Научная статья на тему 'Некоторые вопросы аренды лесных участков'

Некоторые вопросы аренды лесных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
708
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / АРЕНДА / ДОГОВОР АРЕНДЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / НАСАЖДЕНИЯ / FOREST / FOREST AREA / RENT / LEASE / LAND AREA / PLANTATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуплецова Юлия Игоревна

Статья посвящена некоторым вопросам аренды лесных участков, возникающих в практике применения лесного законодательства Российской Федерации. Особое внимание уделяется изменениям в лесном законодательстве в части заключения договоров аренды в связи с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEM OF RENT FOREST

This article is devoted to some problem of the rent of forest areas, resulting in the practice of the forestry legislation of Russian Federation. Particular attention is paid to changes in forestry legislation in the conclusion of lease contracts in connection with the adoption of the new Forest Code.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы аренды лесных участков»

Некоторые вопросы аренды лесных участков

Ю.И. Шуплецова

заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

Юлия Игоревна Шуплецова, study2@izak.ru

Вопросы права на лес и нелесную растительность традиционно имеют для России большую важность. Это связано прежде всего с большими площадями территории Российской Федерации, занятыми этими видами природных ресурсов. По данным, приведенным П. Павловым, на долю нашей страны приходится более 22 процентов от мировой лесопокрытой площади и 21 процент от расчетного мирового запаса древесины. При этом Россия занимает третье место в мире по производству деловой древесины. Местоположение и размеры лесного фонда, который составляет 69 процентов от суши Российской Федерации, предопределяют социально-экономическое значение наших лесов1.

Основным видом растительности на территории России являются леса. На регулирование именно лесных отношений направлено большинство усилий законодателей.

Современное состояние лесопользования характеризуется низким уровнем использования лесных ресурсов и недостаточной экономической эффективностью. Из возможного объема лесопользования (500 миллионов кубометров в год) используются только 145 миллионов кубометров2. В качестве главных причин, сдерживающих

приток инвестиций в лесопромышленный сектор России, указывают такие, как неэффективность доступа к лесным ресурсам, несовершенство правовых и организационных механизмов эффективной борьбы с незаконными вырубками леса, недостаточно надежная защита прав на использование земель лесного фонда, отсутствие специализированной машиностроительной базы и другие3. Как указывается в Экологической доктрине Российской Федерации4, основными задачами в сфере нормативного правового обеспечения и правоприменения являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. Для этого необходимо, в частности:

• устранить имеющиеся противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;

1 Павлов П. Новый Лесной кодекс России и рыночная экономика // Российская юстиция. 1999. № 2. С. 38.

2 Лесохозяйственная информация / Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства // Сборник научно-технической информации по лесному хозяйству. 2003. № 5. С. 19.

3 Маренков В. О. Анализ главных причин, сдерживающих приток инвестиций в лесопромышленный сектор России // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2003. № 5 (30). С. 50-53.

4 Экологическая доктрина Российской Федерации : одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р // Российская газета. 2002. № 176 ; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 36, ст. 3510.

• обеспечить реализацию законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;

• обеспечить правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и (или) выбора проектов;

• развить систему государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

• гармонизировать законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды и нормы международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;

• развить и активизировать судебные механизмы разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды;

• усовершенствовать методики расчета и практику компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и (или) осуществления экологически опасных видов деятельности;

• обеспечить применение механизмов прекращения незаконной деятельности.

Новый Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ)5 предусмотрел несколько (помимо права собственности) прав на лесные участки. И среди таких прав одно из главных мест занимает право аренды лесных участков. Следует отметить, что такое

право не является новеллой ЛК РФ. Оно было предусмотрено лесным законодательством и ранее. Например, в Лесном кодексе Российской Федерации от 1997 года6 правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, была посвящена глава 6.

После вступления в силу ЛК РФ от 2006 года перестали существовать такие права на лесные участки, как концессии и краткосрочного пользования. В связи с этим в настоящее время использование лесов гражданами и организациями осуществляется в основном на условиях аренды. В частности, на праве аренды лесные участки предоставляются для следующих видов использования лесов:

• заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ);

• заготовка живицы (ст. 31 ЛК РФ);

• заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ);

• заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ);

• использование лесов для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК РФ);

• выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ).

Также ЛК РФ предусматриваются случаи заключения договора аренды для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, рекреационной деятельности, для создания лесных плантаций и их эксплуатации, для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Помимо Лесного кодекса Российской Федерации, аренда лесных участков также регулируется гражданским и земельным законодательством. Общие положения об аренде содержатся в Главе 34 Г ражданского кодекса (ГК РФ). В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 5, ст. 610.

имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Однако следует учитывать, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что в отношении аренды лесных участков приоритет имеют нормы лесного и земельного законодательства. Указанная позиция может быть подтверждена, например, анализом статьи 624 ГК РФ. В соответствии с этой статьей в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. При этом, если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Несмотря на то, что ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) не предусмотрен прямой запрет на выкуп арендованного лесного участка из состава земель лесного фонда, соглашение о выкупе не может быть заключено, поскольку в соответствии со статьей 8 ЛК РФ земельные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Кроме того, в соответствии со статьей 27 ЗК РФ земли лесного фонда являются ограниченными в обороте, то есть не могут предоставляться в частную собственность, хотя в отношении лесных участков из состава земель иных категорий соглашение о выкупе может быть заключено,

если такие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Особого внимания заслуживает предмет договора аренды - лесной участок. В настоящее время статьей 8 ЛК РФ установлено только право на лесные участки, которыми в соответствии со статьей 7 ЛК РФ являются земельные участки. Отдельно законодательством не устанавливаются права на леса, хотя такое понятие широко используется в ЛК РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 10 ЛК РФ на землях лесного фонда и землях иных категорий расположены именно леса, использование, охрана, защита и воспроизводство которых регулируются лесным законодательством. В свою очередь, статья 8 ЛК РФ делит земли лесного фонда на лесные участки, наличие на которых лесов, видимо, не является обязательным, поскольку в определении лесного участка этот признак не указан.

Лесные участки, являющиеся объектом договора аренды, представляют собой сложную вещь. Во-первых, в соответствии со статьей 7 ЛК РФ это земельный участок, на котором проведено лесоустройство и прошедший государственный кадастровый учет. Во-вторых, на таких участках предполагается наличие лесных насаждений (или растений), которые также являются природным объектом и имуществом особого рода.

Однако если для других видов природных ресурсов эта проблема в достаточной степени разрешена принятием соответствующих федеральных законов, например Водного кодекса Российской Федерации7 и Закона Российской Федерации «О животном мире»8, то права на лесные насаждения и иную растительность по-прежнему не регламентируются.

Важным аспектом указанной проблемы является вопрос о том, к какой категории имущества относятся лесные насаждения и иная растительность. Ведь с решением именно этого вопроса закон связывает особенности возникновения, изменения и прекращения прав на них. Например, с точ-

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1462.

ки зрения гражданского законодательства растения не являются недвижимым имуществом, то есть такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ). Однако, поскольку ЛК РФ называет лесные участки земельными участками, следует полагать, что лесные участки в целом (совокупность земли и растительности) являются объектами недвижимого имущества.

Остается неясным вопрос, как соотносятся понятия «лесные участки» и «растения», о которых идет речь в статье 261 ГК РФ. Ни гражданское, ни лесное, ни земельное законодательства окончательно не решают вопрос о том, какие же «растения» могут произрастать на лесных или земельных участках и какова их правовая судьба.

Также нерешенным остается вопрос о так называемых многолетних насаждениях. В соответствии с землеустроительными и лесоустроительными документами многолетними являются искусственно созданные древесные, кустарниковые или травянистые насаждения, способные давать урожай плодово-ягодной или технической продукции. В состав таких насаждений прежде всего входят сады, виноградники, плодовые питомники9.

Исходя из лесоустроительных и градостроительных норм, можно также сделать вывод о том, что многолетними являются те насаждения, которые не требуют ежегодного возобновления на том же самом месте и не могут быть перемещены без их гибели или значительного повреждения. Таким образом, многолетними насаждениями прежде всего являются древесно-кустарниковые породы во взрослом состоянии. Взрослым, как правило, признаются деревья старше 15 лет или же деревья, не подлежащие пересадке. Что касается кустарников и травянистой растительности, то независимо от возраста они могут быть признаны не подлежащими пересадке.

Вероятно, большую часть лесной растительности можно признать многолетними, а

следовательно, отнести их к недвижимому имуществу. Отнесение их к недвижимости оправдано и тем, что объекты недвижимости и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Все леса и нелесная растительность на территории населенных пунктов находятся на специальном учете в органах природопользования и охраны окружающей среды соответствующего уровня, а также в земельных органах как принадлежность земельных участков.

Тем не менее Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Фе-дерации»10 (ст. 16) путем внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации исключил леса и многолетние насаждения из числа объектов недвижимости.

Все вещи в гражданском законодательстве также делятся на делимые и неделимые. Неделимыми в соответствии со статьей 133 ГК РФ признаются те вещи, раздел которых без изменения их назначения невозможен. Остальные вещи считаются делимыми.

Исходя из сказанного, земельный участок с находящимися на нем лесными насаждениями следует признать делимой вещью. Однако необходимо помнить, что возможен раздел только земельного участка. Делить такое имущество на участок и насаждения в натуре не представляется возможным, так как насаждения без земли не только потеряют свое назначение, но и могут погибнуть как природный объект и как имущество. Разумеется, может возникнуть необходимость пересадить отдельные плодовые насаждения или ценные культуры, однако это нельзя признать общим правилом. Следует обратить внимание и на то, что в случае подобного раздела нельзя адекватно оценить размер долей, так как явно определить, какова ценность самих насаждений, изъятых из земли, невозможно.

Кроме того, мы уже упоминали, что объектом аренды может быть только потребляемая вещь, а основной вид использования лесов на условиях договора аренды - заготовка древесины, то есть «потребление»

9 Нагаев Р. Т. Недвижимость : энциклопедический словарь. Казань, 2003. С. 166.

10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279.

части переданного в аренду имущества. Таким образом, можно сделать вывод, что лесной участок все-таки представляет собой единую вещь, деление которой возможно по тем же основаниям, по которым может быть разделен земельный участок.

Порядок заключения договора аренды по сравнению с порядком, установленным Лесным кодексом Российской Федерации от 1997 года, претерпел некоторые изменения. В настоящее время договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в следующих случаях:

• использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;

• использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;

• использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

• реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

• заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для указанных выше целей.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной

собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Лесное законодательство предусматривает обязательный кадастровый учет лесных участков. В соответствии и с земельным, и с лесным законодательством предметом договора аренды может быть только лесной участок, прошедший кадастровый учет. Однако с учетом того, что ранее (до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года) кадастровый учет земель лесного фонда практически не проводился, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201 -ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 года разрешил предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 года, признается юридически действительным.

В случае если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»11. Любые сдел-

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3594.

ки, совершаемые с лесными участками, подлежат государственной регистрации. Это подтверждается сложившейся судебной практикой. В качестве примера приведем Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 года № Ф04-1647/2008(1906-А45-31)12.

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к территориальному управлению Федеральной регистрационной службы (далее - Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об обязании Управления произвести государственную регистрацию сделки - договора аренды участка лесного фонда с учетом дополнительного соглашения.

В кассационной жалобе Управление, полагая, что судебный акт является незаконным и необоснованным и судом применены нормы материального права, не подлежащие применению к данным правоотношениям, а именно Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года, Инструкция «О порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)», утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 января 2002 года № 18, просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя жалобы, поскольку Общество не привело представленный на регистрацию договор аренды участка лесного фонда в соответствие с существующим законодательством, в государственной регистрации было отказано правомерно; выводы суда о том, что на момент подачи документов для государственной регистрации договора аренды он соответствовал существующему законодательству, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку документы были поданы после

вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», признавшего утратившими силу некоторые положения Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ, в том числе положения о договоре аренды участка лесного фонда.

Управление, сославшись на абзац 1 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказало Обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, мотивируя тем, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав, и в соответствии с указанным Федеральным законом документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям существующего законодательства.

Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклонила доводы кассационной жалобы.

При этом кассационный суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответс-

12 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

твии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в статье 20 указанного Федерального закона.

Отказывая Обществу в государственной регистрации, регистрирующий орган, ссылаясь на Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно которому с 8 декабря 2006 года из понятия «недвижимое имущество» исключены такие понятия, как «леса и многолетние насаждения», исходил из того, что договор аренды участка лесного фонда не может быть зарегистрирован, поскольку участок лесного фонда не является объектом недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации.

Однако довод заявителя жалобы о том, что с 1 января 2007 года договоры аренды лесных участков не подлежат государственной регистрации, не мог быть принят судом, поскольку из содержания Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» явствует, что сделки с лесными участками подлежат государственной регистрации (ст. 4.3). Кроме того, в соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесной участок является земельным участком, государственную регистрацию сделок с которым указанный Федеральный закон не отменяет.

В связи с этим судом был сделан правомерный и обоснованный вывод, что договоры о передаче лесных участков в пользование (в частности договоры аренды) подлежат обязательной государственной регистрации, и обоснованно признал незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.

Также интересным с практической точки зрения является вопрос о порядке заключения договора аренды лесных участков из состава земель иных, кроме лесного фонда, категорий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора аренды лесного участка13. Этот нормативный акт не разделяет лесные участки по категориям земель, однако устанавливает правила только для лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. А ведь, например, по данным, приводимым Г.А. Волковым, в составе земель сельскохозяйственного назначения (в основном находящихся в частной собственности) земли, занятые древеснокустарниковой растительностью, занимают 66,6 миллиона гектаров (16,4%)14.

Следует иметь в виду и то, что на землях сельскохозяйственного назначения может находиться не только древеснокустарниковая растительность, но и леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций. Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передавались им в безвозмездное пользование в соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 года. Другие особенности пользования указанными лесами определялись статьей 130 Лесного кодекса 1997 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года № 1601 «Об утверждении Положения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных орга-низаций»15. В настоящее время вопрос о

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 23, ст. 2793.

14 Волков Г. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М. : Волтерс Клувер, 2004. С. 3.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 121.

правах на такие участки не решен, следовательно, не установлен и порядок передачи их в аренду. Применение порядка, предусмотренного гражданским законодательством, также не может удовлетворить всем условиям использования и охраны таких лесов.

Кроме того, в примерном договоре аренды лесного участка отсутствует раздел об охране используемого участка. К обязанностям арендатора относятся только санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом, противопожарные мероприятия. Однако охрана, защита лесов, лесовосстановление и лесоразведение не исчерпываются указанными мероприятиями.

Таким образом, из сказанного могут быть сделаны следующие выводы:

1) необходимо законодательное признание правового режима лесного участка как сложного объекта арендных отношений. При этом следует определить режим лесных насаждений как отдельный вид имущества;

2) необходимо привести в соответствие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с использованием и охраной лесов и иной растительности. В частности, обязательно введение единой терминологии в части использования таких понятий, как «лес», «лесные насаждения», «растения», «растительность», «многолетние насаждения» и т. п.;

3) необходимо законодательно закрепить запрещение выкупа арендованных лесных участков независимо от категории земель, на которых они расположены, и формы собственности на эти участки;

4) в договоре аренды лесного участка требуется уточнить обязанности арендодателя и арендатора по охране и защите лесов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов П. Новый Лесной кодекс России и рыночная экономика // Российская юстиция. 1999. № 2.

2. Лесохозяйственная информация / Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства // Сборник научно-технической информации по лесному хозяйству. 2003. № 5.

3. Маренков В. О. Анализ главных причин, сдерживающих приток инвестиций в лесопромышленный сектор России // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2003. № 5 (30).

4. Экологическая доктрина Российской Федерации : одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р // Российская газета. 2002. № 176.

5. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 36, ст. 3510.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278.

7. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 5, ст. 610.

8. Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381.

9. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1462.

10. Нагаев Р. Т. Недвижимость : энциклопедический словарь. Казань, 2003.

11. Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279.

12. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3594.

13. Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 23, ст. 2793.

14. Волков Г. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М. : Волтерс Клувер, 2004.

15. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.