Научная статья на тему 'Объяснительные возможности теории социальных представлений для исследования морально-правовых элементов сознания'

Объяснительные возможности теории социальных представлений для исследования морально-правовых элементов сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / УРОВНИ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Наталья Николаевна

В настоящее время в рамках теории социальных представлений проводится большое количество исследований. Часть исследований посвящена изучению нормативных представлений. Важную роль в изучении морального сознания сыграли работы Ж. Пиаже и Л. Колберга. Отечественные психологи уделяют большое внимание ценностным аспектам морально-правовых представлений. Теория социальных представлений позволяет изучать картину морально-правового сознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объяснительные возможности теории социальных представлений для исследования морально-правовых элементов сознания»

Таким образом, опрос студентов первого, третьего и пятого курсов обеспечил данные, которые показывают, как меняется интерес к профессии журналиста по мере знакомства с работой, и - из каких принципов и собственных потребностей будут исходить будущие работники СМИ. Мы видим, что мотивы заботы о людях прослеживаются на всех курсах, но к моменту выпуска из университета, студентов, сохраняющих такую позицию остается не более 20 %. Вдвое больше выпускников намерены с помощью работы решать свои вопросы, такие как самореализация, расширение кругозора, самоутверждение. И абсолютное большинство студентов желает получить от работы яркую непредсказуемую жизнь с творчеством, активностью и новыми знакомствами.

Если тексты являются способом журналиста выразить себя, то в зависимости от эмоционального и духовного здоровья это самовыражение будет либо полезным, либо бесполезным

(и даже вредным) для общества. Проведенное исследование позволяет нам предполагать, что СМИ пополнятся журналистами, большинство из которых ничего не будет менять, а 20 процентов попытается внести в общество вклад, повлияв на культурные и духовные ценности.

Список литературы

1. Бабушкин, И. Стойло уральского Пегаса [Текст] / И. Бабушкин // Курс дела. - 2007.

- № 5.

2. Пахоль, Б. Е. Ценности и смыслы. Психологические механизмы социального управления [Электронный ресурс] / Б. Е. Пахоль // Психология. - http://www.sunhome.ru/ psychology/11896/р2.

3. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] : в 2 т. Т. 2 / Х. Хекхаузен. - М., 1986.

- С. 112-136.

Н. Н. Лебедева

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ

В настоящее время в рамках теории социальных представлений проводится большое количество исследований. Часть исследований посвящена изучению нормативных представлений. Важную роль в изучении морального сознания сыграли работы Ж. Пиаже и Л. Колберга. Отечественные психологи уделяют большое внимание ценностным аспектам морально-правовых представлений. Теория социальных представлений позволяет изучать картину морально-правового сознания личности.

Ключевые слова: социальные представления, социальное познание, уровни морального развития, иерархия ценностей, моральные и правовые представления.

Теория социальных представлений занимает одно из центральных мест среди современных направлений в социальной психологии. Это подтверждается большим потоком исследований как отечественных, так и зарубежных, проводимых в русле теории. Вопросы, на которые пытаются ответить представители теории, вызывают активный интерес у исследователей «Как люди понимают окружающий мир? Каким образом они осмысливают свою повседневную жизнь?»

Поле применения теории социальных представлений обширно - это могут быть практически любые элементы социального познания. В самых первых исследованиях, автором тео-

рии социальных представлений С. Московичи, изучался образ психоанализа в сознании французов. По его мнению, новое знание вырабатывается в контексте общественного взаимодействия людей «.. .наши представления основаны не на тех вещах и ситуациях, которые они воспроизводят - они основаны на коммуникации, касающейся этих вещей и ситуаций» [7].

Под социальными представлениями С. Московичи подразумевает «набор понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций» [9]. Его подход фокусируется на том, как люди мыслят и создают свою разделяемую реальность, а также на содержании

их мышления. Именно содержательный аспект социальных представлений стал основой для большинства исследований этого феномена.

Изучению структуры социальных представлений посвятили свои работы многие психологи и социологи: Милгрем - представления о городском пространстве (жителей Нью-Йорка и Парижа), Жодле - представления о теле, Маркова - представления о демократии.

Разнообразие тем и методов, используемых для изучения социальных представлений, свидетельствует о широких исследовательских возможностях теории. Выбор конкретных методов и техник зависит от исследовательских задач.

Одной из областей применения теории социальных представлений является проблема изучения морального сознания. Даже первые исследования моральных суждений детей Ж. Пиаже рассматривает с позиции теории социальных представлений. Пиаже, так же, как и Московичи, являясь последователем традиций французской социологической школы, искал источник морального сознания в социализации индивида, понимая социализацию как процесс общения индивидуальных сознаний между собой [8].

Ж. Пиаже считал, что моральные представления в своем развитии проходят несколько этапов: от морального реализма, к кооперативному чувству справедливости и далее к автономному осознанию справедливости. Пиаже видит это развитие как результат созревания когнитивного процесса и как функцию структуры отношений социального взаимодействия в ходе процесса социализации.

Работы Пиаже в области изучения моральных представлений послужили основой для большого потока исследований морального сознания и поведения. В частности, было организовано исследование уровней морального развития Л. Колбергом, что, в свою очередь, тоже легло в основу интереса новых эмпирических исследований.

Особенное отношение к проблемам нравственности, характерное для русского сознания, отразилось и на тематике психологических исследованиях, проводимых отечественными учеными.

В серии исследований о нравственной личности, проведенных М. И. Воловиковой с коллегами, изучались представления разных групп населения о качествах нравственной личности. Исследование проводилось в Москве, Смолен-

ске и Республике Саха. В результате были выделены факторы: культурно-когнитивный, коммуникативный, личностной ответственности и др., которые имеют своеобразную представленность в зависимости от региона, где проводилось исследование. По данным исследования можно сделать вывод о степени близости или удаленности представлений в разных группах людей о качествах, присущих нравственной личности [2].

Кросс-культурное сравнение представлений о праве и юридическом законе в разных странах, на основании теории Л. Колберга, построено Дж. Тапп в виде клинического интервью. С помощью разработанной Дж. Тапп в конце 80-х годов методики, были получены данные о специфических особенностях представлений о праве в США, Индии, Японии, Италии, Греции. Отечественное исследование, проведенное по этой методике в тот же период, обнаружило своеобразие моральной и правовой социализации в российском обществе. В отличие от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит через подражание принятым в обществе нормам (вторая стадия по Тапп), у нас в этом процессе наблюдается либо «застревание» на начальной стадии, когда послушание обеспечивается с помощью страха наказания, либо обращение к высшему уровню морально-правового развития, опирающегося на высшие этические принципы и совесть.

Метод микросемантического анализа, разработанный А. В. Брушлинским, относится к качественным методам исследования, и направлен на выявление внутренних детерминант мышления. Он направлен прежде всего на изучение речевой продукции и может быть использован при исследовании процесса решения нравственных задач. В частности, в исследовании Л. В. Темновой, выполненного в начале 1990-х годов, изучалось представление о смертной казни.

Можно выделить целый пласт исследований структуры общественного сознания, посвященный представлениям о ценностях. М. Рокич выделяет иерархию ценностей как структуру предпочтений каждой ценности для индивида. Масштабный исследовательский проект Ш. Шварца, в котором задействовано более 46 стран, представляет собой попытку обоснования единой структуры личностных ценностей. Ценности в данной концепции рассматриваются как представления о целях, которые являются руководящими в жизни человека.

Современные отечественные исследования ценностных представлений, проводимые под руководством Д. А. Леонтьева [6], изучают виды ценностных представлений, и типы соотношения личностных и социальных ценностей.

Богатый эмпирический опыт изучения морально - правовых аспектов сознания, доказывает возможность использования теории социальных представлений для описания и объяснения особенностей морально-правовых представлений. Интерес представляют как кросс-культурные, так и внутри культурные исследования. Поскольку общественные изменения незамедлительно влекут за собой ломку прежних представлений, то на новом этапе социального развития мы можем наблюдать совершенно иную картину в содержании морально - правовых представлений. И новые исследования на базе теории социальных представлений, с использованием разнообразного методического материала, помогут лучше представить реальную социальную ситуацию через пространство морально-правовых представлений.

Список литературы

1. Абульханова, К. А. Российский менталитет [Текст] : кросскультурный и типологиче-

ский подходы / К. А. Абульханова // Российский менталитет : вопросы психологической теории и практики. - М. : Изд-во ИП РАН, 1997.

2. Воловикова, М. И. Представления русских о нравственном идеале [Текст] / М. И. Воловикова. - М., 2005.

3. Донцов, А. И. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии [Текст] / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова. - М., 1987.

4. Дробницкий, О. Г. Моральная философия [Текст] / О. Г. Дробницкий. - М., 2002.

5. Емельянова, Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества [Текст] / Т. П. Емельянова. - М., 2006.

6. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М., 2003.

7. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд [Текст] / С. Московичи // Психологический журнал. - 1995. - № 1.

8. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М., 2006.

9. Moscovici, S. On Social representations [Text] / S. Moskovici // Social cognition, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.