на лесных участках, непередан-ных в аренду, в 2018 году сложился дисбаланс рубки и восстановления, дополнительно выявлены лесные участки на площади около 23 029,8 га, на которых необходимо проведение искусственного лесовосстановления.

Ежегодно на лесовосстановление из средств федеральногобюджета в среднем выделяется 2,5 млрд рублей для проведения мероприятий на площади 47,5 тыс. га.

Ежегодно в Российской Федерации лесовос-становительные работы проводятся на площади в среднем 900 тыс. га (искусственное лесовосстановление проводится на площади около 164-180 тыс. га, содействие естественному возобновлению 650770 тыс. га) Ежегодно проводятся мероприятия по подготовке почвы, агротехнические уходы, рубки ухода за молодняками. Ежегодная заготовка 75 тонн семян мелкохвойных пород требует технических средств для заготовки лесосеменного сырья, его переработки и хранения семян.

С принятием Федерального закона от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов», субъектам Российской Федерации переданы полномочия по лесному семеноводству. Кроме того, в соответствии с принятым законом субъекты Российской Федерации доводят государственные задания на работы по воспроизводству лесов до своих учреждений. С учетом,

того что материально-техническая база учреждений формировалась до 2007 года, значительная часть техники и орудий изношены (износ техники 80 %).

Потребность в конкретных машинах и оборудовании определяется исходя из объемов выполняемых работ по операциям, производительности машин и оборудования, сезонности выполняемых работ с учетом использования базовых тракторов и машин на других лесохозяйственных работах, а также имеющегося парка лесохозяйственных машин и оборудования в субъектах Российской Федерации и предложений субъектов по закупке новых машин и оборудования для выполнения лесовос-становительных работ.

Учитывая, что качество и объемы проведения лесовосстановительных работ зависят от применения средств механизации, оборудования и технологий выполнения работ, необходимо обновить существующий парк лесохозяйственной техники с целью ликвидации образовавшегося разрыва между сплошными рубками и объемами лесовосстановле-ния.

Вопрос о создании лесных селекционно-семеноводческих центров (далее - ЛССЦ) в субъектах Российской Федерации возник с целью повышения продуктивности, качества, устойчивости лесов, усиления средообразующих функций за счет использования высококачественных семян и посадочного материала с закрытой корневой системой (далее ЗКС).

Посадочный материал с открытой корневой системой (далее ОКС), выращиваемый в течение 23 лет, должен быть использован в течение 10-12 дней. Перемещение его на значительные расстояния ограничено погодными условиями. Не достижение результата при проведении лесовосстанов-ления очень часто связано с проблемами в использовании посадочного материала с ОКС (нестандартные размеры, тронулся в рост или потерял минимальную влажность). Посадочный материал с ОКС существенно лимитирует процессы искусственного лесовосстановления и не обладает необходимыми потребительскими качествами.

Посадочный материал с ЗКС легко упаковывается и транспортируется на сотни километров. В ранневесенний период по «зимникам» он может

быть доставлен на участки, которые в весенний период недоступны для автотранспорта (опыт Республики Коми). Все промышленно развитые лесные страны (Швеция, Финляндия, Канада) используют посадочный материал с закрытой корневой системой. При соответствующей организации производства (площади для выращивания) с учетом потребности рынка объем производства посадочного с ЗКС на одной и той же производственной базе может быть увеличен в 2-3 раза. Посадочный материал с ЗКС обладает ценными потребительскими качествами и позволяет повысить качество работ по искусственному лесовосстановлению.

Лесным кодексом Российской Федерации установлены обязательства по воспроизводству лесов только в отношении лиц, использующих леса для заготовки древесины. Ими проведены лесовос-становительные мероприятия на площади 772,4 тыс. га.

Не обязаны восстанавливать леса лица, использующие леса для большинства видов использования, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ, а также лица использующие леса для заготовки древесины на праве постоянного бессрочного пользования (учреждения УФСИН).

Последние годы отмечается увеличение объемов заготовки древесины и рост лесных площадей, изымаемых для нужд недропользователей, строительства линейных объектов (150 тыс. га ежегодно).

Во исполнение пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.01.2017 № Пр-173 подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов», предусматривающий возложение обязательств по лесовосстановлению на лесных участках, предоставленных в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное пользование на лиц, использующих леса; проведение компенсационных мероприятий в области воспроизводства лесов при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры или при переводе земель, в земли иных категорий.

Реализация данного закона повлечет за собой увеличение потребности в посадочном мате-

риала на 300 млн штук ежегодно, в том числе и с ЗКС.

В 12 субъектах Российской Федерации разработана проектно-сметная документация на строительство ЛССЦ (Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Коми, Республика Мордовия, Московская, Вологодская, Иркутская, Тюменская, Калужская, Псковская область, Еврейская Автономная область). По состоянию на сегодняшний день документации нуждается в корректировке. Актуализация сметных расчетов требует дополнительных финансовых затрат от субъектов Российской Федерации и целесообразна только после подтверждения финансирования из средств федерального бюджета.

В настоящее время федеральным органом испольнительной власти прорабатывается вопрос с 6 субъектами Российской Федерации (Московская область, Красноярский край, Республика Бурятия, Иркутская, Вологодская, Тюменская области ) по возможности софинансирования строительства ЛССЦ из средств бюджета субъекта Российской Федерации с учетом Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.07.2017 № 1476-р «Об утверждении предельного уровня софинансирова-ния расходного обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999».

Расчет необходимых средств осуществлялся с учетом проектов-аналогов по введенным ранее ЛССЦ.

С 2011 года введены в эксплуатацию 5 ЛССЦ, построенных за счет субсидий из федерального бюджета (в Республике Татарстан, Алтайском крае, Архангельской, Ленинградской и Воронежской областях). В 2017 году на ЛССЦ было выращено 34 млн сеянцев, выход на проектную мощность составил 90 %. На каждый миллион рублей израсходованный на создание инфраструктуры ле-совосстановлнения получены мощности по производству 22,6 тыс. сеянцев (34 млн штук сеянцев /1506 млн руб. = 22,6 тыс. сеянцев).

Согласно статье 611 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), в целях получения объективной информации о состоя-

нии воспроизводства лесов в субъектах Российской Федерации проводится государственный мониторинг воспроизводства лесов. Работы выполняются с 2014 года.

Мониторинг является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Работы выполняются по государственному заданию ФБУ «Российский центр защиты леса». Стоимость государственной работы в 2018 году составляют 213 млн рублей. В ходе работы осуществляется оценка используемых при воспроизводстве семян лесных растений (6200 партий) и посадочного материала (1700 партий), на 15 тыс. гектар проводится натурная оценка характеристик лесных нас насаждений. Выявление земель, требующих лесовосстановления проводится в отношении земель, попадающих в фонд лесовосстановления за прошедший год на площади 1177 тыс. га. Это площади из - под сплошных рубок 982 тыс. га (исключая площади рубок для создания линейных объектов и недропользования), 195 тыс. га погибших насаждений в том числе 96 тыс. га от лесных пожаров. Расчетные расходы на работы по выявлению земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления в 2018 году составляют 21,6 млн рублей (18,35 рублей на 1 га работ).

Обследование участков, пройденных рубками, лесными пожарами и погибших до 2014 года в связи с недостаточным финансированием работ, не осуществлялось. На 1 января 2015 года фонд лесо-восстановления по данным государственного лесного реестра составлял более 33 млн га. На этих площадях постоянно происходят естественные природные процессы заболачивания, лесообразова-ния в том числе с участием малоценных пород, зарастания сорными и степными растениями. Для получения актуальной информации о землях требующих восстановления (выполнения тех или иных лесовосстановительных мероприятий) необходимы обследования, уточняющие состояние и доступность площадей.

Часть работ может быть выполнена с ис-

пользованием материалов дистанционного зондирования Земли. В 2017-2018 годах в рамках государственного задания Рослесхоза ФБУ СевНИИЛХ и ФБУ СПбНИИЛХ разрабатывают методические рекомендации по использованию данных дистанционного зондирования Земли при осуществлении государственного мониторинга воспроизводства лесов.

Выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, в рамках государственного мониторинга воспроизводства лесов позволит сократить площадь таких земель, обеспечить эффективное лесовосстановле-ние по возможным способам.

Учитывая вышеперечисленные вопросы в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 [1] нашла свое отражение задача по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений. Которая будет реализовываться в рамках отдельного федерального проекта, входящего в состав Национального проекта «Экология».

Методы

При проведении исследования был реализован комплексный подход к исследованию вопросов проектного управления. Источниками информации являлись федеральные и региональные информационные ресурсы, данные мониторинга печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров.

Порядок реализации механизмов проектного управления представляет собой алгоритм последовательных действий и мероприятий, направленных на инициирование, подготовку, реализацию, управление изменениями, мониторинг, оценку и завершение приоритетных проектов (программ) в рамках положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и методических рекомендаций [2].

Для целей настоящей работы подразумевается, что согласно положениям Распоряжения Минэ-

кономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ "Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти" [3] и "Методических рекомендаций по реализации первоочередных мероприятий в части организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти", утвержденных Аппаратом Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 № 8399п-П6 [4], соответствующим субъектом (органом исполнительной власти) уже внедрена система проектного управления в необходимом объеме.

Так, «Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», утвержденные Распоряжением Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ, определяют подходы, принципы, порядок внедрения проектного управления и формализуют типовые шаблоны нормативных методических документов для их внедрения в органах исполнительной власти. В них устанавливаются целями внедрения проектного управления и основные принципы. Вводится модель проектно-ориентированной системы управления, включая набор процессов и инструментов управления ресурсами, предназначенных для достижения целей органа исполнительной власти. Управление мотивацией регулируется путем использования органом исполнительной власти системы ключевых показателей эффективности (КПЭ). Предусматривается обучение проектному управлению. Организационная поддержка проектной деятельности осуществляется путем внедрения таких инструментов (органов), как Проектный комитет, Проектный офис, функциональные проектные офисы, проектные офисы на уровне отдельных проектов. Вводится информационная система управления проектами (далее - ИСУП).

«Методические рекомендации по реализации первоочередных мероприятий в части организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти», утвержденные Аппаратом Правительства Российской Федерации 07.11.2016 № 8399п-П6, вводят перечень организационных мероприятий, устанавливают нормативное и методическое обеспечение, порядок работы автоматизированной ИСУП, регулируют развитие компе-

тенций участников проектной деятельности. Документ содержит примерные формы приказа Федерального органа исполнительной власти об организации проектной деятельности, положения об организации проектной деятельности и функциональной структуры организации проектной деятельности системы управления проектной деятельности.

Таким образом, для целей организации проектной деятельности федеральной орган исполнительной власти в первую очередь должен организовать комплексную систему управления проектной деятельности, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в данной области.

Первой стадией реализации механизма проектного управления является непосредственная подготовка предложения по приоритетному проекту (программе) и его инициирование.

В связи с этим, одним из вопросов является предмет - т.е. перечень и объем общественных отношений, подлежащих проектному регулированию. Согласно ст. 2.1. «Методических рекомендаций по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе)», утвержденных Аппаратом Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 7955п-П6 [5], предложения по приоритетным проектам (программам) служат формой инициирования приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, утвержденным решением Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Следовательно, предмет, представляющий собой перечень общественных отношений, подлежащих специальному регулированию в рамках законодательства о проектном управлении, основывается на основных направлениях стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года.

Результаты и обсуждение

В рамках задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, поставленной в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период

до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 был подготовлен проект паспорта федерального проекта «Сохранение лесов» Национального проекта «Экология» (рис. 1), а также дополнительные и обосновывающие материалы.

Целью проекта является обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100 % к 2024 году.

Задача проекта: Сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

При сохранении доли участия государства в лесовосстановлении на уровне 20 % необходимо будет силами учреждений, подведомственным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - учреждения), проводить работы по лесовосстановлению на площади 310 тыс. га (+63% к 2017 году), что потребует повышение технической оснащенности учреждений лесо-хозяйственными машинами и оборудованием. В проекте предусмотрены меры по созданию механизма экономической устойчивости учреждений путем установления в законодательстве возможности заготовки ими спелой и перестойной древесины (увеличение внебюджетных источников учреждений). В то же время в малолесных субъектах Российской Федерации, где большая доля лесов относится к защитным лесам, необходимы дополнительные средства федерального бюджета на восполнение дисбаланса выбытия и воспроизводства лесов на лесных участках, непереданных в аренду.

Для реализации национального проекта необходимо создание дополнительных мощностей по выращиванию посадочного материала (увеличение

Показатели федерал

объема выращивания на 32 % от 2017 года), в том числе с закрытой корневой системой (+ 41 % к 2017 году) [6].

По данным государственного реестра на 01.01.2018 г. числится площадь земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления (фонд лесовосстановления) 32,7 млн га. С целью оценки фактического состояния фонда и принятия оптимальных управленческих решений при планировании работ по лесовосстановлению необходимо проведение работ по актуализации информации о фонде лесовосстановления.

Результаты проекта:

1. Сформирована нормативная правовая база:

- по созданию механизма «компенсационного» лесовосстановления,

- по совершенствованию механизма отнесения земель, предназначенных для лесовосстановле-ния, к землям, занятым лесными насаждениями;

2. Повышено качество и эффективность работ по лесовосстановлению, на лесных участках, не переданных в аренду;

3. Повышено качество работ по лесовосста-новлению, выполняемых арендаторами лесных участков;

4. Обновлена информация о наличии земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления; возможных способах лесо-восстановления;

5. Созданы современные инфраструктурные объекты (лесосеменные центры, тепличные лишайникового и брусничного типов (V-IV классы бонитета).

Таблица 1

проекта «Сохранение лесов»

Наименование показателя 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % 62,3 64,4 72,8 80,4 85,6 92,2 100

Площадь лесовосстановления, тыс. га 935 1000 1100 1200 1300 1425 1554

Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт. 665 669 698 728 756 827 879

Запас семян лесных растений для лесовосста-новления, тонн 194 221 243 270 300 330 360

6. Проведена модернизация материально-технической базы государственных учреждений специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием;

7. Сформирован запас лесных семян для лесо-восстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

Финансирование проекта: Всего по федеральному проекту на весь период реализации -114 843 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета 19 192 млн рублей (в т.ч. 18 592 млн рублей межбюджетные трансферты), за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 2 753 млн рублей, за счет внебюджетных источников - 92 898 млн рублей.

Модель функционирования результатов и достижения показателей федерального проекта

Формирование соответствующей нормативной правовой базы посредством принятия закона Российской Федерации «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенство-

вания воспроизводства лесов», которым определен порядок восстановления лесов, вырубаемых для реализации инфраструктурных проектов, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, а также подзаконных актов, позволит создать механизм «компенсационного» лесовосстановления и усовершенствовать механизм отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.

Повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению, на лесных участках, непере-данных в аренду, достигается за счет увеличения внебюджетных средств, направляемых учреждениями субъектов Российской Федерации, на лесовосстановление, не менее 953 млн. рублей ежегодно. Дополнительное финансирование из федерального бюджета Российской Федерации работ по лесовосстановлению позволит увеличить площадь лесовосстановления на лесных участках, непереданных в аренду не менее, чем на 18 тыс. га. Создание возможности заготовки

федеральный проект «сохранение лесов»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

■повышение качества и эффективности лесовосстановления; ■инвентаризация земель, требующих лесовосстановления;

■создание современных инфраструктурных объектов для воспроизводства лесов; ■обновление специализированной лесохозяйственной техники и оборудования

Структура и объем финансирования проекта

федеральный бюджет

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДО 2024 ГОДА:

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %

Количество выращенного посадочного материала лесных растений, млн шт.

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2019 2020 2021 2022 2023 2024

64,4 72,8 80,4 85,6 92,2 100 669 698 728 756 827 879

иные источники

Финансирование проекта по годам (млрд. рублей)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.« 19,3,. ig?. 19 -48

Площадь лесовосстановления, тыс. га

2019 2020 2021 2022 2023 2024

1000 1100 1200 1300 1425 1554

Запас семян лесных растений для лесовосстановления, т.

2019 2020 2021 2022 2023 2024

221 243 270 300 330 360

3.8 3.4 3 4

2.8 федеральный

бюджет

0.9 0.9 0.9

IIIÏÏ

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Рис. 1. Федеральный проект «Сохранение лесов»

Лесотехнический журнал 3/2018

спелой и перестойной древесины данными учреждениями позволит обеспечить их экономическую устойчивость.

Повышение качества работ по лесовосстановле-нию, выполняемых арендаторами лесных участков, достигается за счет субсидирования затрат арендаторам лесных участков использующих сеянцы с закрытой корневой системой при искусственном лесовосста-новлении, что позволит обеспечить увеличение количества используемого посадочного материала с ЗКС в 1,3 раза [7]. Внедрение модели интенсивного использования и воспроизводства лесов позволит увеличить объемы искусственного лесовосстановления.

Функционирование модели непосредственно связано с проведением инвентаризация земель, требующих лесовосстановления (фонда лесовосстанов-ления) с использованием технологий дистанционного зондирования земли.

Создание современных инфраструктурных объектов (лесосеменные центры, тепличные хозяйства) для воспроизводства лесов реализуется за счет внедрения механизма субсидирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в части затрат на строительство не менее 3 ЛССЦ.

В рамках реализации проекта планируется модернизация материально-технической базы государ-

ственных учреждений специализированной лесохо-зяйственной техникой и оборудованием посредством оснащения учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов. В рамках проекта планируется приобрести 25% от потребности учреждений в специализированных машинах и оборудовании для воспроизводства лесов.

Формирование запаса лесных семян для лесо-восстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений за счет достижения оборота репродуктивного материала лесных растений, используемого при лесовосстановлении, возрастающим объемам создания лесных культур: запас семян равняется трехлетней потребности в семенах.

Выводы

В рамках полноценного функционирования модели, запланированные результаты федерального проекта обеспечат соблюдение баланса выбытия и воспроизводства лесов Российской Федерации, улучшение их качества и повышение продуктивности, что в комплексе обеспечит достижение целевого показателя проекта «Отношение площади лесо-восстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» к 2024 году на уровне 100 % и повысит экономическую устойчивость организаций лесного комплекса, участвующих в воспроизводстве лесов.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://government.consultant.ru/documents/3712912.

3. Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/201404181.

4. Методические рекомендации по реализации первоочередных мероприятий в части организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти: Утверждены Аппаратом Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 № 8399п-П6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/25322/.

5. Методические рекомендации по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе) Утверждены Аппаратом Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 7955п-П6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/24986/ .

6. Морковина, С. С. Экономическая модель интенсивного лесного хозяйства как основа равновесия интересов лесного бизнеса, государства, общества [Текст] / С. С. Морковина // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. - 2016. - № 3. - С. 64-76.

7. Морковина, С. С. Предпосылки формирования инновационной инфраструктуры лесовосстановления [Текст] / С. С. Морковина, О. И. Васильев // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 12. -С. 162-167.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» ot 07.05.2018 № 204. [Decree of the President of the Russian Federation "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" of 07.05.2018 No. 204.] (In Russian).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.10.2016 № 1050 \"Ob organizacii pro-ektnoj deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Federacii\". [Decree of the Government of the Russian Federation of October 10, 2016 No. 1050 "On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation"]. Available at: https://government.consultant.ru/documents/3712912 (In Russian).

3. Rasporyazhenie Minekonomrazvitiya Rossii ot 14.04.2014 № 26R-AU \"Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po vnedreniyu proektnogo upravleniya v organah ispolnitel'noj vlasti\". [Order of the Ministry of Economic Development of Russia of April 14, 2014 No. 26R-AU "On Approval of Guidelines for Implementing Project Management in the Executive Bodies".]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depStrategy/201404181 (In Russian).

4. Metodicheskie rekomendacii po realizacii pervoocherednyh meropriyatij v chasti organizacii pro-ektnoj deyatel'nosti v federal'nyh organah ispolnitel'noj vlasti Utverzhdeny Apparatom Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 07.11.2016 № 8399p-P6. [Methodological recommendations on the implementation of priority activities in terms of the organization of project activities in federal executive bodies Approved by the Government Office of the Russian Federation of 07.11.2016 No. 8399p-P6.]. Available at: http://government.ru/news/25322/ (In Russian).

5. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke predlozheniya po prioritetnomu proektu (programme) Utverzhdeny Apparatom Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20.10.2016 № 7955p-P6. [Methodical recommendations for the preparation of proposals for the priority project (program) Approved by the Office of the Government of the Russian Federation of 20.10.2016 No. 7955p-P6.]. Available at: http://government.ru/news/24986/ (In Russian).

6. Morkovina S.S. Ekonomicheskaya model' intensivnogo lesnogo hozyajstva kak osnova ravnovesiya in-teresov lesnogo biznesa, gosudarstva, obshchestva [The economic model of intensive forestry as a basis for the balance of the interests of the forest business, the state, society] Trudy Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta lesnogo hozyajstva. [Proceedings of the St. Petersburg Research Institute of Forestry] 2016, no. 3, pp. 64-76 (In Russian).

7. Morkovina S.S., Vasilev O.I. Predposylki formirovaniya innovacionnoj infrastruktury leso-vosstanovleniya [Prerequisites for the Formation of the Innovation Infrastructure of Forest Recovery] Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. [Socio-economic phenomena and processes] 2014, Vol. 9, no. 12, pp. 162-167 (In Russian).

Сведения об авторах

Рафаилов Михаил Константинович - аспирант ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: economica-les@yandex.ru.

Арефьев Юрий Фёдорович - профессор кафедры экологии, защиты леса и лесного охотоведения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», доктор биологических наук, профессор, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: arefjev@voronezh.net.

Information about authors

Rafailov Mikhail Konstantinovich - post-graduate student of Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation; e-mail: economica-les@yandex.ru.

Arefev Yury Fedorovich - Professor, Department of ecology, forest protection and forest hunting management of Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», DSc in Biology, Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: arefjev@voronezh.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.